© Вестник Военного университета. 2012. № 2 (30). С. ?- ?.
Звинчукова Ольга Николаевна, кандидат юридических наук, докторант кафедры военного права ФГБВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны
Российской Федерации, г. Москва.
123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14.
Тел.: (495) 684-13-96. E-mail: [email protected]
Звинчукова О.Н.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Существуют различные точки зрения на определение понятия военно-техническое сотрудничество (далее - ВТС). По мнению А.Л. Рыбаса ВТС представляет собой «деятельность уполномоченных на то органов государственной власти, учреждений, организаций и предприятий, связанную с разработкой, производством реализацией или закупкой продукции военного назначения, а так же - с планирование, координацией, организацией и осуществлением международного обмена продукцией и услугами военного назначения» [12]. Л.Г. Ивашов рассматривает военно-техническое сотрудничество как «долгосрочный процесс, который в тесной взаимосвязи с военно-политическими интересами России, с учетом экономических и финансовых возможностей его субъектов, представляет собой осуществление сотрудничества в области поставок вооружения и военной техники» [5]. А.В. Колесников высказывает мнение, что под ВТС следует понимать особую форму деятельности государства, уполномоченных органов и хозяйствующих субъектов, связанную с разработкой, производством и продвижением товаров и услуг военного назначения на мировой рынок в политических и коммерческих интересах [6, с. 21].
В.В. Кудашкин рассматривает ВТС в двух аспектах: во-первых, как систему общественных отношений между государством и российскими производителями продукции военного и двойного назначения по поводу ее продвижения на мировой рынок. Во-вторых, как деятельность государства и уполномоченных им органов, направленную на управление отношениями по продвижению российской продукции военного назначения на мировой рынок оружия и установление устойчивых и длительных связей с иностранными государствами в этой области в целях обеспечения национальных интересов и соблюдения
международных связей Российской федерации [9, с. 73]. Из этого определения следует, что ключевым элементом ВТС является обеспечение национальных интересов как политических, экономических, так и военных.
Установление государственной монополии в области ВТС имеет свои причины. Дело в том, что ВТС напрямую связано с интересами национальной безопасности, сохранением независимости государства, его территориальной целостности и суверенитета [2]. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности определяет Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [12]. В нем сформулированы цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и внешнеторговой политики Российской Федерации [12, ст.1, 4, 5]; определена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности [12, ст.6-12]; сформулированы экономические и административные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности — таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, количественные ограничения экспорта и импорта, экспортный контроль, государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, защитные меры в отношении импорта товаров, запреты и ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов, технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров и контроль за их качеством, участие Российской Федерации в международных экономических санкциях, особые режимы осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности и др. [12, ст.13-21, 22-24, 34-35].
Имеются существенные особенности в государственной организации и правовом регулировании военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, основу которого составляет Закон РФ от 18 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» [11].
Одной из ключевых проблем юридической науки является изучение особенностей правового регулирования компетенции федеральных органов
государственной власти, осуществляющих деятельность в области военно-технического сотрудничества.
Военно-техническое сотрудничество является неотъемлемой частью внешней политики любого государства. Законодательно определено, что это «деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения» [11, ст. 1].
На рубеже веков, в силу, прежде всего геополитических и экономических условий, ВТС является весьма существенным вопросом для России и мира в целом. Шире становится сфера самого оружейного рынка: возрастает роль международных консорциумов и совместных программ, осваиваются новые ниши оборонной продукции, развивается сектор услуг[3]. Военно-техническое сотрудничество, по оценке Президента Российской Федерации, является для России «существенным и весьма эффективным инструментом влияния на эти процессы» [14, с. 12]. Дальнейшее становление и развитие правовых институтов и совершенствование управления в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами - важное направление государственной политики.
Деятельность Президента РФ и федеральных органов государственной власти по формированию и реализации государственной политики в области ВТС во многом зависит от полноты регламентации их компетенции в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Четкое и исчерпывающее определение в правовых нормах компетенции органов государственной власти России в области ВТС позволяет с точки зрения принципа разделения властей установить пределы их деятельности, правовые механизмы взаимодействия, взаимного контроля и ответственности, обеспечить единство системы управления государства.
Определение компетенции позволяет выделить полномочия государственных органов и в то же время обеспечить согласованность их действий, что предполагает не только распределение управленческих функций, но и предоставление органам государственной власти соответствующих государственно-властных полномочий.
Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет международное военно-техническое сотрудничество, на основе внешнеполитической, экономической
целесообразности и в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации [10]. Основные направления военно-технического сотрудничества определяются соответствующими концепциями, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет международное военно-техническое сотрудничество, исходя из внешнеполитической и экономической целесообразности, задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации, на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства, с соблюдением интересов международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.
Установленные п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации предметы ведения объединены в один комплекс, а деятельность по их реализации, вытекающая из суверенитета Российской Федерации, имеет целью обеспечение целостности и неприкосновенности территории России, защиту личности, общества и государства [8]. При этом определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества как внутри, так и вне страны, условий их ввоза и вывоза, оказания технического содействия в создании объектов военного назначения, передачи технологий и технической документации, организации лицензионного производства, модернизации и ремонта военной техники, предоставления услуг в области военного сотрудничества, в том числе в ракетно-космической области, также является предметом исключительного ведения Российской Федерации. Правовые основы компетенции органов государственной власти Российской Федерации, государственное регулирование и финансирование работ в области военно-технического сотрудничества определены Федеральным законом от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ, а так же Указом Президента Российской Федерации «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» от 10 сентября 2005 г. [4].
Федеральный закон устанавливает порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов военно-технического сотрудничества и определяет их права и обязанности в этой области, а также ответственность за
нарушение законодательства Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве.
Ключевой идеей является совершенствование политики государства в сфере военно-технического сотрудничества путем создания вертикально-интегрированной структуры в системе ВТС.
В сфере государственного управления экспортом продукции военного назначения исключительное ведение Российской Федерации означает то, что только на федеральном уровне (в федеральных законах, в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации и ведомственных правовых актах федеральных органов государственной власти) нормативно закрепляются все вопросы, связанные с межгосударственными отношениями, государственным управлением, внешнеторговой деятельностью субъектов военно-технического сотрудничества в области экспорта российской продукции военного назначения. Соответственно эти вопросы не могут определяться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и совместными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [15].
Функционирование системы, в том числе и системы военно-технического сотрудничества, предполагает устойчивость центросиловых связей, относительную стабильность и равновесие. Стержнем, интегрирующим всю систему ВТС, является Президент Российской Федерации. Координационный вектор развития системы направлен на укрепление «президентской вертикали управления», на ее дальнейшее развитие и совершенствование. Соответственно возглавляет вертикаль - Президент Российской Федерации, на которого возложена функция руководства государственной политикой в сфере военно-технического сотрудничества.
Правительство Российской Федерации осуществляет реализацию государственной политики в области ВТС.
Субъектами горизонтальных правоотношений выступают: Минобороны России, МИД России, Минюст России, Минфин России, ФСБ России, СВР России и т.д. Особенностью указанных правоотношений является жесткое государственно-управленческое воздействие на них Президента РФ через определение им конкретных прав и обязанностей, функций субъектов правоотношений по координации и контролю в области ВТС.
Министерство обороны осуществляет координацию и контроль в области ВТС. Кроме того на Министерство обороны возложены функции по выработке государственной политики в области ВТС, полномочия по осуществлению военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения, разработке предложений по формированию списка ПВН, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, выдаче заключения об отнесении продукции, предполагаемой к ввозу или вывозу, а так же оказание услуг иностранным государствам по подготовке национальных военных кадров и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству осуществляет контроль и надзор за соответствием деятельности в области ВТС органов государственной власти и субъектов ВТС требованиям законодательства РФ; эффективностью функционирования системы ВТС; исполнением международных договоров РФ в области ВТС; маркетиноговой, рекламной, рекламно-выставочной деятельностью в области ВТС; уровнем внешнеторговых цен на продукцию военного назначения (ПВН). Данная служба принимает решения о ввозе и вывозе ПВН; о выдаче лицензий на ввоз и вывоз ПВН; о предоставлении организациям-разработчикам и производителям ПВН права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении запасных частей и вспомогательного имущества к ПВН, ее ремонта, освидетельствования и др.; об организации выставок и показов ПВН в Российской Федерации и в иностранных государствах. Рассматривает обращения иностранных заказчиков, регистрирует их, ведет учет и контроль их реализации. Осуществляет учет и регистрацию внешнеторговых контрактов. Ведет реестр субъектов ВТС и выдает соответствующие свидетельства.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» (ФГБУ «ФАПРИД») осуществляет права Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при передаче продукции военного, специального и двойного назначения, выполнении работ и оказании услуг иностранным заказчикам регулируется законодательством в области военно-технического сотрудничества и экспортного контроля. Заключает лицензионные договоры с предприятиями - участниками внешнеэкономической
деятельности. Средства, получаемые от распоряжения этими правами, поступают в доход федерального бюджета. ФГБУ «ФАПРИД» ведет государственную базу данных о результатах интеллектуальной деятельности, передаваемых иностранным заказчикам и используемых для целей, не связанных с государственными нуждами. ФГБУ «ФАПРИД» принимает непосредственное участие в переговорном процессе с иностранными государствами по вопросам правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, разрабатывает, согласовывает и представляет через Минюст России в Правительство Российской Федерации предложения о заключении соответствующих межправительственных соглашений.
