Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: НА ПРИМЕРЕ СТРАН ТС И ЕЭП'

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: НА ПРИМЕРЕ СТРАН ТС И ЕЭП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: НА ПРИМЕРЕ СТРАН ТС И ЕЭП»

субъектов сразу же перейдет на полный электронный документооборот. Ведь для этого необходимо повсеместное внедрение специальных средств и программного обеспечения. А этот процесс заведомо усложняется отменой унифицированных форм - ведь у каждого субъекта теперь своя «первичка», а для полноценного обмена электронными документами «разношерстные» первичные документы нужно будет «оцифровать» и «состыковать».

Кроме того, при принятии решения о переходе на электронную «первичку» нужно иметь в виду и тот факт, что хранить в течение установленных сроков (не менее 5 лет) нужно будет не только сами первичные документы, но и средства, которые обеспечивают воспроизведение электронных документов и проверку подлинности электронной подписи.

Агапова Е.В., к.э.н. доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательская лаборатория «Исследования актуальных вопросов развития конкурентной политики и государственного заказа в российской экономике» Институт «Высшая школа государственного управления» Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: НА ПРИМЕРЕ СТРАН

ТС И ЕЭП

На стадии разработки и принятия законов и нормативно-правовых актов эффективным механизмом защиты прав и законных интересов малого и среднего бизнеса является оценка регулирующего воздействия. В настоящее время происходит становление данного института - формируются критерии оценки нормативных актов, процесс экспертизы нормативных актов все больше носит публичный характер. Однако вопросы оценки регулирующего воздействия оценки нормативных актов, должны учитывать особенности экономических процессов, происходящих в странах ТС и ЕЭП.

Рассмотрение программных документов, принимаемых Евразийской экономической комиссией с помощью процедуры нормативных актов, аналогичной действующей в Российской Федерации или Республике Казахстан существенно замедлит принятие нормативных актов. Поиск формы института оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в области регулирования государственных закупок стран ТС и ЕЭП является значимой научной задачей. Актуальность темы исследования также определяет высокой значимостью затрат государственного регулирования как потенциального рынка для субъектов предпринимательства.

(источник данных: официальный сайт Росстата gks.ru)

Рис. Динамика расходов государственного управления (в

сопоставимых ценах 2008 г.)

Так, несмотря на снижение доли использования ВВП для целей госуправления, объем затрат государственного управления постоянно возрастает (рис. 1).

Все указанное делает вопросы учета интересов предпринимателей при трансформации системы регулирования государственных закупок актуальными для развития предпринимательства.

Согласно самому общему определению оценка регулирующего воздействия это совокупность инструментов, позволяющих при принятии решений о воздействии на экономику учесть интересы максимального количества субъектов национальной экономики. Развитие данного института началось в Российской Федерации в 2010 году с начала развития публичных консультаций с представителями правового регулирования с целью оценки издержек и рисков при принятии решений относительно регулирования экономики.

Институтом защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ является уполномоченный по правам предпринимателей, указанный институт появился в 2012 году, а в 2013 году был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей». В соответствии со статьей 2 указанного нормативного акта, основными задачами Уполномоченного является защита прав и законных интересов российских субъектов предпринимательства на территории РФ и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Кроме того, оценку регулирующего воздействия путем участия в том числе в публичных обсуждениях, осуществляют публично-правовые объединения (профессиональные сообщества, саморегулируемые организации) в соответствующих профессиональных сферах. В частности, они принимают участие в деятельности экспертных советов при государственных органах, защищают интересы своих членов в суде. В Российской Федерации к таким общественным организациям относятся РСПП, ОПОРА, Торгово-промышленная палата.

В Республике Казахстан институт оценки регулирующего воздействия находится в стадии становления, при этом совокупность применяемых инструментов идентична с используемыми в Российской Федерации. Так, в настоящее время создается национальная палата предпринимателей Республики Казахстан в задачи которой будут входить представление и защита прав и законных интересов предпринимателей, в том числе и в части оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. В настоящее время указанную деятельность также осуществляют общественные организации, функции которых схожи с российскими -Независимая ассоциация предпринимателей и Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен».

В Республике Белоруссия процедуры оценки регулирующего воздействия рамочно определены законом «Об основах административных процедур», где указаны случаи рассмотрения обращений субъектов предпринимательства по вопросу влияния нормативных правовых актов на уровень издержек и рисков на осуществление деятельности.

Таким образом, при обсуждении проектов нормативных правовых актов интересы предпринимательских структур могут учитываться как при формировании общей позиции в рамках общественного объединения, так и быть учтенными в рамках публичных слушаний и посредством осуждения регулятивного характера на уровне специализированного уполномоченного органа.

На наднациональном уровне взаимодействие уполномоченных национальных органов власти и наднациональных органов нормативно определено. В Российской Федерации с 1 июля 2013 года такая оценка осуществляется федеральными органами исполнительной власти в отношении не только проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов, но и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, то на уровне обсуждения позиций. Между тем, при рассмотрении проектов нормативных актов на наднациональном уровне в Евразийской экономической комиссии порядок рассмотрения указанных положений общественными организациями и отдельными субъектами предпринимательства не определен.

Общественные организации могут быть включены в состав Консультативного комитета или подкомитета по соответствующему направлению интеграции. Так, согласно утвержденному Решением Коллегии ЕЭК от 5 июля 2012 года № 200 Положению о Консультативном комитете по конкуренции и антимонопольному регулированию, ценовому регулированию и государственным (муниципальным) закупкам в состав комитета входит подкомитет по государственным (муниципальным) закупкам, при этом в их деятельности могут принимать участие независимые эксперты. Однако в состав данного подкомитета в отличие от соответствующих консультативных органов по другим направлениям интеграции не входят представители общественных объединений, защищающих права предпринимателей.

Поиск формы института оценки регулирующего воздействия должен включать в себя совокупность инструментов, позволяющих учесть интересы субъектов предпринимательства при формировании системы регулирования государственных закупок на пространстве ТС и ЭП.

Использованные источники:

1. Агапова Е.В. особенности закупочных систем разных стран РИСК: Ресурсы, информация, 2012. № 3. С. 91-94

2. Агапова Е.В. Россия - «законодатель мод» в системе развития госзаказа//Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 30. С. 49-53.

Агеев Н.В. аспирант кафедра мировой экономики ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»

Россия, г. Москва ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ Эволюция концепции НИС и инновационного развития мировой экономики прошло несколько этапов, которые широко освещены в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.