Научная статья на тему 'История и сегодняшний день одной сельской школы: село Бурмакино Кирово-Чепецкого района Кировской области'

История и сегодняшний день одной сельской школы: село Бурмакино Кирово-Чепецкого района Кировской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криушина В.А., Симонов М.В.

Статья содержит краткую историческую справку о развитии школьного образования в селе Бурмакино Кирово-Чепецкого района Кировской области в ХIХ-ХХ вв. Авторы, основываясь на материалах школьной периодической печати, обобщают опыт деятельности педагогического коллектива школы по разным направлениям образовательного и воспитательного процесса, воссоздают спектр задач и возможностей школьного образования в современной сельской школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и сегодняшний день одной сельской школы: село Бурмакино Кирово-Чепецкого района Кировской области»

ПЕРСОНАЛИИ, ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ

В. А. Криушина, М. В. Симонов

История и сегодняшний день одной сельской школы: село Бурмакино Кирово-Чепецкого района Кировской области

Статья содержит краткую историческую справку о развитии школьного образования в селе Бурмакино Кирово-Чепецкого района Кировской области в Х1Х-ХХ вв. Авторы, основываясь на материалах школьной периодической печати, обобщают опыт деятельности педагогического коллектива школы по разным направлениям образовательного и воспитательного процесса, воссоздают спектр задач и возможностей школьного образования в современной сельской школе.

Ключевые слова: история образовательного учреждения, сельская школа, воспитательный процесс, формирование активной жизненной позиции учащихся в системе деятельности педагогического коллектива

Газета «Вятские епархиальные ведомости» в 1912 г. сообщала, что село Бурмакино «стояло от г. Вятки в 30 верстах, от благочинного в 28 верстах. Одна половина села с церковью расположена на горе, а другая половина под горой. Почти по всему приходу разбросаны казённые лесные дачи. Училищ в приходе три: два в селе - мужское земское и церковно-приходская школа, третье в починке Кайском в 7 верстах. Волостное управление - Якимовагинское, фельдшерские и акушерские пункты в 8 верстах... В библиотеке 247 книг. Церковно-приходская школа в селе с 1892 г. (11 мальчиков и 30 девочек), земская в селе с 1880 г. Земская в починке Якимоватском с 1896 г.» Появление в Вятском крае церквей, духовенства дало мощный толчок к развитию книжного обучения. В 1836 г. Священный Синод разрешил священникам и дьяконам православного исповедания обучать в частных домах арифметике, чтению, письму на русском и древнем языках. Именно в 1838 г. при приходской Казанско-Богородицкой церкви в Бурмакино открывается начальное училище (10 обучающихся мальчиков). В 1867 г., после введения в Вятской губернии земских учреждений, оно не было принято уездным земством на своё содержание, как это произошло со всеми другими существовавшими к тому времени начальными училищами в Вятском уезде. Видимо, открытое в Бурмакино в 1838 г. училище на момент земской реформы уже не действовало.

В 1870-х гг. уездная земская управа предложила местным жителям предоставить помещение под училище, а также отопление, освещение и прислугу. Согласие не было достигнуто: тогда местным крестьянам было предложено обучать своих детей в Рамен-ском и Кстининском земских училищах (в 12 и 13 верстах от села). В 1888 г. в селе Бур-макино было открыто начальное народное училище: местный житель Крутихин на собственные средства взялся нанимать дом, принадлежащий крестьянину И. В. Грязеву для размещения в нём училища. Однако размеры помещения не соответствовали числу обучающихся детей. Дом не был достаточно светлым, сухим и тёплым, не имел раздевалки для учеников. В 1905 г. уездная управа арендовала у местного церковно-приходского попечительства нижний этаж каменного дома, в котором размещалась церковно-приход-ская школа. Собственное здание для училища так и не было построено. Обучение в смешанном земском училище длилось три года. Все ученики делились на младшую, среднюю и старшую группы. Обязательными предметами учебного курса были: Закон Божий, русское и церковнославянское чтение, письмо, арифметика.

Преподавали в училище законоучитель (из местных священников), учитель и помощник. Сохранились сведения, что учитель Ножевский был признан лучшим учителем Вятского уезда и в 1890 г. послан на Казанскую научно-промышленную выставку для

знакомства с учебными пособиями и другими предметами школьного отдела выставки. Аркадий Николаевич Емельянов занимался с детьми сельским хозяйством, вместе с учениками были разработаны школьные поля и устроены питомники древесных пород деревьев. С супругой Лидией Николаевной он сберегал знаменитые бурмакинские кедры, которые растут до сих пор.

В рамках краеведческой исследовательской работы шестиклассница Бурмакин-ской школы Лера Ентальцева в 2018 г. подготовила обзорный материал по истории бур-макинских кедров: «В краеведческом отделе библиотеки имени А. И. Герцена можно найти «Вятские губернские ведомости». В № 89 за 1878 г. читаем: «Крестьянин деревни Машковцевы Иван Васильевич Машковцев с трёхлетнего возраста потерял зрение от натуральной оспы. Сознавая своё безвыходное положение и неспособность к крестьянским работам, он задался мыслью хоть чем-нибудь обеспечить свою будущность. С этой целью он приобрёл несколько десятков кедровых орехов, посадил их у себя в ограде, за прорастанием которых имел постоянно тщательный уход. Через некоторое время выросли деревья, которые приносили плоды». Вот откуда стала известна дата посадки первых бурмакинских кедров! Результатов высадки орехов пришлось ждать очень долго, но в итоге выросли деревья, возмужали и начали давать большие урожаи. «Машковцев ими пользовался в течение 70 лет и имел средство от них к существованию. В настоящее время кедровой роще более полутораста лет. Ею пользуется внук, Машковцев Иван, имеющий отроду 70 лет и получающий с неё доход до 50 рублей в год». Эта статья была опубликована 120 лет назад! Древесными дарами пользовались его сыновья и их семьи, а затем внуки и правнуки. Уже в советское время, после коллективизации, кедры оказались на земле местного колхоза, жителями была налажена общественная охрана кедров. Боже упаси было кому-нибудь без надобности залезть на дерево! Не говоря уже о том, чтобы вблизи кедровой посадки развести костёр или устроить игрище! В пору созревания шишек деревья охраняли по очереди. А сбор шишек разрешался только самым ловким ребятишкам, которые могли их посбивать, не ломая ветвей. Собранный урожай делили вёдрами поровну между членами колхоза. Роща всегда была чистой и ухоженной. Такая традиция сохранялась до самой войны. Во время войны и после нее всё было начисто забыто, за посадками перестали следить, и они постепенно пришли в запустение. Рядом с кедрами стали пасти скот, разводить костры, распахивать землю. Уже в наши дни один «умник» додумался до того, что ударами ножа бульдозера стал стряхивать шишки... У деревьев начали ломаться ветви, оголяться корни и сохнуть вершины, образовывались дупла. Кедры стали потихоньку гибнуть. На это обратили внимание только в 1962 г., когда от рощи осталось 17 плодоносящих деревьев. Спохватившись, в тот же год их объявили специальным решением облисполкома памятником природы, а ответственность за охрану возложили на совхоз «Бурмакинский», являющийся землепользователем. Контроль за охраной поручили сельскому совету, а уход за кедрами - учащимся средней школы. Вокруг остатков рощи сделали изгородь, установили информационный щит».

