ББК 74.00 УДК 37.014
@ Ковров В.В. 2018
THE ACTUALITY OF IDEAS AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE V.A. OF SUKHOMLINSKY IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS
АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В.А. СУХОМЛИНСКОГО В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Vladimir Vikentyevich KOVROV,
Associate Professor of the Department of Social Pedagogical Technologies and Pedagogy of Deviant Behavior of the Humanitarian Pedagogical Academy (branch) of the Voronezh State Educational Institution of Higher Educational Institution «Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky» (Yalta, Republic of Crimea), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Email: [email protected]
Владимир Викентьевич КОВРОВ,
доцент кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ВГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта, Республика Крым),кандидат педагогических наук, доцент
Email: [email protected]
Научная специальность: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Для цитирования: Ковров В.В. Актуальность идей и педагогического опыта В.А. Сухомлинского в профилактике девиантного поведения подростков. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 4/2018. С. 35—41.
Annotation. The article discusses the conceptual provisions and basic principles of the educational system of V.A. Sukhomlinsky, the author seems extremely relevant and in demand for modern educational reality, which is associated with a critical and at the same time constructive rethinking of the experience of educational reforms in Russia.
The article draws attention to the significance of the pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky in the prevention of deviant behavior of adolescents, emphasizes the importance of quality organization of social and pedagogical work of teachers of various types of educational organizations, specialists of social and medical services, specialized centers for adolescent children and young people, employees of the IES ATS, commissions for minors and their rights , to prevent deviant behavior of children and adolescents.
Key words: humanistic education, educational system of Sukhomlinsky, all-round development of personality, pedagogical heritage of V.A. Sukhomlinsky, deviant behavior of children
Аннотация. В статье обсуждаются концептуальные положения и базовые принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского, представляющиеся автору чрезвычайно актуальными и востребованными для современной образовательной действительности, что связано с критическим и вместе с тем конструктивным переосмыслением опыта образовательных реформ в России.
В статье обращается внимание на значимость педагогического наследия В.А. Сухомлинского в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков, подчеркивается важность качественной организации социально-педагогической работы педагогов различных по типу образовательных организаций, специалистов социальных и медицинских служб, профильных центров по делам детей подростков и молодежи, сотрудников ИДН ОВД, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по предупреждению девиантного поведения детей и подростков.
Ключевые слова: гуманистическое воспитание, воспитательная система Сухомлинского, всестороннее развитие личности, педагогическое наследие В.А. Су-хомлинского, девиантное поведение детей
Актуализация рассмотрения творческого наследия педагогического опыта Василия Александровича Сухомлинского, столетие со дня рождения которого отечественной педагогической наукой
и практикой отмечается в текущем году, обусловлена современными экзистенциальными вызовами в области воспитания подрастающего поколения. В современном рискогенном обществе возрастает
отчужденность значительной части детей, подростков и молодежи от государства, многих общественных институтов (в том числе и института семьи), ответственных за формирование (образование, воспитание, развитие) нового поколения, наблюдаются признаки (тенденция) «скрытого отсева» подростков и молодежи от общественно-значимых процессов в области становления и развития институтов гражданского общества, развития региональных систем образования, увеличение количества взрослеющих детей, находящихся не включенных в общественно-значимые формы социальной активности и системной занятости», что во многом объясняет де-виантные проявления в поведении, правонарушения и преступность в подростковом и юношеском возрасте.
