Научная статья на тему 'Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов'

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗИЦИИ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРС / СТУДЕНТ / RESEARCH ACTIVITIES / COMPETITIVE ACTIVITIES / POSITIONS OF THE CREATIVE HERITAGE OF V.A. SUKHOMLINSKY / VOCATIONAL TRAINING / SELF-REALIZATION / COMPETITION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина Альфия Валеевна, Кочемасова Любовь Александровна

На современном этапе развития науки назрела необходимость разработки теоретико-методологических оснований активизации конкурсной деятельности как педагогической формы самореализации студентов, определяющих пути многоцелевого вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с учетом социальных реалий, которые актуализируют раскрытие путей оптимизации и возможностей созидательного включения студента в профессионально познавательное освоение и преобразование окружающего мира с учетом обновленных образовательных ориентиров (исследовательская составляющая в обучении, активное вовлечение субъектов образования в научно-исследовательскую деятельность).В статье с позиции современной педагогической науки актуализируется возможность конкурса как формы самореализации научно-исследовательской деятельности студентов образовательных организаций высшего образования (уровня подготовки бакалавриат) в современном вузе; многоаспектно проанализировано понятие «конкурс», которое исследовано в современной педагогической теории; анализируются направленность и результативность конкурса, организуемого в пространстве вуза; рассматриваются современные подходы к содержанию и организации научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в контексте гуманистического потенциала творческого наследия педагога-исследователя В.А. Сухомлинского. Выявлены и обоснованы позиции творческого наследия педагогической мысли В.А. Сухомлинского в преломлении к современному их прочтению студентами.Практическое значение проблемы исследования подтверждается тем, что разработанные выводы могут быть использованы научно-едагогическими работниками многоуровневой системы образования при определении направлений и механизмов, оптимизирующих процесс научно-познавательной деятельности бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВО для целенаправленного овладения студентами компетентностью проведения научного исследования в контексте оптимальной реализации научных стратегий познания, освоения базовых компетенций научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москвина Альфия Валеевна, Кочемасова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition of research and creative works as a form of self-realization of students

At the present stage of development of science, there is a need to develop theoretical and methodological grounds for intensifying the competition of research and creative works as a form of self-realization of students, defining ways of multipurpose involvement of students in research activities taking into account social realities that actualize the disclosure of ways to optimize and creative possibilities of a student in the professional and cognitive development and transformation of the surrounding world (with the updated azovatelnyh guidelines (research component in training, education entities active involvement in research activity).The article from the perspective of modern pedagogical science actualizes the possibility of competition as a form of self-realization of research activities of students of educational institutions of higher education (undergraduate level) in a modern university; analyzed the concept of "competition", which is investigated in modern edu cational theory; analyzes the direction and effectiveness of the competition organized in the space of the university;modern approaches to the content and organization of research activities of students of a pedagogical university in the context of the humanistic potential of the creative heritage of the teacher-researcher V.A. Sukhomlinsky. The positions of the creative heritage of the pedagogical thought of V.A. Sukhomlinsky in relation to the modern reading of their students.The practical significance of the research problem is confirmed by the fact that the developed conclusions can be used by scientific and pedagogical workers of the multilevel education system in determining areas and mechanisms that optimize the process of scientific and educational activities of bachelors in accordance with the requirements of the GEF for the purposeful mastery of the competence of scientific research in the context of optimal implementation of scientific strategies for learning, mastering the basic competences of scientific research are treacherous activities.

Текст научной работы на тему «Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов»

УДК 378

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.2.9

КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ КАК ФОРМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

1 2 А.В. Москвина , Л.А. Кочемасова

Оренбургский государственный педагогический университет 460014, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19 'E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]

Аннотация

На современном этапе развития науки назрела необходимость разработки теоретико-методологических оснований активизации конкурсной деятельности как педагогической формы самореализации студентов, определяющих пути многоцелевого вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с учетом социальных реалий, которые актуализируют раскрытие путей оптимизации и возможностей созидательного включения студента в профессионально познавательное освоение и преобразование окружающего мира с учетом обновленных образовательных ориентиров (исследовательская составляющая в обучении, активное вовлечение субъектов образования в научно-исследовательскую деятельность).

В статье с позиции современной педагогической науки актуализируется возможность конкурса как формы самореализации научно-исследовательской деятельности студентов образовательных организаций высшего образования (уровня подготовки бакалавриат) в современном вузе; многоаспектно проанализировано понятие «конкурс», которое исследовано в современной педагогической теории; анализируются направленность и результативность конкурса, организуемого в пространстве вуза; рассматриваются современные подходы к содержанию и организации научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в контексте гуманистического потенциала творческого наследия педагога-исследователя В.А. Сухомлинского. Выявлены и обоснованы позиции творческого наследия педагогической мысли В.А. Сухомлинского в преломлении к современному их прочтению студентами. Практическое значение проблемы исследования подтверждается тем, что разработанные выводы могут быть использованы научно-педагогическими работниками многоуровневой системы образования при определении направлений и механизмов, оптимизирующих процесс научно-познавательной деятельности бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВО для целенаправленного овладения студентами компетентностью проведения научного исследования в

1Москвина Альфия Валеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и социология».

