Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ И СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ И СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ТОВАРЫ / ТОВАРЫ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТОВАРЫ / СОДЕРЖАЩИЕ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / CUSTOMS CONTROL / EXPORT CONTROL / CONTROLLED GOODS / DUAL-USE GOODS / INTELLECTUAL PROPERTY / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / GOODS CONTAINING INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гетман Анастасия Геннадьевна, Ладынина Екатерина Алексеевна

В статье исследуется проблема государственного регулирования перемещения через таможенную границу товаров, подлежащих экспортному контролю и содержащих объекты интеллектуальной собственности. Предлагается комплекс мероприятий, обеспечивающих совершенствование государственного контроля в отношении рассматриваемой категории товаров на базе «перекрестного» контроля; даются рекомендации по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гетман Анастасия Геннадьевна, Ладынина Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE MOVEMENT OF GOODS LIABLE TO EXPORT CONTROL AND CONTAINING INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS

The problem of state regulation of the movement of goods liable to export control and containing intellectual property objects across the customs border is studied in the article. A set of measures to ensure the improvement of state control over the category of goods under consideration on the basis of “cross”-control is proposed; recommendations for their implementation are given.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ И СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ POINT OF VIEW

А. Г. Гетман, Е. А. Ладынина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ И СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В статье исследуется проблема государственного регулирования перемещения через таможенную границу товаров, подлежащих экспортному контролю и содержащих объекты интеллектуальной собственности. Предлагается комплекс мероприятий, обеспечивающих совершенствование государственного контроля в отношении рассматриваемой категории товаров на базе «перекрестного» контроля; даются рекомендации по их реализации.

Ключевые слова: таможенный контроль; экспортный контроль; контролируемые товары; товары двойного назначения; интеллектуальная собственность; результаты интеллектуальной деятельности; товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности.

A. G. Getman, E. A. Ladynina

STATE REGULATION OF THE MOVEMENT OF GOODS LIABLE TO EXPORT CONTROL AND CONTAINING INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS

The problem of state regulation of the movement of goods liable to export control and containing intellectual property objects across the customs border is studied in the article. A set of measures to ensure the improvement of state control over the category of goods under consideration on the basis of "cross"-control is proposed; recommendations for their implementation are given.

Keywords: customs control; export control; controlled goods; dual-use goods; intellectual property; results of intellectual activity; goods containing intellectual property objects.

В последнее время вопросы экспортного контроля все чаще связывают с защитой интеллектуальной собственности. Это отражает общую мировую тенденцию к интеллектуализации производимых товаров и увеличению конкурентоспособности любой продукции за счет содержащейся в ней интеллектуальной собственности. Технологическое преимущество любого государства дает рычаги влияния на другие страны.

Организация и проведение экспортного контроля в Российской Федерации (РФ) преследуют следующие цели: защита собственных государственных интересов; борьба с распространением международного терроризма; обеспечение реализации требований подписанных международных соглашений; создание благоприятных условий для экономической интеграции России в мировую экономику. Экспортный контроль является важным фактором воздействия на развитие мировой науки и техники, средством обеспечения и поддержания национальной и международной безопасности [1].

В условиях, когда одной из ключевых стратегических национальных задач обозначена диверсификация оборонно-промышленного комплекса (ОПК), выражающаяся в увеличении объемов выпуска высокотехнологичной продукции предприятиями ОПК, в том числе продукции двойного назначения, вопросы контроля перемещения таких товаров через таможенную границу следует рассматривать во взаимосвязи с осуществлением двух основных функций, возложенных на таможенные органы, - обеспечения мер экспортного контроля и соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС).

При разработке и производстве такой продукции с высокой степенью вероятности будут использоваться результаты интеллектуальной деятельности (РИД) данных предприятий, в том числе тех, создание которых финансировалось государством. Это является дополнительным аргументом необходимости детальной проработки вопросов учета РИД, перемещаемых через таможенную границу, технологии обмена информацией между соответствующими федеральными органами исполнительной власти, рассмотрения вопроса изменения административного регламента по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) и алгоритмов проверки соблюдения прав на ОИС, принадлежащих России.