Нельзя не согласиться с мнением, что преступность в молодежной среде сегодня должна рассматриваться как фактор угрозы национальной безопасности страны [1]. С психологической и педагогической точки зрения, экспертным сообществом это положение объясняется (становиться возможным), прежде всего, в силу того, что в подростковой и молодежной среде отношение «пренебрежения к закону» становиться образом жизнедеятельности взрослеющего человека. Высокий уровень групповой солидарности (при определенных провоцирующих обстоятельствах со стороны взрослых людей) перерастает (может перерастать) в коллективные протестные действия, а присущий в этом возрасте юношеский максимализм и радикализм ведет (может приводить) к кардинальной смене жизненных ценностей. Обостренное (и зачастую гипертрофированное) чувство справедливости, желание «навести порядок», ориентация на «сильную личность» — часто фиксируемые признаки деструктивного поведения детей и подростков в образовательной и иных социальных средах [1]. Данное положение не является новой социальной проблемой, однако ее обострение (развитие) подчеркивают важность качественной организации профилактической деятельности по предупреждению правонарушений (и преступлений) подростков и молодежи.
Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [12].
В психолого-педагогической практике определяется, что с целью предупреждения отклонений (в том числе и противоправных) в поведении детей и подростков должен осуществляться комплекс мер (получивших название «профилактика») социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность. В этой связи, нам представляется важным обратить внимание не столько на значимость создания специальных социально-психолого-педагогических программ профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков (в образовательной и широкой социальной среде), сколько на качественную организацию целостного педагогического процесса в образовательной организации, на тот бесценный новаторский опыт деятельности Педагога — Гражданина Василия Александровича Сухомлинского, к которому сегодня в массовой педагогической практике обращаются недостаточно как педагоги и родители, так и специалисты непосредственно связанные с профилактикой отклоняющегося поведения подростков (сотрудники ИДН ОВД, специалисты социальных и медицинских служб, профильных центров по делам детей подростков и молодежи, КДН и ЗП).
Однако, именно В.А. Сухомлинский, одним из первых в отечественной педагогической мысли XX столетия, в практической деятельности доказал необходимость глубокого осознания диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания — его задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов. Если, отмечал он, в целостной системе педагогического действия пренебречь хотя бы одним из звеньев, органическое единство этой системы нарушится. Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование «гармонию личности», ее всестороннее развитие. Отсюда, основополагающим в педагогическом мировоз-
зрении В.А. Сухомлинского являлось воспитание у ребенка личностного отношения к окружающей его действительности, понимание своего долга и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Как учитель и как директор школы, он всегда подчеркивал, что задача школы не просто передать знания, но открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии учеником те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о «своем индивидуальном Я», с опорой на нравственную культуру, человеческое достоинство, что позволяет ему осознавать себя не обделенным, а духовно богатым.
Наблюдаемая сегодня динамика социокультурных процессов в обществе не может не трансформировать жизнедеятельность взрослеющего человека (и его референтное окружение), ставит его перед дихотомией выбора нравственных ценностей (ориентиров) в поиске ответов: «Как быть, чтобы быть, и не просто быть, а быть на должном уровне?». Все в большей степени проявляющийся «кризис нравственности» определяет необходимость выбора ребенком подросткового или юношеского возраста (детским сообществом в целом) «между тем, что есть правильно (нравственно) и тем, что легко», обуславливает стратегию и тактику жизни на «ситуативную прагматику», стремление ребенка к достижению личных эгоистических устремлений быстрым и легким способом [2, с. 196]. Известное «переформатирование отечественного ценностного культурно-образовательного пространства», приводит к увеличению количества детей, живущих в состоянии постоянного психоэмоционального дискомфорта, в значительной степени объясняющего направленность их выраженной деструктивной социальной активности [3, с. 23-31].
Перманентное ощущение экзистенциальной незащищенности «простого человека», дефици-тарность (отсутствие) необходимых и достаточных опор со стороны социального окружения объясняет аффективную напряженность и беспомощность детей и подростков. Явление «одиночества среди людей», состояние «отверженного», «непонятого» объясняют негативный вектор развития у взрослеющего человека культурных и общественных ценностных ориентаций, формирования психосоматических и волевых личност-
ных характеристик [3], что может объяснить причины многих трагических событий в детско-подростковой и молодежной среде (в частности, октябрьские события 2018 года в Керченском технологическом колледже Республики Крым). Недостаточная социальная и коммуникативная компетентность и беспомощность детей в отношениях со сверстниками, неспособность находить конструктивные решения в противоречивых жизненных обстоятельствах, актуализируют обсуждение теоретических и прикладных вопросов современной образовательной практики, объясняют необходимость обращения к золотому наследию отечественной педагогической мысли — опыту выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского.