2Кочемасова Любовь Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и социология».

контексте оптимальной реализации научных стратегий познания, освоения базовых компетенций научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, конкурсная деятельность, позиции творческого наследия В.А. Сухомлинского, профессиональная подготовка, самореализация, конкурс, студент.

Благодарности: Авторы статьи выражают глубокую признательность и благодарность заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору педагогических наук, профессору, заведующему кафедрой педагогики и социологии Валентине Григорьевне Рындак, по инициативе которой был организован и проведен международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Василия Александровича Сухомлинского». Выражаем признательность рецензентам редакции журнала «Вестник СамГТУ. Серия «Психолого-педагогические науки».

Введение

Социокультурные тенденции общественного развития, глобализация, информатизация, появление нанотехнологий и становление новых секторов экономики обусловливают изменение парадигмы образования (от образования на всю жизнь - к образованию в течение всей жизни) и повышение значимости самостоятельной активной научно-исследовательской деятельности каждого студента в вузе. Востребован выпускник вуза, способный осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, владеющий навыками исследовательской работы, умеющий самостоятельно приобретать новые профессиональные знания и умения, успешно решать проблемы инновационного развития города, региона, страны. Замысел активизации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе базируется на идее оказания компетентной помощи и поддержки инициативных проявлений обучающихся в определении своих научно-исследовательских интересов и нахождении оптимальной области для исследовательской самореализации, выстраивания взаимосвязи научно-исследовательской деятельности с будущей профессиональной областью.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.», Федеральном законе «Об образовании», Государственной программе «Развитие системы образования Оренбургской области на 2014-2020 годы» актуализируется проблема вовлечения студентов в фундаментальные научные исследования (посредством поддержки обучающихся, участвующих в научно-исследовательской деятельности) в контексте повышения качества подготовки обучающихся, эффективного воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны.

Научно-исследовательская деятельность студентов Оренбургского государственного педагогического университета осуществляется по следующим

основным направлениям: научно-исследовательская работа, которая является составной частью учебного процесса и обязательна для всех студентов (написание рефератов, подготовка к семинарским занятиям, подготовка и защита курсовых, выпускных квалификационных работ, выполнение заданий исследовательского характера в период практики по заказу предприятий и т. п.); научно-исследовательская работа студентов вне учебного процесса (участие в международных конкурсах, выполнении хоздоговорных научных работ в рамках научного творческого сотрудничества кафедр, факультетов, вузов; работа в студенческих научных обществах и т. п.; написание тезисов научных докладов, публикаций и др.) [3].

1. Обзор литературы

В современных педагогических исследованиях понятие «конкурс» трактуется как соревнование, состязание, проводимое с целью выявления лучших участников, лучших работ либо как соискательство на награду, место, звание.

В педагогической теории данное понятие рассматривается:

- как специально организованное соревнование в каком-либо виде деятельности, целью которого является сравнение уровней мастерства участников;

- как состязание в силе, ловкости, знаниях, умениях. В ходе конкурса решаются разные педагогические задачи: стимулирование развития инициативы и творчества, создание условий для самовыражения всех и каждого, мобилизация сил членов коллектива на решение сложной задачи [2, с. 85].

В педагогической науке выделяют следующие принципы проведения конкурса: зрелищность, сравнимость результатов, гласность, стимулирование более высоких показателей.

В педагогическом словаре под редакцией В.И. Загвязинского отмечается: «важно, чтобы конкурс побуждал не только к победе над другими, но и к преодолению себя, чтобы делал жизнь ученического коллектива более разнообразной и радостной» [2, с. 85].

Предприняты попытки рассмотрения в диссертационных исследованиях научно-исследовательской деятельности как средства развития творчества студентов вуза (О.Н. Лукашевич); процесса формирования исследовательской направленности студентов педагогических колледжей (Л. И. Осечкина); процесса формирования опыта исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза (Е.Н. Куклина); процесса развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза (И.А. Коваленко); процесса формирования учебно-исследовательской компетентности студентов в бакалавриате и магистратуре (А.М. Митяева); процесса развития исследовательских способностей студентов педагогического вуза (Е.М. Раздульева).

