Социально-политические науки
22014
5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
5.1. ВИДЫ И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ, ОБЛАДАЮЩИХ НАДНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА, В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Трунина Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Место работы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Аннотация: в статье рассматриваются органы Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также иные органы, созданные государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства для обеспечения эффективного функционирования Таможенного союза, а также дается краткая характеристика компетенции данных органов.
Ключевые слова: орган, компетенция, таможенный союз, таможенное дело, наднациональные полномочия.
TYPES AND COMPETENCE OF THE BODIES WITH SUPRANATIONAL POWERS IN THE FIELD OF CUSTOMS BUSINESS, IN CONDITIONS OF THE CUSTOMS UNION AND THE SINGLE ECONOMIC SPACE
Trunina Ekaterina Vladimirovna, candidate of legal Sciences, the associate Professor of the chair of civil law and process Place of employment: the Mordovian State University
Abstract: The article considers the bodies of the Customs Union and the Common Economic Space , as well as other bodies set up by Member States of the Customs Union and Common Economic Space for the effective functioning of the Customs Union, and also brief characteristic of competence of these bodiesand.
Keywords: authority, competence, customs union, customs, supranational authority.
Появление структур, обладающих наднациональными полномочиями в области таможенного дела, является отражением происходящих в последние годы процессов глобализации и интеграции, ключевую роль в которых играет образование Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП). В рамках региональной евразийской интеграции Россия, Республика Беларусь и Республика Казахстан по взаимной договоренности делегировали часть своих суверенных полномочий органам Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Указанные процессы обусловлены, прежде всего, существенной трансформацией правового регулирования таможенных отношений, возникающих в пространственных границах единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза. С образованием Таможенного союза следует констатировать возникновение двухуровневого порядка таможенного регулирования: наднационального, формируемого на уровне таможенного законодательства Таможенного союза и национального, формируемого законодательством государств-членов Таможенного союза. При этом приоритетный характер стало иметь наднациональное таможенное регулирование, национальное таможенное регулирование осуществляется по остаточному принципу.
В настоящее время институциональную основу Таможенного союза и ЕЭП составляют следующие органы:
Высший Евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического сообщества. Высшим органом Таможенного союза и ЕЭП является Высший Евразийский экономический совет, которому после подписания Договора «О Евразийской экономической комиссии» перешли полномочия Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (Межгоссовета). Правовую основу деятельности Высшего органа Таможенного союза составляют следующие документы:
- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (подписан в г. Астане 10.10.2000)1;
- Положение о Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества, утвержденное решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. № 32;
- Правила процедуры Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, утвержденные решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. № 4 (в ред. от 10.10.2008 г. № 378).
В состав его входят главы государств и главы правительств государств - членов Таможенного союза. К компетенции Евразийского экономического совета отнесено рассмотрение принципиальных, стратегических вопросов Сообщества. Он обладает широким перечнем правотворческих и регулятивных полномочий. В
1 Собрание законодательства РФ. 18.02.2002. № 7. Ст. 632 Официальный сайт Евразийского экономического сообщества: http://www.evrazes.com/docs/view/5
50
Трунина Е. В.
ВИДЫ И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ, ОБЛАДАЮЩИХ НАДНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
частности,
- определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Таможенного союза и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Таможенного союза;
- рассматривает и принимает решения по вопросам, связанным с общими интересами государств, формирующих Таможенный союз;
- определяет перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза;
- определяет структуру и порядок деятельности Евразийской экономической комиссии и Суда ЕврАзЭС и др.
Постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза и ЕЭП является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), созданная договором от 18 ноября 2011 года3. ЕЭК как правопреемница действующей до этого Комиссии Таможенного союза наделена значительно большими полномочиями, чем ее предшественница. Комиссия имеет двухуровневую структуру и состоит из Совета и Коллегии Комиссии. Большой объем властных наднациональных полномочий, которыми наделен данный орган, предопределяет применение различных правовых форм деятельности, основное место среди которых принадлежит правотворческим и регулятивным формам. ЕЭК принимает решения, имеющие обязательный характер для государств-членов Таможенного союза, которые входят в договорно-правовую базу Таможенного союза. Комиссия может быть наделена Высшим Евразийским экономическим советом правом подписывать международные договоры по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии. Довольно разнообразны регулятивные полномочия ЕЭК. В частности, Совет Комиссии вносит на утверждение Высшего Евразийского экономического совета основные направления интеграции; утверждает перечень департаментов Комиссии; одобряет бюджет Комиссии, дает поручения Коллегии Комиссии; принимает решения об образовании представительств Комиссии в Сторонах договора и др. К регулятивным полномочиям Коллегии Комиссии следует отнести выработку предложений в сфере интеграции, включая
- разработку и реализацию основных направлений интеграции;
- разработку рекомендаций по вопросам формирования, функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства;
- осуществление в пределах своих полномочий взаимодействия с органами государственной власти Сторон;
- создание консультативных органов при Коллегии Комиссии и др.
