Научная статья на тему 'Особенность единого общеевропейского экономического пространства и полномочия органов ЕАСТ и ЕЭП обеспечивающих его функционирование'

Особенность единого общеевропейского экономического пространства и полномочия органов ЕАСТ и ЕЭП обеспечивающих его функционирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
483
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУД ЕАСТ / СОВМЕСТНЫЙ КОМИТЕТ ЕЭП / КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ОРГАН ЕАСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машкова Екатерина Викторовна

Задачи: Статья посвящена современным тенденциям развития и особенностям создания единого европейского экономического пространства, а также работе и функциям Совместного комитета ЕЭП, Контролирующего органа ЕАСТ и Суда ЕАСТ, деятельность которых направлены на координацию национальных подходов в свете общеевропейской интеграции. В статье рассмотрена практика Суда ЕАСТ, которая позволяет формировать интеграционные связи государств-членов ЕАСТ. Модель: В статье используются формально юридический, системный и исторический методы познания. При анализе нормативной правовой базы и доктрины применен метод сравнительного правоведения, при исследовании судебной практики использован метод толкования права. Выводы: Основной задачей деятельности органов ЕЭП и ЕАСТ является не просто создание однородного правового пространства ЕЭП, но и гармонизация и унификация национальных законодательств государств ЕАСТ/ЕЭП в свете функционирования общего рынка. Роль Суда ЕАСТ является определяющей в ходе указанного процесса, это связано даже не столько с желанием самих государств создать единое правовое пространство, сколько с авторитетной и аргументированной позицией Суда интеграционного объединения и возможностью его взаимодействия с органами национального правосудия. Оригинальность / ценность: содержание статьи может представлять интерес для исследователей в сфере международного экономического права, занимающихся проблемами интеграции на региональном уровне, а также вопросами деятельности и значения органов международного правосудия региональной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feature of a common European economic space and the powers of the EFTA and EEA authorities to ensure its functioning

Objectives: The article is devoted to modern development trends and features of the creation of a single European economic space, as well as to the work and functions of the EEA Joint Committee, the EFTA Control Authority and the EFTA Court, whose activities are aimed at coordinating national approaches in the light of pan-European integration. Model: The paper is used formally legal, systematic and historical methods of cognition. In the analysis of the legal and regulatory framework and the doctrine of comparative law applied method in the study of jurisprudence, the method of interpretation of the law. Conclusions: The main task of the bodies of the EEA and EFTA is not just the creation of a homogeneous legal space of the EEA, but also the harmonization and unification of national legislations of the EFTA / EEA states in the light of the functioning of the common market. The role of the EFTA Court is decisive in the course of this process, this is due not so much to the desire of the states themselves to create a single legal space, but rather to the authoritative and reasoned position of the Court of the integration association and the possibility of its interaction with the national justice authorities/ Originality / value: the content of the article may be of interest to researchers in the field of international economic law dealing with problems of integration at the regional level, as well as issues of the activities and significance of international justice institutions of regional integration.

Текст научной работы на тему «Особенность единого общеевропейского экономического пространства и полномочия органов ЕАСТ и ЕЭП обеспечивающих его функционирование»

10. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

10.1. ОСОБЕННОСТЬ ЕДИНОГО ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ЕАСТ И ЕЭП ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ1

Машкова Екатерина Викторовна. Должность: ассистент. Место работы: МГУ имени М.В. Ломоносова. Подразделение: Юридический факультет, кафедра международного права. E-mail: maschkova@gmail.com

Аннотация

Задачи: Статья посвящена современным тенденциям развития и особенностям создания единого европейского экономического пространства, а также работе и функциям Совместного комитета ЕЭП, Контролирующего органа ЕАСТ и Суда ЕАСТ, деятельность которых направлены на координацию национальных подходов в свете общеевропейской интеграции. В статье рассмотрена практика Суда ЕАСТ, которая позволяет формировать интеграционные связи государств-членов ЕАСТ.

Модель: В статье используются формально юридический, системный и исторический методы познания. При анализе нормативной правовой базы и доктрины применен метод сравнительного правоведения, при исследовании судебной практики использован метод толкования права.

Выводы: Основной задачей деятельности органов ЕЭП и ЕАСТ является не просто создание однородного правового пространства ЕЭП, но и гармонизация и унификация национальных законодательств государств ЕАСТ/ЕЭП в свете функционирования общего рынка. Роль Суда ЕАСТ является определяющей в ходе указанного процесса, это связано даже не столько с желанием самих государств создать единое правовое пространство, сколько с авторитетной и аргументированной позицией Суда интеграционного объединения и возможностью его взаимодействия с органами национального правосудия.

Оригинальность / ценность: содержание статьи может представлять интерес для исследователей в сфере международного экономического права, занимающихся проблемами интеграции на региональном уровне, а также вопросами деятельности и значения органов международного правосудия региональной интеграции.

Ключевые слова: Единое европейское экономическое пространство, Суд ЕАСТ, Совместный комитет ЕЭП, Контролирующий орган ЕАСТ.

FEATURE OF A COMMON EUROPEAN ECONOMIC SPACE

AND THE POWERS OF THE EFTA AND EEA AUTHORITIES TO ENSURE ITS FUNCTIONING

Mashkovа Ekaterina Victorovna. Position: Assistant. Place of employment: Moscow State University named after

1 Статья написана в рамках Научно-образовательного центра «Теории международного права имени Г.И.Тункина».