Наблюдается мировая тенденция усиления внимания к научно-исследовательской деятельности студентов как мощному ресурсу включения

научно-педагогических работников в совершенствование учебно-воспитательного процесса вуза (в США, Сингапуре, Норвегии и др.). Так, в зарубежной литературе проблемные области организации и управления научными исследованиями студентов высших учебных заведений исследуют в своих работах X. Гуммель, Р. Дейв, П. Ленгранд, Л. Церих; зависимость профессиональной подготовки от опыта научно-исследовательской деятельности студентов и исследовательского содействия преподавателя - A. Paseka,

A. Seel; концептуальные положения об исследующем учении в образовательных учреждениях - S. Schweder и др.

2. Материалы и методы

В основе методологии настоящего исследования лежит анализ и обобщение результатов 44 конкурсных работ студентов образовательных организаций высшего образования (уровня подготовки бакалавриат) из ведущих вузов страны и ближнего зарубежья, в которых отражается гуманистический потенциал творческого наследия педагогической мысли В.А. Сухомлинского в преломлении к современному его прочтению студентами.

Анализируя опыт конкурсной деятельности студентов вуза, перспективные педагогические формы развития научного творчества студентов вуза, следует отметить, что к современному прочтению теории и практики воспитания, обсуждению профессиональным международным сообществом роли и места педагогической системы В.А. Сухомлинского в современном образовательном пространстве и перспектив ее развития приурочены конкурс творческого эссе «Педагог - оратор»: «В мире мудрых мыслей В.А. Сухомлин-ского», международная научно-практическая конференция «Реализация идей

B. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения)» на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» [5, 7].

В работе эмпирическую основу исследования представляет международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей В.А. Сухомлинского», приуроченный к 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного педагога, юбилей которого получил всемирное значение (по решению Генеральной конференции ЮНЕСКО, ноябрь 2017 г.) и был включен в календарь знаменательных событий и памятных дат ЮНЕСКО за 2018 г. [1].

Главные цели конкурса: стимулирование познавательной, творческой, исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности обучающихся; развитие устойчивого интереса студентов к профессионально-педагогической деятельности; формирование потребности студентов в профессиональном росте; осмысление нравственно-этических, культурных цен-

ностей, преемственно передающихся от поколения к поколению в виде теоретического наследия и практического опыта.

Проведение конкурса связывалось с решением комплекса задач:

- развитие исследовательской инициативы, расширение диапазона научно-профессиональных знаний, области научного познания, свободный выбор «личностного исследовательского действия» в рамках актуализации идей В. А. Сухомлинского;

- формирование познавательно-эмоционального отношения к научному поиску, устойчивой мотивационной установки на проведение исследований, определяющих пути совершенствования личностно-профессионального развития;

- актуализация субъектной позиции студента-исследователя (способность генерировать идеи, активно и интеллектуально гибко комбинировать информационное многообразие способов действования, иметь независимость суждений, самостоятельно расширять границы собственных знаний) в контексте утверждения идей и педагогических взглядов В. А. Сухомлинского, которые историко-педагогическое сообщество считает достойными для изучения и применения в современной образовательной практике.

Проведение конкурса утверждено в авторском положении о Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов», включающем общие положения, порядок организации и проведения конкурса, порядок участия в конкурсе, требования к конкурсным материалам, порядок определения победителей и призеров конкурса решением ученого совета университета ОГПУ.

Организационный комитет международного конкурса представлен научно-педагогическими работниками университета по предварительному согласованию. Экспертный совет составляли научно-педагогические работники вузов-партнеров, с которыми у ФГБОУ ВО «ОГПУ» заключены договоры о сотрудничестве: Актюбинского университета имени С. Баишева, Евразийского гуманитарного института, Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова (Республика Казахстан), Всекитайской ассоциации по изучению педагогических идей В.А. Сухомлинского (Китайская Народная Республика).

3. Результаты исследования

Отечественные ученые констатируют состояние кризиса гуманизма в современном образовании на фоне синкретизма духовных, религиозных, аналитических и технологических начал. Поэтому так важно, что авторы конкурсных работ с надеждой, любовью и ностальгией обращаются к вечно живому педагогическому наследию Василия Александровича Сухомлинского.

Российский педагогический опыт особенно актуален в современной ситуации раздробленности и фрагментарности культуры как восстановление

утраченных ценностных российских феноменов: уважения к ребенку и педагогической профессии, соборности и терпимости социальной среды, гражданственности и патриотизма не как декларации, а как истинных ценностей воспитания. Исследования (кандидатские, докторские) преподавателей Оренбургского государственного педагогического университета, выполненные под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора, ученицы В.А. Сухомлинского Валентины Григорьевны Рындак, не только научно, концептуально обоснованы в русле единой научной школы, но и являются результатом многолетних исследований педагогического наследия В. А. Сухомлинского. Среди множества работ В.Г. Рындак о Сухом-линском -монографии, научные статьи, воспоминания, эссе [4].

