6. Ослон В.Н., Холмогорова, А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 79-90.
7. Питишкин-Потанич В.А. Крупская Н.К. о борьбе с детской беспризорностью и безнадзорнос-
тью как социально-педагогической проблемы // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 24-29.
8. Семейный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 10 октября 2005). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. - 75 с. (Кодексы и законы России).
К. С. Салыкова СОЦАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
В статье раскрывается сущностная характеристика понятия «социально-педагогическая поддержка»; рассматриваются особенности организации социально-педагогической поддержки детей-сирот; представлены направления программы по социально-педагогической поддержке детей-сирот в приемных семьях; делаются выводы об условиях успешного обеспечения данного процесса.
Содержание работы с детьми-сиротами, оказание им социальной помощи определяется приоритетными направлениями в государственной политики, согласно содержанию официальных документов, основными приоритетами в социальной защите детства являются: усыновление (удочерение) ребенка; приемная семья (патронат); воспитание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучение научно-педагогической литературы по исследуемой нами проблеме выявляет широкое использование понятий «социальная защита детства», «сооциально-педагогическая поддержка». Исследователи Н.Н. Михайлова и С.М. Юс-фин считают, что поддержка должна быть нормой педагогической деятельности у педагогов, которые небезразличны к проблемам ребенка и способны, учитывая возможности ребенка, учить его находить опору в самом себе. Сравнительноэтимологический анализ данных понятий выявляет междисциплинарный подход, который рассматривается многими учеными-педагогами. По мнению М.А. Галагузовой, социально-педагогическая деятельность представляет процесс, направленный на социальную защиту, социализацию детей. Социально-педагогическая деятельность носит перманентный характер и направлена не только на формирование необходимых для детей личностных качеств, но и оказание помощи в решении многочисленных социальных, медицинских, психологических и педагогических проблем и вопросов.
Поддержка - понятие, широко используемое в настоящее время в различных сферах социальной жизни. Оно применяется философами, психологами, социологами, валеологами, представителями медицины. Большое внимание проблеме поддержки уделяют педагоги. В последние годы формируются новые отрасли педагогического знания на основе результатов теоретического и прикладного аспектов поддержки: педагогика поддержки (Н.Н. Михайлова), педагогика поддержки инициатив молодежи (С.С. Г иль) и другие.
Исследователи выделяют направления в социально-педагогической деятельности. Так, Л.К. Сидорова вычленяет социальное, педагогическое, социально-психологическое, медико-социальное, коррекционно-развивающее и патронирующее направления. Ею определены факторы, затрудняющие социально-педагогическую деятельность в детских домах. К ним отнесены: фрагментарность; эпизодичность взаимодействия специалистов; делегирование полномочий и ответственности за личностное развитие ребенка социальному педагогу и психологу; разное видение воспитателями проблем детей; отсутствие четких ориентиров на каждом возрастном этапе развития воспитанника.
Исследователи подразделяют социально-педагогическую деятельность на различные виды. Одним из видов этой деятельности является социально-педагогическая поддержка. Л.Я. Олиферен-ко трактует ее как особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление, определение и разрешение проблем
© К. С. Салыкоеа, 2007
167
ребенка с целью обеспечения и защиты прав и полноценного развития и образования.
В 90-е гг. прошлого столетия, начале XXI в. проблема поддержки привлекала внимание многих ученых: педагогов, психологов, социологов. Педагогический аспект данной проблемы рассмотрен в трудах ряда ученых-педагогов. Исследователи Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин разработали «педагогику поддержки». Педагогика поддержки включает основательно разработанные аспекты: развитие гуманистических идей в построении педагогики поддержки в российском и зарубежном образовании; роль и место педагогической поддержки в процессе образования ребенка; ее моделирование и проектирование; тактики педагогической поддержки. Авторы на основе разработки концептуальной модели, которая представляет целостную стратегию педагогической поддержки, предлагают ее реализацию в виде конкретных тактик исходя из характера проблемы, обстоятельств ее возникновения, отношения ребенка и окружающих его людей к проблеме ребенка. Учебные выделяют тактики: «защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие». Защита ребенка осуществится через позицию «педагогической адвокатуры» и «буфера от негативных обстоятельств», развивает в нем способности избавляться от страха.
Тактика помощи направлена на создание условий для эмоционального комфорта ребенка и восстанавливает чувство собственной значимости, выстраивается как целенаправленная педагогическая деятельность, создающая в конкретной ситуации условия для успешной самореализации ребенка.
Тактика содействия осуществляется по отношению к детям, у которых не занижена самооценка и имеется достаточно стабильное эмоциональное состояние. Она реализуется тогда, когда ребенок может разрешать проблему более успешно, но не делает этого. Содействие направлено на создание условий для самореализации и самоопределения ребенка.
Тактика взаимодействия основана на договоре, который расширяет одни возможности и ограничивает другие. Взаимодействие позволяет приобрести детям опыт проектирования совместной деятельности.
