УДК 338.245
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОФСЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ С
ИНДИЕЙ
Буневич К.Г., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Финансы и кредит», ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», e-mail:
Бродунов А.Н., к.э.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой «Финансы и кредит», ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю.
Витте», e-mail: [email protected] Бушуева Н.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит», ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», e-mail:
В ситуации, усиливающейся с каждым годом конкуренции на глобальном рынке вооружений все большее распространение получают офсетные сделки, предполагающие наличие многих участников, большого количества различных встречных компенсационных обязательств и нескольких этапов их выполнения. Такая политика позволяет государству решить некоторые ключевые проблемы: снижается общая милитаризация экономики, ускоряется внедрение передовых технологий в гражданское производство. В дополнение к этому происходит продуктивное перераспределение ресурсов между оборонными и гражданскими секторами в национальной экономике.
Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, офсетные сделки, Индия.
DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE OFFSET ACTIVITIES OF RUSSIA WITH
INDIA
Bunevich K., Ph.D., associate professor, head of Finance and Credit chair, Moscow Witte University, e-mail: [email protected] Brodunov A., Ph.D., deputy associate professor, head of Finance and Credit chair, Moscow Witte University, e-mail: [email protected] Bushueva N., Ph.D., associate professor of Finance and Credit chair, Moscow Witte University, e-mail: [email protected]
In a situation of growing with each year of competition in the global arms market becoming more common offset transactions that involve many participants, a large number of different counter-compensation obligations and not-how many stages of their implementation. This policy allows the state to resolve some key issues: reducing overall militarization of the economy, accelerated introduction of advanced technologies to civilian production. In addition to this comes the productive redeployment of resources between the defense and civil sectors in the national economy.
Keywords: military-technical cooperation, offset deals, India.
Появление офсета как экономического механизма, повышающего конкурентоспособность экспортеров, стало реакцией мирового рынка вооружения на снижение спроса на продукцию военного назначения. Поскольку по мере снижения спроса на продукцию военного назначения (ПВН) конкуренция на мировом рынке вооружения возрастает, то в этой ситуации простые схемы реализации продукции военного назначения становятся все менее эффективными. Офсет - это метод торговли, применяемый в отношении дорогостоящей машино-технической продукции, в основном вооружения и военной техники (ВВТ).
В общем случае офсетом может быть названо любое сотрудничество между покупателем и продавцом, которое согласовывается, конкретизируется и реализуется по отдельным соглашениям (офсетным проектам, программам) в виде дополнительной части к основным контрактам на закупку. Как правило, основным является контракт на закупку вооружения. Офсетное соглашение становится сопутствующим элементом - контрактом на закупку промышленных объектов, оборудования, машин, технологий.
В рамках офсетных соглашений могут реализовываться следующие сделки:
1. Прямой офсет - это компенсационные сделки, осуществляемые экспортером в оборонных отраслях промышленности импортера посредством реализации офсетных проектов, непосредственно связанных с поставляемой продукцией военного назначения (ПВН). Он проявляется, как правило:
- в организации совместных предприятий по изготовлению отдельных узлов, деталей и запасных частей к поставляемой ПВН;
- организации сборочных производств поставляемой ПВН или ее отдельных компонентов;
- передаче технологий, разработок и «ноу-хау» на производство поставляемой ПВН, а также комплектующих узлов и деталей с организацией этого производства в стране импортера;
- закупке поставщиком оборонной продукции услуг местного производства, передаче субподрядных работ на ее изготовление местным оборонным предприятиям;
- командировании специалистов поставщика для оказания технического содействия (проведение консультаций по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию поставляемой ПВН).
2. Косвенный офсет - это компенсационные сделки, осуществляемые экспортером в оборонных отраслях промышленности и/или
других сферах экономики импортера путем реализации офсетных проектов, непосредственно не связанных с поставляемой ПВН. В рамках такого типа офсета, как правило, используются:
- создание взаимовыгодных совместных производств в различных секторах экономики страны-импортера на базе передаваемых технологий и «ноу-хау»;
- прямые инвестиции в гражданские отрасли экономики страны-импортера;
- передача современных технологий и «ноу-хау» в различные гражданские отрасли страны-импортера;
- развитие системы образования и обучения граждан страны-импортера.