Кроме того, проведение мероприятий, направленных на поддержку экспортеров товаров с высокой добавленной стоимостью, требует не только создания условий для продвижения их продукции на иностранных рынках, но и выработки комплекса мер по защите их интеллектуального потенциала, защите прав на ОИС. Для экспортеров, являющихся правообладателями, важен баланс мер государственной поддержки и контроля со стороны государства; для государства в части ОИС, созданных при его участии, - обеспечение соблюдения прав на их использование.

Учитывая специфический характер товаров и услуг «двойного применения», национальная система экспортного контроля призвана определить, что из технологий и изделий «двойного назначения» не может служить предметом международной передачи по соображениям государственной безопасности, в отношении каких товаров требуется учет, контроль и, следовательно, их перемещение возможно только при наличии разрешительных документов, а также в отношении какой продукции меры экспортного контроля неприменимы. При этом при использовании методов осуществления экспортного контроля важно сохранить возможность экспорта наукоемкой продукции и ее конкурентоспособность на зарубежных рынках, что особенно актуально в современных условиях, когда реализуются государственные программы, нацеленные на увеличение несырьевого экспорта, развитие международной кооперации. В связи с этим вопрос защиты прав интеллектуальной собственности в отношении объектов экспортного контроля является актуальным.

Российская Федерация - один из мировых лидеров по количеству научно-технических разработок. Количество действующих патентов РФ на изобретения к 2018 г. составляло 244 321 (для сравнения: в 2016 г. - 230 870), за один год было выдано 34 254 патента на изобретения [2].

В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 26.02.2002 № 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного

назначения» и от 21.03.2012 № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» Роспатентом проводится работа по ведению Единого реестра. По состоянию на начало 2018 г. более 32 300 РИД военного, специального и двойного назначения зарегистрировано в Едином реестре по государственным заказчикам (рис. 1) [3]. По данным Роспатента (по состоянию на начало 2018 г.), наибольшая доля приходится на патенты на программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем - 48%, на изобретения - 39%, на полезные модели - 11,8%, а на промышленные образцы - порядка 1% (табл.).

3 947

4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

2 885

2 418

1 426

24

292 292

I | Количество РИД

3158 3242

2 962

2 738

2 490

1 951

1 716

3 083

Ч

гФ^- г001<- гфЪ<- г0о9<- г0л0<- г0лл<- г0лг<- г0лг<- г0лА<- г0л^л- г0лб<- г0л1<-

Рис. 1. Общая динамика регистрации РИД военного, специального и двойного назначения в Едином реестре

Таблица

Количество поступивших заявок, выданных патентов и свидетельств на имя Российской Федерации

Показатели Изобретения Полезные модели Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем Промышленные образцы Итого

Подано заявок в 2017 г. 413 125 619 13 1 170

Количество действующих патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и свидетельств на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем на имя РФ по состоянию на 31.12.2017, всего 2 966 892 3 615 83 7 556

из них выдано в 2017 г. 409 144 635 11 1 199

Распределение РИД военного, специального и двойного назначения, зарегистрированных в Едином реестре, по государственным заказчикам также представлено в докладе об итогах деятельности Роспатента в 2017 г. Основная доля

- 119

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2019

приходится на Министерство обороны РФ и составляет 44,9%, от общего количества РИД военного, специального и двойного назначения, зарегистрированных в Едином реестре; на Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» приходится 18,6%, Министерство промышленности и торговли РФ - 10,9%, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» - 8,4%, Федеральную службу технического и экспортного контроля - 3,4%, Службу внешней разведки - 3,4%, Министерство внутренних дел РФ - 2,7% [4].

Следует подчеркнуть, что в нашей стране, несмотря на общность целей и задач экспортного контроля и защиты интеллектуальной собственности, а также наличие единых органов их регулирования, вопросы экспортного контроля и защиты интеллектуальной собственности разделены: существует законодательство, регулирующее перемещение товаров, содержащих ОИС, и законодательство, регулирующее перемещение товаров, являющихся объектами экспортного контроля.

В соответствии со ст. 311, 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют ряд функций, среди них осуществление экспортного контроля и защита прав на ОИС на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) [5]. На этапе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и их декларирования в национальной системе экспортного контроля таможенные органы являются ключевым элементом.

В ТК ЕАЭС закреплены положения, регламентирующие порядок действий должностных лиц таможенных органов при обнаружении признаков нарушения прав правообладателя на ОИС при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих ОИС, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов или национальный ТРОИС. В России исполнение государственной функции по ведению ТРОИС возложено на Федеральную таможенную службу (ФТС России).

