Научная статья на тему 'Педагогические закономерности и принципы дидактической системы В. А. Сухомлинского'

Педагогические закономерности и принципы дидактической системы В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1283
157
Поделиться
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В.А. СУХОМЛИНСКОГО / ПАВЛЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА / V.A. SUKHOMLINSKY’S SYSTEM

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Челпаченко Т. В.

В статье анализируются методологические основы дидактической системы В.А. Сухомлинского. Выявлены закономерности и принципы дидактической системы; проанализированы педагогические условия реализации принципов обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского.

Pedagogical Regularities and Principles of V.A. Sukhomlinsky’s Didactic System

This article analyzes the methodological study of V.A. Sukhomlinsky’s didactic system. The regularities and principles of the didactic system are revealed, pedagogical conditions of didactic training principles realization in V.A. Sukhomlinsky’s system are analyzed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Педагогические закономерности и принципы дидактической системы В. А. Сухомлинского»

УДК 37(09с)+371.01(06)

ББК 74.202

Челпаченко Татьяна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра общей педагогики Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург Chelpachenko Tatyana Viktorovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of General Pedagogics Orenburg State Pedagogical University Orenburg

Педагогические закономерности и принципы дидактической системы В.А. Сухомлинского Pedagogical Regularities and Principles of V.A. Sukhomlinsky’s

Didactic System

В статье анализируются методологические основы дидактической системы В.А. Сухомлинского. Выявлены закономерности и принципы дидактической системы; проанализированы педагогические условия реализации принципов обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского.

This article analyzes the methodological study of V.A. Sukhomlinsky’s didactic system. The regularities and principles of the didactic system are revealed, pedagogical conditions of didactic training principles realization in V.A. Sukhomlinsky’s system are analyzed.

Ключевые слова: закономерности, принципы обучения; дидактическая система В.А. Сухомлинского; Павлышская средняя школа.

Key words: regularities, principles of teaching, didactic, V.A. Sukhomlinsky’s system, Pavlysh high school.

Дидактическая система В.А. Сухомлинского, разработанная и реализованная в 40-70-е гг. XX века в Павлышской средней школе (Украина, Кировоградская обл., с. Павлыш) обоснована с позиции авторских закономерностей, принципов, отражающих сущностные характеристики целостного педагогического процесса.

Поиск дидактических закономерностей (как постоянно проявляющихся внешних и внутренних связей между явлениями, от которых зависит направленность взаимообусловленных процессов обучения и воспитания, а именно в этом заключалась особенность дидактической системы В.А. Сухомлинского) осуществлялся в процессе осмысления взаимосвязи педагогических явлений:

труда учителя и знаний учащихся; урока и других разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса; культуры педагогического процесса на уроке и творческой лаборатории учителя; книги и умственного труда учащихся; духовной общности учителя и детей и воспитательного влияния учителя как человека, как личности на разум и сердце воспитанников [2, с. 182].

Выделим закономерности обучения, сформулированные В.А. Сухо-млинским в процессе выстраивания дидактической системы Павлышской школы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) если в раннем возрасте ребенок не получает от старших достаточно информации, детский мозг пребывает в состоянии какой-то вялости, инертности, угасает пытливость, любознательность, не возникает «нарастающего стремления к познанию», которое в огромной мере определяет умственное развитие [3, с. 172];

2) чем больше ученикам надо запоминать и хранить в памяти, тем больше необходимость в обобщении, в отвлечении от конкретного материала, в размышлениях, рассуждениях [3, с. 187];

3) чем легче предмет, тем с большим равнодушием относятся школьники к накоплению фактического «багажа»;

4) если путь к знаниям идет через самостоятельное осмысление фактов, то на уроках появляется много времени для практической работы, для тренировки, для выработки умения учиться [2, с. 23];

5) чем больший круг фактов эта истина обобщает, тем больше зависит запоминание и сохранение в памяти этой истины от того, какой круг фактов был самостоятельно проанализирован, осмыслен школьником;

6) абстрактная истина хорошо запоминается и прочно хранится в памяти при том условии, когда ее сущность раскрылась и осозналась учеником в процессе осмысления фактов, когда, думая над фактами, ученик мысленно применял эту истину для объяснения этих фактов, не ставя при этом цель запомнить эту абстрактную истину [2, с. 22].