Однако вернёмся в дореволюционное прошлое сельской школы. В конце XIX в. помощница учителя Клавдия Михайловна Рязанова ввела в земском училище преподавание рукоделия для девочек. Изготовленные на таких занятиях «работы» были, по отзывам проверяющих, «весьма удовлетворительны». Очень хорошо в училище было поставлено пение, относящееся к необязательным предметам. С каждым годом в Бурмакин-ском земском училище увеличивалось количество учеников: в 1888 г. обучалось 64 мальчика и 15 девочек, в 1912 г. - 104 ученика. При введении всеобщего начального обучения количество учеников выросло до 142.

На здании бывшей церковно-приходской школы, которое сейчас находится на территории коррекционной школы-интернат, в 1990 г. была открыта мемориальная доска в честь Андрея Дмитриевича Вихарева, погибшего в годы Гражданской войны. Он

родился 13 сентября 1892 г. в починке Шепелевском Бурмакинской волости, учился в церковно-приходской школе. 20 мая 1918 г. Вихарев был избран военным комиссаром Нолинского уезда, а 16 августа 1918 г. погиб в городе Нолинске, защищая советскую власть от белогвардейцев. Его именем названа главная улица Бурмакино, которая проходит по старинному Казанскому тракту.

Церковно-приходская школа и земское училище существовали в селе и после Октябрьской революции. Размещались они в каменном здании напротив церкви.

В 1927 г. по инициативе председателя волостного комитета (Якимо-Вагинская волость Вятского уезда) Павла Петровича Машковцева было построено деревянное здание Бурмакинской единой трудовой школы. До 1941 г. школа располагалась в двух зданиях: деревянном и каменном двухэтажном (бывшей церковно-приходской школе). В 1941 г. в Бурмакино разместился эвакуированный из Ленинграда детский дом № 137, которому отдали каменное здание. Учителя-ветераны Бурмакинской школы Лидия Романовна Стяжкина, Зоя Дмитриевна Ходырева, Нина Михайловна Ершова, Анна Михайловна Ха-лявина, Наталья Васильевна Новокшонова, Маргарита Николаевна Пестова, Нина Афанасьевна Шихова вспоминали: «Чтобы дети в голодное время не бросили школу, из фонда всеобуча давали по 100 граммов хлеба, в столовой варили похлёбку из картошки и ржаной муки. Тетрадей и учебников не было. Писали на газетах, на полях старых книг. Электрического света не было, и в зимние вечера занимались с керосиновыми лампами, ставя их на парты через одну. Пришкольный участок пахали на себе. Очень трудно приходилось и учителям. Давали им хлебный паёк - 400 граммов на день (хлеб, испечённый из чёрной, как земля, муки) и заработную плату от 119 до 350 рублей, а буханка хлеба на рынке по коммерческой цене стоила 200 рублей. Кроме школьных уроков учителя вели большую общественную работу: собирали подарки для фронта, вели агитацию за сдачу хлеба государству, вели подписку на облигации государственного займа. Обязательный военный налог на каждый крестьянский двор состоял из 50 кг мяса, а также масла, шерсти и других продуктов. Свои участки учителя также пахали на себе. Транспорта было мало, и на учительскую конференцию в Киров ходили пешком, а это 32 километра. Но молодость брала своё... Всё делали с большой охотой, много выступали в художественной самодеятельности, помогали на сельских стройках, например на строительстве клуба, играли в народном театре, старались благоустроить село. Евгения Васильевна Князева при поддержке всех учителей и учащихся создала образцовый пришкольно-опытный участок, где проводились опыты с помидорами и картофелем, был создан плодово-ягодный питомник. Школа не раз была участником ВДНХ и получала грамоты» [1].

Итак, в Х1Х-ХХ вв. статус сельской Бурмакинской школы менялся: сначала она была церковно-приходской, затем стала трёхклассным начальным земским училищем, в советское время до 1961 г. - единой трудовой семилетней школой, с 1962 по 1974 г. -восьмилетней. В 1977 г. в школе села Бурмакино состоялся первый выпуск учащихся, получивших аттестат о среднем образовании.

В 1987 г. в деревянном здании Бурмакинской средней школы прошёл последний вечер встречи выпускников - вечер прощания со старой школой. На месте бывших картофельных полей в 1988 г. было построено новое здание средней школы, были сданы под жильё панельные дома. В селе появилась новая улица - Школьная. Новый 1988-1989 учебный год начался в школе-новостройке, созданной по современному проекту (на 464 ученика, в кирпичном исполнении), материально-техническая база включала гараж, мастерские по обработке металла и дерева, 19 учебных кабинетов, на сегодняшний день оснащённых компьютерами, мультимедийными проекторами, интерактивными досками. В школе есть спортивный и актовый залы, библиотека, музей, методический и медицинский кабинеты. Школа работает в одну смену по режиму пятидневной рабочей недели. Разработан и утверждён Устав школы, пройдены процедуры регистрации, лицензирования, аккредитации. Сегодня Бурмакинская школа живёт и трудится под девизом:

«Образование сегодня - ваше благополучие завтра». У школы есть свой герб: на фоне чистого голубого неба и золотых лучей восходящего солнца - силуэт человека и раскрытая книга (символ познания и мудрости). Слова школьного гимна написала учительница истории Е. П. Баранова.

На протяжении многих лет учащиеся школы занимают общие призовые места в районных олимпиадах, участвуют в областных олимпиадах, ведут научно-исследовательскую работу по экологии и краеведению. Более 40% учащихся принимают участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Британский бульдог». С 2002 г. Бурмакинская школа является опорной в Кирово-Чепецком районе по управленческой деятельности. В 2006 г. школа стала победителем конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, получила один миллион рублей, оборудование для кабинета биологии, школьный автобус, спортивный инвентарь.

95% педагогов в современном педагогическом коллективе школы имеют квалификационные категории, 11 учителей - высшую. 50% учителей награждены отраслевыми наградами. Учитель биологии И. С. Карсакова, учитель математики В. В. Баранова, учитель начальных классов И. А. Петухова являются победителями конкурса «Лучший учитель» в ПНП «Образование». Учитель физической культуры Б. В. Кашин и заместитель директора по воспитательной работе (сегодня - директор школы) Е. А. Кашина были отмечены грантом Губернатора Кировской области.

