Научная статья на тему 'О некоторых особенностях межотраслевого нормативно-правового регулирования военно-технического сотрудничества'

О некоторых особенностях межотраслевого нормативно-правового регулирования военно-технического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / MINISTRY OF DEFENSE OF RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL AUTHORITIES / LEGAL REGULATION / MILITARY TECHNICAL COLLABORATION / EXPORT CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыльская М. А., Лондарская А. Е.

В статье рассматриваются полномочия Министерства обороны РФ и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти в области межотраслевого нормативно-правового регулирования военно-технического сотрудничества. Особое внимание уделяется деятельности Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. Анализируется круг вопросов, связанных с экспортным контролем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About features of intersectional legal regulation of military technical collaboration

Authors consider Ministry of Defense powers and dependent federal authorities in the field of intersectional legal regulation of military technical collaboration. Particular attention is paid at activity of Federal service of military technical collaboration. Author also analyse variety of questions related with export control.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях межотраслевого нормативно-правового регулирования военно-технического сотрудничества»

М.А. Рыльская, А.Е. Лондарская

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖОТРАСЛЕВОГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения (ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами») [1].

В данном направлении целесообразным представляется рассмотрение полномочий Министерства обороны РФ (Минобороны России) и подведомственных ему фе-

деральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в преломлении к таможенной деятельности.

Министерство обороны РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства.

Исходя из специфики установленной сферы деятельности, полномочия Минобороны России в области нормативно-правового регулирования традиционно рассматриваются как узко отраслевые, направленные на осуществление государственного управления (военного управления) структурными подразделениями, органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и иными военными организациями Вооруженных Сил РФ.

Однако, как следует из п. 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями) [2], под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Анализ действующего законодательства [3] и функций Минобороны России также позволяет сделать вывод о том, что, помимо узковедомственных нормативных правовых актов, Минобороны в ряде случаев наделено полномочиями по изданию нормативных правовых актов межотраслевого характера.

В связи с этим объективно обусловленным является наделение Минобороны России полномочиями по нормативно-правовому регулированию в экономической, административно-политической, социальной и иных сферах по вопросам, связанным с осуществлением функций военного ведомства РФ.

Таким образом, в рамках реализации указанных полномочий Минобороны России вправе издавать нормативные правовые акты по указанным вопросам, которые носят обязательный характер для органов государственной власти, организаций, граждан, не входящих в структуру Вооруженных Сил и непосредственно не осуществляющих функции в области обороны. Предметом регулирования таких нормативных правовых актов являются вопросы, относящиеся к различным сферам государственной деятельности: морской, транспортной, связи и др. Общим при этом будет их направленность - издание в интересах решения оборонных задач. Таким образом, можно говорить о межотраслевом характере указанных нормативных правовых актов.

В качестве примера следует привести приказ ГТК России и Минобороны России от 19.02.2003 № 171/56 «О взаимодействии Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации в решении вопросов подготовки и переподготовки летного и инженерно-технического состава, размещения, эксплуатации и обслуживания воздушных судов таможенных органов».

В Положении [4] о Минобороны России называются и иные полномочия, реализация которых связана с изданием нормативных правовых актов межотраслевого характера.

Так, согласно Положению, Минобороны:

- утверждает тактико-технические требования к образцам вооружения и военной техники, разрешенным для экспорта, экспортную комплектацию продук-

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ, 3(4) 2008

ции военного назначения, а также основные положения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения, разрешенных для экспорта;

- осуществляет военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, в том числе контроль качества и приемку указанной продукции;

- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Вывод о наличии у Минобороны России полномочий по государственному управлению в отдельных сферах может быть также сделан исходя из анализа компетенции подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.

Участие Минобороны России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности ограничивается двумя основными направлениями:

- реализацией государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

- осуществлением экспортного контроля во внешнеэкономической деятельности.