В настоящее время в офсете осуществляется переход от обязательства к предложению, исходящему от экспортера, который предлагает эффективные офсетные проекты с тем, чтобы сделать свое предложение более привлекательным. Кроме того, сместился акцент с основного поставочного контракта на контракт, предусматривающий долгосрочные отношения между покупателем и поставщиком, где офсет способствует продолжению сотрудничества между двумя сторонами. Наметился переход от прямого офсета к косвенному.
Также отмечено появление новых форм офсета, например, если предлагаемые условия лизинга являются подходящими, он может быть принят в качестве офсета. Так, например, в 1988 г. Индии была сдана в аренду ракетная подводная лодка (пр. 670 «Скат» или «Чарли-1», по терминологии НАТО, оснащенная ПКР «Аметист») с ядерной силовой установкой, которая, как предполагалось, должна была стать прежде всего учебной базой в преддверии оснащения индийских ВМС собственными атомными субмаринами. По информации Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Россия в ближайшие годы может передать Индии в аренду на 10 лет несколько многоцелевых атомных подводных лодок проекта 971 класса «Щука-Б» (по классификации НАТО, «Акула-2»). Как ожидается, стоимость аренды АПЛ также будет обсуждена дополнительно и может превысить ранее запланированную сумму в 650-780 млн дол [1]. В случае успешного осуществления этого проекта можно уверенно говорить о том, что военно-техническое сотрудничество Москвы и Дели вышло на еще более высокий уровень.
Офсет применяется для достижения таких целей, как получение новых технологий, поддержка ключевых отраслей промышленности, получение доступа к новым рынкам, увеличение экспорта,
формирование стратегических альянсов путем создания совместных предприятий.
Например, в рамках офсетных соглашений может реализо-вываться следующая сделка - трансферт технологий военного и гражданского назначения. В качестве примера может служить одно из российско-индийских соглашений по военно-техническому сотрудничеству: так, в ноябре 1996 г. Индия заказала у России 40 истребителей Су-30МКИ, в соответствии с договоренностью сроком на двадцать лет она должна выпускать эти самолеты по лицензии на индийском заводе в количестве до 150 штук с правом реэкспорта.
По индийскому законодательству, наличие офсетных программ не просто необходимо, а обязательно для заключения крупных оружейных контрактов. Продавец, который продает Индии технику на сумму более 60 млн дол. обязан 30 % от суммы вложить в офсетную программу.
Трансферт работ по обслуживанию и ремонту. Одним из примеров подобных операций служит контракт Индии с Россией по модернизации 66 самолетов МиГ-29, имеющихся на вооружении национальных ВВС. Истребители МиГ-29 начали поступать на вооружение ВВС Индии в 1986 г. В дальнейшем, модернизированные самолеты будут оборудоваться системой дозаправки топливом в воздухе. В модернизации, касающейся установки новой авионики, предполагается участие французских, израильских и индийских компаний. Общая стоимость программы модернизации 66 самолетов МиГ-29 составит 888 млн дол [2].
ОАО «Московское машиностроительное предприятие им. В. В. Чернышева» (ММП имени В. Я. Чернышева) уже приступило к выполнению контракта на ремонт в течение 5 лет 125 двигателей РД-33 1 и 2-й серий индийских истребителей МиГ-29.
Кроме того, подписан контракт на лицензионное производство в Индии РД-33 серии 3 (с увеличенным ресурсом). Первый этап предполагает лицензионное производство в Индии на заводе компании HAL (г. Карапут) 120 двигателей РД-33 серии 3. Общая стоимость контракта составляет 250 млн дол [3]. Для проведения испытаний РД-33 серии 3 в Индию в конце 2006 г. поставлено 20 двигателей.
Еще одним крупным контрактом, подписанным между Индией и российскими авиастроителями, является соглашение о модернизации 125 самолетов МиГ-21 бис, ранее поступивших на вооружение индийских ВВС, которая позволит продлить срок их службы минимум на 15 лет. Нижегородское объединение «Сокол», вступив в острейшую конкуренцию с израильской корпорацией «IAI», выиграло конкурс на проведение этих работ. На самолеты будет поставлен новый многоцелевой радиолокационный комплекс (аналог используемого на МиГ-29), новые системы оружия, включая управляемые ракеты (УР) класса «воздух - воздух», противокорабельные УР Х-31А и противорадиолокационные Х-25МР, а также более совершенная авионика. В качестве субподрядчиков выступают некоторые индийские компании, в частности «Бхарат электроник» отвечает за поставки систем радиоэлектронной борьбы и связи.
