Научная статья на тему 'Современные тенденции развития механизмов государственного регулирования военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами'

Современные тенденции развития механизмов государственного регулирования военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (ВТС) / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / THE MILITARY-TECHNICAL COOPERATION (MTC) / GOVERNMENT REGULATION / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бодрунова Алина Сергеевна

Рассмотрены механизмы государственного регулирования системы военно-технического сотрудничества (ВТС) России с иностранными государствами. Проанализированы основные направления совершенствования правового регулирования в сфере ВТС в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of mechanisms of state regulation of the military-technical cooperation of Russia with foreign states

The mechanisms of state regulation system of military-technical cooperation (MTC) of Russia with foreign states. The basic directions of perfectiontion of the legal regulation of the PTS in the present.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития механизмов государственного регулирования военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами»

А. С. Бодрунова1

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

Законодательство, регулирующее деятельность организаций в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) России с иностранными государствами, затрагивает различные аспекты - от таможенного до валютно-финансового. Его основу составляет закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ2 . Этот закон устанавливает принципы внешнеторговой деятельности (ПВН) Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в этой сфере. В законе четко описывается порядок осуществления ВТС организациями - субъектами ВТС. Кроме того, деятельность субъектов ВТС регулируется большим количеством подзаконных актов, принимаемых в развитие закона о ВТС и регулирующих отдельные элементы системы ВТС. В частности, субъекты ВТС осуществляют право субъекта деятельности в сфере ВТС на основании указов Президента Российской Федерации от 01.12.2000 г. №1953, от 10.09.2005 г. № 1062; распоряжений Президента РФ от 16.09.2002 г. № 422-рп, от 10.09.2005 г. № 401-рп, от 17.06.2008 г. № 341-рп; Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 641, распоряжения Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами от 04.07.2003 г. № 87; распоряжений Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) от 04.07.2006 г. № 87, от 29.03.2007 г. № 41, от 15.10.2009 г. № 121. При этом каждый субъект ВТС должен отдельным распоряжением ФСВТС получить свидетельство установленного образца о праве участия в ВТС с внесением нового субъекта в специальный реестр, который ведет ФСВТС и который является базовым документом для органов государственного контроля, удостоверяющим право данного органа осуществлять регулирующие взаимоотношения с субъектом ВТС.

Важное значение для правового регулирования ВТС имеет и федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ (далее - Закон), который является рамочным для регулирования системы ВТС в целом. Статьей 6 Закона в ведении Российской Федерации закреплены определение порядка ввоза и вывоза вооружения, военной техники и имущества военно-технического назначения; оказание технического содействия в создании объектов военного назначения за рубежом, в передаче технической документации, организации лицензионного производства, модернизации и ремонта военной техники, а также оказание других услуг в области ВТС. Законом определен основной субъект ВТС -Президент Российской Федерации. В ст. 12 Закона записано, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами регулирует сотрудничество в военно-технической области. Фундаментальной для определения характера и содержания государственного управления экономическими отношениями в сфере ВТС является ст.16 Закона, где закреплено, что в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений и военной техники (ВиВТ) в Российской Федерации действует система экспортного контроля. Номенклатура ВиВТ, подпадающих под экспортный контроль, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Экспортный контроль в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ «Об экспортном контроле» представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов ВиВТ.

1 Алина Сергеевна Бодрунова, студентка Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail.: [email protected]

2 В ред. от 25.10.2006 г. №167-ФЗ, от 17.05.2007 г. №80-ФЗ, от 26.11.2007 г. №271-ФЗ, от 04.12.2007 г. №327-Ф3, от 07.05.2009 г. №89-ФЗ.

В соответствии с законодательством работы в сфере ВТС Российской Федерации по поставке продукции военного назначения (ПВН), ВиВТ, а также оказанию услуг по ремонту, модернизации, утилизации ПВН и ВиВТ, обучению специалистов эксплуатации ПВН и ВиВТ и аналогичные осуществляются ограниченным числом субъектов хозяйственной деятельности, уполномоченных Президентом РФ.

В системе федеральных органов исполнительной власти головным органом в области отношений России с иностранными государствами и международными организациями является Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации, а также осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств РФ (ст. 11 Федерального закона РФ от 4.01.1999 г. № 4-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ от 12.03.1996 г. № 375) [1, с. 28].