Концептуальные положения и базовые принципы педагогической системы В.А. Сухомлин-ского, воспринимающиеся в недалеком прошлом как «незыблемые», а в «революционный период» в отечественном образовании на рубеже веков представляемые, по меньшей мере, как дискуссионные, сегодня являются чрезвычайно востребованными, поскольку в общественном сознании заметно критическое и вместе с тем конструктивное переосмысление опыта образовательных реформ в России.
В первую очередь, это связано с основополагающим в педагогических воззрениях В.А. Су-хомлинского — понятием «всесторонне развитая личность». Воспитание всесторонне развитой личности в трудах В.А. Сухомлинского обосновывается (в диалектической взаимосвязи) не только как педагогическая цель, но и как педагогический идеал [4]. Именно Сухомлинским, первым в истории педагогики, была предпринята попытка представить идею о всестороннем развитии личности взрослеющего ребенка как развернутую научную концепцию — фундамента его педагогической системы, получившую блестящее практическое воплощение в опыте возглавляемой им Павлышской средней школе [4].
В научном докладе «Проблемы воспитания всесторонне, развитой личности», представленном Сухомлинским на соискание ученой степени доктора педагогических наук, обоснованная им парадигма школьной воспитательной системы подчеркивала гуманистическую направленность отечественного образования: лишая (не предоставляя возможности) развиваться ребенку в каком-либо направлении, педагог и тем самым обедняют его и, естественно, поступают не гуманно.
Поэтому всестороннее развитие личности ученика Сухомлинским обосновывался в реальной практике организации учебно-воспитательного процесса в Павлышской школе на основе системного подхода. Всестороннее развитие личности — есть целостный и системный процесс воспитания, включающий опредмечивание диалектически взаимосвязанных личностно- и социально значимых проблем [4].
Системообразующим в его педагогическом наследии являлась направленность учебно-воспитательной работы на привитие школьникам высоких нравственных качеств, без которой немыслима «гармония личности» и ее «всестороннее развитие».Человечность должна быть стержнем в человеке. Отсюда все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе, в частности, должно оцениваться на основе «нравственной чистоты», без которой, как указывал В.А. Сухомлинский, — теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство» [11, с. 39] Задача школы, по мнению педагога, заключается в том, чтобы ученик, овладевая творениями человеческого разума, постигая красоту человеческих деяний, познавал себя, одухотворялся стремлением быть внутренне красивым и творить прекрасное.
Сухомлинский многократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. И видимо поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами. Долг, утверждал педагог, это сердцевина дисциплины, без которой немыслима ни школа, ни общество в целом [7, с. 553]. Особое внимание ученый уделял сущностной стороне таких нравственных истин, как «надо», «нельзя», «можно»: понимание этих истин — свидетельство высокой нравственной культуры. Подняться на эту высоту нравственного развития сможет лишь тот, кто усвоил простую и в тоже время мудрую педагогическую истину: на каждый запрет должно приходиться по крайней мере десять побуждений к активной деятельности. Для того, чтобы ребенок понял, что значит «нельзя», он должен знать, а что «можно», «надо» [7, с. 568]. Через одухотворенность вещей, ребенок начинает чувствовать в них человеческое — ра-
зум, мудрость, любовь. Но для этого его надо побуждать, стимулировать к активной деятельности. «Побуждение к активной деятельности как раз и начинается с такого делания» [7, с. 569]. Он подчеркивал, что только материализовавшись (в вещах, предметах, отношениях), истины стают достоянием личности, воспринимаются детьми как нравственная норма («Береги, уважай труд старших!», «Человек труда — созидатель жизни!»).
