Научная статья УДК 343.97
https://doi.org/10.36511/2078-5356-2021-4-147-151
Особенности патриотического воспитания лиц, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России
Супрунов Александр Германович1, Горбачев Владимир Викторович2, Васильев Вячеслав Вениаминович3
1 2 3Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия
1suprunov1@mail.ru
242 3 8 7 03@mail.ru
3vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru
Аннотация. Последние изменения внесенные государством в содержательную часть Федерального государственного стандарта высшего и среднего образования свидетельствуют о повышенном внимании к воспитательной составляющей единого учебно-воспитательного процесса, реализуемого всеми образовательными организациями на территории Российской Федерации. В настоящее время планирование и реализация воспитательного воздействия на обучающихся стали самостоятельным элементом образовательного процесса. Полагаем, что целенаправленная воспитательная деятельность немыслима без такого базового элемента, как патриотическое воспитание. Данная статья посвящена особенностям процессов организации и практического проведения патриотического воспитания лиц, обучающихся в вузах и общеобразовательных организациях МВД России.
Ключевые слова: образовательный процесс, воспитательная деятельность, вуз МВД России, обучение, патриотическое воздействие, правоохранительное непрерывное образование, педагогическая деятельность
Для цитирования: Супрунов А. Г., Горбачев В. В., Васильев В. В. Особенности патриотического воспитания лиц, проходящих обучение в вузах и общеобразовательных организациях МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 4 (56). С. 147—151. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2021-4-147-151.
Original article
Features of patriotic education of persons studying in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Alexander G. Suprunov1, Vladimir V. Gorbachev2, Vyacheslav V. Vasiliev3
1 2 3Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation
1suprunov1@mail.ru
24238703@mail.ru
3vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru
Abstract. The latest changes made by the state to the content of the Federal State Educational Standard for Higher and Secondary Education reflect the increased attention paid to the educational component of the unified educational and training process implemented by all educational organizations in the territory of the Russian Federation. Planning and implementation of educational impact on students has now become an independent element of the educational process. We believe that a purposeful process of educational activity is unthinkable without such a basic element as patriotic education. This study is devoted to the peculiarities of the processes of organization and practical implementation of patriotic education of persons studying at universities and educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
© Супрунов А. Г., Горбачев В. В., Васильев В. В., 2021
Keywords: educational process, educational activity, university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, training, patriotic influence, law enforcement continuing education, pedagogical activity
For citation: Suprunov A. G., Gorbachev V. V., Vasiliev V. V. Features of patriotic education of persons studying at universities and educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 4 (56), pp. 147—151. (In Russ.) https://doi.org/10.36511/2078-5356-2021-4-147-151.
Многовековая история развития образовательных организаций Российской Федерации определила их достаточно сложную и специфически организованную систему. Помимо традиционных общеобразовательных школ (до 1917 г. — гимназий), университетов и институтов, готовящих различные кадры по гражданским специальностям, со времен Российской империи существовали относительно автономные системы ведомственных образовательных организаций, прежде всего, военные. К сожалению, в то время отсутствовали как общеобразовательные, так и высшие учебные заведения по подготовке профессиональных кадров для работы в ведомстве Министерства внутренних дел. Жандармские и полицейские руководящие кадры комплектовались выпускниками гражданских (преимущественно юридических) и военных учебных заведений. Для последних была характерна интенсивная воспитательная работа с обучающимися.
В советский период в образовательной системе МВД СССР появились и активно развивались как среднеспециальные курсы начсостава Народного комиссариата внутренних дел (далее — НКВД СССР), так и суворовские военные училища МВД СССР. Впоследствии она была дополнена ведомственными вузами. Патриотическое воспитание «советского защитника правопорядка» стало краеугольным камнем всей системы воспитательного воздействия на обучающихся.