Главную тенденцию в работе законодательной и исполнительной власти по совершенствованию правового регулирования в сфере ВТС (как в других сферах ВЭД) можно охарактеризовать словом «либерализация». Либерализация системы ВТС обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности Российской Федерации в сфере осуществления ВТС с иностранными государствами. Начало данного процесса относится к концу 90-х - началу 2000-х гг. Существовавшая до этого система ВТС предполагала жесткую одноканальную организацию поставок ПВН в виде финальных образцов ВиВТ (самолетов, танков, кораблей и т. п.) странам-заказчикам при такой же одноканальной и негибкой системе сервисного обслуживания, поскольку не только финальные образцы ВиВТ, но и любая другая ПВН (в том числе запасные части к ВиВТ) поставлялись в соответствии с законодательством в одном и том же жестко регламентированном порядке. Кроме того, таможенное законодательство не допускало гибких режимов нахождения поставленных Россией ПВН на таможенной территории стран-заказчиков. Фактически под запретом были вопросы реэкспорта ПВН, модернизации ПВН, находящейся у иностранного заказчика, совместной разработки и производства ВиВТ. Серьезные ограничения существовали в вопросах регулирования порядка оплаты поставляемой ПВН и др.

При каждой поставке любой запчасти или оказании любой сервисной услуги требовалось согласование этих услуг в общем порядке, с привлечением различных регулирующих и контролирующих органов, что порождало негативные последствия. В частности, для производителей ПВН (в особенности для предприятий, производящих комплектацию к ВиВТ, которую при осуществлении сервисных мероприятий можно продавать в качестве запасных частей) это приводило к невозможности продажи большого количества своей продукции и потерям доходов вследствие невозможности провести в сжатые сроки все необходимые по российскому законодательству согласования и реализовать запрашиваемую иностранным заказчиком единицу продукции или ремонтных услуг через единый канал поставки - государственного посредника. Для госпосредника такие поставки и услуги также были неэффективными вследствие их небольшой стоимости и, соответственно, незначительности комиссий (как правило, несколько процентов от стоимости работ услуг), не покрывающих затраты на их оформление. Для инозаказчика такая система сервиса также была малоэффективной, так как даже при наличии у него свободных денежных средств запрашиваемые запчасти иногда приходилось ждать многие месяцы, что приводило к неэффективному использованию приобретенных ВиВТ.

Закономерным итогом такой системы продаж и сервиса стало постепенное снижение потока заказов на российские ВиВТ со стороны инозаказчиков. Еще более жесткие ограничения существовали в сфере передачи интеллектуальной ПВН, совместных с иностранными участниками исследований в области разработки и производства ПВН, организации производства ПВН российской разработки на территории страны-заказчика, в системе финансирования и регулирования логистических услуг в отношении экспортируемой ПВН.

Очевидные провалы в госрегулировании системы ВТС вынудили Правительство Российской Федерации приступить к ее реформированию и либерализации путем упрощения процедур оформления разрешений на выполнение сервисных поставок и услуг, отказа от принципа «одного окна» в части постпродажного и эксплуатационного обслуживания ВиВТ, допуска в систему прямых продаж ПВН производителей продукции и снижения уровня контроля со стороны органов государственного регулирования при оказании ими подобных услуг. Были внесены изменения в Положение об осуществлении контроля за выполнением обязательств по целевому использованию продукции военного назначения, поставляемой из Российской Федерации, утвержденное Постановлением

Правительства РФ от 17 марта 2009 г. №238. Поправками предусмотрено осуществление экспортных поставок отдельных видов ПВН без проведения контроля за выполнением уполномоченными органами иностранных государств обязательств по их целевому использованию. Это значительно облегчило реэкспорт российских ПВН и расширило возможности их использования получателем. Указом Президента РФ от 1 декабря 2008 г. №1659 внесены изменения сразу в три Положения: о ФСВТС, о порядке осуществления ВТС и о порядке лицензирования ввоза и вывоза ПВН. Касаются они в основном порядка ввоза и вывоза ПВН и выдачи сертификатов конечного пользователя.

