_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010. 176 с.
2. Maltseva L., Belaya T. Methods of edication of fine and crafts: USA, Luli Press, Inc, 2015. 159 p.
3. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко.- М.: Проспект, 2004. 420 с.
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.: Изд. центр Академия, 2002. 335 с.
© Л.В. Мальцева, 2015
УДК 37
Мишакова Валентина Николаевна,
канд. пед. наук, доцент ОГПУ, г. Оренбург, РФ E-mail: [email protected]
ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация
В статье затрагиваются проблемы оценивания обучающихся биологии в связи с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов и модернизацией оценочной системы в биологическом образовании. Автор акцентирует внимание на формировании и развитии оценочной деятельности обучающихся на уроках биологии, а также на организацию и проведение мониторинга образовательных достижений внутри школы для достижения планируемых образовательных результатов.
Ключевые слова
биология, образовательные результаты по биологии, оценочная деятельность, оценивание обучающихся биологии, оценка, самооценка.
В современном российском образовании с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) происходят значимые изменения: смена образовательной парадигмы, перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование и развитие самостоятельности обучающихся в учебных действиях. В новых стандартах представлено изменённое понимание качества образования. Образовательные результаты по биологии, представленные в Примерной программе основного общего образования, требуют построения новой системы оценивания, которая позиционируется не только как способ получения сведений об уровне достижений обучающихся, но и повышение качества биологического образования.
До сих пор наиболее распространённой в отечественной школьной образовательной практике остаётся установленная Министерством народного просвещения в 1937 году традиционная пятибальная система оценивания, в которой имеет место выставление отметок: "1" - слабые успехи; "2" - посредственные; "З" -достаточные; "4" - хорошие; "5" - отличные. Данная система даёт прогноз для итогового оценивания и представляет удобную форму фиксации учебных достижений учащихся. Однако она имеет серьёзные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
недостатки из-за отсутствия чётких критериев, на основании которых определяется качество достижений, что мало способствует развитию оценочной самостоятельности школьников.
Необходимость реформирования оценочной деятельности признается многими отечественными учеными (М.Л. Агранович, В.А. Болотов, Г.А. Бордовский, Г.С. Ковалева, В.В. Сериков, B.C. Соколов)
[4].
Последние годы идет становление общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) [1,5], которая призвана обеспечить единую методологическую базу для оценивания обучающихся, в том числе по биологии, а также выявить факторы, влияющие на результаты обучения. В связи с этим, для принятия управленческих решений изучаются проблемы, связанные с независимой экспертизой качества образования - государственной итоговой аттестацией выпускников образовательных организаций, проводятся широкомасштабные международные мониторинги качества образования. Среди показателей образовательных достижений школьников по биологии имеют место такие как: динамика образовательных достижений при изучении предмета «Биология»; метапредметные компетентности (познавательные, регулятивные, коммуникативные и др.); участие в образовательном процессе обучающихся (урочная и внеурочная деятельность). Так как при обучении биологии, равно как и других предметов, акцент делается на личностное развитие обучающихся, актуальной становится и проблема становления школьника как субъекта оценочной деятельности, что предполагает наличие у него оценочных умений.
Общий замысел школьной контрольно-оценочной системы состоит в создании совокупности методик, процедур, измерителей, программно-педагогических средств оценки образовательных достижений учащихся на всех ступенях школьного образования, а также в ее согласовании с внешней контрольно-оценочной системой.
В методике преподавания биологии в последние годы идет поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в контроле при обучении, способствовал бы гуманизации и индивидуализации процесса оценивания, повышению мотивации к самооценке и самоанализу, учебной самостоятельности обучающихся. Особенностью нового подхода к оцениванию является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие учащегося через овладение реальными видами деятельности, в частности самостоятельности в оценивании. Формирование оценочной деятельности носит надпредметный характер и является универсальным учебным действием, самостоятельным элементом содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
В основе формирования и развития оценочной самостоятельности при обучении биологии кроятся ответы на следующие ключевые вопросы:
1. Что необходимо оценивать, а что оценивать не следует?
2. Какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается?
3. Какова должна быть процедура оценивания?
Для того, чтобы попытаться ответить на них, сначала разведем понятия «оценивание» и «оценка». По нашему мнению, оценивание - процесс наблюдения за деятельностью обучающихся биологии, а также процесс контроля, фиксации и анализа информации об учебной деятельности с целью достижения планируемых образовательных результатов и улучшения качества биологического образования. Оценка, же - результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи. Оценка по биологии имеет особое значение: она выступает одновременно в качестве цели, элемента биологического содержания и средства обучения и учения.
Оцениваются не обучающиеся, а их работа (деятельность). Оценивание как образовательный процесс в обучении биологии, предполагает:
• содержание элементов (моделей, эталонов) ответов;
• наличие критериев оценивания и информирование обучающихся биологии о критериях оценки;
• разработка шкалы перевода баллов в отметку;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
• вовлечение обучающихся на каждом уроке к самооценке;
• рефлексию оценочной деятельности обучающихся для определения динамики результатов и дальнейших действий (самоанализ).
При оценивании деятельности обучающихся акцент делается на позитивные стороны, а не на негативные. Оценивание должно быть:
► понятным всем субъектам-участникам образовательного процесса;
► многоинструментальным (оценочно-диагностический банк заданий биологического
содержания включает различные виды заданий, задач по каждой теме урока).
Внутриурочная система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько учителем биологии (как при традиционной системе контроля биологических знаний и умений), сколько самими учащимися. Включение обучающихся биологии в оценочную деятельность направлено на развитие у них: самооценки и самоанализа (рефлексии); умения оценивать достигаемые образовательные результаты и процесс их формирования, особенности развития собственного процесса обучения.
