Научная статья на тему 'Совместные российско-индийские разработки и производство продукции военного назначения (на примере отдельных отраслей военного производства)'

Совместные российско-индийские разработки и производство продукции военного назначения (на примере отдельных отраслей военного производства) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КООПЕРАЦИЯ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНДИЯ / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / COMPETITIVENESS / COOPERATION / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / INDIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буневич К.Г., Бродунов А.Н.

В данной статье рассматривается необходимость углубления научно-производственных связей с Республикой Индия в сфере военно-технического сотрудничества для повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях применения санкций к России. Анализируется степень участия России и Индии в совместных проектах военно-технического сотрудничества, в том числе кооперации в сфере исследований, разработок и испытаний, отдельных военно-прикладных технологий и систем на примере видов (отраслей) военного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-INDIAN MUTUAL DEVELOPMENT AND PRODUCTION OF THE MILITARY PRODUCTS (AT SELECTED BRANCHES OF THE MILITARY PRODUCTION)

This article discusses the need to deepen scientific and industrial relations with the Republic of India in the field of military-technical cooperation to improve the competitiveness of the national economy in the conditions of sanctions against Russia. We analyze the degree of participation of Russia and India in joint projects of military-technical cooperation, including cooperation in the field of research, development and testing of individual military application of technologies and systems on an example of types ( branches ) of military production.

Текст научной работы на тему «Совместные российско-индийские разработки и производство продукции военного назначения (на примере отдельных отраслей военного производства)»

Литература:

1. Баранов Д.Н. Элементы финансового механизма предприятия по оказанию услуг клининга // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2015. № 2 (55). С. 635-641.

2. Гусев Д.А., Гатиатуллина Э.Р. Логика и теория научной аргументации: Учеб. пособие. - М.: изд. ЧОУ ВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2014. - 331 с.

3. Зыкунов Д.С., Финансовый механизм обеспечения устойчивости предприятий сферы услуг: дис. канд. эк. наук: 08.00.10 / Ушаков, Денис Сергеевич/ М.: 2013.

4. Маркс К. Капитал: Процесс производства капитала. Ленинград: Государственное издательство политической литературы, 1949.

5. Маркс К. Капитал. Т.2. М.: Государственное издательство

политической литературы, 1949.

6. Руденко Л.Г. Приоритетные формы финансовой поддержки малого предпринимательства на современном этапе развития экономики России Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2014. - № 3(9). - С. 26-32. [Электронный ресурс]. URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/ euZeu_2013_4_26_32.pdf

7. Суптело Н.П., Михайлов П.С. Влияние налоговой политики государства на развитие транспортной инфраструктуры морских акваторий и прибрежных зон. Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции. Ч.1 / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. С.308-320.

УДК 338.245

СОВМЕСТНЫЕ РОССИЙСКО-ИНДИЙСКИЕ РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ВОЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА)

Буневич К.Г., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Финансы и кредит», ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»,

e-mail: kbunevich@miemp.ru

Бродунов А.Н., к.э.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой «Финансы и кредит», ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю.

Витте», e-mail: abrodunov@miemp.ru

В данной статье рассматривается необходимость углубления научно-производственных связей с Республикой Индия в сфере военно-технического сотрудничества для повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях применения санкций к России. Анализируется степень участия России и Индии в совместных проектах военно-технического сотрудничества, в том числе кооперации в сфере исследований, разработок и испытаний, отдельных военно-прикладных технологий и систем на примере видов (отраслей) военного производства.

Ключевые слова: Оборонно-промышленный комплекс, конкурентоспособность, кооперация, военно-техническое сотрудничество, Индия.

RUSSIAN-INDIAN MUTUAL DEVELOPMENT AND PRODUCTION OF THE MILITARY PRODUCTS (AT SELECTED BRANCHES OF THE MILITARY

PRODUCTION)

Bunevich K., Ph.D., assistant professor, head of the Finance and credit chair, Moscow Witte University, e-mail: kbunevich@miemp.ru Brodunov A., Ph.D., assistant professor, deputy head of the Finance and credit chair, Moscow Witte University

This article discusses the need to deepen scientific and industrial relations with the Republic of India in the field of military-technical cooperation to improve the competitiveness of the national economy in the conditions of sanctions against Russia. We analyze the degree of participation of Russia and India in joint projects of military-technical cooperation, including cooperation in the field of research, development and testing of individual military application of technologies and systems on an example of types ( branches ) of military production.

