Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МУЖЧИН С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ'

ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МУЖЧИН С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ответственность / молодая семья / мужчины-супруги / многомерный подход / responsibility / a young family / male spouses / a multidimensional approach

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна, Халикова Лиля Рашитовна, Шляпникова Светлана Владимировна

Цель исследования: изучить особенности ответственности у мужчин с разным стажем семейной жизни. Объект исследования: ответственность как многомерное свойство личности. В эмпирическом исследовании использовалась методика А.И. Крупнова «Бланковый тест ответственность», для математической обработки применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Выборка респондентов: 80 мужчин, из них 40 мужчин-супругов, состоящих в браке до 3-х лет, средний возраст 23 г. и 40 мужчин со стажем семейной жизни от 5 до 10 лет, средний возраст 32 г. Мужчины с меньшим стажем семейной жизни (до трех лет), проявляя ответственность, чаще используют внутренний локус контроля (интернальность,), у них недостаточно развито осознание ответственности, непредвиденные обстоятельства вызывают дополнительные трудности при проявлении ответственности (операциональные трудности), чаще присутствуют неуверенность, излишняя тревожность, необходимые навыки в реализации ответственности требуют совершенствования (эмоционально-личностные трудности). У мужчин-супругов с большим семейным стажем семейной жизни (от 5 до 10 лет) ответственность мотивируется социоцентрической направленностью (социоцентричность) и более глубоким пониманием значимости данного свойства личности (осмысленность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна, Халикова Лиля Рашитовна, Шляпникова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the study: to study the features of responsibility in men with different experience of family life. The object of research: responsibility as a systemic property of personality. In the empirical study, the method of A.I. Krupnov "Blank test responsibility" was used, the nonparametric Mann-Whitney U-test was used for mathematical processing. Sample of respondents: 80 men, including 40 male spouses married up to 3 years, average age 23, and 40 men with family life experience from 5 to 10 years, average age 32, Men with less family life experience (up to three years), showing responsibility, more often they use an internal locus of control (internality,), they have an insufficiently developed awareness of responsibility, unforeseen circumstances cause additional difficulties in the manifestation of responsibility (operational difficulties), uncertainty, excessive anxiety are more often present, the necessary skills in the implementation of responsibility require improvement (emotional and personal difficulties). For male spouses with a long family experience of family life (from 5 to 10 years) responsibility is motivated by a sociocentric orientation (sociocentricity) and a deeper understanding of the significance of this personality trait (meaningfulness).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МУЖЧИН С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

способностями, а переход музыкальных способностей на уровень одаренности происходит непосредственно через организацию специфической деятельности, в нашем случае обучение игре на музыкальных инструментах, пение, изучение наследия великих музыкантов, попытки сочинительства музыкальных произведений. Очень важно наблюдать за особенностями организации каждой отдельно взятой такой деятельности ребенка

- исследованные нами респонденты - дети дошкольного возраста, несмотря на то, что не обучались в музыкальной школе в большей своей массе имеют соответствующий возрастному развитию базовый уровень музыкальных способностей, что обусловлено наличием всех основных компонентов музыкальности;

- у большинства дошкольников мотивационно-личностные способности и способности к обучению (особо важные при определении одаренности) развиваются без особой активности, т.е. в пределах нормы;

- с целью активизации музыкальных способностей становится актуализированной ранняя диагностика и включение дошкольников в специализированную образовательную среду, которая способствует раскрытию музыкальных способностей и позволит в дальнейшем выявить истинно музыкально одаренных детей;

- исследование показало, что среди детей дошкольного возраста отсутствуют дети с нулевыми показателями развития музыкальных способностей, но мы считаем, что в дальнейшем необходима индивидуальная, комплексная лонгитюдная диагностика всех детей дошкольного возраста на предмет выявления признаков музыкальной одаренности.

Литература:

1. Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. - Дубна: «Феникс+», 2005. - 512 с.

2. Долман, Г. Гармоничное развитие ребенка / Глен Долман. - М.: Аквариум, 1996. - 221 с.

3. Кирнарская, Д.К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. ... д-ра психол. наук / Кинарская Дина Константиновна. - Москва, 2006. - 373 с.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию". - Москва, Кремль, 2016. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550 (дата обращения 10.08.2023)

5. Старчеус, М.С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования: дис. ...др. педаг. наук: 13.00.08 / Старчеус Марина Сергеевна. - Москва, 2005. -432 с.

6. Таллибуллина, М.Т. Музыкальная одаренность: модель структуры, методы выявления и развития: монография / М.Т. Таллибуллина. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2011. -279 с.

