Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕМЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ МЕДИЙНОЙ «ПОВЕСТКЕ ДНЯ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕМЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ МЕДИЙНОЙ «ПОВЕСТКЕ ДНЯ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
485
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / КУЛЬТУРА / "ПОВЕСТКА ДНЯ" / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ПРОБЛЕМА / ТЕАТР / ФЕСТИВАЛЬ / АРТИСТ / МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ / JOURNALISM / CULTURE / “AGENDA SETTING” / REPUBLIC OF TATARSTAN / PROBLEM / THEATRE / FESTIVAL / ARTIST / MEDIA IMAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баканов Р. П.

Автором статьи выявлены и изучены особенности освещения темы культуры в «повестке дня» русскоязычных СМИ такого одного из самых медийно насыщенных регионов России как Республика Татарстан. Выполняя исследование, мы применили такие методы, как: сплошной мониторинг на предмет выявления статей, освещающих тему культуры; содержательный, структурный и лексико-стилистический анализ выявленных публикаций и сравнительно-сопоставительный анализ качества практики освещения темы культуры в том или ином входящем в эмпирическую базу исследования масс-медиа (где интереснее, а где не очень). Проанализировав сайты семи различных общественно-политических газет (как печатных, так и мультимедийных) всех форм собственности за 2018 - первую половину 2020 гг., мы сделали несколько выводов. Во-первых, событиям из области культуры было место в «повестке дня» каждого из изученных нами республиканских СМИ вне зависимости от формы собственности и тематических направлений. Во-вторых, данная тема занимала эпизодическое место среди других публикаций и зависела от информационных поводов (проведение концертов, фестивалей, гастроли популярных артистов, деятельность республиканского министерства культуры, государственная политика в области культуры, участие в мероприятиях руководства региона и т.д.) В-третьих, в государственных газетах и журналах тема культуры освещалась в основном в таких информационных жанрах как заметка, интервью и отчет, а в негосударственных жанровая палитра была шире: заметка, отчет, интервью, репортаж, комментарий, обозрение, рецензия и статья. В-четвертых, статей с положительной оценкой организованным в Республике Татарстан событиям на тему культуры (о событиях в районах писали очень мало) мы выявили гораздо больше, чем с отрицательной оценкой. В-пятых, журналисты при освещении данной темы почти не использовали современных мультимедийных форматов (лонгрид, подкаст, спецроект, инфографика, тесты и т.д.). Мы считаем, что авторам следует шире использовать не только творческие, но и современные мультимедийные возможности, которые помогут не только привлечь и удержать внимание аудитории, но и увеличить просмотры и, возможно, индекс цитирования медиатекстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PRESENTING THE TOPIC OFCULTURE IN MODERN RUSSIAN MEDIA “AGENDA” OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The author of the article identified and studied the features of coverage of the topic of culture in the “agenda” of Russian-language media in one of the most media-rich regions of Russia as the Republic of Tatarstan. Performing the study, we applied techniques such as: continuous monitoring to identify articles covering the topic of culture; meaningful, plot-compositional and lexical-stylistic analysis of the identified publications and comparative analysis of quality practice coverage of the topic of culture in a particular part of the empirical base of the study of mass media (which is more interesting, and where not). After analyzing the websites of seven different socio-political Newspapers (both print and multimedia) of all forms of ownership for 2018 - the first half of 2020, we made several conclusions. First, events from the field of culture had a place in the “agenda” of each of the Republican media we studied, regardless of the form of ownership and thematic areas. Secondly, this issue has occupied a cameo among other publications, and depended on information events (concerts, festivals, touring popular artists, the activity of the Republican Ministry of culture, the state policy in the field of culture, participation in activities of the leadership of the region, etc.) third in state Newspapers and magazines, the theme of culture was covered mostly in such genres as information note, interview and report, as in the private genre palette was broader: the article, report, interview, report, review, review, review and article. Fourthly, we found much more articles with a positive assessment of cultural events organized in the Republic of Tatarstan (very little was written about events in the districts) than with a negative assessment. Fifth, when covering this topic, journalists almost did not use modern multimedia formats (longrid, podcast, special project, infographics, tests, etc.). We believe that authors should make greater use of not only creative, but also modern multimedia features that will help not only attract and retain the attention of the audience, but also increase views and, possibly, the citation index of media texts.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕМЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ МЕДИЙНОЙ «ПОВЕСТКЕ ДНЯ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

УДК: 82-92; 070:654

ББК: 80; 76.01/031

Баканов Р.П.

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕМЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ МЕДИЙНОЙ «ПОВЕСТКЕ ДНЯ» РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Bakanov R.P.

The FEATURES OF PRESENTING THE TOPIC OFCULTURE IN MODERN RUSSIAN MEDIA "AGENDA" OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Ключевые слова: журналистика, культура, «повестка дня», Республика Татарстан, проблема, театр, фестиваль, артист, медийный образ.

Keywords: journalism, culture, "agenda setting", Republic of Tatarstan, problem, theatre, festival, artist, media image.

Аннотация: автором статьи выявлены и изучены особенности освещения темы культуры в «повестке дня» русскоязычных СМИ такого одного из самых медийно насыщенных регионов России как Республика Татарстан. Выполняя исследование, мы применили такие методы, как: сплошной мониторинг на предмет выявления статей, освещающих тему культуры; содержательный, структурный и лексико-стилистический анализ выявленных публикаций и сравнительно-сопоставительный анализ качества практики освещения темы культуры в том или ином входящем в эмпирическую базу исследования масс-медиа (где интереснее, а где не очень). Проанализировав сайты семи различных общественно-политических газет (как печатных, так и мультимедийных) всех форм собственности за 2018 - первую половину 2020 гг., мы сделали несколько выводов. Во-первых, событиям из области культуры было место в «повестке дня» каждого из изученных нами республиканских СМИ вне зависимости от формы собственности и тематических направлений. Во-вторых, данная тема занимала эпизодическое место среди других публикаций и зависела от информационных поводов (проведение концертов, фестивалей, гастроли популярных артистов, деятельность республиканского министерства культуры, государственная политика в области культуры, участие в мероприятиях руководства региона и т.д.) В-третьих, в государственных газетах и журналах тема культуры освещалась в основном в таких информационных жанрах как заметка, интервью и отчет, а в негосударственных жанровая палитра была шире: заметка, отчет, интервью, репортаж, комментарий, обозрение, рецензия и статья. В-четвертых, статей с положительной оценкой организованным в Республике Татарстан событиям на тему культуры (о событиях в районах писали очень мало) мы выявили гораздо больше, чем с отрицательной оценкой. В-пятых, журналисты при освещении данной темы почти не использовали современных мультимедийных форматов (лонгрид, подкаст, спецроект, инфографика, тесты и т.д.).

Мы считаем, что авторам следует шире использовать не только творческие, но и современные мультимедийные возможности, которые помогут не только привлечь и удержать внимание аудитории, но и увеличить просмотры и, возможно, индекс цитирования медиатекстов.

Abstracts: the author of the article identified and studied the features of coverage of the topic of culture in the "agenda" of Russian-language media in one of the most media-rich regions of Russia as the Republic of Tatarstan. Performing the study, we applied techniques such as: continuous monitoring to identify articles covering the topic of culture; meaningful, plot-compositional and lexical-stylistic analysis of the identified publications and comparative analysis of quality practice coverage of the topic of culture in a particular part of the empirical base of the study of mass media (which is more interesting, and where not). After analyzing the websites of seven different sociopolitical Newspapers (both print and multimedia) of all forms of ownership for 2018 - the first half of 2020, we made several conclusions. First, events from the field of culture had a place in the

"agenda" of each of the Republican media we studied, regardless of the form of ownership and thematic areas. Secondly, this issue has occupied a cameo among other publications, and depended on information events (concerts, festivals, touring popular artists, the activity of the Republican Ministry of culture, the state policy in the field of culture, participation in activities of the leadership of the region, etc.) third in state Newspapers and magazines, the theme of culture was covered mostly in such genres as information note, interview and report, as in the private genre palette was broader: the article, report, interview, report, review, review, review and article. Fourthly, we found much more articles with a positive assessment of cultural events organized in the Republic of Tatarstan (very little was written about events in the districts) than with a negative assessment. Fifth, when covering this topic, journalists almost did not use modern multimedia formats (longrid, podcast, special project, infographics, tests, etc.).

