Научная статья на тему 'На пути к Евразийскому экономическому Союзу'

На пути к Евразийскому экономическому Союзу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / ЕЭС / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / CIS / EU / EURASIAN ECONOMIC AREA / CUSTOMS UNION / INTEGRATION / REGIONALIZATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мансуров Таир Аймухаметович

Несомненно, создание Единого экономического пространства является примером наиболее успешной интеграции постсоветских стран. Наша ближайшая задача полная реализация потенциала Таможенного союза и ЕЭП, в дальнейшем создание экономического союза, а в будущем Евразийского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Road to the Eurasian Economic Union

The formation of the United Economic Area shows an example of the most successful integration of the post-Soviet countries, Our nearest task is a full implementation of the potential of the Customs Union and this Area with further goals of creating an economic alliance and still further Eurasian Union.

Текст научной работы на тему «На пути к Евразийскому экономическому Союзу»

Т.А. Мансуров

НА ПУТИ К ЕВРАЗИЙСКОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОЮЗУ

Мансуров Таир Аймухаметович - доктор политических наук,

Генеральный секретарь ЕврАзЭС.

Главы государств Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) 10 октября 2000 г. в Астане. Оно было создано для ускорения формирования Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Другая важная цель - координация действий государств - членов ЕврАзЭС при их интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

ЕврАзЭС использует международную практику поэтапного осуществления интеграционных процессов (в соответствии с которой создавался и Европейский союз): от зоны свободной торговли через Таможенный союз к общему рынку. Эти задачи успешно выполнены - Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России начал работу с 1 января 2010 г., на полноформатный режим работы он вышел с 1 июля 2011 г., а ЕЭП начинает функционировать с 1 января 2012 г. Таким образом, интеграционные процессы планомерно ведут государства Сообщества к созданию общего рынка, аналогичного Европейскому союзу, в котором будет более эффективно использоваться их совокупный природный, экономический и человеческий потенциал.

Решение о формировании Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России было принято главами государств Сообщества на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 6 октября 2007 г. Тогда же был утвержден План действий по его формированию на 2008-2010 гг., в соответствии с которым Таможенный союз формировался в три этапа: предварительный - до 1 января 2010 г., первый - до 1 июля 2010 г. и второй - до 1 июля 2011 г.

Сейчас Таможенный союз действует по всем международным стандартам с единой таможенной территорией, единым таможенным тарифом и Таможенным кодексом ТС. Работает Комиссия Таможенного союза - первый над-

национальный орган на постсоветском пространстве, в состав которой вошли вице-премьеры правительств Беларуси, Казахстана и России.

Образование Таможенного союза привело к созданию более крупного рынка для бизнес-структур всех трех государств, выигрыш получили и производители, и потребители. Оборот взаимной торговли стран ТС в 2010 г. возрос на 21% и составил 88,4 млрд. долл., а за десять месяцев 2011 г. - на 40% - до 100 млрд. долл.

Главы государств Д.А. Медведев, Н.А. Назарбаев и А.Г. Лукашенко считают, что создание и успешное функционирование Таможенного союза - это действительно крупный прорыв на постсоветском пространстве.

Но самое главное сегодня - то, что для населения, товаропроизводителей и участников внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории сняты административные, таможенные и прочие барьеры и товары свободно перемещаются по единой таможенной территории. Импортные товары из других стран, прошедшие таможенное оформление на внешней границе Таможенного союза, также беспошлинно передвигаются внутри Таможенного союза и конкурируют с товарами, производимыми в наших странах. Все это способствует дальнейшему росту объемов взаимной торговли и инвестиций, усилению добросовестной конкуренции, и в конечном итоге -более устойчивому экономическому развитию наших стран.

Зримые успехи в работе Таможенного союза создали условия для дальнейшего углубления интеграционных процессов, которые позволили начать переход к новому этапу интеграции - созданию Единого экономического пространства. 19 декабря 2009 г. на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий по формированию ЕЭП на 2010-2011 гг.