С небольшими изменениями структура образовательных организаций и организаций Министерства внутренних дел перешла на современный этап развития Российского государства, но негативные изменения в государственной образовательной политике, восприятие образовательной деятельности как специфической сферы образовательных услуг, к сожалению, коснулись и системы образовательных организаций МВД России. Воспитание и его патриотическая составляющая фактически стали одним из элементов, «сопровождающих» обучающую деятельность, что отражено в действующем законодательстве: образование есть единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Важнейшей, на наш взгляд, особенностью всего воспитательного процесса, реализуемого в отношении сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД), обучающихся в ведомственных правоохранительных образовательных организациях, является ее ярко выраженная патриотическая направленность, которая выступает основой воспитательного процесса в МВД России.
Рассмотрим особенности патриотического воспитания лиц, обучающихся в вузах и общеобразовательных организациях МВД России. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что лица, проходящие обучение в образовательных организациях МВД России, одновременно относятся и к категории действующих сотрудников ОВД. Таким образом, прекращение обучающимся лицом службы в ОВД является основанием для его отчисления из образовательной организации (за исключением обучающихся в суворовских военных училищах и Самарском кадетском корпусе МВД России: они не являются сотрудниками ОВД (полиции) и на них не распространяются требования и ограничения, законодательно установленные для сотрудников ОВД).
В отличие от выпускников образовательных организаций высшего образования МВД России, по окончании ведомственного вуза обязанных отработать не менее пяти лет в подразделениях ОВД, суворовцы и кадеты, закончившие обучение, вольны не связывать свою дальнейшую учебу и профессиональную деятельность со службой в подразделениях ОВД.
Суворовцы и кадеты обладают статусом старших школьников, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, предусмотренные для обучения школьников 9—11-х классов, в сочетании с дополнительной программой, предусматривающей углубленное изучение отдельных дисциплин (обществознания, история, физической подготовки и пр.), и со специализированными дисциплинами, отражающими специфику суворовских школ.
Учитывая, что процесс обучения предусматривает интернатный вариант нахождения воспитанников в училище, педагогический и командный
состав, сотрудники подразделений по работе с личным составом обладают значительным количеством времени для проведения различных видов воспитательной работы, в частности, патриотической составляющей. На ее значимость в воспитании обучающихся в суворовских военных училищах указывал Президент Российской Федерации В. В. Путин. Выступая на церемонии открытия Тульского суворовского военного училища, он прямо указал, что отличительной чертой суворовских военных училищ «всегда были глубокие знания, высокая культура и дисциплина, воспитание истинного патриотизма» [1], поэтому именно в этих образовательных организациях, по его мнению, успешно реализуется процесс воспитания настоящих патриотов Российской Федерации
Для полноценного раскрытия специфических черт патриотического воспитания лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях системы МВД России, мы полагаем необходимым рассмотреть современные научные воззрения на место и роль патриотизма в воспитательном процессе с суворовцами.
Составителей электронного толкового словаря С. И. Ожегова, под патриотизмом понимают «преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу». Следовательно, итогом патриотического воспитания является, формирование личности патриота, «человека, проникнутого патриотизмом» [5].
Анализ публикаций, посвященных воспитательной работе в суворовских военных училищах, а также ее патриотической составляющей, показывает, что данный элемент учебно-воспитательного процесса в ведомственных общеобразовательных организациях освещен достаточно слабо. Особо выделим исследование С. А. Козырева, посвященное проблематике патриотического воспитания, реализуемого в суворовских военных училищах Народного комиссариата внутренних дел Советского Союза. Автор подчеркивает тот факт, что воспитательная деятельность педагогического и командного состава училищ должна быть основана на принципе патриотизма. Это было нормативно зафиксировано в Положении о суворовских военных училищах, утвержденном приказом НКВД СССР: субъекты воспитательного процесса обязаны осуществлять воспитание суворовцев в «духе пламенного патриотизма, любви и беспредельной преданности Родине» [2, л. 3]. По мнению С. А. Козырева, патриотическое воспитание, оставаясь основой всего образовательного
процесса в общеобразовательных организациях системы МВД России, при его нормативной закрепленности не должно становиться формально обязательным [4, с. 174].