7. Тарасова, К.В. Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста / К.В. Тарасова, В.Г. Кузьмин, И.Е. Исаева. -М.: Академия, 1994. -212 с.

8. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 379 с.

9. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. - СПб.: Питер, 2013-320 с.

10. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю.А. Цагарелли. - СПБ.: «Композитор, 2008.-209 с.

Психология

УДК 5.3.1

кандидат психологических наук, доцент Шурухина Галина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Халикова Лиля Рашитовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистрант второго года обучения Шляпникова Светлана Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МУЖЧИН С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация. Цель исследования: изучить особенности ответственности у мужчин с разным стажем семейной жизни. Объект исследования: ответственность как многомерное свойство личности. В эмпирическом исследовании использовалась методика А.И. Крупнова «Бланковый тест - ответственность», для математической обработки применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Выборка респондентов: 80 мужчин, из них 40 мужчин-супругов, состоящих в браке до 3-х лет, средний возраст 23 г. и 40 мужчин со стажем семейной жизни от 5 до 10 лет, средний возраст 32 г. Мужчины с меньшим стажем семейной жизни (до трех лет), проявляя ответственность, чаще используют внутренний локус контроля (интернальность,), у них недостаточно развито осознание ответственности, непредвиденные обстоятельства вызывают дополнительные трудности при проявлении ответственности (операциональные трудности), чаще присутствуют неуверенность, излишняя тревожность, необходимые навыки в реализации ответственности требуют совершенствования (эмоционально-личностные трудности). У мужчин-супругов с большим семейным стажем семейной жизни (от 5 до 10 лет) ответственность мотивируется социоцентрической направленностью (социоцентричность) и более глубоким пониманием значимости данного свойства личности (осмысленность).

Ключевые слова: ответственность, молодая семья, мужчины-супруги, многомерный подход.

Annotation. The purpose of the study: to study the features of responsibility in men with different experience of family life. The object of research: responsibility as a systemic property of personality. In the empirical study, the method of A.I. Krupnov "Blank test - responsibility" was used, the nonparametric Mann-Whitney U-test was used for mathematical processing. Sample of respondents: 80 men, including 40 male spouses married up to 3 years, average age 23, and 40 men with family life experience from 5to 10 years, average age 32, Men with less family life experience (up to three years), showing responsibility, more often they use an internal locus of control (internality,), they have an insufficiently developed awareness of responsibility, unforeseen circumstances cause additional difficulties in the manifestation of responsibility (operational difficulties), uncertainty, excessive anxiety are more often present, the necessary skills in the implementation of responsibility require improvement (emotional and personal difficulties). For male spouses with a long family experience of family life (from 5 to 10 years) responsibility is motivated by a sociocentric orientation (sociocentricity) and a deeper understanding of the significance of this personality trait (meaningfulness). Key words: responsibility, a young family, male spouses, a multidimensional approach.

Введение. Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора. Человек сознательно предпочитает определенную модель поведения, из чего следует, что ответственность играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности общества и человека и общества в целом. В контексте семейных отношений супружество, родство, взаимопонимание, эмпатия, ответственность и другие качества личности в нашем обществе сохраняются и являются базовыми в системе семейных ценностей [4]. «Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины» [2, С. 124]. Изменения в сфере семьи, супружества, родительства способствуют формированию нового типа семьи, который в рамках трансформационной концепции принято называть супружескими, т.е. концентрирующимися вокруг брачной пары. Именно супруги определяют параметры собственной семьи и особенности взаимодействия между ее членами, несут ответственность за свои супружеские и детско-родительские отношения [5, С. 22].

Изложение основного материала статьи. Теория «общих и частных свойств» является фундаментом многомерно-функционального подхода к исследованию свойств личности А.И. Крупнова, который позволяет исследовать свойства личности системно, с учетом функциональных характеристик, в том числе и ответственности [7; 8; 9]. В данном подходе объединены следующие аспекты изучения свойств личности: целевая, мотивационная, когнитивная, результативная направленность проявления ответственности (мотивационно-смысловая подсистема), включающая четыре компонента. Динамика проявления, эмоциональное состояние, регуляция, (внутренняя и внешняя), эмоционально -личностные и операциональные трудности характеризуют инструментально-стилевые особенности проявления изучаемого свойства личности, инструментально-динамическая подсистема, также включающая четыре компонента. Каждый компонент характеризуется двумя переменными: гармоническими, помогающими и агармоническими, препятствующими реализации ответственности. К гармоническим относятся следующие переменные: общественно значимые цели, социоцентричность, осмысленность, предметность, энергичность, стеничность, интернальность, операциональные трудности). Агармоническими переменными называют личностно значимые цели, эгоцентричность, осведомленность, субъектность, аэнергичность, астеничность, экстернальность, эмоционально-личностные трудности.

