Научная статья на тему 'Значение создания Евразийской экономической Комиссии для развития единого экономического пространства'

Значение создания Евразийской экономической Комиссии для развития единого экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕВРАЗЭС / ЕЭП / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратушняк Елена Сергеевна

В статье рассматриваются отдельные этапы, цели и задачи формирования ЕЭП ЕврАзЭС, образование первого наднационального органа ЕврАзЭС, Евразийской экономической комиссии, дается оценка значению ее создания и определение сферы деятельности, а также делается вывод о том, что создание первого наднационального органа в структуре управления ЕЭП является значительным шагом на пути его развития в составе России, Беларуси и Казахстана, способного стать основой формирования Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE EURASIAN ECONOMIC COMMISSION ESTABLISHMENT FOR THE COMMON ECONOMIC SPACE

This note provides the main options, objectives and tasks of creating and developing of the Single economic space EurAsEC, the main characteristic of the first supranational body such as the Eurasian Economic Commission (EEC), besides it provides the assessing the role of the creating process one and the conclusion that EEC is a significant step towards the development of the Single economic space of Russia, Belarus and Kazakhstan that could be used for the creating of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Значение создания Евразийской экономической Комиссии для развития единого экономического пространства»

УДК 339.924:339.543.62

Е.с. Ратушняк ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные этапы, цели и задачи формирования ЕЭП ЕврАзЭС, образование первого наднационального органа ЕврАзЭС, Евразийской экономической комиссии, дается оценка значению ее создания и определение сферы деятельности, а также делается вывод о том, что создание первого наднационального органа в структуре управления ЕЭП является значительным шагом на пути его развития в составе России, Беларуси и Казахстана, способного стать основой формирования Евразийского экономического союза. Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, ЕврАзЭС, ЕЭП, международная торговля, региональная интеграция, таможенный союз.

Elena Ratushnyak THE IMPORTANCE OF THE EURASIAN ECONOMIC

COMMISSION ESTABLISHMENT FOR THE COMMON ECONOMIC SPACE

Abstract: This note provides the main options, objectives and tasks of creating and developing of the Single economic space EurAsEC, the main characteristic of the first supranational body such as the Eurasian Economic Commission (EEC), besides it provides the assessing the role of the creating process one and the conclusion that EEC is a significant step towards the development of the Single economic space of Russia, Belarus and Kazakhstan that could be used for the creating of the Eurasian Economic Union.

Keywords: external economic activity, EurAsEC, Common economic space, regional economic integration, customs union.

Единое экономическое пространство (далее - ЕЭП) - проект экономической и политической интеграции трех государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии. Президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины 23 февраля 2003 года заявили о намерении сформировать ЕЭП [3].

19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главами России, Беларуси, Украины и Казахстана было подписано Соглашение о формировании ЕЭП, которое предусматривало разработку Комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления чего требовалось заключение около пятидесяти договоров. В середине 2006 года было принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза (далее - ТС) будет проходить на базе ЕврАзЭС с учетом наработок проекта ЕЭП. Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства [5]. Весь пакет документов, формирующих ЕЭП, подписан в декабре 2010 года, ратифицирован сторонами и вступил в силу с 1 января 2012 года.

В целях обеспечения дальнейшей подготовки документов в развитие базовых соглашений по ЕЭП подготовлен План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден Межгоссоветом ЕврАзЭС (Высшим органом ТС) на уровне глав правительств 15 марта 2011 года. Этот план предусматривает разработку и принятие 13 международных договоров и 42 иных документов в срок до конца 2015 года. Кроме того, правительствам сторон предстоит обеспечить выполнение более 70 обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками. Принятие этих документов и выполнение правительствами сторон обязательств по соглашениям обеспечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП [5].

© Ратушняк Е.С., 2014

Формирование единой экономической политики является одним из приоритетных направлений, которыми руководствуются государства-участники при создании ЕЭП. Целью единой экономической политики является создание благоприятных условий для повышения внутренней устойчивости экономик государств-участников ЕЭП, гармонизации законодательства трех стран, а также углубления интеграции в рамках ЕЭП, для стран-участников которого действует принцип реализации четырех свобод: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Основой функционирования ЕЭП являются согласованные действия в макроэкономике, валютной, конкурентной политике, в сфере естественных монополий, транспорта, техрегламентов, промышленных и сельскохозяйственных субсидий. В частности, в сфере технического регулирования снимаются технические барьеры в торговле между тремя странами, на всей территории ЕЭП будут действовать единые технические регламенты.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации четко определяются макроэкономические параметры по аналогии с Пактом о стабильности Европейского союза. Определены количественные параметры, определяющие устойчивость экономического развития: дефицит бюджета не выше 3 % ВВП, государственный долг не выше 50 % ВВП, уровень инфляции не превышает более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции страны-участницы ЕЭП с наименьшим ростом цен. В части обеспечения свободы движения капитала договорились идти по пути либерализации, упрощения валютного регулирования, снятия избыточных ограничений.

