Научная статья на тему 'Социально-педагогическая поддержка ребенка - сироты, основанная на экзистенциальной идее заботы'

Социально-педагогическая поддержка ребенка - сироты, основанная на экзистенциальной идее заботы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБОТА / ЗАБОТА О СЕБЕ / ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕТСКИЙ ДОМ / ДЕТИ-СИРОТЫ / CARE / SELF-CARE / SUPPORT / PEDAGOGICAL SUPPORT / ORPHANAGE / ORPHANS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герцик Валерия Владимировна

Статья посвящена проблеме социально-педагогической поддержки ребенка-сироты, проживающего в центре содействия семейному воспитанию и готовящегося к жизни в приемной или биологической семье. Внимание сосредоточено на разрешении противоречия, связанного с тем, что дети-сироты, окруженные заботой в детском доме, не умеют после выпуска заботиться о себе. Автор предлагает рассматривать экзистенциальный феномен «забота» как основание для научной разработки теории социально-педагогической поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF AN ORPHAN IN THE ORPHANAGE

The article is devoted to the problem of social and pedagogical support for an orphan living in the center of promoting family upbringing and preparing to live in a foster or native family. Attention is focused on resolving the contradiction connected with the fact that orphans, being cared in the orphanage, do not know how to take care of themselves after leaving. The author suggests considering the existential phenomenon of «caring» as the basis for scientific development of the theory of social and pedagogical support

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая поддержка ребенка - сироты, основанная на экзистенциальной идее заботы»

В. В. Герцик

(Санкт-Петербург)

социально-педагогическая ПоДДЕРЖКА

РЕБЕНКА - СИРОТЫ,

основанная на экзистенциальной идее заботы

PROBLEMS OF THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF AN ORPHAN IN THE ORPHANAGE

Статья посвящена проблеме социально-педагогической поддержки ребенка-сироты, проживающего в центре содействия семейному воспитанию и готовящегося к жизни в приемной или биологической семье. Внимание сосредоточено на разрешении противоречия, связанного с тем, что дети-сироты, окруженные заботой в детском доме, не умеют после выпуска заботиться о себе. Автор предлагает рассматривать экзистенциальный феномен «забота» как основание для научной разработки теории социально-педагогической поддержки.

Ключевые слова: забота, забота о себе, поддержка, педагогическая поддержка, детский дом, дети-сироты.

The article is devoted to the problem of social and pedagogical support for an orphan living in the center of promoting family upbringing and preparing to live in a foster or native family. Attention is focused on resolving the contradiction connected with the fact that orphans, being cared in the orphanage, do not know how to take care of themselves after leaving. The author suggests considering the existential phenomenon of «caring» as the basis for scientific development of the theory of social and pedagogical support.

Key words: care, self-care, support, pedagogical support, orphanage, orphans.

Актуальность исследования проблемы социально-педагогической поддержки ребенка-сироты, живущего в детском доме, определяется существенными изменениями в структуре этих учреждений, связанными с преобразованием их в центры содействия семейному воспитанию. В связи с изменением законодательства и реструктуризацией детского дома основное внимание нацелено на передачу детей-сирот биологическим родителям или устройство их в приемные семьи. В этой связи возникает потребность в разработке и реализации программ подготовки детей к проживанию в семье, где главным фактором воспитания выступает забота членов семьи друг о друге.

Анализ источников показал, что понятие «забота» применительно к ситуации развития ребенка-сироты, живущего в детском доме и готовящегося к жизни в семье, еще

не получило своего теоретического обоснования. В различных исследованиях есть упоминание о значимости этой проблемы, но работ, в которых отношение заботы о себе и других рассматривается как необходимый элемент подготовки ребенка-сироты к семейной жизни и в этом смысле выступает самостоятельным предметом исследования, на данный момент не найдено.