Трансферт производства комплектующих или части систем. Эту сделку иллюстрирует приобретение 80 средних транспортных вертолетов Ми-17-1В, общая стоимость которых составляет 1,2 млрд дол. для индийских ВМС [4]. Закупленные Ми-17, оснащенные системами вооружения для участия в боевых операциях, заменят имеющиеся на вооружении ВВС Индии устаревшие вертолеты Ми-8. Соглашение, включающее поставку запчастей, предусматривает реализацию Россией офсетной программы общей стоимостью около 400 млн дол.
Трансферт услуг коммерческого, управленческого и образовательного характера. Например, выбор Су-30МКИ связан с хорошо отлаженным сервисным обслуживанием самолетов «ОКБ Сухого» и головного производственного объединения - КнААПО. В частности, лишь эта корпорация предоставляет гарантийное обслуживание на срок до 36 месяцев, кроме того, на предприятии большое внимание уделяется обучению иностранного инженерно-технического персонала, комплексным поставкам запасных частей и инструментов. Для сборки, облета и гарантийного обслуживания объединение направляет к заказчику бригаду высококвалифицированных специалистов, включая представителей предприятий-смежников. По желанию заказчика на его территории можно создать постоянно действующие техцентры по обслуживанию и модернизации самолетов. Нельзя не отметить и того, что, используя одну базовую модель (Су-27), «ОКБ Сухого» создало на его основе большое число различных модификаций.
Таким образом, российские истребители МиГ-29М (в качестве
перехватчиков ПВО) и Су-30МКИ (как истребители завоевания превосходства в воздухе и ударные самолеты) на ближайшие 20-25 лет станут ядром ВВС Индии.
Еще более важным является стремление на практике реализовать возможность совместного производства сложной наукоемкой продукции в преддверии подготовки к более масштабным совместным проектам. Аналогичные цели преследует и руководство корпорации HAL. Помимо бизнес-структур опыт взаимодействия получат государственные органы и все участники военно-технического и научно-промышленного сотрудничества. Сделка позитивно оценивается в Министерстве обороны Индии, заинтересованное в приближении производственной базы к эксплуатационным базам.
Трансферт технологий военного и гражданского назначения. В качестве примера такой сделки служит одно из российско-индийских соглашений по военно-техническому сотрудничеству. Так, в ноябре 1996 г. Индия заказала у России 40 истребителей Су-30МКИ при договоренности сроком на двадцать лет выпускать эти самолеты по лицензии на индийском заводе в количестве до 150 штук с правом реэкспорта.
К следующему масштабному проекту, связанному с передачей лицензий на производство в Индии российских ВВТ, следует отнести лицензионное производство авиационных двигателей АЛ-55И разработки НПО «Сатурн» для индийских учебно-тренировочных самолетов HJT-36 и HJT-39 и РД-33 разработки МПП им. Чернышева для МиГ-29.
Приближается решающая стадия объявленного в 2005 г. тендера на поставку ВВС Индии 126 новых истребителей по программе MMRCA (Medium MultiRole Combat Aircraft - средний многофункциональный боевой самолет). Объектов сделки - самолеты МиГ-35, F-16, F/A-18, Rafale, Typhoon и Gripen ожидают испытания в различных природно-климатических зонах Индии, по результатам которых, а также после анализа коммерческих предложений индийская сторона выберет победителя, который получит контракт на сумму, равную, согласно оценкам экспертов, более 10 млрд дол [5].
Для России другого такого разового экспортного заказа нет и в ближайшее время не предвидится, тем более это актуально в условиях мирового экономического кризиса. Для некоторых участников тендера его проигрыш будет означать большую вероятность сворачивания производства. Например, Lockheed-Martin вряд ли сможет сохранить сборочные линии F-16 без индийского заказа. Под вопросом находится и дальнейшее производство французского Rafale, к которому не проявил серьезного интереса мировой рынок.