В сфере финансовых услуг предусматривается продвижение к взаимному признанию лицензий. Постепенно на едином рынке будут действовать единые требования к банковским, страховым услугам, услугам на рынке ценных бумаг. Запланированы совместные действия для завершения перехода участников финансового рынка на использование международных стандартов финансовой отчетности.

Устанавливаются единые для трех стран правила конкуренции, что обеспечивает равные возможности ведения бизнеса, защиту от недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Доступ к государственным заказам для предпринимателей трех стран либерализуется, в то время как деятельность субъектов естественных монополий будет регулироваться по единым принципам и правилам. Создание ЕЭП позволило обеспечить благоприятный режим инвесторам для участия в приватизации. Для обеспечения защиты товарных знаков, авторских прав, наименований мест происхождения товаров стороны договорились о единых принципах защиты прав интеллектуальной собственности, основанных на общей международной правовой базе. Одновременно значительно смягчаются условия перемещения рабочей силы между странами-участницами, в частности отменяются квоты в отношении трудящихся-мигрантов, до 30 дней увеличивается срок освобождения от регистрации. При этом все договоренности базируются на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая нормы и правила ВТО.

Развитие институциональной среды ЕЭП включает в себя создание и развитие Суда ЕврАзЭС как института разрешения споров, единое окно в каждом государстве в качестве внутристрановых механизмов взаимодействия с ЕЭП, создание площадок для взаимодействия с бизнесом и расширение полномочий и оптимизации организационной структуры наднационального органа - создание и развитие Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК). Очевидно, что создание ЕЭК стало значительным шагом на пути развития ЕЭП России, Беларуси и Казахстана, поскольку необходимость трансформации Комиссии Таможенного союза (далее - КТС), которая являлась институциональной структурой трех стран на этапе ТС, и создания нового независимого органа интеграционного объединения в рамках ЕврАзЭС возникла с момента начала функционирования ЕЭП и передачей на наднациональный уровень регулирования свыше 90 функций и полномочий в разных сферах экономики. Так, решением Президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан 18 ноября 2011 года создана ЕЭК как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и

ЕЭП (на сегодняшний день в состав входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан с возможностью присоединения других стран) и подписан соответствующий договор «О Евразийской экономической комиссии». Этот орган имеет статус наднационального органа управления. Более того, организация не подчинена какому-либо из правительств трех стран, а решения ЕЭК обязательны для исполнения на территории трех стран.

Таким образом, ЕЭК является независимым органом интеграционного формирования и управления экономическими процессами трех стран на евразийском экономическом пространстве. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. ЕЭК передаются полномочия упраздняемой КТС. Необходимо отметить, что отличительной особенностью ЕЭК является то, что она - постоянно действующий орган управления ТС и ЕЭП с собственной компетенцией и правом самостоятельной подготовки и принятия решений, в то время как КТС такими полномочиями не обладала. Финансирование ЕЭК будет осуществляться за счет долевых взносов стран-участниц ЕЭП, то есть России, Беларуси и Казахстана. Уже с февраля 2012 года ЕЭК начала свою работу.

Поскольку основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, то формально деятельность, осуществляемую ЕЭК в рамках, определенных международными договорами ТС и ЕЭП, можно разделить на две сферы, одна из которых - сфера реализации функций ТС. Сюда относятся:

— таможенно-тарифное и нетарифное регулирование (устанавливает ставки ЕТТ, ведет единую Товарную номенклатуру ВЭД ТС, проводит специальные защитные, компенсационные и антидемпинговые расследования);

— таможенное администрирование;

— техническое регулирование (утверждает технические регламенты и другие документы, необходимые для выпуска продукции в обращение на территории ТС, ведет Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС);

— санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры (ведет единые перечни подконтрольной продукции, утверждает единые требования к этой продукции, единый порядок ввоза ее на территорию ТС);

— зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин и др.

— ДР-

Другая сфера деятельности ЕЭК - в области реализации функций ЕЭП:

— макроэкономическая политика (разрабатывает основные направления экономического развития, определяет сценарные параметры и основные ориентиры макроэкономической политики);

— конкурентная политика (действует как антимонопольный орган по защите конкуренции на трансграничных рынках);

— естественные монополии (согласовывает перечень сфер естественных монополий в странах-членах ЕЭП);

— государственные и (или) муниципальные закупки (имеет право отменять решения национальных органов, устанавливающих изъятия из национального режима);

— взаимная торговля услугами и инвестиции;

— транспорт и перевозки (согласовывает исключительные тарифы на ж/д перевозки);

— валютная политика.