Keywords: the military-industrial complex, competitiveness, cooperation, military-technical cooperation, India.

Масштабы российско-индийского военно-технического сотрудничества свидетельствуют о высокой степени доверия, которое установилось между Россией и Индией не только в сфере экспорта оружия, но и на политическом уровне. Сегодня формируется новая модель российско-индийских отношений, суть которой выражается формулой «Россия и Индия - стратегические партнеры».

О том, что российско-индийское военно-техническое сотрудничество рассчитано на долгосрочную перспективу убедительно говорит и тот факт, например, что Россия и Индия приняли решение о совместной реализации двух крупнейших проектов в области авиастроения: создании истребителя пятого поколения и многофункционального транспортного самолета.

Совместная работа над такими крупными программами стала показателем сохраняющегося между нашими государствами интереса к наращиванию взаимодействия в сфере ВТС.

В военно-технической сфере сотрудничество Москвы и Дели длится уже почти полвека. Его общий объем оценивается почти в 40 млрд дол. При этом сейчас сумма заключенных контрактов между Индией и Россией в поставках вооружения и военной техники, а также в передаче технологий составляет около 18 млрд дол. Это привело к тому, что Дели стал самым крупным партнером Москвы в сфере ВТС. На долю Индии приходится около 40% российского военного экспорта [1].

Весьма интересным представляется анализ участия России и

Индии в совместных проектах военно-технического сотрудничества, в том числе кооперации в сфере исследований, разработок и испытаний, отдельных военно-прикладных технологий и систем на примере видов (отраслей) военного производства.

Авиационная промышленность

Авиационная промышленность, являясь одной из наиболее развитых отраслей военного производства Индии, накопила достаточный опыт по лицензионной сборке самолетов боевой и военно-транспортной авиации, вертолетов, авиадвигателей и различного бортового оборудования, однако разработка, конструирование и выпуск собственных конкурентоспособных летательных аппаратов современных типов пока не налажены.

Производство авиационной техники сосредоточено на предприятиях государственной корпорации Hindustan aeronautical LTD (ХАЛ), созданной путем слияния двух ранее самостоятельных национальных компаний: «Хиндустан эйркрафт» и «Аэронатикс Индия». ХАЛ - один из крупнейших и в технологическом отношении, наиболее продвинутый компонент индийской оборонной промышленности. В ее состав входят 12 производственно-научных подразделений: 3 авиасборочных, 1 вертолетосборочное, 1 авиаремонтное, 1 металлургическое, 2 по производству авиационных двигателей, 3 по выпуску авиационного оборудования, а также объединенное конструкторское бюро.

Годовой пакет заказов ХАЛ превышает 500 млн дол. (для справ-

ки: общий объем выпуска ВВТ в Индии - более 2,6 млрд дол. в год). 10% дохода составляет экспорт (прежде всего комплектующих и запасных частей). С момента образования ХАЛ выпустила более 3 тыс. самолетов 20 типов (из них 11 - собственной разработки). По лицензии произведено 600 вертолетов. Около 95% выпущенной техники поставлено индийским вооруженным силам. ХАЛ имеет опыт производства вполне современных (на момент передачи соответствующей лицензии) самолетов и вертолетов различного назначения, среди них: истребители-бомбардировщики «Ягуар» и МиГ-27, легкие транспортные самолеты «Дорнье-228».

В 2003 г. подписано соглашение об углублении промышленной кооперации между российской корпорацией «Иркут» и индийским авиастроительным объединением ХАЛ. В соответствии с документом на заводе в г. Насик создается параллельное производство элементов оперения истребителя Су-30МКИ: переднего горизонтального оперения (ПГО) и в перспективе килей и стабилизаторов.