ЕЭП - это пространство, объединяющее территории Беларуси, Казахстана и России, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансо-вая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Практическое осуществление проекта ЕЭП потребовало большого объема работы по решению правовых, институциональных, технических, организационных и процедурных вопросов в целом ряде взаимосвязанных областей, а также множества встреч и согласований на высшем уровне по целому ряду принципиальных вопросов, связанных с интеграцией.

Политическая воля глав государств, активная работа правительств Сторон и органов Сообщества позволили обеспечить разработку и принятие Межгоссоветом ЕврАзЭС (высшим органом Таможенного союза) междуна-192

родных документов по формированию ЕЭП всего за один год вместо планируемых двух. В ноябре-декабре 2010 г. был принят пакет из 17 базовых международных соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП Беларуси, Казахстана и России, по следующим направлениям:

- проведение согласованной экономической политики и гармонизация систем регулирования экономики;

- создание общего рынка услуг, капитала, трудовых ресурсов;

- проведение согласованной валютной политики;

- формирование общего энергетического рынка, доступ к услугам естественных монополий в сфере нефти, газа, энергетики и железнодорожного транспорта;

- техническое регулирование.

Эти соглашения были ратифицированы Сторонами. Затем, 19 декабря

2011 г., на заседании Высшего Евразийского экономического совета главами трех государств было принято решение о введении их в действие с 1 января

2012 г., что означает начало функционирования ЕЭП.

Отмечу, что для обеспечения полноформатного функционирования ЕЭП потребуется в период с 2011 по 2015 г. принять еще 13 международных договоров и 42 иных документа (т.е. подзаконных актов, методик и др.), а правительствам стран обеспечить выполнение более 70 обязательных мероприятий по Соглашениям ЕЭП в соответствии с установленными в них конкретными сроками.

Прошедший 2011 г. был для ЕврАзЭС напряженным, как и предыдущие годы масштабной созидательной интеграции. В 2011 г. в рамках создания ЕЭП нами подготовлено восемь международных договоров, из них четыре относятся к охране и защите прав интеллектуальной собственности, три - к проведению согласованной валютной политики, один - к услугам естественных монополий в сфере энергетики. Также разработаны 17 проектов подзаконных актов, из них два - касаются функционирования общего рынка нефти и нефтепродуктов, три - услуг естественных монополий по транспортировке газа, два - электроэнергетики, четыре - железнодорожного транспорта, четыре - технического регулирования, два - господдержки сельского хозяйства.

Отмечу, что формирование общего рынка будет обеспечиваться за счет создания благоприятных равных условий для торговли и инвестиций, проведения единой конкурентной политики, установления общих правил в области регулирования деятельности естественных монополий, унификации практики предоставления субсидий, отказа от антидемпинговых и иных защитных мер, гармонизации технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетарифных барьеров, упрощения регулирования трудовой миграции.

Часть из этого уже выполнена - общий рынок товаров создан в рамках Таможенного союза.

Структурные элементы Единого экономического пространства

Заработает общий рынок услуг, включающий торговые, транспортные, финансовые, юридические, образовательные, медицинские, информационные и другие услуги. Формирование общего рынка услуг предусматривает предоставление национального режима предприятиям-резидентам сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности и гармонизацию национального законодательства.

Будет создан общий рынок капитала, который означает свободное перемещение и привлечение капитала внутри ЕЭП, а также создание национального режима для инвесторов из стран ЕЭП без каких-либо ограничений.

В дальнейшем предусматривается создание общего финансового, банковского и страхового рынков, гармонизация норм валютного регулирования.

Государства - члены ЕЭП откроют свои рынки труда, и трудовые мигранты будут пользоваться рядом социальных гарантий.

