Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ УМЕНИЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

Настоящая статья посвящена исследованию специфики освоения детьми дошкольного возраста базовых исследовательских умений, ориентированных на развитие соответствующих исследовательских компетенций. Рассматривается вопрос относительно содержания таких умений, а также их усвоения, условий для их реализации в современном дошкольном предприятии. Помимо этого, выявляется роль педагога относительно развития у ребёнка исследовательских умений в дошкольном детстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CHILDREN LEARNING RESEARCH SKILLS IN PRESCHOOL CHILDHOOD

This article is devoted to the study of the specifics of mastering basic research skills by preschool children, focused on the development of relevant research competencies. The question of the content of such skills, as well as their assimilation, conditions for their implementation in a modern preschool enterprise is considered. In addition, the role of the teacher in relation to the development of research skills in the child in preschool childhood is revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ»

декламировать как термины: "NATO" ("North Atlantic Treaty Organisation"), "HIV" ("Human immunodeficient virus ").

Некоторые аббревиатуры представлены в сокращении исключительно в письменном виде, а в устной речи вместо них употребляются целые термины: "Mr" ("Mister"), "Dr" ("Doctor"). Некоторые аббревиатуры используются для организации языковой структуры, и по отношению к ним используются окказиональные правила произнесения: "etc." — "and so on" (лат. "et cetera"), "NB" — "please note" (лат. "nota bene"). Некоторые слова употребляются в сокращенном виде в частной речи: "lab" ("laboratory"), "TV" ("television"), "exam" ("examination") [3].

Таким образом, сокращения в своем сегодняшнем положении являются полноправными словарными единицами. Они участвуют во многих когнитивных действиях человека, а точнее — категорируют те или иные реалии действительности, вербализуют ее основные понятия, фигурируют в категории реалий, а также сохранения и передачи сообщения. Кроме этого, аббревиатуры имеют способность отображать всевозможные элементы профессиональной деятельности [4].

Знание и понимание аббревиатур определяет их правильное употребление в потоке речи, что, несомненно, является значимым фактором успешной коммуникации.

1. В результате исследования сделан аналитический обзор лингвистической литературы по данной теме.

2. Рассмотрены существующие классификации аббревиатур.

3. Изучены методы формирования аббревиатур.

4. Рассмотрено применение аббревиатур в сегодняшнем английском языке.

Выводы. В результате использования способов применения аббревиатур при преподавании иностранных языков повышается активность учащихся, студентов на занятиях. Масса существенных задач может быть реализована при основанной таким образом деятельности. Учитель может повысить мотивацию и самостоятельность учеников, найти индивидуальный подход при введении нового материала и так далее.

Был проведен обзор литературы по определениям аббревиатуры. Кроме того, обзор литературы был проведен как метод обучения с теоретической и практической точек зрения; обсуждались некоторые практические и эффективные способы обучения, предложенные профессиональными педагогами и квалифицированными учителями, о том, как эффективно использовать данный материал в классе для создания аутентичной среды преподавания и обучения языку, где ученики могут легко и эффективно овладеть языком.

Еще обнаружено, что все способы анализа а, его места в категориях текста имеют не только значительные преимущества в сопоставлении с обычными методами обучения, но и некоторые несовершенства.

Было проведено тематическое исследование, чтобы оценить реакцию обычных студентов, изучающих английский язык, на использование анализа явления аббревиатуры, его места в категориях текста в процессе обучения.

Итак, использование на занятиях анализа явления аббревиатуры, его места в категориях текста приняло довольно широкий характер. Несомненные преимущества этого метода включают в себя то, что его применение на уроках иностранного языка дает возможность учесть особенности постижения информации обучающимися.

Литература:

1. Английские сокращения и аббревиатуры [Электронный ресурс] / EnglishDom. — Режим доступа: https:// www.englishdom.com/ blog/ anglijskie-sokrashheniya-i-abbreviatury/. — Дата доступа: 29.03.2019.

2. Лепшокова Е.А. Формирование творческих способностей у подростков на уроках английского языка в общеобразовательной школе / Е.А. Лепшокова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Карачаевск, 2004. - 23 с.