Новая договоренность расширяет рамки сотрудничества двух предприятий сверх программы выпуска Су-30МКИ в Индии по лицензионному контракту, подписанному в Иркутске в конце 2000 г. ХАЛ будет устанавливать ПГО собственного производства на самолеты Су-30К, поставленные индийским ВВС в 1997-1998 гг. Соглашение также открывает возможность устанавливать индийские комплектующие на новые самолеты, которые планирует выпускать «Иркут». Очевидно, что сделка будет выгодна обоим партнерам. По расчетам специалистов корпорации, индийская продукция окажется более дешевой. «Иркут» по-прежнему будет выпускать ПГО, однако открытие параллельного производства в Индии позволит в перспективе освободить часть мощностей завода для серийного выпуска самолетов-амфибий Бе-200 [2].

Данное соглашение соответствует стратегии руководителей «Иркута», согласно которой на своих мощностях следует концентрировать наиболее передовые, технологически сложные операции, вносящие наибольший вклад в стоимость готовой продукции.

Принятию данного решения способствовал ряд факторов. Прежде всего - это естественное желание командования ВВС Индии не отстать от своих потенциальных противников - Китая и Пакистана. Как известно, обе страны активно модернизируют свой парк авиационной техники. В частности, КНР закупила в России и налаживает дополнительное лицензионное производство истребителей Су-27, а Пакистан получает из Франции новейшие самолеты «Мираж-2000-5». Су-30МКИ по всем параметрам превосходят французские истребители, поскольку экипаж Су-30 из двух человек способен эффективнее реализовать потенциальные возможности этой модели. В целом же предполагается, что на 2015-2020 гг. истребители семейства Су останутся лучшими в мире.

Суммарные возможности «Иркута» и корпорации ХАЛ позволят полностью удовлетворить текущий и будущий спросы на Су-30МКИ, которые по ряду позиций (например, локатор с фазированной антенной решеткой и сверхманевренность за счет использования ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги) превосходят любой современный серийный истребитель.

В отношениях двух корпораций и (в более широком контексте) в российско-индийском ВТС достигается принципиально новый, более высокий уровень взаимодействия. Происходит реальный переход от модели «продавец-покупатель» к взаимовыгодной промышленно-финансовой кооперации. Не случайно, что именно в отношениях с Индией Россия впервые претворяет в жизнь такую схему взаимоотношений. У России и Индии для этого есть и политическая воля, и нормативно-правовая база (например, долгосрочная программа ВТС). По совокупности политических, экономических и военных факторов Индия остается на сегодняшний день единственным реальным зарубежным партнером России при работе над капиталоемкими перспективными ВВТ.

Следует учитывать, что новые тенденции в ВТС требуют иных подходов и объективно являются более сложными. Реализуя политические установки государственного руководства, достигая свои финансово-экономические цели, предприятия теперь должны учитывать интересы конкретных бизнес-партнеров за рубежом. В этом контексте представляет интерес основной вектор развития ХАЛ, которая в обозримом будущем может стать главным партнером российского авиапрома в дальнем зарубежье [3].

Именно в этом контексте следует оценивать подписанное соглашение об участии ХАЛ в производстве Су-30МКИ. Следующим шагом станет проект многоцелевого транспортного самолета МТА, в создании которого будут участвовать ХАЛ, «Иркут», АК имени

Ильюшина и «Рособоронэкспорт». По-видимому, в ходе работы над ним появится первая российско-индийская бизнес-структура в авиастроении. Накопленный в этих работах опыт может лечь в основу реализации политической договоренности о создании истребителя пятого поколения, который, безусловно, станет высшей точкой военно-промышленного сотрудничества двух государств.

Важной составляющей российско-индийского сотрудничества стало созданное усилиями индийской ХАЛ и российской РСК МиГ совместное предприятие «ХАЛ-РСК МиГ». Предполагается, что накопленный за долгие годы опыт взаимодействия «ХАЛ» с российскими авиастроителями по сборке, лицензионному производству и обслуживанию истребителей МиГ-21/27 будет реализован в масштабах всего региона, например, при сервисном обслуживании малазийских МиГ-29. Кроме того, на предприятии «ХАЛ» в г. Карапут продолжается лицензионный выпуск российских авиадвигателей Р-29Б для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27м.