M.V.Lomonosov. Department: Faculty of Law, International Law chair. E-mail: maschkova@gmail.com

Annotation

Objectives: The article is devoted to modern development trends and features of the creation of a single European economic space, as well as to the work and functions of the EEA Joint Committee, the EFTA Control Authority and the EFTA Court, whose activities are aimed at coordinating national approaches in the light of pan-European integration.

Model: The paper is used formally legal, systematic and historical methods of cognition. In the analysis of the legal and regulatory framework and the doctrine of comparative law applied method in the study of jurisprudence, the method of interpretation of the law.

Conclusions: The main task of the bodies of the EEA and EFTA is not just the creation of a homogeneous legal space of the EEA, but also the harmonization and unification of national legislations of the EFTA / EEA states in the light of the functioning of the common market. The role of the EFTA Court is decisive in the course of this process, this is due not so much to the desire of the states themselves to create a single legal space, but rather to the authoritative and reasoned position of the Court of the integration association and the possibility of its interaction with the national justice authorities/

Originality / value: the content of the article may be of interest to researchers in the field of international economic law dealing with problems of integration at the regional level, as well as issues of the activities and significance of international justice institutions of regional integration. Keywords: Common European Economic Area, EFTA Court, Joint Economic Space Committee, EFTA Control Authority.

Проект единого экономического пространства был реализован путем подписания Соглашение о ЕЭП 2 мая 1992 года в Порто (Португалия) государствами-членами ЕАСТ и ЕС2. В настоящее время этот договор охватывает 28 государств-членов ЕС и 3 государства-члена ЕАСТ - Республику Исландия, Королевство Норвегия и Княжество Лихтенштейн (государства ЕАСТ/ЕЭП). Основной целью создания интеграционного объединения в форме экономического пространства было «формирование динамичного и гомогенного правового поля», которое могло бы обеспечить свободное движение товаров, капиталов, услуг и лиц в рамках общеевропейской интеграции3.

Преамбула Соглашения говорит о «равных подходах к индивидуумам и участникам делового оборота» в отношении «четырех свобод единого рынка и равных условий конкуренции». При этом статьи 1, 3 и 7 Соглашения содержат обязательства государств-участников продолжительно и равномерно поддерживать торго-

2 Agreement on the Eurorean Economic Area 1994 (OJ No L 1, 3.1.1994, p. 3; and EFTA States' official gazettes). http://www.efta.int/ media/documents/legal-texts/eea/the-eea-

agreement/Main%20Text%20of%20the%20Agreement/EEAagreemen t.pdf Швейцарская Конфедерация подписала Соглашение, но результаты проведенного в этой стране референдума по одобрению этого проекта были отрицательными.

3 Машкова Е.В. Анализ полномочий органов Европейской Ассо-

циации свободной торговли созданных на основании Конвенции о создании ЕАСТ связанных с формированием единого общеевро-

пейского экономического пространства // Пробелы в российском законодательстве № 5 2017 С. 173-174

вые, инвестиционные и иные отношения в экономической сфере между государствам-участниками при соблюдении равных конкурентных условий и гарантии основных свобод рынка; воздерживаться от каких-либо действий, могущих подвергнуть опасности достигнутые договоренности; а также считать частью внутреннего правопорядка государств-участников акты, которые упомянуты в Приложениях к Соглашению или содержаться в решениях Совместного комитета ЕЭП.

В своем решении по объединенным делам « L'O ré а I N о rg е AS» и « L'O réa I SA»4 Суд ЕАСТ подтвердил, что основной целью Соглашения о ЕЭП является создание однородного экономического пространства, при этом одинаковое толкование и применение положений Соглашения имеет важное значение для эффективного функционирования внутреннего рынка в рамках ЕЭП. Суд также сказал, что принцип «однородности» заключается в том, что положения Соглашения о ЕЭП должны толковаться и пониматься таким же образом, как это предусмотрено в праве ЕС [п.27]. Таким образом, речь идет о желании государств-партнеров по Соглашению создать единое правовое поле для функционирования общеевропейского рынка, положив в основу разработанные в рамках ЕС правовые предписания, а также обеспечить участникам экономической деятельности государств ЕАСТ/ЕЭП судебную защиту, в случае нарушения их прав, при этом не создавая более жесткую форму интеграции и не не ограничивая самостоятельность государств ЕАСТ/ЕЭП в принятии решений или заключении внешнеэкономических соглашений.

Именно вышеуказанными обстоятельствами объясняется уникальность Соглашения о ЕЭП и особенности данной формы интеграции. Во-первых, Соглашение о ЕЭП можно охарактеризовать как договор, который обладает качеством «динамики», потому что изменения, которые происходят в правовом регулировании на уровне ЕС, постоянно отражаются в Приложениях и Протоколах к Соглашению о ЕЭП, являющихся составной частью Соглашения (речь идет не только о директивах и регламентах Совета и Комиссии ЕС, но и об актах принятых Европейским парламентом и решениях-рекомендациях). Во-вторых, государства ЕАСТ/ЕЭП принимают на себя обязательство по им-плементации в национальное законодательство так называемого «фиксированного» (положения Соглашения о ЕЭП) и «динамичного» (положения Протоколов и Приложений к Соглашению) a cquis commun autai ге5 В-третьих, Соглашение о ЕЭП предусматривает возможность судебного контроля за исполнением принятых на себя обязательств государствами ЕАСТ/ЕЭП со стороны созданного на основании Соглашения Суда ЕАСТ.