Непосредственное участие исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в осуществлении военно-технического сотрудничества в нормативных правовых документах не определено. Однако они оказывают самое непосредственное влияние на эффективность функционирования всей системы военно-технического сотрудничества. В частности, путем участия представителей субъектов Российской Федерации в рассмотрении федеральных законодательных актов в области военно-технического сотрудничества в Федеральном Собрании, принятия на местном уровне законодательных актов, позволяющих выполнить в срок контрактные поставки продукции военного назначения.
Участниками ВТС РФ являются российские субъекты военно-технического сотрудничества и иностранные заказчики.
К российским субъектам военно-технического сотрудничества относятся российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Иностранные субъекты военно-технического сотрудничества - иностранные юридические и физические лица, имеющие право на осуществление военно-технического сотрудничества в соответствии с законодательством своих государств [11].
В настоящее время на мировом рынке продукции военного назначения Российскую Федерацию представляют следующие субъекты военно-технического сотрудничества — государственный посредник ОАО «Рособоронэкспорт» и организации разработчики и производители продукции военного назначения, которым предоставлено право внешнеторговой
деятельности в отношении продукции военного назначения. К российским субъектам военно-технического сотрудничества, кроме ОАО «Рособоронэкспорт», относятся еще 26 российских предприятий [13].
В целом можно сказать, что в России создана оптимальная на настоящий момент времени структура военно-технического сотрудничества с жесткой вертикалью управления и минимальным количеством различного рода организационных ступеней.
В заключение необходимо отметить, что значительная часть высоких технологий и наукоемкой продукции воплощена в технике и технологиях двойного применения, а все возможные каналы ее распространения, прежде всего такие, как военно-техническое сотрудничество государств, научно-техническое взаимодействие, целенаправленная инвестиционная и инновационная деятельность, другие виды коммерческой деятельности с использованием такой техники и технологий по статусу должны регулироваться государством. Исходя из тезиса, что «оружие всегда было, есть и будет политическим товаром» [1], автор убеждена, что только государство, являясь субъектом международных отношений, вправе регулировать вопросы военно-технического сотрудничества с другими странами с точки зрения защиты национальных интересов России. Это не только целесообразно, но и крайне необходимо.
* * *
1. Александров И. Оружие - товар политический // Российская газета. 2006. 4 дек.
2. Антонова Н.Л. Совершенствование военно-технического сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республикой в современных условиях: дис. ...канд. экон. наук. М.: Воен. ун-т, 2003.
3. Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными государствами: анализ рынков / М.С. Барабанов, К.В. Макиенко, Р.Н. Пухов, А.Л. Рыбас; под ред. А. Л. Рыбаса. М.: Наука, 2008. 470 с.
4. Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: указ Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 (ред. от 21.03.2012) // СЗ РФ. 19.09.2005. N 38. Ст. 3800.
5. Ивашов Л.Г. Безопасность через сотрудничество // Военный парад. 1997. № 3. С. 9293.
6. Колесников А.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации в современных условиях: дис. .канд. экон. наук. М.: Воен. ун-т, 2004.
7. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. М., 2005.
8. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ, 26.01.2009. N 4.
9. Кудашкин В.В. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами: понятие, принципы и правовой режим // Государство и право. 1998. № 9.
10. О Военной доктрине Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146// Российская газета. 2010. 10 февр.
11. О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами. Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ (ред. от 05.04.2011) // СЗ РФ. 27.07.1998. N 30. Ст. 3610.
12. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 15.12.2003. № 50. Ст. 4850.
13. Перечень субъектов военно-технического сотрудничества по состоянию на апрель 2012 [Электронный ресурс ] // Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству: [сайт]. URL:http://www.fsvts.gov.ru/materials/2457DFEC607E6BC6C32575FA0024FB41.html
14. Степашин С.В. Военно-техническое сотрудничество России на рубеже веков. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2002.
15. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.