Анализ педагогического наследия В.А. Сухомлинского позволил сгруппировать выделенные им закономерности по определенным признакам (таблица 1).

Таблица 1

Взаимообусловленность дидактических закономерностей дидактической системы В.А. Сухомлинского

Г руппы закономерностей дидактической системы В.А. Сухомлинского Примеры закономерностей

1. Закономерность взаимосвязи обучения и воспитания предполагает формирование общей культуры человека; развитие индивида; приобретение социального опыта, комплекса знаний, духовных потребностей Чем больший круг фактов эта истина обобщает, тем больше зависит запоминание и сохранение в памяти этой истины от того, какой круг фактов был самостоятельно проанализирован, осмыслен школьником

2. Закономерность единства развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся предполагает, что всё содержание обучения, стили руководства и общения, характер заданий влияют на формирование личностных качеств, духовного мира, способностей, черт характера воспитанников Если в раннем возрасте ребенок не получает от старших достаточно информации, детский мозг пребывает в состоянии какой-то вялости, инертности, угасает пытливость, любознательность, не возникает «нарастающего стремления к познанию», которое в огромной мере определяет умственное развитие

3. Закономерность обусловленности результатов образования характером деятельности и общения учащихся раскрывает влияние формирующих личность процессов (познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учащихся) на результаты обучения и воспитания Чем больше ученикам надо запоминать и хранить в памяти, тем больше необходимость в обобщении, в отвлечении от конкретного материала, в размышлениях, рассуждениях

4. Закономерность взаимосвязи теории и практики предполагает, что любое знание служит практике и выводится из неё, обусловливает необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся Если путь к знаниям идет через самостоятельное осмысление фактов, то на уроках появляется много времени для практической работы, для тренировки, для выработки умения учиться

5. Закономерность взаимосвязи и взаимозависимости усвоения знаний от процесса их осознанности и возможности применения в практике жизни предполагает, что виды деятельности человека могут быть разделены во времени, в пространстве, могут совмещаться, взаимопроникать друг в друга Абстрактная истина хорошо запоминается и прочно хранится в памяти при том условии, когда ее сущность раскрылась и осозналась учеником в процессе осмысления фактов, когда, думая над фактами, ученик мысленно применял эту истину для объяснения этих фактов, не ставя при этом цель запомнить эту абстрактную истину

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Закономерность соответствия содержания, методов, форм возрастным, Чем легче предмет, тем с большим равнодушием относятся школьники к накопле-

половым и индивидуальным особенностям и возможностям воспитанников предусматривает изучение уровня развития, зрелости, индивидуальных особенностей школьников

Выводы В.А. Сухомлинского, как учителя, сделанные по материалам наблюдений за процессом обучения, позволили «перевести» научные закономерности в область практической деятельности педагога: 1) ученик, отлично овладевший умениями беглого чтения и беглого письма в начальных классах, никогда не бывает неуспевающим в средних и старших классах; 2) чем раньше приобретены умения бегло читать и бегло писать, тем выше качество знаний в средних и старших классах, тем больше у ученика свободного времени, используемого для всестороннего развития; 3) чем прочнее умение бегло писать, приобретенное в начальных классах, тем выше грамотность ученика в средних и старших классах; 4) если ученик, оканчивая начальную школу, не овладел прочным умением бегло читать, в его умственном труде в 5-8 классах преобладает зубрежка, притупляются его умственные способности; 5) особого внимания требуют дети с отклонениями в умственном развитии. Посещая и анализируя уроки, нужно изучать, что делает учитель для того, чтобы у этих детей постепенно развивалось умение видеть и наблюдать, подмечать, «открывать» непонятное [2, с. 177].

На основе выявленных закономерностей В.А. Сухомлинским были сформулированы группы основных принципов (исходных положений, определяющих содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения) организации процесса обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского [1].