Отдельно отметим, что в ЕС устранение между государствами препятствий в рамках четырех основных свобод является основой создания внутреннего рынка (общего рынка) как правовой формы либерализации трансганичных экономических отношений. В рамках Европейских Сообществ понятие и содержание внутреннего рынка было отражено в положениях Договора об учреждении Европейского экономического сообще-

4 Judgment of the court 8 July 2008. In Joined Cases E-9/07 and E-10/07. http://www.eftacourt.int/uploads/tx_nvcases/9_07_10_07_ Jud-gment_EN.pdf

5 Исполинов А.С. Концепция acquis communautai re в праве ЕС // Вестник Московского университета. Серия 11 Право 2010 №5. С. 68-88

ства6, Единого европейского акта7 и решении Суда ЕС по делу Caston ЭсЬш I (1982)8 Суд ЕС, в частности сказал, что функционирование общего рынка подразумевает ликвидацию всех торговых барьеров и слияние национальных рынков в один, условия функционирования которого должны быть максимально похожи на внутренний рынок государств, при этом значение имеет то, что участники делового оборота при совершении сделок не могут пользоваться преимуществами на национальном уровне [33].

Как отмечают исследователи права ЕС, обслуживание интеграционных процессов в рамках ЕС потребовало особого правового регулирования9, в частности, для снятия барьеров в рамках четырех свобод было особенно важно наличие системы вторичных правовых актов, издаваемых органами ЕС (Советом ЕС, Европейским Парламентом и Комиссией ЕС), то есть наличие полномочий устанавливать такие правовые предписания, которые необходимы для развития и усовершенствования положений первичного права ЕС. Не меньшее значение чем акты ЕС имеет и судебная практика Суда ЕС10, которая, благодаря широким юрисдикционным полномочиям интеграционного органа правосудия в отношении государств-членов и их судебных органов, не только конкретизировала положения учредительных договоров и норм вторичного права, но и дополнила нормативное регулирование, включая и устранение имеющихся пробелов в праве.

Важно отметить, что ЕЭП представляет собой иную нежели ЕС форму региональной интеграции, в частности, ЕЭП не является международной организацией, институциональная система не обладает наднациональными характеристиками, а в качестве основы регулирования процесса интеграции избран метод координации. И столь амбициозная задача, как формирование общеевропейского (западноевропейского) единого рынка при достижении однородности правового регулирования не могла не попасть в поле зрения Суда ЕС, который еще в 1991 году выразил ряд опасений относительно возможности достижения поставленных целей и задач, а также охарактеризовал трудности и барьеры, с которыми могут столкнуться государства при реализации достигнутых договоренностей11.

Суд ЕС, в частности, сказал, что хотя целью Соглашения о ЕЭП и является непрерывное и сбалансированное укрепление торгово-экономических связей ЕАСТ и ЕС, а правила регулирования, которые должны применяться в отношениях между государствами-участниками Соглашения, по сути идентичны положениям сформулированным в договорах о создании Ев-

6 "Treaty establishing the European Economic Community", p. 5183. www.cvce.eu/en/obj/treaty_establishing_the_european_econo-mic_community_rome_25_march_1957-en-cca6ba28-0bf3-4ce6-8a76-6b0b3252696e.html

7 The Single European Act. Official Journal of the European Communities No L 169 / 1. http://www.consilium.europa.eu/ uedocs/cmsUpload/SingleEuropeanAct_Crest.pdf

8 Judgment of the Court of 5 May 1982. - Gaston Schul Douane Expediteur BV v Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen, Roosen-daal. Turnover tax on the importation of goods supplied by private persons. - Case 15/81 http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A61981CJ0015

9 Энтин М.Л. В поисках партнерских отношений: Россия и Европейский Союз в 2004 - 2005 годах. Спб. 2006. С. 10 - 11

10 Юмашев Ю.М., Постникова Е.В. Экономическое право Европейского Союза. М. 2014. С.26-27

11 Opinion pursuant to article 228 of the EEC Treaty. Opinion of the Court http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:efe0bbc1-9bd7-4058-9b08-bfcbdf60d43f.0002.06/DOC 1&format=PDF

ропейских Сообществ и актах, принятых в соответствии с ними на уровне ЕЭС, однако это не обеспечивает гарантии их одинакового понимания и применения государствами-партнерами Соглашения о ЕЭП, потому что положения международного договора должны пониматься как правило поведения в свете целей принятия данного договора. Соглашение о ЕЭП не предусматривает передачу наднациональных компетенций институциональным органам, учрежденным на его основе, а государства-участники не ограничивают свои суверенные права, что дает им возможность действовать до определенной степени самостоятельно в ходе реализации принятых на себя обязательств. Рациональное применение принципа однородности, который лежит в основе создания и функционирования Соглашения о ЕЭП, а также правил о свободной торговле и конкуренции может быть обеспечено Судом ЕАСТ, однако даже если Суд ЕАСТ будет применять и интерпретировать одни и те же положения, что действуют на пространстве ЕЭС, он будет вынужден использовать отличные от Суда ЕС подходы, методы, концепции, аргументы и доктрины, учитывая характер Соглашения о ЕЭП.

Несмотря на высказанные опасения и различия в объеме и характеристике интеграции проект ЕЭП состоялся, что позволило распространить правила общего рынка ЕС на государства ЕАСТ/ЕЭП, обеспечить согласованность действий государств-партнеров в определенных областях экономики и начать сближений национальных правовых систем в сферах охваченных Соглашением. Основными органами, деятельность которых направлена на обеспечение однородного пространства ЕЭП и одинаковой интерпретации государствами-партнерами ЕАСТ/ЕЭП «фиксированного и динамичного acquis communautai re», следует считать Совместный комитет ЕЭП, Контролирующий орган ЕАСТ12 и Суд ЕАСТ13.