Исследователи отмечают издержки воспитания детей-сирот: воспитанники интернатных учреждений, живущие в условиях полноты заботы о них со стороны сотрудников детского дома и спонсоров, вступая в самостоятельную жизнь, оказываются неготовыми к решению задач, связанных с заботой о себе, о своем нравственном облике, образовании, здоровье, досуге. Отсутствие опыта заботы о себе и других порождает сложные феномены психологического

плана и ведет к искажению представлений о способах совместной жизнедеятельности людей, к нарушениям в сфере деятельности, отношений и общения.

Ниже приведены данные пилотного этапа исследования, основной задачей которого стало выявление противоречий, характеризующих социальную ситуацию развития самостоятельно проживающих выпускников организаций для детей-сирот. Для выявления противоречий были использованы методы сравнительного анализа статистических данных, представленных в трудах ученых, анализирующих эту проблему в рамках детского дома накануне выпуска, и полученных нами на основе анкетирования выпускников детских домов, проживающих самостоятельно не более полутора лет после выпуска.

Особый интерес представляет исследование Г. Р. Замалдиновой (2008-2012 гг.), в рамках которого проводились анкетирование и интервьюирование воспитанников детских домов в возрасте 17-18 лет на этапе подготовки к выпуску, а также опрос ряда экспертов, специалистов детских домов, благотворительных фондов и общественных организаций, служб постинтернатного сопровождения, регулярно взаимодействующих с воспитанниками детских домов накануне выпуска. Данное исследование показало основные трудности, с которыми сталкиваются дети-сироты на этапе выпуска из организации (неясность перспективы самостоятельной жизни, ослабление связей с привычным окружением, неопределенность бытового устройства, боязнь новых социальных контактов).

С использованием аналогичных диагностических бланков нами проведено анкетирование выпускников учреждений для детей-сирот, самостоятельно проживающих не более полутора лет после выпуска, и специалистов социальных служб, занимающихся вопросами постинтернатного сопровождения. Сравнительный анализ суждений респондентов утвердил нас в мысли о том, что предполагаемые опасения воспитанников, находящихся в детском доме накануне выпуска, раскрытые в иссле-

дованиях Г. Р. Замалдиновой, и проблемы, о которых говорят сегодняшние выпускники организаций для детей-сирот, проживающие самостоятельно не более полутора лет после выпуска, в большинстве случаев совпадают. Эти выпускники детских домов испытывают большие трудности, связанные с коммуникацией, выбором образовательного учреждения и получением образования, организацией собственного досуга и свободного времени.

Разрешение противоречий, отражающих неумение выпускника детского дома заботиться о себе как субъекте различных форм самостоятельной жизнедеятельности, стало основанием для разработки методологической части исследования, объектом которого выступила социально-педагогическая деятельность, нацеленная на подготовку ребенка-сироты к семейной жизни, а предметом - педагогическая поддержка как вид социально-педагогической деятельности, нацеленный на актуализацию потребности ребенка-сироты заботиться о себе и окружающих.

Осмысление проблемы потребовало обращения к теоретическому анализу двух ведущих понятий - заботы и поддержки.

Забота в философии определяется как «некоторая форма бытия, взятая в определенном отношении» [8, с. 187]. Немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайде-ггер полагал, что «человек порожден заботой и через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и со-бытие с другими». Автор определял заботу как основу, определяющую факт человеческого существования, поскольку, когда человека ничто не заботит, он теряет свою сущность и может вернуться к ней только путем заботы. Забота, по мнению автора, конструирует человека как человека, является источником его бытия. Соответственно, по отношению к миру забота становится «озабоченностью», а по отношению к человеку - заботой о другом.

