Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье освещаются ключевые аспекты детского экспериментирования в дошкольном возрасте, а также выявляются связи, существующие в системе экспериментирования и развития исследовательской активности детей дошкольного возраста. Определяются ключевые проблемы, существующие в данной области, выделяются специфические черты детского экспериментирования и взаимодействия с исследовательской средой.
Ключевые слова: дошкольное образование, детский сад, воспитание дошкольника, обучение дошкольника, педагогика дошкольного образования, экспериментирование, исследовательская деятельность детей, исследовательская активность.
Annotation. The article highlights the key aspects of children's expérimentation in preschool age, as well as identifies the connections that exist in the system of experimentation and the development of research activity in preschool children. The key problems existing in this area are determined, the specific features of children's experimentation and interaction with the research environment are highlighted.
Keywords: preschool education, kindergarten, upbringing of a preschooler, teaching a preschooler, pedagogy of preschool education, experimentation, research activity of children, research activity.
Введение. Дети - величайшие исследователи, которые постоянно нуждаются в познании окружающего мира и стабильном развитии. С самого раннего возраста человек стремится познать окружающую действительность различными путями, что он осуществляет посредством различных методов, таких как экспериментирование. Однако проведение эксперимента - сложный процесс, требующий внимания не только со стороны ребёнка, но и со стороны взрослого, организовывающего этот процесс. Таким взрослым может выступать как родители ребёнка, так и педагоги, участвующие в процессе обучения и воспитания на различных этапах образования.
В целом экспериментирование дает детям реальное представление относительно тех или иных сторон изучаемого ими объекта, а также о его взаимоотношениях с иными объектами, похожими группами и со средой обитания, полем, в контексте которого развивается этот объект. В нашем понимании именно экспериментирование является важнейшим и наиболее действенным методом познания мира, поскольку включает в свой состав различные исследовательские, опытные и действенные технологии по освоению каких-либо объектов.
Актуальность экспериментирования в детском возрасте характеризуется тем, что познание мира считается достаточно активной и сложной деятельностью, новой и непривычной для ребёнка сферой его деятельности. Все объекты и предметы, существующие вокруг нас, являются важнейшими источниками развития любознательности у детей, их первым шагом к построению исследовательского мышления и исследовательского типа поведения. Это связано с тем, что дети ориентируются на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование наиболее соответствует их возрастным особенностям.
В связи с этим многие исследователи отмечают, что и педагогам, и родителям следует ориентироваться именно на экспериментирование для пояснения каких-либо закономерностей, существующих в мире. Так, ребёнку будет проще понять сущность процесса образования, если педагоги и родители смогут ему экспериментальным путём доказать его необходимость и значение.
Изложение основного материала статьи. Рассматриваемый нами процесс достаточно многогранен. Он включает в свой состав множество элементов, стимулирующие развитие у детей различных умений и навыков исследовательского характера. В ходе экспериментирования они учатся целеполаганию, проблематизации, проверки опытным путём теорий, анализу и рефлексии. Совершая открытия, дети учаться взаимодействовать с исследовательской средой, в которой им предстоит развиваться на следующих ступенях обучения. Кроме того, таким образом развиваются их мыслительные и познавательные навыки, формируется устойчивый базис знаний, навыков и умений практического исследовательского характера, которые пригодятся им в будущем даже не столько в научной исследовательской деятельности, сколько в бытовой и учебной [7].
Целью экспериментальной деятельности детей мы считаем развитие у них познавательных интересов, потребностей и умений, ориентированных на организацию и управление ими самостоятельной деятельностью на базе богатого и эмоционально-чувственного опыта, приобретённого в ходе экспериментирования. Кроме того, существует ряд задач, на которые ориентируются современные педагоги и родители при организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста, необходимые для развития их исследовательского потенциала и исследовательской активности.
К таким задачам принято относить:
- стимулирование и мотивацию интереса у детей дошкольного возраста к поисковой и иной деятельности, развивающейся в ходе исследования;
- привитие детям знаний и навыков в области проблематизации экспериментальной деятельности и выявления ключевых проблем, существующих в окружающей действительности и требующих экспериментального внимания;
- развитие у них способности к целеполаганию, обучение правилам постановки цели и задачи эксперимента;
- формирование самостоятельности, способности к самостоятельному определению важнейших материалов, необходимых для экспериментирования, самостоятельной оценки окружающей действительности;
- развитие личностных качеств детей, к которым принято относить целеустремлённость, настойчивость, ответственность, решительность, дисциплинированность, стабильность и тягу к саморазвитию.
Как видно из вышесказанного, экспериментальная деятельность ориентируется не только на становление у детей исследовательской культуры и исследовательского образа мышления. Это важно понимать, поскольку дети дошкольного возраста особо нуждаются в развитии и внимании к их личностным качествам, от которых зависит все дальнейшее развитие личности ребёнка. Здесь следует упомянуть, что современные дети обладают особым спектром специфических черт [1].
