ПЕРЕДОВЫЕ УЧИТЕЛЯ
В. Б. Помелов
ФЕНОМЕН НИЖНЕИВКИНСКОЙ ШКОЛЫ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
В статье рассказывается об истории и сегодняшнем дне Нижнеивкинской средней школы Куменского района Кировской области. Автор, в прошлом учитель этой школы, дает характеристику деятельности этой одной из передовых сельских школ страны, вспоминает Г. Е. Заузолкова, директора школы в 1950-1990 гг. Значительное место уделяется успехам школы в последние годы.
Ключевые слова: Нижнеивкинская средняя школа Куменского района Кировской области, Геннадий Ефимович Заузолков, Василий Афанасьевич Патрушев, Юрий Иванович Хлебников, Галина Александровна Корепанова, конкурс «Лучшие школы Кировской области».
В жизни, пожалуй, каждого человека бывают такие годы, когда проживаемое им время словно сгущается, становится более продуктивным. Тогда в единицу времени успеваешь сделать намного больше, чем обычно, а свой личностный рост ощущаешь едва ли не каждый день. Таким периодом для автора этой статьи стали годы работы в Нижнеивкинской средней школе Куменского района Кировской области. Во второй половине 1970-1980-х гг. она считалась одной из лучших сельских школ страны. О самой школе говорили не иначе как о педагогическом феномене. Мне посчастливилось в ней работать с августа 1975 г., после окончания факультета иностранных языков Кировского государственного педагогического института имени В. И. Ленина (КГПИ), по октябрь 1979 г.
В те теперь уже далекие годы каждый выпускник педвуза должен был, как минимум, три года отработать в сельской школе. И многие, особенно девушки, действительно отрабатывали свой срок, а некоторые так и оставались там, где начинали свой педагогический путь. Однако школа школе рознь. Попасть на работу в Нижнеивкино было не так-то просто. В пользу выбора этого места работы говорили и близость поселка к областному центру, и редкое для того времени автобусное сообщение с Кировом, и находящиеся здесь санатории, которые придавали этому населенному пункту культурный вид и ухоженность. Все это вместе взятое, кроме всего прочего, гарантировало местной школе постоянный приток учеников, что в свете сегодняшней демографической ситуации в Кировской области и сегодня выгодно отличает Нижнеивкино от многих других сельских поселений. Собственно, это даже и не сельское поселение, а поселок курортного типа.
В то время распределение выпускников осуществлялось следующим образом. На факультетской доске объявлений вывешивались два листа бумаги. На одном -указывались вакантные рабочие места; здесь перечислялись исключительно сельские школы, ждущие молодых специалистов; на втором - перечислялись фамилии самих выпускников, причем не по алфавиту, а в соответствии с набранными студентами за пять лет учебы баллами. Те, кто учился лучше, стояли в списке выше. У меня была возможность выбрать любую школу. И с выбором я не колебался. Тем более, что я уже бывал в этой школе, и все меня там устраивало. Но главным для
© Помелов В. Б., 2017
меня были не бытовые удобства (близость к городу и т. д.), хотя и это, конечно, немаловажно. Самым привлекательным стимулом ехать в Нижнеивкино была сама возможность работать в школе, о которой в те годы постоянно говорили с высоких педагогических трибун.
Возглавлял ее великий труженик и энтузиаст педагогического дела, выдающийся российский педагог-практик, заслуженный учитель школы РСФСР (1982), «Отличник народного просвещения», кавалер ордена «Знак Почета» (1978) Геннадий Ефимович Заузолков (1931-2002). Г. Е. Заузолков был родом из крестьянской семьи, уроженец Пижанского района. Окончил Советское педучилище и истфак КГПИ, где учился в одной группе с будущим ректором КГПИ Василием Афанасьевичем Патрушевым. Сначала работал в Куменской средней школе, затем инспектором Куменского роно. Приехал в Нижнеивкино в 1959 г. со своей женой Идой Митрофановной, учительницей русского языка и литературы. Г. Е. Заузолков был по натуре общественником: он неоднократно избирался депутатом местного и районного советов, несколько лет возглавлял совет ветеранов поселка. Его старшая дочь Наталья Долгушева (1955-1999) свою оказавшуюся столь короткой жизнь так же, как и родители, посвятила учительской профессии: сначала по окончании инфака КГПИ в 1978 г. работала в Нижнеивкино, затем на родном факультете. Младшая дочь Екатерина стала врачом; ее муж Иван Степанович Ершов некоторое время был директором Нижнеивкинской школы.