Рассматривая в качестве цели воспитательного процесса формирование личности патриота России вне всякой привязки к обязательности поступления суворовца-выпускника вуз МВД России Н. А. Дмитриева приходит к выводам, что обучающиеся в суворовских военных училищах могут с достаточной степенью условности разделены на обучающихся из семей правоохранителей и военнослужащих и из гражданских семей. По ее мнению, последние требуют большего воспитательного воздействия для формирования у них стойких базовых патриотических установок [3, с. 171]. Суворовцы из военных семей демонстрируют значительную уверенность в себе и правильность выбора места обучения. В этой связи достаточно парадоксальным является тот факт, что по окончании суворовского военного училища количество поступающих в правоохранительные вузы выпускников из «полицейских» и «гражданских» семей практически одинаково.
Рассмотрим, конкретные формы и методы воспитательного воздействия со стороны преподавательского и командного состава правоохранительных общеобразовательных организаций, позволяющие сформировать четкие патриотические установки личности современных воспитанников суворовских военных училищ. Для начала выделим основных субъектов воспитательной деятельности. Ими являются руководящий состав суворовского училища; командный состав учебных подразделений; педагогические работники; сотрудники воспитательного подразделения аппарата по работе с личным составом суворовского военного училища.
Руководитель суворовского военного училища МВД России проводит как плановые, так и внеплановые (в связи с возникновением экстраординарных обстоятельств) встречи с суворовцами.
Встречи руководителя общеобразовательной организации организованы сотрудниками подразделения по работе с личным составом. Данное воспитательное мероприятие проводится как одновременно со всеми обучающимися, так и с суворовцами отдельных курсов (в зависимости от срока обучения в училище).
Наиболее значимыми с точки зрения начала формирования нравственно-патриотических устоев личности суворовца являются встречи начальника училища с обучающимися первого
курса, прошедшими вступительные испытания и зачисленными в штат суворовцев. Именно здесь первокурсники знакомятся с основными традициями общеобразовательной организации, спецификой учебно-воспитательного процесса и иными значимыми аспектами учебной и внеучебной деятельности. Последнее особо значимо для воспитанников первого курса с учетом перехода на интернатный режим жизнедеятельности.
Важным дополнением к проведению встреч с личным составом учебных курсов является индивидуальная воспитательно-патриотическая работы, которая осуществляется как с суворовцами, имеющими проблемы с учебой или служебной дисциплиной, так и (что, на наш взгляд, гораздо значимей) с отличниками, победителями различных олимпиад и конкурсов ведомственного правоохранительного и общеобразовательного характера.
Особую значимость, на наш взгляд, несет патриотическое воспитание суворовцев, осуществляемое командным составом учебных курсов суворовских военных училищ. Именно они в максимальном объеме осуществляют общее руководство внеурочной деятельностью обучающихся и личным приемом формируют базовые патриотические установки личности суворовцев, корректируют и при необходимости купируют возможные проявления ими девиант-ного поведения.
Педагогические работники суворовских военных училищ МВД России осуществляют патриотическое воспитание обучающихся в проведении следующих видов воспитательной деятельности:
— индивидуальной воспитательно-патриотической работы с отдельными суворовцами;
— патриотического воспитания на уроках с обучающимися. Следует отметить, что больший воспитательно-патриотический потенциал в данной сфере присутствует у дисциплин гуманитарного блока;
— дополнительных внеурочных мероприятиях воспитательно-патриотического характера педагогом-куратором учебной группы (класса). Традиционно данная деятельность реализуется на плановой основе. Соответствующий план кураторской деятельности утверждается заместителем руководителя общеобразовательного учреждения по работе с личным составом.
