Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / музыкальные способности / дети дошкольного возраста / психологическая диагностика / гармонический слух / творческие способности / способности к обучению / giftedness / musical abilities / preschool children / psychological diagnostics / harmonic hearing / creative abilities / learning abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штерц Ольга Михайловна

Проблема развития одаренности детей и молодежи очень активно обсуждается в российском образовательном сообществе в последнее десятилетие. Особенно остро встала необходимость развития собственных талантов в России в связи с изменившейся геополитической и экономической обстановкой в мире. В статье дается анализ проблемы выявления музыкально одаренных детей дошкольного возраста. Теоретический анализ литературы по проблеме музыкальной одаренности личности показал, что ведущую роль в исследовании музыкальных способностей, отводится общетворческим моментам в осуществлении музыкальной деятельности, а также изучению индивидуально-личностных проявлений одаренности. В статье проанализированы концепции музыкальной одаренности К.В. Тарасовой, М.Т. Талибуллиной. В работе также приводятся данные эмпирического исследования проявления признаков музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста. В процессе исследования было выявлено, что дошкольники, не имеющие опыта специального музыкального образования, в целом имеют соответствующий возрастному развитию базовый уровень музыкальных способностей. Для более детальной диагностики необходима индивидуальная комплексная лонгитюдная психодиагностика каждого ребенка на предмет признаков музыкально-художественной одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штерц Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of developing the giftedness of children and youth has been very actively discussed in the Russian educational community in the last decade. The need to develop one's own talents in Russia has become especially acute in connection with the changed geopolitical and economic situation in the world. The article analyzes the problem of identifying musically gifted preschool children. A theoretical analysis of the literature on the problem of musical talent of a person showed that the leading role in the study of musical abilities is given to general creative moments in the implementation of musical activity, as well as the study of individual-personal manifestations of giftedness. The article analyzes the concepts of K.V. Tarasova. The paper also presents data from an empirical study of the manifestation of signs of musical talent in preschool children. In the course of the study, it was revealed that preschoolers who do not have experience in special musical education, in general, have a basic level of musical abilities corresponding to their age development. For a more detailed diagnosis, an individual comprehensive longitudinal psychodiagnostics of each child is required for signs of musical and artistic talent.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

коммуникативных навыков не зафиксировано, о чем свидетельствуют сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Далее нами была проведена методика «Шкала личной тревожности», которая позволила оценить уровень общей тревожности испытуемых. Согласно полученным данным, на констатирующем этапе эксперимента у большинства школьников преобладал очень высокий уровень тревожности (у 11 испытуемых (91.67%)) и у 1 обучающегося уровень тревожности был несколько завышен (8.33%), в то время как на контрольном этапе количество испытуемых, имеющих высокий уровень тревожности, снизилось до 1 человека (8.33%), а число подростков, имеющих несколько завышенный уровень тревожности, возросло до 2 человек (16.67%). Важно заметить, что на контрольном этапе у 9 школьников (75%) уровень тревожности стал соответствовать норме, чего не было на констатирующем этапе нашей работы (0%). У испытуемых контрольной группы положительных изменений в уровне общей тревожности на контрольном этапе эксперимента не зафиксировано, о чем свидетельствует анализ сравнительных результатов работы.

Далее мы провели методику «Определение уровня самооценки». Так, на констатирующем этапе эксперимента у всех 12 школьников (100.00%) был выражен низкий уровень самооценки, в то время как на контрольном этапе количество испытуемых с данным уровнем снизилось до 4 человек (33.33%). Подростки, имеющие низкий уровень самооценки, часто болезненно переносят критику в свой адрес, нередко подстраиваются под мнение других людей, в поведении с другими избыточно застенчивы. Средний уровень самооценки на констатирующем этапе эксперимента не был зафиксирован ни у одного испытуемого (0%), в то время как на контрольном этапе он отмечается уже у 8 подростков (66.67%). Школьники с данным уровнем самооценки не столь критичны по отношению к себе, в общении с другими людьми склонны проявлять некоторую активность, хотя нередко недооценивают себя и свои способности, без достаточных на то оснований. К сожалению, высокий уровень самооценки не был выявлен ни у одного испытуемого как на констатирующем, так и на контрольном этапах. Положительных изменений в уровнях самооценки на завершающем этапе работы у старшеклассников контрольной группы не зафиксировано, о чем свидетельствуют сравнительные результаты двух вышеуказанных этапов.