...Немного истории. Первая школа (церковно-приходская) в с. Нижнеивкино была открыта в 1877 г. Через некоторое время строится второе здание школы и школа становится земской, с тремя классами. Впоследствии оба здания начальной школы были разделены: для девочек предназначалось здание первой церковноприходской школы, для мальчиков - здание земской школы. Трехклассная школа просуществовала до 1934 г., после чего была преобразована в «семилетку». Семилетняя школа в своем здании бывшей земской школы находилась по 1955 г., а потом перешла в одноэтажное здание на Октябрьской (бывшей Школьной) улице. В 1962 г. в школе открывается восьмой класс, а с переходом в стране на всеобщее среднее в 1966 г. открывается и десятый класс обучения. Первый выпуск окончивших полный курс средней школы состоялся в 1968 г. С 1959 г. по 1990 г. коллектив местной школы возглавлял Г. Е. Заузолков.
О
Г. Е. Заузолков
Первый свой учебный год в Нижнеивкино я работал еще в старой школе. Она располагалась в трех рядом расположенных деревянных помещениях: в одном был спортзал, в другом - мастерские, в третьем - учебные помещения. (Сейчас на этом
месте расположена база отдыха ВятГУ «Ласточка».) Место было романтическое: куда ни глянешь - кругом лес, цветы; ветки бьют прямо в стекла окон. В мае уроки, по примеру Сухомлинского, проводили прямо на лужайке; благо там были расставлены старые парты. Но такую радость надо было заслужить примерным поведением на уроках и отличным выполнением домашнего задания. Зимой, бывало, сидишь в классе, ребята пишут письменную работу. В печке трещат дрова. Подойдешь, подбросишь полено... Сейчас даже не верится, что все это было.
Но одной романтикой сыт не будешь. С каждым годом учеников становилось все больше. В классах было тесно, душно. Обстановка напоминала, скорее, сельскую школу середины XIX в. Естественно, это не устраивало такого энергичного, деятельного, хозяйственного руководителя, как Г. Е. Заузолков. По инициативе и под его непосредственным руководством в 1976 г. было завершено строительство трехэтажной современной школы на 640 учащихся, а также школьного интерната, гаража, хоккейной коробки, лыжной базы, теплицы, подсобных помещений.
Опыт передовых учителей-одиночек - это уже немало, но еще лучше, если передовой становится вся школа. Опыт работы этого учебного заведения неоднократно освещался в печати, и автор этого материала, как говорится, приложил к этому руку [1]. Будучи сам прекрасным историком, директор добивался, чтобы в коллективе работали самые первоклассные специалисты. Постепенно в Нижнеивкинской школе складывался коллектив единомышленников, учителей сильных, волевых, творчески работающих. Среди них хотелось бы назвать таких прекрасных педагогов, как Лидия Ивановна Шихова, Эмилия Андреевна Береснева, Галина Анатольевна Зыкова и Августа Иосифовна Бушмелева (математика), Раиса Ивановна Пелевина, Петр Григорьевич Федоровых и Людмила Геннадьевна Сырцева (русский язык и литература), Валерий Иванович Ушаков, Юрий Иванович Хлебников, Расим Михайлович Закиев (физкультура), Николай Васильевич Крупин (трудовое обучение), Софья Николаевна Братухина (география), Леонид Григорьевич Мамаев (физика), Эльвина Степановна Сухова (химия), Владимир Александрович Сергеев (история), Александр Михайлович Рылов (история и военное дело), Евгения Степановна Федоровых и Екатерина Федоровна Захарова (начальные классы), Нина Михайловна Шевелева, Людмила Николаевна Путилова, Наталья Геннадьевна Заузолкова, Елена Константиновна Тарловская (Поздеева), Ирина Геннадьевна Винокурцева (иностранные языки), Вера Павловна Арасланова (руководитель интерната) и др.
Все они давали прочные знания своим ученикам, много занимались их воспитанием. Это позволяло юным нижнеивкинцам поступать в самые престижные учебные заведения страны, не говоря уж о кировских вузах.
Директор не забывал и о быте учителей; он делал всё, чтобы они жили благополучно. Свой незаменимый вклад в общее дело вносил зав. хозяйством Анатолий Васильевич Сырцев. Но время идет, и все эти замечательные учителя давно не работают в школе, а многих, увы, уже нет в живых.
