Научная статья на тему 'Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста'

Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
932
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / "КАТЕГОРИЯ ОБЩЕЕ / ОСОБЕННОЕ И ЕДИНИЧНОЕ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Н. Е., Яковлева Г. В.

Рассмотрены требования нормативных документов, которые касаются организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении и учебно-исследовательской деятельности в начальной школе. Данная проблема рассмотрена на предмет наличия и установления преемственных связей между уровнями общего образования. Основания полномерной преемственности между дошкольным и начальным общим образованием представлены через призму «категория общее, особенное и единичное». В статье описаны основания преемственности между дошкольным образованием и начальным общим образованием в контексте развития познавательно-исследовательской деятельности детей. Показано, что огромную роль играет грамотная организация детской исследовательской деятельности как в детском саду, так и в начальной школе. Подобная деятельность, учитывающая возрастные особенности детей, ставящая их в позицию «исследователя», должна занимать ведущее место в деятельности воспитателя детского сада и учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Н. Е., Яковлева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Скрипова Надежда Евгеньевна

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Яковлева Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой развития дошкольного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», [email protected]

Рассмотрены требования нормативных документов, которые касаются организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении и учебно-исследовательской деятельности в начальной школе. Данная проблема рассмотрена на предмет наличия и установления преемственных связей между уровнями общего образования. Основания полномерной преемственности между дошкольным и начальным общим образованием представлены через призму «категория общее, особенное и единичное». В статье описаны основания преемственности между дошкольным образованием и начальным общим образованием в контексте развития познавательно-исследовательской деятельности детей. Показано, что огромную роль играет грамотная организация детской исследовательской деятельности как в детском саду, так и в начальной школе. Подобная деятельность, учитывающая возрастные особенности детей, ставящая их в позицию «исследователя», должна занимать ведущее место в деятельности воспитателя детского сада и учителя начальных классов.

Ключевые слова: преемственность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; младшие школьники, дети дошкольного возраста, познавательно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность, проект, «категория общее, особенное и единичное».

В последних нормативных документах подчёркивается, что важным идеологическим показателем развития образования является ориентация на обеспечение качества образования, которое позиционируется как сложная интегративная деятельность по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Резюмируется многовекторность данной проблематики [4; 5; 6]. При этом необходимо отметить, что в профессиональном стандарте педагога (учитель, воспитатель) обозначены требования к трудовым функциям, связанным с организацией исследовательской деятельности детей (организация познавательно-исследовательской деятельности воспитателем и учебно-исследовательской деятельности учителем) [2; 7].

Методологические основания полномерной преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, на наш взгляд, можно рассматривать через призму «категория общее, особенное и единичное».

Начиная исследования с категории «общее», мы проводим анализ федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования (далее - ФГОС ДО и ФГОС НОО; Стандарт). Анализ проводится по исследованию возможностей использования технологий развития познавательной и исследовательской деятельности в контексте преемственности.

При проведении обозначенного микроанализа мы находим согласованность целей, задач, структурных компонентов основных образовательных программ рассматриваемых уровней образования, содержания образовательных областей в дошкольном образовании и предметных областей в начальном общем образовании. Но, при этом отмечаем, что в ФГОС ДО и ФГОС НОО только в общем виде закрепляются положения, что педагог должен уметь организовать исследовательскую деятельность ребёнка с учётом возрастных особенностей и потребностей и формировать у своих воспитанников познавательный интерес и желание к изучению предметов и явлений окружающего мира. Одним словом, с учётом предмета нашего исследования, мы выявили взаимообусловленность в некоторых компонентах стандартов, определили тенденции к максимизации содержательных связей в основных образовательных программах дошкольного и начального общего образования. Данный перечень представлен в таблице 1.

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

Таблица 1

Единые подходы к целевой и содержательной составляющей ФГОС ДО и ФГОС НОО_

о

Е

в) ^

о

01 г

ФГОС ДО

определяет единство требований: к условиям реализации; к структуре основной образовательной программы дошкольного и начального общего образования и к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования._

- системно-деятельностный подход как методологическая основа Стандартов;

- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы (в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности) / формирование у обучающихся максимально для их возраста обобщенных способов;

- целенаправленное формирование всех групп универсальных учебных действий;

- предпосылки к формированию универсальных учебных действий.