Ответственность в контексте системного изучения «достижение результата мотивационно-смысловых и результативно-стилевых компонентов» [8, С. 232]. Системное исследование особенностей ответственности проводилось в сравнении с другими свойствами личности (общительность, организованность) [1], даны возрастные характеристики ответственности старшеклассников и курсантов силовых учебных заведений, изучены особенности реализации ответственности в речевой деятельности [3], выявлены личностные особенности ответственности у подростков-правонарушителей [10], студентов с разным локусом контроля[6], сотрудников силовых структур с разным стажем профессиональной деятельности [9], отцов, в контексте детско-родительских отношений, а также отцов с отклоняющимся поведением [11; 13] Не смотря на многочисленные исследования, проблема ответственности у мужчин (супругов) изучена недостаточно.

Научная новизна обусловлена исследованием психологической структуры ответственности мужчин с разным стажем семейной жизни. Цель исследования: выявление особенностей ответственности мужчин-супругов с разным семейным стажем. Объект исследования: ответственность как многомерное черта личности. Методика исследования «Бланковый тест-Ответственность» А.И. Крупнова, для статистико-математической обработки применялся непараметрический Ц-критерий Манна-Уитни.

Выборка участников исследования: 40 мужчин, проживающих в официальном браке до 3- х лет (средний возраст 23 г.) и 40 мужчин, состоящих в супружестве от 5 до 10 лет (средний возраст 32 года).

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа компонентов ответственности у мужчин с разным стажем семейной жизни

(п=80)

№ Переменные Средние значения и-критерий Манна-Уитни Р - уровень стат. значимости

до 3 лет (п=40) 1 группа от 5 до 10 (п=40) 2 группа)

1 Общественно значимые цели 22 21,2 784,5 0,89

2 Личностно значимые цели 25,7 27,5 718,6 0,42

3 Социоцентричность 23,6 28,9 573,5 0,03:**

4 Эгоцентричность 25,0 25,2 779 0,83

5 Осмысленность 23,3 26,1 678 0,04**

6 Осведомленность 24,7 28,1 682 0,27

7 Предметность 22,9 26,5 641,5 0,14

8 Субъектность 25,5 24,3 751 0,62

9 Энергичность 24,3 21,2 711,6 0,41

10 Аэнергичность 23,6 25,2 747,6 0,63

11 Стеничность 22,1 23,9 719 0,44

12 Астеничность 21,6 26,3 643,6 0,14

13 Интервальность 27,9 20,1 542,5 0,01 **

14 Экстернальность 24,8 24,3 786 0,90

15 Операциональные трудности 27,7 23,6 699 0,01 **

16 Эмоционально-личностные трудности 27,0 23,4 692 0,01 **

Примечание: статистически значимые различия, р<0,05 отмечены знаком ** и жирным шрифтом

Выявлены статистически значимые различия по переменным социоцентричность (Цэмп=573,5 при р=0,03), осмысленность(Цэмп=678 при р=0,04), интернальность (Цэмп=542,5 при р=0,01), операциональные трудности (Цэмп=699, при р=0,01), эмоционально-личностные трудности (Цэмп=692, при р=0,01). У мужчин 2 группы большая выраженность общественной мотивации ответственности (социоцентричность). Они чаще стремятся взять ответственность

на себя, защитить свою семью, не огорчать близких им людей, руководствуются чувством долга. Возможно, это связано с семейным опытом и наличием большей психологической зрелости.

Более глубокое понимание ответственности (осмысленность) также выявлено у мужчин-супругов 2 группы. Они лучше понимают, что несут ответственность за благополучие своей семьи, более ответственны за свои дела, действия и поступки, стараются тщательнее выполнять свои обещания и обязательства по сравнению с мужчинами-супругами из молодых семей. Видимо, это связано с ошибками, которые совершались ими ранее, в том числе и семейной жизни.

Статистические значимые различия получены по переменной интернальность (внутренняя саморегуляция ответственности). Мужчины - супруги 1 группы чаще считают, что человек сам должен нести ответственность за свои неудачи или ошибочные действия, выполнять любое задание самостоятельно, независимо от любых обстоятельств. Мужчины - супруги в молодых семьях, как правило, стараются чаще регулировать проявление ответственности, опираясь на внутренний контроль, чтобы подтвердить свою значимость для супруги и ее родственников, а значит получить одобрение.