Вместе с тем в системе наднационального регулирования ЕЭП по аналогии с институциональной структурой Европейского союза, где есть Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств стран-участниц, предусмотрен Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств или правительств, который рассматривает принципиальные вопросы, связанные с

общими интересами государств-членов ЕЭП, определяет стратегию развития интеграции. В структуре ЕЭК предусмотрена двухуровневая система регулирования, включающая межгосударственную (Совет Комиссии) и наднациональную (Коллегия Комиссии) составляющие. Совет Комиссии (межгосударственная составляющая), в которую входят по одному представителю от каждой стороны, являющемуся заместителем главы правительства, принимает решения по наиболее важным вопросам развития интеграции, рассматривает проекты международных договоров по формированию ТС и ЕЭП, принимает решения по вопросам, не согласованным на уровне Коллегии. Коллегия Комиссии (наднациональная составляющая), состоящая из девяти членов - по три представителя от каждой стороны, один из которых является Председателем Коллегии Комиссии, - является исполнительным органом Комиссии и обеспечивает условия функционирования данного интеграционного объединения, осуществляет выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках ТС и ЕЭП, взаимодействует с органами государственной власти сторон и контролирует ход исполнения ими принятых в рамках соглашений ТС и ЕЭП обязательств [1].

Члены Коллегии - это независимые международные чиновники, которые действуют в интересах ТС и ЕЭП в целом. Кроме того, при Коллегии Комиссии могут создаваться консультативные органы, цель деятельности которых - выработка предложений для Коллегии по вопросам, входящим в их компетенцию. Поскольку стороны участвуют в работе Комиссии через своих уполномоченных представителей органов государственной власти в консультативных комитетах при Комиссии, то соответственно, к настоящему времени при ЕЭК уже созданы Консультативные комитеты по торговле; по техническому регулированию; применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; по налоговой политике и администрированию; по таможенному регулированию; по транспорту и инфраструктуре; по естественным монополиям; по промышленности; по агропромышленному комплексу.

Кроме того, внешнеэкономический комплекс любой страны составляет совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий и организаций, систематически производящих и реализующих экспортные ресурсы всех видов, потребляющих импортные товары (услуги) и осуществляющих все виды внешнехозяйственной деятельности. Внешнеэкономическая деятельность реализуется на уровне как государственных органов власти и управления, так и хозяйственных организаций и направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и тор-гово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей [2]. Создание же ЕЭК способствует обеспечению не только эффективной реализации внешнеэкономической деятельности государства на уровне государственных органов власти, но и может являться своеобразным катализатором в процессе заключения и исполнения контрактов и договоров в пределах гражданского права.

Так, по итогам Второго бизнес-форума «Единое экономическое пространство: новые возможности промышленного развития», состоявшегося 15 июня 2012 г. в Санкт-Петербурге, подписан меморандум о взаимодействии ЕЭК и Белорусско-казахстанско-российского партнерства, или бизнес-диалога, созданного крупными ассоциациями промышленников и предпринимателей трех стран (Белорусский союз некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)», Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен», Российский союз промышленников и предпринимателей) [4]. Таким образом, создаются рамки для постоянного тесного взаимодействия бизнеса евразийского пространства и ЕЭК по системным и стратегическим вопросам развития ЕЭП, что предполагает активное участие бизнес-диалога в формировании нормативно-правовой базы ТС и ЕЭП, в том числе подготовку предложений по конкретным вопросам. С принятием данного документа у бизнеса появляется возможность решать свои проблемы напрямую с ЕЭК, минуя органы государственной власти сторон.

Таким образом, с созданием ТС и ЕЭП формируется новый масштабный рынок трех стран со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, со значительным потенциалом, дающим новый импульс процессу либерализации условий для ведения бизнеса, улучшения инвестиционного климата и позволяющим странам ТС и ЕЭП выйти на более интенсивную и высокую траекторию развития. Формирование же наднационального регулирующего органа ТС и ЕЭП является лишь определенным этапом в движении государств-участниц к более высокому уровню интеграции, созданию Евразийского экономического союза, который уже к настоящему времени принес определенные положительный результаты в процессе интеграционного строительства.

Библиографический список

1. Договор о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011.

2. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, C.B. Саркисов. -М.: Дело, 2007.

3. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации: История создания Единого экономического пространства [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ved.gov.ru/vnesheconom/eap/o_eap/ (дата обращения: 09.10.2013).

4. Международная конференция «Евразийский союз: амбиции, проблемы, перспективы» [Электронный ресурс]. - URL: http://eurasian-conf.com/conf2012/about/media/?ELEMENT_ID=168 (дата обращения: 09.10.2013).

5. Евразийское экономическое сообщество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.evrazes.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.