Далее, ЕЭК осуществляет также и правоприменительную деятельность в области таможенного дела, например, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров (ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза). Закрепленные за ЕЭК функции позволяют констатировать наличие у данного органа правоохранительных полномочий. Так, на ЕЭК возложена задача обеспечения реализации международных договоров, формирующих договорноправовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, осуществление мониторинга и контроля за исполнением данных договоров, а также решений ЕЭК. Указанные полномочия подкреплены соответствующими правами, заключающиеся в приме-
3 Договор о Евразийской экономической комиссии (Подписан в г. Москве 18.11.2011) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 1. Январь.
нении к нарушителям соответствующих мер воздействия. Нельзя не отметить такую важную функцию ЕЭК, возложенную на Коллегию Комиссии, как оказание государствам-участникам Таможенного союза содействия в урегулировании споров в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства до обращения в Суд ЕврАзЭС.
Важнейшими элементами создаваемых межгосударственных интеграционных образований являются судебные структуры, которые в Таможенном союзе и ЕЭП представлены Судом ЕврАзЭС. Его правовой статус определен Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Статутом Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 5024. Создание Таможенного союза обусловило расширение компетенции данного суда5. На данный момент Суд наделен следующими полномочиями:
1) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза;
2) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;
3) дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов, принятых его органами;
4) разрешает споры между ЕЭК Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза. Статут в п. 5 ст. 13 закрепляет возможность расширения компетенции суда за счет иных договоров, заключаемых в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза.
Таким международным договором является Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г., в соответствии с которым Суд наделяется компетенцией по рассмотрению дел по заявлениям хозяйствующих субъектов:
1) об оспаривании актов ЕЭК или их отдельных положений;
2) об оспаривании действий (бездействия) ЕЭК6.
Анализ международно-правовых документов показывает, что участниками таможенных правоотношений могут быть не только непосредственно сами органы
4 Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 502 «О новой редакции Статута Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 года № 122, и проекте Протокола о внесении изменений в Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 года» //Бюллетень международных договоров. № 4. Апрель. 2012 (Статут).
5 Протокол от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор
06 учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // Бюллетень международных договоров. № 1. Январь. 2008
6 Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 09.12.2010 № 534 «О Договоре об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http:// www.eurasiancommission.org
51
Социально-политические науки
22014
Таможенного союза, но вспомогательные структуры, создаваемые органами Таможенного союза. Например, при Высшем органе Таможенного союза создан Экспертный совет в рамках таможенного союза, который рассматривает заявления юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, государств-членов Таможенного союза по вопросу соответствия решений ЕЭК, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза7. Далее, Коллегия ЕЭК наделена полномочиями по созданию консультативных органов. Например, решением Коллегии ЕЭК от 31 мая 2012 г. № 52 утверждено Положение о Консультативном комитете по таможенному регулированию8. Данный комитет является консультативным органом, обеспечивающим выработку предложений по вопросам таможенного регулирования, по которым Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения. Положение определяет задачи данного комитета, к числу основных из которых относятся: рассмотрение вопросов, связанных с оценкой состояния и выработкой путей совершенствования таможенного законодательства ТС; выработка согласованных действий уполномоченных органов исполнительной власти государств-членов ТС, а также рассмотрение вопросов, возникающих при практической реализации положений актов таможенного законодательства ТС и др. Данный орган полномочен взаимодействовать с уполномоченными органами Сторон по вопросам, входящим в компетенцию Комитета; запрашивать в установленном порядке и получать у уполномоченных органов Сторон материалы и необходимую информацию; приглашать для участия в заседаниях Комитета и (или) в рабочие и экспертные группы независимых экспертов и др. (ст. 5 Положения).
Для обеспечения деятельности Высшего Евразийского экономического совета, решения собственных задач ЕЭК вправе образовывать департаменты, которые обеспечивают реализацию функций и задач наднациональных органов Таможенного союза и Единого экономического пространства, но и сами наделяются соответствующими полномочиями, позволяющими им участвовать в таможенных правоотношениях. В настоящее время в структуре ЕЭК образовано 23 департамента по различным направлениям деятельности данного наднационального органа, в числе которых, например, Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики, Департамент таможенной инфраструктуры, Департамент развития интеграции и др.
