Проблемные вопросы, связанные с поставкой запасных частей и ремонтом комплектующих изделий самолетов российского производства в интересах иностранных заказчиков
Ерёмин Максим Юрьевич
аспирант, кафедра «Экономика инноваций и управление проектами», Московский авиационный институт, [email protected]
Саркисян Александр Сергеевич
доктор экономических наук, профессор, Московский авиационный институт, [email protected]
В настоящей статье рассмотрены проблемные вопросы, связанные с осуществлением поставок запасных частей и выполнением ремонта агрегатов для самолетов, ранее поставленных на экспорт, приведены возможные пути повышения качества сервисных услуг и, как следствие, повышение конкурентоспособности продукции военного назначения отечественного производства на внешних рынках. Кратко изложена процедура проработки заявок инозаказчиков. Проанализированы основные проблемы, связанные с длительными процедурами получения разрешительных документов для осуществления ввоза и вывоза запчастей и агрегатов.
Дополнительно изложены вопросы, касающиеся требований, предъявляемые иностранными заказчиками к поставляемой авиационной техники и их совместимости с международными стандартами в области кодификации продукции военного назначения.
В конце статьи даны предложения по сокращению административных и бюрократических издержек, которые значительно снижают сроки поставок необходимого имущества. Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, послепродажное обслуживание, авиационная техника.
В настоящее время при явном превосходстве отечественной АТ по лётно-техническим характеристикам и ценовым параметрам мы проигрываем конкурентную борьбу в части оказания услуг по её обслуживанию. Как показывает практика, прежде всего это связано с тем, что требования, предъявляемые иностранными заказчиками, не могут быть в полной мере удовлетворены производителями основных изделий и комплектующих к ним в силу их перегруженности, отсутствия стратегии сервисного обслуживания, которая базировалась бы на интегрированной логистической поддержке, нехватке соответствующих структур и предприятий, отвечающих за сервисное обслуживание.
Проблемы, связанные с обеспечением запасными частями, поставленной на экспорт продукции военного назначения (ПВН), в течение многих лет являются актуальными для задач военно-технического сотрудничества.
Ежегодно разрабатываются планы мероприятий, направленные на решение этой задачи. Однако резко изменить ситуацию до настоящего времени не удалось.
Давно назрел и требует своего решения вопрос выполнения требований международных стандартов при организации поставок ЗИП, хотя он на первый взгляд не является определяющим. Однако в своей практической деятельности поставщики все более сталкиваются с ситуациями, связанными с необходимостью выполнения требований иностранного заказчика -выполнять поставку ЗИП по правилам, которые становятся стандартными в мировой системе торговли, включая систему мировой торговли оружием.
С тем чтобы решить эту проблему необходимо ответить на следующие вопросы:
- почему нередко возникают претензии иностранных заказчиков к российской стороне по вопросам поставки ЗИП?
- с чем связан тот факт, что послепродажное обслуживание для российской стороны зачастую превращается в проблему?
- почему зарубежные производители ПВН спокойно решают эти проблемы и при этом получают довольно приличную прибыль? (имеется в виду не разовая прибыль от одной сделки, а
О
55 >
£
55 П П 1
и
у
а
г
*
а о
это долговременное военно-техническое сотрудничество).
- почему при проработке тендерных документов наши предложения по поставкам ЗИП и послепродажному обслуживанию зачастую встречают у иностранного заказчика недопонимание?
- почему для нас интегрированная логистическая поддержка, поставленной на экспорт техники, только сейчас становится реальностью, в то время как ведущие страны-поставщики вооружения работают на этом сегменте рынка уже 10-15 лет?
Решение указанных вопросов во многом может определить наше развитие и дальнейшую перспективу в плане конкурентоспособности российской продукции военного назначения на мировых рынках оружия.
Большую роль играют вопросы совместимости наших военных систем с требованиями международных стандартов. Инозаказчики ставят перед нами вопросы по кодификации комплектующих изделий и запасных частей в соответствии с системой кодификации НАТО, по выполнению требований стандартов по организации хранения и учета системы ЗИП, которые включают все характеристики предметов поставки, формируемые по определенным правилам, принятым в системе международных стандартов. В то же время, несмотря на очевидные требования инозаказчиков, решить вопрос на уровне разработчика и головного производителя пока не удается.