1. Принципы, относящиеся к форме обучения (эта группа включает в себя внутренние принципы организации учебного процесса исходящие из самой сути обучения).

2. Интегративные принципы (группа принципов, интегрирующих индивидуальные интересы участников процесса обучения).

3. Деятельностные принципы (группа принципов, направленных на снятие процессуальных проблем обучения).

4. Личностно-значимые принципы (группа принципов, направленных на снятие личностных проблем участников процесса обучения) (таблица 2).

Таблица 2

Принципы организации обучения в дидактической системе

В.А. Сухомлинского

Характер группы Принципы

Принципы, относящиеся к форме обучения - взаимосвязи всех форм обучения; - создания непрерывной и постоянной «образовательной среды»; - обратной связи в процессе обучения; - поэтапности обучения; - организации поисковой, творческой и исследовательской активности всех участников процесса обучения; - создания творческой, неформальной атмосферы занятий; - ценностной ориентации на идеалы гуманистической педагогики; - опоры на опыт обучающегося; - совместной деятельности; - системности обучения (взаимосвязь целей и задач обучения, содержания и методов образовательного процесса на различных этапах и звеньях системы обучения); - гармоничного сочетания «проблемно-задачных» форм учебного процесса; разумного использования разнообразных форм общения педагогов и учащихся

Интегративные принципы - взаимосвязи обучения и самообразования; - актуальности и практической направленности обучения; - опоры на передовой педагогический опыт и научной обоснованности; - единства знаний, умений и навыков; - практического закрепления знаний в процессе обучения; - единства, целостности обучения и воспитания

Деятельностные принципы - взаимосвязи обучения с практической деятельностью; - социально-производственной обусловленности содержания обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- связи изучаемого материала с практикой и имеющимися знаниями; - реалистичности проблем обучения и приближенность к рабочей обстановке; - формирования отношений с окружающей действительностью, миром, природной, социальной средой, деятельностью людей

Личностно-значимые принципы - целеустремлённых усилий по достижению поставленной цели; - осмысленности, критического отношения к изучаемому материалу и к мнениям других с опорой на собственный опыт (принцип осознанности обучения); - практического преобразования (развития) личности; - максимальной интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в учебный процесс; - индивидуально-личностной ориентации содержания образовательного процесса; - создания благоприятных условий для гармоничного развития каждого человека с учетом его ценностных ориентаций, мотивов, интересов, индивидуальных особенностей; направленности обучения на самообразование, саморазвитие

Охарактеризуем дидактические правила, определяющие границы применения в практической деятельности выделенных принципов обучения.

Правила применения принципов, относящихся к форме обучения. Наиболее глубинным принципом обучения является ценностная ориентация на идеалы гуманистической педагогики. Однако в процессе обучения данный принцип следует конкретизировать как развитие общечеловеческих ценностей, творческой индивидуальности.

Взаимосвязь целей и задач обучения, содержания и методов образовательного процесса на различных этапах и звеньях системы обучения предполагает целую серию требований к гармоничному сочетанию наиболее эффективных форм обучения в едином образовательном процессе, к конструктивной направленности обучения в соответствии с учебной ситуацией. Принцип «поступательности» этапов процесса обучения предполагает, что Вестник ЧГПУ82012 180

каждый последующий этап должен быть логически обусловлен предшествующим, каждая предыдущая качественная ступень развития способностей должна быть базой для формирования качеств следующей ступени.

Гармоничное сочетание «проблемно-задачных», эвристических форм учебного процесса («урок на природе», «урок мышления», урок в зеленом классе, урок в творческой лаборатории, урок-экскурсия, урок-сказка) предполагает умелое управление учителем сложностью реализуемых жанров учебной работы: проблемный режим необходим для проблематизации

имеющихся знаний, умений, навыков и качеств обучаемого, а задачный режим (поиск «узелков знаний», выстраивание «цепочки мысли», формулирование ярких эмоциональных вопросов) предназначен для отработки и закрепления новых способностей, умений, навыков.