По мнению российских экспертов, с технической точки зрения российские предложения вполне конкурентоспособны, МиГ-35 «не уступает, а по некоторым характеристикам превосходит остальных участников индийского конкурса». От предшественника - широко распространенного в мире истребителя МиГ-29 - новый самолет позаимствовал совершенную аэродинамическую концепцию. Ее потенциал демонстрирует экспериментальный истребитель МиГ-29М ОВТ. Благодаря эксклюзивной технологии управления вектором тяги, самолет обрел сверх манёвренность, которой не могут похвастаться другие участники тендера. Заказчик может выбрать: устанавливать двигатели с управляемым вектором тяги на самолет или нет. При всем внешнем сходстве с МиГ-29 МиГ-35 внутри создан фактически заново. На самолете используются крупные силовые сварные конструкции, что позволило повысить прочность машины, значительно увеличена доля применения композиционных материалов, все системы МиГ-35 управляются электроникой. По сравнению с МиГ-29 более чем вдвое возросла боевая нагрузка и примерно на 50% - запас топлива во внутренних баках. Если МиГ-29 представлял собой классический легкий истребитель, то МиГ-35 перешел в категорию самолетов среднего класса. Самолет обрел новое качество - сниженную радиолокационную заметность. В составе МиГ-35 на экспорт впервые предлагается высокоточное оружие, создаваемое для российских самолетов нового поколения.
В ходе тендера России предстоит подтвердить в очередной раз преимущества, связанные с развитием научно-промышленной кооперации наших стран. Передача технологий и содействие развитию национальной промышленности всегда отличали российско-индийские отношения.
Индия получила лицензии на производство МиГ-21 и МиГ-27. В настоящее время корпорация HAL освоила серийный выпуск гораздо более сложного самолета - Су-30МКИ. На МиГ-21-93, МиГ-29К, Су-30МКИ установлены системы и приборы, изготавливаемые в Индии.
Во всех текущих проектах индийская сторона принимает участие с самых ранних стадий, внося существенный вклад в определение облика самолетов.
РЛС традиционной конструкции имеют один приемопередатчик, связанный с антенной, которая передает зондирующий сигнал и принимает отраженный от цели луч. В РЛС с «АФАР» приемопередатчиков - тысячи, регулируя с помощью компьютера каждый из них, можно управлять лучом локатора гораздо быстрее и эффективнее. «АФАР» позволяет увеличить дальность обнаружения целей, параллельно работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты, одновременно атаковать несколько целей высокоточными средствами поражения, а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие.
Минобороны Индии хочет не только оснастить закупаемые самолеты радаром с «АФАР», но и требует передать технологию ее производства индийским предприятиям. После того как Россия поделится с Индией технологиями, у нас их не станет меньше. Все, что сегодня делается в интересах победы в тендере, принесет пользу и нашей стране.
По версии английского журнала Flight, одного из самых авторитетных авиационных изданий в мире, МиГ-35 опережает конкурентов в борьбе за заказ Индии с результатами: МиГ-35 - 32%, Rafale
- 20%, F/A-18 - 18%, Typhoon - 13%, Gripen - 9%, F-16 - 8 [6].
В конечном счете выбор победителя будет в значительной степени зависеть от готовности участников тендера обеспечить максимально возможный доступ к технологиям производства истребителей, а также от их готовности реализовать наиболее привлекательные схемы офсетных программ.
Трансферт производства в страну импортера. Выбор Су-30МКИ связан и с хорошо отлаженным сервисным обслуживанием самолетов «ОКБ Сухого» и головного производственного объединения
- КнААПО. В частности, лишь эта корпорация предоставляет гарантийное обслуживание на срок до 36 месяцев. Кроме того, на предприятии большое внимание уделяется обучению иностранного инженерно-технического персонала, комплексным поставкам запасных частей и инструментов. Для сборки, облета и гарантийного обслуживания объединение направляет к заказчику бригаду высококвалифицированных специалистов, включая представителей предприятий-смежников. По желанию заказчика на его территории можно создать постоянно действующие техцентры по обслуживанию и модернизации самолетов. Нельзя не отметить и то, что, используя одну базовую модель (Су-27), «ОКБ Сухого» создало на его основе большое число его различных модификаций.
Таким образом, российские истребители МиГ-29М (в качестве перехватчиков ПВО) и Су-30МКИ (как истребители завоевания превосходства в воздухе и ударные самолеты) на ближайшие 20-25 лет станут ядром ВВС Индии.