We believe that authors should make greater use of not only creative, but also modern multimedia features that will help not only attract and retain the attention of the audience, but also increase views and, possibly, the citation index of media texts.

В настоящей статье мы продолжаем начатый нами в 2019 г. разговор о качестве освещения и репрезентации темы культуры в русскоязычных СМИ Республики Татарстан (РТ) - одного из самых медийно насыщенных регионов России1. На 1 февраля 2020 г. Федеральной службой по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ было зарегистрировано 863 СМИ, не включая разного рода паблики в соцсетях и информационные каналы в мессенджерах2. В зависимости от информационных пристрастий учредителя, редакционной политики и так называемого «формата деятельности» редакционные коллективы каждого СМИ формируют текущую «повестку дня», на освещение которой используются значительные творческо-производственные силы и манипулятивные приемы. Одни темы со временем приобретают популярность среди целевой аудитории СМИ, другие, не найдя своего читателя или зрителя, постепенно «растворяются» в круговерти более актуальных и злободневных событий. Как правило, шанс на закреп-

1 Баканов Р.П. Тема культуры в современной медийной «повестке дня» Республики Татарстан // Цифровизация коммуникативно-культурной памяти: роль журналистики как социального института: сб. матер. Всероссийской науч.-практ конф-ции с междунар. участием (г. Екатеринбург, 25-26 апреля 2019 г.). В 2 ч. Ч. 2 / сост. О.Ф. Автохутдинова. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - С. 12-14.

2 Егорова И. Асгат Сафаров: Ресурсам «Татмедиа» нужно меняться и трансформироваться под современные тренды // KazanFirst. 2020. 31 янв. [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://kazanfirst.ru/posts/510113 (режим доступа -свободный).

ление в медийной «повестке дня» получают лишь потенциально «кликабельные», то есть способные собрать как можно больше просмотров (государственные и частные СМИ) или политически важные в данный момент времени темы (государственные медиа).

Об избирательности включения тех или иных событий медийную «повестку дня» писали многие исследователи, среди которых У. Липпман3, Н. Луман4, М. Ма-клюэн56, А.Д. Васильев7, Г.В. Вирен8, М.Н. Володина9, И.М. Дзялошинский10,

Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ.

- М.: Институт Фонда «Общественное мнение»,

2004. - 384 с.

4 Луман Н. Реальность масс-медиа / Пер. с немец. А.Ю. Антоновский. - 2005. - [Электронный ресурс].

- Доступно на: URL: https://gtmarket.ru/laboratory/ basis/3001/3006#contents (режм доступа -свободный).

5 Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / Пер. с англ. И.О. Тюриной. -М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2005. - 495 с.

6 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Г. Николаева. -М.; КАНОН-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003. - 462 с.

7 Васильев А.Д. Игры в слова: манипулятивные операции в текстах СМИ. - СПб.: Златоуст, 2013. -660 с.

8 Вирен Г.В. Современные медиа: приемы информационных войн. - М.: Аспект Пресс, 2017. -128 с.

9 Володина М.Н. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / Под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический Проект, 2020. -332 с.

10 Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. - М.: Аспект Пресс, 2020. - 312 с.

1 2 В.А. Евдокимов , С.Н. Ильченко , С.Г. Ка-

ра-Мурза3, И.В. Кирия и А.А. Новикова4,

В.К. Новиков5, А.А. Новикова6, С.С. Распо-

пова и Е.Н. Богдан , С.И. Фрейлих,

В.О. Шпаковский, Н.В. Розенберг и

Е.С. Егорова8 и другие.

Освещение культурной жизни городов и регионов традиционно является одним из постоянных тематических направлений в СМИ. Тем более в Татарстане - богатом на культурные события субъекте РФ. Только в одной Казани ежегодно проводятся несколько популярных международных и десятки федеральных фестивалей и конкурсов, которые регулярно находят освещение в прессе. На медийным рынке РТ представлены несколько специализированных изданий: журналы «Казань», «Идель», «Талант», «Сахнэ» («Сцена»), еженедельная татаро-язычная газета «Мэдэни жомга» («Культурная пятница»), информационные блоки о культуре постоянно выходят в местных теленовостях, а тематические рубрики - в общественно-политических и даже отраслевых медиа. На наш взгляд, с определенной долей условности можно сказать, что в настоящее время публично говорить о культуре в РТ становится модным явлением.

Но как журналисты и не только рассказывают о событиях в мире культуры? Применяют ли манипулятивные практики,

Евдокимов В.А. Массмедиа как сфера применения политических технологий. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 230 с.

2 Ильченко С.Н. Фейковая журналистика: спецкурс. - М.: ООО «Издательство "КноРус"», 2020. - 266 с.

3 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2015. - 864 с.

4 Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики,

2017. - 423 с.

5 Новиков В.К. Информационное оружие -оружие современных и будущих войн. - 2-е изд., испр. - М. Горячая линия - Телеком, 2013. - 262 с.

6 Новикова А.А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2013. - 240 с.

7 Распопова C.C., Богдан Е.Н. Фейковые новости: информационная мистификация. - М.: Аспект Пресс,

2018. - 112 с.

8 Шпаковский В.О, Розенберг Н.В., Егорова Е.С.

Интернет-журналистика и Интернет-реклама. -Вологда: Инфра-Инженерия, 2018. - 248 с.

на какие «детали» делают акценты и делают ли, за счет чего привлекают и удерживают внимание аудитории, из чего формируют ту или иную оценку событию или явлению и формируют ли... И если в настоящее время освещение в СМИ РТ темы общественно-политической жизни, экономики, криминала или спорта более или менее изучаются исследователями, как правило, чаще на уровне квалификационных работ, то о качестве репрезентации в СМИ темы культуры пишется меньше, хотя, на наш взгляд, там есть о чем поговорить и что интерпретировать.

Целью данной статьи является выявление и изучение особенностей освещения темы культуры в современной русскоязычной медийной «повестке дня» Республики Татарстан.

Хронологический период исследования составил три года: с 01.07.2017 г. по 30.06.2020 г. включительно. Это время можно поделить на две части. Первая: с 01.07.2017 г. по 18.03.2020 г. включительно, когда в Казани и РТ в целом в полном объеме были организованы и проведены все запланированные события культурной жизни, а также издавались все составившие эмпирическую базу печатные и онлайн-издания. Вторая часть хронологического периода с 19.03.2020 г. по 30.06.2020 г., началом которой можно считать день подписания и публикации Постановления правительства РТ «О мерах по предотвращению в Республике Татарстан новой корона-вирусной инфекции», запретившего проведение всех мероприятий численностью более двадцати человек9. Одновременно в регионе приостановили свою работу театры, музеи, было перенесено на более поздние сроки множество запланированных концертов эстрадных исполнителей разного уровня. Словом, все массовые события в один день были отменены или перенесены и, как

Постановление правительства РТ «О мерах по предотвращению в Республике Татарстан» новой корона-вирусной инфекции» // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан. - 2020. - 19 марта. - № 208. - [Электронный ресурс]. -Доступно на: URL: https://pravo.tatarstan.ru/ npa_kabmin /post/?npa_id=549726 (режим доступа -свободный).