Совместный комитет ЕЭП (Комитет) является эле-

14

ментом «структуры двух столпов» институциональной системы ЕЭП (состоит из представителей Постоянного комитета ЕАСТ и членов Европейской службы внешних связей15) и представляет собой постоянно действующий орган. Совместный комитет ЕЭП принимает решения о внесении изменений в Протоколы и Приложения к Соглашению о ЕЭП, и дает рекомендации, которые адресованы органам ЕЭП и государствам-участникам ЕЭП16 Деятельность Комитета заклю-

12 Agreement on the European Economic Area 1994. Art. 108.2(c). (OJ N о L 1, 3.1.1994, p. 3; and EFTA States' о fficia I g azettes). Agreed minutes of the negotiations for an agreement between the EFTA states on the establishment of a surveillance authority and a court of justice. Agreement between the EFTA states on the establishment of a Surveillance Authority and a Court of Justice 31.01.1994. (OJ L 344, 31.1.1994, p. 3; and EFTA States' official g a-zettes)

13 Agreement on the European Economic Area 1994. Art. 108.2; Proto ko I I 5 des Überwachungsbe hörde/Gerichtshof-Abkomme ns übe г die Satzung des EFTA-Gerichtshofs.

14 udgment of the court 8 July 2008. In Joined Cases E-9/07 and E-10/07. (28) http://www.eftacourt.int/uploads/tx_nvcases/9_07_10_07_ Judgment_EN.pdf

15 Art. 92-94, 111. Agreement on the Eurorean Economic Area 1994 г. Adopting the Rules of Procedure of the EEA Joint Committee (OJ L 85, 30.3.1994, p. 60; EEA Supplement No 1, 30. March 1994, p. 1) http://www.efta.int/media/documents/eea/eea-institutions/eea-jc-consolidated-rules-of-procedure.pdf

16 Разработка решений в Совместном комитете ЕЭП происходит в рамках Подкомитетов и рабочих групп. В рамках Совмест-

ного комитета работает 4 Подкомитета, а так же рабочие и экс-

пертные группы, создаваемые для исследования специальных

вопросов. Так же Подкомитеты создаются для контроля, развития

чается также в оценке экономического эффекта от реализации положений Соглашения о ЕЭП и сделанных изменений на уровне ЕАСТ-ЕС и государств-членов ЕАСТ-ЕС, а также в формировании перечня предложений относительно возможности расширения сферы регулирования на уровне ЕЭП.

Основная деятельность Совместного комитета заключается во-первых, в ведении Комитетом непрерывного обзора правового регулирования ЕС и своевременном внесении изменений в Приложения Соглашения, при этом Комитет пытается найти решение, которое бы устраивало все стороны Соглашения, учитывая что государства-члены ЕАСТ имеют определенную автономию в целом ряде областей экономики охваченных Соглашением при имплементации в национальное законодательство (собственная законодательная компетенция); во-вторых, в урегулировании могущего возникнуть спора между государствами-партнерами по Соглашению при необходимости толкования положений Соглашения о ЕЭП, при этом особенностью этой процедуры является возможность сделать соответствующий запрос в Суд ЕС для толкования положений Соглашения17; в третьих, в постоянном изучении Совместным комитетом практики Суда ЕС и ведении Реестра решений Суда ЕС, включая публикацию переводов, извлечений и разъяснений этих решений, а также изучении практики Суда ЕАСТ и обеспечении непрерывного обмена информацией между государствами ЕАСТ-ЕС18.

Иными словами, основными функциями Совместного комитета ЕЭП являются мониторинговая - оценка изменения правового регулирования в ЕС на предмет соответствия положениями Соглашения о ЕЭП, консультативная - обеспечение непрерывного диалога государств ЕАСТ-ЕС, правотворческая - внесение изменений в правовые предписания Приложений и Соглашения о ЕЭП.

Контролирующий орган ЕАСТ (Орган) не является частью «структуры двух столпов», однако его деятельность обусловлена серьезной степенью зависимости от деятельнсоти Комиссии ЕС19. Орган состоит из кол-

и реализации положений, содержащихся в Протоколах и Приложениях к Соглашению, которые подотчетны либо Совету ЕЭП, либо Совместному комитету ЕЭП. Подкомитеты могут быть образованы в рамках Совета ЕЭП для разработки и формирования его позиций по любому, обсуждаемому в его рамках вопросу. Рабочие группы, членами которых являются экперты и представители бизнес-сообщества, а так же представители органов ЕС, разрабатывают совместные правила касающиеся, в частности, таможенных процедур и торговой политики, правила происхождения товаров и механизмов обеспечения их качества, статистики и разработки степендиальных программ образования. Создаются рабочие группы под руководством отраслевых министров государств-членов ЕАСТ и ЕС с целью усиления взаимосвязи работы основных органов ЕЭП.