Исследователь М.П. Гурьянова считает, что рассматриваемое нами явление представляет собой совокупность различных форм социально-
педагогической деятельности, направленной на активизацию жизненных сил человека в тот или иной период его жизни, удовлетворение потребностей человека в социальной помощи, моральной поддержке, воспитании и образовании.
Под социально-педагогической поддержкой С.С. Г иль понимает систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации детских и молодежных интересов, склонностей, жизненных установок, направленных на их выявление и адекватное сопровождение.
Проведенный теоретико-методологический анализ исследуемого явления позволил обосновать, что среди групповых форм социально-педагогической поддержки особое место занимают региональные программы, а также программы социально-педагогической поддержки детей-си-рот в приемных семьях, разработанные учреждениями, осуществляющими поддержку, основанную на позициях целенаправленного характера мероприятий по социально-педагогической поддержке, достаточно выраженной связи содержания социально-педагогической поддержки с целями осуществляемого процесса, взаимосвязи содержания и форм социально-педагогической поддержки детей-сирот.
Так нами были выделены следующие направления социально-педагогической поддержки де-тей-сирот в приемной семье:
Организация проживания ребенком, положительных, эмоционально окрашенных ситуаций образцов поведения в общении и деятельности. Ситуация-образец нами понимается как совместная деятельность педагога и воспитанника, в ходе которой педагог целенаправленно демонстрирует определенные образцы поведения и алгоритм действий, стимулируя детей к воспроизведению данных ситуаций. В них участники включаются не только в деятельность, моделирующую отношения и проблемы семьи, но и в саму реальность.
Адаптация к условиям проживания в семье, предполагает социальную диагностику уровня комфортности ребенка в приемной семье, степени и причин нарушения комфортности, уровня его адаптации к условиям семьи, длится 1 месяц. На этом этапе диагностируются также уровни здоровья, интересов, целей, появившихся при обретении семьи; происходит обеспечение ребенка информацией о правилах поведения и выдвигаются требования к детям, происходит предъявление ситуаций-образцов. В этот период разруша-
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13
ются идеальные представления ребенка о семье, и он строит новую модель семейных отношений. Особенно важно помочь родителям не создавать иллюзий у ребенка, а обеспечить ему постоянный контакт с общими друзьями, основывающийся на положительных эмоциях
Восстановление утерянных ценностей семьи, предполагает включение ребенка в жизнь семьи, создание и апробирование ребенком ситуаций-образцов в практической деятельности, организацию переноса приобретенного опыта в новую социальную ситуацию. Этот этап является самым длительным периодом, продолжается от 2 месяцев до 1,5 лет. Он характеризуется снижением интенсивности деятельности, ритм жизни становится более размеренным. Отношения между педагогом, родителями и воспитанником строятся на сотрудничестве, и основой в них является поддержка достижений ребенка, его положительного опыта поведения.
Педагог в ходе совместной деятельности с родителями выстаивает траекторию дальнейшего развития ребенка в семье и социуме. Основными механизмами процесса социально-педагогической поддержки на данном этапе является компен-
сация и восстановление недоразвитых или нарушенных социальных функций ребенка и формирование норм, моделей поведения в семье и опыта их реализации.
Организация рефлексивно-деятельностного опосредования заключается в педагогическом стимулировании деятельности ребенка, направленной на использование рефлексии. Совместное с попечителями решение школьных, семейных и других проблем, конфликтов; совместный поиск путей их разрешения; осуществление внешней оценки, «экспертиза» своего поведения ребенком, стремление сохранить устоявшееся положение в семье.
Переход с этапа на этап обеспечивается совместной деятельностью родителей, педагогов-потронов и детей. Службами социально-педагогической поддержки проводится постоянная диагностика эмоциональных состояний ребенка, используются методики цветописи; диагностики личностного состояния; дневники радости; индивидуальные и групповые консультации ребят и родителей; организуется работа тренинговых групп, создаются условия для обеспечения психологической поддержки детей и взрослых.
М. Н. Миронова
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ
Современная ситуация развития российского общества сопровождается как положительными тенденциями в экономической и социальной сферах, так и тенденциями негативными. Одной из таких негативных тенденций является рост девиантных отклонений в поведении различных категорий населения. Наиболее остро проблема девиантного (отклоняющегося) поведения стоит в такой возрастной категории, как подростковый и юношеский этапы возрастного развития. Это обусловлено тем, что для детей данного возраста характерны внутренние трудности переходного периода, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой «Я - концепции», по-граничность и неопределенность социального положения, противоречия, обусловленные изменением механизма социального контроля.
Причины, влияющие на проявление девиантного поведения у подростков, действуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве и взаимодействии. Как подтверждают многочисленные исследования, психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребенка, его интеллектуальные возможности, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера, его эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Вместе с тем психолого-педагогические условия, в которых оказывается ребенок (семья, классный коллектив, учителя и воспитатели), могут повлиять на специфику и особенности развития личности ребенка, направленность его поведения; индивидуальнотипологические характеристики ребенка, его внешние данные или деформации поведения, речи в
© М. Н. Миронова, 2007
169