И в заключении мы провели методику «Выявление буллинг-структуры». В экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента всем 12 подросткам (100.00%) была присуща роль «жертвы», в то время как на контрольном этапе количество испытуемых с данной ролью снизилось до 1 человека (8.33%). Для 4 школьников (33.33%) на заключительном этапе эксперимента приемлемой стала роль «защитника», а 7 подростков (58.34%) перешли в роль «наблюдателя». В контрольной группе положительных изменений в буллинг-структуре на разных этапах работы не зафиксировано.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного экспериментального исследования позволили констатировать, что разработанная и реализованная нами тренинговая программа способствует коррекции буллинга у подростов-жертв (согласно буллиг-структуре), о чем свидетельствует сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Проведенная коррекционная работа не снимает вопросов, связанных с темой буллинга в школьных коллективах, и требует дальнейшей проработки со всеми участниками буллинг-структуры в каждом конкретном подростковом сообществе. Профилактические меры и просветительская деятельность должны быть реализованы с учетом каждой сложившейся ситуации с анализом причин возникновения буллинга (возрастных, психолгических, социальных...) и однозначной оценке данного феномена, с обсуждением травли как проблемы группы, с поддержкой позитивных изменений, происходящих в ней.

Литература:

1. Белеева, И.Д. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении / И.Д. Белеева, Л.Э. Панкратова, Н.Б. Титова // Педагогическое образование в России. - 2019. - №8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-sotsialnaya-problema-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 05.04.2023)

2. Бушина, Е.В. Методический инструментарий methodologicaltools. Адаптация русскоязычной версии опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга» / Е.В. Бушина, A.M. Муминова. - URL: https://psyjournals.ru/files/121287/sps_2021_n2_Bushina_Muminova.pdf. (дата обращения: 02.12.2022)

3. Ковалев, C.B. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / C.B. Ковалев. - Москва: Просвещение, 1991. - 143 с.

4. Норкина, Е.Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» / Е.Г. Норкина // Таврический научный обозреватель. -2016. - №3 (8). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury (дата обращения: 03.12.2022)

5. Практикум по возрастной психологии / [Л.А. Головей и др.]; под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 688 с.

6. Синявский, В.В. Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» / В.В. Синявский, В.А. Федоришин. -URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2020/05/31/test-kommunikativnye-i-organizatorskie-sklonnosti-kos (дата обращения: 04.12.2022)

7. Собкин, B.C. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) / B.C. Собкин, М.М. Смыслова // Социальная психология и общество. - 2014. - № 2. - С. 71-86

8. Хван, A.A. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки / A.A. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова // Психологическая диагностика. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. - 68 с.

Психология

УДК 159.95

кандидат психологических наук, доцент Штерц Ольга Михайловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Проблема развития одаренности детей и молодежи очень активно обсуждается в российском образовательном сообществе в последнее десятилетие. Особенно остро встала необходимость развития собственных талантов в России в связи с изменившейся геополитической и экономической обстановкой в мире. В статье дается анализ проблемы выявления музыкально одаренных детей дошкольного возраста. Теоретический анализ литературы по проблеме музыкальной одаренности личности показал, что ведущую роль в исследовании музыкальных способностей, отводится общетворческим моментам в осуществлении музыкальной деятельности, а также изучению индивидуально-личностных проявлений одаренности. В статье проанализированы концепции музыкальной одаренности К.В. Тарасовой, М.Т. Талибуллиной. В работе также приводятся данные эмпирического исследования проявления признаков музыкальной

одаренности у детей дошкольного возраста. В процессе исследования было выявлено, что дошкольники, не имеющие опыта специального музыкального образования, в целом имеют соответствующий возрастному развитию базовый уровень музыкальных способностей. Для более детальной диагностики необходима индивидуальная комплексная лонгитюдная психодиагностика каждого ребенка на предмет признаков музыкально-художественной одаренности.

Ключевые слова: одаренность, музыкальные способности, дети дошкольного возраста, психологическая диагностика, гармонический слух, творческие способности, способности к обучению.