Дело в том, что современные дети развиваются в эпоху глобальной информатизации и цифровизации. Они с детства приучаются к использованию компьютерных технологий в собственно образовательной деятельности, учатся работать с ними в целях поиска и обработки информации, полученной в школе или в детском саду, находятся в постоянном процессе коммуникации с взрослыми. Именно поэтому многие отечественные исследователи считают, что экспериментирование всегда должно ввести к выработке у ребёнка прежде всего самостоятельности, которая позволит ему находить актуальные и соответствующие его уровню развития данные и информацию. Он должен уметь оперировать существующим у него багажом сведений, творчески мыслить и самостоятельно анализировать происходящее события. Именно поэтому экспериментирование современным психологом, социологом и педагогом представляется наиболее эффективным методом на ряду с иными.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что дети дошкольного возраста, участвующие в процессе познания окружающего мира, должны задействовать различные органы чувств и мыслительные аспекты, в связи с чем педагогам и родителям важно понимать не только психологию ребёнка, но и его поведенческие и мыслительные аспекты, регулирующие поведенческую и учебную деятельность. Здесь же отметим, что ребёнок дошкольного возраста в современном мире считается активным и важнейшим субъектом образовательно-воспитательного процесса, поскольку являет собой стержень, на который ориентируются все иные субъекты. Его главный мыслительный аспект - его познавательная деятельность и познавательная активность, ориентируясь на которые современные педагоги могут активно участвовать в процессе развития умственной работоспособности и формирования исследовательской активности ребёнка, тем самым выполняя не только профессиональный, но и гражданский долг по воспитанию и обучению представителей нового поколения.
Педагогическая деятельность всегда должна ориентироваться на ведущие принципы развития обучающихся. В случае с детьми дошкольного возраста воспитателям детского сада и педагогам дошкольного учебного заведения необходимо ориентироваться на ведущие принципы развития дошкольников, к которым относят:
- принцип деятельности, в соответствии с которым ребёнок вовлекается в игровую, познавательную, поисково-исследовательскую деятельность, в ходе которой происходит стимуляция активной жизненной позиции;
- принцип дифференцированного подхода, который подразумевает решение задач эффективной и своевременной психологической помощи детям в условиях совершенствования их личностных особенностей и способностей, а также способствует формированию специальных педагогических ситуаций, которые ориентируются на раскрытие психо-физических и личностных способностей и возможностей детей;
- принцип психологической комфортности, ориентирующийся на снятие стрессовых факторов, предотвращение их дальнейшего появления и предостережения детей;
- принцип творчества, максимально ориентирующийся на взращивание творческого начала у ребёнка в ходе игровой и продуктивной деятельности, формирование условий для возникновения у детей собственного творческого опыта;
- принцип интеграции который заключается в интегрировании всех возможных процессов, которые реализуются в рамках образовательно-воспитательного пространства, включающего обучение, воспитание, развитие, социальную сферу, саморазвитие и иные области.
Экспериментирование в дошкольном возрасте характеризуется множеством специфических характеристик и качеств, которые следует учитывать при организации и управлении процессом экспериментирования [2]. Педагог должен ориентироваться в специфику проведения экспериментальной деятельности в дошкольном учебном учреждении и понимать её сущность. По нашему мнению, в ходе экспериментирования необходимо ориентироваться на следующие специфические характеристики:
- любой процесс, происходящий в момент экспериментирования, любая его часть, отдельный исследовательский элемент должны быть эмоционально окрашенными, а также вызывать у детей положительные эмоции, стимулировать их к действию и мотивировать к дальнейшему познанию элементов экспериментирования;
- экспериментирование должно базироваться на принципе повтора, который подразумевает регулярное возвращение в процессе деятельности к тем или иным видам экспериментирования, исследовательской деятельности, что особенно актуально для детей школьного возраста;
- каждое занятие должно быть посвящено отдельному свойству или явлению, одному предмету или одному ему свойству, что характеризует специфика детской психики, не способной ещё запоминать большие объемы информации.
Как видно из вышесказанного, педагог должен быть не просто высококвалифицированным педагогическим кадром, осуществляющим педагогическую образовательную воспитательную деятельность, но и тонко чувствовать психологические и психо-эмоциональные особенности каждого ребёнка, в соответствии с чем выстраивать образовательный маршрут. Можно ориентироваться на вышеуказанные принципы и постоянно возвращаться к исследованию и подтверждении вышеуказанных специфических характеристик экспериментирования в дошкольном возрасте, что позволит педагогу значительно оптимизировать собственную профессиональную деятельность, сформировать новый ряд проблемных вопросов, требующих решения.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что у детского экспериментирования существуют особые структуры, которые следует учитывать при формировании занятия, включающего в себя
элементы исследовательской деятельности. Таким образом, рассмотрим эту структуру, обратимся к её специфике.