показало время, до окончания периода нашего исследования не возобновились.

Эмпирическую базу исследования составили семь источников, выбор которых осуществлялся с учетом СМИ разных форм собственности и тематических направлений. Мы изучали только деловые и общественно-политические издания (печатные и мультимедийные) и контент их сайтов, не принимая во внимание отраслевые и корпоративные, хотя понимаем, что тема культуры может быть освещена и там. Кроме того, мы не изучали освещение темы культуры в эфире региональных электронных медиа (телевидения и радио), социальных сетях и мессен-джерах (тематические паблики, каналы и группы). Возможно, это тема наших дальнейших исследований. Вот перечень изданий, составивших эмпирическую базу:

- журнал «Татарстан» (государственное общественно-политическое ежемесячное издание) - изучено 37 публикаций;

- газета «Республика Татарстан» (государственное общественно-политическое печатное СМИ, издающееся несколько раз в неделю) - 169 текстов;

- газета «Казанские ведомости» (муниципальное общественно-политическое печатное СМИ, издающееся несколько раз в неделю) - 136 текстов;

- онлайн-газета «Вечерняя Казань» (частное общественно-политическое мультимедийное издание). До 1 января 2019 г. издавалась и в печатном виде - 163 текста;

- онлайн-издание «БИЗНЕС Online» (частная деловая газета РТ) - 182 текста;

- молодежное онлайн-издание «Инде» (частный проект) - 39 текстов;

- онлайн-издание «Реальное время» (частная деловая газета РТ, лояльная к деятельности местной власти) - 174 текста.

В каждом из указанных изданий есть отдельный автор, специализирующийся на освещении темы культурной жизни г. Казани и РТ. Всего мы изучили 900 публикаций в разных жанрах по интересующей нас теме. Судя по количеству выявленных медиатек-стов, можно сказать, что тема культуры и культурной жизни в Республике Татарстан пользуется значительным вниманием среди местных журналистов и, вероятно, у читателей (иначе так регулярно ее бы вряд ли освещали), а также является общественно значимым явлением, вызывающим интерес аудитории. Количество изученных нами публикаций в СМИ по годам представлено в таблице 1.

Название СМИ Вторая половина 2017 г. 2018 г. 2019 г. Первая половина 2020 г. Всего

«Татарстан» 7 11 8 11 37

«Республика Татарстан» 23 62 66 18 169

«Казанские ведомости» 24 43 46 23 136

«Вечерняя Казань» 26 53 55 27 163

«БИЗНЕС Online» 27 57 69 29 182

«Инде» 7 10 13 9 39

«Реальное время» 27 56 69 22 174

Всего 141 292 326 161 900

Таблица 1 - Численность публикаций о культуре в СМИ РТ, опубликованных за период исследования (единиц)

Для наиболее полного и объективного изучения выявленных публикаций мы использовали методы количественного и качественного их анализа. Все работы были написаны по конкретным, часто год от года повторяющимся информационным поводам.

Выполняя исследование, мы применили следующие методы:

- сплошной мониторинг составивших эмпирическую базу СМИ с целью выявления публикаций, темой которых стало освещение событий культурной жизни РТ;

- содержательный анализ публикаций, позволивший установить, о каких конкретно темах и проблемах писали авторы текстов, что их интересовало в первую оче-

редь, что в их работах было второстепенным, а на что они не обращали внимания вовсе;

- жанровый анализ выявленных публикаций, позволивший нам установить общую жанровую «палитру» текстов о культуре, а также выявить возможное преобладание (доминирование) одной из трех жанровых групп над другими. Если такая практика будет иметь место, то можно уточнить общий подход к освещению данного направления в СМИ;

- лексико-стилистический анализ выявленных медиатекстов, с помощью которого определили слагаемые формирования конкретной оценки объекту и предмету освещения, а также наличие / отсутствие экспрессивной лексики, которая может стать одним из инструментов (слагаемых) формирования определенного мнения среди аудитории. Помимо этого, мы рассмотрели подачу информации о культурной жизни РТ с точки зрения имеющихся авторских мани-пулятивных практик привлечения и удержания внимания аудитории к текстам и формирования определенного общественного мнения о культурной жизни современного Татарстана;

- структурный анализ публикаций помог нам определить преобладающую структуру и композицию медиатекстов о культурной жизни РТ;

- сравнительно-сопоставительный анализ, с помощью которого мы постарались определить, в каком из изданий эмпирической базы полнее, интереснее, объективнее и качественнее освещались события из мира культуры.

Научная новизна данного исследования в том, что, несмотря на воздействующий на каждого человека мощный информационный поток, на наш взгляд, в настоящее время существует не так уж и много исследований именно качества медийных текстов, в которых под тем или иным углом зрения освещаются конкретные социально значимые темы (проблемы). Речь идет практически обо всех направлениях, о которых пишут (или игнорируют) авторы современных СМИ, за исключением только темы политики и формирования определенных идеологических установок и штампов. Об

этом в последние годы пишут довольно много. А вот о качестве подачи и репрезентации темы культуры не просто как одного из информационных поводов в региональных СМИ, а как общественно важного явления (события) в научной литературе за последние годы говорилось, по нашему мнению, недостаточно. Мы изучили выявленные нами публикации не просто с проблемно-тематической точки зрения, но и лексико-стилистической, а также манипуля-тивной, то есть формирующей определенные социальные установки и стереотипы точек зрения.

Помимо того, нас интересовала практика освещения событий из мира культуры в условиях пандемии Covid-19, когда массовых зрелищных мероприятий не было, а значит, отсутствовали информационные поводы для работы журналистов. Конечно, отдельные события перешли в онлайн (в апреле-мае 2020 г. их, на наш взгляд, оказалось очень много), но стали ли они объектом внимания со стороны редакций СМИ? Если да, то какую медийную оценку получили и получили ли вообще.

Выполняя исследование, мы обращали внимание на следующие его критерии:

- жанр публикации;

- структура опубликованного текста (качество заголовков, лидов, их «работа» на привлечение внимания аудитории к текстам, проявление возможной стандартизации в подачи материала или ее отсутствие, наличие / отсутствие тематических подглав, творческие возможности авторов для создания запоминающихся, нешаблонных публикаций);

- оригинальность авторской подачи материала (например, стремление авторов не просто рассказать о том, что было, но и стремление осмыслить увиденное, дать какую-либо дополнительную информацию и т.д.);

- наличие / отсутствие в текстах средств художественной выразительности;

- слагаемые формирования авторской позиции или оценки предмету отображения;

- наличие / отсутствие истории в ме-диатекстах;

- наличие / отсутствие сопровождающего конкретный материал визуального

текста и его направленность на привлечение и удержание внимания аудитории;

- степень вовлеченности аудитории в потребление медиактектов (наличие / отсутствие комментариев и их численность на сайте редакции);

- деятельность редакции каждого вошедшего в эмпирическую базу исследования СМИ в условиях мультимедийности и цифровизации (использование различных технико-творческих практик, направленных не просто на вовлечение аудитории в процесс дочитывания конкретного медиатекста, но и на его совместное производство).