Полноформатное функционирование ЕЭП планируется с 1 января 2016 г. Отмечу некоторые ключевые моменты в создании нашего общего рынка:

• с 1 января 2013 г. страны обязаны выполнять количественные параметры, определяющие устойчивость их экономического развития:

- годовой дефицит государственного бюджета должен быть не выше 3% ВВП;

- государственный долг - не выше 50% ВВП;

- уровень инфляции - не более чем на 5% выше уровня инфляции страны ЕЭП с наименьшим ростом потребительских цен;

• будут установлены общие правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

• будет разработан и принят модельный закон о конкуренции;

• будет определен порядок введения и применения промышленных и сельскохозяйственных субсидий;

• предполагается унификация до 1 января 2013 г. железнодорожных тарифов на услуги по перевозке грузов по видам сообщений (экспортный, импортный и внутренний) на территории государств - участников ЕЭП;

• с 1 января 2015 г. будет обеспечен доступ к услугам железнодорожной инфраструктуры для перевозчиков государств - членов ЕЭП;

• до 31 декабря 2013 г. будет гармонизировано законодательство стран в банковской сфере, на валютном рынке и в сфере страхования;

• с 1 января 2014 г. предприятия смогут участвовать в государственных закупках на всей территории ЕЭП с предоставлением им национального режима закупок;

• будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов;

• запланирован переход на рыночные (равнодоходные) цены на газ не позднее 1 января 2015 г.;

• будет проведена гармонизация законодательств государств ЕЭП в области электроэнергетики;

• к концу 2015 г. ожидается создание единого социального пространства.

Подчеркну, что создание ЕЭП - это прежде всего возможность развития

свободной конкуренции и усиления инновационной активности на общем пространстве. Именно конкуренция является тем движителем для повышения качества поставляемых на рынок товаров и услуг, который закаляет бизнес, заставляет улучшать производство, снижать расходы, увеличивать производительность труда. На общей территории, куда завозятся и поступают в свободное обращение также товары из третьих стран, они неизбежно вступают в конкуренцию с товарами Таможенного союза, которые в новых условиях вынуждены уже соревноваться по качеству не только между собой, но и с импортируемой продукцией и услугами. И выгода от такой конкуренции -реальная и осязаемая. Формирование ЕЭП создает также возможность для конкуренции в сфере предоставления услуг и деятельности финансовых институтов.

Гармонизация норм и правил в сфере железнодорожного транспорта, электроэнергетики, нефтяной и газовой отраслях создает благоприятные условия для развития экономик стран - участниц ЕЭП. Все это - наш общий рынок, к которому сегодня обращаются взоры тех, кто в наших странах занимается вопросами развития интеграционных процессов, созданием совместных производств, кто производит свою продукцию из комплектующих изделий, поступающих из наших стран.

Отсутствие таможенных и других барьеров во взаимной торговле значительно снижает издержки и благоприятствует развитию кооперации производства между предприятиями Беларуси, Казахстана и России. В результате унификации и гармонизации норм и правил при формировании ЕЭП создаются условия для производства конкурентной продукции на предприятиях, перевод их на рельсы инновационного развития - все это будет служить мощным двигателем модернизации всех сфер экономической активности в наших странах и даст возможность отойти от вчерашних стандартов и перейти к производству той продукции, которая будет востребована завтра и на перспективу.

По оценкам ученых российского Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, макроэкономический эффект от создания Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС составит не менее 5% прироста ВВП в расчете на пятилетнюю и до 15% - на десятилетнюю перспективу, т.е. 220-250 млрд. долл.

Одновременно с укреплением экономических взаимосвязей наши страны уже начали предпринимать меры по созданию единого социального пространства, которое включает: функционирование общего рынка труда; ис-196

пользование системы согласованных социальных стандартов и индикаторов; гармонизацию систем социального страхования; основанное на согласованных принципах и подходах пенсионное обеспечение граждан; создание общего образовательного пространства; доступность базовых медицинских услуг и лекарственной помощи на всей территории ЕЭП; формирование благоприятной окружающей среды; единое пространство для межгосударственных и межнациональных культурных контактов.

При этом необходимо отметить, что все разрабатываемые документы и проводимые мероприятия непосредственно затрагивают интересы бизнес-сообщества. Участие представителей бизнеса в обсуждении и внесении конкретных предложений в законодательную базу ЕЭП очень важно, так как от этого зависит планирование будущей работы бизнес-структур, их деловых контактов и сотрудничество с коллегами из других стран.