В штатном расписании каждого суворовского военного училища присутствуют сотрудники воспитательного подразделения по работе с личным составом, в обязанности которых
входят организация и проведение воспитательной, морально-психологической работы с суворовцами. Данная воспитательная деятельность проводится в соответствии с планом воспитательной работы общеобразовательной организации, утверждаемым ее руководителем. Отдельным разделом плана предусмотрены организация и проведение мероприятий, прямо-направленных на формирование и совершенствование патриотических установок личности обучающихся. К наиболее типовым методам патриотического воспитания суворовцев мы можем отнести следующие:
— проведение «уроков мужества», посвященных изучению примеров личного мужества и беззаветной любви к Родине и правоохранительной деятельности сотрудников ОВД, кавалеров ордена Мужества и Героев Российской Федерации,
— встречи обучающихся с ветеранами ОВД;
— изучение и поддержание традиций суворовского военного училища;
— участие в работе поисковых отрядов и волонтерских организаций;
— совместная подготовка и проведение праздничных и публичных мероприятий, посвященных значимым в патриотическом плане государственным праздникам России (День Победы, День сотрудника органов внутренних дел, День России, День Конституции и т. д.).
Подводя итоги краткого рассмотрения вопроса основных особенностей патриотического воспитания лиц, проходящих обучение в вузах и общеобразовательных организациях МВД России, сформулируем основные особенности данного направления воспитательной работы:
— режим пребывания не только суворовцев, но и значительной части курсантов вузов в период их обучения в ведомственных образовательных организациях носит интернатный (постоянный) характер. Это в значительной степени снижает риск негативного воздействия улицы, а иногда и родителей обучающихся и позволяет субъектам воспитательной работы сконцентрировать свои усилия на формировании личности каждого обучающегося как осознанного патриота;
— в отличие от обычной общеобразовательной организации в суворовском военном училище применяют расширенный перечень форм и методов воспитательной работы с обучающимися, направленных на формировании у них базовых патриотических устоев, которые продолжают развиваться на базе высшего учебного заведения МВД России.
Список источников
References
1. В. В. Путин открыл новое суворовское училище. URL: https://rg.ru/2016/09/08/reg-cfo/putin-otkryl-novoe-su-vorovskoe-uchilishche.html (дата обращения: 02.09.2021).
2. Государственный архив Российской Федерации. Фонд № Р9422. Опись №1 . Документ № 53.
3. Дмитриева Н. А. Ценностные ориентации кадетов // Омский научный вестник. 2012. № 5 (112). С. 170—172. (In Russ.)
4. Козырев С. А. Патриотическое воспитание в суворовских военных училищах войск НКВД (МВД) СССР на основе архивных документов) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (72). С. 172—179.
5. Толковый словарь С. И. Ожегова онлайн училище. URL: http://slovar-ozhegova.biz/chto-oznachaet-slovo-patriot (дата обращения: 02.09.2021).
1. V. V. Putin opened a new Suvorov school. URL: https://rg.ru/2016/09/08/reg-cfo/putin-otkryl-novoe-suvoro-vskoe-uchilishche.html (accessed 02.09.2021). (In Russ.)
2. The State Archive of the Russian Federation. Foundation no. P9422. Inventory no. 1 . Document no. 53. (In Russ.)
3. Dmitrieva N. A. Value orientations of cadets. Omsk Scientific Bulletin, 2012, no. 5 (112), pp. 170—172. (In Russ.)
4. Kozyrev S. A. Patriotic education in the Suvorov military schools of the troops of the NKVD (Ministry of Internal Affairs) of the USSR on the basis of archival documents). Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016, no. 4 (72), pp. 172—179. (In Russ.)
5. Explanatory dictionary of S. I. Ozhegov online school. URL: http://slovar-ozhegova.biz/chto-oznachaet-slovo-patriot (accessed 02.09.2021). (In Russ.)
Информация об авторах
A. Г. Супрунов — кандидат юридических наук;
B. В. Горбачев — кандидат педагогических наук;
В. В. Васильев — кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors
A. G. Suprunov — Candidate of Sciences (Law); V. V. Gorbachev — Candidate of Sciences (Pedagogy); V. V. Vasiliev — Candidate of Sciences (Law), Assosiate Professor.
Статья поступила в редакцию 30.10.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 13.12.2021.
The article was submitted 30.10.2021; approved after reviewing 30.11.2021; accepted for publication 13.12.2021.