Очень насыщенной была внеурочная жизнь в школе: выпускались газеты, шло радиовещание, проходили пионерские сборы, турпоходы, игра «Зарница». Школьники побывали во многих уголках страны. Школа славилась своими спортсменами. Команда школы постоянно побеждала в соревнованиях на приз «Золотая шайба». При этом областные спортивные организации очень любили именно здесь проводить свои турниры: тут и прекрасный каток, и отличный спортивный зал, во дворе спортивное ядро. В распоряжении гостей был интернат. А главное в школе был прекрасный учитель физкультуры, замечательный энтузиаст Ю. И. Хлебников.
В Нижнеивкинскую школу приезжало много учителей и работников органов образования со всей области для того, чтобы ознакомиться с достижениями педагогического коллектива. Для молодых учителей района здесь даже неоднократно проводился «день открытых дверей». В школу приезжали делегации из Кирова, Москвы и других городов, и даже из-за границы (Чехословакия) для ознакомления с опытом работы директора и педагогов.
В разговоре с автором этих строк один из гостей сказал, что, еще не побывав ни на одном уроке, не посетив ни одного мероприятия, он проникся уверенностью, что здесь работают настоящие мастера своего дела, люди деловые и обязательные. При первом знакомстве со школой всех восхищало обилие цветов, зелени, ухоженность пришкольного участка, чистота территории. Еще больше удивлялись посетители, когда знакомились с оснащением кабинетов - всех без исключения.
Не стану говорить об их методическом оснащении, которое было на высоте. Хотелось бы специально отметить высочайший уровень эстетического оформления каждой частицы школьной территории. Вспоминаю, как директор запретил вывешивать любые объявления, стенгазеты, стенды и т. п., если они не соответствовали высоким эстетическим нормам. А все это было тогда, когда ни о каких ксероксах и принтерах не было и речи! Он исходил из того, что учащиеся в школе должны были видеть только красоту: грязи они и дома насмотрятся, по крайней мере, некоторые.
Заместитель начальника облоно Юрий Ильич Синцов в статье, посвященной рассмотрению недостатков в работе некоторых школ, в качестве положительного примера привел Нижнеивкинскую школу: «Школа на 640 мест в п. Нижнеивкино построена в 1976 г. За прошедшее время силами учащихся, учителей и родителей только дважды проводился декоративный ремонт. Побывайте там, и вы увидите высокую культуру содержания не только зданий школы и интерната, но и всей окружающей территории...» [2]. Интересная деталь: асфальтовое покрытие и прекрасные цветники появились здесь еще за год (!) до пуска школы в эксплуатацию. (Надо ли говорить, что почти всегда бывает наоборот!?)
Вспоминаю свою первую встречу с Нижнеивкинской школой. В один из августовских дней 1975 г. я пошел, было, прогуляться, даже фотоаппарат с собой захватил. Однако на школьной территории застал едва ли не весь учительский коллектив, который был занят. выравниванием асфальтового покрытия перед его укаткой. На мой недоуменный вопрос, почему этим делом заняты не рабочие-дорожники, а педагоги, один из них пояснил мне, что никакой строитель не сумеет сделать это так качественно, как учителя, которые, кстати, занимались этим в первый и в последний раз в своей жизни. Торопливо сделав несколько снимков «для истории», я, разумеется, присоединился к своим новым коллегам. Между прочим, асфальт был положен так качественно, что с тех пор, - а прошло уже 43 года! - ни разу не обновлялся и до сих пор неплохо выглядит.
Принцип эстетики и красоты во всем! Это был девиз Г. Е. Заузолкова; ему он следовал неукоснительно и требовал того же от других.
За каждым учителем был закреплен кабинет, за который он был персонально ответственным. Такая ответственность, естественно, казалась обузой. Я и подумать тогда, конечно, не мог, что спустя годы буду считать это время самым счастливым в своей профессиональной жизни. Г. Е. Заузолков привил мне, да и многим другим своим коллегам, привычку трудиться.