Для нашего исследования особую значимость приобретали идеи М. Хайдеггера о том, что заботливость имеет две различные формы: заменяюще-подчиняющая: в

Герцик В.В. Социально-педагогическая поддержка ребенка - сироты, основанная на экзистенциальной..,

этом случае человек полностью заботится о другом человеке, и заступнически-осво-бождающая: она позволяет человеку самому заботиться о себе и поэтому делает его свободным в «экзистенциальном умении быть». М. Хайдеггер отмечает, что «заменя-юще-подчиняющая» форма заботливости может иметь негативный эффект, поскольку несет экзистенциальные трудности для того человека, о ком заботятся. В этих суждениях автора мы усматривали возможности:

- соотнесения практики заботы о ребенке-сироте в детском доме с двумя формами заботливости;

- предположения о том, что в интернатных организациях преобладает первая форма заботы о воспитанниках (замеща-ющее-подчиняющая), издержки которой фиксируются практическими работниками.

Понятие «забота» анализируется в трудах французского философа Мишеля Фуко: «... требование заботы о других является необходимой составляющей заботы о себе, так как последняя предполагает совершенствование человеком собственной личности («души») и требует исполнения обязанностей по отношению к другим людям» [3, с. 142]. Забота о себе определяется у М. Фуко совокупностью принципов и навыков, дающих возможность должным образом проявлять заботу о себе или о других. Заботиться о себе означает «некоторым образом обращать взгляд, переносить его со всего внешнего на внутренний мир» [9, с. 22]. М. Фуко полагал, что на пути интеллектуального и морального саморазвития, заботы о своём «я» возможно самосовершенствование, поэтому человек должен становиться субъектом нравственно-ответственного поведения, брать на себя ответственность за своё развитие. Автор связывал понятие «забота» с процессом познания себя. Согласно Фуко, забота о себе в экзистенциальном смысле - это обращение к себе как в физиологическом, так и в духовном плане, в результате которого достигается умение властвовать над собой, над собственными желаниями и удовольствиями. При этом «забота о себе» для Фуко предстает как забота в проектив-

ном аспекте: о себе, «каким я хочу быть», то есть требующая определенной работы над собой. Эти рассуждения автора имели особую значимость для осмысления теории и практики социально-педагогической поддержки ребенка-сироты как проектной деятельности, нацеленной на познание и преобразование ребенком себя для реализации экзистенциальных потребностей.

Анализ психологических трудов по проблеме (М. В. Андреева, А. А. Баранов, Н. В. Гришина, Е. Г. Житомирская, Г. В. Иванченко, А. Маслоу, Р. Мэй, Л. Я. Олиференко, Э. Фромм и др.) подтвердил возможность разработки теории и практики поддержки ребенка-сироты через актуализацию экзистенциальной потребности заботы о себе и других, поскольку забота выступает как ценность, отвечающая базовым психологическим потребностям человека. Для нашего исследования в качестве определяющих выступили мысли о том, что:

- забота «должна быть понята как возможность для развития личности через социальное действие. Взаимообмен заботы основан на социальных отношениях, объединении чувств и действий» [1, с. 52];

- «отсутствие заботы порождает сложные феномены психологического плана и ведет к асоциальности, то есть к искажению представлений о способах совместной жизнедеятельности людей, к нарушениям в сфере отношений и общения» [7, с. 107];

Представленные идеи заботы о себе и других как экзистенциальной категории были соотнесены с педагогическими идеями немецкого педагога О. Больнова, российского педагога И. П. Иванова.

Немецкий автор отмечал, что сущность воспитательного процесса неразрывно связана с духовной заботой, которая становится воспитательно значимой, если влияет на дальнейшую жизнь конкретного человека. Идею экзистенциальной враждебности О. Больнов заменил понятием «атмосфера», под которой подразумевал совокупность эмоциональных взаимосвязей с человеком, описанных в экзистенциальных терминах («кризис», «увещевание», «встреча» и т. д.). В трудах этого автора наше внимание при-

влекли два понятия: «воспитательное сове-тование», которое автор определял как особый вид духовной заботы [4], и «встреча», понимаемая как «экзистенциально-действенный контакт двух экзистенций (людей) и общение экзистенции с образами из мира культуры и истории», которое может рассматриваться как первый шаг на пути конструирования социально-педагогической поддержки, нацеленной на актуализацию потребности заботы о себе и других.