Психолого-педагогический подход

опора на ведущий тип деятельности; опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка;

- ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей._

ФГОС НОО

Структурный подход

Методологический подход

Требования к структуре образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования

- ... в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте - предметная деятельность и игры, экспериментирование с материалами и веществами; для детей дошкольного возраста - ряд видов деятельности, таких как познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты);

внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах как, поисковые и научные исследования.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования

условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают: поддержку индивидуальности инициативы детей через: недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)._

- материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать действующим нормам, предъявляемым к помещениям, предназначенным для занятий естественнонаучными исследованиями.

Таким образом, анализ Стандартов показал, что они ориентируют воспитателей и учителей на включение детей в активную поисковую деятельность: в дошкольном образовании - это познавательно-исследовательская деятельность, в начальном общем образовании - учебно-исследовательская деятельность.

Переходя к анализу категории «особенное», мы переходим к рассмотрению и анализу дефиниций «познавательно-исследовательская деятельность» в дошкольном образовании и «учебно-исследовательская деятельность» в начальном общем образовании.

Под познавательно-исследовательской деятельностью понимается форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей

объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира [1]. Познавательно-исследовательская деятельность - это один из видов культурных практик ребёнка, с помощью которой он познаёт окружающий, а конкретно, обучающий мир. Познавательно-исследовательская деятельность является сквозным механизмом познавательного развития дошкольника с младшего и до старшего дошкольного возраста. К формам познавательно-исследовательской деятельности можно отнести сюжетную игру, рассматривание, наблюдение, конструирование, опыты, моделирование, учебно-познавательные исследования, экспериментирование, проблемные ситуации, проект.

Результаты современных психолого-педагогических исследований показывают, что серьезной проблемой дошкольного образования становится потеря детской живости, непосредственности, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. И условием разрешения выдвинутого выше противоречия становится использование инновационных педагогических технологий, которое обеспечивает новые возможности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта [3].

Чем же отличается проектная деятельность от системно организованной образовательной деятельности, организуемой в детском саду? В данном аспекте можно отнести следующие позиции: временная законченность проекта; идея проекта должна идти от детей; происходит выделение из идеи проектной цели; соотносятся этапы реализации проекта с задачами и результатами каждого этапа; завершение каждого этапа и всего проекта в целом; презентация итогов или результатов проекта с возможностью сотрудничества всех участников образовательных отношений (дети, педагоги, родители, заинтересованные организации образования, культуры, спорта).

Технология проектов полностью согласуется с содержанием ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам, представленным в виде целевых ориентиров. На этапе завершения уровня дошкольного образования одним из ориентиров сформированного исследовательского поведения является любознательность, которая в наивысшей степени поддерживается использованием технологии проектов.

Кондиционный рывок в развитии поисковой активности приходится на начальную школу. Для младших школьников характерен синкреатизм (слитность) мышления. Поэтому любой ребёнок должен быть вовлечён в исследовательский и поисковый процесс. Следовательно, развитие поисковой деятельности является важным и системообразующим элементом начальной школы.

Поисковая активность детей начальной школы - это, во-первых, мотивационная составляющая исследовательских способностей; во-вторых, главный двигатель поискового поведения; в-третьих, творческая и поисковая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности [8]. Поисковая деятельность обеспечивает условия для развития у младших школьников ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные).

Мы рассматриваем развитие поисковой активности через организацию учебно-исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию детей, в частности, таких показателей мыслительной деятельности (регулятивные и познавательные универсальные учебные действия) как умение: классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного способа решения на другое, составлять программу действий, сравнивать различные объекты и их совокупности, составлять задания по предложенному алгоритму и теме и др.

К формам учебно-исследовательской деятельности можно отнести следующие: дидактические игры (коллективные, групповые и др.), мини-исследования, опыты и эксперименты, моделирование, проект, учебное исследование и др.