17 Protocol 34 on the possibility for courts and tribunals of EFTA states to request the court of justice of the european communities to decide on the interpretation of EEA rules coorresponding to EC rules http://www.efta.int/sites/default/files/documents/legal-texts/eea/the-eea-agreement/Protocols%20to%20the%20Agreement/protocol34.pdf

18 E-09/97 - Erla Maria Sveinbjornsdottir v Iceland http://www.eftacourt.int/cases/detail/?tx_nvcases_pi1%5BcaseJd%5 D=33&cHash=c279442b9743ba12132cf7fb92f402ba

19 Agreement on the European Economic Area 1994. Art. 108.2(c). (OJ No L 1, 3.1.1994, p. 3; and EFTA States' official gazettes) http://www.efta.int/media/documents/legal-texts/eea/the-eea-agree-

ment/Main%20Text%20of%20the%20Agreement/EEAagreement.pdf; Agreed minutes of the negotiations for an agreement between the EFTA states on the establishment of a surveillance authority and a court of justice: (http://www.efta.int/sites/default/files/documents/legal-texts/the-surveillance-and-court-agreement/agreement-annexes-and-

легии (три члена), возглавляемой Председателем, которая назначается сроком на четыре года Норвегией, Исландией и Лихтенштейном20, при этом государства члены ЕАСТ/ЕЭП обязаны соблюдать принцип самостоятельности и независимости международного органа и ни в какой мере не оказывать влияния на членов Органа в ходе выполнения ими своих обязанностей21. Контролирующий орган может проводит расследования в тесной связи с национальными компетентными органами государств-партнеров ЕАСТ/ЕЭП на соответствующей территории, а также может запросить всю необходимую информацию от правительств государств-членов ЕАСТ или от компаний, имеющих регистрацию в Норвегии, Исландии или Лихтенштейне 2

Контролирующий орган ЕАСТ может расследовать возможные нарушения по собственной инициативе, на основании жалобы хозяйствующих субъектов или по просьбе одного из государств-членов ЕАСТ/ЕЭП, если такие правонарушения совершены на его территории. Таким образом, в компетенцию Контролирующего органа входит рассмотрение действий государств-членов ЕАСТ/ЕЭП, которые нарушают обязательства вытекающие из Соглашения о ЕЭП23, при этом ограничение компетенции Органа в пользу Комиссии ЕС выражается, например, в контроле Органа только за предприятиями, обладающими на территории государств-партнеров ЕАСТ/ЕЭП 33% коммерческими оборотами и более, где доминирующее положение было зафиксировано. В сфере слияния (поглощения) контроль Органа так же ограничен, и осуществляется в случаях

protocols/Agreed-Minutes.pdf); Agreement between the EFTA states on the establishment of a Surveillance Authority and a Court of Justice 31.01.1994. (OJ L 344, 31.1.1994, p. 3; and EFTA States' official g a-zettes) (http://www.efta.int/sites/default/files/documents/legal-

texts/the-surveillance-and-court-agreement/agreement-annexes-and-protocols/Surveillance-and-Court-Agreement-consolidated.pdf).

20 Срок полномочий членов коллегии может быть возобновлен. В случае если один из членов дисквалифицирован, два других члена договариваются о замене кандидатуры из списка, установленного с общего согласия Правительств государств-членов ЕАСТ. Если они не могут договориться, то лицо должно быть выбрано из списка по жребию Председателем Суда ЕАСТ. Помимо замещения обязанности члена Контролирующего орган ЕАСТ заканчивается, когда он уходит в отставку или в случае смерти. Если член Контролирующего органа ЕАСТ по каким-либо причинам не удовлетворяет требованиям, соответствующим его обязанностям, или если он оказался виновен в серьезном правонарушении, Суд ЕАСТ может на основании ходатайства Органа отстранить такого члена от деятельности.

21 Члены Контролирующего органа ЕАСТ должны быть полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Члены Контролирующего органа ЕАСТ не должны, до истечения срока полномочий осуществлять какую-либо другую оплачиваемую или неоплачиваемую деятельность. При вступлении в должность члены Органа должны дать торжественную клятву, что будут уважать обязательства, вести себя честно и действовать по своему усмотрению.

22 E-07/16 - Mi l a ehf. v EFTA S urve i l la nce Authority; E-01/13 - Mila ehf. v EFTA Surveillance Authority

23 Agreement between the EFTA states on the establishment of a Surveillance Authority and a Court of Justice 31.01.1994. (OJ L 344, 31.1.1994, p. 3; a nd EFTA States' officia l g azettes). Art 5.2. Protocol 21 on the implementation of competition rules applicable to undertak-

ings. http://www.efta.int/media/documents/legal-texts/eea/the-eea-agr-eement/Protocols/protocol; Protocol 23 concerning the cooperation

between the surveillance authorities (article 58) general principles

http://www.efta.int/sites/default/files/documents/legal-texts/eea/the-eea-agreement/Protocols%20to%20the%20Agreement/protocol23. pdf; Annex XIV Competition http://www.efta.int/media/documents/ le-gal-texts/eea/the-eea-agreement/Annexes%20to%20the%20 Agree-ment/annex14.pdf; Protocol 24 on cooperation in the field of control of concentrations.http://www.efta.int/sites/default/files/documents/legal-texts/eea/the-eea-agreement/Protocols%20to%20the%20Agreement/ protocol24.pdf.

полностью осуществленных на территории государств-членов ЕАСТ/ЕЭП24. В случае если доминирующее положение зафиксировано на территории подконтрольной обоим интеграционным органам (Органу ЕАСТ и Комиссии ЕС), они запрашивают консультации в Совместном комитете ЕЭП и приходят к оптимальному решению в каждом конкретном случае.