Школа является победителем I областного форума «Открытость. Качество. Развитие» в номинации «Инновации в воспитании», призёром II степени в номинации «Традиции и инновации». Учебно-опытнический участок, созданный под руководством Маргариты Анатольевны Мусихиной и Ираиды Сергеевны Карсаковой, - участник Всероссийского конкурса (2009 г.). Сегодня школа активно сотрудничает с движением «Садоводы России» во главе с депутатом Государственной думы О. Д. Валенчуком. Туристский кружок под руководством учителя географии Г. С. Гониной и учителя физкультуры Б. В. Кашина в течение пятнадцати последних лет выигрывал на районном и областном тур-слётах, участвовал во всероссийских школьных туристических форумах.

Ирина Александровна Петухова в 2008 г. стала победителем областного конкурса «Самая классная классная», учитель географии Елена Васильевна Рамазанова была участником финала этого конкурса в 2009 г. Учитель начальных классов Елена Борисовна Кодочигова была призёром окружного конкурса «Учитель года - 2008». Учитель физической культуры Б. В. Кашин в 2009 г. стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший детский тренер страны» (в номинации «Школьный тренер»). Заместитель директора по воспитательной работе Р. И. Емшанова, учитель начальных классов Е. Б. Ко-дочигова, математик В. В. Баранова, учитель истории и обществознания Н. В. Патрушева в разные годы (2004, 2005, 2008, 2010) побеждали в районном конкурсе «Классный руководитель».

В 2018 г. - году 30-летия современного здания школы (с 1988 г.), 130-летия создания в Бурмакино земского училища (1888 г.) и 180-летия церковно-приходского образования в селе (1838 г.) - в школе работают выпускники Кировского государственного педагогического института (Елена Анатольевна и Борис Валерьевич Кашины, Марина Фёдоровна Машковцева, Елена Борисовна Кодочигова, Валентина Владимировна Баранова, Людмила Анатольевна Мокрушина, Александр Васильевич Устюжанин, Вера Александровна Криушина) - Вятского государственного педагогического университета (Татьяна Алексеевна Загузина, Елена Васильевна Рамазанова) - Вятского государственного гуманитарного университета (Екатерина Сергеевна Мальцева), Мордовского и Курского педагогических вузов (Раиса Ивановна Емшанова, Светлана Леонидовна Морозова), Вятского государственного университета (Алексей Николаевич Пигозин). Педагогические

училища закончили учителя начальных классов Ольга Николаевна Менчикова и Ирина Александровна Петухова.

Грамотами Министерства образования РФ отмечены директор Е. А. Кашина (2000 г.), завуч С. Л. Морозова (2016 г.), завуч Р. И. Емшанова (2018 г.), учитель русского языка и литературы Т. А. Загузина (2013 г.), учитель математики В. В. Баранова (2006 г.), учитель физики А. В. Устюжанин (2016 г.), учитель физической культуры Б. В. Кашин (2003 г.), учителя начальных классов И. А. Петухова (2003 г.) и Е. Б. Кодочигова (2011 г.), учитель истории и обществознания В. А. Криушина (2002 г.). Грамотами департамента образования (министерства образования) Кировской области награждены Т. А. Загузина (2018 г.), Е. В. Рамазанова (2014 г.), М. Ф. Машковцева (2010, 2017 гг.), И. А. Петухова (2017 г.), Е. Б. Кодочигова (2015 г.), учитель технологии Е. Е. Малышева (2016 г.), В. А. Криушина (2011 г.). Руководители школьного коллектива Е. А. Кашина и Р. И. Емша-нова получили грамоты Правительства Кировской области в 2013 и 2015 гг. соответственно.

Высоко оценили общество и государство многолетний педагогический труд Ирины Александровны Петуховой (премия А. Тепляшиной, 2010 г.; знак «Педаго-гиче-ская слава», 2011 г.), Валентины Владимировны Барановой (знак «Педагогическая слава», 2016 г.), Елены Анатольевны Кашиной (Почётный знак «За заслуги перед Кировской областью», 2017 г.), Бориса Валерьевича Кашина (лауреат премии Правительства Кировской области в ПНП «Образование», 2008 г.; знак «Педагогическая слава», 2012 г.; знак «Почётный работник общего образования», 2015 г.; звание «Заслуженный работник системы образования Кировской области», 2018 г.).

Однако серьёзной проблемой на современном этапе развития школы является старение педагогических кадров: учительский стаж большинства учителей измеряется внушительными цифрами - 26, 28, 32, 33, 34, 36, 37, 40 лет! Трое учителей - филолог Е. С. Мальцева, информатик А. Н. Пигозин, учитель английского языка Д. В. Морозов -имеют педстаж меньше 10 лет. Их труд отмечен на уровне управления образования администрации Кирово-Чепецкого района.

Традиции образовательного и воспитательного процесса сложились в коллективе в период руководства школой директора А. В. Гонина, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Л. Г. Волокитиной, заместителя директора по воспитательной работе Е. А. Кашиной.

В 2010 г. Елена Анатольевна Кашина стала директором МКОУ СОШ с. Бурмакино. В ХХ1 веке укрепляются традиции, которые сегодня формируют дух школы: «День знаний», «День самоуправления», «Праздник осени», «Слёт отличников и ударников», «Месяц здоровья», «Праздник Чести школы».

Расскажем о них по материалам школьной газеты для молодёжи и о молодёжи -«Первый шаг». Работу редакционного коллектива сегодня возглавляют заместитель директора по воспитательной работе Раиса Ивановна Емшанова и учитель технологии Елена Евгеньевна Малышева.

Накануне Дня учителя в 2015 г. ученики школы так рассказали в газете о своих учителях: «.Великие ораторы времён революций не могли так убедительно говорить, как наш учитель физики Александр Васильевич. Одного предложения достаточно для убеждения, что домашнее задание стоит делать всегда. Или же водитель школьного автобуса - Александр Леонидович. Ни один психолог с ним не сравнится! Как человек, имеющий за спиной огромный опыт работы психологом, сможет угомонить два десятка учеников первого класса? Верно, только криком. А наш водитель, столкнувшись с подобной проблемой в автобусе, просто включил громкую музыку. Дети рассмеялись, потом притихли.» (Даниил Юферев, 9-й класс); «Любимые цитаты: «Как, как? А очень просто!», «Ну хорошо, я буду молчать». Как только Александр Васильевич говорит, что будет

молчать, весь класс тут же замолкает. Вот такой у нас учитель физики и ОБЖ». (Максим Симонов, 9-й класс).

«Учитель информатики Алексей Николаевич... открыл нам новые возможности компьютерного мира. С ним можно разговаривать на свободные темы, он всегда даст правильный совет. Алексей Николаевич не играет в компьютерные игры и считает, что это пустое времяпрепровождение» (Екатерина Севергина, 9-й класс).

«Нашучитель химии Светлана Леонидовна Морозова легко находит подход к каждому ученику. Жизненной активности учителя можно только позавидовать! Светлана Леонидовна регулярно участвует в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, бегает на лыжах, занимается армрестлингом. Это такой человек, который никогда не унывает и смотрит на жизнь с улыбкой.» (Даутова Юлия, 10-й класс)

«Ольга Николаевна Менчикова - замечательный человек и наставник - работает в нашей школе много лет. Когда Ольга Николаевна работала в библиотеке, всегда подсказывала и помогала найти нужную книжку. Ещё она работала старшим воспитателем, ездила с нами на конкурсы, в школе сама их устраивала. С этого года Ольга Николаевна -классный руководитель 2-го класса (Ульяна Суслопарова, 7-й класс).