И. П. Иванов в педагогике общей заботы утверждал, что «формирование заботливого отношения к себе и окружающим людям является важнейшей задачей воспитания, и, одновременно, проявление действенной заботы воспитанников о себе, окружающих людях есть показатель ее результативности» [2, с. 186]. Забота, по определению И. П. Иванова, это «особый сплав» отношений, поведения и деятельности, это творческая практическая забота об общей жизни, о конкретных людях, «о себе как товарище других людей» [2, с. 186].

В современной литературе педагогическая забота определяется как процесс содействия воспитанию, направленный на становление заботы о себе у подростка, на формирование активной позиции по отношению к своей жизни, проявляющейся в собственном поиске, выборе решения жизненных задач, средств для их реализации, в собственной оценке своих действий, когда происходит становление подростка как субъекта социального действия (В. В. Быстрова). Именно педагог (воспитатель) является для ребенка проводником «в новое экзистенциональное пространство». При этом именно забота является главным условием воспитания подростка на каждом последующем этапе развития, только в атмосфере педагогической заботы, взаимного доверия возможно самооткрытие личности.

Понятие поддержки, относительно новое в педагогической науке, активно исследуется в разных науках о человеке, в частности в психологии, педагогике, социальной педагогике и т.п.

В нашем исследовании опираемся на определение О. С. Газмана: поддержка - это

«процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [5, с. 108]. Вместе с тем С. А. Рас-четина отмечает, что поддержка «основывается на идеях помогающего отношения, обеспечивающего атмосферу доверительности и безопасности во взаимодействии «взрослый-ребенок», осуществляется в форме сопровождения, обеспечивает процессы актуализации потенциальных ресурсов ребенка, необходимых для решения проблемы» [6, с. 95].

Поддержка ребенка, находящегося в учреждении для детей-сирот, занимает особое место в теории педагогической поддержки ребенка. Идея поддержки ребенка-сироты должна быть развита в двух направлениях:

- во-первых, «ближняя перспектива» взаимодействия с таким ребенком, которая должна быть нацелена на актуализацию экзистенциальных потребностей ребенка, связанных с отсутствием в его жизни родителей, и направлена на обретение семейных отношений;

- во-вторых, «далекая перспектива», обучение ребенка самостоятельному решению собственных проблем, которые могут возникнуть у него в будущем, когда он выйдет из учреждения для детей-сирот и окажется в непредсказуемом, динамично меняющемся мире.

Указанные проблемы могут быть решены, если осуществлять подготовку к будущей семейной жизни ребенка через актуализацию его экзистенциональных потребностей, что может быть достигнуто в процессе индивидуального тесного взаимодействия с сопровождающим (помогающим) лицом.

Герцик В.В. Социально-педагогическая поддержка ребенка - сироты, основанная на экзистенциальной...

Литература

1. Аванесян И. Д. Педагогика общей заботы - ресурс воспитания XXI века // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - №1 (5). - С. 48-59.

2. Аванесян И. Д. Содружество поколений, как основа педагогики общей заботы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2014. - №1 (191). - С. 185-190.

3. Артемьева О. В. Забота. Этика: энциклопедический словарь/ под ред. Р Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 с.

4. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма /пер. с нем. и предисл. С. Э. Никулина. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 222 с.

5. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей// Народное образование. -1998. - № 6. - С. 108-111.

6. Расчетина С. А. Оценка индивидуально-ориентированных программ поддержки и сопровождения ребенка, находящегося в ситуации риска//Вестн. Новг. гос.ун-та. Сер.: Педагогические науки. - 2016. - № 2 (93). - С.94-97.

7. Расчетина С. А. Социальная педагогика - развивающаяся область образования / под ред. К. Д. Радиной. - Псков.: ПОИПКРО, 1998. - 180 с.

8. Философский словарь/ под ред. И. Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

9. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франсе в 1981-1982учебном году / пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2007. - 677 с.

■Ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.