Также у мужчин с меньшим стажем семейной жизни (молодые семьи) статистически значимые различия по переменным операциональные и эмоционально-личностные трудности. Мужчины 1 группы недостаточно осознают ответственность за свои действия в контексте семейных отношений, им сложнее проявить ответственность в непредвиденных ситуациях, они чаще испытывают состояние утраты личной свободы (операциональные трудности), также мужчинам-супругам первой группы труднее справиться с обидами жен и родителей по поводу недостаточности времени, проводимого с ними, излишняя тревожность чаще дезорганизует проявление ответственного поведения в контексте семейных отношений (эмоционально-личностные трудности). По остальным переменным статистически значимых значений не выявлено. Иными словами, ответственность мужчин-супругов обеих групп нацелена на достижение общественного признания, обретения самостоятельности и независимости в семейной жизни, стремление самоутвердиться и почувствовать себя «настоящим главой» семьи. Они утверждают, что ответственность способствует налаживанию гармоничных отношений в семье, повышению самооценки обоих супругов. Ответственность для представителей первой и второй групп обычно помогает качественно выполнять семейные просьбы без контроля, и те и другие, проявляя ответственность при выполнении серьезных и ответственных дел, испытывают положительные эмоции. В тоже время могут в определенных ситуациях забыть о своих обещаниях супруге, чувствовать раздражение от некачественно выполненной просьбы, понимают ответственность за свою семью как генетически обусловленную характеристику личности, передающуюся по наследству.

Выводы. Таким образом, ответственность мужчин -супругов в молодых семьях характеризуется использованием внутреннего локус-контроля при реализации ответственности, излишней тревожностью и недостаточным осознанием ответственности при реализации важных дел. У мужчин-супругов с большим семейным стажем ответственность характеризуется социоцентрической направленностью и более глубоким пониманием значимости данного свойства личности.

Результаты исследования указывают на необходимость психологического сопровождения молодой семьи на этапе адаптации к семейной жизни, куда включено, в том числе, развитие ответственности как личностной характеристики. Разработана программа тренинга по гармонизации супружеских отношений, в которую включены, упражнения на развитие ответственности.

Литература:

1. Алейкин, А.Г. Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответственности студентов - будущих управленцев и специалистов в области управления людьми / А.Г. Алейкин // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2011. - №5. - С. 215-223

2. Бачинина, К.С. Исследование удовлетворенности браком и ценностных ориентаций у супругов со стажем брака до 5 лет / К.С. Бачинина // Известия Уральского федерального университета. - 2013. - №3(116). - С. 120-128

3. Беспалова, Т.М. Ответственность как профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза / Т.М. Беспалова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. -2014. - С. 314-324

4. Витковский, Е.О. Современное отношение молодежи к семье и браку / Е.О. Витковский // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - Спецвыпуск №6. - URL: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00661 .pdf. - ISSN 2413-4066

5. Егорова, Н.Ю. Трансформации супружества в контексте семейных ценностей / Н.Ю. Егорова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2017. - № 2. - С. 18-32

6. Карамова, Э.И. Системное изучение ответственности у студентов с разным локусом контроля / Э.И. Карамова, Г.А. Шурухина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-8. - С. 327-332

7. Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. - 2006. - №1-3. - С. 63-72

8. Крупнов, А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств: коллективная монография / А.И. Крупнов, С.М. Зиньковская, A.B. Зиньковский // Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова. Екатеринбург: Уральский гос. Ред. Ун-т. -2010. -417 с.

9. Крупнов, А.И. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности / А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. - 2014. - С. 9-30

10. Теняева, О.В. Тендерные различия инструментально-стилевых характеристик ответственности подростков с девиантным поведением / О.В. Теняева, H.A. Фомина // Российский научный журнал. - 2010. - №4-17. - С. 92-97

11. Фомина, H.A. Изучение ответственности как системного свойства личности мужчины в соотношении с феноменом отцовства / H.A. Фомина, М.В. Пастухова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. - 2014. - С. 324-328

12. Хамидуллин, Д.Д. Особенности личной ответственности у сотрудников силовых структур / Д.Д. Хамидуллин. // Молодой ученый. - 2020. - №22-312. - С. 500-502. - URL: https://moluch.ru/archive/312/70769/

13. Шурухина, Г.А. Психологическая структура ответственности отцов, выплачивающих и уклоняющихся от уплаты алиментов / Г.А. Шурухина, М.В. Нухова, Г.В. Митина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№67-3.-С. 327-332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.