При участии России разрабатывается и легкий 14-местный военно-транспортный самолет ЦТА (для замены устаревших АН-2), который будет использоваться и в гражданской авиации. Головными организациями при его создании выступают индийская Национальная аэрокосмическая лаборатория и КБ им. Мясищева, при этом стоимость разработки не превысит 33 млн дол. Самолет будет оснащен двумя российскими турбовинтовыми двигателями ТВД-20М, производимыми в Индии по лицензии. Это решение принято после проведения конкурса с участием американской «Пратт энд Уитни», представившей собственную силовую установку РТ-6А-66. Первые два опытных самолета будут изготовлены в России с последующим серийным производством на индийских предприятиях, объем заказов на ближайшие пять лет оценивается в 120 единиц.

Российско-индийское военно-техническое сотрудничество в области военной авиационной техники позволяет сделать вывод о том, что позиции российских производителей на рынке Индии в ближайшей перспективе в части, касающейся поставки финальных образцов авиатехники, могут быть существенно потеснены. Прежде всего из-за расширившихся возможностей диверсификации импорта Индией авиатехники, а также возросших возможностей ОПК Индии по ее разработке и производству.

Данный процесс вполне предсказуем и закономерен. В то же время Россия имеет значительный потенциал для того, чтобы сохранить ведущее место на рынке авиатехники Индии, сосредоточив основные усилия на реализации программ корабельной авиации, модернизации и ремонта ранее поставленной российской (советской) авиатехники, лицензионного производства Су-30МКИ, авиационных двигателей АЛ-55И, РД-33, а также программ совместной разработки и производства МТС, истребителя пятого поколения и других.

Кроме того, успех реализации данного потенциала во многом будет зависеть от эффективности маркетинговой политики, четкой и скоординированной деятельности ГК «Ростехнологии» и Объединенной авиационной корпорации [4].

Ракетная промышленность

Ракетная промышленность является самой современной и перспективной отраслью оборонной промышленности. Производством ракетной техники занимаются в основном предприятия государственной корпорации BDL, образованной в 1970 г. Корпорация BDL официально избрана также в качестве головного производителя разрабатываемых в рамках DRDO перспективных систем ракетного оружия, включая оперативно-тактическую ракету «Притхви», ЗРК средней дальности «Акаш» и малой дальности «Тришул», ПТРК «Нар». Ведущиеся в Индии НИОКР в области создания баллистической ракеты средней дальности «Агни» (1500-2500 км), учитывая резко негативное отношение к этому со стороны ряда сопредельных государств и США, объявлены «чисто технологическим проектом», а ее серийное производство пока не планируется. Как и в случае с ядерным оружием, индийские специалисты считают, что на данном этапе достаточно ограничиться лишь демонстрацией имеющихся потенциальных возможностей.

Важным шагом в направлении развития военно-технического сотрудничества между Россией и Индией было подписание Соглашения о сотрудничестве в области разработки и производства ракетных комплексов с противокорабельной ракетой в 1998 г.

Впервые между нашими странами была достигнута договоренность, и началась реализация новой перспективной формы этого сотрудничества - совместная разработка высокотехнологичной, высокоэффективной ракетной техники.

Учитывая многолетнее успешное военно-техническое сотрудничество России и Индии, опыт сотрудничества «НПО машиностроения» при разработке индийских ракет, а также принимая во внимание намерение Индии ориентироваться на самостоятельную разработку большинства систем вооружений, «НПО машиностроения» провело ряд консультаций с заинтересованными ведомствами и, получив их одобрение, пришло к заключению о целесообразности сотрудничества с Индией в разработке ракетных комплексов с противокорабельной ракетой.

Была определена наиболее целесообразная форма сотрудничества в области создания противокорабельного оружия: совместная разработка с примерно равным финансовым и техническим участием сторон и, как форма организации работ, создание совместной организации.

Ракету решено было создавать унифицированной, то есть запускаемой с различных типов носителей: с подвижных наземных пусковых установок, надводных кораблей, подводных лодок и самолетов. Были определены состав ракеты и основные требования к ней и системам комплексов в целом.