Annotation. The problem of developing the giftedness of children and youth has been very actively discussed in the Russian educational community in the last decade. The need to develop one's own talents in Russia has become especially acute in connection with the changed geopolitical and economic situation in the world. The article analyzes the problem of identifying musically gifted preschool children. A theoretical analysis of the literature on the problem of musical talent of a person showed that the leading role in the study of musical abilities is given to general creative moments in the implementation of musical activity, as well as the study of individual-personal manifestations of giftedness. The article analyzes the concepts of K.V. Tarasova. The paper also presents data from an empirical study of the manifestation of signs of musical talent in preschool children. In the course of the study, it was revealed that preschoolers who do not have experience in special musical education, in general, have a basic level of musical abilities corresponding to their age development. For a more detailed diagnosis, an individual comprehensive longitudinal psychodiagnostics of each child is required for signs of musical and artistic talent.

Key words: giftedness, musical abilities, preschool children, psychological diagnostics, harmonic hearing, creative abilities, learning abilities.

Введение. Одним из самых ранних и наиболее ярких видов одаренности по праву считается музыкальная одаренность. Этим и вызван наибольший интерес к изучению этого феномена ещё задолго до рождения научной экспериментальной психологии.

Проблема диагностики, выявления и поддержки одаренности в Российской Федерации имеют государственное значение: «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен... Раскрытие его талантов - это наша с вами задача, в этом - успех России», - подчеркнул В.В. Путин, в ежегодном послании Федеральному Собранию [4].

Актуальность изучения проблемы одаренности определяется своей сложностью, загадочностью, потребностью современного общества в неординарной творческой личности.

Концепция одаренности Глен Домана отмечает, что степень развития функции в первую очередь зависит от интенсивности ее использования, а также чем раньше функция включена в использование, тем быстрее можно достичь высокий уровень в ее развитии [2].

Одаренный ребенок - это ребенок, который имеет яркие выдающиеся достижения в какой либо деятельности. Эти достижения не должны носить случайный характер, они должны обладать определенной системностью и отражать своеобразие творческого подхода. Так, М.С. Старчеус, отметил, что больше всего удивляет в одаренных детях «...таинственный дар «уметь раньше, чем знать», «удивительная зрелость без созревания» [5, С. 82].

На сегодняшний день накоплен большой эмпирический материал, касающихся отдельных аспектов данной проблемы. Это многочисленные фундаментальные труды Ю.А. Цагарелли («вопросы структуры музыкально исполнительской одаренности студентов») [10]; К.В. Тарасовой с коллегами («системное изучение музыкальной одаренности на этапах дошкольного воспитания») [7]; Э.А. Голубевой [1]; Д.К. Кирнарской [3] и целый ряд других работ.

Среди первых исследователей, которых заинтересовала проблема развития музыкальной одаренности был Б.М. Теплов [8]. Предложенная им прогрессивная концепция музыкальной одаренности служит методологической основой в отечественных исследованиях по разработке концептуальных основ музыкальной одаренности.

Наиболее важное исследование на основе лонгитюдного метода было предложено К.В. Тарасовой. К.В. Тарасова исследовала специфику развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. В процессе данного исследования был сделан вывод о том, что развитие музыкальных способностей детей напрямую зависит от общего развития дошкольника, а развитие таких высших познавательных процессов как память, внимание и мышление входит в состав многоуровневой системы структуры музыкальности [7].

Таким образом, в современных концепциях исследования музыкальных способностей центральное место занимают общетворческие моменты присутствующие в организации музыкальной деятельности и индивидуально-личностных проявлений одаренности, разрабатываются комплексные подходы, общепсихологические теории, ведется поиск новых адекватных методов исследования.

Цель исследования: выявить детей дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности.

Базой исследования послужили: МБДОУ д/с No 14 «Звездочка», д/с No 20 «Сказка». В исследовании признаков музыкальной одаренности детей и молодежи приняли участие 34 дошкольника ДОУ No 14 и No 20. Ворзрастной диапазон испытуемых составил от 6,4 до 7,3 лет.

Методиками исследования послужила экспертная оценка развития компонентов музыкальности - «Диагностический конструктор музыкальных способностей ребенка», а также опросник экспертной оценки одаренности (Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн)

Изложение основного материала статьи. Исходя из концепций исследования признаков музыкальной одаренности по методике «Диагностический конструктор музыкальных способностей было выделено два блока критериев: наличие специальных музыкальных способностей и уровень развития у ребенка общих способностей. В качестве критериев оценки уровня общих способностей нами были взяты уровень развития невербального интеллекта и творческого мышления.