Еще более важным является стремление на практике реализовать возможность совместного производства сложной наукоемкой продукции в преддверии подготовки к более масштабным совместным проектам. Аналогичные цели преследует и руководство корпорации HAL. Помимо бизнес-структур опыт взаимодействия получат государственные органы и все участники военно-технического и научно-промышленного сотрудничества. Сделка позитивно оценивается в Министерстве обороны Индии, которое заинтересовано в приближении производственной базы к эксплуатационным базам.
Для российских экспортеров продукции военного назначения распространение офсетной практики - это реальность, на которую невозможно не обращать внимания. При всей затратности такого метода торговли (весь объем обязательств по нему осуществляется за счет экспортеров продукции военного назначения) - это в конечном итоге эффективный и действенный инструмент конкурентной борьбы на современном мировом рынке оружия. Эффективность его определяется не только тем, что мы на этапе пред контрактной борьбы предлагаем условия лучше, чем у конкурентов и увеличиваем тем самым свои шансы, не прибегая к ценовой конкуренции, но и тем, что на этапе реализации соглашения устанавливаются экономические, деловые, культурные и другие контакты в гражданском секторе. Для российских производителей экспортной продукции - это хорошая возможность диверсифицировать свою внешнеэкономическую деятельность, это позволяет: сохранить устойчивость во время спада спроса на продукцию военного назначения; получать комбинированное финансирование из государственных и коммерческих источников; снизить себестоимость НИОКР, результаты работы которого могут использоваться одновременно как в производстве военной, так и гражданской продукции.
Для государства в целом такая политика позволяет решить некоторые ключевые проблемы: снижается общая милитаризация экономики, ускоряется внедрение передовых технологий в гражданское производство. В дополнение к этому гибко и эффективно работающий за счет перераспределения ресурсов между оборонными и гражданскими секторами оборонно-промышленный комплекс требует меньшего внимания со стороны государства.
Акцент российско-индийского ВТС перемещается в область передачи лицензий на производство в Индии российских ПВН, проведения совместных и заказных НИОКР, а также создания совместных предприятий для разработки, производства, модернизации и ремонта ВВТ на территории Индии.
К числу наиболее масштабных проектов, связанных с передачей лицензий на производство в Индии российской ПВН, относятся лицензионное производство многофункциональных истребителей Су-30МКИ, танка Т-90С, а также авиадвигателей АЛ-55И разработки НПО «Сатурн» для индийских учебных самолетов HJT-36 и HJT-39 и РД-33 серии 3 для МиГ-29.
Таблица 3. Приоритетные направления офсетной деятельности в Индии
№n/n Виды деятельности Направления офсетной деятельности
1. Инвестиционная Новые или расширенные валютные инвестиции; прямые инвестиции в создаваемые или существующие промышленные фирмы с обязательным участием в долгосрочной финансовой деятельности; совместное выполнение инвестиционных проектов; капиталовложения в иностранные компании с участием капитала страны-импортера.
2. Научно-технологическая Передача технологий на производство ВВТ, комплектующих узлов и деталей; совместное выполнение НИОКР; передача «ноу-хау» и лицензий.
3. Производственная Организация совместного производства отдельных узлов по полученным технологиям и лицензиям; оснащение оборонных предприятий промышленным оборудованием; предоставление услуг и материалов для страны-импортера.
4. Транспортная Перевозка импортируемой ПВН с использованием транспортных компаний страны-импортера ПВН; страхование перевозки ПВН в страховых фирмах страны-импортера ПВН.
5. Экспортная Экспорт товаров и услуг оборонной промышленности страны-импортера; экспорт различного оборудования и запасных частей.
6. Другие виды деятельности Обучение граждан (как в стране-импортере ПВН, так и в других странах).
В связи со столь масштабной передачей технологий в 2005 году было подписано соглашение о взаимной охране прав на интеллектуальную собственность.
Ключевым моментом для дальнейшей активизации сотрудничества в сфере двустороннего ВТС стало то, что индийский рупийный долг России может быть инвестирован в экономику Индии. Серьезную отдачу могло бы принести инвестирование части индийского долга в совместные предприятия (СП) в России и Индии. Часть этих СП может быть создана и в оборонно-промышленном комплексе.
Одним из наиболее перспективных направлений ВТС в части, касающейся сохранения позиций России на рынке вооружений Индии, остается сотрудничество в области военной авиации. Это обусловлено ограниченными возможностями ОПК Индии по разработке и производству авиационной техники прежде всего: многофункциональных истребителей среднего и тяжелого класса, вертолетов военного назначения, военно-транспортных самолетов и авиатехники специального назначения. Авиационная тематика в стоимостном выражении в российско-индийских отношениях наиболее объемна и выгодна.