Основные полномочия Минобороны России в области военно-технического сотрудничества перечислены в Приложении к Указу Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 [5] и включают в себя:

а) участие в разработке и реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами (далее - военно-техническое сотрудничество);

б) осуществление военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения иностранным заказчикам, в том числе контроль за разработкой, производством и поставками продукции военного назначения в порядке, определяемом Правительством РФ;

в) разработка и представление в установленном порядке предложений, касающихся формирования списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам;

г) выдача заключений по запросам федеральных органов исполнительной власти, российских и иностранных субъектов военно-технического сотрудничества, а также иных российских участников внешнеторговой деятельности об отнесении или неотнесении продукции, предлагаемой к ввозу в РФ или вывозу из РФ, к продукции военного назначения;

д) оказание в установленном порядке иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала;

е) проведение показов продукции военного назначения, а также учений и стрельб с участием подразделений вооруженных сил иностранных государств на полигонах Минобороны России;

ж) осуществление информационного обеспечения военно-технического сотрудничества;

з) формирование перечня высвобождаемой из наличия Минобороны России продукции военного назначения для продажи иностранным заказчикам, участие в установленном порядке в определении цен на нее, реализация указанной продукции военного назначения через государственного посредника - специализирован-

ное федеральное государственное унитарное предприятие, образованное по решению Президента РФ;

и) участие в выполнении работ по созданию, дополнительному оборудованию и модернизации на территориях иностранных государств объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации, боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также по обеспечению функционирования этих объектов;

к) утверждение экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения, а также основных параметров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию (модернизации), выполняемых в интересах иностранных заказчиков;

л) осуществление иных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами РФ в области военно-технического сотрудничества.

Находящаяся в ведении Минобороны России Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) осуществляет полномочия в области военно-технического сотрудничества в соответствии с Положением о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденным указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1083 «Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству», и другими нормативными правовыми актами РФ.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

Руководство деятельностью ФСВТС России осуществляет Президент РФ. ФСВТС России подведомственно Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности.

В этих целях Министр обороны РФ:

1) утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности ФСВТС России, а также отчет об исполнении плана;

2) вносит в установленном порядке по представлению директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству проект положения о ФСВТС России, проекты других нормативных правовых актов, касающихся деятельности ФСВТС России, а также предложения о предельной штатной численности ФСВТС России и фонде оплаты труда ее работников;

3) вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования ФСВТС России;

4) в целях реализации поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения ФСВТС России и контролирует их исполнение;

5) имеет право отменять противоречащие законодательству РФ решения ФСВТС России, если не установлен иной порядок их отмены.

В рамках координации деятельности названной службы Минобороны России утверждены:

- административный регламент исполнения ФСВТС России государственной функции по принятию решений о ввозе в РФ и вывозе из нее продукции военного назначения в порядке, установленном Президентом РФ (Приложение к приказу Минобороны России от 16.11.2007 № 470, зарегистрирован в Минюсте России 15.02.2008, регистрационный № 11167 );

- административный регламент исполнения ФСВТС России государственной функции по принятию решения о выдаче в установленном порядке субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз в РФ и вывоз из нее продукции военного назначения (Приложение к приказу Минобороны России от 23.11.2007 № 485, зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2008, регистрационный № 11126).

Положением о порядке лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения (утв. Указом Президента РФ от 10.09.2005 № 1062) предусмотрено, что Минобороны России утверждает порядок оформления и форму заключения об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу и (или) вывозу, к продукции военного назначения. Во исполнение данного предписания приказом Минобороны России от 29.12.2005 № 550 (зарегистрирован в Минюсте России 24 января 2006 г., регистрационный № 7408) утвержден Порядок оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения.

В области правового регулирования компетенции и правового статуса ФСВТС России усматривается противоречие в части определения полномочий службы по изданию правовых актов.

Так, согласно подп. 2 п. 10 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1083) ФСВТС России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ и выдавать соответствующие разрешительные документы (лицензии, свидетельства и др.).

В данном Положении не указываются полномочия службы по изданию нормативных правовых актов. При этом на практике такие акты службой издаются.

Например, приказом ФСВТС России от 06.09.2006 № 53 «Об оформлении заявлений и лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения и о порядке представления документов для получения лицензий» (зарегистрирован в Минюсте России 30.10.2006, регистрационный № 8420) утверждена Инструкция по оформлению заявлений и лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения и порядку представления документов для получения лицензий.