Сухомлинский - один из тех величайших мыслителей XX века, кто вскрыл глубинную архитектонику человеческого (детского) сознания, проанализировал основные архетипы российской образовательной традиции, этнопсихологические и социокультурные стороны детства. Его педагогический опыт во все времена будет ценен для человечества тем, что он опирался на «основные параметры национального воспитания, которые есть традиции, язык, молитва, сказка, поэзия, история, территория» (И. А. Ильин).

Труды, педагогический опыт, литературное творчество, письма, публикации Сухомлинского представляют собой, с одной стороны, некое грандиозное по замыслу и безграничное во времени и пространстве Послание к Человеку и Учителю, глубина которого открывается далеко не сразу, а по мере нашей педагогической, человеческой, духовной готовности воспринимать эти смыслы, с другой - есть величайший источник духовного, творческого, человеческого роста для каждого, кто впервые открывает для себя эти страницы. Величие мыслей великого педагога окрыляет и открывает новые перспективы для умудренного жизнью и педагогическим опытом учителя, взрослого -и побуждает размышлять, восхищаться, учиться молодых.

Конкурсные работы студентов образовательных организаций высшего образования (уровня подготовки бакалавриат) убеждают в поступательном движении российского общества в его извечном поиске милосердия, добра и правды, раскрывают особые смыслы, в которых в топологическом единстве соотносятся философия мудрости взрослого и юношества, классический опыт прошлого - и попытки понять, транслировать эти идеи, раскрыть их в условиях кризисных явлений идеологической раздробленности воспитательного пространства школы. Непомерная по трудности задача, поставленная перед участниками конкурса, тем не менее, на наш взгляд, блестяще решена. Конкурсные работы 17-20-летних конкурсантов демонстрируют глубину проникновения в суть явлений, описанных великим педагогом, отличаются творческой интерпретацией идей, замыслов, искренней любовью к педагогической профессии.

Особый интерес у молодого исследователя Оренбургского государственного педагогического университета С. Бижановой вызвали проблемы духовного воспитания в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. «Поражает то, насколько сам Сухомлинский был силен духом, верен своим педагогическим идеалам, что оказался способным противостоять жестокой системе подавления индивидуальности. Он проповедовал свои глубокие убеждения, несмотря на давление власти, не подстраиваясь под мнение авторитетов, хотя очень страдал от того, что его долгое время не признавали в отечественной педагогике» [1, с. 17].

В своих произведениях Сухомлинский использует слово «духовность» в разных контекстах: духовный мир ребенка, духовное общение, духовная жизнь детского коллектива, духовные нити, которые связывают педагога и ученика, и др. Это слово - одно из постоянно пульсирующих и пронизывающих все тексты педагога: «Изучение внутреннего духовного мира детей, особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя». В.А. Сухомлинского интересовал в отношениях педагогов с учащимися, педагогического коллектива с ученическим прежде всего духовный потенциал личности и его обогащение в процессе общения, совместной работы, самовоспитания, самосовершенствования. Он исходил из того, что только духовно богатый педагог (образованный, глубоко чувствующий, грамотно действующий) способен установить истинно человеческие отношения со своими воспитанниками [2].

Духовное воспитание подрастающего поколения, пространство ценностей и культуры в контексте идей В. А. Сухомлинского прослеживается в опыте их разработки и реализации в Республике Казахстан. Автор конкурсной работы Актюбинского регионального государственного университета А. Утепова заявляет, что опыт духовно-нравственного воспитания, осуществленный Су-хомлинским в Павлышской средней школе, творчески реализуется в практике современных школ на основе учебного курса «Самопознание» [1, с. 94].

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского свидетельствует, что трудовое воспитание в его педагогической практике занимало одну из ключевых позиций. Для создания и утверждения трудовой системы воспитания в педагогике Сухомлинскому понадобилось тридцать три года непрерывной педагогической работы. Василий Александрович в своем произведении «Павлыш-ская средняя школа» выделяет задачу необходимости «создания системы трудового воспитания, в которой труд формирует нравственный и интеллектуальный облик личности; внести труд в духовную жизнь воспитываемого человека, в жизнь коллектива, чтобы увлечение трудом стало одним из его важнейших интересов» [13].

В частности, взгляды великого педагога на процесс трудового воспитания подрастающего поколения были проанализированы в конкурсной работе сту-

дентки Вятского государственного университета Н. Микрюковой «Трудовое воспитание современных дошкольников в контексте педагогической системы В.А. Сухомлинского». В современном образовании проблемы трудового воспитания находят отражение в нормативных актах - Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, где ставится задача разностороннего развития личности ребенка, способного познать себя во всевозможных видах деятельности, в том числе и в труде [1, с. 59].