Вспоминается такой эпизод. В типографии директор заказал целую машину специального размера листов, на которых распорядился оформлять план каждого урока. Сколько уроков - столько и конспектов. Никаких мятых тетрадок, записочек и
т. п. в руках учителя на уроке он не допускал. У учителя должен был быть краткий конспект, изложенный на одном-двух листах, причем все они были одного формата. Это добавляло уроку эстетики и культуры, а самого учителя побуждало к выбору наиболее подходящих и в то же время экономных средств подачи материала. Понятно, что эти конспекты практически каждый год совершенствовались, дополнялись. В конце 1970-х гг. в центральной печати стали писать о донецком учителе Викторе Федоровиче Шаталове как о выдающемся учителе-новаторе, стали пропагандировать его «опорные конспекты». Мы, помню, недоумевали: какое же это открытие, если у нас все учителя давно используют точно такую же методику каждый день.
Когда по семейным обстоятельствам мне пришлось переехать на работу в школу другого района, я и представить себе не мог, что меня там априори зачислят в передовые учителя, станут включать в роновские комиссии по проверке других школ, уже только на том основании, что я ранее работал в самой Нижнеивкинской школе.
Тогдашний ректор КГПИ Василий Афанасьевич Патрушев (1929-1988), как мне позднее рассказывали, не раз говорил с укором своим деканам: «Съездите в Нижнеивкино и поучитесь, как нужно оформлять кабинеты». И как-то раз он сам лично действительно привез их к нам в школу. Высокие гости обошли все кабинеты, теплицу, интернат, спортзал, спортплощадку и другие сооружения. Тут-то я и удостоился, пожалуй, самой большой похвалы в жизни. Когда они выходили из моего лингафонного кабинета, оснащенного югославским оборудованием фирмы «Никола Тесла», Патрушев негромко так сказал рядом стоящим деканам: «Учитель-то мальчишка мальчишкой, - а какой кабинет!» Спустя десять лет, будучи уже проректором института, я напомнил Василию Афанасьевичу об этой встрече.
А как поживает Нижнеивкинская школа уже в новом веке? Как и чем живет школа? [3] Она, как и многие другие образовательные учреждения, ищет различные пути реализации своих функций. На образовательную ситуацию большое влияние оказывает удачное расположение поселка на границе трех районов -Куменского, Оричевского и Верхошижемского. Положительным следствием этого является достаточная наполняемость классов (до 30 учеников), наличие параллелей. Анализ ситуации показывает, что стабильность в комплектовании школы сохранится и в дальнейшем. В школе обучаются 350 учеников и 30 учащихся санаторной школы. Преподавание ведут 29 учителей, две трети из которых имеют высшую и первую квалификационные категории.
Школьные здания имеют тридцать учебных кабинетов, два спортивных зала, мастерские по деревообработке и по металлообработке, актовый зал, библиотеку, столовую на 120 посадочных мест. Территория школы разбита на зоны: учебно-опытный участок, спортивная площадка, оснащенная гимнастическими снарядами, стадион с беговой дорожкой, цветники и хозяйственный блок, гаражи.
Развитие школы на современном этапе предполагает совершенствование структуры и содержания общего образования; поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности и информационном обществе; появление образа «нового учителя», открытого всему творческому, понимающего детскую психологию и особенности развития обучающихся; оптимизацию образовательного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья детей; создание комфортных условий для обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Основные положения проекта перспективного развития школы отражают эти приоритетные направления национальной образовательной инициативы «Наша
новая школа». В школе реализуется программа развития, рассчитанная на перспективу, в которой отслеживаются результаты работы образовательного учреждения согласно задачам по каждому из направлений. После того как ушел на пенсию в 1990 г. многолетний директор школы Г. Е. Заузолков, сменилось несколько директоров: Н. В. Крупин, В. И. Корепанов, А. О. Березин. В последние годы сформировалась сильная управленческая команда: директор Ирина Михайловна Чеснокова, заместители директора по УВР Сергей Георгиевич Трушков и Людмила Владимировна Гют, заместитель директора по ВР Елена Александровна Серова.
В 2006 г. школа стала лауреатом конкурса «Лучшие школы Кировской области». Школа показывает стабильно высокие результаты деятельности, работает в режиме развития, является опытно-экспериментальной площадкой Российской академии образования по теме «Развитие методологической культуры учителя сельской школы в контексте перехода на стандарты нового поколения». Научные руководители инновационной площадки - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ВятГГУ Ольга Геннадьевна Селиванова, сотрудник института развития образования Нина Борисовна Сысолятина.
Учителя - активные участники профессиональных конкурсов различного уровня. Педагоги школы становились победителями и призерами учительских конкурсов различных уровней: это учитель биологии Людмила Владимировна Гют, педагог дополнительного образования Елена Николаевна Вязникова. Для создания в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, коллектив школы реализует подпрограмму «Одаренные дети».
