Список литературы
1. Сайт МКОУ СОШ с. Бурмакино Кирово-Чепецкого района Кировской области. URL: http://burmakinoschool.ucoz.ru/
2. Первый шаг. Бурмакинская газета о молодёжи и для молодёжи. Январь 2018 г.
3. Первый шаг. Бурмакинская газета о молодёжи и для молодёжи. Сентябрь
2014 г.
4. Первый шаг. Бурмакинская газета о молодёжи и для молодёжи. Ноябрь 2017 г.
5. Первый шаг. Бурмакинская газета о молодёжи и для молодёжи. Октябрь 2018 г.
6. Первый шаг. Бурмакинская газета о молодёжи и для молодёжи. Март 2018 г.
Г. А. Русских
Особенности педагогической системы воспитания В. А. Сухомлинского
Ты не привык к объятиям славы, Ты сам уходишь от нее, Себе одно оставив право -Любить призвание свое.
В. А. Мясников
В статье раскрывается масштаб личности и значимость педагогического наследия выдающегося Учителя XX века Василия Александровича Сухомлинского, который создал эффективную систему воспитательной работы в школе на основе реализации идей гуманистической педагогики.
Ключевые слова: педагогические чтения, гуманистическая педагогика, система воспитательной работы, педагогические принципы, система оценок, культура потребностей, семейное воспитание.
28 сентября 2019 г., в день рождения Василия Александровича Сухомлинского, на базе средней школы села Ошлань Богородского районе Кировской области прошли традиционные педагогические чтения им. В. А. Сухомлинского. Учителя из разных школ Вятского края собираются в известной своими инновациями сельской школе, чтобы не просто почтить память выдающегося педагога-новатора, а для того, чтобы показать, как идеи гуманистической педагогики Василия Александровича помогают современной школе решать сложные проблемы образовательной практики.
В 1939 г. Сухомлинский с успехом закончил Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и в 1942-1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР), а в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни. Великий Учитель ушел из жизни 02.09.1970 г. Павлышская школа стала его исследовательской лабораторией.
Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своей диссертации, книгах и статьях. Он написал более 40 монографий, множество статей и сказок. Наиболее известна его финальная книга «Сердце отдаю детям», которая стала обобщением учительского опыта по воспитанию детей. За книгу «Сердце отдаю детям» Василий Александрович получил Государственную премию УССР.
В ходе педагогической деятельности не раз Василий Александрович Сухомлин-ский слышал критические замечания в свой адрес от так называемых «специалистов» по педагогике, однако подлинные педагоги объективно оценили заслуги
неординарного Учителя. Об этом свидетельствуют его ученая степень кандидата педагогических наук (1955); его награды и почетные звания: заслуженный учитель школы УССР (1958): член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1957); член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968); Герой Социалистического Труда (1968); лауреат Государственной премии УССР (1974). За заслуги в педагогической деятельности Василий Александрович награжден медалями К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко. Отвага и мужество этого удивительного человека закалялись в боевых условиях в период Великой Отечественной войны, за боевые заслуги Василий Александрович награжден орденом Красной Звезды и дважды удостоен ордена Ленина.
В советское время тысячи школ использовали в своей работе идеи педагогической системы В. А. Сухомлинского..
Прошли годы, изменились социально-экономические условия развития нашей страны. Однако идеи педагогической системы В. А. Сухомлинского помогают учителям эффективно работать и в наши дни. Такие ценности, как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота, которые Василий Александрович считал наиважнейшими для воспитания личностных качеств ребенка, остаются верными ориентирами для учителя и ученика и в XXI веке.
В Павлышской школе, реализуя свою педагогическую систему, В. А. Сухомлинский трактовал воспитание ребенка как процесс реализации неотъемлемо присущих ему врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов, генетически заложенных природой. Вместе с тем большое значение придавалось и специально организованной образовательной среде, воспитывающему социуму. В. А. Сухомлинский не раз отмечал, что наиболее ответственным периодом становления личности является подростковый возраст, поскольку здесь складываются основы нравственности.
Современная ситуация, которая влияет на воспитательный процесс, усугубляется тем, что очевидность нравственной ответственности в подростковой среде перестает быть обязательной. Подросток в своей деятельности руководствуется сиюминутными желаниями, а не общепринятыми нравственными принципами и нормами. Именно работая с подростками, наши учителя наиболее часто обращаются к публикациям В. А. Су-хомлинского.
