Научная статья на тему 'Институт оценки регулирующего воздействия нормативных актов Евразийского экономического Союза в области государственных закупок'

Институт оценки регулирующего воздействия нормативных актов Евразийского экономического Союза в области государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агапова Елена Викторовна

Трансформация нормативного регулирования системы государственных закупок в условиях формирования Единого экономического пространства и Евразийского союза является значимым инструментом формирования единых рынков товаров и услуг. Однако его воздействие на развитие предпринимательской деятельности неоднозначно, и может оказывать влияние на различные отрасли реального сектора экономики, что требует развития инструментария оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов в области развития конкурентной политики и государственного заказа Единого экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агапова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF REGULATORY IMPACT ASSESSMENT DEVELOPMENT OF EURASION UNION ENACTMENTS IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT

Transformation of normative regulation of the public procurement system in the conditions of formation of the Eurasian Union is a very important tool in formation of common markets of goods and services. However, its impact on the development of entrepreneurial activity is ambiguous, which requires the development of regulatory impact assessment instruments of projects normative acts in the field of development of competition policy and procurement system of Eurasian Economy Union.

Текст научной работы на тему «Институт оценки регулирующего воздействия нормативных актов Евразийского экономического Союза в области государственных закупок»

УДК 550:338.05

Агапова Елена Викторовна

Кандидат экономических наук

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации, г. Москва

ИНСТИТУТ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Трансформация нормативного регулирования системы государственных закупок в условиях формирования Единого экономического пространства и Евразийского союза является значимым инструментом формирования единых рынков товаров и услуг. Однако его воздействие на развитие предпринимательской деятельности неоднозначно, и может оказывать влияние на различные отрасли реального сектора экономики, что требует развития инструментария оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов в области развития конкурентной политики и государственного заказа Единого экономического пространства.

Ключевые слова: государственные закупки, оценка регулирующего воздействия, предпринимательство, интеграционные процессы, конкурентная политика, национальная экономика

Elena Agapova

Ph.D. (economics)

The Russian Academy of National Economy and Public Administration under

the President of the Russian Federation, Moscow

INSTITUTE OF REGULATORY IMPACT ASSESSMENT DEVELOPMENT OF EURASION UNION ENACTMENTS IN THE FIELD OF PUBLIC

PROCUREMENT

Transformation of normative regulation of the public procurement system in the conditions of formation of the Eurasian Union is a very important tool in formation of common markets of goods and services. However, its impact on the development of entrepreneurial activity is ambiguous, which requires the development of regulatory impact assessment instruments of projects normative acts in the field of development of competition policy and procurement system of Eurasian Economy Union.

Key words: public procurement, regulatory impact assessment, entrepreneurship, integration processes, competition policy, national economy

На стадии выбора дальнейшего направления развития экономической системы определяются ключевые характеристики нормативных правовых актов. При этом, данный выбор может оказать влияния не только на экономических агентов, являющихся объектов регулирования, но и на смежные отрасли и виды экономической деятельности. Поэтому для комплексно оценки эффективности выбранных направлений развития необходимо учет как прямого так и косвенного влияния на всех экономических субъектов. В этой связи применение инструментов оценки регулирующего воздействия при разработке и принятия законов и нормативно-правовых актов эффективным механизмом защиты прав и законных интересов малого и среднего бизнеса.

В настоящее время происходит становление данного института — формируются критерии оценки нормативных актов, процесс экспертизы нормативных актов все больше носит публичный характер. Однако вопросы оценки регулирующего воздействия оценки нормативных актов, принимаемых в рамках развития интеграционных процессов должны учитывать особенности экономических процессов, происходящих в странах ТС и ЕЭП. Так, в настоящее время обсуждение программных документов, принимаемых Евразийской экономической комиссией происходит с помощью системы Консультативных

Комитетов, в которых могут участвовать также представители общественных объединений и крупные участники рынка, национальные органы власти.

Однако в целом данный механизм не в полной мере позволяет учитывать интересы малого и среднего бизнеса при формировании системы регулирования государственных закупок стран ТС и ЕЭП. С другой стороны, ведение процедуры обсуждения нормативных актов, аналогичной действующей в национальном уровне существенно замедлит принятие нормативных актов и снизит эффективность интеграционных процессов. Поиск формы института оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов является значимой научной задачей.

Актуальность темы исследования также определяет высокой значимостью затрат государственного регулирования как потенциального рынка для субъектов предпринимательства. Так, несмотря на снижение доли использования ВВП для целей госуправления, объем затрат государственного управления постоянно возрастает (рис. 1).

7800

7600

24%

с 7400

Е 7200

7000

" 6800

6600

о- 6400

6200

17%

2002 .г 2003 .г 2004 .г 2005 .г 2006 .г 2007 .г 2008 .г 2009 .г 2010 .г 2011 .г 2012 .г 2013 .г

Рис. 1

Динамика расходов государственного управления (в сопоставимых ценах 2008 г.)

Все указанное делает вопросы учета интересов предпринимателей при трансформации системы регулирования государственных закупок актуальными для развития предпринимательства.