К числу органов, обладающих наднациональными полномочиями в области таможенного дела, следует относить и иные органы, создаваемые государствами-членами Таможенного союза и ЕЭП для решения связанных с функционированием единой таможенной территории практических задач. Примером подобных органов является Объединенная коллегия таможенных служб государств-членов Таможенного союза, учрежденная правительствами государств-членов Таможенного союза в целях координации взаимодействия таможенных служб данных государств, обеспече-
7 Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 16 «Об Экспертном совете в рамках таможенного союза» (вместе с «Положением об Экспертном совете в рамках таможенного союза») // http://www.eurasiancommission.org
8 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии:
http://www.eurasiancommission.org
ния реализации целей и задач Таможенного союза, унификации применения таможенного законодательства и таможенного регулирования по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов государств-членов Таможенного союза9. Статья 5 Договора закрепляет следующие пять задач Объединенной коллегии:
1) координация деятельности таможенных служб государств Сторон в рамках Таможенного союза;
2) участие в формировании единой правовой базы Таможенного союза по вопросам таможенного дела в части, касающейся компетенции таможенных служб государств Сторон;
3) обеспечение единообразного применения таможенного законодательства Таможенного союза в пределах своей компетенции;
4) обеспечение унифицированного порядка организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств на единой таможенной территории Таможенного союза;
5) содействие реализации таможенной политики на единой таможенной территории Таможенного союза.
Следует отметить, что перечень субъектов, обладающих наднациональными полномочиями в области таможенного дела, не является статичным, он будет меняться вслед за углублением евразийской интеграции в рамках процесса становления институциональной основы Евразийского экономического союза.
Список литературы:
1. Договор о Евразийской экономической комиссии (Подписан в г. Москве 18.11.2011) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 1. Январь.
2. Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 18.02.2002. № 7. Ст. 632
3. Договор об объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 22 июня
2011 г. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org
4. Протокол от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // Бюллетень международных договоров. № 1. Январь. 2008
5. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от
05.07.2010 № 502 «О новой редакции Статута Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 года № 122, и проекте Протокола о внесении изменений в Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 года» //Бюллетень международных договоров. № 4. Апрель.
2012 (Статут).
6. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от
09.12.2010 № 534 «О Договоре об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org
7. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 16 «Об Экспертном совете в рамках тамо-
9 Договор об объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 22 июня 2011 г. // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org/_layouts/Lanit.EEC.Desicions/Do wnload.aspx?IsDlg=0&print=1&ID=3077
52
Трунина Е. В.
ВИДЫ И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ, ОБЛАДАЮЩИХ НАДНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
женного союза» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org
Reference list:
1. The Treaty on the Eurasian economic Committee (Signed, in Moscow on November 18) // Bulletin of international treaties. 2013. № 1. January.
2. The Treaty establishing the Eurasian economic community of 10 October 2000 // collected legislation of the Russian Federation. 18.02.2002. № 7.St.632.
3. The contract about joint Board of customs services of the member States of the Customs Union on June 22, 2011 // Official site of the Eurasian economic Committee: http://www.eurasiancommission.org
4. The Protocol of October 6, 2007 on introducing amendments to the Agreement on establishment of the Eurasian economic community of 10 October 2000) / / Bulletin of international treaties. № 1. January. 2008
5. The decision of the EurAsEC Interstate Council on 5 July № 502 «About new edition of the Statute of the Court of the Eurasian economic community as approved by the Decision of the EurAsEC Interstate Council on April 27, 2003 № 122, and the draft Protocol on amending the Agreement between the Commonwealth of Independent States and Eurasian economic community on the implementation of the Economic Court of the Commonwealth of Independent States functions of the Court of the Eurasian economic community dated March 3, 2004» //Bulletin of international treaties. № 4. April. 2012 (the Statute).
6. The decision of the EurAsEC Interstate Council. № 534
«On Agreement about the appeal in the court of the EurAsEC economic entities in disputes within the Customs Union and the peculiarities of proceedings on his» // Official site of the Eurasian economic Commit-
tee:http://www.eurasiancommission.org
7. The decision of the EurAsEC Interstate Council dated November 27, 2009 № 16 «About the Expert Council under tmoge spent Union» // Official site of the Eurasian economic Committee: http://www.eurasiancommission.org
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Е.В. Труннной «Виды и компетенция органов, обладающих наднациональными полномочиями в области таможенного дела, в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства».
Институт наднациональных органов, образованных в связи с созданием в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза, - является новым и актуальным предметом научных исследований в юридической науке. Теоретическая значимость статьи состоит в подробной систематизации органов, обладающих наднациональными полномочиями в области таможенного дела. К данным органам автор относит, прежде всего, органы Таможенного союза и Единого экономического пространства: Высший Евразийский экономический совет, Евразийскую экономическую комиссию, Суд Евразийского экономического сообщества, а также создаваемые указанными органами вспомогательные структуры. Дается общая характеристика их компетенции.
Научную ценность представляет вывод автора о том, что к числу органов, обладающих наднациональными полномочиями в области таможенного дела, следует относить и иные органы, создаваемые государствами-членами Таможенного союза для решения связанных с функционированием союза практических задач. Приводятся примеры подобных органов.
Статья написана на высоком теоретическом уровне, логична, последовательна, интересна, и может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.
Декан юридического факультета, заведующая кафедрой международного и европейского права Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева профессор, д.и.н.
Ю.И. Сушкова
53