Результаты данного исследования будут иметь практическую значимость для

Как видно из таблицы 2, значительная часть этих публикаций (769 или 85,4%) была написана в информационных жанрах (заметка, интервью, блиц-опрос, отчет, репортаж и информационная корреспонденция). В аналитических жанрах журналистики мы выявили всего 131 текст (14,6%), в художественно-публицистических - 0. Данную практику мы можем объяснить высокой плотностью проведения событий из мира культуры как в столице РТ, так и за ее пределами. А поскольку в редакции, как правило, за освещение этого направления отвечал и в настоящее время продолжает отвечать один человек (где-то корреспондент, где-то

начинающих, уже опытных журналистов и медийных авторов без журналистского образования в плане освоения новых практик создания разнообразных и эффективных медиатекстов о событиях культурной жизни региона, а также возможность на основе полученных данных совершенствования своих творческих навыков в освещении этого тематического направления, в том числе с применением новых мультимедийных форматов.

Выявленный нами массив сообщений о культуре мы классифицировали по разным жанрам в зависимости от признаков того или иного жанра. Результаты представлены в следующей таблице 2.

его должность формулируется как редактор отдела культуры, однако штатное расписание отдела может включать в себя только одну ставку). Событий могло быть настолько много, что одному автору написать о них вряд ли было реально, приходилось выбирать по степени важности и социальной значимости. В некоторых из изученных нами изданий («Республика Татарстан», «БИЗНЕС Online», «Реальное время») об интересующей нас теме также писали внештатные авторы: музыканты, театральные режиссеры, артисты театра и кино. Как правило, они выступали в роли экспертов, создавая рецензии и комментарии. Нам встре-

Таблица 2 - Жанровое разнообразие публикаций о культуре в СМИ Республики Татарстан за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

весь период исследования (единиц)

Наименование СМИ / «Татарстан» РТ КВ ВК БО «Инде» РВ Всего

Жанр

Заметка 2 94 52 84 67 11 74 384

Интервью 13 14 67 38 55 13 41 241

Репортаж 1 12 10 3 29 8 18 81

Рецензия 4 5 0 7 24 0 23 63

Информационная кор- 4 23 1 17 4 3 10 62

респонденция

Отчет 7 17 6 6 0 3 16 51

Комментарий 5 0 0 4 0 0 0 9

Статья 1 4 0 0 0 0 0 5

Обозрение 0 0 0 0 3 0 0 3

Блиц-опрос 0 0 0 4 0 1 0 1

Всего 37 169 136 163 182 39 174 900

Сокращения в таблице 2 и далее в таблицах текста: РТ - газета «Республика Татарстан», КВ -газета «Казанские ведомости», ВК - газета «Вечерняя Казань», БО - онлайн-издание «БИЗНЕС Online», РВ - онлайн-издание «Реальное время»

чались также заметки и отчеты, написанные по менее значимым информационным поводам обычными авторами, которые не работали в редакции.

Существенный перекос в сторону информационных жанров и отсутствие публикаций в художественно-публицистических жанрах, на наш взгляд, демонстрирует определенную творческую бедность создателей медиатекстов о культуре в РТ. Работать только по информационным поводам, конечно, нелегко, от автора требуются оперативность, быстрота мысли, скорость принятия решений, умение писать нестандартно, небанально и интересно для аудитории, важно привлекать новых читателей. Но этого, на наш взгляд, в настоящее время недостаточно, ведь, если вспомнить труды Е.П. Прохорова, С.Г. Корконосенко и других исследователей журналистики, то надо принять во внимание такие ее функции как формирование общественного мнения, культуро-формирующую, социально ориентирующую и социализации личности: «Социальная ориентация, управление сознанием и поведением адресата массовой информации, формирование адекватной картины действительности, а также представлений о "желаемом будущем" и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношения к различным явлениям жизни и т.д. - все это функциональные задачи журналистики на современном этапе», - писал Е.П. Прохоров1. В конце концов, именно журналистика, на наш взгляд, устами своих обозревателей и рецензентов может и должна честно и аргументировано выразить свое отношение к тем или иным проектам, назвав скверное скверным, а достойное - таковым, тем самым реализуя конституционное право каждого человека на получение достоверной и объективной информации о разных направлениях действительности. Нам представляется, что в данном сегменте журналистики не должно быть места интригам, сведения счетов между творческими людьми, мани-

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Изд. 8-е. - М.: Изд-во МГУ, 2011. -[Электронный ресурс]. - Доступно также на: URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook714/01/part-004.htm (режим доступа - свободный).

пулятивных технологий за исключением, пожалуй, стараний авторов для привлечения и удержания внимания аудитории к своим текстам и рубрике (разделу). Ведь от того, какую позицию займут журналист, обозреватель или эксперт, насколько доступно и понятно они представят ее аудитории, люди и будут судить о качестве конкретного произведения, события, профессиональном уровне их участников и/или организаторов, формировать свое определенное мнение и делиться им с окружающими как в личных разговорах, так и посредством разнообразных медийных каналов. Таким образом, каждому работающему в области журналистики о культуре автору необходимо постоянно задумываться об ответственности перед творцами и обычной аудиторией за каждое опубликованное слово, за то, насколько глубоко он понял конкретное произведение и сумел верно или неверно, объективно или не очень донести до людей творческий замысел режиссера и свое видение того, как этот замысел был воплощен в создании определенного художественного образа конкретным артистом, а также впечатления об уровне его игры, вовлеченности в действие и качества исполнения своей роли.

Такая ответственность в выборе, подаче и объяснении фактов, формулировании тенденций, на наш взгляд, может способствовать как можно более широкому освещению интересующего нас тематического направления. Плотнее остальных оно освещалось в электронной деловой газете Татарстана «БИЗНЕС Online», в составе редакции которой есть обозреватель темы культуры, он привлекал экспертов из числа музыкантов, режиссеров, других деятелей культуры и искусств. Кроме того, в этом издании не боялись экспериментировать с жанрами и форматами подачи, стремились создавать что-то новое, чтобы не только привлечь внимание читателей, но и вовлечь их в процесс создания контента. Мы выявили регулярные опросы аудитории, несколько специальных тематических проектов, направленных на углубленное изучение и раскрытие определенной проблемы, а также тесты, направленные на проверку и повышение знаний в какой-либо области из мира

культуры. К сожалению, мы не обладаем точными данными, свидетельствующими об увеличении внимания аудитории к таким проектам или ее равнодушии к ним (цифры эти - коммерческая тайна редакций), однако можно предположить, что если бы не было реакции читателей-зрителей, то вряд ли бы руководство издания продолжало эксперимент. Он не сложный, но требующий креативного мышления корреспондентов, ведь отдельных людей, в обязанности которых входило бы создание только мультимедий-

ных проектов, насколько нам известно, в штате не было. Значит, больше работать пришлось постоянным авторам или внештатникам. В других изданиях с мультимедийными форматами в освещении темы культуры было хуже.

О наличии и возможностях мультимедийных форматов мы поговорим далее, сейчас представим проблемно-тематическое разнообразие освещения культурной жизни РТ в изданиях, составивших эмпирическую базу нашего исследования (таблица 3).

Таблица 3 - Тематическое разнооб

разие публикаций на тему культуры в масс-медиа Р'

Наименование СМИ / Тема «Татарстан» РТ КВ ВК БО «Инде» РВ Всего

Сообщения о проведении различных фестивалей и праздников (включая анонсы и гиды) 28 77 44 73 78 18 77 395

Репортажи и / или рецензии из театров / концертных залов о премьерах или гастролях 6 34 37 54 59 14 49 253

Творческий путь известных деятелей культуры 0 19 48 26 18 4 24 139

Визиты официальных лиц, а также обсуждение или подписание официальных документов 0 34 7 0 6 0 11 59

Постижение сути творческого замысла режиссеров, рецензии на массовые мероприятия 3 4 0 4 13 3 5 32

Обсуждение качества новых арт-объектов 0 0 0 6 7 0 8 21

Всего 37 169 136 163 182 39 174 900

(ед.)

