Научная статья на тему 'Особенности оценки метапредметных результатов по биологии'

Особенности оценки метапредметных результатов по биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
метапредметное оценивание / ФГОС / критерии оценивания / компетентностный подход / формирующее оценивание. / metasubject assessment / FGOS / assessment criteria / competence-based approach / formative as- sessment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Ольга Николаевна

В статье автором была рассмотрена необходимость применения метапредметного оценивания обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Основное внимание обращено на специфику обучения биологии, разработаны критерии оценивания в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF METASUBJECT RESULTS VALUATION ON BIOLOGY

In the article, the author considered the need to use metasubject assessment of students in accordance with the federal state educational standard. The main attention is paid to the specifics of teaching biology, the evaluation criteria in this area are developed.

Текст научной работы на тему «Особенности оценки метапредметных результатов по биологии»

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#3i27),2©19 / PEDAGOGICAL SGQIMGIS

55

УДК 371.263

Шаповалова Ольга Николаевна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа №97» учитель биологии, заместитель директора

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО БИОЛОГИИ

Shapovalova Olga Nikolaevna

municipal budget educational the establishment of the city ofRostov-na-Donu "School №97" biology teacher, Deputy Director

FEATURES OF METASUBJECT RESULTS VALUATION ON BIOLOGY

Аннотация

В статье автором была рассмотрена необходимость применения метапредметного оценивания обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Основное внимание обращено на специфику обучения биологии, разработаны критерии оценивания в данной области.

Abstract

In the article, the author considered the need to use metasubject assessment of students in accordance with the federal state educational standard. The main attention is paid to the specifics of teaching biology, the evaluation criteria in this area are developed.

Ключевые слова: метапредметное оценивание, ФГОС, критерии оценивания, компетентностный подход, формирующее оценивание.

Key words: metasubject assessment, FGOS, assessment criteria, competence-based approach, formative assessment.

С введением федеральных образовательных стандартов (ФГОС) образование полностью переходит на компетентностный подход. Его основная задача сформировать на основе традиционных знаний, умений и навыков метапредметные компетенции.

Решение современных задач не под силу традиционной системе контроля и оценки качества образования. Поэтому в настоящее время в педагогической практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, при котором оценивается уровень образовательных достижений, обучающихся при помощи балльной оценки и особое внимание педагога уделяется здесь учебной деятельности.

При втором подходе оценивания рассматриваются индивидуальные достижения обучающихся в образовательном процессе и формирование основных метапредметных навыков.

В связи с этим меняется и роль преподавателя. Учителю необходимо учитывать личностные результаты ученика, его коммуникативные, предметные и метапредметные навыки, на практике применять методы самооценки и взаимооценки.

При оценивании предметных результатов, в соответствии с требованиями ФГОС следует учитывать, что предмет оценки не только знания но и практические и учебные умения характерные для данного предмета, которые основываются на определенных видах универсальных учебных действий.

В стандартах прямо указано, что важный предмет оценивания - это умение решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Главная часть естественнонаучного образования на всех уровнях обучения - это учебный предмет биология. Биология, являясь одним из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание», вносит большой вклад в достижение целей общего образования, и помогает обучающимся осваивать основы науки о жизни.

Цель обучения биологии это:

- развить современное естественно- научное представление о картине мира, сформировав у обучающихся научные знания о живой природе, закономерностях её развития, быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;

- создать первоначальное систематизированное понятие о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о сообществах живых организмов, среды их обитания, об основных биологических теориях, о наследственности и изменчивости, о взаимосвязи живого и неживого в окружающем мире;

- понимать биологические термины и владеть

ими;

- научить обучающихся для исследования живых организмов и человека проводить простые биологические эксперименты, применяя методы биологической науки, наблюдать за экологической обстановкой в окружающем мире;

56

РШАШШ&Ак ЮЖМЭЖ! / <<ШУШШ1УМ-ШУГМа1>>#Щ27)),2©1]9

- сформировать экологическую грамотность: умение оценивать последствия деятельности человека в природе, как факторы риска влияют на здоровье человека;

- понимать цель и смысл своих действий и поступков по отношению к живой природе, к здоровью окружающих и своему, осознать какие действия необходимо провести для сохранения всего живого разнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

- сформировать представление о значении биологии, как науки в решении вопроса о рациональном природопользовании, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

- получить навыки оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Основными видами оценки и контроля являются:

- предваряющий (входной) контроль. Применяется для оценки уровня знаний и развития обучающихся в классах, в которых учитель начинает преподавание. А также его используют в отношении вновь прибывших учащихся в класс и перед изучением нового материала для выявления базовых знаний, умений, имеющегося опыта, уровня интереса;

- текущий контроль является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Его проводят в форме устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы, в процессе изучения темы;

- периодический (этапный, рубежный) контроль проводится в форме контрольных работ, собеседований, тестирования, зачетов, а также после изучения крупной темы или раздела;

Таблица-1

Критерии оценивания по биологии_

От К

Письменные работы, закрытый экзамен Открытый экзамен, проекты

Имплицитные (неявные) критерии оценивания Эксплицитные (явные) критерии оценивания

Оценка преподавателем, тьютором Оценка при участии обучающихся

Оценка результата Оценка процесса

Конкуренция Сотрудничество

Оценка знаний Оценка умений, способностей, компетенций

Цели и задачи Учебные результаты

Оценка курса Оценка модуля

Тестирование памяти Оценка понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза

Приоритетность оценивания Приоритетность учения

Итоговое, суммарное оценивание Формирующее, развивающее оценивание

- итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце

определенного этапа обучения (четверть, полугодие, основного или полного среднего образования). Применяется в форме зачетов, экзаменов, защиты рефератов.

Обучающиеся научатся:

- объяснять, выделять и описывать важные признаки биологических явлений объектов и явлений;

- находить в разных источниках информацию необходимую для изучения биологических объектов и явлений и уметь работать с ней;

- приводить примеры разнообразного живого мира; метаболизма; эукариотических клеток; про-кариотических клеток; закономерности наследования признаков; размножения организмов; использования и охраны окружающей среды, адаптации живых организмов к условиям местообитания; влияние абиотических и биотических факторов на живые организмы;

- составлять краткую характеристику разных типов биологических объектов, процессов и явлений, используя различные формы и источники биологической информации.

- использовать в повседневной жизни и на практике приобретенные знания и умения.

Для достижения планируемых результатов ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки.

В связи с тем, что данный вопрос очень важный, для оценивания результатов по биологии были разработаны критерии, которые представлены в таблице:

Формирующее оценивание в результате показывает то, что:

- стандарт обучающиеся осваивают в комфортных для каждого условиях;

- обучающийся приближается максимально к своему запланированному результату, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания;

- формируется умение у обучающихся самостоятельно оценивать свои результаты;

- формируется реальный подход к самооценке.

Формирующее оценивание основано на пяти

принципах:

- обеспечение учителем обратной связи, дает обучающимся возможность получать комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности;

- в процессе обучения и изменения результатов обучающихся, учитель меняет технику и технологию;

- сами обучающиеся активно организовывают процесс собственного обучения;

- учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся;

- учитель понимает необходимость обучения обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Инновационными оценочными средствами и формами являются:

- портфолио;

- кейсы;

- междисциплинарные экзамены;

- контекстные задачи;

- ситуационные задания;

- компетентностно -ориентированные тесты.

При введении ФГОС теперь оцениваются различные направления деятельности обучающихся, то что им необходимо в жизни для решения всевозможных практических задач.

Список литературы

1. Проблемы современного образования. Научно-информационный журнал. Сетевое издание. № 4-2017 URL:

57

http://www.pmedu.ru/index.php/ru/2017-god/nomer-4 (дата обращения 28.01.2019).

2. Ефремова Н.Ф. Состояние оценочной деятельности в образовании / Навигатор в мире науки и образования. 2016. №2(31). - С. 648-661.

3. Ефремова Н.Ф. Особенности оценивания компетенций обучающихся /Международный журнал экспериментального образования, № 9. - 2017. С. 45-49.

4. Ефремова Н.Ф. О критериальных требованиях к составу и содержанию фондов оценочных средств/ Мат. IV Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы проф. обучения в условиях новой формации». Туркестан. 2016. Т. 1. - С. 40-47.

5. Свиридова, Л.А., Белогородцева, Е.А. Формирование регулятивных

универсальных учебных действий - контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы / Л.А. Свиридова // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 1. - С. 5-8

6. Бенькович Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений // Профильная школа. 2012. №2. С. 48- 50.

7. Ромашевская, Н.И., Свинаренко, В.Г., Та-мачаков, Е.В. Возможности

педагогического моделирования в детерминации категории «воспитание» /Н.И. Ромашевская// Психология, социология и педагогика. - М.:Меж-дународный научно-инновационный центр (ООО), 2016. - №4 (55). - С.20-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.