В.В. Кудашкин, А.Н. Турко
В.В. Кудашкин, А.Н. Турко
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВВОЗА И ВЫВОЗА ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В общей системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вопросы координации и взаимодействия таможенных органов и федеральных органов исполнительной власти, задействованных в реализации системы экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества, на сегодняшний день являются наиболее проблемными.
Как известно, 2007 г. оказался рекордным по объемам поставок российского оружия иностранным государствам - более 6 млрд. долл. США, несмотря на то, что на мировом рынке оружия существует жесткая конкуренция. Успех во многом зависит от ряда составляющих, в том числе оперативности удовлетворения заявок иностранных заказчиков по поставке не только финальных образцов, но и рекламационных актов в гарантийный период, а также эффективного обслуживания техники в послегарантийный период.
Однако прежде чем попасть в руки иностранных специалистов, огромное количество вооружения и военной техники проходит таможенное оформление и таможенный контроль.
Следует отметить, что деятельность таможенных органов и участников ВЭД основывается на строгом соблюдении норм национального и международного законодательства. Кроме того, межведомственные таможенно-правовые отношения при ввозе и вывозе продукции военного назначения (ПВН) как специфического вида товаров регламентируются специальными правовыми актами, рядом специальных постановлений и решений Правительства РФ, международными договорами, конвенциями и соглашениями. Точное применение норм закона особенно важно при выявлении фактов таможенных правонарушений, к которым относятся как случайные ошибки при оформлении таможенных документов, так и умышленное недостоверное декларирование данного товара. Таким образом, таможенные органы должны не только контролировать соблюдение законодательного обеспечения ввоза и вывоза ПВН, но и надежно пресекать контрабандные каналы торговли оружием.
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Неотъемлемой частью таможенного контроля является идентификация контролируемых объектов. В общем случае идентификация товаров содержит:
- проверку документов и сведений;
- таможенный осмотр товаров, в том числе с использованием технических средств таможенного контроля;
- поиск сокрытий;
- специальную таможенную ревизию, в рамках которой таможенные органы вправе проверять любую документацию и информацию, а также проводить осмотр и досмотр товаров.
С таможенной точки зрения идентификация, по существу, означает корректное определение кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, что необходимо для установления таможенной стоимости товара, исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов и т.д., т.е. идентификация дает базовую информацию для принятия решения экономического характера.
Вместе с тем специфичность ПВН как предмета таможенных процедур накладывает серьезный отпечаток на данные процедуры и существенно отличается от таможенного оформления обычного товара [1]. Тем не менее указанные проблемы пока не стали предметом специальных правовых исследований, и в настоящее время ощущается острая нехватка научно обоснованных знаний об особенностях таможенно-пра-вового регулирования ввоза и вывоза ПВН. Их разработка, безусловно, позволит выявить узкие места прохождения таможенных процедур при обеспечении экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества.
Необходимость совершенствования государственного управления по реализации ввоза и вывоза ПВН обусловлена тем, что в определенной степени имеет место дублирование функций таможенного контроля и органов власти, участвующих в координации и контроле военно-технического сотрудничества, что не позволяет оптимизировать этот процесс.
Важным аспектом таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза ПВН является инструмент системы экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества, в качестве которого выступает лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) на ввоз и (или) вывоз продукции военного назначения. Лицензия аккумулирует в себе все элементы и уровни разрешительной системы, когда многочисленные органы государственной власти структуры управления деятельностью в сфере ВТС Российской Федерации, рассмотрев обращение иностранного заказчика со всех точек зрения, принимают решение разрешить ввоз или вывоз ПВН. Концентрированным выражением этого разрешения и является лицензия ФСВТС России. При этом наиболее актуальным представляется рассмотрение комплекса вопросов, связанных с влиянием лицензирования на таможенные отношения при перемещении ПВН через таможенную границу РФ.
Таким образом, в указанной области прохождение таможенных процедур напрямую зависит от возникновения, изменения и прекращения нетарифных отношений, основанием которых является лицензия ФСВТС России. От четкости, правильности и слаженности прохождения разрешительной системы, завершающим этапом которой является получение указанной лицензии и ее последующая регистрация в таможенных органах, зависит оперативность перемещения ПВН через таможенную границу РФ.
