Научная статья на тему 'Совершенствование таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения'

Совершенствование таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ТАМОЖЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВВОЗ / ВЫВОЗ / CUSTOMS CLEARANCE / CUSTOMS CONTROL / MILITARY PURPOSE ITEMS / IDENTIFICATION / LEGAL REGULATION / IMPORT / EXPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудашкин В. В., Турко А. Н.

В статье определяется специфика таможенного оформления и контроля продукции военного назначения. Анализируются вопросы таможенной идентификации и правового регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения. Формулируются предложения по решению нормативно-правовых проблем в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудашкин В. В., Турко А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of customs legal regulation of import and export of military purpose items

Authors consider peculiarities of customs clearance and customs control of military purpose items. Problems with customs identification and legal regulation of import and export of military purpose items are examined. Proposals to resolve legal problems of this sphere are phrased.

Текст научной работы на тему «Совершенствование таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения»

В.В. Кудашкин, А.Н. Турко

В.В. Кудашкин, А.Н. Турко

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВВОЗА И ВЫВОЗА ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В общей системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вопросы координации и взаимодействия таможенных органов и федеральных органов исполнительной власти, задействованных в реализации системы экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества, на сегодняшний день являются наиболее проблемными.

Как известно, 2007 г. оказался рекордным по объемам поставок российского оружия иностранным государствам - более 6 млрд. долл. США, несмотря на то, что на мировом рынке оружия существует жесткая конкуренция. Успех во многом зависит от ряда составляющих, в том числе оперативности удовлетворения заявок иностранных заказчиков по поставке не только финальных образцов, но и рекламационных актов в гарантийный период, а также эффективного обслуживания техники в послегарантийный период.

Однако прежде чем попасть в руки иностранных специалистов, огромное количество вооружения и военной техники проходит таможенное оформление и таможенный контроль.

Следует отметить, что деятельность таможенных органов и участников ВЭД основывается на строгом соблюдении норм национального и международного законодательства. Кроме того, межведомственные таможенно-правовые отношения при ввозе и вывозе продукции военного назначения (ПВН) как специфического вида товаров регламентируются специальными правовыми актами, рядом специальных постановлений и решений Правительства РФ, международными договорами, конвенциями и соглашениями. Точное применение норм закона особенно важно при выявлении фактов таможенных правонарушений, к которым относятся как случайные ошибки при оформлении таможенных документов, так и умышленное недостоверное декларирование данного товара. Таким образом, таможенные органы должны не только контролировать соблюдение законодательного обеспечения ввоза и вывоза ПВН, но и надежно пресекать контрабандные каналы торговли оружием.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Неотъемлемой частью таможенного контроля является идентификация контролируемых объектов. В общем случае идентификация товаров содержит:

- проверку документов и сведений;

- таможенный осмотр товаров, в том числе с использованием технических средств таможенного контроля;

- поиск сокрытий;

- специальную таможенную ревизию, в рамках которой таможенные органы вправе проверять любую документацию и информацию, а также проводить осмотр и досмотр товаров.

С таможенной точки зрения идентификация, по существу, означает корректное определение кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, что необходимо для установления таможенной стоимости товара, исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов и т.д., т.е. идентификация дает базовую информацию для принятия решения экономического характера.

Вместе с тем специфичность ПВН как предмета таможенных процедур накладывает серьезный отпечаток на данные процедуры и существенно отличается от таможенного оформления обычного товара [1]. Тем не менее указанные проблемы пока не стали предметом специальных правовых исследований, и в настоящее время ощущается острая нехватка научно обоснованных знаний об особенностях таможенно-пра-вового регулирования ввоза и вывоза ПВН. Их разработка, безусловно, позволит выявить узкие места прохождения таможенных процедур при обеспечении экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества.

Необходимость совершенствования государственного управления по реализации ввоза и вывоза ПВН обусловлена тем, что в определенной степени имеет место дублирование функций таможенного контроля и органов власти, участвующих в координации и контроле военно-технического сотрудничества, что не позволяет оптимизировать этот процесс.

Важным аспектом таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза ПВН является инструмент системы экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества, в качестве которого выступает лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) на ввоз и (или) вывоз продукции военного назначения. Лицензия аккумулирует в себе все элементы и уровни разрешительной системы, когда многочисленные органы государственной власти структуры управления деятельностью в сфере ВТС Российской Федерации, рассмотрев обращение иностранного заказчика со всех точек зрения, принимают решение разрешить ввоз или вывоз ПВН. Концентрированным выражением этого разрешения и является лицензия ФСВТС России. При этом наиболее актуальным представляется рассмотрение комплекса вопросов, связанных с влиянием лицензирования на таможенные отношения при перемещении ПВН через таможенную границу РФ.