В декабре 1995 г. была зарегистрирована совместная организация. В январе 1997 г. вышло распоряжение Президента Российской Федерации, в котором было одобрено сотрудничество с Индией в области разработки и производства ракетных комплексов с противокорабельной ракетой и создание совместной российско-индийской организации (СО «BrahMos») по финансированию, координации производства и сбыту готовой продукции, а также разрешено использование при совместной разработке научно-технического задела экспортного варианта отечественной крылатой ракеты.

В феврале 1998 г. был одобрен проект межправительственного Соглашения и дано поручение Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации от имени Правительства подписать указанное Соглашение.

В этом Соглашении стороны договорились осуществлять сотрудничество путем создания совместной российско-индийской организации по финансированию, координации разработки, производству и сбыту готовой продукции в форме акционерной компании, зарегистрированной в Республике Индия.

Участниками совместной компании (организации) были определены: с российской стороны - «НПО машиностроения» с долей уставного капитала 49,5%; с индийской стороны - Организация оборонных исследований и разработок минобороны Индии с долей уставного капитала 50,5%.

Уже первый успешно проведенный в 2001 г. пуск ракеты «BrahMos» с береговой пусковой установки, подтвердивший ее высокие летно-технические характеристики и получивший высокую оценку президентов России и Индии, вызвал повышенный интерес к этой ракете командования ВМС Республики Индия.

По предложению ВМС был выделен первый надводный корабль проекта 61МЭ (Rajput) для вооружения и проведения испытаний противокорабельной ракеты «BrahMos». Таким образом, кроме работ по созданию берегового подвижного комплекса, были начаты работы и по созданию комплекса морского (надводного) базирования [5].

В ходе летных испытаний ракеты «BrahMos» было проведено 15 успешных пусков. Летные испытания, подтвердившие надежность, боевую эффективность и готовность к серийному производству ракеты «BrahMos», позволили выйти на этап коммерческой реализации проекта с обеспечением производства ракет как в России, так и в Индии.

В соответствии с принятым решением индийской стороны началась поставка боевых ракет в ВМС и сухопутные войска Республики Индия.

Продажа продукции совместной организации «BrahMos» в третьи страны в соответствии с Межправительственным соглашением 1998 г. будет осуществляться согласно национальным законодательствам сторон (только в страны, включенные в согласованный между сторонами перечень стран).

Проводятся работы по созданию авиационной версии ракеты.

Проект «BrahMos» доказал свою жизненность и эффективность, получил высокую оценку и одобрение Президента Российской Федерации и Президента Республики Индия и рассматривается высшим политическим руководством обеих стран как пример перспективного долговременного сотрудничества в области высоких технологий.

Прошедшие после подписания межправительственного Соглашения годы позволяют говорить о первых итогах проделанной работы:

- отработан механизм совместной разработки сложной высокотехнологичной продукции;

- экономическая эффективность характеризуется хорошими показателями (так, российской стороной за выполненные работы получено значительно больше средств, чем внесено в уставный капитал СО «ВгаИМоэ»);

- сохранены устойчивые кооперационные связи и высокая мобилизационная готовность производства для серийного выпуска отечественных противокорабельных ракет;

- возрождена производственная кооперация (более 40 предприятий, около 20 тыс. рабочих мест), обеспечено ее совершенствование в части применения современных технологий;

- введены новые производственные мощности, освоены новые методы проектирования и производства ракетных комплексов и их элементов;

- обеспечен доступ к определенным технологиям инопартне-

ра;

- возобновлено производство на территории Российской Федерации важных компонентов для ракет, ранее производившихся в странах СНГ;

- сэкономлены средства Министерства обороны России для получения результатов в интересах ВМФ России.

По оценке индийских специалистов, военная промышленность страны обеспечивает потребности национальных вооруженных сил примерно на 60-65%. Разработанной министерством обороны перспективной программой развития военных отраслей предусматривалось повышение уровня самообеспечения в производстве ВВТ среднесрочной перспективе г. до 80-85%. Планируется, что это принесет Индии большую экономию валютно-финансовых средств, поскольку потребности в современном вооружении, которое пока не производится в местных условиях, оцениваются западными экспертами примерно в 10 млрд дол.