«Как каждый класс похож на своего классного руководителя, так и каждая школа похожа на своего директора. Значит, наша школа самая красивая, весёлая, интеллигентная, стильная, умная, ответственная, сердечная, по-домашнему уютная, РОДНАЯ! Бурма-кинская школа, в которую когда-то пришла работать Елена Анатольевна Кашина, её не впечатлила! Судьба же распорядилась здесь задержаться. Каждая школа сильна традициями, бережным отношением к талантам. Вот такой мудрый и знающий коллектив был во внешне неказистой Бурмакинской школе! Бережно сохраняя ценности, заложенные педагогами-ветеранами, наш директор всегда готова к инновациям и прогрессу. Елена Анатольевна - это постоянное движение вперёд, открытость всему новому.» (коллектив 6-го класса).

«... Раиса Ивановна Емшанова - очень разносторонний человек. Она - учитель младших классов, психолог, логопед, заместитель директора по воспитательной работе, ведёт русский язык, литературу и наш классный руководитель. Как же она всё это успевает? У неё всегда есть для нас время.» (учащиеся 7-го класса).

«.Великое счастье встретить такого учителя, как Елена Евгеньевна Малышева. Она учит доброте и справедливости. Благодаря ей каждый год на школьном участке хороший урожай, а при входе в школу - красивые клумбы с цветами. На всех школьных праздниках она занимает место оператора, а затем делает весёлые видеоролики... » (Екатерина Фоминых, 10-й класс).

«...Валентина Владимировна Баранова учит нас с пятого класса. Для нас это не просто учитель, это наша классная мама. «Я заставляю учиться, а таких учителей не любят», - сказала однажды Валентина Владимировна. Я не согласна с этими словами. Только наша Валентина Владимировна может до позднего вечера сидеть с нами и исправлять самостоятельные работы. Мы порой удивляемся, сколько всего знает наш классный руководитель, она может дать совет практически в любой сфере деятельности: от моды до кулинарии.» (Любовь Крюкова, 11-й класс).

«.Наш классный руководитель - Елена Васильевна Рамазанова. Она преподаёт географию, искусство, краеведение. С самого раннего детства она мечтала стать учителем. Елена Васильевна имеет отличное чувство юмора, такт и всегда поймет учеников.» (Алина Лукина, 8-й класс).

«.Недавно в школе появился новый педагог - Екатерина Сергеевна Мальцева. Это спокойный человек, с открытой душой и добрым сердцем. Екатерина Сергеевна умеет объяснять чётко и доступно, закрепляя полученные знания дополнительными заданиями. Она никогда не повышает голос на учеников, сохраняя спокойствие в любых ситуациях. С ней всегда можно поговорить, как с другом. Она обаятельная, добрая, умная,

интеллигентная. Она завоевала любовь и уважение многих учеником за короткий срок работы в нашей школе.» (Алина Тарбеева, 10-й класс).

«Татьяна Алексеевна Загузина очень хорошо готовит к экзаменам и олимпиадам. ... Да и человек она очень хороший. С ней можно поговорить на любые темы. Она всегда выслушает и даст нужный совет...» (Ольга Мухаметова, 9-й класс).

«Борис Валерьевич Кашин родился и вырос в Кирове. С детства он занимался лёгкой атлетикой и акробатикой. Не удивительно, что спорт стал его профессией. Борис Валерьевич уже многие годы работает учителем физкультуры у нас в школе. Он ведет уроки, тренировки по волейболу, туристический лагерь. Для всех он не просто учитель и наставник, но и хороший друг...» (Алина Лукина, 8-й класс).

В номере, посвящённом 30-летию нового здания школы, Елена Анатольевна поздравила с юбилеем своих коллег и учеников: «.Я всегда вспоминаю свои школьные годы с особым трепетом: это и увлекательные уроки литературы, пионерские сборы, смотры художественной самодеятельности и, конечно, занятия художественной гимнастикой. Каждое из увлечений формировало моё сознание и очень помогает в моей сегодняшней профессиональной деятельности. Никогда не забыть падение мяча на площадку, удар спиной о твердое покрытие во время выполнения кувырка. Но собираешь волю в кулак и выходишь выполнять следующий вид. Так и сегодня, выполняя должностные обязанности директора, иногда кажется, ту или иную проблему не решить, что это просто невозможно сделать. Но собираю волю в кулак, и всё получается! Накануне вечера встречи выпускников мне бы очень хотелось, чтобы у настоящих и бывших наших учеников были такие светлые и радостные дни. И надеюсь, что многие из них будут связаны со школьной жизнью. Двери Бурмакинской школы всегда открыты для всех её учеников. Мы рады встрече с вами! Верим, что из каждого вырастет настоящий Человек» [2].

Газета регулярно информирует педагогический коллектив и школьников, куда отправились выпускники после окончания школы, какое учебное заведение и специальность выбрали. Представим выпускников 2014 г., учебные заведения и специальности: Елизавета Сырцева - Вятский колледж искусств, «режиссер-постановщик театрализованных представлений»; Елена Менчикова - Кировская медицинская академия, «лечебное дело»; Дарья Менчикова - Кировский медицинский колледж, «лечебное дело»; Елизавета Прокошева - Кировский медицинский колледж, «зубной техник»; Лолита Вылег-жанина - Вятский государственный университет, «Землеустройство и земельный кадастр»; Максим Земляков - Кировский лесопромышленный колледж, «деревообработка»; Анна Зорина - Кировский лесопромышленный колледж, «ландшафтный дизайн»; Никита Усцов и Илья Ситчихин - Вятский государственный техникум профессиональных технологий, управления и сервиса, «повар-кондитер».

В своей современной истории учащиеся Бурмакинской школы неоднократно принимали участие в региональных и всероссийских проектах и фестивалях. Так, в августе 2014 г. старшеклассники школы приняли участие в работе лагеря «Технология добра на Вятке», который проходил на базе Детского оздоровительного лагеря «Орлёнок» [3].

В рамках движения школ «За здоровый образ жизни» на территории Ивановской области с 9 по 29 сентября 2014 г. состоялся IV межрегиональный фестиваль школьных команд «Мы - за здоровый образ жизни!». В 2014 г. Фестиваль направлен на поддержку внедрения в школьную программу физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» и прошёл под девизом «От значка ГТО - к олимпийской медали!». Командам-участницам из девяти регионов Российской Федерации были предоставлены бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение, в течение всей смены было организовано обучение детей по основным предметам школьной программы. Фестиваль проходил на территории медицинского центра «Решма» села Дьячево Кинешемского района Ивановской области. От Бурмакинской школы ездили Максим Симонов, Александр Погудин, Екатерина Севергина, Ольга Мухаметова, Анастасия Ямшанова (8-й класс), Ксения Гря-зева, Алина Лукина, Софья Устюгова (7-й класс), Дмитрий Анисимов (6-й класс).