Важную роль в установлении связей с государственными органами и в выработке согласованных позиций по решению важнейших вопросов регулирования экономических процессов играет Евразийский деловой совет, учредителями которого стали Интеграционный комитет Евразийского экономического сообщества, Ассоциация финансово-промышленных групп России, Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

12 июля 2011 г. в Москве в рамках Российско-Белорусско-Казахстанского бизнес-диалога была проведена конференция «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса» при участии Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, премьер-министра Республики Казахстан К.К. Масимова, премьер-министра Республики Беларусь М.В. Мясниковича. Главы правительств отметили, что Таможенный союз стал центром притяжения для других стран. Представители бизнеса внесли конкретные предложения в законодательную базу ЕЭП, в том числе о деятельности малого и среднего бизнеса. Предприниматели выразили общее мнение, что добросовестная конкуренция в рамках Таможенного союза и ЕЭП в сегодняшних условиях - это залог успешного, динамичного развития, непосредственным образом оказывающий влияние на рост оборота предприятий и их доходов.

22 сентября 2011 г. в Алматы прошел Международный форум «Бизнес в ЕврАзЭС в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства», который был посвящен практическим аспектам работы предпринимательских сообществ стран ЕврАзЭС в новых условиях. В ходе дискуссии участники форума поделились опытом делового взаимодействия на евразийском пространстве. Они единодушно отметили, что в результате создания ЕЭП единый рынок трех стран станет более привлекательным для взаимных

и иностранных инвестиций, предприниматели смогут получить дополнительные ресурсы, что придаст заметный импульс развитию экономики и созданию новых рабочих мест. Также более эффективно будет использован огромный транзитный потенциал стран ЕЭП.

Примером для создания ЕврАзЭС, Таможенного союза и ЕЭП послужил Европейский союз - наиболее полно реализовавшая первоначальные задачи интеграционная структура. По динамике сотрудничества и стратегическим направлениям развития ЕврАзЭС, Таможенный союз и ЕЭП напоминают модели ЕС, но переосмысленные и адаптированные к специфике состояния и развития макроэкономических процессов в странах постсоветского пространства. Однако хочу отметить, что европейским странам для создания Таможенного союза понадобилось около 11 лет, единого внутреннего рынка -34 года, экономического и валютного союза - почти 43 года; в то время как Беларусь, Казахстан и Россия движутся по этому пути в ускоренном темпе: от создания ЕврАзЭС до начала работы Таможенного союза прошло десять лет, начала функционирования ЕЭП - 12 лет.

ЕЭП основывается на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и равенство государств, утверждение основополагающих прав и свобод человека, правового государства и рыночной экономики. В своем практическом сотрудничестве государства ЕЭП руководствуются нормами и правилами Всемирной торговой организации и подтверждают важность присоединения всех трех государств к этой организации.

В декабре 2010 г. принята Декларация о формировании Единого экономического пространства, в которой говорится: «Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации заявляют, что 9 декабря 2010 г. на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) сформирована договорно-правовая база ЕЭП в рамках ЕврАзЭС... Развивая Таможенный союз и ЕЭП, мы движемся к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с выходом на создание общего экономического пространства».

Таким образом, ЕЭП обеспечит нам другое качество жизни. При этом оно открыто для вступления других стран, мы хотим сотрудничать с ближайшим соседями, создавая тем самым для всех нас условия для модернизации экономики и повышения благосостояния граждан. Таможенный союз и ЕЭП - центр притяжения для других евразийских стран, так как преимущества членства в них очевидны. О желании вступить в Таможенный союз уже официально заявил Кыргызстан, свою заинтересованность в этом высказывает Таджикистан. Ведется дискуссия о возможности вхождения в него Украи-198

ны, о плюсах и минусах этого процесса для экономики страны. Перспективы торговли с Таможенным союзом и ЕЭП положительно оценивают другие региональные союзы и страны, которые стремятся строить с нами взаимовыгодные, равноправные отношения.