В результате серии неудач в производстве ВВТ Индия была вынуждена продолжить масштабный импорт. Так, были закуплены порядка 240 истребителей Су-30 в России, а также объявлен тендер на поставку 126 многоцелевых боевых самолетов по программе MMRCA. Сухопутные войска Индии закупили несколько сотен российских танков Т-90. ВМС Индии были вынуждены закупить российские и израильские зенитные ракеты для оснащения своих кораблей, поскольку разработка национальных ракет данного класса не завершена.

Индийский ОПК по-прежнему серьезно зависит от иностранных технологий и импорта основных комплектующих. Оборонные предприятия в большей степени остаются сборочными производствами, находящимися в государственной собственности, имеющими избыточные штаты и производственные мощности. Проблемным вопросом является также координация программ разработки ВВТ с ВС Индии [7].

Главной же проблемой индийского оборонного сектора, по мнению экспертов Центра международных исследований, является неэффективная работа DRDO, которая всеми средствами продвигает национальные программы, переоценивая технические возможности оборонной промышленности Индии, а также безосновательно устанавливая неоправданно короткие сроки и заниженную стоимость разработки ВВТ [2].

В ближайшие годы основные усилия предприятий ОПК Индии будут сконцентрированы на модернизации производства, что не позволит решить, а отчасти может даже усугубить структурные проблемы отрасли. В течение предстоящих 20 лет ВС Индии закупят 400 боевых самолетов, 100 военно-транспортных самолетов, 140 вертолетов, 1500 танков, 500 боевых машин, 1500 единиц артиллерии, 120 кораблей, два-три авианосца и до 20 подводных лодок. Несомненно, что большую часть заказов получат иностранные компании, при этом в соответствии с требованиями оффсетной политики правительства Индии 1/3 работ будут выполнять национальные компании, что потребует серьезного обновления производственной базы.

В Индии в 2008 финансовом году суммарные оборонные ассигнования впервые превысили триллион рупий (26,4 млрд дол.). На закупку вооружений из них выделено 12 млрд дол. После 2012 г. сумма на эти расходы возросла до 30 млрд дол., а в ближайшие 15 лет по прогнозу- до 80 млрд дол.

За индийский рынок борются фирмы США, Германии, Франции, Израиля. Тель-Авив с 2002 г. продал в Индию различных вооружений и военной техники более чем на 5 млрд дол. В Мумбаи строится партия из шести дизель-электрических подводных лодок

по французскому проекту Зсогрепе. Компания «Агуста/Уэстленд» с вертолетом AW-101 выиграла тендер ВВС Индии на поставку 12 вертолетов в У1Р-версии для транспортировки высшего государственного руководства страны. США намереваются продать Дели противокорабельные ракеты «Гарпун», что может подтолкнуть Индию на приобретение других американских вооружений.

В интересах сухопутных войск проводится тендер на поставку 317 вертолетов на сумму 2,5 млрд дол. Кроме того, на перевооружение артиллерийских подразделений выделяется 120 млрд рупий (около 3 млрд дол.). В 2008 г. в рамках модернизации военно-морских сил Индии выделено 1,9 млрд дол.

Негативное влияние на проведение НИОКР в интересах вооруженных сил оказало и значительное превышение их реальной стоимости над плановой. В результате общее число проектов разработки собственных новых военных технологий уже к началу 1990-х гг. было сокращено почти втрое - с 989 до 373. Для преодоления создавшегося положения постепенно увеличивалась доля оборонного бюджета, расходуемая на НИОКР, - с 5 до 10% в 2000 г. и 15-29% в 2005 г. На долю иностранных образцов вооружений и военной техники приходятся: подавляющая часть боевых самолетов индийских вооруженных сил; до 50% танков, БМП и ЗРК; 60% артиллерийских систем; до 90% боевых кораблей основных классов 6]. Вероятнее всего, подобное соотношение сохранится еще достаточно долго. Возможно, это не вполне устраивает индийскую сторону, но с учетом взаимодополняемости национальных хозяйств наших двух стран создает хорошие предпосылки для военно-технического и экономического сотрудничества, сохранения рабочих мест и повышения темпов технологического развития российской и индийской экономик.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что военно-техническое сотрудничество России и Индии имеет все шансы стать совместным долгосрочным геополитическим проектом, тем более что Дели в ближайшее десятилетие планирует израсходовать около 30 млрд дол. на глубокую модернизацию своих вооруженных сил [8]. При этом, несмотря на наметившуюся в по-

следние 8-10 лет диверсификацию поставщиков военно-технической продукции, Индия, по мнению автора, будет продолжать полагаться на Россию как на основного поставщика ПВН. И в основе российско-индийского военно-технического сотрудничества, безусловно, будут совместные проекты по разработке и производству современного оружия, а также новых форм сотрудничества в сфере ВТС, например, офсетные соглашения.