В октябре 2014 г. на страницах газеты «Первый шаг» были опубликованы заметки школьников, ставших участниками фестиваля: «.Мы жили во второй группе, вместе с командами из Нижнего Новгорода и Москвы. Были ещё первая и третья группы, в них жили команды из городов Ярославля, Костромы, Мурома, Иваново, поселка Лежнево. . С 10 сентября начались лучшие двадцать дней в моей жизни. Начался Фестиваль. Все конкурсные мероприятия проходили в главном корпусе санатория. В итоге мы разделили с тремя командами пятое место, набрав 180 очков. За время Фестиваля мы проходили лечение в МЦ «Решма», ходили на процедуры, занимались спортом, готовились к сдаче комплекса ГТО, ездили кататься на теплоходе по Волге, участвовали в турнирах по волейболу и футболу, были на экскурсии в Ивановском музее валенка.» (Максим Симонов).

В школе существует традиция проведения осенних праздников. Классы получают домашние задания. Приведём пример 2014 г. 1-4-е классы. 1. Визитка экипажа (название, девиз). 2. Творческий конкурс «Однажды в осеннем саду» (музыкальный номер или театрализованная мини-композиция). 3. Осенняя композиция из листвы, травы, цветов (индивидуальный конкурс, по желанию). 5-11-е классы. 1. Визитка экипажа (название, девиз). 2. Творческий конкурс «Цвета осени» (музыкально-театрализованный номер с использованием определенного цвета). 3. Конкурс фотографий «Моя малая родина» (с представлением одной распечатанной фотографии от класса в формате А4).

Ещё несколько замечательных традиций Бурмакинской школы связаны с формированием здорового образа жизни. Прежде всего, это участие учеников и педагогов в Бурмакинской лыжне. В 2016 г. первоклассник Алексей Малышев рассказал в газете: «В этом году я принял участие в Бурмакинской лыжне. В этих соревнованиях я уже не новичок.

В 2015 г. я впервые попробовал свои силы в лыжных гонках. От детского сада я был единственным участником, поэтому занял первое место и получил в награду новые лыжи. Нынче у меня было много соперников намного сильнее меня, поэтому на этот раз я ничего не выиграл.».

Ежегодно в феврале проводится Месяц здоровья: «.в месяц здоровья в нашем классе прошло интересное мероприятие «Самый, самый...». Мы измеряли и определяли у всех одноклассников: рост, вес, силу, эрудицию и смышлёность. У нас получились следующие результаты: общий вес - 732 кг, средний вес - 52 кг, общий рост - 2220 см, средний рост - 159 см. Самый умный определялся по результатам шашечного турнира).». В течение Месяца здоровья учащиеся сдают нормы ГТО, делают общешкольную утреннюю зарядку, на уроках проводятся физкультминутки, предлагаются подвижные переменки для учащихся начального звена в рекреации первого этажа. Организуются походы на Тропу здоровья («.не забываем кидать в ящик жетоны с указанием даты, фамилии и имени участника. Жетоны будут считаться действительными только в том случае, если дата на них будет совпадать с текущим днём»). В 2018 г. в классных уголках по пятницам появлялась информация о российских спортсменах, которые все же смогли «прорваться» на зимнюю Олимпиаду в Южной Корее. Создаются видеоролики о проведённых мероприятиях.

В течение месяца проводятся: первенство по шашкам для учащихся 9-11, 1-4 и 58-х классов (в командах 4 человека (например, 3 мальчика, 1 девочка), в составе может играть 1 взрослый - учитель или родитель); спартакиада допризывной молодёжи, дни ГТО для жителей села, родителей, педагогов; недели ГТО для 1-4, 5-8, 9-11-х классов; организуется конкурс «Мама, папа, я - спортивная семья»; Неделя волейбола и пионербола; Смотр строя и песни 1-4-х и 5-7-х классов.

В начальном звене в феврале 2018 г. победил 3-й класс (классный руководитель Е. Б. Кодочигова), в среднем звене - 7-й класс (классный руководитель - Е. А. Кашина), в конкурсе патриотической песни в старшем звене победителями стали учащиеся 9-го класса (классный руководитель - Р. И. Емшанова).

В феврале школа села Бурмакино встречает любимый и взрослыми, и детьми «День здоровья», когда подводятся итоги «Месяца здоровья». Награждают участников по нескольким номинациям: «Самый спортивный класс» (1-4, 5-11-е классы), «Сдача норм ГТО», «Лучший спортсмен ГТО», «Спортивная викторина», «Тропа здоровья», лучший видеоролик «От значка ГТО - к олимпийской медали», «Папа, мама, я - спортивная семья». Помимо детей награждают и наиболее активных родителей. Самые активные в Месяце здоровья награждаются поездкой в бассейн на весенних каникулах.

Региональные спортивные соревнования не проходят без участия юных бурмакин-цев. Особенно успешными являются выступления волейболистов, так как в школе постоянно работает волейбольная секция под руководством Б. В. Кашина. В ноябре 2017 г. в спорткомплексе с. Верхошижемье проходили областные соревнования по волейболу среди юношей 2005-2006 г. р. Всего участвовало 8 команд из спортивных школ Кировской области: «.Нам было очень интересно соревноваться с опытными соперниками, а также понаблюдать со стороны за стилем игры других команд. Соревнования были, как у взрослых: строгие судьи, серьёзные команды, хороший инвентарь, спортивная форма.» (Роман Мошанов, 5-й класс).

В апреле 2018 г. состоялось первенство района по волейболу среди юношей и девушек 10-11-х классов (участие приняли 7 школ Кирово-Чепецкого района): в итоге первые места достались женской и мужской командам бурмакинцев.

В декабре 1917 г. ученицы 9-го класса Виктория Шулятьева и Ульяна Суслопарова ездили в город Новочебоксарск на соревнования по лёгкой атлетике «Мемориал Дудец-кого», состязались со спортсменами из Чувашии, Татарстана, города Ульяновска,

Кировской области, Республики Марий Эл. На дистанции 400 м Ульяна стала 13-й из 49, на 200 м - 14-ой и 62 участников. Виктория бежала 60 м, её результат - 19-ая из 42.

В школе прижился опыт награждения участников спортивных соревнований разных уровней билетами на киносеансы. В 2018 г. таким фильмом стал «Движение вверх», основанный на реальных событиях Мюнхенской олимпиады 1972 г.: «На тот момент советская баскетбольная команда сделала практически невозможное: победила сильнейшего соперника - американскую сборную по баскетболу. Фильм шёл чуть больше 2 часов, но время пролетело очень незаметно, как один кадр. На протяжении всего сеанса я переживала за советских спортсменов, как будто сама находилась там, в фильме. Были такие моменты, что хотелось плакать. Я всегда думала, что 3 секунды - это очень мало, а оказалось, что их достаточно, чтобы сделать что-то невозможное» (А. Емшанова, 5-й класс). На страницах школьной газеты впечатлениями о фильме, который вместе посмотрели в областном центре, поделились ученики и учителя (всех интервьюировали учащиеся 11-го класса).