Документ, как это прямо следует из его содержания, полностью соответствует признакам нормативного правового акта: распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение. Кроме того, указанный правовой акт прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции и был официально опубликован [6], что прямо указывает на его нормативный характер.

Экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (ст. 1 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» [7]).

Осуществление экспортного контроля по смыслу действующего законодательства тесно связано с понятием военно-технического сотрудничества. В Федеральном законе от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» содержится прямое указание, согласно которому экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества.

Не регулируются законодательством о военно-техническом сотрудничестве вопросы экспортного контроля за продукцией (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности), не отнесенной к продукции военного назначения.

Федеральным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление экспортного контроля, является ФСТЭК России, осуществляющая функции на основе Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1085 [8]).

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России подведомственна Минобороны России, в силу чего Минобороны осуществляет в отношении службы координацию и контроль деятельности.

Действующим законодательством полномочия Минобороны России в области нормативно-правового регулирования экспортного контроля (за исключением случаев его осуществления в отношении товаров, являющихся продукцией военного назначения) прямо не определены.

Полномочия по самостоятельному нормативно-правовому регулированию вопросов экспортного контроля подп. 4 п. 4 Положения о ФСТЭК России предоставлены ФСТЭК России. Данные полномочия широко используются службой на практике. В качестве примера следует привести следующие нормативные правовые акты, изданные ФСТЭК России:

- приказ ФСТЭК России от 20.02.2007 № 29 «Об утверждении Порядка проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, разработанных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, и отбора организаций, осуществляющих их независимую экспертизу» (зарегистрирован в Минюсте России 05.04.2007, регистрационный № 9242) [9];

- приказ ФСТЭК России от 11.04.2005 № 124 (с изменениями от 01.06.2006) «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрирован в Минюсте России 26.04.2005, регистрационный № 6546) [10];

- приказ ФСТЭК России от 31.01.2006 № 36 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль» (зарегистрирован в Минюсте России 17.02.2006, регистрационный № 7514) [11];

- приказ ФСТЭК России от 02.06.2006 № 178 «Об организации работы по оформлению и выдаче российского импортного сертификата и разрешения ФСТЭК России о передаче импортированных товаров (услуг) двойного применения другим субъектам хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации» [12].

На основании изложенного представляется возможным сделать следующий вывод. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также нормативно-правовому регулированию иных вопросов, отнесенных к ведению министерства. В целях реализации возложенных на него задач и функций Минобороны России наделено полномочиями:

- по изданию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и деятельности Вооруженных Сил РФ. Указанные нормативные правовые акты обладают всеми признаками правовых актов военного управления и отличаются: 1) особым содержанием и направленностью; 2) более детальной, чем это имеет место в других отраслях государственного управления, регламентацией всех сторон жизни, быта и деятельности войск, обязанностей и правил поведения каждого военнослужащего; 3) особым субъектным составом лиц, обязанных исполнять нормативные правовые акты;

- по изданию нормативных правовых актов межотраслевого характера, направленных на регулирование общественных отношений в различных сферах: экономической, административно-политической, социальной и иных, в целях решения в указанных сферах оборонных и тесно связанных с ними задач. указанные нормативные правовые акты по своей юридической природе будут являться правовыми актами государственного управления (специфика военного управления в указанных актах проявляется в значительно меньшей степени). Действие рассматриваемых нормативных правовых актов будет распространяться не только и не столько на военные организации, сколько на органы государственной власти, организации и граждан, не имеющих статуса военнослужащих;

- по изданию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственному управлению, в том числе в сферах, непосредственно не связанных с деятельностью военной организации государства.

Список использованных источников

1. Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3610.

2. Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

3. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3538.

5. Перечень федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области.

6. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 46.

7. Собрание законодательства РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

8. Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3541.

9. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 18.

10. Российская газета. 2005. 12 мая; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 19.

11. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 10.

12. Текст приказа размещен на сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в Internet. Режим доступа: http://www.fstec.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.