Литература:

1. Сафронов И. Братство по вооружению // Коммерсантъ. 2007. № 9. 25 янв.

2. Буневич К.Г. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в системе военно-экономической безопасности//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 8. С. 11-18

3. Мазин А.В. Итоги и перспективы российско-индийского военно-технического сотрудничества. URL: http://www.xserver.ru/ user/iipsr/

4. Буневич К.Г. Трансформация военно-технического сотрудничества в условиях глобализации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 3 (9). С. 47-52.

5. Бродунов А.Н. Государственное регулирование функционирования судостроительной промышленности Российской Федерации // Финансы и кредит. 2007. № 13. С. 54-63.

6. Терехов В. Оборонно-промышленная политика Индии на современном этапе // Аналитические обзоры РИСИ. 2008. № 3 (20). С. 28

7. Буневич К.Г. Российско-индийский товарооборот и перспективы совместной экономической интеграции // Дайджест-финансы. 2008. № 10. С. 53-58.

8. Буневич К.Г., Бродунов А.Н. Стратегическое партнерство России с Индией в военно-технической сфере: теоретический аспект // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. № 1 (12). С. 101-104.

УДК330.34.011

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ

ТЕРРИТОРИЙ

Агибалов А.В., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой финансов и кредита ФГБОУВПО «Воронежский ГАУ», e-mail: agi-64@mail.ru

Клейменов Д.С., ассистент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Воронежский ГАУ», e-mail: dmi248@yandex.ru Романченко О.В., к.т.н., доцент, декан факультета экономики и финансов ЧОУВО «Московскийуниверситет им. С.Ю. Витте», тел.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+7 (495) 783 68 48 доб. 41-04, e-mail: oromanchenko@muiv.ru

В статье исследуется взаимосвязь понятий «устойчивость», «устойчивыйрост» и «устойчивоеразвитие» социально-экономических систем. Авторами предпринята попытка обобщить и определить категорию «устойчивоеразвитие территории», обозначить особенности устойчивого развития сельских территорий.

Ключевые слова: устойчивость, устойчивое развитие, устойчивый рост, безопасность, сельские территории.

THEORETICAL ASPECTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL

TERRITORIES

Agibalov A., Ph.D., assistant professor, head of the Finances and credit chair, FSBEIHPE «Voronezh State Agricultural University of Emperor

Peter I», e-mail: agi-64@mail.ru,

Kleimenov D., assistant of the Finance and credit chair, FSBEI HPE «Voronezh State Agricultural University of Emperor Peter I», e-mail:

dmi248@yandex.ru,

Romanchenko O., Ph.D., assistant professor, dean of the Economics and finance faculty, Moscow Witte University, tel.: +7 (495) 783 68 48

ext.41-04, e-mail: oromanchenko@muiv.ru

In the article explores relationship of the concepts of "sustainability", "sustainable growth" and "sustainable development" socio-economic systems. The authors attempt to summarize and define the category "sustainable development of the territory", to recognize features of sustainable development of rural territories.

Keywords: sustainability, sustainable development, sustainable growth, security, rural areas.

Современная социально-экономическая ситуация в сельских и высокий уровень безработицы сельского населения, и снижение поселениях в Российской Федерации характеризуется рядом кри- качества жизни в сельской местности, сокращение сети учреждений зисных явлений, которые не позволяют перейти к устойчивому социальной инфраструктуры, сужение доступа селян к основным со-развитию территории. К таким явлениям относятся и ухудшение циальным услугам - образованию и здравоохранению, и разрушение демографической ситуации в сельской местности, и сельская бедность эволюционно сложившейся системы сельского расселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.