Структура экспериментирования детей дошкольного возраста состоит из следующих элементов:
- определение проблемной ситуации, которая стимулирует детей осуществлять исследовательскую деятельность, а, следовательно, и формировать и развивать исследовательскую активность;
- целеполагания, предполагающие определение ключевых целей и задач, которые следует решить в процессе экспериментирования;
- выдвижение гипотез, которые должны формировать определённый круг элементов и специфических явлений, причём теоретического плана, которые позволят достичь выше описанные цели;
- апробация или проверка предположения, гипотезы, в ходе которых происходит отбор необходимых средств для реализации эксперимента;
- формулирование первичных выводов, сделанных на основе качественного анализа хода экспериментирования;
- формирование новой гипотезы, базирующейся на предыдущих выводах, которая в дальнейшем должна реализовываться в действии и на основе которой будут сформированы принципиально новые выводы.
Отдельно следует уделить внимание развитию самостоятельности, о которой мы говорили ранее. Именно самостоятельность определяет человека как полноценную личность, способную осуществлять свою деятельность в интересующем его ключе, способна взаимодействовать с окружающей действительностью, формировать собственный ряд проблемных вопросов, требующих незамедлительного решения. Развивают у детей самостоятельность педагогам и родителям необходимо помнить, что дети дошкольного возраста зачастую достаточно рассеянны и не обладают должной долей внимания, которое так важно в ходе экспериментирования и формирования исследовательской активности. В связи с этим самостоятельность нужно развивать регулярно и объемно, то есть учитывая все возможные черты характера ребёнка и обстоятельства. По нашему мнению, самостоятельная деятельность ребёнка - первый шаг к формированию самостоятельной личности, способной не только себя обслуживать без помощи других лиц, но и совершенствовать свою жизнь, реагировать на окружающую действительность и формировать собственный круг интересов [1].
В ходе самостоятельной деятельности ребёнка дошкольного возраста осуществляется многоуровневый, сложный и комплексный эксперимент, который включает в свой состав множество элементов простого эксперимента. К простым экспериментам, из которых состоит многоуровневый, следует относить:
- физический эксперимент, в ходе которого ребёнок учиться управлять собственным телом, отдельными органами, прослеживать взаимосвязь физической активности и мыслительной деятельности;
- природоведческий эксперимент, который ориентируется на формирование у ребёнка знакомство с окружающей действительностью, со свойствами объектов и предметов, существующих в ней, причинно-следственные связями, которые действуют в мире;
- социальный эксперимент, позволяющий ребёнку запоминать индивидуальные особенности каждого отдельно взятого человека, с которым осуществляется коммуникация, вне зависимости от его возраста;
- познавательный эксперимент который прежде всего тренирует мыслительный и познавательный процесс, а также позволяет ребёнку освоить разнообразные мыслительные операции, необходимые учебной и исследовательской деятельности;
- личностный эксперимент, в ходе которого ребёнок определяет и характеризует собственные личностные возможности, которые не проявляются или редко проявляются в обычной жизни;
- поведенческий эксперимент, который позволяет ребёнку моделировать и определять собственное поведение, контролировать его в соответствии с теми или иными жизненными ситуациями, возникающими в ходе его жизнедеятельности.
Выводы. Исходя из всего вышесказанного, мы можем заключить, что детское экспериментирование, особенно в дошкольном возрасте, никогда не бывает изолированным от иных видов деятельности. Оно позволяет ребёнку обратить внимание на коммуникативные, и на психологические, и на личностные особенности, которые способны сформировать у ребёнка новый ряд интересов и повлиять на развитие его исследовательской активности.
Помимо всего прочего экспериментирование позволяет не просто знакомить детей с окружающей действительностью и познакомить их с внешним миром, но и объяснить им принцип взаимодействия с исследовательскими методами, с способами измерений, с правилами поведения в коллективе, что оказывает объемный и целостный эффект на детскую психику. Экспериментирование позволяет ребёнку развить и коммуникативные, и личностные, и творческие способности, заинтересовывает его, стимулирует к обучению, воспитанию, самообучению и самовоспитанию. Важно понимать, что посредством такого метода формирования и развития исследовательской активности, ребёнок способен не просто исследовать действительность, но и понять свое место в ней, спрогнозировать её дальнейшее развитие, проследить существующие в ней связи и определить ключевые проблемы. Поэтому современным педагогам дошкольного образования следует ориентироваться на исследование этой темы, решать насущные проблемы и критические вопросы, существующие в ней, а также регулярно по именять выше описанные принципы на практике.
Литература:
1. Михеева, И.В. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников / И.В. Михеева, Е. В. Ташлыкова // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (244). - С. 226-228.
2. Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников / А.Н. Поддьяков. - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. - С. 59.
3. Путилин, В.Д., Ушачев, В.П. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника / В.Д. Путилин, В.П. Ушачев. - Магнитогорск: МГПИ, 1998. - 62 с.
4. Развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. уч. зав. / под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: ИЦ «Академия», 2014. - 208 с.
5. Регуш, Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности: дошкольник юноша: учебное пособие / Л.А. Регуш. - Ленинград: ЛГПУ им. А.И. Герцена, 1983. - 84 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Госучпедиздат Мин-ва просвещ., 1946. - 704 с.
7. Штепина, И.С. Особенности развития познавательной активности дошкольников / И.С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2011. - С. 89-91.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Макаренко Юлия Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, СТРУКТУРНО-КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию сущности и специфики такого педагогического феномена, как культура профессионально-проектной деятельности бакалавра гуманитарного вуза. Этот феномен рассматривается в рамках настоящей статьи с позиции научной категории педагогики профобразования. Выделяются ее содержательные и структурно-качественные характеристики, специфические черты и особенности. Рассматриваются такие дефиниции, как «проектная культура», «профессиональная культура», «профессиональное становление студента-гуманитария», «профессионализм» и иные. Отдельное внимание уделяется психологии становления такой культуры у студента гуманитарного направления подготовки, выделяются его особенности и ключевые характеристики.
Ключевые слова: культура профессионально-проектной деятельности, педагогика профобразования, современная педагогическая наука, профессиональное становление специалиста, профессиональная подготовка бакалавра.
Annotation. The article is devoted to the study of the essence and specificity of such a pedagogical phenomenon as the culture of professional-project activity of a bachelor of a humanitarian university. This phenomenon is considered within the framework of this article from the position of the scientific category of vocational education pedagogy. Its content and structural and qualitative characteristics, specific features and characteristics are highlighted. The author considers such definitions as "project culture", "professional culture", "professional development of a humanities student", "professionalism" and others. Special attention is paid to the psychology of the formation of such a culture in a student of the humanitarian direction of training, its features and key characteristics are highlighted.
Keywords: culture of professional-project activity, pedagogy of vocational education, modern pedagogical science, professional development of a specialist, professional training of a bachelor.
Введение. С каждым годом гуманитарное образование претерпевает все больше изменений и ориентируется на модернизацию всей системы образования. Оно значительно расширяет свои потенциальные возможности, а также привлекает все большее количество разнообразных специалистов в процесс организации и управления образовательным пространством. На сегодняшний день в общей системе образования появилась тенденция к применению проектного метода в различных областях науки и практики, в том числе и в образовательной деятельности. Таким образом, все большее количество студентов сегодня привлекается к процессу проектирования, который охватывает различные сферы социальной, творческой и индивидуальной жизнедеятельности каждого современного человека.
Проектирование на сегодняшний день является актуальной и значимой областью человеческой деятельности, поскольку предусматривает не только развитие у проектировщика определённого спектра проектных и исследовательских умений, но и ориентируются на преобразование окружающей действительности, личностных качеств и навыков человека, преобразование образовательной и социальной среды. Именно оно становится основой современного практико-ориентированного образования, засчет чего достигаются высокие производственные и образовательные успехи студентами различных направлений подготовки, в том числе и гуманитариев. Проектная деятельность в гуманитарном вузе не всегда сводится к достижению материальных успехов, которые проявляются в виде наглядных конструкций, макетов, моделей, каких-либо предметов или устройств. Говоря о таком специфичном направлении подготовки, как гуманитарная направленность, следует помнить, что студенты-гуманитарии применяют проектные технологии в процессе конструирования концепций и методик для взаимодействия с профессиональной средой, объектом профессиональной деятельности и окружающей действительностью в целом. В связи с этим следует отметить, что проектирование может не всегда носить исключительно материально-ориентированный характер, но может заключаться и в теоретическом освоении и дополнении теоретического базиса конкретного направления подготовки.
Изложение основного материала статьи. Выработка культуры профессионально-проектной деятельности на сегодняшний день является ключевым направлением, реализуемым в ходе профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических высших профессиональных учебных заведений, в связи с чем её специфики и сущности следует уделять особое внимание в научном ключе. Для этого нам представляется необходимым рассмотреть специфику построения культуры профессиональной и культуры проектной, поскольку они несколько различаются и обладают собственными специфическими характеристиками. Это важно для определения культуры профессионально-проектной деятельности бакалавра гуманитарного вуза с точки зрения научной категории педагогики профобразования и выделения содержательных и структурно-качественных характеристик такой деятельности [6].
По нашему мнению, под профессиональной культурой человека следует понимать его сформированности во всех смыслах: в творческой, культурной, социальной, личностной, профессиональной