На рис. 2 представлена общая схема защиты прав на ОИС, реализуемая таможенными органами. Такая схема защиты предоставляет возможность правообладателям получить дополнительные гарантии проведения контроля соблюдения их прав таможенными органами, в том числе выявление и пресечение незаконного ввоза товаров, содержащих ОИС, включенных в ТРОИС, права на которые принадлежат российским правообладателям.

Однако проблемой остается защита прав на ОИС, права на которые принадлежат РФ. Как правило, это контролируемые товары.

Порядок таможенного контроля по защите интересов правообладателей в отношении контролируемых товаров в настоящее время ничем не отличается от общего порядка, применяемого в отношении товаров, не являющихся объектами экспортного контроля. На единой таможенной территории ЕАЭС единый порядок экспортного контроля рассматривается лишь на уровне теоретических проработок и общих типовых методик его применения. Конкретные меры государственного регулирования, а также номенклатура контролируемых товаров определяются только на национальном уровне. В нормативных актах, регулирующих методы осуществления экспортного контроля, отсутствуют положения, касающиеся вопросов контроля соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Приостановление выпуска товаров осуществляется, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, таможенным органом обнаружены признаки нарушения

прав интеллектуальной собственности

Сроки приостановления выпуска

ОИС включен в ТРОИС

ОИС не включен в ТРОИС

Десять рабочих дней

Семь рабочих дней

По запросу правообладателя / его представителя (если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством). Срок может быть продлен не более чем на десять рабочих дней

Решения о приостановлении выпуска товаров и о продлении срока приостановления выпуска товаров принимаются в письменной форме руководителем таможенного органа или уполномоченным им лицом

Таможенный орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров:

• уведомляет декларанта и правообладателя или его представителя о приостановлении, причинах и сроках приостановления;

• сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы;

• сообщает правообладателю или его представителю наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта

По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих ОИС, выпуск таких товаров возобновляется и производится в обычном порядке, кроме случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию

Рис. 2. Схема защиты прав на ОИС, включенных/ не включенных в ТРОИС

На уровне ФТС России полномочия по осуществлению координации в области экспортного контроля предоставлены Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля [6]. В системе государственного экспортного контроля в РФ важная роль принадлежит Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) [7] и ее подведомственным организациям - ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС) и ФГБУ «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» [8] (ФАПРИД), обеспечивающим участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) получение разрешительных документов (лицензии) на осуществление внешнеэкономической операции [9].

Традиционными объектами таможенного контроля, в отношении которых реализуется задача обеспечения защиты прав на ОИС, являются [10]:

1) контролируемые товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС и (или) подлежащие декларированию и содержащие ОИС, исключительные права на которые подлежат трансграничной защите;

2) документы и сведения о товарах, содержащих ОИС, исключительные права на которые подлежат трансграничной защите;

3) деятельность лиц, которые осуществляют ВЭД в отношении товаров, содержащих ОИС, исключительные права на которые подлежат трансграничной защите;

4) физические лица, пересекающие таможенную границу ЕАЭС и перемещающие в своих целях товары, содержащие ОИС, исключительные права на которые подлежат трансграничной защите.

Для решения проблем государственного контроля в отношении товаров, подлежащих экспортному контролю и содержащих ОИС, предлагается механизм «перекрестного» контроля товаров.

Сущность предлагаемого «перекрестного» контроля в отношении товаров, содержащих ОИС и подпадающих под действие экспортного контроля, заключается в проведении таможенного контроля в отношении указанных выше традиционных объектов и экспортного контроля, который осуществляется в отношении определенной категории товаров, содержащих РИД. Необходимость введения такого контроля обосновывается следующим фактором.

В установленном комплекте документов для получения лицензии присутствует пункт: «копия документа, подтверждающего представление в Федеральную службу по интеллектуальной собственности документов (копий документов), необходимых для урегулирования вопросов правовой защиты РИД, которые использовались при создании передаваемой иностранному лицу контролируемой продукции и права на которые принадлежат государству». Это свидетельствует о необходимости предоставления информации о планируемой внешнеэкономической операции в Роспатент, который реализует полномочия по распоряжению принадлежащими государству правами на РИД.

Данное требование на протяжении долгого времени носило обязательный характер с условием предоставления оригинала документа, однако данный пункт был изменен и из перечня необходимых документов перенаправлен в раздел «Дополнительно, по собственной инициативе заявителя».