По итогам нашей диагностики уровня развития музыкальных способностей можно сделать вывод о том, что 61,8% уровень развития музыкальных способностей соответствует возрастной норме, выше среднего у 14% испытуемых, низких показателей нет, высокие значения у 23,5% опрошенных респондентов.

В ходе нашего эмпирического исследования нами также было сделано заключение об уровне развития музыкальных способностей на основе показателей развития гармонического слуха, мелодических показателей слуха и музыкальной памяти. Наиболее высокие показатели нами были получены в процессе исследования по признаку «гармонический слух» (заключается в способности находить смену гармонических функций лада, а также включает в себя осмысление функциональности каждого созвучия и фонизации звука (красочности)). В частности, 68% испытуемых детей дошкольного возраста имеют высокий уровень развития гармонического слуха. Дети с хорошим уровнем гармоничного слуха с легкостью слышат благозвучность или же диссонантность аккордов, аккомпонементов, соответствие их мелодии и эмоциональный настрой гармонии. Данный признак входит в структурную организацию компонентов музыкального слуха, которые составляют основу музыкальных способностей детей. 32% от количества исследованных детей имеют средний

уровень развития гармонического слуха. Средний уровень развития гармонического слуха, по нашим наблюдениям, чаще всего встречается у детей, имеющих те или иные нарушения речи.

Мелодический слух представляет собой умение интонировать голосом произвольно данный из вне (педагогом, родителями или другим взрослым) звуковой материал. В процессе нашего исследования нами было выявлено, что среди детей позднего дошкольного возраста, участвовавших в нашем исследовании, у 25% имеется высокий уровень развития мелодического слуха, у 45% средний уровень, а у 30% - низкий уровень. Данный показатель развития музыкальных способностей наиболее тесно связан со слуховым восприятием и речевым развитием детей. На сегодняшний день, наблюдается среди детей тенденция к задержке речевого развития, одной из причины которой может явиться низкий уровень развития слухового восприятия. Следующей причиной, полученных более низких результатов по уровню развития мелодического слуха, на наш взгляд связано с тем, что сейчас дети меньше поют в свободное время, хотя в советский период времени наша страна была одной из поющих стран мира, а песни были более мелодичными, чем современные. Музыкальная память включает в себя способность к запечатлению следов звучания (то есть это своего рода внутренний слух), а также способность сохранения ранее воспроизведенного звукового материала (собственно память). 57%; опрошенных респондентов, имеют высокий уровень развития музыкальной памяти, 45% - средний уровень, 2% - низкий уровень. Полученные результаты соответствуют норме развития детей на данной возрастной ступени. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, в том числе и музыкальной. В целом, полученные результаты исследования считаются естественными, «нормальными» для детей, не имеющих опыт обучения в специализированной музыкальной среде (музыкальной школе). Именно при обучении в музыкальных образовательных учреждениях все компоненты музыкальных способностей наиболее гармонично развиваются и достигают высокого уровня.

Одним из признаков наличия музыкальной одаренности является «точность и частота интонирования». В процессе эмпирического исследования данный критерий в среднем по группе составил: у 48% - средний результат, у 28% - высокий результат, а у 24% - низкий уровень. Следующим критерием наличия музыкальных способностей у личности является «музыкально-ритмическое чувство», которое включает в себя восприятие ритмического рисунка, метра, темповых соотношений. Средний результат по данному критерию в выборке исследования получили 57% детей дошкольного возраста, у 30% опрошенных высокий уровень развития и у 13% испытуемых низкий уровень развития. Как мы видим, по всем параметрам показатели находятся в пределах средней (нормативной) и высоких уровнях для детей данного возраста. Надо отметить, что нулевых показателей, по исследуемым признакам музыкальных способностей нет, а это ещё раз подтверждает основное положение венгерского композитора 3. Кодаи, что все дети музыкальны, без исключения, следовательно, «...немузыкальные взрослые - это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита...».

Музыкальные способности, в отличие, например, от художественных проявляются раньше у детей. Развитие музыкального слуха способствует развитию речевых навыков ребенка. Было замечено, что у музыкально одаренных детей реже проявляются те или иные нарушения речи, особенно со стороны просодической системы. Согласно концепции американского ученого-психолога Дж. Рензулли, одарённость («потенциал») - это сочетание трёх основных компонентов: интеллектуальные способности, творческие способности и мотивация [9].