Сухомлинский обращает внимание на то, что в школьной практике учитель очень часто на первое место выдвигает познавательную цель, однако следует уделять особое внимание проблеме «воспитания души человека...», он считает эту задачу самой насущной в общественном развитии, поскольку «.настоящая человеческая сущность выражается в человеке тогда, когда его поступками движет не кто-то то из вне, а его собственная совесть», «. учитель становится воспитателем только тогда, когда, открывая окошко в мир знаний, он «прикасается» к личности ученика, «обращается к его мыслям, чувствам, совести» [7, с. 563].
В решении проблем процесса воспитания всесторонне развитой личности Сухомлинским обосновывается необходимость превращения образования в важнейшую жизненную ценность взрослеющего человека, чтобы для определенной части подростков и юношества учение как «великое благо», не представало как «тяжкое бремя» и не потеряло своей значимости [5, с. 8182]. Отсюда — его убежденность в необходимости превращения школы в очаг духовности, в место, где бы расцветал культ знаний, что было положено В.А. Сухомлинским в основу его педагогической системы. Им обосновывается необходимость расширения сферы изучения программного учебного материала средствами «выхода за пределы приготовления уроков», развития интеллектуальной жизни школы на основе укрепления обучения «живой связью» с социальной практикой и активным наполнением учебного процесса творческим содержанием. Формирование у школьников неутомимой любознательности, стремления и практической готовности к тому, что в наши дни именуется непрерывным образованием павлышским педагогом определялось одной из важнейших проблем воспитания всесторонне развитой личности.
«Труд — основа всестороннего развития человека» [8, с. 154-169] — кардинальное положение
концепции воспитания всесторонне развитой личности В.А. Сухомлинского. Рассматривая данное положение как одну из проблем процесса воспитания всесторонне развитой личности, В.А. Сухомлинский был убежден в необходимости воспитания потребностей взрослеющего человека, гармоническом развитии и взаимосвязи его материальных и духовных потребностей, воспитания у детей и молодежи культуры желаний в отношении первых. Трудно не согласиться с позицией Сухомлинского по вопросу значимости формирования у детей психологической готовности к физическому труду, подготовке «простого» труженика со средним или даже с высшим образованием (о важности получения среднего образования безотносительно к требованиям той или иной профессии), связи между знаниями, приобретаемыми в школе, и трудом, трудовой жизнью воспитанника. «Нельзя представить себе эту сложную проблему так, что труд то ли закрепляет конкретные знания, полученные на уроках, то ли помогает лучше организовать обучение, обогатить его», «...истинная, имеющая огромное значение в определении жизненной цели связи труда и знаний заключается в том, что культура мысли воспитывает культуру взаимодействия человека с природой» [5, с. 87]. «Важнейшая задача трудового воспитания и вообще воспитания нового человека заключается в том, чтобы в каждом человеке открыть его живинку, его золотую жилку; чтобы каждый человек пошел как раз по той дороге, на которой его жизнь станет взлетом к вершине творчества» [9, с. 167-168].
Исключительно важное значение В.А. Сухо-млинский придавал высокой педагогической культуре семьи — одной из проблемы воспитания всесторонне развитой личности, и основным методом ее развития он считал «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца, бесед о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей» [5, с. 95]. «Воспитание моральной зрелости — сложный процесс, затрагивающий все сферы отношений формирующейся личности в естественной и общественной среде, начиная от взаимоотношений в семье и кончая — выполнением гражданского долга. Моральная зрелость, «взрослость» в решающей мере определяется отношением к труду, точнее, местом труда в духовной жизни... «Зрелость — это духовная устремленность в будущее, способность задумываться над тем, каким
я буду завтра» [5, с. 95-96]. Рассматривая проблему воспитания моральной зрелости, включающей такие ее значимые компоненты как: гражданственность, идейная стойкость, верность убеждениям и готовность их отстаивать, зрелость мысли, — Сухомлинский определял ее как неотъемлемую составную воспитания всесторонне развитой личности.