Администрация и педагогический коллектив школы регулярно организуют для ребят интересные экскурсии и создают возможности для участия в разнообразных конкурсах. Так, в ноябре 2017 г., во время осенних каникул, коллектив 2-го класса отправился на экскурсию в областной центр, на булочно-кондитерский комбинат: «.В отдельном кабинете нас переодели. Нас нарядили в одинаковые рубашки, шапочки и бахилы. Когда фотографируются, обычно говорят с-ы-р, а на БКК говорят зе-ф-и-и-р. ... Мы увидели, как делают лаваши. Оказывается, их пекут в больших открытых электрических печах всего семь секунд и сразу упаковывают. Ещё мы увидели, как делают настоящий зефир. Яичные белки, сахар и пектины сильно взбивают. Затем смесь помещают в специальную машину, которая по четыре зефирины выдавливает на поверхность доски. Зефир укладывают в несколько этажей на подносы, этажерку помещают в помещение, похожее на теплицу, затянутое плёнкой, где зефир находится сутки. Чтобы получить глазированный зефир или с начинкой, есть специальная машина. В кондитерском цехе делают пастилу, мармелад, козинаки и глазированное печенье.» [4].

В этом же году ученица 11-го класса Ольга Мухаметова приняла участие в конкурсе «Краса земли Чепецкой»: «.Волнение начало угасать, когда в зале стали аплодировать. . Так прошла визитка и конкурс «Единство с природой». За творческий номер я не переживала. Ведь это было моё стихотворение. Читая стихотворение, я передавала лишь свои эмоции.».

В феврале 2018 г. делегация старшеклассников Бурмакино приняла участие в слёте движения «Юнармия» в Москве: «.Приехали мы в Подмосковье в парк «Патриот ЕХРО». Это был очень большой городок, точно не помню, но ангаров там было 11 и главное большое здание. В каждом ангаре что-то было интересное для нас: выставки «Научный прорыв РФ», «История и усовершенствование оружия РФ», танки ХХ-ХХ1 вв., космические станции, легендарные машины «ЗИЛ», «УАЗ», «Волга», засекреченные модели автомобилей. Кроме ангаров мы побывали в «партизанской деревне», точной копии партизанской деревни времён Великой Отечественной войны. .Нас собралось 8 тысяч юнармейцев со всех уголков России, также из Армении и Казахстана (Илья Булдаков, 10-й класс).

А в апреле 2018 г. во Дворце Мемориал г. Кирова состоялся IV слёт Кировского регионального отделения ВВПОД «Юнармия». Делегация Бурмакинской средней школы в составе 12 человек участвовала в круглом столе «Развитие движения «Юнармия» в Кировской области: опыт и перспективы», в развлекательно-познавательной игре «Через тернии - к звездам!», смотрела показательные выступления сотрудников силовых ведомств. В числе отмеченных благодарственными письмами министерства культуры и спорта Кировской области оказались Игорь Лутошкин, Дмитрий Анисимов, Лев Шарда-ков, Кирилл Кощеев, Ульяна Суслопарова, Ксения Грязева.

В каждом новогоднем номере можно увидеть любимую школьниками рубрику «Чего мы ждём от Нового года?». В 2018 г. своими мечтами делились шестиклассники. Алина Чебакова: «„.жду хороших и очень хороших успехов в учёбе. В кои-то веки хочу в году выйти отличницей». Артём Лохмачёв: «Мне хочется, чтобы в 2018 году у меня появился братик, чтобы он играл со мной и слушался. Также я хочу изобрести механизм, который бы чистил дом. Пока это не получается, но если долго мучиться, то что-нибудь получится. Кристина Буркова: «В августе у меня день рождения, мне исполнится 13 лет, я покрашу волосы в розовый цвет». ЭрикАхунов: «.моя семья поедет в Великий Устюг. Я хотел бы отпраздновать этот праздник не у себя дома, а на городской площади. Хочу смотреть долгие салюты, участвовать в разных играх». Вадим Сидоров: «Футбольный мяч и новые коньки. Летом я буду играть в футбол, а зимой - в хоккей. Но придётся ещё и в огороде работать, если есть хочу». Вот такие милые детские желания, где соединяется смешное и серьёзное, воплощён детский опыт понимания жизни и её задач.

Традиционное январское мероприятие - Слёт отличников и ударников. На празднике чествуют самых-самых: тех, кто стал победителем или призёром в школьных и районных этапах предметных олимпиад, тех, кто очень хорошо читает, у кого самые чистые тетради. Те ребята, у кого не очень получается с учёбой, могут получить свои награды за олимпиады по физкультуре. Кстати, мотивацию к чтению можно тоже создавать с помощью школьной газеты, в которой есть рубрика «Любимая книга». В январском номере 2018 г. о подвиге пионера-героя Лёни Голикова на основе повести Юрия Королькова «Партизан Лёня Голиков» рассказал сверстникам ученик 4-го класса Миша Морозов.

Информационный потенциал школьной газеты разнообразен. Это сведения об опасных курительных смесях, об источниках витаминов для укрепления здоровья школьников, о том, почему необходимо создавать кормушки для птиц, и о том, как это сделать (Соня Широких, 2-й класс: «О трудностях жизни птиц в холодное время года я узнала в школе и тут же загорелась идеей открыть столовую для пернатых друзей. Не откладывая дело в долгий ящик, мы с родителями купили зерна пшеницы, овса, ячменя, ржи и подсолнечных семечек. Мама сказала, что меню можно будет дополнить хлебными крошками, кусочками овощей и фруктов, обрезками сыра. Воскресенье мы посвятили изготовлению кормушек. Оказывается, их можно делать не только из дощечек, но и из пластмассовых бутылок, вёдер, прорезая в них небольшие окошки. Кормушки были развешаны на деревьях: добро пожаловать, птицы, столовая открыта! Каждые два-три дня я обходила округу, досыпая в кормушки корм. А наградой мне было звонкое весёлое щебетание...»).

В контексте работы педколлектива по охране окружающей среды в школе ежегодно проводится экологическая игра «Природа - наш дом» для 1-4-х и 5-11-х классов. Предварительно организуются конкурсы на лучший рисунок-иллюстрацию к рассказу о природе, а также викторина «Птичий базар». Сама игра проходит по «коммунарскому

принципу»: соревнуются не классами, а сборными командами. Смотрят познавательные фильмы (например, о раздельном сборе мусора и его переработке), отвечают на вопросы викторины, подготовленные организатором и ведущей, учителем химии С. Л. Морозовой (например: «Кто тяжелее: слон или самая большая акула?», «Какая самая высокая в мире трава?», «Самое быстрое животное?», «Самое высокое дерево?», «Трава от 99 болезней?»). В завершение по сумме набранных баллов определяются победители, вручаются сертификаты, грамоты и сладкие призы за участие в конкурсе рисунков, викторине «Птичий базар». По традиции экологическая игра «Природа - наш дом» завершается песней Александры Пахмутовой «Просьба» в исполнении учащихся начальной школы.