3. Лепшокова Е.А. Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - СПб, 2020 - № 4 (182) - С. 272-275

4. Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

5. Лепшокова С.М. Роль языка в поликультурном пространстве и его функции / С.М. Лепшокова // Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания (XVI Кирилло-Мефодиевские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 67-71.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ

ДЕТСТВЕ

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию специфики освоения детьми дошкольного возраста базовых исследовательских умений, ориентированных на развитие соответствующих исследовательских компетенций. Рассматривается вопрос относительно содержания таких умений, а также их усвоения, условий для их реализации в современном дошкольном предприятии. Помимо этого, выявляется роль педагога относительно развития у ребёнка исследовательских умений в дошкольном детстве.

Ключевые слова: исследовательские умения детей, дошкольный возраст, дошкольное образование, освоение детьми умений, исследовательская работа детей.

Annotation. This article is devoted to the study of the specifics of mastering basic research skills by preschool children, focused on the development of relevant research competencies. The question of the content of such skills, as well as their assimilation, conditions for their implementation in a modern preschool enterprise is considered. In addition, the role of the teacher in relation to the development of research skills in the child in preschool childhood is revealed.

Keywords: research skills of children, preschool age, preschool education, development of skills by children, research work of children.

Введение. Перед учителями и педагогами дошкольного образования на сегодняшний день стоит целый ряд целей и задач. Ключевой из них, по нашему мнению, является развитие детей не только в учебном направлении, в интеллектуальном оснащении, в привитии им нравственных и духовных качеств, но и в формировании у дошкольников определённой базы умений и навыков исследовательского характера. Исследовательские умения представляют собой важнейшие умения, необходимые каждому человеку для исследования окружающего мира и познания его сущности, специфики, специфики отдельно взятых явлений и объектов, характерных конкретному обществу, миру, образу жизни.

Эти умения, как известно, позволяют дошкольнику принимать активное и осознанное участие в экспериментальной деятельности, исследовательских опытах, предназначенных ребёнку для лучшего понимания, познания, освоения окружающей действительности, а также описания существующих закономерностей, характерных для окружающего мира.

Изложение основного материала статьи. Дошкольный возраст - особенный период жизни человека, в рамках которого развиваются его базовые знания и умения, закладывается фундамент для дальнейшего развития, а также формируется основной «костяк» его характера, предрасположенностей и способностей. Исследовательские умения как нельзя кстати относятся к данному возрасту, поскольку исследование как процесс достаточно характерно детям с самого рождения, поскольку они стремятся узнать окружающий мир, взаимодействовать с ним различными путями [2]. При этом исследовательские умения и их активное развитие всегда приводит к формированию той самой познавательной активности, а также позволяет регулировать процесс освоения иных навыков, характерных для общей культуры человека, которая стимулирует его осуществлять не только социальную и творческую деятельность, но и принимать активное участие в профессиональный и индивидуальной.

Школьная программа, как известно, достаточно часто претерпевает изменения и дополняется новыми предметами, включает в свой состав множество блоков, содержательных моментов и комплексов. Она модернизируется с каждым днём, модернизирует тем самым и дидактические приемы, что особенно сказывается на содержании образовательных программ. Если же говорить о дошкольной программе, то она напрямую связана с школьной и зарождает первичные традиции в процессе освоения детьми окружающей действительности, позволяет им окунуться в мир исследования и эксперимента, а также оказывает активное влияние на развитие у них исследовательских умений [5].

Говоря об исследовательских умениях как о комплексе таких умений, которые позволяют ребёнку осваивать, взаимодействовать, преобразовывать и обдумывать окружающий мир, упомянем, что он не носит исключительно практический характер, в связи с чем должны присваиваться постепенно и в прикладном ключе. Это связано с тем, что дети дошкольного возраста ещё не воспринимают теоретическую информацию должным образом, ориентируя все свое внимание на практическую деятельность. Именно в ходе экспериментирования и исследования ребёнок может и вырабатывать и развивать у себя определённые навыки и качества, которые могут ему понадобится в дальнейшей жизни. При этом он сам выбирает, как именно ему взаимодействовать с окружающей действительностью, выбирает методы и технологии, необходимые ему для наибольшего вовлечения в глобальные процессы, проходящие в социуме.