Подчеркну, что руководство стран Сообщества уверено, что без реальной экономической интеграции последствия недавнего мирового финансового кризиса не были бы преодолены в столь сжатые сроки. Кроме того, заработали дополнительные стимулы для интеграции, такие как кредиты Евразийского банка развития и Антикризисного фонда ЕврАзЭС. В ЕврАзЭС разрабатываются девять совместных межгосударственных программ и 11 концепций, часть из них уже реализуется. С 1 января 2011 г. стартовала программа «Инновационные биотехнологии», а с 1 января 2012 г. мы приступаем к реализации программы «Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств - членов ЕврАзЭС». В 2009 г. создан Центр высоких технологий ЕврАзЭС, занимающийся отбором и реализацией наиболее перспективных совместных инновационных проектов. Этот Центр сотрудничает с российским фондом «Сколково». С 1 января 2012 г. начал работу Суд ЕврАзЭС.

Следующим этапом интеграционного объединения стран - членов ЕврАзЭС должно стать создание Евразийского экономического союза, в котором будут объединены не только рынки, но и стратегические планы и перспективы развития наших экономик. Новое объединение призвано открыть дополнительные возможности для эффективной кооперации в технологической, модернизационной, инновационной сферах, в области науки и образования.

18 ноября 2011 г. произошло историческое событие для стран ЕврАзЭС -президенты Д.А. Медведев, Н.А. Назарбаев и А.Г. Лукашенко подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Регламент ее работы.

Выступая на пресс-конференции по случаю принятия этих документов, Д.А. Медведев отметил, что тенденция к расширению многостороннего сотрудничества на равноправной и взаимовыгодной основе набирает силу. Три страны, у которых была общая история, общее прошлое и которые развиваются по сходному сценарию, создают новую экономику. И сейчас наша основная задача - выйти на еще более высокий уровень интеграции, создать Евразийский экономический союз. «Мы умеем договариваться. Мы умеем слышать друг друга и умеем достигать компромиссов. И у нас по-настоящему хорошее и рабочее настроение. Это залог того, что та интеграция, которой мы занимаемся - интеграция экономик России, Белоруссии и Казахстана - будет успешно развиваться в интересах наших стран и наших народов», - подчеркнул Д. Медведев.

В своем выступлении на этой пресс-конференции Президент Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркнул, что на постсоветском пространстве уже действует крупное объединение - Таможенный союз, а теперь мы переходим ко второму этапу интеграции - Единому экономическому пространству. Этот процесс завершается в 2015 г., и тогда мы подойдем к созданию Евразийского экономического союза. Формирующийся Евразийский союз станет, по словам Н. Назарбаева, территорией инновационно-технологической кооперации и форсированной модернизации. Он будет также мостом, соединяющим динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Наконец, Евразийский союз мыслится и как самодостаточное региональное финансовое объединение - часть новой валютно-финансовой системы.

Следует подчеркнуть, что современные интеграционные структуры -ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП и будущий Евразийский экономический союз - это ключевые инструменты воплощения «евразийского проекта» Н. Назарбаева, который он представил еще в 1994 г., выступая в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Президент Беларуси А.Г. Лукашенко сказал, что «ЕЭП - это очень продвинутое объединение. Мы здесь - не конкуренты, мы здесь не пересекаемся, мы - дополняемые экономики». Евразийский союз будет представлять собой союз суверенных государств с наднациональными органами, при этом для желающих вступить в него будет разработана специальная процедура - «дорожная карта».

В Декларации заявлено, что основным содержанием дальнейшей интеграции будет полная реализация потенциала Таможенного союза и ЕЭП, совершенствование и дальнейшее развитие их нормативно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия; а следующий этап - это работа по созданию Евразийского экономического союза, который будет включать договоренности по сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политике; структурным реформам рынков труда, капиталов, товаров и услуг; созданию евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций; сотрудничество в вопросах миграционной политики; обеспечение совместимости стандартов образования; всемерное развитие сотрудничества в сфере культуры, связей по линии парламентов и деловых сообществ, контактов между людьми; дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, формирование эффективных структур межрегионального взаимодействия; совершенствование и развитие наднациональных институтов; развитие сотрудничества в сфере внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Договором о Евразийской экономической комиссии учреждается наднациональный, постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП. Основная задача этой Комиссии - обеспечение условий функ-200

ционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции. Комиссия начинает свою работу в 2012 г. одновременно с началом функционирования ЕЭП.