Согласно самому общему определению, оценка регулирующего воздействия — это совокупность инструментов, позволяющих при принятии решений о воздействии на экономику учесть интересы максимального количества субъектов национальной экономики. Развитие данного института началось в Российской Федерации в 2010 году с начала развития публичных консультаций с представителями правового регулирования с целью оценки издержек и рисков при принятии решений относительно регулирования экономики.

Институтом защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ является уполномоченный по правам предпринимателей, указанный институт появился в 2012 году, а в 2013 году был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей». В соответствии со статьей 2 указанного нормативного акта, основными задачами Уполномоченного является защита прав и законных интересов российских субъектов предпринимательства на территории РФ и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Кроме того, оценку регулирующего воздействия путем участия в том числе в публичных обсуждениях, осуществляют публично-правовые объединения (профессиональные сообщества, саморегулируемые организации) в соответствующих профессиональных сферах. В частности, они принимают участие в деятельности экспертных советов при государственных органах, защищают интересы своих членов в суде. В Российской Федерации к таким

общественным организациям относятся РСПП, ОПОРА, Торгово-промышленная палата.

В Республике Казахстан институт оценки регулирующего воздействия находится в стадии становления, при этом совокупность применяемых инструментов идентична с используемыми в Российской Федерации. Так, в настоящее время создается национальная палата предпринимателей Республики Казахстан в задачи которой будут входить представление и защита прав и законных интересов предпринимателей, в том числе и в части оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. В настоящее время указанную деятельность также осуществляют общественные организации, функции которых схожи с российскими — Независимая ассоциация предпринимателей и Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен». При этом в настоящее время в Республике Казахстан уже существует практика применения таких инструментов оценки регулирующего воздействия как публичные слушания с целью обсуждения инвестиционных программ и изменения тарифов естественных монополий.

В Республике Белоруссия процедуры оценки регулирующего воздействия рамочно определены законом «Об основах административных процедур», где указаны случаи рассмотрения обращений субъектов предпринимательства по вопросу влияния нормативных правовых актов на уровень издержек и рисков на осуществление деятельности.

Таким образом, при обсуждении проектов нормативных правовых актов интересы предпринимательских структур могут учитываться как при формировании общей позиции в рамках общественного объединения, так и быть учтенными в рамках публичных слушаний и посредством осуждения регулятивного характера на уровне специализированного уполномоченного органа.

Сложившийся в Российской Федерации и Республике Казахстан институт оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов включает в себя непосредственно инструменты обращения в орган власти непосредственно осуществляющий разработку нормативного акта, обращение в общественную организацию и уполномоченный орган. При этом все процедуры взаимодействия участников нормативно определены и также определены, а также определен порядок рассмотрения обращения.

Очевидно, что данный механизм не может быть применен на наднациональном уровне из-за различий в нормативном регулировании предпринимательской деятельности в странах ТС и ЕЭП

На наднациональном уровне взаимодействие уполномоченных национальных органов власти и наднациональных органов нормативно определено. В Российской Федерации с 1 июля 2013 года такая оценка осуществляется федеральными органами исполнительной власти в отношении не только проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов, но и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, то на уровне обсуждения позиций. Целью оценки в том числе является определение и оценка возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявление в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов и рисков ведения деятельности.

Между тем, при рассмотрении проектов нормативных актов на наднациональном уровне в Евразийской экономической комиссии порядок рассмотрения указанных положений общественными организациями и отдельными субъектами предпринимательства не определен, однако существуют процедуры частично замещающие указанные инструменты. Так, на официальном

сайте ЕЭК возможно отправить комментарий к рассматриваемым нормативным актам, однако порядок их учета при принятии нормативных актов не определен.

Общественные организации могут быть включены в состав Консультативного комитета или подкомитета по соответствующему направлению интеграции. Так, согласно утвержденному Решением Коллегии ЕЭК от 5 июля 2012 года № 200 Положению о Консультативном комитете по конкуренции и антимонопольному регулированию, ценовому регулированию и государственным (муниципальным) закупкам в состав комитета входит подкомитет по государственным (муниципальным) закупкам, при этом в их деятельности могут принимать участие независимые эксперты. Однако в состав данного подкомитета в отличие от соответствующих консультативных органов по другим направлениям интеграции не входят представители общественных объединений, защищающих права предпринимателей.

Поиск формы института оценки регулирующего воздействия должен включать в себя совокупность инструментов, позволяющих учесть интересы субъектов предпринимательства при формировании системы регулирования государственных закупок на пространстве ТС и ЭП. В частности, возможно рассмотреть вопрос об включении таких положений в нормативные документы, регламентирующие деятельности Евразийской экономической комиссии как обязательное включение в консультативные органы Комиссии ЕЭП представителей общественных объединений стран ТС и ЕЭП и положение о рассмотрении замечаний на рассматриваемые проекты нормативных правовых актов в части их содержательного анализа.

Литература

1. Агапова Е.В. особенности закупочных систем разных стран РИСК: Ресурсы, информация, 2012. № 3. С. 91-94

2. Агапова Е.В. Россия — «законодатель мод» в системе развития госзаказа//Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 30. С. 49-53.

3. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов//Право и экономика.-2005. -№ 2. -С. 44-52.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

5. Фоков А.П. Международно-правовые гарантии статута суда Евразийского экономического сообщества//Рос. судья. 2011. № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.