В своей конкурсной работе студентка Оренбургского государственного педагогического университета Э. Фанайлова, основываясь на исследованиях дифференциальной и гендерной психологии и опираясь на мысли великого педагога, приходит к мысли о том, что учет психологических особенностей мальчиков и девочек является одним из основных принципов педагогической (в том числе и трудовой, воспитательной) деятельности. В.А. Сухомлинский пишет о девочках в трудовых походах и военных играх: «Без их участия невозможно было бы воспитание настоящих мужчин. Они часто проявляют большую, чем мальчики, выдержку, большее мужество и силу духа - и именно благодаря этому воспитывают мальчиков настоящими мужчинами, а сами воспитываются настоящими женщинами» [11]. Высказывания В.А. Сухом-линского прошли своеобразную проверку временем, что позволяет утверждать: еще долгое время они останутся базовыми для понимания сущности трудового воспитания подрастающего поколения.

Пожалуй, одна из ведущих проблем, которую ставили в своих работах юные исследователи, - это вопрос актуальности, востребованности идей В.А. Сухомлинского в современной школе, важнейшей среди которых является утверждение гуманизма, самоценности человеческой жизни. Высокие индивидуальные ценности воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для воспитанников бесспорным авторитетом. Под авторитетом великий педагог понимал не возвышение собственных амбиций, не требование абсолютного послушания и авторитарного управления чадом: без непрерывного духовно-нравственного диалога педагога и ребенка, без взаимного осмысления мировоззрения, чувств, переживаний друг друга нереально представить личностное состояние как одно целое педагогической культуры.

Сопоставляя идеи В. А. Сухомлинского и требования ФГОС к условиям, содержанию и результатам образования личности, молодые исследователи часто оказываются в состоянии невозможности соединить в одно целое «коня и трепетную лань». Однако искренность исследователя заключается в утверждении необходимости следовать заповедям Сухомлинского, в том числе в отношении такого инструмента, как, например, оценивание детей: «В этом смысле В. А. Сухомлинский тонко подметил, что в случае «если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... ребенок теряет веру в свои силы. он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способно-

стей». Л. Сибгатуллина, студентка Елабужского института Казанского федерального университета, в конкурсной работе «Педагогические идеи В.А. Су-хомлинского через призму оценивания образовательных результатов обучающихся» утверждает, что оценка результатов деятельности ребенка должна мотивировать его на дальнейшее развитие, а не разочаровывать как неудача в личностном саморазвитии» [1 ].

Одним из основных принципов современных ФГОС является принцип гуманности в формировании духовно-нравственного потенциала российского общества. Раскрытие гуманистических идей в трудах Сухомлинского основывается на неповторимости каждого ребёнка, выявлении индивидуальных особенностей учеников, индивидуализации учебно-воспитательного процесса [11]. Педагог по призванию, В.А. Сухомлинский указывает на необходимость дифференцированного обучения детей как важнейшего условия гуманистического подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Д. Хасанова, студентка Елабужского института Казанского федерального университета, считает, что обусловлено это тем, что, не зная индивидуальных особенностей личности и не учитывая это явление в организации образовательной деятельности обучающихся, педагог, воздействующий на личность обучающегося, не окажет своего эффекта полезного действия [1, с. 101]. В этом В. А. Сухомлинский был совершенно прямолинеен и тверд, отмечая, что «... каждый педагог должен глубоко знать, знать до тонкостей индивидуальность каждого ученика», указывая на необходимость учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности, а с другой - те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (т. е. его микросреду) [11, с. 247].

В конкурсной работе «Познание образа и педагогической деятельности учителя В.А. Сухомлинского: сквозь призму времени» студентка Оренбургского государственного педагогического университета И. Дюгаева формулирует ответ на интересующий ее вопрос: чем же примечателен и ценен образ педагога-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского? «Учитель Су-хомлинский - самый человечный, самый мудрый и великодушный, всецело отдающий себя детям. Педагог Сухомлинский - это лучистое солнце, всесторонне светящее, ласковое. Большинство же педагогов - скорее луна, холодная и светящая во тьме, только чтобы осветить проторенную дорожку к знаниям» [1, с. 32].

В.Г. Рындак, автор монографии «Учитель Сухомлинский: уроки на завтра», описывает образ учителя в педагогике Сухомлинского, рассматривает педагогическую систему нравственного воспитания, освещает проблему изучения его педагогического опыта [6].

В своей статье «От понимания учения к пониманию мира (в контексте идей В.А. Сухомлинского)» Валентина Григорьевна раскрывает опыт работы

Павлышской средней школы по формированию понимания как осмысления и актуализирует эту проблему в рамках реализации требований ФГОС [7].