Как видно из табл. 3, освещение темы культуры в СМИ РТ не отличалась значительным тематическим разнообразием. В рамках каждой из указанных выше тем авторы текстов старались насколько это возможно разнообразить объект и предмет своих публикаций. Изучив содержание работ, мы можем говорить о существовании некоего единого подхода между редакциями, выраженного в акцентировании внимания аудитории, прежде всего, на фактической составляющей каждого из медиасобы-тий. Аналитика, сопоставление фактов случались далеко не всегда. На наш взгляд, авторы медиатекстов часто рассказывали о мероприятиях стандартно, с акцентом на традиционные журналистские вопросы (Что? Где? Когда? При каких условиях?), лишь эпизодически пытаясь найти эксклюзивную информацию. Такую практику мы

выявили во всех изученных нами СМИ и ее, на наш взгляд, можно объяснить желанием авторов оперативно осветить факты, то есть рассказать о произошедшем, используя полученную в ходе знакомства с пресс-релизом, другими документами или во время пресс-конференций информацию. Далее все зависит уже от мастерства и понимания своей профессиональной задачи каждого автора и его редактора. В условиях преобладания в Республике Татарстан информационной журналистики и определенной конкуренции между редакциями за скорость сообщения о чем-то углубляться в тему, формулировать проблемы и размышлять об их сущности, вероятно, мало у кого из корреспондентов есть возможность и желание.

И все же нам удалось найти нешаблонные с точки зрения лексико-стилистического своеобразия и приемов

привлечения и удержания внимания аудитории к событиям тексты. Если не брать в расчет заметки, то таких публикаций мы насчитали 133 - мало, на наш взгляд, ведь каждому автору приходится делать так, чтобы его материал заметили, на него перешли по ссылке, дочитали до конца и желательно прокомментировали. Вряд ли это все будет, если текст получится скучным и не станет содержать привлекающие целевую аудиторию сведения. Думается, что корреспондентам необходимо внимательнее относиться к этому творческому аспекту, делать первые несколько строк своих текстов нестандартными, содержащими драматургию или некую интригу.

Например, как это сделала ведущая рубрики «Культура» газеты «Вечерняя Казань» О. Юхновская в лиде к репортажу «В Казани она чужестранка: известный музыкант стал на время уличным шарманщиком» (в заголовке использован прием перифраза строки из песни Н. Баскова «Шарманка»). Вот лид: «Развлечь праздношатающийся по набережной Кабана народ игрой на шарманке решил казанский музыкант Дмитрий Бикчентаев. Перформанс, который он устроил в пятницу вечером, удался - благодарная публика щедро вознаградила музыканта, пожертвовав за два часа 408 рублей, а уж сколько было улыбок! Ручку мини-органа покрутила и корреспондент "Вечерней Казани"»1. Тема самым, автор приглашает читателей виртуально постоять рядом с ним, прочувствовать его эмоции и получить свои, уже от прочтения текста.

Ольга Юхновская, - пожалуй, один из немногих авторов в прессе РТ, старающихся регулярно, практически в заголовках к каждому своему медиатексту, чем-то удивить, заинтриговать аудиторию. Вот некоторые примеры: «Яйца, водка и хрусталь: в Казани устраивают "сталинское" застолье»2; «Врут

1 Юхновская О. В Казани она чужестранка: известный музыкант стал на время уличным шарманщиком // Вечерняя Казань. - 2020. - 30 июня. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-kazani-ona-chuzhestranka-izvestnyy-muzykant-stal-na-vremya-ulichnym-sharmanshchikom.html (режим доступа -свободный).

2 Юхновская О. Яйца, водка и хрусталь: в Казани устраивают «сталинское» застолье // Вечерняя

и не краснеют: памятные таблички на казанских домах пишут от балды?»3; «Татарскую песню "Апипа" сочинили в публичном доме?.. Казанский краевед докопался до исторического "Дна"»4; «По горьковским местам: юный Пешков лишился невинности на казанском пляже "Локомотив" и стрелялся у НКЦ»5; «Джаз в Кремле: из-за гвинейских музыкантов Ольга Скепнер не спала всю ночь»6; «И царь, красивый, как Киркоров: в Казани завершается Шаляпинский фести-валь»7. Регулярно применяемый автором прием двухчастного заголовка позволяет в первой его части узнать тему публикации, а во второй - проблематику, о которой в тексте пойдет речь. Также используемые во

Казань. - 2020. - 14 марта. - [Электронный ресурс]. -

Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/yayca-vodka-i-hrustal-v-kazani-ustraivayut-stalinskoe-zastole.html (режим доступа -свободный).

3 Юхновская О. Врут и не краснеют: памятные таблички на казанских домах пишут от балды? // Вечерняя Казань. - 2019. - 7 февр. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/vrut-i-ne-krasneyut-pamyatnye-tablichki-na-kazanskih-domah-pishut-ot-baldy.html (режим доступа - свободный).

4 Юхновская О. Татарскую песню «Апипа» сочинили в публичном доме?.. Казанский краевед докопался до исторического «Дна» // Вечерняя Казань. - 2019. - 26 окт. - [Электронный ресурс]. -Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/ tatarskuyu-pesnyu-apipa-sochinili-v-publichnom-dome-kazanskiy-kraeved-dokopalsya-do-istoricheskogo-dna.html (режим доступа - свободный).

5 Юхновская О. По горьковским местам: юный Пешков лишился невинности на казанском пляже «Локомотив» и стрелялся у НКЦ // Вечерняя Казань. - 2018. - 26 апр. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/po-gorkovskim-mestam-yunyy-peshkov-lishilsya-nevinnosti-na-kazanskom-plyazhe-lokomotiv-i-strelyalsya-u-nkc.html (режим доступа - свободный).

6 Юхновская О. Джаз в Кремле: из-за гвинейских музыкантов Ольга Скепнер не спала всю ночь // Вечерняя Казань. - 2017. - 27 июля. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/dzhaz-v-kremle-iz-za-gvineyskih-muzykantov-olga-skepner-ne-spala-vsyu-noch.html (режим доступа - свободный).

7 Юхновская О. И царь, красивый, как Киркоров: в Казани завершается Шаляпинский фестиваль // Вечерняя Казань. - 2018. - 21 февр. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/i-car-krasivyy-kak-kirkorov-v-kazani-zavershaetsya-shalyapinskiy-festival.html (режим доступа - свободный).

второй части заголовка лексико-стилистические обороты помогают читателям сразу понять авторскую позицию по отношению к предмету его внимания.

О том, насколько быстро и в соответствии с авторским замыслом должен быть понят медиатекст, периодически задумывались и в редакции деловой электронной газеты РТ «БИЗНЕС Online». Публикации о культуре здесь были на разные темы (организация и проведение творческих фестивалей, рецензии на премьерные показы, проблемные тексты об особенностях бюджетного финансирования отрасли, интервью с артистами, режиссерами и представителями других творческих профессий, уход из жизни народных артистов РТ и некоторые другие). Поскольку о культурной жизни корреспонденты сообщали почти каждый день, то наверняка каждый раз им приходилось задумываться о том, как с первых строк захватить и в дальнейшем удержать внимание читателей, «заставив» их дочитать текст до конца. Основной особенностью подачи материалов стало использование заголовков-цитат, причем, чем нестандартнее, провока-тивно, вызывающе была сказанная публично одним из участников какого-либо события фраза, тем было лучше. Например, «Отведите Бекмамбетова в музей, пускай он, как и Шнур, расскажет о картинах!»1 При этом авторство цитаты в названии не указывалось далеко не всегда, его можно было установить только при дочитывании публикации до конца. Однако, как правило, при публикации портретных интервью, авторство указывалось: «Алина Шарипжанова: "Я бы вызвала Ольгу Бузову на рэп-баттл!"»2 Лид этой публикации направлен на то, чтобы заинтриговать аудиторию, сделать так, чтобы как можно больше людей

1 Завьялова В., Нигматуллин А. «Отведите Бекмамбетова в музей, пускай он, как и Шнур, расскажет о картинах!» // БИЗНЕС Online. - 2020. -21 мая. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/469215 (режим доступа - свободный).