Кроме того, действующее таможенное законодательство, как показывает практика, содержит потенциал для совершенствования. Есть пробелы, неоднозначнос-
В.В. Кудашкин, А.Н. Турко jTJ\
ти, отставание от современных требований, в том числе связанные с требованиями ВТО.
Итак, системная декомпозиция решения поднятых проблем должна включать:
- изучение специфики предмета таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза ПВН и выявление той его части, которая связана с обеспечением соблюдения ограничений и запретов законодательства в области военно-технического сотрудничества;
- выявление и определение института обеспечения соблюдения запретов и ограничений, связанных с перемещением через таможенную границу ПВН, и обоснование его в качестве метода реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества;
- комплексное рассмотрение института лицензирования системы экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества в качестве правового основания таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемой через таможенную границу ПВН;
- исследование влияния лицензии ФСВТС России на возникновение, изменение и прекращение таможенных правоотношений, связанных с перемещением ПВН через таможенную границу РФ.
Научно-практическую значимость имеет также определение основных направлений совершенствования таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза ПВН. Во-первых, это решение отдельных проблем таможенного законодательства и уголовного права, связанных с ввозом и вывозом ПВН; во-вторых, разработка предложений по совершенствованию таможенных режимов с точки зрения их адаптации к особенностям военно-технического сотрудничества и перемещению в рамках этого сотрудничества ПВН через таможенную границу.
По первому направлению требуются следующие законодательные и нормативные решения:
- учет таможенным законодательством особенностей и специфики экспертизы продукции на предмет ее отнесения или неотнесения к продукции военного назначения;
- приведение различных точек зрения к единому мнению относительно вопроса возмещения ущерба в случае правомерных действий таможенных органов, приведших к нанесению ущерба субъектам военно-технического сотрудничества. Существует мнение [2, с. 37], что возмещение возможно только в судебном порядке. Однако в области военно-технического сотрудничества данный вопрос урегулирован Правилами возмещения возможного ущерба (выплаты компенсации) субъектами военно-технического сотрудничества в случае принятия в установленном порядке решения о приостановлении или прекращении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 142, которые не предполагают судебного порядка решения спора;
- совершенствование двух статей Уголовного кодекса РФ, предметная часть которых связана с военно-техническим сотрудничеством: ст. 188 УК РФ (Контрабанда) и ст. 189 УК РФ (Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники). Для обеспечения адекватности наказания содеянному деянию целесообразно дополнить ч. 2 ст. 188 УК РФ видами продукции военного назначения, указанными в ст. 1 Закона о военно-техническом сотруд-
вЕстник российской таможенной академии, 3(4) 2008
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТы ТАМОЖЕННОй ДЕЯТЕЛьНОСТИ
ничестве, а в ст. 189 УК РФ в качестве предметов уголовного преступления определить объекты прав, не имеющих овеществленную форму;
- внесение изменений в перечень товаров, не подлежащих помещению под режим таможенного склада, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.11.2003 № 1712-р, с приведением его в соответствие с Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062.
По второму направлению необходимо внести изменения в Таможенный кодекс РФ, предусматривающие:
- законодательное обеспечение возможности проведения ремонта продукции военного назначения, иного товара, ранее поставленного на экспорт, посредством эквивалентной замены на аналогичный российский товар, в случае его помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории;
- обеспечение возможности проведения оперативного ремонта ПВН, иного товара, ранее поставленного на экспорт, посредством замены неисправных составных частей, в том числе запасных частей, встроенных в этот товар, временно ввезенными на территорию иностранного государства составными частями, в том числе запасными частями товара того же типа и использования указанных частей за пределами таможенной территории РФ вместо неисправных.
Как представляется, научная разработка указанных нормативно-правовых проблем может оказать позитивное влияние на деятельность управленческих звеньев и органов государственной власти РФ, осуществляющих государственное управление в области таможенного дела и военно-технического сотрудничества, а также устранить пробелы, имеющиеся в таможенно-правовом регулировании ввоза и вывоза ПВН.
Список использованных источников
1. Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской
Федерации с иностранными государствами. М.: Статут, 2008.
2. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Волтерс Клувер, 2007.
вестник российской таможенной академии, 3(4) 2008