Рассмотрим уровень развития креативности, способности к обучению и мотивационно личностную характеристику у дошкольников по результатам исследования по методике «Опросник экспертной оценки одаренности (Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн). По шкале «способности к обучению» 20,6% детей получили от экспертов и родителей высокие баллы. Они характеризовали данную категорию детей как детей легко и быстро понимающих учебный материал, быстро запоминающих и умеющих точно воспроизводить фактическую информацию, легко умеющих выстроить логические связи и на основе этого делать обоснованные заключения и обобщения. По шкале «мотивационно личностные способности» 25% испытуемых получили среднюю оценку, 14% - ниже среднего, 33% - высокую, а 28% - низкую. Возможно данное обстоятельство связано с тем, что в позднем дошкольном возрасте еще только начинают развиваться самосознание и волевые качества личности, а мотивация к той или иной деятельности является зачастую внешней, а не внутренним побуждением ребенка. Данный момент также отмечает М.Т. Талибуллина и объясняет это тем, что такое сложное свойство личности как самосознание формируется в более поздний возрастной период и у детей с высоким развитием музыкальных способностей [6].

Дж. Рензулли, Э.П. Торранс говорили о том, что способности к обучению и мотивационно-личностные характеристики являются очень важными факторами, влияющими на развитие одаренности личности.

По итоговым показателям уровня развития креативности по методике Дж. Рензулли низкий уровень креативности показали 6% испытуемых - по всем параметрам наблюдается слабая активность, амбивалентные эмоции; однотипное мышление, не решительность, неуверенность в собственных суждениях и действиях. Такие дети требуют особого внимания, организации той или иной психологической работы, причём не только с ними, но ис их родителями, воспитателями. 38% со средними показателями уровня проявления творческой одаренности. Эти дошкольники работают довольно самостоятельно и быстро, однако их мыслительная деятельность не оригинальная и не разно-векторна. Эти показатели считаются в пределах нормы и соответствуют возрастному развитию. У 12% испытуемых развитие креативности находится на очень высоком уровне, у 44% соответственно на высоком уровне развития. Дети с высоким уровнем развития креативности способны изобретать, что-то новое, придумывать ранее не существовавшие новые объекты как в материальном, так и в духовном плане. Дети с высоким уровнем креативности могут увидеть в обычном предмете, что-то необычное или найти новый способ применения уже ранее известных предметов и вещей. Дети с таким уровнем развития творческих способностей как правило обладают развитым чувством прекрасного, много уделяют времени и акцентируют свое внимание на эстетических, художественных характеристиках вещей и явлений, генерируют большое количество идей и вариантов решения различных проблем. Они часто дают необычные, нестандартные ответы на заданные вопросы и более подвержены влиянию эмоций по сравнению с другими детьми. Активное развитие творческих способностей происходит именно в дошкольном возрасте. Для творческих способностей дошкольный возраст также является сенситивным периодом развития. Для музыканта обладание высоким уровнем развития креативности является важным аспектом достижения эффективности в музыкальной деятельности. Сочинительство новой мелодии, песни невозможно без творческого подхода.

Сравнительный анализ показал, что у 2,9% продиагностированных детей дошкольного возраста имеются высокие результаты по всем критериям музыкальных способностей (параметры музыкальности). Данную категорию детей мы можем отнести к музыкально одаренным детям. 20,6% опрошенных детей от общей выборки мы определили как детей с признаками музыкальной одаренности, так как уровень музыкальных способностей превышает возрастную норму.

14,8% опрошенных испытуемых - это дети с «вышесредними» музыкальными и творческими способностями. У таких детей большой потенциал, при условии внутренней мотивации к получению специального музыкального образования они могут достичь отличных результатов в художественной деятельности.

Выводы. Итак, подводя итог эмпирического исследования по выявлению у детей признаков начальной музыкальной одаренности следует обратить наше внимание на то, что большинство детей от природы наделены музыкальными

способностями, а переход музыкальных способностей на уровень одаренности происходит непосредственно через организацию специфической деятельности, в нашем случае обучение игре на музыкальных инструментах, пение, изучение наследия великих музыкантов, попытки сочинительства музыкальных произведений. Очень важно наблюдать за особенностями организации каждой отдельно взятой такой деятельности ребенка

- исследованные нами респонденты - дети дошкольного возраста, несмотря на то, что не обучались в музыкальной школе в большей своей массе имеют соответствующий возрастному развитию базовый уровень музыкальных способностей, что обусловлено наличием всех основных компонентов музыкальности;