2 Нигматуллин А., Самигуллина Э. Алина Шарипжанова: «Я бы вызвала Ольгу Бузову на рэп-

баттл!» // БИЗНЕС Online. - 2019. - 10 марта. -

[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/416268 (режим доступа - свободный).

углубились бы в текст и нашли интересную для себя информацию: «Об уникальном голосе Алины Шарипжановой не писал только ленивый, а ее талант, кажется, не имеет границ жанров и стилей. При этом певица не переживает, что дворцы спорта собирает не она, а другие артисты, считая свою публику элитарной. В интервью "БИЗНЕС Online" главная звезда фестиваля ^згэреш ж;иле" рассказала о том, что спокойно относится к музыкальному масс-маркету, как тяжело живется без хорошего концертного директора и почему она себя сравнивает с Тамарой Гвердцители»3. Такой прием краткого пересказа текста с обязательным включением в лид-аннотацию интриги, как показало наше исследование, в «БИЗНЕС Online» был обязательным.

Такая же практика выявлена нами и в другом деловом издании РТ «Реальное время», что объясняется прямой конкуренцией между двумя редакциями за аудиторию. Часто авторы публикаций «Реального времени» позволяли себе длинные заголовки при часто кратких лидах. Например, текст под названием «Комедия "Кире" в прокате: Ка-миль Ларин заговорил по-татарски, а Эль-мира Калимуллина показала вамп». При этом в тексте имеется подзаголовок, содержащий интересную подробность: «Бюджет производства татарстанской кинокартины составил всего 8 млн рублей, но за первый уикенд в единственном кинозале Казани она собрала порядка 50 тысяч»4.

Лид к данному материалу получился длинным: «В минувший уикенд в Казани состоялась долгожданная премьера комедии "Кире" татарстанских режиссеров Рустама Рашитова и Ильсеяр Дамаскин. В 72-минутную картину уместились самые острые для республики сюжеты - конфликты культур, языков и времени, а также целых три любовных линии, изрядно приправленные юмором. Малобюджетный пол-

Там же.

4 Голыжбина О. Комедия «Кире» в прокате: Камиль Ларин заговорил по-татарски, а Эльмира Калимуллина показала вамп // Реальное время. -2019. - 15 нояб. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://realnoevremya.ru/articles/156836-komediya-kire-v-prokate-kamil-larin-zagovoril-po-tatarski-a-elmira-kalimullina-pokazalap-vam (режим доступа - свободный).

ный метр с Камилем Лариным в качестве приглашенной звезды пока можно увидеть лишь в одном казанском кинотеатре. За первые дни проката лента успела собрать 50 тысяч рублей, а в планах дистрибьютора — попробовать не только окупить восьмимиллионный бюджет, но и положить в кассу порядка 12 миллионов. О предварительном соглашении с сетью "Каро", планах на московскую премьеру и неожиданных амплуа уже знакомых артистов - в материале "Реального времени"»1. Таким образом, лид представляет собой расширенный анонс будущей журналистской публикации с указанием всех наиболее важных его «деталей». Каждому читателю редакция предоставляла право выбора: после ознакомления с лидом продолжать чтение и узнавать подробности, либо, поняв, что нового и интересного он здесь не найдет, сосредоточить свое внимание на чем-то другом. Такая же редакционная практика была выявлена нами и в начале хронологического периода исследования. У рубрики «Культура» в данном издании был свой постоянной автор - Т. Мамаева, после кончины которой в середине ноября 2019 г. структура и качество публикаций в целом не изменились, они по-прежнему выходят в свет почти каждый день в зависимости от актуальности событий.

В других изученных нами изданиях отнесенные редакцией в рубрику «Культура» статьи начинались, на наш взгляд, банальнее, строже и «суше» в стиле. Эпизодически применялся прием интриги в подзаголовке или лиде. Но тексты эти были небольшими.

Теперь обратим внимание на использование редакциями современных мультимедийных форматов. Например, корреспонденты «БИЗНЕС Online» однажды рассказывали, о чем была первая татарская пьеса, и какой спектакль не могли поставить 14 лет ; предлагали угадать автора песни по

1 Голыжбина О. Комедия «Кире» в прокате: Камиль Ларин заговорил по-татарски, а Эльмира Калимуллина показала вамп // Реальное время. -2019.

2 О чем была первая татарская пьеса и какой спектакль не могли поставить 14 лет? Тест об истории татарского театра // БИЗНЕС Online. - 2019. - 29 марта. - [Электронный ресурс]. - Доступно на:

ее тексту или узнать песню В. Высоцкого по иллюстрации М. Шемякина (тест был приурочен к 81-й годовщине со дня рождения артиста)4 и т.д. Однажды редакция даже подготовила тест на темы «Какой из вас цензор минкульта»5 или «Страшный текст по татарской нечисти (в преддверии Хэлло-уина)6. Первым за хронологический период исследования из найденных нами текстов данного СМИ стал проект «Угадайте известные песни, переведенные на татарский язык» . В настоящее время внедрение в процесс освещения новых мультимедийных форм и форматов, на наш взгляд, является очень важным и необходимым с точки зрения усиления просветительской функции современной журналистики, к тому же они упрощают процесс восприятия и освоения информации аудиторией.

Исследование показало, что редакции СМИ РТ пока еще очень мало уделяют внимания производству современных мультимедийных форматов. Кроме тестов можно вспомнить специальный проект «БИЗНЕС Online» «8 лет ГСО РТ: с Александром Сладковским»8, в котором, как указано в его

URL: https://www.business-gazeta.ru/article/462823

(режим доступа - свободный).

3 Александр Вертинский или инди-группа? Угадайте автора песни по ее тексту // БИЗНЕС Online: - 2019. - 6 марта. - [Электронный ресурс]. -Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/415972 (режим доступа - свободный).

4 Угадайте песню Высоцкого по иллюстрации Шемякина // БИЗНЕС Online. - 2019. - 25 янв. -[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/410793 (режим доступа - свободный).

5 Запретить или разрешить - какой из вас киноцензор минкульта? // БИЗНЕС Online. - 2018. -2 нояб. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/401257 (режим доступа - свободный).

6 Чем опасен албасты и как выглядит бичура? Страшный тест по татарской нечисти // БИЗНЕС Online. - 2018. - 26 окт. - [Электронный ресурс]. -Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/400486 (режим доступа - свободный).

7 Угадайте известные песни, переведенные на татарский язык // БИЗНЕС Online. - 2017. - 27 окт. -[Электронный ресурс]. - Доступно также на: URL: https://www.business-gazeta. ru/article/3 61395 (режим доступа - свободный).

8 Восемь лет ГСО РТ: с Александром Сладковским // БИЗНЕС Online. - 2018. - 20 сент. -[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL:

аннотации, попробовали «"проверить алгеброй гармонию" и оцифровать результаты Государственного симфонического оркестра за этот период». Подзаголовок проекта: «Как добиться мирового признания за восемь лет: лайфхаки от ГСО РТ и Александра Сладковского»1. Лид содержит претензию на интригу: «Нужна ли творческим людям армейская дисциплина? Как избавляться от балласта? Стоит ли тратить время на социальные проекты? Как стать интересным для великих? Новейшая история Государственного симфонического оркестра РТ отвечает на эти вопросы»2.