В общем смысле система кодификации является базовым элементом для:
- подготовки технической документации, включая требования электронной документации,
- выполнения процедур логистического анализа и процедур подготовки материалов по вопросам надежности, ремонтопригодности техники,
- процедур поставки всех элементов систем, включая поставку комплектующих изделий, запасных частей, расходных материалов, инструментов от формирования каталога и подготовки на его базе заявок
- заказчика на поставку,
- обеспечения эксплуатации всего вспомогательного оборудования,
- выполнение требований по упаковке, транспортировке и
- организации хранения,
- выполнение процедур позиционной расценки, поставляемого имущества,
- обеспечение всех видов ремонта,
- обеспечение расчетов за поставленное имущество.
Важнейшей задачей этой системы является создание единой информационной базы о предметах снабжения для всех участников формирования и реализации Государственного оборонного заказа за счет внедрения единых правил описания основных оперативно-тактических, технических и экономических характеристик предметов снабжения, их классификации, кодирования и идентификации, совместимых с
Было бы целесообразно в ближайшее время:
1. Разработать перспективный план работы в этом направлении на несколько лет, заложив основные направления в концепцию, в которой определить деятельность Предприятий по адаптации наших возможностей к выполнению требований международных стандартов в интересах задач.
2. ФСВТС России разработать предложения по актуализации Федеральных стандартов Российской Федерации для обеспечения выполнения требований международных стандартов при поставках ЗИП.
Вышеизложенные вопросы являются программными и требуют системного подхода к их решению.
В настоящее время фактическое состояние удовлетворения заявок инозаказчиков на поставку запасных частей свидетельствует о том, что работа в этом направлении требует совершенствования, поскольку уровень удовлетворения указанных заявок, несмотря на принимаемые меры, остается низким.
Анализ причин низкого уровня удовлетворения заявок на поставку запасных частей, позволяет выделить следующее:
- направление инозаказчиками заявок при отсутствии достаточных финансовых средств на приобретение запрашиваемого имущества. В результате большая часть предложений иноза-казчиком аннулируется.
- недостаточная информированность инозаказчиков о российском законодательстве в области экспорта продукции военного назначения. Инозаказчики зачастую обращаются к российским коммерческим фирмам и организациям, не имеющим права экспорта продукции военного назначения.
- длительное время оформления разрешительных документов на вывоз запасных частей. Процедура выдачи лицензий на поставку запасных частей практически не отличается от процедуры оформления лицензий на вывоз основной номенклатуры. Реальный срок оформления лицензий на поставку запасных частей с учетом подготовки всех необходимых документов, согласований в Министерстве обороны РФ, получения соответствующих заключений составляет от 1-го месяца и более, что вызывает недоуме-
ние инозаказчиков. Срочная поставка, в течение 48 часов, как это просит инозаказчик, при существующем порядке оформления документов практически невозможна.
Немаловажным этапом в обеспечении жизненного цикла ВВТ является выполнение капитального ремонта ПВН и ЗИП к ним на предприятиях Российской Федерации.
Существующая процедура проработки заявок, как на ремонт, так и на поставку иностранных государств в области ВТС предусматривает:
- регистрацию заявок в ФСВТС России.
- закрепление заявок за субъектами ВТС
- проработку заявок с предприятиями ОПК;
- расценку и согласование цен с ФСВТС России;
- подготовку коммерческого предложения;
- отправку коммерческого предложения в страны диппочтой (отправка коммерческих предложений факсимильной связью запрещена);
- рассмотрение инозаказчиком коммерческого предложения;
- приглашение российской стороны для проведения переговоров.
Вышеуказанные процедуры для заявки на ремонт/поставку 100 и более наименований продукции могут занимать срок от 6 месяцев. Прежде всего, это связано с вышеуказанной громоздкой процедурой рассмотрения заявок. Нередко бывают случаи, когда российские субъекты ВТС не могут представить свои предложения в установленные тендерными комитетами сроки.