Правила применения интегративных принципов обучения направлены на преодоление противоречий личностного и процессуального аспектов; на взаимосвязь обучения и самообразования; обучения, воспитания и развития. Стратегическая направленность образовательного процесса заключается в учете не только настоящих (сегодняшних) но и будущих образовательных потребностей учеников. А это означает, что педагог должен заботиться и о развитии фундаментальных общекультурных личностных качеств обучаемых, на базе которых и строятся как общекультурные, так и специальные, узкопредметные способности.

Например, принцип актуальности и практической направленности учебного процесса подразумевает двоякую актуальность: личностную и процессуальную. Так, достижение в процессе обучения единства знаний, умений и навыков и практическое закрепление знаний (в процессе обучения) создают благоприятные условия не только для роста показателей учебновоспитательного процесса, за счет более высокой производительности труда педагога, но и для творческих само-проявлений личности специалиста в рамках его профессиональных требований. В свою очередь, принцип опоры на

передовой педагогический опыт и научная обоснованность положений, которые осваиваются обучаемыми, исключает случайность и ситуативность получаемых знаний, умений и навыков.

Правила применения деятельностных и личностно-значимых принципов обучения направлены на развитие у учащихся общечеловеческих ценностей, творческого потенциала и достаточного минимума общекультурных качеств для более адекватного бытия личности в социокультурной среде.

Таким образом, выявленные закономерности и принципы дидактической системы В.А. Сухомлинского позволили актуализировать следующие проблемы дидактики [2, стр. 6]:

— зависимость качества урока от многочисленных факторов: знаний, кругозора, эрудиции учителя, интеллектуальной жизни семьи и школьного коллектива, внеклассной работы, особенно внеклассного чтения, методической подготовленности учителя;

— гармоническое развитие ученика в процессе обучения. Это одна из самых важных и, по общему убеждению, неотложных проблем практической воспитательной работы. Если учитель видит свою задачу только в том, чтобы дать определенный объем знаний, и не работает специально над развитием умственных способностей детей, если эта сфера педагогического труда не является предметом пристального внимания директора школы, неизбежны неуспеваемость, отставание школьников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— интеллектуальная жизнь школьного коллектива как одно из важнейших условий успешного учения. Анализируя уроки, ответы учеников, причины и предпосылки успехов и неудач в учении, педагогический коллектив Павлыш-ской средней школы пришел к выводу о том, что умственные интересы ученика должны выходить за пределы программы — лишь при этом условии возможно успешное учение;

— воспитание желания учиться, пробуждение интереса к знаниям, стремления овладевать духовными богатствами — это условие полноценной интеллектуальной жизни ребенка в будущем.

Библиографический список

1. Ситаров, В.А. Дидактика [Текст] / В.А. Ситаров // Под ред. В.А. Сластени-на. — 2 изд. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

2. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М. : Просвещение, 1982. — 206 с.

3. Этюды о В.А. Сухомлинском. Педагогические апокрифы [Текст] / Сост.

О.В. Сухомлинская. — Киев : Изд-во Акта, 2008. — С. 39-43.

4. Челпаченко, Т.В. Дидактика В.А. Сухомлинского. Развитие дидактической идеи гармонии умственного и физического труда школьника : монография [Текст] / Т.В. Челпаченко. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2009. — 176 с.

Bibliography

1. Chelpachenko, T.V. V.A. Sukhomlinsky’s Didactics. Development of Didactic Harmony Idea of intellectual and Physical Work of a School Student: Monograph / T.V. Chelpachenko. — Orenburg: OSPU Publishing House, 2009. — 176 p.

2. Sitarov, V.A. Didactics / V.A. Sitarov // Under the Editorship of V.A. Slastenin.

— 2nd Edit. — M.: «Akademiya» Publishing Center, 2004. — 368 p.

3. Sukhomlinsky, V.A. Conversation with the Young School Principal / V.A. Suk-homlinsky. — M.: Education, 1982. — 206 p.

4. Etudes about V.A.Sukhomlinsky. Pedagogical Apocryphal Stories / Comp. by O.V. Sukhomlinsky. — Kiev: Act Publishing House, 2008. — P. 39-43.