Для проведения правовой экспертизы на наличие или отсутствие в контролируемой продукции ОИС, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ, участник ВЭД направляет в Роспатент письменное обращение, прикладывая справку о наличии охранных документов на ОИС, используемых при выполнении контракта, справку об использовании при выполнении контракта результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, полученных за счет государственных средств, и иные документы (например, копию контракта) [11].

В случае установления факта, что контролируемая продукция содержит РИД военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ, соблюдение правовой защиты достигается за счет регистрации в ФАПРИД лицензионных договоров на их передачу и обеспечения уплаты лицензионных платежей во исполнение положений лицензионных договоров, закрепляющих торговые отношения между РФ и государственным заказчиком или иным органом.

В случае если ФАПРИД не согласовывает с участником ВЭД данный вопрос, то условия использования РИД определяются через механизмы урегулирования гражданских споров, в которых государство должно выступать на равных началах с другими участниками гражданского оборота [12].

Если для ОИС (например, товарных знаков, мест происхождения товара, объектов авторского права) в рамках таможенного контроля законодательно

предусмотрен алгоритм проверочных мероприятий, то в отношении таких РИД, как, например, изобретение, полезная модель, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, контроль со стороны таможенных органов фактически невозможен. С учетом того, что и при выдаче разрешительных документов государственными органами такая проверка проводится только в случаях предоставления соответствующей информации от заявителя, возникает обозначенная нами проблема - отсутствие со стороны государства механизма обеспечения защиты ОИС, полученных в результате НИОКР, военного, специального и двойного назначения.

Учет фактов перемещения контролируемых товаров, содержащих ОИС, права на которые принадлежат РФ, в таможенных органах РФ не предусмотрен, в связи с чем отразить динамику фактического перемещения контролируемой продукции, содержащей такие ОИС, не представляется возможным.

Анализ открытых источников, доступных для более подробного изучения номенклатуры объектов экспортного контроля, показал, что условно можно выделить следующие категории контролируемой продукции: «технические средства и оборудование», «материалы», «программное обеспечение» и «технологии».

Категории «технические средства и оборудование» и «материалы» составляют большую часть номенклатуры контролируемых списков и включают оборудование, сборочные единицы, составные элементы и компоненты, которые должны подлежать защите как перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС объекты патентного права, т. е. в виде изобретений, полезных моделей или промышленных образцов. Например, программное обеспечение как ОИС в составе единой технологии встречается в «Списке оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» (РО): автопилоты (РО 9.1.1, РО 9.4.1, РО 9.4.2), акселерометры (РО 9.1.3, РО 9.1.5, РО 9.1.6, РО 9.4.1, РО 9.4.3), бортовая аппаратура (РО 9.1.1, РО 9.4.1, РО 9.4.2), в «Списке оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» (ЯО): цифровые контроллеры (ЯО 1.2.6.2), металлургические плавильные и литейные печи (ЯО 1.2.7), роботы (ЯО 1.1.3), механизмы, инструменты и системы контроля размеров (ЯО 1.2.3) и др.

Более того, любой объект, представляющий контролируемую продукцию, может выступать в качестве секрета производства (ноу-хау), а также иметь собственное торговое обозначение в виде товарного знака.

Следовательно, существующий порядок контроля таможенными органами РФ за трансграничным перемещением контролируемой продукции, содержащей ОИС, сочетает в себе таможенный контроль и элементы экспортного контроля. Однако, исходя из действующих механизмов выполнения таможенными органами функций обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности и экспортного контроля, они осуществляются независимо друг от друга, что не позволяет оценить динамику перемещения товаров, содержащих ОИС и подпадающих под действие экспортного контроля, дать объективную характеристику существующего уровня защиты ОИС, права на которые принадлежат РФ.

Кроме того, в настоящее время деятельность таможенных органов РФ по защите ОИС ограничена лишь пятью видами ОИС, которые представляют незначительный интерес с точки зрения объектов экспортного контроля. Как показал анализ

долевого соотношения ОИС, включенных в ТРОИС России, фактически таможенные органы РФ обеспечивают защиту лишь в отношении товарных знаков, объектов авторских прав и наименований мест происхождения товаров. Защита прав на объекты патентного права, топологии интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау) не входит в компетенцию таможенных органов РФ.