Актуальными остаются критерии, которые предлагает В.А. Сухомлин-ский, обосновывая требования к учителю, создававшиеся в коллективе постепенно. Он называет их принципами: моральное право учить и воспитывать детей; трудолюбие; любовь к детям; вера в то, что каждый ребенок, с какими бы трудностями ни было сопряжено его воспитание, может стать хорошим человеком. Если у человека все это есть, не страшна его методическая неопытность как преподавателя; пробелы в знаниях тоже на первых порах не страшны, - если человек трудолюбив и одержим жаждой знаний, он может продолжать учебу, работая в школе. Если же у человека нет веры в ребенка, если он ноет, разочаровывается при малейшей неудаче, если он убежден, что из ребенка «ничего не получится», - такому человеку нечего делать в школе: он будет только калечить детей [15, с. 105-106].

Как показал анализ научно-исследовательских и творческих работ, именно народная педагогика помогла студентам понять важнейшие гуманистические идеи, которые легли в основу педагогической системы В. А. Сухомлинского. В своей профессиональной деятельности педагог ежедневно делал упор на народные сказки, песни, пословицы, обряды. Совершенно восторженное отношение к педагогическому наследию В.А. Сухомлинского находим в конкурсной работе студентки Нижегородского государственного университета (Арзамасский филиал) Н. Глуховой, которая обращается к особенностям использования фольклора в творчестве В.А. Сухомлинского: «Береги честь смолоду, не разбрасывай по мелочам силу своей души. Если будешь разбрасываться в ранней юности, если будешь без конца увлекаться - вступишь в зрелую жизнь человеком с пустой душой» [1]. А вот некоторые из назидательных советов В. А. Сухомлинского, взятых из народного творчества, которые явились основой при написании конкурсной работы «Идеи народной педагогики в наследии В.А. Сухомлинского» К. Абрамовой: «В какой бы далекий уголок нашей Родины ни забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели», «Подлинная свобода сына и дочери - быть послушными детьми» [1].

В целостную и оригинальную по своему замыслу и исполнению педагогическую концепцию входят все важнейшие педагогические идеи и принципы творческого наследия В.А. Сухомлинского. Центральное положение в этой концепции обоснованно занимает проблема воспитания гражданственности и патриотизма в детях и подростках.

Василий Александрович видит идеал гражданственности в людях, которые готовы к полной отдаче себя своим близким и отчизне, которые всегда прислушиваются к своей совести, своему долгу. В одном из писем к сыну он пишет: «Подавлять в себе голос совести - очень опасное дело. Если ты привыкнешь не обращать внимания на что-либо одно, ты вскоре не будешь об-

ращать внимания ни на что. Не иди на компромисс со своей совестью - только так можно выковать характер». Гражданственность и гражданское достоинство формируются из огромного набора человеческих качеств, но все-таки главное для истинного гражданина по Сухомлинскому - это верность своим идеалам [10].

В конкурсной работе «Воспитание гражданина в теории и практике В.А. Сухомлинского» студентка Оренбургского государственного педагогического университета А. Кощеева отмечает необходимость создания соответствующей культурно-образовательной и воспитательной среды в учебных заведениях для воспитания педагога-гражданина, где будущий учитель должен иметь стойкую гражданскую позицию, испытывать чувство любви к Родине и ответственность за то, что происходит вокруг. Трансформация духовно-нравственных ценностей, размывание культурных традиций, несоблюдение прав ребенка в государстве определяют потребность в научном переосмыслении проблемы гражданского воспитания личности [1].

Здоровьесберегающая направленность педагогической системы В. А. Су-хомлинского прослеживается на протяжении всей творческой деятельности педагога. Отметим, что жизнедеятельность всех составляющих школьного организма напрямую зависит от успехов в учении при условии, когда воспитанник не испытывает дискомфорта и его здоровью ничего не грозит. Подобное возможно, когда учебный процесс выстраивается посредством использования форм, методов, приемов, средств, исключающих перегрузку и позволяющих хорошо учиться.

Идеи укрепления здоровья детей в педагогической системе В.А. Сухомлинского отражены студенткой Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна У. Беляевой. Она выделяет перспективные направления развития образования в условиях современных реалий - разработка здоровьесберегающих оздоровительных технологий, которые способствуют укреплению здоровья детей [1, с. 13].

В своей деятельности Сухомлинский опирался на принципы «медицинской педагогики», большое внимание педагог-новатор уделял беседам о строении организма человека и его психике. В своей работе «Сердце отдаю детям» Сухомлинский пишет: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [9, с. 87]. Безусловно, с этим невозможно не согласиться, особенно в условиях современных реалий, поэтому так важно в организации учебной и внеучебной деятельности применять основы здоровьесберегающей педагогики.

З. Хачатрян, студент Кубанского государственного университета, автор работы «Здоровьесберегающая направленность системы В.А. Сухомлинского»,

делает акцент на сохранении и укреплении психического, физического, эмоционального здоровья школьников, а также на сплочении двух институтов - семьи и школы - для достижения общей цели [1, с. 105].