Газета «Первый шаг» иногда посвящает свои выпуски специальным темам. Так, в декабре 2015 г. номер газеты собрал разнообразные материалы, связанные с правилами дорожного движения: «Воспитание безопасных навыков поведения на дороге развивает у ребёнка способность предвидеть опасность и возможность избежать её, а при необходимости - действовать. Надеемся, что в обучении вам поможет наш специальный выпуск газеты «Первый шаг». В ней представлены типичные дорожные ситуации, с которыми ребёнок может столкнуться и должен справиться сам». Самое важное, что эти ситуации «оживали» на страницах газеты с помощью художественного творчества самих школьников: «Он легко, без напряженья (Только глазом подмигнёт), Регулирует движенье Тех, кто едет и идёт! Знай: три глаза у него - Не боятся никого. Утром, днём, в ночную тьму Все горят по одному. И у каждого - свой цвет, Чтоб в пути нам дать совет. Ты постой ещё немного: Будет жёлтый впереди. На зелёный нам - идти, Всем счастливого пути! Осмотри дорогу слева, Следом справа посмотри. И, идя по «зебре» смело, Светофор благодари! А зажжётся красный вдруг, Подожди немного, друг! Торопыгой вредно быть, Надо жизнью дорожить! Его мы слушаться должны - И нам дороги не страшны!!!» (Данил Леушин, 4-й класс).

Завуч по воспитательной работе Р. И. Емшанова готовит для номеров школьной газеты справочные материалы для родителей (в сентябре 2018 г. были подробно и популярно изложены важные советы по теме «Как начать учебный год без стрессов»: не формируйте негативных ожиданий; постепенно сдвигайте режим; вместе с ребёнком подготовьте его рабочее место; не начинайте все занятия сразу; помогайте планировать; выделите время на отдых и радость); подборки психологических советов в ситуации подготовки к экзаменам («Заранее поставьте перед собой цель, которая вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они ваши личные. .Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, вы обязательно сдадите экзамен»). Газета публикует информационные справки для учащихся о востребованных современным российским обществом профессиях, зачастую с опорой на заметки, подготовленные самими ребятами (Ульяна Вахрушева, 2-й класс: «Профессия стоматолога связана со здоровьем человека. Я считаю, что черты моего характера, такие как усидчивость, терпение, желание помочь окружающим, являются важными для этой профессии. Очень красиво, когда у человека здоровые, красивые, ровные зубы. Здоровые зубы - это здоровый человек. Я хочу делать людей красивыми, здоровыми и счастливыми»).

В сентябре 2018-2019 учебного года специальный материал школьной газеты был подготовлен в связи с Днём ветеринарного работника, который отмечается в России ежегодно 31 августа. 7 сентября 2018 г. в районном центре Кирово-Чепецк в ДК «Янтарь» прошёл областной праздник, связанный со всеми профессиями по содержанию и лечению животных. В рамках подготовки к празднику был объявлен конкурс рисунков для детей от 7 до 17 лет. Бурмакинская школа представила 14 творческих работ 11 учащихся. Ксения Шустова (4-й класс) получила диплом за II место и памятный подарок, Алина Лукина (11-й класс) награждена дипломом за III место и памятным подарком.

Не остаются в стороне от информационно-просветительской работы и другие учителя (так, Е. Е. Малышева рассказала со страниц газеты о том, что такое комсомол и коммунарские сборы) и старшеклассники. 10-классница Ульяна Трапицына собрала сведения об истории появления в России профессионального праздника учителей: «.Всемирный День учителей был учрежден в 1994 г., в Советском Союзе этот праздник впервые отметили ещё в 1965 г. По указу Президиума Верховного Совета СССР День Учителя отмечался в первое воскресенье октября. В 1994 г. дату изменили, и мы стали праздновать его 5 октября вместе с другими странами». Выпускница школы 2019 г. Настя Лубя-гина поделилась со сверстниками взятым у бабушки интервью: «- Бабушка, а что такое комсомол? - Комсомол - это Коммунистический Союз молодёжи, который был создан 29 октября 1918 г. по инициативе В. И. Ленина. Он имел своё знамя и свой устав. - Кто же мог вступить в комсомол? - В комсомол могли вступить только достойные юноши и девушки, достигшие 14 лет. - Бабушка, а кто был главным в комсомоле? - Высшим органом комсомола являлся Центральный комитет ВЛКСМ в Москве. - А когда ты сама вступила в комсомол и что ты там делала? - Я вступила в комсомол в феврале 1963 г., когда мне было 14,5 лет. Я тогда была молода, активна и ответственна. Мне вручили значок, на котором был изображен портрет Ленина. В комсомоле я была до 28 лет (т. е. 14 лет). Это были самые лучшие годы. Мы выполняли заветы Ильича, ходили на различные мероприятия, пели песни. Комсомол соединил нас в одно целое, мы были большой дружной семьёй» [5].

Пусть эти строчки выглядят несколько наивными, но самые главные истины и ценности жизни усваиваются в подобном обыденном жизненном опыте.

На новом этапе отечественной истории советские ценности, которые бережно хранят в Бурмакинской школе, обрели новое дыхание и новые формы. В соответствии с указом Президента Российской Федерации В. В. Путина 2018 год объявлен в стране Годом добровольчества (волонтера). 29 марта состоялось «Открытие года добровольца и волонтёра» в Кировской области, где на сегодняшний день более 44 тысяч человек занимаются волонтёрской деятельностью. Были подведены итоги онлайн-игры «Доброе сообщение» - совместной презентации добровольческих достижений, опыта и возможностей каждого волонтёрского объединения. Участие приняли более 20 команд из 15 районов области. В личном зачёте получила грамоту Алина Лукина, а команда «Набат» заняла призовое место [6].

Весенние месяцы в Бурмакинской средней школе насыщены мероприятиями. Ежегодно стартует акция «Добрая Вятка», в рамках которой планируются ежедневные мероприятия, проекты, квесты, игры. Это поле деятельности для волонтёров и всех сельчан. Информация выкладывается на сайте школы, на страничках участников в ВКонтакте и группе в ВК «ПДО «Вселенная Детства». В 2018 г. в рамках марафона «Добрая Вятка» в школе проводилась благотворительная акция «Спасём детей от туберкулёза». В ней мог принять участие каждый желающий. Материальная поддержка в виде канцтоваров, одежды, книг, игрушек нужна детям, которые длительное время находятся на лечении в детском отделении областного противотуберкулёзного диспансера, детском санатории «Талица», Кирово-Чепецкой санаторной школе-интернате. Такая помощь необходима и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В марте 2018 г. на базе школы прошла Академия лидерства под названием «Дари Добро, Доброволец: Дерзай и Действуй». Сложной частью мероприятия стала «Экранизация заповеди добровольца», которую придумали для каждого отряда вожатые. Все понимали, что нужно много работать, каждый предлагал какие-то идеи, свою кандидатуру на ту или иную роль.