Отмечаем, что учебное исследование представляет собой инициируемую учителем поисковую активность детей в учебном процессе с целью приобретения ими исследовательского навыка как универсального способа освоения действительности, активизации их личностной позиции на основе приобретения субъективно новых знаний [8].

Поэтому обучение элементам учебного исследования является не только абсолютно возможным, но и необходимо целесообразным в начальной школе. Он существенно расширяет дидактический арсенал современного учителя, который ориентирован на помощь своим ученикам в приобретении навыков исследования как универсального способа деятельности. Структуру учебного исследования в общем виде можно представить из следующих этапов: выбор темы исследования, формулировка цели и задач исследования, выдвижение гипотез, поиск и предложение возможных вариантов, сбор материала, обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта.

Если говорить об отличиях учебно-исследовательской деятельности младших школь-

ников по сравнению с познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников, то можно отметить, что учебный процесс с использованием учебного исследования строится не только как поиск знаний «в чистом виде», а как поиск новых инструментальных знаний об универсальных способах учебной деятельности.

Наконец, переходим к анализу категории «единичное».

Сегодня педагогическая теория и практика реализации ФГОС ДО предлагает следующие направления для проектной деятельности: проекты по гражданскому образованию; проекты по экологическому воспитанию; проекты по формированию навыков здорового образа жизни; проекты по тематике недель в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Рассмотрим примеры только одного проекта по одному направлению (гражданское образование) в общем виде. В качестве иллюстрации приведем кратко содержание проекта по гражданскому образованию во второй младшей группе «Мой любимый детский сад». Содержание проекта направлено на воспитание у детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) чувства привязанности к дому, к семье, близким людям, детскому саду, взрослым, которые находятся рядом с ребенком целый день и заменяют ему маму. Одним из важнейших условий для успешной реализации содержания проекта является создание групповых традиций: выбор игрушки-оберега для группы (в нашем случае это домовенок Кузя), поздравление именинников -обязательно праздничная именинная салфетка в ходе принятия пищи, фотоальбом групповых помещений, оформление уголка по тематике проекта (в нашем случае - группа «Колосок» - картинка с петушком и колоском, в зернышках которого размещены фотографии всех детей группы, педагогов, младшего воспитателя, специалистов).

Цель проекта: ввести детей в проблемную ситуацию, узнать: как живут дети и взрослые в детском саду? Чем они занимаются? Как относятся друг к другу? создать в группе организационно-педагогические условия, благоприятные для формирования между детьми чувства дружелюбия, доброжелательности, привязанности; создать основу для групповых традиций, развивающих в ребёнке чувство принадлежности к коллективу сверстников и взрослых и помогающих воспитать образ собственного «Я» каждого ребенка в группе; разработать символическое обозначение группы, как общности; стимулировать у детей желание с доверием, привязанностью и любовью относиться к знакомым взрослым (сотрудникам детского сада), которые ждут их, заботятся о них, заменяют маму, организуют интересные мероприятия; воспитывать у детей интерес к жизни и деятельности сверстников и взрослых в детском саду и за его пределами.

Содержание региональных особенностей: во время проведения режимных моментов (умывание, одевание, приём пищи), в свободной деятельности (игра) знакомить детей с произведения-

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

ми устного народного творчества (потешками, пе-стушками, прибаутками), вызывающими у них чувство радости, эмоционального подъёма; познакомить детей с тем, что детский сад находится рядом с их домом, с их двором; вспомнить знакомых сверстников, друзей, которые ходят в другие группы детского сада и т.д.

Предметно-развивающая среда: кукла-домовёнок Кузя; групповая эмблема (с фотографиями детей, родителей и педагогов); фотоальбом «Путешествие с Кузей по детскому саду» и т.д.

Содержание каждого этапа может быть представлено системой мероприятий по предложенной теме.

Если говорить о начальной школе, то необходимо отметить, что учебно-исследовательской деятельность не может существовать как единственный вид занятия на уроке в начальной школе.