Проект сделан в жанре отчета о проделанной творческой работе оркестра за восемь лет, то есть период, который его возглавляет А. Сладковский. Текст публикации разделен на 13 частей-глав, каждая из которых посвящена отдельному аспекту творческой деятельности оркестра под управлением художественного руководителя и дирижера А. Сладковского. Например, «40 композиторов, чьи произведения были впервые исполнены в Казани», «36 дирижеров, с которыми работал оркестр», «170 солистов, с которыми выступил ГСО РТ» и т.д. Можно сказать, что проект представляет собой своего рода мультимедийную книгу, в которой все упорядочено, содержится много интересной и важной для аудитории информации (отметим работу редакторов, которые к каждой из глав подбирали цитаты А. Слад-ковского из СМИ). Каждая часть-глава содержала фото и небольшой видеоматериал, завершалась статичной инфографикой. На наш взгляд, данный спецпроект можно назвать удачным лишь отчасти, потому что он сделан однообразно: все 13 частей-глав содержат текстовый, фото-, видеоматериал и инфографику. Возможно, такой стиль и продолжительность подачи информации могут способствовать тому, что некоторая часть аудитории не дочитает его до конца. По ходу повествования верстка проекта не изменяется. Тем более, что никаких интерактивных сервисов там не содержится:

https://www.business-gazeta.ru/gso2/index.html (режим доступа - свободный).

1 Восемь лет ГСО РТ: с Александром Сладковским // БИЗНЕС Online. - 2018.

2 Там же.

аудитория не имеет возможности принимать участие в создании контента.

Однако этот спецпроект пока является единственным отдельным тематическим форматом, созданным редакцией СМИ, составивших эмпирическую базу нашего исследования. Мы считаем, что поводом для их создания было немало, но то ли креатива не хватило сотрудникам редакций, то ли творческих, человеческих и (или) материальных ресурсов для воплощения таких проектов в жизнь. Особенно у так называемых традиционных СМИ (редакций газет «Республика Татарстан» и «Казанские ведомости»), тиражи которых регулярно уменьшаются, создание оригинальных цифровых форматов, скорее всего, могло бы содействовать возвращению прежней и формированию целевой группы новой, более молодой, аудитории. Мы полагаем, что их преобладающей функцией является просвещение аудитории, популяризация новых идей, направлений из разных областей деятельности, что оказалось очень актуальным в период карантина covid-19. Наверняка новые мультимедийные проекты оказались бы востребованы аудиторией.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Несмотря на то, что тема культуры в СМИ, составивших эмпирическую базу исследования, освещалась регулярно и, вероятно, была популярной среди аудитории, ее подача не отличалась разнообразием. Подавляющее большинство текстов было создано в информационных жанрах по событийным поводам, которые из года в год повторялись. Тем самым можно констатировать в целом отсутствие аналитического подхода со стороны авторов и редакций к освещению качества событий, составляющих данное тематическое направление. На наш взгляд, некритичность восприятия массовых зрелищных мероприятий можно считать одним из трендов современной журналистики РТ: авторы пока редко задумываются сами и не хотят «напрягать» своими размышлениями читателей. Конечно, есть исключения: авторы «Вечерней Казани», «БИЗНЕС Online» и «Реального времени» периодически рецензировали художественные произведения, представляя их аудито-

рии как события и явления не только культурной, но и общественной жизни. Однако в большинстве случаев этого не было, авторы текстов делали, на наш взгляд, качественный информационный продукт, не заботясь о формировании вкусов и формировании критических компетенций аудитории. Мы полагаем, что такой подход упрощает и обедняет практику современной региональной журналистики, не способствует просвещению и развитию людей в данной области. В то же время мы понимаем и самих журналистов, которым необходимо отрабатывать в день большое количество редакционных заданий, часто разных по тематике. В погоне за оперативностью часто бывает не до мыслей, ведь важнее дать информацию о том, что произошло. Стандартизация в практике подачи сообщений в СМИ РТ на тему культурной жизни не способствует качеству ее репрезентации и дальнейшего развития, что, по нашему мнению, в перспективе может уменьшить существующую ныне популярность данной темы среди аудитории и не способствовать привлечению новых (особенно молодых) читателей.

Преобладание информационного подхода не способствует просвещению аудитории в области культурной жизни региона, а также привлечению новой, особенно молодежной, аудитории. Стандартизация подачи информации (даже в аналитических жанрах) постепенно может привести к творческой и профессиональной стагнации работающих в данном направлении авторов. Чтобы хотя бы удержать имеющуюся аудиторию, коллективам редакций необходимо придумать новые (современные) мультимедийные форматы и регулярно повышать свою квалификацию. Это потребует определенных финансовых и морально-психологических

затрат и усилий, но вряд ли можно быть интересным аудитории, не развиваясь и не предлагая ей новшеств. Особенно это стало актуальным в период пандемии covid-19, когда все мероприятия были отменены, и деятели культуры начали осваивать современные цифровые форматы: увеличилась численность онлайн-трансляций спектаклей, интервью в социальных сетях. Однако в основном это были частные инициативы отдельных журналистов, массового характера такая практика пока не получила, хотя с каждым днем она наверняка становится востребованной со стороны уже не только молодежной аудитории. Думается, что аудитория ищет в таких проектах свежие творческие идеи и нестандартную подачу информации.

Создание публикаций в цифровых форматах требует от коллектива редакций СМИ новых креативных подходов к сбору, обработке и распространению информации, освоения новых компьютерных программ и более плотной работы с аудитории по выявлению ее интересов, предпочтений и управления ее вниманием. Поскольку в региональных СМИ, как правило, не всегда есть свободные финансовые средства на формирование отдельных, связанных с созданием цифровых медийных проектов, штатные единиц, корреспондентам нужно быть готовым к тому, что придется оперативно осваивать новые мобильные сервисы, переформатировать свои навыки создания медиа-текстов под современные тренды потребления информации аудиторией. Соответственно придется работать больше без увеличения зарплаты или искать дополнительное внебюджетное финансирование. Каждый ли автор решится на такой эксперимент - покажет недалекое будущее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александр Вертинский или инди-группа? Угадайте автора песни по ее тексту // БИЗНЕС Online: - 2019. - 6 марта. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/415972 (режим доступа - свободный).

2. Аникина, М.Е., Галкин, М.Ю., Образцова, А.Ю. Медиапотребление школьников в российских регионах: опыт эмпирического исследования в г. Владивостоке // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. - № 1 (31). - Т. 1. Сер. «Филологические науки».

3. Баканов, Р.П. Приемы работы на аудиторию в творчестве телевизионных критиков «Комсомольской правды» и «Труда» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.

- 2016. - № 3. - Т. 1. Сер. «Филологические науки». - С. 97-114.

4. Баканов, Р.П., Сабирова Р.И. Игровая журналистика в современном российском медиапространстве: проблематика и функциональное разнообразие // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - № 2. - Т. 2. Сер. «Филологические науки». -С. 168-178.

5. Баканов, Р.П. Тема культуры в современной медийной «повестке дня» Республики Татарстан // Цифровизация коммуникативно-культурной памяти: роль журналистики как социального института: сб. матер. Всероссийской науч.-практ конф-ции с междунар. участием (г. Екатеринбург, 25-26 апреля 2019 г.). В 2 ч. Ч. 2 / сост. О.Ф. Автохутдинова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - С. 12-14.

6. Васильев, А.Д. Игры в слова: манипулятивные операции в текстах СМИ. - СПб.: Златоуст, 2013. - 660 с.

7. Вирен, Г.В. Современные медиа: приемы информационных войн. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 128 с.