- у большинства дошкольников мотивационно-личностные способности и способности к обучению (особо важные при определении одаренности) развиваются без особой активности, т.е. в пределах нормы;

- с целью активизации музыкальных способностей становится актуализированной ранняя диагностика и включение дошкольников в специализированную образовательную среду, которая способствует раскрытию музыкальных способностей и позволит в дальнейшем выявить истинно музыкально одаренных детей;

- исследование показало, что среди детей дошкольного возраста отсутствуют дети с нулевыми показателями развития музыкальных способностей, но мы считаем, что в дальнейшем необходима индивидуальная, комплексная лонгитюдная диагностика всех детей дошкольного возраста на предмет выявления признаков музыкальной одаренности.

Литература:

1. Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. - Дубна: «Феникс+», 2005. - 512 с.

2. Долман, Г. Гармоничное развитие ребенка / Глен Долман. - М.: Аквариум, 1996. - 221 с.

3. Кирнарская, Д.К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. ... д-ра психол. наук / Кинарская Дина Константиновна. - Москва, 2006. - 373 с.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию". - Москва, Кремль, 2016. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550 (дата обращения 10.08.2023)

5. Старчеус, М.С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования: дис. ...др. педаг. наук: 13.00.08 / Старчеус Марина Сергеевна. - Москва, 2005. -432 с.

6. Таллибуллина, М.Т. Музыкальная одаренность: модель структуры, методы выявления и развития: монография / М.Т. Таллибуллина. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2011. -279 с.

7. Тарасова, К.В. Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста / К.В. Тарасова, В.Б. Кузьмин, И.Б. Исаева. -М.: Академия, 1994. -212 с.

8. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 379 с.

9. Туник, Б.Б. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Б.Б. Туник. - СПб.: Питер, 2013-320 с.

10. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю.А. Цагарелли. - СПБ.: «Композитор, 2008.-209 с.

Психология

УДК 5.3.1

кандидат психологических наук, доцент Шурухина Галина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Халикова Лиля Рашитовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистрант второго года обучения Шляпникова Светлана Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МУЖЧИН С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация. Цель исследования: изучить особенности ответственности у мужчин с разным стажем семейной жизни. Объект исследования: ответственность как многомерное свойство личности. В эмпирическом исследовании использовалась методика А.И. Крупнова «Бланковый тест - ответственность», для математической обработки применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Выборка респондентов: 80 мужчин, из них 40 мужчин-супругов, состоящих в браке до 3-х лет, средний возраст 23 г. и 40 мужчин со стажем семейной жизни от 5 до 10 лет, средний возраст 32 г. Мужчины с меньшим стажем семейной жизни (до трех лет), проявляя ответственность, чаще используют внутренний локус контроля (интернальность,), у них недостаточно развито осознание ответственности, непредвиденные обстоятельства вызывают дополнительные трудности при проявлении ответственности (операциональные трудности), чаще присутствуют неуверенность, излишняя тревожность, необходимые навыки в реализации ответственности требуют совершенствования (эмоционально-личностные трудности). У мужчин-супругов с большим семейным стажем семейной жизни (от 5 до 10 лет) ответственность мотивируется социоцентрической направленностью (социоцентричность) и более глубоким пониманием значимости данного свойства личности (осмысленность).

Ключевые слова: ответственность, молодая семья, мужчины-супруги, многомерный подход.

Annotation. The purpose of the study: to study the features of responsibility in men with different experience of family life. The object of research: responsibility as a systemic property of personality. In the empirical study, the method of A.I. Krupnov "Blank test - responsibility" was used, the nonparametric Mann-Whitney U-test was used for mathematical processing. Sample of respondents: 80 men, including 40 male spouses married up to 3 years, average age 23, and 40 men with family life experience from 5to 10 years, average age 32, Men with less family life experience (up to three years), showing responsibility, more often they use an internal locus of control (internality,), they have an insufficiently developed awareness of responsibility, unforeseen circumstances cause additional difficulties in the manifestation of responsibility (operational difficulties), uncertainty, excessive anxiety are more often present, the necessary skills in the implementation of responsibility require improvement (emotional and personal difficulties). For male spouses with a long family experience of family life (from 5 to 10 years) responsibility is motivated by a sociocentric orientation (sociocentricity) and a deeper understanding of the significance of this personality trait (meaningfulness). Key words: responsibility, a young family, male spouses, a multidimensional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.