Учебное занятие, построенное с использованием учебного исследования, представляет собой урок как целостную систему, все этапы которого связаны и подчинены одной функции - открытию или доказательству нового знания.

Если провести соотношение этапов урока-исследования и компонентов учебной деятельности, то мы можем сделать однозначный вывод об их взаимообусловленности (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение этапов урока-исследования и структуры учебного исследования

Этапы моти- Выдви- План и Сбор Подве- Поста-

урока вация жение способ данных дение новка

исследо- гипоте- исследо- итогов новых

вания зы вания про-

Структу- моти- Учебная Учебные ориенти- Кон- блем-

ра учеб- вация задача действия ровка троль ных

ного ис- и опера- оценка вопро-

следова- ции сов

ния

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о с

в> ^

о

сч

SI

Z

По своей сути, учебное исследование представляет собой инициируемую учителем поисковую активность детей в учебном процессе с целью приобретения ими исследовательского навыка как универсального способа освоения действительности, активизации их личностной позиции на основе приобретения субъективно новых знаний.

Таким образом, мы показали основания полномерной преемственности между дошкольным образованием и начальным общим образованием в контексте развития познавательно-

исследовательской деятельности детей. Мы показали, что огромную роль играет грамотная организация детской исследовательской деятельности как в детском саду, так и в начальной школе. Подобная деятельность, учитывающая возрастные особенности детей, ставящая их в позицию «исследователя», должна занимать ведущее место в деятельности воспитателя детского сада и учителя начальных классов.

Литература

1. Веракса, Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников. М., 2014.

2. Девятова, И. Е. Интерактивные технологии в формировании

готовности педагога к организации учебного исследования в начальной школе

// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2018. - № 1 (34) - С.43-53.

3. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника /Е.И. Касаткина. - М.:

Дрофа, 2010. - 176.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря

2018 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

5. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

6. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 Г. № 373 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013

г. № 544-н «Об утверждении «Профстандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

7. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / Под ред. А. И. Савенкова. - Самара: «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

Modern technologies of development of cognitive-research

activity of children of preschool and primary school age Skripova N.E., Yakovleva G.V.

Chelyabinsk Institute for Retraining and Further Training of Education Workers

The requirements of normative documents concerning the organization of cognitive and research activities in preschool educational institutions and educational and research activities in primary school are considered. This problem is considered for the presence and establishment of continuity between the levels of General education. The bases of full-scale continuity between preschool and primary General education are presented through the prism of'category General, special and individual". The article describes the basis of continuity between preschool education and primary General education in the context of the development of cognitive research activities of children. It is shown that a huge role is played by the competent organization of children's research activities both in kindergarten and in primary school. Such activities, taking into account the age characteristics of children, putting them in the position of "researcher", should occupy a leading place in the activities of kindergarten teachers and primary school teacher Keywords: continuity of federal state educational standard of preschool education and federal state educational standard of the primary general education; younger school students, children of preschool age, informative and research activity,

educational and research activity, project, "category the general, special and single". References

1. Veraksa, N. Ye., Galimov, O. R. Cognitive-research activities of

preschoolers. M., 2014.

2. Devyatova, I. E. Interactive technologies in the formation readiness of the teacher to organize educational research in elementary school // Scientific support of the system of advanced training of personnel. - 2018. - No. 1 (34) - S. 43-53.

3. Kasatkina, E.I. Game in the life of a preschooler / E.I. Kasatkina.

- M .:Bustard, 2010 .-- 176.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26 2018 No. 1642 "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of education "

5. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated

October 17, 2013 No. 1155 "On approval of the federal state educational standard for preschool education "

6. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of

October 6, 2009, No. 373 "On approval of the federal state educational standard of primary general education. "

7. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of October

18, 2013 No. 544-n "On the approval of the" Professional Standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)". 7. Savenkov, A. I. Methods of research training for younger students / Ed. A. I. Savenkova. - Samara: "Educational literature": Publishing house "Fedorov", 2010.

o

o

00

■o

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

o

m

O

Ol

■o

A

u

o

n

A

X

X

m

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.