Если Контролирующий орган ЕАСТ установит нарушение положений Соглашения, то он реализует соответствующие меры (возможно временные) направленные на прекращение противоправного деяния. Также Орган, например, может ограничить предоставление государственной помощи, или дать указание о возврате незаконно полученной государственной помощи. После уведомления государства о допущенных нарушениях Орган имеет право требовать от государства предоставления информации о планах по устранению допущенных нарушений. Если Орган сочтет, что государством сделано не достаточно, и нарушение не прекращено, то Орган фиксирует нарушение в мотивировочном решении25. Орган наделен исключительно важным правомочием обращать внимание государств-членов ЕАСТ/ЕЭП на неисполнение или неточное исполнение предписаний Соглашения о ЕЭП. Исполнение решений, принятых Контролирующим органом ЕАСТ обеспечиваются принуждением со стороны государств-членов ЕАСТ/ЕЭП. Порядок исполнения решения определяется каждым государством-членом самостоятельно в соответствии с требованиями его национального законодательства. Исполнение решения может быть временно приостановлено по решению Суда ЕС, если это решение каким-либо образом связано с деятельностью Комиссии ЕС, или Суда ЕАСТ26. В случае если государство ЕАСТ/ЕЭП не отреагирует на требования Органа ЕАСТ должным образом, Орган имеет право обратиться в Суд ЕАСТ, инициировав тем самым судебное разбирательство.

Таким образом, можно сказать, что на Контролирующий орган возложена функция контроля и надзора за соблюдением положений Соглашения о ЕЭП государствами ЕАСТ/ЕЭП, при этом исключительно важным и особым правомочием Органа, которое свойственно только интеграционным объединениям имеющим целью создание и поддержание правового режима для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, следует считать проведение расследования по инициативе хозяйствующих субъектов.

В свете указанных особенностей функционирования общеевропейского экономического пространства, таких как создание единого (общего) рынка, сближения национальных законодательств государств-членов ЕАСТ/ЕЭП и возможности непосредственной защиты хозяйствующими субъектами своих интересов в органах интеграции, особое значение для формирования однородного правового климата приобретает деятельность Суда ЕАСТ (Суд). На Суд ЕАСТ возложены две обязанности - разрешение спора по существу, как исключительно межгосударственного, так и в случае, когда государство является только одной стороной спо-

24 Контроль осуществляется ЕК ЕС, в случаях если действия подпадают под Регламент 4069/89 и с учетом Протоколов 21, 23 и 24, а также Приложением XIV к Соглашению ЕЭП. Annex XIV Competition. http://www.efta.int/media/documents/legal-texts/eea/the-eea-agreement/Annexes%20to%20the%20Agreement/annex14.pdf

25 Baudenbacher C. The EFTA Court in action. Five lectures. Stuttgart 2010. S. 8

26 Agreement on the European Economic Area 1994. (OJ No L 1, 3.1.1994, p. 3; a nd EFTA States' officia I g azettes) Art. 110.

ра, а также дача консультативного заключения, как по просьбе одного из государств, так и по запросу органа национального правосудия27. Решения Суда ЕАСТ являются окончательными и обязательными для сторон. Официальным языком Суда ЕАСТ является английский, однако в случаях вынесения консультативного заключения Суд может использовать немецкий, исландский или норвежский языки.

Полномочия Суда ЕАСТ определяются положениями Соглашения о ЕЭП, Соглашения о применении Соглашения о ЕЭП28, а также Правилами процедуры и Статутом Суда ЕАСТ29. Суд ЕАСТ также не входит в систему «двух опор», и основной особенностью его функционирования является взаимодействие с Судом ЕС в процессе вынесения решения30. В частности речь идет о наличии у Суда ЕСАТ компетенции запрашивать Суд ЕС при возникновения сложностей толкования положений Соглашения о ЕЭП31. При этом Суд ЕАСТ, руководствуясь своими собственными подходами к толкованию содержания Соглашения о ЕЭП в свете современных условий, принял решение о возможности обращаться к практике Суда ЕС, сформировавшейся уже после заключения Соглашения о еЭп, хотя это и не предусматривалось изначально текстом самого Соглашения (Ravinto loitsijain Liiton Kustannus Oy Restamark [34]32

Основная деятельность Суда ЕАСТ связана с обращением к нему Контролирующего органа ЕАСТ с иском о нарушении положений Соглашения о ЕЭП, а также с обращением частных лиц, которые не согласны с решением Контролирующего органа. В своем решении по делу E rl a Ma ría Sveinbjo rnsdótti r v Ice land33 Суд ЕАСТ отметил, что Соглашение о ЕЭП хотя и не пред-

Машкова Е.В. Порядок разрешения межгосударственных споров между государствами-членами Европейской Ассоциации Свободной Торговли // Вестник Московского университета. Серия 11: Право №1 2015 С. 80-87

28 Agreement on the Europrean Economic Area 1994. Article 108.2;. Agreement on the Establishment of a Surveillance Authority and a Court of Justice signed in Oporto on 2 May 1992;. Agreed minutes of the negotiations for an agreement between the EFTA states on the establishment of a surveillance authority and a court of justice С тестом документа можно ознакомиться по ссылке: (http://www.efta.int/sites/default/files/documents/legal-texts/the-surveillance-and-court-agreement/agreement-annexes-and-protocols/Agreed-Minutes.pdf); Agreement between the EFTA states on the establishment of a Surveillance Authority and a Court of Justice 31.01.1994. (http://www.efta.int/sites/default/files/documents/ legal-texts/the-surveillance-and-court-agreement/agreement-annexes-and-protocols/Surveillance-and-Court-Agreement-consolidated.pdf); Pro-tokol I 5 des Überwachungsbehörde/Ge richtshof-Abkommens ü ber die Satzung des EFTA-Gerichtshofs. (http://www.eftacourt.int/filead-min/user_upload/Files/Statute/Statute_with_amendments_2010_-_GER.pdf).