В соответствии с законодательством многих инозаказчиков авансирование работ не разрешается или ограничивается 10-15% от суммы контракта, что не покрывает размера нДс. В связи с этим, предприятия вынуждены брать коммерческие кредиты и, соответственно, увеличивать стоимость запасных частей. В условиях жесткой конкуренции, когда наши конкуренты (ремонтные предприятия стран СНГ и стран бывших участниц Варшавского Договора), используя дешевую рабочую и запасные части, полученные в результате утилизации списанной авиатехники, предлагают более низкие цены, чем российские субъекты ВТС, российская сторона не может успешно конкурировать на внешнем рынке услуг.
Вывоз продукции военного назначения осуществляется на основании лицензий ФСВТС, ранее зарегистрированной в таможенных органах. В соответствии установленными нормативами регистрация лицензий должна производиться в течение 3 дней. Однако предприятия,
осуществляющие ремонт имущества инозаказ-чиков или устранение дефектов в гарантийный период, после получения зарегистрированных лицензий ФСВТС России должны еще получить лицензии региональных таможен на переработку иностранных товаров, на что требуется еще примерно 30 дней. Таким образом, сроки приема имущества в ремонт или для устранения дефектов гарантийной техники увеличиваются, что вызывает негативную реакцию у инозаказчиков.
Вышеперечисленные причины, а также снятие с производства многих агрегатов и комплектующих изделий не позволяют оперативно и полно удовлетворять потребности инозаказчи-ков в запасных частях для авиационной техники.
В целях повышения эффективности работы по удовлетворению заявок инозаказчиков на поставку и ремонт запасных частей представляется целесообразным выполнить следующие мероприятия.
1. Разработать межведомственную программу перехода на новые информационные технологии при удовлетворении заявок инозаказчиков на поставку ЗИП и оказание услуг для ПВН.
2. Разработать положения по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти, субъектов ВТС, предприятий ОПК в условиях перехода на новые информационные технологии при удовлетворении заявок инозаказчиков на поставку/ремонт ЗИП и услуг для ПВН.
3. Разработать и создать электронные иллюстрированные каталоги и прейскуранты ЗИП к ПВН, поставленной на экспорт в соответствии с требованиями международных стандартов.
4. Рассмотреть вопрос развертывания в Российской Федерации производства ЗИП к ПВН, который изготавливается только в странах СНГ.
5. Обеспечить максимально возможную поставку инозаказчикам ЗИП, снятого с производства, из наличия Минобороны России, а также использование с этой целью комплектующих, получаемых в результате утилизации ВВТ, выводимых из состава ВС России.
6. Разграничить сферы деятельности между госпосредником и другими субъектами ВТС в части поставок ЗИП, технического обслуживания и ремонта ПВН путем заключения соответствующих соглашений о сотрудничестве с целью исключения: конкуренции на внешнем рынке ПВН; подрыва единой государственной ценовой политики в области ВТС и неоправданного снижения уровня экспортных цен; невыполнения условий ранее заключенных контрактов, включающих обязательства по обеспечению поставленной ПВН запчастями в течение всего срока эксплуатации, и срыва заключения потенциальных контрактов.
7. Разработать упрощенный порядок рассмотрения заявок на поставку ЗИП, в том числе
0
55 >
£
55
РЧ
п 1
и
у
а
s
а б
и срочных, и получения лицензий ФСВТС России.
8. Предоставить госпосреднику право самостоятельного определения предприятия- производителя.
9. Отработать нормативные акты, обязывающие предприятия- производители обеспечивать производство ЗИП в течение 15-20 лет с момента последней поставки вооружения и военной техники.
10.Рассмотреть возможность выдачи субъектам ВТС генеральных лицензий сроком на 36 месяцев на вывоз ЗИП к ПВН при поставках на экспорт.
11. Разработать и утвердить документ, обязывающий предприятий-производителей заблаговременно информировать госпосредника и других субъектов ВТС о снятии с производства ЗИП к ранее поставленной ПВН и необходимости его заказа инозаказчиками для обеспечения им ПВН до конца срока эксплуатации.
12.Подготовить предложения по пересмотру межправительственных соглашений Российской Федерации со странами СНГ о производственной и научно-технической кооперации предприятий ОПК, о создании эффективной системы контроля за недопущением поставки российской ПВН через страны СНГ в третьи страны без согласия российской стороны и государственном регулировании цен на ПВН, поставляемую российскими предприятиями по кооперации в страны СНГ.