Таким образом, в указанной области прохождение таможенных процедур напрямую зависит от возникновения, изменения и прекращения нетарифных отношений, основанием которых является лицензия ФСВТС России. От четкости, правильности и слаженности прохождения разрешительной системы, завершающим этапом которой является получение указанной лицензии и ее последующая регистрация в таможенных органах, зависит оперативность перемещения ПВН через таможенную границу РФ.

Кроме того, действующее таможенное законодательство, как показывает практика, содержит потенциал для совершенствования. Есть пробелы, неоднозначнос-

В.В. Кудашкин, А.Н. Турко jTJ\

ти, отставание от современных требований, в том числе связанные с требованиями ВТО.

Итак, системная декомпозиция решения поднятых проблем должна включать:

- изучение специфики предмета таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза ПВН и выявление той его части, которая связана с обеспечением соблюдения ограничений и запретов законодательства в области военно-технического сотрудничества;

- выявление и определение института обеспечения соблюдения запретов и ограничений, связанных с перемещением через таможенную границу ПВН, и обоснование его в качестве метода реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества;

- комплексное рассмотрение института лицензирования системы экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества в качестве правового основания таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемой через таможенную границу ПВН;

- исследование влияния лицензии ФСВТС России на возникновение, изменение и прекращение таможенных правоотношений, связанных с перемещением ПВН через таможенную границу РФ.

Научно-практическую значимость имеет также определение основных направлений совершенствования таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза ПВН. Во-первых, это решение отдельных проблем таможенного законодательства и уголовного права, связанных с ввозом и вывозом ПВН; во-вторых, разработка предложений по совершенствованию таможенных режимов с точки зрения их адаптации к особенностям военно-технического сотрудничества и перемещению в рамках этого сотрудничества ПВН через таможенную границу.

По первому направлению требуются следующие законодательные и нормативные решения:

- учет таможенным законодательством особенностей и специфики экспертизы продукции на предмет ее отнесения или неотнесения к продукции военного назначения;

- приведение различных точек зрения к единому мнению относительно вопроса возмещения ущерба в случае правомерных действий таможенных органов, приведших к нанесению ущерба субъектам военно-технического сотрудничества. Существует мнение [2, с. 37], что возмещение возможно только в судебном порядке. Однако в области военно-технического сотрудничества данный вопрос урегулирован Правилами возмещения возможного ущерба (выплаты компенсации) субъектами военно-технического сотрудничества в случае принятия в установленном порядке решения о приостановлении или прекращении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 142, которые не предполагают судебного порядка решения спора;

- совершенствование двух статей Уголовного кодекса РФ, предметная часть которых связана с военно-техническим сотрудничеством: ст. 188 УК РФ (Контрабанда) и ст. 189 УК РФ (Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники). Для обеспечения адекватности наказания содеянному деянию целесообразно дополнить ч. 2 ст. 188 УК РФ видами продукции военного назначения, указанными в ст. 1 Закона о военно-техническом сотруд-

вЕстник российской таможенной академии, 3(4) 2008

ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТы ТАМОЖЕННОй ДЕЯТЕЛьНОСТИ

ничестве, а в ст. 189 УК РФ в качестве предметов уголовного преступления определить объекты прав, не имеющих овеществленную форму;

- внесение изменений в перечень товаров, не подлежащих помещению под режим таможенного склада, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.11.2003 № 1712-р, с приведением его в соответствие с Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062.

По второму направлению необходимо внести изменения в Таможенный кодекс РФ, предусматривающие:

- законодательное обеспечение возможности проведения ремонта продукции военного назначения, иного товара, ранее поставленного на экспорт, посредством эквивалентной замены на аналогичный российский товар, в случае его помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории;

- обеспечение возможности проведения оперативного ремонта ПВН, иного товара, ранее поставленного на экспорт, посредством замены неисправных составных частей, в том числе запасных частей, встроенных в этот товар, временно ввезенными на территорию иностранного государства составными частями, в том числе запасными частями товара того же типа и использования указанных частей за пределами таможенной территории РФ вместо неисправных.

Как представляется, научная разработка указанных нормативно-правовых проблем может оказать позитивное влияние на деятельность управленческих звеньев и органов государственной власти РФ, осуществляющих государственное управление в области таможенного дела и военно-технического сотрудничества, а также устранить пробелы, имеющиеся в таможенно-правовом регулировании ввоза и вывоза ПВН.

Список использованных источников

1. Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской

Федерации с иностранными государствами. М.: Статут, 2008.

2. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Волтерс Клувер, 2007.

вестник российской таможенной академии, 3(4) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.