В связи с этим современные педагоги дошкольного образования ориентируют все свое педагогическое внимание на проведение экспериментов и исследований в ходе дошкольного образования, а также на привитие соответствующих умений детям дошкольного возраста, развитие и открытие их потенциала, формирование благоприятных условий для дальнейшего развития ребёнка.

Именно в дошкольном возрасте педагог занимает особое место в системе понимания и сознания ребёнка. Он становится авторитетом и тем идеалом, на который ориентируется дошкольник в ходе любой своей деятельности. Поскольку педагог формирует и наполняет программу теми или иными направлениями, в рамках которых взаимодействуют дети, именно на его плечи ложится ответственность за сущностное и концептуальное наполнение исследовательской программы, в следствие которой ребёнок вырабатывает определённый комплекс исследовательских умений, которые применяет в дальнейшей жизни [1].

Для оптимизации этого процесса педагогу необходимо заблаговременно определить сущность процесса экспериментирования и исследования, а также определить и выявить ключевые педагогические условия, способствующие наиболее благоприятному развитию положительной среды [7]. Кроме того, он должен ориентироваться на ведущие тенденции, существующие в данной области, самостоятельно уметь проводить исследования, ориентироваться в тезисах исследовательской деятельности, формировать собственный исследовательский базис, состоящее из навыков и умений соответствующего характера.

Как известно, все учителя и педагоги, психологи и социологи дошкольного образования, все остальные люди, причастные к нему, в обязательном порядке ориентируются на достижение определённых производственных целей, важнейшей из которых, как было сказано ранее, является выработка и формирование у детей дошкольного возраста в определённых умений и навыков.

К таким навыкам и умением мы относим:

- организационные умения, сущность которых состоит в верной и своевременной организации собственного рабочего места, планирования своей деятельности, сопоставлении своих действий с действиями окружающих, вследствие чего справедливо говорить об организации процесса самообучения ранее неизвестным знаниям, выработке навыков и умений, ранее не характерным для человека;

- информационные, которые направлены прежде всего на обработку принимаемой ребёнком информации, преобразование её в максимально интересный, доступный и целесообразно вид, который ребенку необходим для конкретного исследования в рамках дошкольный образовательной программы;

- аналитико-рефлексивные, которые позволяют дошкольнику презентовать результаты собственной деятельности, а также оформлять выводы, проводить первичный самоанализ, рефлексировать;

- исследовательские умения, которые необходимы ребёнку для проведения экспериментов и исследований в соответствии с ранее выбранной и апробированной темой, причём такие умения направлены на осуществление ребёнком целеполагания, планирования, самостоятельного выстраивания структуры исследования, поиска информации, выработки и освоения исследовательских методов, технологий, инструментов.

Как видно из вышеперечисленного, перечень умений и навыков, необходимых для будущих школьников, достаточно обширен и обладает определёнными свойствами, которые были описаны. Современный педагог дошкольного образования должен направить все свои ресурсы именно на развитие этих умений и навыков, которые в свою очередь являются неким потенциалом ребёнка, которые раскрываются по мере его освоения действительности и вовлечения в конкретный вид деятельности [3].

По нашему мнению, такой перечень охватывает все виды деятельности человека, поскольку в аналитико-рефлексивные умения, к примеру, могут включаться и нравственно-духовные, моральные качества, которые составляют важный потенциал для развития личности человека. Таким образом, исследовательские умения состоят не только из технологии осуществления исследования и экспериментаы, но и из процессов познания, осмысления, описания и взаимодействия с объектом исследования, которые для детей дошкольного возраста может быть достаточно сложен или прост в зависимости от их уровня развития.