Урочная и внеурочная деятельность в школе организованы как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей детей в различных аспектах: учебной, информационной, творческой, спортивной. Для этого в школе работают 20 кружков и студий, 7 спортивных секций и 15 курсов по выбору.
В силу специфики инфраструктуры поселка среди родителей учащихся немало медицинских работников. Не удивительно, что среди старшеклассников велик интерес к профессии родителей. Школа заключила договор с Вятским государственным медицинским университетом по довузовской подготовке учащихся. Все занятия проводятся на базе вуза в г. Кирове.
Школьники успешно выступают в конкурсах муниципального, областного и всероссийского уровней. Приведем несколько примеров. Денис Катаев, кандидат в мастера спорта по зимнему полиатлону, призер международных соревнований по лыжным гонкам в эстафете среди юниоров, член сборной команды Кировской области, учился на спортфаке ВятГГУ. Андрей Смирнов, победитель Всероссийской биологической олимпиады, проводившейся в Российской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, стал студентом МГУ им. М. В. Ломоносова. Тимофей Глухих, победитель Всероссийской олимпиады по физике, поступил в МИФИ. Юлия Вязникова становилась победителем муниципального конкурса «Лидер года» и участником регионального конкурса. На протяжении многих лет команда учащихся школы практически неизменно удерживает первое место в районной спартакиаде среди школьников.
Заслуженный учитель РФ, обладатель гранта Президента РФ Галина Александровна Корепанова в Нижнеивкинской школе работает более двадцати лет. Вся её педагогическая деятельность, а это ни много ни мало 40 лет, прошла в Вятском крае. Она неоднократный победитель областных и районных профессиональных конкурсов учителей русского языка и литературы, в том числе предметно-методических олимпиад работников образовательных учреждений
Кировской области и регионального конкурса мастер-классов, проходившего в рамках проекта «Педагогические инновации в гуманитарном филологическом образовании» в 2011-2012 учебном году. Педагог-новатор имеет стабильные высокие результаты обучения. Лучшие из ее учеников ежегодно становятся победителями или призёрами районных олимпиад, интеллектуальных и исследовательских конкурсов всероссийского и регионального уровней. Особенно большое внимание она уделяет развитию учащихся среднего звена, мотивируя детей создавать творческие проекты, исследовательские работы. Средний балл результатов ЕГЭ по русскому языку выпускников этого учителя всегда выше областного на 12-15 баллов.
Каковы же составные достижения успеха нижнеивкинского учителя? В последние годы коллектив, возглавляемый Г. А. Корепановой, работает над созданием условий для комплексного воздействия позитивных факторов, усиливающих влияние друг друга в процессе образования и становления субъектности ученика. Активно разрабатываются модели интерактивных уроков в режиме адаптивных технологий. Своими находками и инновационным опытом учителя делятся на областном и районном уровне. Г. А. Корепанова убеждена: любое взаимодействие учителя и ребёнка должно стать ситуацией приобретения компетенций, самовыражения, взаимного духовного обогащения и развития креативности. Пожелаем же нижнеивкинским педагогам новых творческих удач в их благородном труде!
Примечания
1. Помелов В. Б. Воспитание социалистической деловитости // Советская педагогика. 1986. № 10. С. 15-17; Его же. Воспитывать деловитость у школьников // Воспитание школьников. 1984. № 3. С. 37-38; Его же. Призвание // Кировская правда. 1982. 30 марта.
2. Синцов Ю. Ремонтная канитель // Кировская правда. 1984. 4 окт.
3. Далее частично использована информация социальных сетей.
Ю. А. Сауров
НИНА АРКАДЬЕВНА НИЗОВСКИХ - МОЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИК
И КОЛЛЕГА ПО ДЕЛУ.
(ЭССЕ ИЗ ОПЫТА РЕФЛЕКСИИ ЛИЧНОСТИ, МАЙ 2017)
В статье представляется опыт исследовательской и образовательной деятельности доктора психологических наук, профессора кафедры практической психологии Вятского государственного университета Нины Аркадьевны Низовских. Внимание центрируется на духовные поиски в условиях саморазвития человека.
Ключевые слова: методология, психология, психосемантика, личность, образование, культура.
Культура - это не совокупность готовых ценностей и продуктов, лишь жаждущих потребления или осознания.
Это способность и усилие человека быть.
М. Мамардашвили
© Сауров Ю. А., 2017