В частности, определено, что ввоз и вывоз продукции военного назначения и выполнение работ для обеспечения эксплуатации ПВН советского производства и разработки, находящейся в государствах СНГ, производятся без принятия по этим вопросам решений Президента РФ, Правительства РФ и ФСВТС.

Положение о порядке осуществления ВТС пополнилось нововведениями, облегчающими выполнение гарантийных обязательств по контрактам и устранение рекламаций. В Положение о порядке лицензирования включен пункт, согласно которому допускается последующее оформление дополнительных перечней продукции военного назначения к ранее выданным лицензиям на ввоз и вывоз ЗИПов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной ПВН или к ПВН советского производства и разработки, находящейся в государствах СНГ, а также к ранее выданным лицензиям на поставку ПВН, в отношении которой в период действия гарантийных обязательств по контракту предъявлены претензии, для удовлетворения которых необходимо осуществить ввоз и вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов и т. п. Таким образом, была практически создана нормативная база, устраняющая едва ли не самый большой недостаток отечественной экспортной системы, - низкое качество обслуживания поставленных вооружений.

Вторым направлением стала активизация совместной разработки и производства ВиВТ. Если раньше подобное сотрудничество для российского ВПК было случаем исключительным, то в 2009 г. Президент РФ Д. Медведев уже говорил о межгосударственной кооперации и как о методе адаптации продукции к требованиям иностранных заказчиков, и как о продуктивном способе обмена идеями, и как о возможности снизить финансовые затраты в период мирового экономического кризиса.

После многолетнего обсуждения сдвинулась с мертвой точки реализация двух перспективных проектов совместно с Индией: создание истребителя пятого поколения и многоцелевого транспортного самолета (МТА). В бюджете 2009 г. ОАК было выделено 2,155 млрд рублей на выполнение российской части обязательств по проекту создания российско-индийского МТА. Что касается истребителя пятого поколения, то основной зоной ответственности индийской стороны будет производство легких высокопрочных композиционных материалов для самолета. Реанимация этих совместных проектов особенно важна в свете недавно подписанного Индией и США соглашения о ВТС, облегчающем американским компаниям доступ на этот емкий и перспективный рынок. А в середине 2009 г. появилась информация о том, что к проекту может быть привлечена Бразилия. По заявлениям официальных лиц, с компанией Embraer уже обсуждался вопрос обмена

технологиями и создания в Бразилии площадки для сборки и будущего лицензионного производства самолетов.

Среди основных тенденций развития механизмов госрегулирования в системе ВТС необходимо отметить продолжение курса на привлечение новых и сохранение старых заказчиков за счет использования гибкой системы расчетов за поставляемую ПВН. Россия готова предоставлять кредиты на покупку отечественных вооружений, списывать странам задолженность, использовать бартер. Так, схема, сочетающая списание задолженности с предоставлением кредита, была использована (вслед за Сирией и Алжиром) в переговорах с Йеменом. Результатом стало подписание контрактов на поставку ПВН в эту страну на миллиард долларов.

Благодаря описанным и другим аналогичным мероприятиям по совершенствованию нетарифного регулирования реализации товаров и услуг ситуация существенно изменилась к лучшему не только для субъектов ВТС и остальных производителей ПВН (выросли объемы продаж, повысилась рентабельность производства), но и в целом для Российской Федерации. Эти изменения существенно усилили позиции России на иностранных рынках ВиВТ, что позволило увеличить объемы продаж отечественной военной техники. Улучшение сервисного обслуживания поставляемых ВиВТ резко повысило их потребительские характеристики и уровень конкурентоспособности. Были получены дополнительные средства в бюджет Российской Федерации в виде различных налоговых отчислений (с дополнительной прибыли, дивидендов и др.), которые государство смогло направить на инвестиции в сферу оборонно-промышленного комплекса России в рамках новых целевых программ развития ОПК.

Список литературы

1. Гуськов, С. А. Правовое регулирование международных связей / С. А. Гуськов // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 3(5). - С. 23-33.

The list of the literature

1. Gus'kov, S. A. Legal adjustment between-national communications / S. A. Gus'kov //

Economic revival of Russua. - 2005. - № 3(5). - P. 23-33.—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.