Евразийская экономическая комиссия работает в сферах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, макроэкономической и конкурентной политики, финансовых рынков и валютной политики, субсидирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий, работы энергетического комплекса, транспорта, регулирования естественных монополий, взаимной торговли услугами и инвестиций, трудовой миграции, охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.

Комиссия состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, в ней также будут образованы департаменты для осуществления текущей работы и представительства в третьих странах и объединениях. Председательство в Совете Комиссии осуществляется поочередно в течение одного года в порядке русского алфавита по наименованию Сторон. Члены Коллегии работают на постоянной основе, назначаются сроком на четыре года. Председатель Коллегии назначается сроком на четыре года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.

При этом важно отметить, что механизм принятия решений в рамках Комиссии абсолютно исключает доминирование какой-либо страны над другой. Каждый член Совета и Коллегии Комиссии имеет один голос. Все решения Совета принимаются консенсусом, а решения Коллегии - квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Работа Комиссии строится на демократических началах с учетом лучшего мирового интеграционного опыта.

Несомненно, создание Единого экономического пространства является примером наиболее успешной интеграции постсоветских стран. Наша ближайшая задача - полная реализация потенциала Таможенного союза и ЕЭП, в дальнейшем - создание экономического союза, а в будущем - Евразийского союза.

Литература

1. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. - М.: Экономика, 2007.

2. Внешняя торговля стран ЕврАзЭС. - М.: Статкомитет СНГ, вып. 2007-2011 гг.

3. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика, 2010.

4. Демографический ежегодник Федеральной службы государственной статистики. - М.: Росстат, 2009.

5. Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. - М., 2004.

6. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. -М.: ВАВТ, 2009.

7. Евразийское экономическое сообщество. 10 лет. 2000-2010. - М., 2010.

8. Евразийское экономическое сообщество. Сборник базовых документов. - М., 2010.

9. Евразийское экономическое сообщество. 2000-2010. - М.: Статкомитет СНГ, 2011.

10. Исаченко Т.М. Торговая политика Европейского союза. - М.: Идел-Пресс, 2010.

11. Казахстан: История успеха глазами мирового сообщества. - Алматы, 2005.

12. Мансуров Т.А. ЕврАзЭС - от экономического сотрудничества к Единому экономическому пространству. - М., Русский раритет, 2011.

13. Мансуров Т.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь. -М., 2011.

14. Мансуров Т.А. Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен. 1991-2001. -М., 2001.

15. Мансуров Т.А. Казахстан и Россия: Суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства. - М., 1997.

16. Мансуров Т.А. Создание Единого экономического пространства - мощный интеграционный прорыв ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. - М., 2010. -№ 9. - С. 11-18.

17. Мансуров Т.А. Создание Таможенного союза - важнее задачи нет! // Независимый обозреватель стран Содружества. - 2008. - № 6. - С. 4—11.

18. Мансуров Т.А. Таможенный союз - решающий этап евразийской интеграции // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. - М., 2010. - № 7. - С. 37^-3.

19. Мировой финансово-экономический кризис и внешнеэкономические связи России. Отв. ред. В.П. Оболенский. - М.: ИЭ РАН, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: Идеи, практика, перспективы. 1994-1997. - М.,

1997.

21. Назарбаев Н.А. Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций. - М.: Экономика, 2008.

22. Назарбаев Н. А. Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций. - Астана, 2009.

23. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Под общей ред. д.э.н. Глазьева С.Ю. и д.п.н. Мансурова Т.А. - М., 2011.

24. Россия и мир - 2010. Ежегодный прогноз. - М.: ИМЭМО РАН, 2009.

25. Статистика стран ЕврАзЭС в 2010 г. - М.: Статкомитет СНГ, 2011.

26. Финансы, инвестиции и цены стран СНГ. - М.: Статкомитет СНГ, 2011.

27. 20 лет СНГ. 1991-2011. - М.: Статкомитет СНГ, 2011.

28. Eurasian Economic Community. Basic documents collection. - M., 2010.

29. Global Economic Prospects. - Word Bank, 2011.

30. Global Employment Trends 2011. - International Labour Organization, 2011.

31. The EU in the World. - Eurostat, 2010.

32. World Economic Situation and Prospects 2011. - UN, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.