По нашему мнению, ключевым аспектом в определении специфики освоения детьми исследовательских умений в дошкольном возрасте является выделение педагогических условий, которые необходимы для наиболее благоприятного развития вышеописанных навыков и умений дошкольников. Свое мнение мы базируем на том, что в случае неучтения необходимости формирования таких условий полноценное развитие и включение дошкольников в исследовательскую деятельность невозможно, поскольку формирование у них мотивации и заинтересованности в естественном интересе к проведению экспериментов должно подкрепляться внешней мотивацией.

Говоря об условиях, отметим, что в современной отечественной педагогической науке под этой дефиницией принято понимать определённую совокупность данных, которые составляют основу какой-либо деятельности или какого-либо процесса. Иными словами, условия являются важнейшим обстоятельством, которые лежат в основе результата, от которого зависит этот самый результат и отдельные элементы какой-либо деятельности. Таким образом, педагогические условия, необходимые для освоения детьми исследовательских умений в дошкольном возрасте, являют собой ключевые обстоятельства, от которых зависит успешность экспериментальной исследовательской деятельности детей, которые в свою очередь лежат в основе всей учебной, интеллектуальной, творческой и проектной деятельности детей в будущем [4].

Помимо всего прочего, педагогические условия должны быть учтены потребностями обучающихся, которые заключаются в овладении принципиально новыми для них знаниями и умениями, по типу исследовательских. Такие условия должны быть ориентированы на выработку творческого потенциала у детей, раскрытие их истинных творческих способностей, побуждение их к исследовательской деятельности и апробированию собственных результатов. В связи с этим справедливо говорить о том, что такие условия должны соответствовать идеям о комплексности, системности, должны подходить каждому из участников образовательного процесса, а также носить исключительно благоприятный характер, стимулировать познавательную деятельность, развивать детей.

Специфика освоения детьми исследовательских умений в дошкольном детстве характеризуется в основном их возрастными особенностями, поскольку именно они составляют важнейший принцип развития ребёнка. Учитывая возрастные особенности, следует сказать, что дети в дошкольном возрасте ещё не способны верно формулировать мысли, складывать некоторые слова в предложения, а также правильно адаптировать свои исследовательские умения к тому или иному виду исследования. Они не способны на сложные логические умозаключения, на дедуктивный и индуктивный метод взаимодействия с объектом исследования, а следовательно, не способны на сложные выводы и комплексные умозаключения [6].

В связи с этим педагог должен сформировать комплекс таких условий, в рамках которых ученик сможет удовлетворить свою потребность в исследовании окружающей действительности, а также приобрести новые знания по донесению результатов своей исследовательской деятельности до окружающих, путём коммуникативных и речевых связей, а также развития своего коммуникационного потенциала. Таким образом, можно говорить о том, что исследовательские умения включают свой состав и коммуникативные, которые позволит ребёнку в дальнейшем взаимодействовать с окружающими, транслировать свои идеи в окружающий мир, формулировать мысли и взаимодействовать со взрослыми [8].

По нашему мнению, все исследовательские умения ребёнка необходимы ему на всех этапах жизни, поскольку являют собой важнейший элемент его личностного роста и развития. Причём исследовательская деятельность ребёнка может определить, что для него наиболее благоприятно, а что наоборот, что позволит ему достичь определённых результатов и что не позволит, поможет ему определить мотивы как собственные, так и посторонней деятельности. Важно понимать, что исследовательской деятельности детей дошкольного возраста всегда базируется на их личном представление о мире, на педагогических условиях, созданных ранее ведущим педагогом дошкольного образования. Здесь же отметим, что дошкольное образование значительно отличается от школьного, пусть даже начального.

Если в школе дети следуют конкретной программе, учреждённой соответствующим законодательством, то в ходе дошкольного образования педагог может значительно изменить траекторию обучения и добавлять в программу необходимые, по его мнению, предметы и занятия. Таким образом, ребёнок может повлиять на содержательную часть программы обучения, оказать влияние на действия педагога, а также стимулировать дальнейшее развитие образовательной программы.

Выводы. Исходя из всего вышесказанного, мы можем заключить, что специфика освоения детьми дошкольного возраста исследовательских умений заключается в нескольких аспектах.

Во-первых, все они являются комплексными и включают в свой состав множество иных умений и навыков, необходимых детям для дальнейшего развития интеллектуальных, творческих и индивидуальных способностей.