Изменение ситуации на индийском рынке вооружений диктует необходимость изменения стратегии поведения России как основного поставщика вооружений на индийский рынок.
Благодаря весьма высоким технологическим запросам индийской стороны, требованиям по созданию интернациональных систем вооружений, большим срокам реализации программ, постепенному переходу к совместным проектам сотрудничество с Индией занимает особое место в системе ВТС России с зарубежными государствами. Вследствие указанных специфических особенностей индийские закупки оказывают весьма большое воздействие на институциональную структуру российского ОПК. Именно в ходе реализации проектов Су-30МКИ и фрегатов проекта 11356 российская промышленность впервые в постсоветское время осуществила работы по полному циклу производства и выполнила большой объем НИОКР. Требования индийских заказчиков интегрировать европейское и израильское оборудование также отчасти стимулируют НИОКР, но самое главное - способствуют аккумуляции ценного и абсолютно необходимого в условиях глобализации опыта международного сотрудничества.
Можно сказать, что решение правительства Индии по допуску частного капитала в сферу ОПК, поможет России более активно работать на индийском рынке. Привлечение частного капитала в большей мере послужит усилению двусторонних контактов в областях, которые «граничат» с военными поставками, то есть в первую очередь по продукции двойного, производственно-технического и чисто гражданского назначения.
Наряду с модернизацией индийских вооружений и техники советского и российского производства более динамичное развитие получат и такие направления сотрудничества двух стран, как создание условий для сервисного обслуживания в Индии поставленных вооружений и техники, а также совместное производство образцов техники и оружия для продажи на рынках третьих стран. В настоящее время уже успешно функционируют совместные компании по обслуживанию авиационной и военно-морской техники.
В целом можно констатировать, что Россия переходит на совершенно новую ступень военно-технического сотрудничества с Индией - от простых продаж и даже простого лицензионного производства к совместному созданию нового продукта. Последующие совместные проекты с Индией должны включать совместные маркетинг, разработку, производство, поставки и послепродажное обслуживание, а также совместное разделение технических и финансовых рисков. Только такая система взаимоотношений позволит России длительное время военно-техническое сотрудничество с Индией.
В то же время передача Индии высоких российских военных технологий через определенное время может привести к обратному результату. Развернув производство собственных высокотехнологичных вооружений, Индия своим экспортом ВВТ сможет заблокировать сбыт в третьи страны широкой номенклатуры аналогичной российской продукции военного назначения.
Авторы полагают, что совместные опытно-конструкторские работы с зарубежными странами считаются очень перспективным путем международного сотрудничества и в дальнейшем, они будут активно развиваться.
Совместная работа со странами-партнерами в области вооружения фактически означает завоевание рынка вооружения в этих
странах. По сравнению с другими государствами, продающими только готовые средства вооружения, Россия экспортирует также и саму технологию, тем самым позиционируя свою открытость в вопросах международного военно-технического сотрудничества, что позволит в будущем готовить на платной основе специалистов для эксплуатации продаваемого вооружения, поставлять запасные части к нему [7-11].
С другой стороны, импортеров вооружений прежняя система военно-технического сотрудничества по схеме «продавец - покупатель», по которой долгое время работала отечественная система ВТС уже не устраивает. В современных условиях военно-техническое сотрудничество приобретает новые, более глубокие формы, поскольку многие из покупателей сегодня сами хотят участвовать в процессе производства и разработки образцов вооружений, чтобы придать импульс для своей национальной промышленности, получить новые технологии производства, создать дополнительные рабочие места и т.д.
Анализ показывает, что дальнейшая политика России должна быть направлена на реализацию следующих основных мероприятий:
1. Создание (дооборудование) за рубежом объектов военного назначения, предназначенных для базирования, эксплуатации, ремонта, производства, боевого применения продукции военного назначения.
2. Передача в аренду или лизинг продукции военного назначения, транспортных средств и объектов военного назначения.
3. Поставка ЗИП, проведение ремонта, модернизации и утилизации продукции военного назначения как в России, так и в странах-импортерах.
4. Создание за рубежом совместных предприятий по производству, ремонту и утилизации продукции военного назначения.