29 Protokol I 5 des Übe rwachungsbehörde/Ge richtshof-Abkomme ns ü be r die Satzung des EFTA-Gerichtshofs. С текстом Статута Суда ЕАСТ можно ознакомиться по ссылке: http://www.eftacourt.int/file-admin/user_upload/Files/Statute/Statute_with_amendments_2010_-_GER.pdf. С правилами процедуры Суда ЕАСТ можно ознакомиться на сайте суда ЕфТАпо ссылке (интернет-ресурс): URL:: http://www.eftacourt.int/fileadmin/user_upload/Files/RulesofPro-cedure/RoP_amendments_2010_draft_EN.pdf

30 Treumer S. The EFTA Court // EIPASCOPE. 1994. N 2.

31 Protocol 34 "On the possibil ity fo r cou rts a nd tribunals of EFTA states to request the Court of justice of the European communities to decide on the inte rnationa l of EEA ru les co rresponding to EC ru les': URL: http://www.efta.int/media/documents/legal-texts/eea/the-eea-ag-reement/Protocols%20to%20the%20Agreement/protocol34.pdf

32 E-01/94 - Ravintoloitsijain Liiton Kustannus Oy Restamark http://www.eftacourt.int/cases/detail/?tx_nvcases_pi1%5BcaseJd%5 D=5&cHash=e67f3ad0168f02d86da997cebdfdcbae

33 E-09/97 - E rla Ma ria Sve inbjö rnsdotti r v Icela nd

http://www.eftacourt.int/cases/detail/?tx_nvcases_pi1%5BcaseJd%5

D=33&cHash=c279442b9743ba12132cf7fb92f402ba

полагает передачу на наднациональный уровень законотворческих полномочий (Sveinbjö rnsdótti r, at p phs 62 nd 63 этот принцип был отмечен Судом ЕС в деле C-140/97 Rechberger and Others [1999] ECR I-3499, at paragraph 39), однако государства-участники ЕЭП несут ответственность за нарушения обязательств по Соглашению о ЕЭП в случае невыполнения трех условий: во-первых, нарушение должно касаться обеспечения прав частных лиц, при условии четкого и точного изложения предписывающих норм в самом Соглашении или Приложениях к нему, во-вторых, нарушение должно быть достаточно серьезным, таковым будет считаться нарушение, которое четко установлено и определено в решениях Контролирующего органа ЕАСТ, Комиссии ЕС и Суда ЕС и при этом оно сохранится, хотя государство и обладало достаточным количеством времени на исправление ситуации, и в-третьих, должна быть установлена прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательства государством и полученным ущербом потерпевшей стороной, например, ущерб может быть связан с принятием на национальном уровне законодательного или иного правоустанавливающего акта противоречащего Соглашению о ЕЭП (C a s e C-424/97 Haim [2000] ECR I-5213 (he rein afte r, "Haim"), at p a rag raph 3l) [32]. То есть Суд фактически пришел к выводу об обязанности государств-членов ЕАСТ/ЕЭП принимать на национальном уровне все надлежащие меры, в том числе и законодательные, по обеспечению выполнения своих обязательств, взятых в рамках Соглашения о ЕЭП.

Подводя итог вышесказанному следует охарактеризовать правовую природу Соглашения о ЕЭП. Помимо того, что единое европейское экономическое пространство представляет собой объединение, которое соединяет интеграционные системы ЕАСТ и ЕС и создает возможности для взаимодействия между госу-дарствами-партнерами34, оно также является платформой, на основе которой формируется свой собственный правовой порядок [Sveinbjö rnsdótti r 59]35. Хотя глубина интеграции на пространстве ЕЭП является менее масштабной чем на пространстве ЕС, но ее цель выходит за рамки обычного международно-правового публичного договора, а правовой порядок установленный Соглашением, характеризуется созданием внутреннего рынка, защитой прав участников делового оборота и институциональной структурой, обеспечивающей в том числе и эффективный судебный контроль.

Как отмечает К. Бауденбахер, Соглашение о ЕЭП является «странным договором sui gene ris» если мы посмотрим на него с точки зрения классического международного права, а также с точки зрения наднационального права ЕС - Соглашение о ЕЭП это смешанный вид. Соглашение было создано с использованием доступных инструментов международного права для того, чтобы как можно ближе «связать» правопорядки государств-членов ЕАСТ с наднациональным правом ЕС, при этом «регулирование в рамках ЕЭП намного

34 Калиниченко П.А. Европейская ассоциация свободной торговли: правовой статус и отношения с Россией // Законы России: опыт, анализ, практика №2, 2013.

35 E-09/97 - E rla Ma ría Sveinbjo rnsdótti r v Icela nd http://www.eftacourt.int/cases/detail/?tx_nvcases_pi1%5Bcase_id%5 D=33&cHash=c279442b9743ba12132cf7fb92f402ba

ближе к праву ЕС, чем к международному публичному

36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

праву» .

Список литературы:

1. Исполинов А.С. Концепция acquis communautai re в праве ЕС // Вестник Московского университета. Серия 11 Право №5 2010

2. Калиниченко П.А. Европейская ассоциация свободной торговли: правовой статус и отношения с Россией // Законы России: опыт, анализ, практика №2, 2013

3. Машкова Е.В. Анализ полномочий органов Европейской Ассоциации свободной торговли созданных на основании Конвенции о создании ЕАСТ связанных с формированием единого общеевропейского экономического пространства // Пробелы в российском законодательстве № 5 2017

4. Машкова Е.В. Порядок разрешения межгосударственных споров между государствами-членами Европейской Ассоциации Свободной Торговли // Вестник Московского университета. Серия 11: Право №1 2015

5. Энтин М.Л. В поисках партнерских отношений: Россия и Европейский Союз в 2004 - 2005 годах. Спб. 2006.