Педагогическое наследие Сухомлинского по-прежнему актуально, и научно отре-флексированный педагогический опыт выдающегося педагога дает возможность представить технологическое решение современных целей и задач образования. Реализация идей педагогической системы воспитания, созданная в Павлышской школе, позволяет найти пути решения многих педагогических проблем современной образовательной практики.
Проблема поощрения и наказания в воспитании детей. Главным педагогическим принципом Василий Александрович считал принцип воспитания без наказания. На этом строились отношения в его школе. Важно, что оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах. Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков.
Известно, что наказания, в том числе и физические, практиковались в западной и российской школах с давних времен. Детей били по ягодицам и ладоням специальными инструментами: плеть, стек, ремень - за плохое поведение, невыученные уроки и т. д. (инструменты наказания находились в классе на видном месте). В Великобритании запрет на физические наказания в государственных школах был принят только в 1987 г. В Бразилии наказывали физически до конца XX в. В настоящее время это наказание заменили запретом играть в футбол. В США в школах значительного количества штатов применяются физические наказания и в настоящее время. С XII в. до наших дней в
педагогическом сообществе многих стран используется цитата французского философа Пьера Абеляра: «Кто жалеет розог, ненавидит своего сына».
В российских школах физические наказания отменены в начале XX в., однако наказания сохранились; так, в практике многих некомпетентных учителей наказание детей осуществляется опосредованно, используя гнев родителей. Когда учитель на собрании прилюдно осуждает поведение школьников, то он, по сути, провоцирует семейный конфликт, «натравливая» родителей на своих детей, поскольку становится индикатором непедагогического воздействия родителей на ребенка. Какие качества личности формируются в это время у школьников? Страх, агрессивность, озлобленность, следовательно, стремление выставить напоказ ошибки ученика - это публичное унижение, моральное наказание, которое негативно воздействует на ребенка.
В. А. Сухомлинский утверждал, что заинтересованность учителя в положительном воздействии на ребенка и адекватная реакция ученика позволяют построить бесконфликтные отношения как в школе, так и в семье и, таким образом, проблема трудных подростков и проблема переходного возраста исчезает сама по себе. Василий Александрович не раз напоминал педагогам о том, что все дети рождаются с разными способностями и задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей. Один из приемов Сухомлинского - собственная система оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола, говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. С помощью оценки неправильно делить детей на успешных и неуспешны. И сегодня педагоги-гуманисты с ним абсолютно согласны.
Василий Александрович не раз говорил о том, что ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове - ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его - отец и мать - выпали из сферы вашего воспитательного влияния.
Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.
Проблема коллективного общения детей. Особое внимание Василий Александрович акцентировал на достижениях своих учеников, отмечая шаги каждого ребенка от успеха к успеху. Большая роль в процессе обучения отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.
Наблюдая за общением детей в коллективном труде, Сухомлинский открыл суть основного закона индивидуального саморазвития ребенка. Он утверждал, что движущей силой саморазвития являются взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд.
Заинтересованность учителя в результатах своей работы и особое внимание к результатам деятельности ученика создают условия для диалога учителя и ученика. Диалог используется как инструмент самопознания, воспитания, уверенности и критичности к себе, позволяет научиться самостоятельно решать проблемы.
Проблема воспитания культуры потребностей. Обращаясь к молодым педагогам, Василий Александрович подчеркивал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя могут и должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.
В становлении и развитии личностных качеств ученика особое значение имеет воспитание культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Таким образом, смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение.
Воспитание культуры потребностей - одна из наиболее важных и сложных проблем и современной педагогики, которая позволяет учителю решать проблемы воспитания в условиях рыночной экономики. В основе развития рыночной экономики лежит закон конкурентной борьбы за потребителя. Современное общество - это общество выращивания потребителей. Именно потребитель своими материальными возможностями определяет перспективы развития рынка. Следовательно, объективно на первое место претендуют материальные потребности. В этой ситуации найти эффективные приемы воспитания духовной культуры обучающихся очень и очень непросто.
Одна из острых проблем современной педагогики - проблема семейного воспитания. Не раз Сухомлинский повторял, что семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Именно Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Главная проблема молодых родителей, по мнению ученого-педагога, - это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы. Молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. Большое горе приходит в семью, когда эти взрослые дети рожают детей...
Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить семейным отношениям, объяснять, как проявлять любовь к партнёру и детям, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. Но главные уроки нравственности дети получают непосредственно в семье.
Педагогическая ответственность за воспитание ребенка в большей степени лежит на родителях. Понимание родительской заботы и ответственности - одно из направлений работы семейного университета, который работал при Павлышской школе. Сухомлинский разработал специальные программы для обучения родителей в своем университете. Родители поступали в университет за 2 года до начала учебы ребенка и системно обучались до выпуска своего ребенка из школы. На занятиях читались лекции по теории воспитания, педагогической психологии, теории личности, возрастной психологии ребенка и др. Так в сотрудничестве со школой формировалась культура семейного воспитания.
На основе гуманной педагогики Сухомлинский создал свою систему гуманистического воспитания личности ребенка. Основная цель системы - способствовать рождению гражданина, который достоин своего Отечества. Основными направлениями гуманистической педагогики Сухомлинского стали: воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой; соотношение индивидуального и коллективного воспитания; развитие творческого начала у детей; семейная педагогика; взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания. Отвечая на вопрос, как воспитать настоящего человека, Василий Александрович сформулировал основное педагогическое правило: воспитывать не только разумом, но и сердцем.
Каждому культурному человеку известны строки Александра Сергеевича Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа.». Отмечая 101-й день рождения Василия Александровича Сухомлинского, мы можем смело сказать, что он воздвиг памятник нерукотворный настоящему Учителю нашей планеты, одарив педагогическое сообщество фразой, которая раскрывает подлинный смысл педагогической профессии: «Сердце отдаю детям».
Список литературы
1. Биушкин Г. И. Воспитание нравственной ответственности подростка : на основе идей В. А. Сухомлинского : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Оренбург. гос. пед. ун-т. Оренбург, 2007. 22 с.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М. : Концептуал, 2018. 320 с.
3. Титова Е. Ю. Гуманистические тенденции в отечественной педагогике во второй половине 40-60-х гг. XX в. : на примере воспитательной системы В. А. Сухомлинского : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 18 с.
4. Черствая О. Е. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание детей : монография / Фед. агентство по образованию ; ГОУ ВПО «Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова» ; ГОУ ВПО «Волог. гос. пед. ун-т». Вологда ; М. : Русь, 2005. 91 с.
5. Бойко Д. 8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского. URL: https://mel.fm/pedagogika/4961578-sukhomlynsky
6. Смотрицкий Е. Ю, Шейнина Е. Я. Система Сухомлинского и современная школа: размышления в год 90-летия педагога URL: http://www.relga.ru/Environ/ wa/Main?textid=2256&level1=main&level2=articles
Г. Г. Саакян
«Письма к сыну», или Как человеку стать человеком
Уверен, что служение истине, добру, красоте, закону - спасательный круг и путь преображения общества.
В. А. Сухомлинский
В статье раскрываются особенности организации воспитательного процесса в условиях специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Автор статьи предлагает приемы формирования новых ценностных ориентаций у подростков с асоциальным поведением на основе воспитательной системы В. А. Сухомлинского, которую выдающийся педагог раскрыл в книге «Письма к сыну».
Ключевые слова: асоциальное поведение, закрытая среда, воспитательная система, нравственные ценности, профессиональные навыки.
Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа является федеральным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением, куда направляются подростки по постановлению суда за правонарушения и асоциальное поведение. В училище обучаются три группы детей: младшая группа - дети от 11 до 13 лет; средняя группа - подростки от 13 до 15 лет и старшая группа - юноши от 15 до 18 лет. География, откуда прибывают воспитанники, очень широка: Якутия, Дальний Восток, Камчатка, Урал, Татарстан и т. д. Образовательные учреждения такого типа, как наше, являются последней надеждой, «спасательным кругом» для ребят, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Именно в нашем учреждении они могут приобрести знания и умения, необходимые для взрослой жизни, получить социальный опыт, эмоциональную и психологическую поддержку. А главное -научиться верить в себя и в хороших людей, чтобы полноценными людьми вернуться в наше общество. В свое время ни семья, ни школа, ни система профилактики не оказали положительного влияния на воспитание наших детей, поэтому педагогу специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа необходимо найти такую точку пересечения с подростком, которая способствовала бы пониманию и принятию новых ценностных ориентаций. Важно, чтобы ушли в прошлое злость, непонимание, агрессия,