Май - месяц народной памяти - всегда связан с очередной годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. На страницах школьной газеты учащиеся публикуют заметки о боевом пути своих прадедов (Михаил Морозов, 4-й класс: «.мой прадед

Вениамин Афанасьевич Мишин был призван на фронт в 1943 г., служил рядовым, телефонистом, в августе 1944-го награждён медалью «За отвагу». О подвиге прадеда написано: «В боях в районе реки Луга 18 июля 1944 г. под миномётным и автоматно-пулемёт-ным огнём противника устранил обрыв телефонной линии в 7 местах, идущей с КП командира полка на НП командира 1-го дивизиона, тем самым обеспечил своевременное открытие артогня по огневым средствам противника, в результате чего наша пехота быстро перешла брод и оттуда стала продвигаться вперёд.»), в коридорах и рекреациях школы ежегодно организуется фотовыставка «Бессмертный полк», на уроках по изобразительному искусству учащиеся под руководством Е. В. Рамазановой изготавливают открытки к Дню Победы, которые в праздник ребята дарят односельчанам.

Активная жизненная позиция формируется в Бурмакинской школе не только средствами патриотического воспитания, участием в волонтёрском движении и комму-нарских сборах (например, к 100-летию ВЛКСМ), организацией самоуправления (Павел Сибиряков, 5-й класс: «.я даже и не представлял, каково это - быть командиром класса. Мне казалось, что это очень просто: ходить на Советы, придумывать и составлять сценарии. Но теперь понял, что это требует огромного терпения и выдержки.»), но и с помощью развлекательных мероприятий.

Уважение к профессии повара и маминому труду на кухне рождается на Празднике кулинаров (Иларион Семёнов, 3-й класс: «.мы заранее договорились с мамами, что будем готовить, подготовили презентации на тему «Любимое блюдо». А позже каждый продемонстрировал свой кулинарный шедевр: Даша Чаузова («Гнездо глухаря»), Никита Прокошев («Кексы с малиной») и Саша Абатуров («Сашкины сырники»).»). Уважение к истории малой родины и понимание необходимости рабочих профессий формируется участием в конкурсе сочинений, объявленном в 2017 г. заводом «Уралхим» на тему «С юбилеем, завод!» (Илья Гунбин, 7-й класс: «В сочинении я рассказал о своих увлечениях и о том, чем бы я мог быть полезен заводу в будущем. Всего было прислано 60 работ, но только я был из района, остальные представляли городские школы. Меня пригласили на «Фестиваль наук» в многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка. Участникам вручили наборы корпоративных подарков от завода «Уралхим»: информационные буклеты о заводе, блокнот и ручку, дождевик и флешку на 16 гб - всё с фирменной символикой»).

В выпусках новогодних газет всегда публикуются программы разнообразных каникулярных мероприятий («Новогодняя встреча с Бременскими музыкантами» для начальных классов; «Новый год в России» для учащихся 8-11-х классов, «Новогодний звездопад» для 5-7-х классов). Каждый класс готовит творческий номер и участвует в конкурсе «Макси-игрушка для сельской ёлки». Каждый классный коллектив готовит не менее 5 игрушек. Так за неделю до Нового года большая ёлка в селе Бурмакино получает свой праздничный наряд. Украшением сельской ёлки занимаются ребята под руководством классных руководителей. Создают праздничное настроение своими руками!

26 апреля 2018 г. в школе прошёл квест «Литературное наследие», организованный активом ДПО «Вселенная детства» в рамках марафона «Добрая Вятка». Учащиеся 57-х классов имели возможность блеснуть своими литературными познаниями, умением писать стихи на предложенные рифмы, придумывать новые слова, разгадывать кроссворды, составлять пазлы, общаться жестами, а главное - слышать друг друга и работать в команде. По поводу Дня космонавтики юных членов ДПО «Вселенная Детства» всегда ожидает Мобильный планетарий.

Бесконечно разнообразны дела сельских учителей и насыщенны дни их учеников и воспитанников. Почти двухвековая история образования в вятском селе Бурмакино обрела в начале XXI в. достойное продолжение - несмотря на все социокультурные проблемы в жизни современной российской глубинки.

Список литературы

1. Сайт МКОУ СОШ с. Бурмакино Кирово-Чепецкого района Кировской области. URL: http://burmakinoschool.ucoz.ru/

2. Первый шаг. Бурмакинская газета о молодёжи и для молодёжи. Январь 2018 г.

3. Первый шаг. Бурмакинская газета о молодёжи и для молодёжи. Сентябрь

2014 г.

4. Первый шаг. Бурмакинская газета о молодёжи и для молодёжи. Ноябрь 2017 г.

5. Первый шаг. Бурмакинская газета о молодёжи и для молодёжи. Октябрь 2018 г.

6. Первый шаг. Бурмакинская газета о молодёжи и для молодёжи. Март 2018 г.

Г. А. Русских

Особенности педагогической системы воспитания В. А. Сухомлинского

Ты не привык к объятиям славы, Ты сам уходишь от нее, Себе одно оставив право -Любить призвание свое.

В. А. Мясников

В статье раскрывается масштаб личности и значимость педагогического наследия выдающегося Учителя XX века Василия Александровича Сухомлинского, который создал эффективную систему воспитательной работы в школе на основе реализации идей гуманистической педагогики.

Ключевые слова: педагогические чтения, гуманистическая педагогика, система воспитательной работы, педагогические принципы, система оценок, культура потребностей, семейное воспитание.

28 сентября 2019 г., в день рождения Василия Александровича Сухомлинского, на базе средней школы села Ошлань Богородского районе Кировской области прошли традиционные педагогические чтения им. В. А. Сухомлинского. Учителя из разных школ Вятского края собираются в известной своими инновациями сельской школе, чтобы не просто почтить память выдающегося педагога-новатора, а для того, чтобы показать, как идеи гуманистической педагогики Василия Александровича помогают современной школе решать сложные проблемы образовательной практики.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом закончил Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и в 1942-1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР), а в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни. Великий Учитель ушел из жизни 02.09.1970 г. Павлышская школа стала его исследовательской лабораторией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своей диссертации, книгах и статьях. Он написал более 40 монографий, множество статей и сказок. Наиболее известна его финальная книга «Сердце отдаю детям», которая стала обобщением учительского опыта по воспитанию детей. За книгу «Сердце отдаю детям» Василий Александрович получил Государственную премию УССР.

В ходе педагогической деятельности не раз Василий Александрович Сухомлин-ский слышал критические замечания в свой адрес от так называемых «специалистов» по педагогике, однако подлинные педагоги объективно оценили заслуги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.