Исследуя взаимосвязанные аспекты воспитания всесторонне развитой личности, Сухомлин-ский сумел подойти к многим из них с нестандартных, творческих позиций. Среди них — определение нравственности в качестве системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса; задача превращения образования в ведущую жизненную ценность молодежи; гармонизация материальных и духовных потребностей; рассмотрение развития учебной мотивации школьников в контексте повышения общего интеллектуального уровня, обогащения всей духовной жизни школы за счет расширения интеллектуальной сферы за пределы приготовления уроков, изучения программного материала, связи с практикой, гармонизации ее коллективного и индивидуального начал; постановка экологического воспитания на основе практического использования основ наук; выдвижение задачи воспитания у школьников неугасающей любознательности как основы непрерывного образования; указание на необходимость преподавания в школе этики и психологии семейной жизни; постановка задачи воспитания у школьников моральной зрелости как интегрального личного качества и др.
Эталон всестороннего и гармонически развитого человека Сухомлинский обогатил такими новыми чертами, как «эмоционально-эстетическая чуткость», «тонкость восприятий чувств», «эмоциональный диапазон» [6, с. 540-545], ввел понятие «полнота духовной жизни», одним из источников которой, по Сухомлинскому, является творческий труд.
Важно констатировать, что в Павлышской школе В.А. Сухомлинским был разработан и успешно реализован системный подход в педагогике (на основе единства трех главных особенностей: целостности, коллективного творчества и длительности), содержание и структура которого соответствовала пути познания объективной педагогической реальности и благодаря применению которого в исследовании проблем воспитания всесторонне развитой личности им
были достигнуты выдающиеся результаты в развитии педагогической теории. Общая методология системного подхода, раскрывающая закономерные связи педагогических явлений и процессов с точки зрения того, что и почему происходит именно так, а не иначе, Сухомлинским обогащаются идеями необходимости реализации комплексного подхода к изучаемым объектам с точки зрения того, что и как надо делать педагогу-исследователю и педагогу-практику для достижения поставленной цели [4; 10].
В гармонии педагогических воздействий заключена основополагающая закономерность воспитания, сущность которой определяется взаимообусловленностью компонентов воспитания всесторонне развитой личности и реализуется в целостных актах, мероприятиях, эпизодах, из которых складывается повседневная жизнь школы, в том числе в конкретных действиях членов педагогического коллектива [6, с. 259]. Системообразующим фактором всестороннего развития личности, «ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии» великим педагогом определялась — нравственность [5, с. 78].
В работе «Моя педагогическая система» [9] В.А. Сухомлинский рассматривает ряд основополагающих принципов, исключительно востребованных в современной образовательной практике:
• смысл и содержание воспитания, понимаемого как единство педагогического влияния и самовоспитания ребенка, определяется постулатом: «Наивысшей ценностью является человек»;
• эффективность педагогического влияния на
коллектив и личность находится в прямой зависимости от гармонического единства нравственной культуры, духовного богатства, многообразия интересов носителя этого влияния;
• воспитательное влияние педагога не есть
чем-то социально созданным, организованным, а происходит потому, что воспитателя и воспитанника объединяет общность духовных интересов и многогранной деятельности;
• результативность воспитательного влияния
определяется в том числе и тем, насколько педагог внутренне глубоко понимает детство как особый, свойственный только ему — детству, период развития человеческой индивидуальности;
• в воспитательном процессе воспитанник
является помощником педагога. Мудрость последнего состоит именно в том, чтобы добиться положения, при котором бы воспитанник сам себя воспитывал [9, с. 88].
• уважение к человеческому достоинству ре-
бенка, неизменным спутником которого, должно быть уважение самого воспитанника к самому себе.