8. Володина, М.Н. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / Под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический Проект, 2020. - 332 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Восемь лет ГСО РТ: с Александром Сладковским // БИЗНЕС Online. - 2018. -20 сент. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/gso2/index.html (режим доступа - свободный).

10. Голыжбина, О. Комедия «Кире» в прокате: Камиль Ларин заговорил по-татарски, а Эльмира Калимуллина показала вамп // Реальное время. - 2019. - 15 нояб. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://realnoevremya.ru/articles/156836-komediya-kire-v-prokate-kamil-larin-zagovoril-po-tatarski-a-elmira-kalimullina-pokazalap-vam (режим доступа - свободный).

11. Демина, И.Н. Цифровизация медисреды: вызовы для экономической массовой коммуникации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. - № 1 (31). -Т. 1. Сер. «Филологические науки».

12. Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России. - М.: Аспект Пресс, 2020. - 312 с.

13. Евдокимов, В.А. Массмедиа как сфера применения политических технологий. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 230 с.

14. Егорова, И. Асгат Сафаров: Ресурсам «Татмедиа» нужно меняться и трансформироваться под современные тренды // KazanFirst. 2020. 31 янв. [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://kazanfirst.ru/posts/510113 (режим доступа - свободный).

15. Завьялова, В., Нигматуллин, А. «Отведите Бекмамбетова в музей, пускай он, как и Шнур, расскажет о картинах!» // БИЗНЕС Online. - 2020. - 21 мая. - [Электронный ресурс]. -Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/469215 (режим доступа - свободный).

16. Запретить или разрешить - какой из вас киноцензор минкульта? // БИЗНЕС Online.

- 2018. - 2 нояб. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/401257 (режим доступа - свободный).

17. Ильченко, С.Н. Фейковая журналистика: спецкурс. - М.: ООО «Издательство "КноРус"», 2020. - 266 с.

18. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2015. - 864 с.

19. Кирия, И.В., Новикова, А.А. История и теория медиа. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 423 с.

20. Липпман, У. Общественное мнение / Пер. с англ. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

21. Луман, Н. Реальность масс-медиа / Пер. с немец. А.Ю. Антоновский. - 2005. -[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/ 3001/3006#contents (режм доступа - свободный).

22. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / Пер. с англ. И.О. Тюриной. - М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2005. - 495 с.

23. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Г. Николаева. - М.; КАНОН-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003. - 462 с.

24. Нигматуллин, А., Самигуллина, Э. Алина Шарипжанова: «Я бы вызвала Ольгу Бу-зову на рэп-баттл!» // БИЗНЕС Online. - 2019. - 10 марта. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/416268 (режим доступа - свободный).

25. Новиков, В.К. Информационное оружие - оружие современных и будущих войн. -2-е изд., испр. - М. Горячая линия - Телеком, 2013. - 262 с.

26. Новикова, А.А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2013. -240 с.

27. О чем была первая татарская пьеса и какой спектакль не могли поставить 14 лет? Тест об истории татарского театра // БИЗНЕС Online. - 2019. - 29 марта. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/462823 (режим доступа -свободный).

28. Патюкова, Р.В., Оломская, Н.Н. Сайт как опосредованный инфомационно-коммуникативный канал взаимодействия с общественностью // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. - № 2 (32). - Т. 2. Сер. «Филологические науки».

29. Распопова, C.C., Богдан, Е.Н. Фейковые новости: информационная мистификация.

- М.: Аспект Пресс, 2018. - 112 с.

30. Сайт редакции журнала «Инде». Июль 2017 - июнь 2020. - [Электронный ресурс].

- Доступно на: URL: https://inde.io/ (режим доступа - свободный).

31. Сайт редакции деловой электронной газеты Татарстана «БИЗНЕС Online». - Июль 2020. - июнь 2020. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/ (режим доступа - свободный).

32. Сайт редакции газеты «Вечерняя Казань». - Июль 2017 - июнь 2020. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/ (режим доступа - свободный).

33. Сайт редакции газеты «Казанские ведомости». - Июль 2017 - июнь 2020. [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://kazved.ru/ (режим доступа - свободный).

34. Сайт редакции онлайн-издания «Реальное время». - Июль 2017 - июнь 2020. [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://realnoevremya.ru/ (режим доступа - свободный).

35. Сайт редакции газеты «Республика Татарстан». - Июль 2017 - июнь 2020. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://rt-online.ru/ (режим доступа - свободный).

36. Сайт редакции журнала «Татарстан». - Июль 2017 - июнь 2020. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://rt-online. http://protatarstan.ru/ru/ (режим доступа - свободный).

37. Угадайте известные песни, переведенные на татарский язык // БИЗНЕС Online. -2017. - 27 окт. - [Электронный ресурс]. - Доступно также на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/361395 (режим доступа - свободный).

38. Угадайте песню Высоцкого по иллюстрации Шемякина // БИЗНЕС Online. - 2019. -25 янв. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/410793 (режим доступа - свободный).

39. Шпаковский, В.О, Розенберг, Н.В., Егорова, Е.С. Интернет-журналистика и Интернет-реклама. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2018. - 248 с.

40. Юхновская, О. В Казани она чужестранка: известный музыкант стал на время уличным шарманщиком // Вечерняя Казань. - 2020. - 30 июня. - [Электронный ресурс]. -

Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/v-kazani-ona-chuzhestranka-izvestnyy-muzykant-stal-na-vremya-ulichnym-sharmanshchikom.html (режим доступа - свободный).

41. Юхновская, О. Яйца, водка и хрусталь: в Казани устраивают «сталинское» застолье // Вечерняя Казань. - 2020. - 14 марта. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/yayca-vodka-i-hrustal-v-kazani-ustraivayut-stalinskoe-zastole.html (режим доступа - свободный).

42. Юхновская, О. Врут и не краснеют: памятные таблички на казанских домах пишут от балды? // Вечерняя Казань. - 2019. - 7 февр. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/vrut-i-ne-krasneyut-pamyatnye-tablichki-na-kazanskih-domah-pishut-ot-baldy.html (режим доступа - свободный).

43. Юхновская, О. Татарскую песню «Апипа» сочинили в публичном доме?.. Казанский краевед докопался до исторического «Дна» // Вечерняя Казань. - 2019. - 26 окт. -[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/tatarskuyu-pesnyu-apipa-sochinili-v-publichnom-dome-kazanskiy-kraeved-dokopalsya-do-istoricheskogo-dna.html (режим доступа - свободный).

44. Юхновская, О. По горьковским местам: юный Пешков лишился невинности на казанском пляже «Локомотив» и стрелялся у НКЦ // Вечерняя Казань. - 2018. - 26 апр. -[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/po-gorkovskim-mestam-yunyy-peshkov-lishilsya-nevinnosti-na-kazanskom-plyazhe-lokomotiv-i-strelyalsya-u-nkc.html (режим доступа - свободный).

45. Юхновская, О. Джаз в Кремле: из-за гвинейских музыкантов Ольга Скепнер не спала всю ночь // Вечерняя Казань. - 2017. - 27 июля. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/dzhaz-v-kremle-iz-za-gvineyskih-muzykantov-olga-skepner-ne-spala-vsyu-noch.html (режим доступа - свободный).

46. Юхновская, О. И царь, красивый, как Киркоров: в Казани завершается Шаляпинский фестиваль // Вечерняя Казань. - 2018. - 21 февр. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/i-car-krasivyy-kak-kirkorov-v-kazani-zavershaetsya-shalyapinskiy-festival.html (режим доступа - свободный).

47. Чем опасен албасты и как выглядит бичура? Страшный тест по татарской нечисти // БИЗНЕС Online. - 2018. - 26 окт. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/400486 (режим доступа - свободный).

Получено: 28.09.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.