Организация оценочной деятельности по биологии в школе должна:
• ориентировать на достижение результата (формирования универсальных учебных действий при освоении содержания предмета «Биология»); обеспечивать возможность регулирования внутришкольной системы контроля биологического образования на основании полученной внутриурочной оценочной информации о достижении планируемых результатов обучающихся.
Наличие объективных критериев оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика. Самооценка обучающегося должна соотноситься с оценкой учителя. Если оценивается деятельность, не имеющее однозначных образцов, ученик как участник образовательного процесса, имеет право на собственное мнение, и задача учителя биологии - не навязывать ни своего мнения, ни мнения большинства. Баллы, полученные за работу на уроке, суммируются и переводятся в отметку.
Таким образом, при самооценке обучающийся дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов. Это он делает мысленно или проговаривает вслух, анализируя свои достоинства и недостатки, выявляет причины последних самостоятельно или совместно с учителем, с другими участниками образовательного процесса для их устранения. В ряду компонентов самооценки попробуем выделить:
1- связь с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Это подтверждает выдвинутый психологами тезис о влиянии оценки учителя на общую самооценку ученика. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
2 - самооценка как средство развития у школьников умения самим регулировать собственную учебную деятельность;
3 - самооценка как результат сформированности у обучающихся навыков самооценки, а это требует системной работы и приходит не сразу.
Важнейшим условием достижения планируемых результатов, управления качеством биологического образования в школе является мониторинг оценивания результатов деятельности обучающихся биологии как система отбора, обработки, хранения информации об образовательных результатах обучающихся на отдельных ее этапах школьного обучения. Основными составляющими мониторинга являются материалы диагностики «На старте» в 5 классе и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные образовательные достижения (личностные, метапредметные, предметные), что позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием. Постоянное отслеживание образовательных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
результатов по биологии поможет принять управленческие решения на уровне школы, направленные на повышение качества биологического образования, а также спрогнозировать планируемые достижения на завершающей ступени биологического образования. Выстраивая систему мониторинга необходимо выделить его основные объекты: образовательные результаты, которые оценивается на критериальной основе, для этого определяются показатели, т. е. данные, по которым можно судить о состоянии критерия: сформированность личностных, метапредметных и предметных умений.
Содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:
® сформированности внутренней позиции, которая находит отражение в эмоционально -положительном отношении обучающегося к биологии;
® ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки биологии, «открытие» и познание нового, овладение предметными знаниями и умениями, характер учебного сотрудничества с учителем (субъектно-субъектные взаимодействия) и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
® сформированности мотивации учебной деятельности, включая любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
•способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
•способность к сотрудничеству и коммуникации;
•способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
•способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
•способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; и др.
При оценивании предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных биологических знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием. Составляющие оценки предметных результатов:
- объем знаний по предмету «Биология»;
- системность биологических знаний (упорядоченность, взаимосвязь при изучении различных курсов, разделов, тем);
- мобильность знаний по предмету (способность применять эти знания в реальной жизненной ситуации).
При оценивании базового уровня содержания используются типовые задачи:
на узнавание (задание включает в себя наличие готового ответа; формулируется в лаконичной форме; выполнение требует минимального количества времени);
на запоминание:
а) пересказ биологической информации в той же последовательности, в какой она изложена в учебнике;
б) перечисление (достаточно полное) признаков и свойств объектов, законов, определений, терминов, фактов, понятий, правил и принципов);
на понимание (задание включает в себя формулировку вопроса на основе изученных фактов; формулировка вопроса должна быть основана на альтернативных точках зрения, заранее предложенных школьникам; вопрос должен предусматривать логически доказанный ответ с учетом точки зрения обучающихся);
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
При оценивании заданий повышенного и высокого уровня сложности имеют место логические действия, направленные на установление связей и отношений в биологическом социуме-знании [2]. Номенклатура логических действий включает: сравнение (с целью выделения тождеств различия. определения общих признаков и составления классификации); опознание (с целью их включения в тот или иной класс); анализ - выделение элементов и "единиц" из целого; расчленение целого на части; синтез -составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; и т.д.
Анализ тенденций в оценке и контроле [2,3,4] показывает, что в биологическом образовании накоплен большой опыт, на позитивных сторонах которого следует выстраивать внутришкольную систему оценивания. Для решения этой многогранной проблемы нужны новые идеи, научные инновации. Перед школой и учителями биологии поставлена непростая задача освоения эффективных приемов, методов в оценивании достижений обучающихся, организации внутришкольного мониторинга образовательных результатов. Благодаря мониторинговым измерениям, можно определить, насколько достижения обучающихся соответствуют целям биологического образования. Список использованной литературы:
1. Болотов, В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/o-postroenii-obscherossiyskoy-sistemy-otsenki-kachestva-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 21.09.2015)
2. Галеева, Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знания», 2006. - 144 с.
3. Галкина, Е.А. Технология оценки достижения планируемых результатов по биологии / Е.А. Галкина // Биология в школе. - 2013. - №7. - С. 25-33.
4. Мишакова, В.Н. Оценивание учащихся 10-11 классов на уроках биологии при подготовке к ЕГЭ: монография / В.Н.Мишакова /. - М.: ФЛИНТА, 2014.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks348263 (дата обращения: 21.09.2015).
5. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. http://vuo.ucoz.ru/load/9-1-0-39
© В.Н. Мишакова, 2015
УДК 797.21
Понимасов Олег Евгеньевич
канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта,
Рябчук Владимир Владимирович канд. пед. наук, профессор кафедры физической культуры и спорта,
СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]
ПОСТАНОВКА ВАРИАТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье разработаны качественные критерии результативности обучения плаванию. Сформулировано условие индивидуально-вариативного целеполагания. Установлено, что выбор стилевых вариаций плавания,