Анализ статистических данных на основании проведенного условного катего-рирования номенклатуры контрольных списков позволил установить, что наибольшая доля перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров приходится на товарные группы 72-83, 84 и 85 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, потенциально представляющие интерес в рамках экспортного контроля в виде объектов патентного права.

Данное наблюдение свидетельствует о сохранении риска неконтролируемой передачи за рубеж жизненно важных для государства ОИС в виде изобретений, полезных моделей и промышленных образцов и, как следствие, о возможности нанесения экономического ущерба.

Следует отметить, что существует риск не только незаконного вывоза РИД, но и ввоза в РФ контрафактного товара, когда ранее полученные РИД были использованы иностранными изготовителями в импортных товарах.

Таким образом, для совершенствования контроля за перемещением через таможенную границу товаров, попадающих под экспортный контроль и содержащих ОИС либо непосредственно являющихся РИД, путем реализации предлагаемого «перекрестного» контроля в отношении рассматриваемой категории товаров, по нашему мнению, необходимо реализовать комплекс следующих мероприятий:

1. Организовать учет результатов интеллектуальной деятельности при перемещении товаров через таможенную границу. Предлагается ввести способ автоматического учета товаров, являющихся РИД или их содержащих, например, в виде заполнения в графе 33 (нового подраздела) аналогично заполнению признака «И» для товаров, содержащих ОИС, включенный в ТРОИС. Автоматизированный подход позволит, помимо ведения точной статистики перемещения товаров, содержащих РИД, права на которые принадлежат РФ или российским правообладателям -производителям продукции, являющейся объектом экспортного контроля, обеспечить контроль соблюдения валютного и налогового законодательства.

Подтверждением важности решения этой задачи являются и данные Роспатента, из отчета которого следует, что были выявлены факты незаключения соответствующих договоров российскими производителями по передаче прав на ОИС, права на которые принадлежат РФ.

2. Расширение перечня видов ОИС, подлежащих защите со стороны таможенных органов РФ. Положения части II Соглашения ТРИПС [13] и нормы модели законодательства, установленные Всемирной таможенной организацией, не ограничивают возможность расширения перечня ОИС, подлежащих защите со стороны таможенных органов.

Для реализации комплекса указанных мероприятий первоочередными задачами являются:

- разработка механизма межведомственного взаимодействия, связанного как с информационным обменом, так и с автоматизацией процесса передачи данных, имеющих значение при осуществлении контроля таможенными органами;

- проработка вопросов учета, технологии обмена информацией между соответствующими федеральными органами исполнительной власти;

- изменение Административного регламента по ведению ТРОИС (в том числе по увеличению количества видов ОИС, подлежащих включению, упрощение порядка включения объектов государственными органами и ОИС, права на которые принадлежат РФ), а также в целом изменение алгоритмов проверки соблюдения прав на ОИС, права на которые принадлежат РФ.

Использованные источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

2. Деятельность. Статистическая информация, 2016 г., 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБУ ФИПС. URL: www1.fips.ru/.

3. Доклад об итогах деятельности Роспатента в 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rupto.ru/content/uploadfiles/project_otchet_rp_2017.pdf.

4. Приложение 2 к Докладу об итогах деятельности Роспатента в 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rupto.ru/content/uploadfiles/project_otchet_rp_2017.pdf.

5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Приказ ФТС России от 29.08.2016 № 1647 «Об утверждении Положения об Управлении торговых ограничений, валютного и экспортного контроля» [Электронный ресурс]. URL: www.customs.consultant.ru/documents/1144062.

7. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 14. Ст. 1627.

8. Указ Президента РФ от 14.05.1998 № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 20. Ст. 2146.

9. Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, РИД (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 38. Ст. 4324.

10. Агамагомедова С. А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 160 с.

11. Приказ ФАПРИД от 21.08.2000 № 31 «Об организации проведения правовой экспертизы товаров с целью выявления результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ» [Электронный ресурс]. URL: www.docs.cntd.ru/document/901774844.

12. Получение заключения по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://fstec.ru/litsenzionnaya-deyatelnost/eksportnyj-kontrol/ 80-protsess-prinyatiya-resheniya/246-poluchenie-zaklyucheniya-po-pravovoj-zashchite-rezultatov-intellektualnoj-deyatelnosti.

13. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС, 1994 г.) / Всемирная организация интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=379915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.