последовательное возбуждение такой цели, а возникновение в определенных условиях одновременного возбуждения всей цепи должно привести к созданию симультанного образа.
Многократное восприятие одних и тех же музыкальных произведений формирует своеобразный образ-эталон. По мере формирования и закрепления таких образов-эталонов перцептивный процесс всё меньше «работает» на создание образа и всё больше - на его опознание и восстановление. Таким образом, острота восприятия обратно пропорциональна предсказуемости материала. Глубина и полнота восприятия, напротив, прямо пропорциональны активности воспринимающего, его музыкально-слуховому опыту и обратно пропорциональны новизне воспринимаемой музыки.
Наиболее сложная и неоднозначная зависимость устанавливается между количеством и частотой прослушивания данного произведения и адаптацией. Различные изменения объективных и субъективных условий восприятия музыки формируют ещё одну особенность восприятия-константность - особое свойство психики сохранять устойчивое восприятие одних и тех же объектов при многообразных изменениях самого объекта и условий восприятия.
Список литературы:
1. Огнев И. Психологическая безопасность / И. Огнев. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 605 с.: ил. - (Новое в психологии).
2. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В.И. Петрушин. - М.: Просвещение, 1993.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Пассим, 1994.
4. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л., 1961.
5. АнохинП.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ © Овсянникова С.К.*, Нафикова А.М.4
Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск
Рассматриваются особенности педагогической поддержки детей младшего школьного возраста, склонных к девиантному поведению, описывается модель педагогической поддержки, приводятся рекомендации педагогу по её организации.
* Доцент кафедры Общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук.
* Студент факультета педагогики и психологии.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, актуализировали проблему воспитания трудного ребенка. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. В связи с чем, возникает необходимость оказания педагогической поддержки детям младшего школьного возраста, склонным к девиантному поведению.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимаются отклонения от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит [2].
В психологической науке девиантным считается поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм [1]. Степанов В.Г. определяет девиантное поведение как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе [3]. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.
В контексте гуманистической педагогики разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей как альтернатива авторитарному воспитанию. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий - проблем, мешающих ему сохранять своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспитании, саморазвитии, общении, образе жизни.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов и в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех
обстоятельств, по случайным поводам. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Младшие школьники очень эмоциональны. Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный.
Исследование, проведенное нами на базе третьих классов МОСШ № 25 г. Нижневартовска по выявлению видов отклоняющегося поведения, показало, что у 69 % испытуемых имеются различные отклонения в поведении. Среди них были выявлены ученики, у которых проявляются такие виды девиаций как: негативизм, демонстративность, агрессивность, конфликтность, дурашливость, невнимательность, болтливость, сниженная умственная работоспособность. Для оказания педагогической поддержки данным детям была разработана её модель, которую условно назвали «Ромашка» (рис. 1).
Учитель
Рис. 1. Модель педагогической поддержки «Ромашка»
Суть ее заключается в следующем: объект в ней - ребенок, на которого направлены силы нужных специалистов, специалисты взаимодействуют не только непосредственно с ребенком, но и между собой, находясь в курсе проблемы, методов её решения и результатов, которых достигает ребенок в процессе реализации данной модели педагогической поддержки. Учитель берет на себя роль руководителя и координатора в этом процессе. При этом он является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с ребенком; делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке; организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения ребенка.
В процессе оказания педагогической поддержки социальный педагог изучает жизнедеятельность ребенка вне школы; организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне, где проживает ребенок среди его ближайшего окружения; взаимодействует с центрами реабилитации детей с девиантным поведением, если это необходимо для оказания помощи конкретному ребенку.
Школьный врач исследует физическое и психическое здоровье ребенка; организует помощь ребенку, имеющему проблемы со здоровьем; взаимодействует с лечебными упражнениями.
Психолог изучает личность учащегося; анализирует адаптацию ребенка в среде; подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; выявляет и развивает интересы, склонности и способности ребенка; осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
При составлении алгоритма оказания педагогической поддержки, мы используем механизм педагогической поддержки ребенка, разработанный
О. С. Газманом и его учениками. Механизм, как и в нашей модели, складывается из взаимосвязанных действий педагога и других специалистов, которые, выполняя их, следуют следующим этапам:
- Диагностический. На данном этапе происходит осознание ребенком сути своей проблемы, понимание значимости ее эффективного решения для реализации его планов, представлений, в конечном счете - для его свободы. Задача взрослого - помочь ребенку самому сформулировать собственную проблему, проговорить ее и сформировать конструктивное отношение. Для специалиста важно иметь «модельное» представление о проблеме во всей ее целостности и многогранности.
- Поисковый. На поисковом этапе необходимо совместно с ребенком выявить причины возникновения проблемы. Для наиболее эффективного выявления проблемы, необходимо выявить основные факторы, которые обуславливают их формирование, а затем уточнить причину совместно с ребенком.
- Договорный. На данном этапе педагог и ребенок совместно проектируют свои действия по сложившийся проблеме. Разделяют между собой функции и ответственность, налаживают договорные отношения, и заключают договор в любой форме. Выбор методов педагогической поддержки должен проводиться в тесном контакте с ребенком. Обязательным шагом в коррекции поведения с ребенком есть выявление особенностей его мотивации, поиск любых видов деятельности, связанных с положительными эмоциями (радостью, интересом, увлеченностью). Важно, чтобы в эту деятельность не включались элементы нежелательного, «проблемного поведе-
ния». С упором на такую положительную мотивацию возможна работа по достижению желанного изменения.
- Деятельностный. На данном этапе взаимодействуют сам ребенок и педагог. Педагог одобряет действия ребенка, тем самым стимулирует его инициативу и действия. Оказывается безотлагательная помощь школьнику со стороны специалистов.
- Рефлексивный. Данный этап - заключительный. Педагог совместно с ребенком обсуждает все успехи и неудачи в предыдущих этапах деятельности. Констатируется факт разрешимости проблемы. Происходит осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Учителю, обнаружившему отклонения в поведении младших школьников, можем предложить следующие рекомендации:
1. Прежде всего, нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.
2. Учитель должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них, - реальная основа для устранения развивающихся отклонений.
3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т.е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заметить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание родителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.
4. Политика «кнута и пряника», т.е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами - пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда сочетаются, если это полезно, с предостережениями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в нашем национальном воспитании, у каждого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм сегодня - это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хороши. В наших национальных традициях - стремление к тому чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глубже, чем наказание.
5. Известно, что чувства способны притупляться, так как в скором времени причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощути-
мыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.
6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.
7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Это воспитывает только недоверие и нежелание прислушиваться к словам учителя. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми.
Педагогическая поддержка ставит целью решение проблем ребенка. Она включает систематическую, индивидуальную помощь каждому ребенку, ив силу этого очень разнообразна в своих формах, приемах, нормах. Она должна носить доверительный и гуманный характер.
Список литературы:
1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001.
2. Рожков М.И., Ковальчук М. А., Кузнецова И.В. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. - М., 2001.
3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для учителей и родителей. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ © Сальникова М.Г.*
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), г. Новочеркасск
В статье анализируются проблемы адаптации и мотивации студен-тов-первокурсников к обучению в техническом университете и, в частности, к изучению высшей математики. Рассматривается модель обучения высшей математики, направленная на ускорение процесса адаптации и повышение студенческой заинтересованности к изучаемому предмету.
* Доцент кафедры Высшей математики, кандидат физико-математических наук, доцент.