Обсуждение и заключение

Таким образом, конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов является определяющим фактором в профессиональной подготовке студента нового поколения, квалифицированно реализующего научные стратегии познания, эффективно осуществляющего накопление инновационных знаний и опыта. При реализации данного конкурса происходит включение студентов в научно-исследовательскую деятельность, реализация научных разработок с целью создания прообразов будущей профессии в контексте реализации идей В. А. Сухомлинского.

К качественным показателям результативности конкурсной деятельности в вузе могут быть отнесены: уровень овладения студентами базовыми компетенциями; качество работы структурных подразделений вуза, организующих конкурсную деятельность; удовлетворенность и психологическая комфортность студентов и преподавателей; уровень конкурсных достижений студентов.

Организация конкурса в ОГПУ позволяет назвать определенные результаты участия студентов в конкурсной деятельности: повышение мотивации к профессиональной деятельности; преодоление затруднений в профессиональном самоопределении; активизация учебной и научно-исследовательской деятельности; развитие креативных, организаторских и коммуникативных качеств студентов; создание атмосферы сотрудничества в студенческом сообществе в сфере исследовательской, проектной, коммуникативной, организаторской, преподавательской, воспитательной, методической, социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности будущих педагогов; приобретение опыта партнерских отношений с участниками образовательного процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В мире мудрых мыслей Василия Александровича Сухомлинского: материалы Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов [Электронный ресурс] / Науч. ред. В.Г. Рындак. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2019. - Режим доступа: https://ospu.ru/resources/e_book/ sb_stud_konk/sb_ped_k_2018 .pdf

2. Загвязинский В.И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

3. Кочемасова Л. А. Теоретические предпосылки активизации научно-исследовательской деятельности как инновационного регулятива повышения качества профессиональной подготовки студента // Современные проблемы

науки и образования. - 2015. - № 6 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/130-23108.

4. Москвина А.В. В поисках педагогического идеала: женщина - гуманист, ученый, учитель // Человек и образование. - 2017. - № 2 (51). - С. 175182 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/

5. Обитаемая планета В.А. Сухомлинского: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. В.Г. Рындак. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - 260 с.

6. Рындак В.Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра. - М.: Педагогический вестник, 2008. - 368 с.

7. Рындак В.Г. От понимания учения к пониманию мира (в контексте идей В.А. Сухомлинского) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4 (89). - С. 4-11.

8. Рындак В.Г. Познание жизни и научно-педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского сквозь призму биографии // Реализация идей В.А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения): материалы междунар. науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГПУ, 2018. - В 2 ч. - Ч. 1. - С. 5-24.

9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Минск: Народная Асвета, 1982. - 288 c.

10. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М., 1979. - 17 с.

11. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 3 / Редкол.: А.Г. Дзеверин (пред.) и др. - К.: Радянська школа, 1974. - 719 с.

12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. Т. 3. - М.: Молодая гвардия, 1975 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/rf00/ s00/z0000033/

13. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 396 с.

14. Сухомлинский В.А. Методика воспитательной работы в школе. - М.: Просвещение, 1967. - 403 с.

15. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 288 c.

Поступила в редакцию 10.03.2019 В окончательном варианте 15.04.2019

UDC 378

COMPETITION OF RESEARCH AND CREATIVE WORKS AS A FORM OF SELF-REALIZATION OF STUDENTS

A. V. Moskvina1, L.A. Kochemasova2

Orenburg State Pedagogical University 19, Soviet Str., Orenburg, Russia, 460014 'E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Alfia V. Moskvina, Dr. Ped. Sci., Professor of Pedagogy and Sociology Department.

2 Lyubov A. Kochemasova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy and Sociology Department.

Abstract

At the present stage of development of science, there is a need to develop theoretical and methodological grounds for intensifying the competition of research and creative works as a form of self-realization of students, defining ways of multi-purpose involvement of students in research activities taking into account social realities that actualize the disclosure of ways to optimize and creative possibilities of a student in the professional and cognitive development and transformation of the surrounding world (with the updated azovatelnyh guidelines (research component in training, education entities active involvement in research activity).

The article from the perspective of modern pedagogical science actualizes the possibility of competition as a form of self-realization of research activities of students of educational institutions of higher education (undergraduate level) in a modern university; analyzed the concept of "competition ", which is investigated in modern educational theory; analyzes the direction and effectiveness of the competition organized in the space of the university;modern approaches to the content and organization of research activities of students of a pedagogical university in the context of the humanistic potential of the creative heritage of the teacher-researcher V.A. Sukhomlinsky. The positions of the creative heritage of the pedagogical thought of V.A. Sukhomlin-sky in relation to the modern reading of their students.