Во-вторых, они развиваются исключительно посредством создания педагогом благоприятных педагогических условий, которые являют собой возможность для дальнейшего развития тех или иных качеств ребёнка.

В-третьих, освоение ребёнком таких умений всегда базируется на его возрастных особенностях, которые должны быть учтены педагогом ещё на этапе его профессиональной подготовки и изучении психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Таким образом, процесс приобретения исследовательских умений для ребёнка дошкольного возраста является трудоемким, комплексным и крайне важным, поскольку именно благодаря нему у него выстраивается концепция понимания и взаимодействия окружающим миром, понимание содержания обучения, специфики исследовательской деятельности, вырабатывается план, в соответствии с которым ребёнок свободно взаимодействует с иными субъектами и объектами исследовательской и экспериментальной деятельности.

Литература:

1. Афанасьева, О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию: автореф. дис. конд. наук / О.В. Афанасьева. - Санкт- Петербург, 2005.

2. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности: учеб. пособие для студентов педвузов / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - М.: Академия, 2001. - 103 с.

3. Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира / Л.Н. Прохорова. - Владимир: ВОИУУ, 2001.

4. Райков, Б.Е. Исследовательский метод в педагогической работе / Б.Е. Райков. - М.: Знание, 1938. - 52 с.

5. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения / А.И. Савенков. - М.: Академия развития, 2005. - 450 с.

6. Семенова, Н.А. Место исследовательской деятельности младших школьников в современном образовательном процессе / Н.А. Семенова // Дошкольное и начальное образование в XXI веке. Теория и методика: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ТГПУ и 25-летию факультета начальных классов. - 2002. - № 10. - С. 59-62.

7. Ушачев, В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся / В.П. Ушачев. - М.: Знание, 2009. - 198 с.

8. Фокина, С.Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся / С.Л. Фокина. - М.: Знание, 1977. - 179 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Макаренко Юлия Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию таких понятий, как педагогический потенциал, проектная деятельность, продуктивное мышление. Рассматриваются взаимосвязи, существующие в педагогической действительности между проектной деятельностью и процессом развития продуктивного мышления студентов гуманитарного вуза. Выделяются особенности профессиональной подготовки студентов такого вуза, его гуманитарной направленности, а также процесс формирования его продуктивного мышления. Особое исследовательское внимание уделено процессу реализации педагогического потенциала проектной деятельности, который на сегодняшний день, как известно, занимает ведущие позиции в системе образования. Метод проектов доказал свою эффективность достаточно давно, в соответствии с чем он является ключевым объектом настоящего исследования.

Ключевые слова: педагогический потенциал проектной деятельности, проектная деятельность, проектирование, метод проектов, развитие продуктивного мышления, продуктивное мышление студента, студенты гуманитарного вуза, студент-гуманитарий.

Annotation. This article is devoted to the study of concepts such as pedagogical potential, project activities, productive thinking. The interrelationships existing in pedagogical reality between project activities and the process of developing productive thinking of students of a humanitarian university are considered. The features of the professional training of students of such a university, its humanitarian orientation, as well as the process of forming its productive thinking are highlighted. Special research attention is paid to the process of realizing the pedagogical potential of project activities, which today, as you know, occupies a leading position in the education system. The project method has proven its effectiveness for a long time, according to which it is the key object of this study.

Keywords: pedagogical potential of project activity, project activity, design, project method, development of productive thinking, productive thinking of a student, students of a humanitarian university, a humanities student.

Введение. В настоящее время проектная деятельность занимает особое место в системе высшего профессионального образования, поскольку обладает рядом преимуществ, а также формирует принципиально новый ряд умений и навыков, необходимых студентам для дальнейшего функционирования в мире быстро меняющихся технологий, быстро обновляющегося рынка труда и меняющихся требований со стороны общества. Особенно это касается студентов гуманитарного вуза, которые обладают достаточно образным мышлением, в связи с чем нуждаются в подтверждении и реализации собственных мыслей путём наглядного доказательства тех или иных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.