6. Юмашев Ю.М., Постникова Е.В. Экономическое право Европейского Союза. М. 2014.

7. Baudenbacher C. The EFTA Court in action. Five lectures. Stuttgart 2010.

8. Baudcnbacher С., Ма^ Е.: Vithurkennd domstola, [2007] Timariti logfathinga. 147 (175)

9. Treumer S. The EFTA Court // EIPASCOPE. 1994. N

2.

Рецензия

на статью Машковой Екатерины Викторовны «Особенность единого общеевропейского экономического пространства и полномочия органов ЕАСТ и ЕЭП обеспечивающих его функционирование»

Тема и изложенные материалы рецензируемой статьи посвящена актуальной теме общеевропейской интеграции, а именно - современным тенденциям развития и особенностям создания единого европейского экономического пространства, а также работе и функциям Совместного комитета ЕЭП, Контролирующего органа ЕАСТ и Суда ЕАСТ, деятельность которых направлены на координацию национальных подходов в свете общеевропейской интеграции.

Содержание статьи является новеллой в научных исследованиях в Российской Федерации, ранее материалы по рассматриваемой теме не опубликовывались.

В статье чётко и однозначно описана важность создания и обеспечения однородного правового регулирования, гармонизация и унификация национальных государств ЕАСТ/ЕЭП, как одно из ключевых, необходимых условий для общеевропейской интеграции, и обеспечивающее свободное движение товаров, капиталов, услуг и лиц в рамках общеевропейской интеграции.

Автором статьи акцентировано сделан вывод, что государства-партнеры Соглашения о Едином экономическом пространстве от 2 мая 1992 года желали создать единое правовое поле для функционирования общеевропейского рынка, положив в основу разработанные в рамках ЕС правовые предписания, а также

36 Carl Baudcnbacher, Erla Маria: Vithurkennd domstola, [2007] Timariti logfathinga. 147 (175)

обеспечить участникам экономической деятельности государств ЕАСТ/ЕЭП судебную защиту, в случае нарушения их прав. Такое желание можно рассматривать как необходимое условие, а при его отсутствии, делающее невозможным достижение поставленных целей экономической интеграции.

Сильной стороной статьи можно признать перечисление и описание полномочий Совместного комитета ЕЭП, Контролирующего органа ЕАСТ и Суда ЕАСТ как основных органов, деятельность которых направлена на обеспечение однородного пространства ЕЭП и одинаковой интерпретации государствами- партнерами ЕАСТ/ЕЭП.

Материалы статьи могут иметь актуальность в вопросах дальнейшего развития Евразийского экономического союза (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации).

Евразийский экономический союз начал функционировать с 1 января 2015 года. Правовой основой для начала функционирования Союза является Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор), который был подписан президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 года.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является последовательным, логическим развитием в экономической интеграции независимых государств (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации) и является третьим её этапом после Таможенного союза и Единого экономического пространства.

До 2014 года единственной зоной свободной торговли, в которой участвовали одновременно все страны Союза, была зона свободной торговли СНЕ. В мае 2015 года ЕАЭС заключил свое первое полноформатное соглашение о свободной торговле с государством Азиатско-Тихоокеанского региона - Вьетнамом. В настоящее время на повестке дня решаются вопросы о заключении ЕАЭС соглашений о создании зон свободной торговли и с другими государствами.

17 мая 2018 года в рамках Астанинского экономического форума было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китайской Народной Республикой (КНР) В подписанном соглашении обозначен целый набор секторов, которые являются важными как для стран ЕАЭС, так и кНр в будущем. Сотрудничество должно дать ответ на вопрос, какова осевая линия взаимодействия ЕАЭС и Китая на долгую перспективу На панельной дискуссии «Как создать единое экономическое пространство Евразии?» участники обсудили эффекты от подписания соглашения, варианты дальнейшего развития взаимодействия, в частности в рамках сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс - один путь», а также новые кооперационные проекты, объединяющие технологии, сырье и капиталы всех стран Союза и Китая.

Сегодня можно констатировать факт интеграции ЕАЭС, как экономического объединения, с отдельными странами. Но нельзя исключать, что в перспективе может стать актуальным вопрос и интеграции ЕАЭС с таможенными и/или экономическими союзами, например ЕС или ЕАСТ/ЕЭП.

Опыт ЕАСТ и ЕЭП может быть учтён в ЕАЭС в вопросах экономической интеграции ЕАЭС с другими экономическими объединениями. Одной из форм раз-

вития правового и институционального регулирования может стать внесение соответствующих изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе.

С учётом актуальности темы статьи, её содержания, количества использованных источников позволяют однозначно сделать вывод о том, что статья Машковой Екатерины Викторовны «Особенность единого общеевропейского экономического пространства и полномочия органов ЕАСТ и ЕЭП обеспечивающих его функционирование» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Материалы статьи представляют интерес для развития Евразийского экономического союза и могут быть направлены в адрес Евразийской экономической комиссии.

Заместитель генерального директора по вопросам права Евразийского экономического союза ООО «Та-моженно-брокерский центр», кандидат юридических наук А.Ю.Кожанков

Статья проверена системой «Антиплагиат».

Оригинальность текста 81,46%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.