13.Подготовить предложения о сокращении сроков таможенного оформления ЗИП по срочной помощи.
Литература
1. Судов Е. В. Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения / А.И. Левин, А.В. Петров, Е.В. Чубаро-ва - М.: ООО Издательский дом «Информбюро», 2006. - 232 с.
2. Далецкий С.В., Деркач О.Я., Петров А.Н. Эффективность технической эксплуатации самолетов гражданской авиации - М.: Воздушный транспорт, 2002. - 216 с.
3. Бродецкий Г.Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности / -М.: Academia, 2010. - 336 стр.
4. Судов Е.В., Левин А.И., Петров А.Н., Петров А.В., Бороздин Д.Н. Анализ логистической поддержки: теория и практика - М.: ООО Издательство «Информ-Бюро», 2014. - 260 с.
5. Лященко В.П. Торговля оружием: послепродажный сервис, запасные части, модернизация / Лященко В.П. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 236 с.
6. Ямпольский С. М., Головин В. Я. Актуальные вопросы автоматизации
управления поставками предметов материально-технического обеспечения для послепродажного обслуживания авиационной техники // Труды МАИ. 2013. № 69. С. 69-79.
7. Суханов А.А., Рязанцев О.Н., Артизов С.А., Бриндиков А.Н., Незаленов Н.И., Карташев А.В., Елизаров П.М., Судов Е.В. Концепция развития ИПИ-технологий для продукции военного назначения, поставляемой на экспорт - М.: НИЦ CALS «Прикладная логистика» , 2013. - 40 с.
8. Николаев А.М. Послепродажное обслуживание сложной техники // Транспортное дело России №10 2009 - c.91-94
Issues regarding supply and maintenance of spare parts of Russian production aircraft for the needs of the customers Eremin M.Yu., Sarkisyan A.S.
Moscow Aviation Institute
The purpose of the following research is to examine issues regarding supply of spare parts and maintenance of units of the exported aircraft. Customer service is crucial for raising competitiveness of Russian production military goods on the foreign market. Therefore, possible ways to improve its quality are suggested. Moreover, the process of handling foreign customers' requests is briefly discussed. Another major challenge analyzed within this study is mandatory lengthy procedures for obtaining approval documentation to import-export spare parts and units. Furthermore, issues regarding customers demands for the parts and units to be compatible with the international standards of military goods codification are explored extensively. In conclusion, a number of proposals is provided in order to minimize bureaucratic and administrative costs. If implemented, these proposals will significantly reduce shipment times of equipment. Keywords: military-technical cooperation, aviation equipment, aircraft maintenance, after-sales service.
References
1. Sudov EV Technologies of integrated logistics support of engineering products / A.I. Levin, A.V. Petrov, E.V. Chubarova - M .: OOO Publishing house "Informbureau", 2006. - 232 p.
2. Daletskiy SV, Derkach O.Ya., Petrov A.N. Efficiency of technical operation of civil aviation aircraft - M .: Air transport, 2002. - 216 p.
3. Brodetsky G.L. System analysis in logistics. Choice in conditions of uncertainty / - M .: Academia, 2010. - 336 p.
4. Sudov EV, Levin AI, Petrov AN, Petrov AV, Borozdin DN Analysis of logistics support: theory and practice - M .: OOO Publishing House Inform-Bureau, 2014. - 260 p.
5. Lyashchenko V.P. Sale of weapons: after-sales service, spare
parts, modernization / Lyashchenko VP - Moscow: ZAO "Publishing house" Economics ", 2007. - 236 p.
6. Yampolsky SM, Golovin V. Ya. Actual problems of automation supply management of supplies of material and technical
support for the after-sales service of aviation equipment // Proceedings of the MAI. 2013. No. 69. P. 69-79.
7. Sukhanov AA, Ryazantsev ON, Artizov SA, Brindikov AN,
Nezalenov NI, Kartashev AV, Elizarov PM, Sudov EV The concept of development of IPI technologies for military products exported - M .: SIC CALS "Applied Logistics", 2013. - 40 p.
8. Mykolaiv A.M. After-sales service of complex equipment // Transport business of Russia №10 2009 - p.91-94