5. Передача в соответствии с действующим законодательством за рубеж техники и технологий двойного применения, лицензий на производство ПВН.
6. Разработка образцов, комплексов и систем продукции военного назначения, другой продукции в соответствии с требованиями иностранного заказчика.
Ограниченность финансовых ресурсов диктует необходимость сосредоточить усилия и средства на расширении экспортного потенциала оборонных отраслей. Путем продажи вооружения и военной техники или лицензий на их производство Россия приобретает возможность оказывать определенное воздействие на последующее технологическое развитие страны-импортера.
Кроме того, в случае расширения такой формы военно-технического сотрудничества с Индией, как подготовка на территории России индийских военных, ученых, инженерно-технических кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса Индии, Российская Федерация в определенной мере получает возможность в перспективе влиять через этих людей на внешнюю политику Индии, ее оборонную стратегию и развитие военного производства в стране [7-11].
Практика показывает, что поставки готовой продукции по схеме предыдущего десятилетия себя исчерпали и пришло время поиска новых форм взаимодействия.
Основной упор должен делаться на разработки и внедрение новых, более совершенных форм экономического сотрудничества, в которых будут более полно учитываться интересы наших партнеров в развитии собственного ОПК и во взаимодействии в военно-технической сфере. Это прежде всего создание совместных предприятий по разработке, производству и сбыту ПВН, открытие сервисных технических центров по послепродажному обслуживанию, выполнение совместных или заказных НИОКР, офсетные соглашения, передача вооружений на условиях лизинга и другие перспективные формы сотрудничества.
Подводя итоги вышеизложенного, можно констатировать, что основными направлениями развития военно-технического сотрудничества России с Индией являются: совместные разработки и производство продукции военного назначения; создание совместных предприятий, сервисных центров; расширение офсетной деятельности; модернизация значительного индийского парка ВВТ советского производства; совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность.
Чтобы укрепить свои позиции на мировом рынке оружия и выдержать гонку в области высоких технологий, Россия должна не только сосредоточить усилия на разработке и производстве
наиболее перспективной с точки зрения военно-технического сотрудничества продукции военного назначения, заметно улучшить работу в области маркетинга и послепродажного обслуживания, ранее поставленной ПВН, но и научиться оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, активизировать усилия по реализации на практике долгосрочных программ военно-технического сотрудничества с отдельными иностранными государствами.
В целом можно констатировать - Россия в современных условиях набирает темп в двусторонних отношениях с Индией и не собирается останавливаться на достигнутом.
Литература:
1. Гаравский А. «Щука» для Индии // Красная звезда. 2008. 16 янв.
2. Шварев В. Ведущие экспортеры вооружений начали борьбу за передел индийского рынка вооружений // Рынки вооружений. 2007. № 1. С. 6-9.
3. Браун М. Перспективы российско-индийского ВТС в области военной авиационной техники // Рынки вооружений. 2006. № 9.С. 21-24
4. Руководство Индии одобрило реализацию ряда крупных оборонных проектов с Россией. URL: http://vpk.name/news/23439_ rukovodstvo_mdii_odobrilo_realizaciyu_.html
5. Федоров А. Aero India 2009: ристалище конкурентной борьбы // Национальная оборона. 2009. № 9.
6. Новый российский локатор увидел цели. URL: http://www. avias.com/news/2008/12/12/8796093087002.html
7. Транснациональные корпорации и их влияние на мировую финансовую систему/ Паутова А.В., Ушаков В.Я., Буневич К.Г., Ефимов В.С., Назаренко О.В., Ковальчук В.М., Золотов А.В., Каранюк А.А., Голубь З.В. Монография / Под редакцией М.Н. Сидорова. М., 2014.
8. Буневич К.Г. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в системе военно-экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 8. С. 11-18.
9. Буневич К.Г., Бродунов А.Н. Совместные российско-индийские разработки и производство продукции военного назначения (на примере отдельных отраслей военного производства) // Транспортное дело России. 2015. № 2. С. 49-52
10. Паутова А.В. Военно-промышленная кооперация стран Западной Европы в условиях глобализации / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Военный университет. Москва, 2004
11. Бродунов А.Н. Современное состояние и перспективы экономики военно-морского строительства//Вооружение и экономика. 2009. № 3(7). С. 90-110.