The practical significance of the research problem is confirmed by the fact that the developed conclusions can be used by scientific and pedagogical workers of the multilevel education system in determining areas and mechanisms that optimize the process of scientific and educational activities of bachelors in accordance with the requirements of the GEF for the purposeful mastery of the competence of scientific research in the context of optimal implementation of scientific strategies for learning, mastering the basic competences of scientific research are treacherous activities.

Key words: research activities, competitive activities, positions of the creative heritage of V.A. Sukhomlinsky, vocational training, self-realization, competition, student.

REFERENCES

1. V mire mudrykh mysley Vasiliya Aleksandrovicha Sukhomlinskogo: materialy mezhdunarodnogo konkursa nauchno-issledovatel'skikh I tvorcheskikh rabot studen-tov [In the world of wise thoughts of Vasily Alexandrovich Sukhomlinsky: materials of the international competition of research and creative works of students [Electronic resource] / scientific. ed. W.G. Ryndak. Orenburg: Publishing house OGPU, 2019. Access mode: https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/sb_ped_k_2018.pdf

2. Zagvyazinskiy V.I. Pedagogicheskiy slovar': ucheb. Posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. Zavedeniy [Pedagogical dictionary: studies. allowance for stud. higher studies. Institutions]/ V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova, T.A. Strokovaet al.; by ed. in and. V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova. M.: Academy, 2008. 352 p.

3. Kochemasova L.A. Teoreticheskiye predposylki aktivizatsii nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti kak innovatsionnogo regulyativa povysheniya kachestva profession-al'noy podgotovki studenta [Theoretical prerequisites for enhancing research activities

as an innovation regulator for improving the quality of student training] // Modern problems of science and education. 2015. № 6 [Electronic resource] Access mode: http: //www .science-education.ru/130-23108.

4. Moskvina A.V. V poiskakh pedagogicheskogo ideala: zhenshchina - gumanist, uchenyy, uchitel' [In search of a pedagogical ideal: a woman is a humanist, a scientist, a teacher] // Man and Education. No. 2 (51). 2017. pp. 175-182 [Electronic resource] Access mode: http://obrazovanie21.narod.ru

5. Obitayemaya planeta V.A. Sukhomlinskogo [Inhabited planet V.A. Sukhomlinsky]: teaching method. benefit / under total. ed. V.G. Ryndak. - Orenburg: Publishing house OGPU, 2018. 260 p.

6. Ryndak V.G. Uchitel' Sukhomlinskiy: uroki na zavtra [Teacher Sukhomlinsky: lessons for tomorrow.] Moscow: Ped. Bulletin, 2008. 368 p.

7. Ryndak V.G. Ot ponimaniya ucheniya k ponimaniyu mira (v kontekste idey V.A. Sukhomlinskogo) [From understanding the teachings to understanding the world (in the context of the ideas of VA Sukhomlinsky)] // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2014. № 4 (89). Pp. 4-11.

8. Ryndak V.G. Poznaniye zhizni i nauchno-pedagogicheskaya deyatel'nost' V.A. Sukhomlinskogo skvoz' prizmu biografii [Knowledge of life and scientific and pedagogical activity V.A. Sukhomlinsky through the prism of biography] // Implementation of the ideas of V.A. Sukhomlinsky in the theory and practice of modern education (on the 100th anniversary of his birth): materials of the Intern. scientific-practical conf. Orenburg: OGPU, 2018. At 2 pm, Part 1. Pp. 5-24.

9. Sukhomlinskiy V.A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children]. Minsk: Narodnaya Asveta, 1982. 288 p.

10. Sukhomlinskiy V.A. Pis'ma k synu [Letters to the son]. M., 1979. 17 p.

11. Sukhomlinskiy V.A. Izbrannyye proizvedeniya [Selected Works] in 5 tons. Vol. 3. Editorial: A.G. Dzeverin (previous) and others. Kiev: Radyanshkolka, 1974. 719 p.

12. Sukhomlinskiy V.A. Mudraya vlast' kollektiva [The wise power of the collective] Moscow: Molguards, 1975 [Electronic resource] (Access Mode: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/)

13. Sukhomlinskiy V.A. Pavlyshskaya srednyaya shkola: obobshcheniye opyta ucheb.-vospit. raboty v sel'skoy sredney shkole [Pavlysh secondary school: a summary of the experience of the textbook. work in a rural high school 2nd ed.] Moscow: Enlightenment, 1979. 396 p.

14. Sukhomlinskiy V.A. Metodika vospitatel'noy raboty v shkole [Methods of educational work at school]. Publishing house: Enlightenment, 1967. 403 p.

15. Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii [About education] / comp. and auth. will enter essays S. Soloveichik. 5th ed. M.: Politizdat, 1985. 288 p.

Original article submitted 10.03.2019 Revision submitted 15.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.