Это последнее, по словам Василия Александровича, является «самым главным, самым глубоким, самым устойчивым краеугольным камнем» его педагогической системы.
Востребованы ли сегодня в современной педагогической практике (в том числе в вопросах профилактики девиантного поведения детей и подростков) гуманистические взгляды педагога «сердце отдавшего детям» — вопрос, с нашей точки зрения, — достаточно риторический. И объясняется это действенностью практической педагогики В.А. Сухомлинского, характеризующейся: организацией жизни воспитанника, его труда и увлечений; установлением правильных отношений в детской среде, в семье, основанных на любви к близким, глубоком уважении и бескорыстии к окружающим; актуализацией самовоспитания в целостном учебно-воспитательном процессе, стимулированным доверительными отношениями между педагогами и воспитанниками.
Создавая и поддерживая образовательную среду школы с опорой на нравственные и духовные скрепы, что, собственно говоря, и было в павлышском опыте В.А. Сухомлинского, возможно и в современной противоречивой социокультурной ситуации воспитания и развития детей минимизировать влияние внешних рисков социальной среды, способствующих росту различных по виду девиации и форм отклоняющегося поведения подростков и юношей. Следуя практике «Нравственного воспитания по Сухо-млинскому» в современной школе важно: системно формировать (развивать) позитивный опыт «социальных проб» учащихся и их нравственный опыт; последовательно приобщать учащихся к нравственным нормам, направляя сознание, чувства, поведение детей на овладение и реализацию принципов морали в межличностном взаимодействии.
Опираясь на труды великого педагога, его опыт нравственного воспитания в школе и семье, в деле профилактики отклоняющегося поведения
детей и подростков важно предельно рефлексивно относится к собственной педагогической (воспитательной) деятельности. Взросление ребенка в атмосфере искренности, чуткости, любви, заботы — необходимое и достаточное условие формирования его нравственных потребностей, несформированность которых в детском возрасте является причиной противоправного поведения человека в будущем.
Список литературы
1. Беленький М.Г. Обучение и воспитание учащихся с девиантным поведением в специальных учреждениях профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / М.Г. Беленький. Москва, 1999. 203 с.
2. Ковров В.В. Нравственные ценности в социальной реальности: дихотомия выбора целей воспитания в современной образовательной практике // Вестник Академии права и управления. 2016. № 1 (42). С. 195-201.
3. Ковров В.В., Оганесян, Н.Т. Реформы в образовании: современные вызовы // Народное образование. 2013. № 9. С. 23-31.
4. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухо-млинского [Текст] / М.И. Мухин. М.: Институт развития личности РАО. — 1994. — 184 с.
5. Сухомлинский В.А. Избранные произведения [Текст]: в 5 томах. Том 1: Проблемы воспитания всесторонне развитой личности; Духовный мир школьника;
Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. Киев: Радянська школа, 1979. 686 с.
6. Сухомлинский В.А.Избранные произведения [Текст]: в 5 томах. Том 3: Сердце отдаю детям; Рождение гражданина; Письма к сыну / В.А. Сухомлин-ский. Киев: Радянська школа, 1980. 719 с.
7. Сухомлинский В.А. Избранные произведения [Текст]: в 5 томах. Том 4: Павлышская средняя школа; Разговор с молодым директором школы /В.А. Су-хомлинский. Киев: Радянська школа, 1980. 670 с.
8. Сухомлинский В.А.Избранные произведения [Текст]: в 5 томах. Том 5: Статьи / В.А. Сухомлин-ский. Киев: Радянська школа, 1980. 670 с.
9. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая система [Текст] / В.А. Сухомлинский // Радянська школа. 1988. № 6.
10. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Теоретические и практические проблемы, выдвигаемые жизнью в ходе осуществления идеи всестороннего развития личности / В.А. Сухомлинский // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib4all.ru/base/B3284/B3284Part 135-372.рйр#
11. Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский // Народное образование. 1967. № 2.
12. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru