Научная статья на тему 'Стилистические особенности интернет-представительств СМИ Республики Татарстан'

Стилистические особенности интернет-представительств СМИ Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEBSITE / REGIONAL WEBSITE / STYLISTIC FEATURES / ONLINE DISCOURSE / EXPRESSIVE FUNCTION / ИНТЕРНЕТ-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / ЭКСПРЕССИВНАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Староверова Т.С.

Актуальность темы связана с низкой степенью изученности стилистических особенностей текстовой составляющей интернет-представительств региональных средств массовой информации в сети. В центре внимания автора статьи, размещённые на страницах интернет-представительств региональных средств массовой информации, где осуществляется выявление стилистических особенностей текста. Основой для проведения исследования стали средства массовой информации, указанные на сайте акционерного общества «Татмедиа», которое является крупнейшей региональной медиакомпанией в Республике Татарстан. В результате исследования были выявлены такие особенности, как использование средств мультимедиа в качестве компенсации отсутствия невербальной информации, образование новых слов, жаргонизация, усиление разговорности языка, использование инверсии для привлечения внимания, использование экспрессивности заголовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC FEATURES OF THE INTERNET-REPRESENTING OFFICES OF MEDIA AT THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The relevance of the topic is related to a low degree of study of stylistic features of the text component of website of regional media in the network. In the center of attention of the author of the article, placed on the pages of the website of the regional mass media, where the stylistic features of texts are revealed. The basis for the study is mass media indicated on the website of the Tatmedia joint-stock company, which is the largest regional media company in the Republic of Tatarstan. As a result of the study, features such as the use of multimedia tools as compensation for the lack of non-verbal information, the formation of new words, jargonization, increased conversationality of the language, the use of inversion to attract attention, the use of expressiveness of the title are revealed.

Текст научной работы на тему «Стилистические особенности интернет-представительств СМИ Республики Татарстан»

19. Кайзер К.В. Былички Северного Приангарья как источник изучения региональной лингвокульгуры. Siberia_Lingua. 2017; 2: 180 - 202.

20. Зырянова М.Н. Мегаконцепт «творчество» в поэтической модели Д.А. Пригова. Диссертация ... кандидата филологических наук. Омск, 2011.

21. Орлова Н.М. Библейский текст как прецедентный феномен. Диссертация ... доктора филологических наук. Саратов, 2010.

22. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования. Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Воронежский государственный университет. 2001: 75 - 79.

23. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Available at: http://gramota.ru/slovari/info/bts/.

24. Словарь русского языка XI-XVII вв. Главный редактор С.Г. Бархударов. Москва: «Наука», 1975; Выпуск 1 (А-Б).

25. Словарь русского языка XVIII в. Главный редактор Ю.С. Сорокин. Ленинград: «Наука», 1984; Выпуск 1 (А-Безпристрастие).

26. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Available at: http://slovardalja.net/word.php?wordid=1070

References

1. Krasnyh V.V. K voprosu o postulatah lingvokul'turologii. Zhivodejstvuyuschaya sila yazyka i kul'tury: materialy konferencii, posvyaschennoj yubileyuprof. V.N. Teliya. Tula, 2010. V. 2-h tt. T. 1: 33 - 35.

2. Karasik V.I. Yazykovojkrug: lichnost', koncepty, diskurs. Volgograd: Peremena, 2002.

3. Slyshkin G.G. Lingvokul'turnye koncepty i metakoncepty. Volgograd: Peremena, 2004.

4. Pimenova M.V. Metodologiya konceptual'nyh issledovanij. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2002; Vypusk 4 (12): 100 - 105.

5. 'Elektronnyj tekstovyj korpus lingvokul'tury Severnogo Priangar'ya. Available at: http://angara.sfu-kras.ru/home/?page=about#

6. Afanas'eva-Medvedeva G.V. Slovar'govorovrusskih starozhilovBajkal'skojSibiri. Pod redakciej V.M. Gacak, F.P. Sorokoletov. Irkutsk, 2008; T. 4.

7. Afanas'eva-Medvedeva G.V. Slovar' govorov russkih starozhilov Bajkal'skoj Sibiri. Pod redakciej V.M. Gacak, S.A. Myznikov. Irkutsk, 2010; T. 5.

8. Afanas'eva-Medvedeva G.V. Slovar' govorov russkih starozhilov Bajkal'skoj Sibiri. Pod redakciej V.M. Gacak, S.A. Myznikov. Irkutsk, 2013; T. 11.

9. Afanas'eva-Medvedeva G.V. Slovar'govorov russkih starozhilov Bajkal'skoj Sibiri. Pod redakciej L.L. Kasatkin, S.A. Myznikov. Irkutsk, 2014; T. 13.

10. Afanas'eva-Medvedeva G.V. Slovar'govorov russkih starozhilov Bajkal'skoj Sibiri. Pod redakciej L.L. Kasatkin, S.A. Myznikov. Irkutsk, 2014; T. 15.

11. Afanas'eva-Medvedeva G.V. Slovar'govorov russkih starozhilov Bajkal'skoj Sibiri. Pod redakciej L.L. Kasatkin, S.A. Myznikov. Irkutsk, 2014; T. 16.

12. Fel'de O.V. Angarskaya lingvokul'tura v leksikograficheskom osveschenii. Problemy istorii, filologii ikul'tury. 2014; 3 (45): 190 - 192.

13. Smirnov E.S. Cennostnaya sostavlyayuschaya koncepta «chuzhoj» v angarskoj lingvokul'ture. 'Eksplikaciya bazovyh cennostej 'etnosa v rechi i tekste: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astaf'eva, 2016: 172 - 183.

14. Smirnov E.S. Struktura i soderzhanie makrokoncepta «ANGARCY» (na materiale ustnyh rasskazov zhitelej Severnogo Priangar'ya). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2018; 2-2 (80): 371 - 374.

15. Kajzer K.V. Kommunikativnye strategii i celi ustnyh narrativov o «znatkih lyudyah» (na materiale dialektnyh tekstov Severnogo Priangar'ya). Nauchnye dostizheniya i otkrytiya sovremennoj molodezhi: sbornik statej pobeditelej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 chastyah. Penza: «Nauka i prosveschenie», 2017: 761 - 763.

16. Fel'de O.V. Angarskij narrativ kak ob'ekt issledovaniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; 10 (151): 189 - 192.

17. Fel'de O.V. Drugie sredi svoih (na materiale ustnyh rasskazov korennyh zhitelej Severnogo Priangar'ya o ssyl'nyh stalinskoj 'epohi). Duhovnost' i mental'nost': 'ekologiya yazyka i kul'tury na rubezhe XX-XXI vekov: sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj pedagogicheskoj i nauchnoj deyatel'nosti prof. Galiny Vasil'evny Zvezdovoj i priurochennoj k ee yubileyu. Lipeck, 2017: 115 - 123.

18. Kajzer K.V. Ritual'no-mifologicheskaya kommunikaciya v zhanrah ustnoj narodnoj prozy (na materiale bylichek Severnogo Priangar'ya o domovyh). Siberia_Lingua. 2017; 2: 132 - 143.

19. Kajzer K.V. Bylichki Severnogo Priangar'ya kak istochnik izucheniya regional'noj lingvokul'tury. Siberia_Lingua. 2017; 2: 180 - 202.

20. Zyryanova M.N. Megakoncept «tvorchestvo» v po'eticheskoj modeli D.A. Prigova. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Omsk, 2011.

21. Orlova N.M. Biblejskij tekst kakprecedentnyj fenomen. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Saratov, 2010.

22. Karasik V.I., Slyshkin G.G. Lingvokul'turnyj koncept kak edinica issledovaniya. Metodologicheskie problemy kognitivnoj lingvistiki. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj universitet. 2001: 75 - 79.

23. Kuznecov S.A. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Available at: http://gramota.ru/slovari/info/bts/.

24. Slovar'russkogo yazyka XI-XVII vv. Glavnyj redaktor S.G. Barhudarov. Moskva: «Nauka», 1975; Vypusk 1 (A-B).

25. Slovar'russkogo yazyka XVIII v. Glavnyj redaktor Yu.S. Sorokin. Leningrad: «Nauka», 1984; Vypusk 1 (A-Bezpristrastie).

26. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. Available at: http://slovardalja.net/word.php?wordid=1070

Статья поступила в редакцию 13.08.18

УДК 82

Staroverova T.S., postgraduate, Department of Theory and Practice of Electronic Media, Higher School of Journalism, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Kazan Federal University (Kazan, Russia), E-mail: anil_@bk.ru

STYLISTIC FEATURES OF THE INTERNET-REPRESENTING OFFICES OF MEDIA AT THE REPUBLIC OF TATARSTAN.

The relevance of the topic is related to a low degree of study of stylistic features of the text component of website of regional media in the network. In the center of attention of the author of the article, placed on the pages of the website of the regional mass media, where the stylistic features of texts are revealed. The basis for the study is mass media indicated on the website of the Tatmedia joint-stock company, which is the largest regional media company in the Republic of Tatarstan. As a result of the study, features such as the use of multimedia tools as compensation for the lack of non-verbal information, the formation of new words, jargonization, increased conversationality of the language, the use of inversion to attract attention, the use of expressiveness of the title are revealed.

Key words: website, regional website, stylistic features, online discourse, expressive function.

Т.С. Староверова, аспирант каф. теории и практики электронных СМИ, Высшая школа журналистики, Институт социально философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, г. Казань, E-mail: _anil_@bk.ru

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Актуальность темы связана с низкой степенью изученности стилистических особенностей текстовой составляющей интернет-представительств региональных средств массовой информации в сети. В центре внимания автора статьи, размещённые на страницах интернет-представительств региональных средств массовой информации, где осуществляется выявление стилистических особенностей текста. Основой для проведения исследования стали средства массовой информации, указанные на сайте акционерного общества «Татмедиа», которое является крупнейшей региональной медиакомпанией в Республике Татарстан. В результате исследования были выявлены такие особенности, как использование средств мультимедиа в качестве компенсации отсутствия невербальной информации, образование новых слов, жаргонизация, усиление разговорности языка, использование инверсии для привлечения внимания, использование экспрессивности заголовка.

Ключевые слова: интернет-представительство, региональные СМИ, стилистические особенности, интернет-дискурс, экспрессивная функция.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что интернет-коммуникация стала массовой недавно. Её язык специфичен и отличается наличием особых терминов. Данный языковой код могут понять только пользователи сети Интернет. С увеличением числа пользователей в сети это пространство стали осваивать СМИ. Они активно создают интернет-представительства разных видов на разных платформах для привлечения новых читателей и представления контента в более удобной и современной форме.

B.А. Маслова говорит о появлении нового особого типа речи, свойственного для сети, речь интернет-дискурса [1].

H.Б. Мечковская отмечает, что интернет-общение привело к нейтрализации самой глубокой опции типов речи - устной и письменной и создало новый особый тип речи - речь интернет-дискурса [2].

C.Г. Агапова и А.В. Полоян пишут, что интернет-опосредованный дискурс во многих аспектах приближен к разговорной речи и является своего рода хранилищем коллективного сознания, где «графически зафиксированная субъективная точка зрения языковой личности предстает в готовом для исследования виде» [3].

Е.В. Какорина утверждает: «общение в Интернете задает максимально эксплицитный тип речевого поведения, провоцирует говорящих на проявление своего личностного начала и языковую свободу» [4]. Данная особенность коммуникации влечет появление эмоциональности и экспрессивности интернет-речи. Эмоциональность выражается невербальными средствами. Для этого используются смайлы или эмодзи, которые набираются с помощью символов на клавиатуре либо уже существуют в виде рисунков.

В.И. Шаховский определяет экспрессивную функцию как функцию языковых и речевых единиц, повышающую воздействующую (прагматическую) силу слова, словосочетания или высказывания, имеющую фактор адресата и преследующую определенный эффект воздействия на него [5].

Список СМИ для проведения исследования был взят с сайта акционерного общества «Татмедиа», которое является крупнейшей региональной медиакомпанией в Республике Татарстан. В настоящее время в состав акционерного общества «Татмедиа» входит 77 филиалов. Это редакции республиканских, городских и районных печатных СМИ, телерадиокомпании, информационное агентство «Татар-Информ», а также крупнейший в Поволжье по-лиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс».

В результате проведенного исследования были выявлены следующие стилистические особенности интернет-представительств СМИ Республики Татарстан:

I. Использование средств мультимедиа в качестве компенсации отсутствия невербальной информации. Визуальная информация быстро привлекает внимание. Она выступает в качестве предисловия и обязательно согласуется с темой текста. Используются специальные приемы размещения визуальной информации, которые позволяют увеличить этот эффект. Мультимедийные материалы могут быть аудиальные, визуальные или смешанного типа. Интернет-представительства средств массовой информации Республики Татарстан чаще всего используют мультимедийные материалы визуального типа. Например, интернет-представительство журнала «Татарстан», где ссылка на каждый печатный материал на главной странице сопровождается фотографией. При переходе по ссылке открывается статья, которая чередует печатную и визуальную информацию, представленную в виде фотографий [6]. В таком же формате предоставляет информацию интернет-представительство газеты «Ве-

черняя Казань» [7], информационное агентство «Татар-информ» [8]. Интернет-представительство радио «Кунел» [9] использует похожий формат - все материалы сопровождаются одной фотографией, размещенной в ссылке на главной странице.

2. Материалы звукового типа чаще всего используются на сайтах интернет-представительств радио. Самый популярный формат - это вещание радиостанции через Интернет, которое может быть запущено по клику пользователя. Пример использования такого формата - интернет-представительство «Татар радиосы» [10].

3. Морфология и словообразования. Образование новых слов происходит путем лексического заимствования из английского языка. Использование лексико-морфологических единиц такого вида в первую очередь позволяет кратко и емко выразить мысль автора, используя меньшее количество символов. Также данная лексика позволяет привлечь внимание читателя к заголовку, приблизить стиль речи к разговорному и сделать его более современным. Например, деловая электронная газета Татарстана «Бизнес Онлайн» использует сразу два сложных составных слова в заголовке для достижения данной цели - «Топ-30 У1Р-а-рестантов Татарстана: приведут ли громкие дела к суровым приговорам?» [11], информационное агентство «Татар-информ» на своем сайте опубликовало новость с заголовком «Казань вошла в топ-5 городов по упоминанию в зарубежных СМИ по итогам чемпионата» [12], газета «Хэзмэт» на странице своего интернет-представительства разместила материал под названием «Автоледи-2018»дэ катнашырга чакырабыз [13], журнал «Татарстан» озаглавил статью «Инноваторов много, риск-тейкер -один» [14].

4. Жаргонизация языка. Сюда входят понятия, которые обозначают профессиональную принадлежность человека, новые явления и предметы, термины, пришедшие из уголовно-криминального арго, молодежный социодиалект, слова из армейской среды, компьютерной сферы [15]. Например, информационное агентство «Татар-информ» использует музыкальный жаргон в названии новости «Татушка» Лена Катина разорвала все отношения с Юлией Волковой» [16]. На странице интернет-представительства журнала «Татарстан» встретился пример использования профессионального технического жаргона - интервью под названием «Прощай, «аналог». Здравствуй, «цифра»! [17] Газета «Казанские ведомости» опубликовала в одном из заголовков своего интернет-представительства малопонятную лексическую единицу «Испытано на себе: кульминация мундиаля» [18]. Мун-диаль - неофициальное название чемпионата мира по футболу, что в переводе с английского и французского языков означает всемирный, мировой [19]. Еще один материал этого издания с использованием жаргона - «Лайфхаки от слепого путешественника» [20]. Интернет-представительство газеты «Вечерняя Казань» напечатало статью под названием «КФУ «прокатил» стобальни-цу, за которую боролись ВУЗы Москвы и Питера» [21].

5. Усиление разговорности языка. Одним из признаков является упрощение языка, в синтаксисе это выражается использованием неполных предложений. Например, интернет-представительство газеты «Вечерняя Казань» опубликовало статьи под названием «Бутылки - сюда, тряпки - туда: казанцы оказались не готовы к раздельному сбору мусора» [22], «Тесть - в «тука-евских», брат - в УСБ?.. Бывшего борца с оргпреступностью из МВД по РТ отправили в СИЗО» [23]. Также данный параметр подтверждает наличие вульгаризации языка.

6. Использование инверсии для привлечения внимания. В заголовках интернет-представительств СМИ РТ часто включают в сильную позицию в начало заголовка обстоятельственную

конструкцию «В Казани». Это позволяет привлечь внимание читателя это позволяет упростить процесс восприятия блока информации, унифицировать способ организации информации. Например, на сайте интернет-представительства газеты «Казанские ведомости» статьи «В Казани вспыхнул фургон с хот-догами» [24], «В Казани хозяин едва не сгорел в своем доме» [25], «В Казани подвыпившие леди поссорились с таксистом» [26], интернет-представительство газеты «Вечерняя Казань» также активно использует этот прием: «В Казани с девятиэтажки сорвался промышленный альпинист» [27], «В Казани осудили женщину, которая хотела купить инвалидность своему брату» [28].

7. Использование экспрессивности заголовка. Экспрессия может быть выражена следующими синтаксическими фигурами: эллипсис - пропуск структурно необходимого языкового элемента, парцелляция - конструкция экспрессивного синтаксиса, намеренно расчленяющая связанный интонационно и на письме текст на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков, амплификация - повторяющиеся речевые конструкции или отдельные слова. Чаще всего в интернет-представительствах СМИ РТ используется прием парцелляции. Например, интернет-представительство газеты «Челнинские известия» публикует статьи «Итоги турсезона: греет ли турецкое солнце челнинцев» [29], «История любви: 100 писем от мужа жена прятала 50 лет» [30], а представительство газеты «Вечерняя Казань» в сети - «Пре-

Библиографический список

мьер Татарстана о новой программе переселения из аварийного жилья: подход останется прежним» [31], «Праздник к нам приходит: Казань претендует на всемирные игры по перетягиванию каната и синхронным прыжкам на батуте» [32], интернет-представительство газеты «Нижнекамская правда» пишет «Свадьба прошла, осадок остался: у нижнекамцев свадьба чуть не расстроилась из-за ... чак-чака» [33]. Приём эллипсиса используют интернет-представительства газет «Трудовая слава» - «Коммунисты - против» [34], «Шахри Чаллы» - «Дэулет ярдэме - купме кулеме» [35], «Нижнекамская правда» - «Серебро» спартакиады - у нижнекамцев» [36]. Амплификация не используется в чистом виде: «Труд, любовь, фантазия» - публикация в интернет-представительстве газеты «Трудовая слава» [37].

Тексты интернет-представительств СМИ Республики Татарстан публикуются в адаптированном для Интернета виде. Это позволяет им привлекать мультимедийные инструменты для формирования особой электронной формы речи. Устная и письменная формы коммуникации существуют в условиях конкурентной борьбы. Выявленные в результате исследования языковые особенности интернет-представительств СМИ Республики Татарстан служат для привлечения и удержания читательского внимания, имитации разговорного стиля речи для усиления степени доверия и просты повествования, усиления уровня эмоциональности текста с возможностью прогнозируемого отклика читателей.

1. Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. Москва, 2008.

2. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета. Москва: Наука, 2009.

3. Агапова С.Г., Полоян А.В. Диалог как форма виртуальной коммуникации. Гуманитарные и социальные науки. 2015; 5.

4. Какорина Е.В. Язык Интернет-коммуникации. Язык массовой и межличностной коммуникации. Москва: Медиатека, 2007.

5. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.

6. Журнал «Татарстан». Available at: http://protatarstan.ru

7. Газета «Вечерняя Казань». Available at: http://www.evening-kazan.ru

8. Информационное агентство «Татар-Информ». Available at: https://www.tatar-inform.ru

9. Радиостанция «Кунел». Available at: http://kunelradio.ru

10. Радиостанция «Татар радиосы». Available at: http://www.tatarradio.ru/interactive/

11. Газета «Бизнес Online». Available at: https://www.business-gazeta.ru/article/389522

12. Информационное агентство «Татар-Информ». Available at: https://www.tatar-inform.ru/news/2018/07/23/620078/

13. Газета «Хезмет». Available at: http://baltaci.ru/news/yuhidi-hsb9r-it9/avtoledi-2018d-katnashyrga-chakyrabyz

14. Журнал «Татарстан». Available at: http://protatarstan.ru/инноваторов-много-риск-тейкер-один/

15. Лю Цзе. Использование жаргонизмов в заголовках современных российских газетных статей. Диссертация .. .кандидата филологических наук. Available at: http://cheloveknauka.com/ispolzovanie-zhargonizmov-v-zagolovkah-sovremennyh-rossiyskih-gazetnyh-statey

16. Информационное агентство «Татар-Информ». Available at: https://www.tatar-inform.ru/news/2018/07/16/619179/

17. Журнал «Татарстан». Available at: http://protatarstan.ru/прощай-аналог-здравствуй-цифра/

18. Газета «Казанские ведомости». Available at: https://kazved.ru/article/90353.aspx

19. Словарь «Мультитран». Available at: https://www.multitran.ru/c/m.exe?CL=1&s=mondial&l1 = 1

20. Газета «Казанские ведомости». Available at: https://kazved.ru/article/90227.aspx

21. Газета «Вечерняя Казань». Available at: http://www.evening-kazan.ru/articles/kfu-prokatil-stoballnicu-za-kotoruyu-borolis-vuzy-moskvy-i-pitera.html

22. Газета «Вечерняя Казань». Available at: http://www.evening-kazan.ru/articles/butylki-syuda-tryapki-tuda-kazancy-okazalis-ne-gotovy-k-razdelnomu-sboru-musora.html

23. Газета «Вечерняя Казань». Available at: http://www.evening-kazan.ru/articles/test-v-tukaevskih-brat-v-usb-byvshego-borca-s-orgprestupnostyu-iz-mvd-po-rt-otpravili-v-sizo.html

24. Газета «Казанские ведомости». Available at: https://kazved.ru/article/90853.aspx https://kazved.ru/article/90887.aspx

25. Газета «Казанские ведомости» Available at: https://kazved.ru/article/90848.aspx

26. Газета «Казанские ведомости». Available at: https://kazved.ru/article/90832.aspx

27. Газета «Вечерняя Казань». Available at: http://www.evening-kazan.ru/news/v-kazani-s-devyatietazhki-sorvalsya-promyshlennyy-alpinist. html

28. Газета «Вечерняя Казань». Available at: http://www.evening-kazan.ru/news/v-kazani-osudili-zhenshchinu-kotoraya-hotela-kupit-invalidnost-svoemu-bratu.html

29. Газета «Челнинские известия». Available at: http://chelny-izvest.ru/news/city/itogi-tursezona-greet-li-turetskoe-solntse-chelnintsev

30. Газета «Челнинские известия». Available at: http://chelny-izvest.ru/news/city/istoriya-lyubvi-100-pisem-ot-muzha-zhena-pryatala-50-let

31. Газета «Вечерняя Казань». Available at: http://www.evening-kazan.ru/articles/premer-tatarstana-o-novoy-programme-pereseleniya-iz-avariynogo-zhilya-podhod-ostanetsya-prezhnim.html

32. Газета «Вечерняя Казань». Available at: http://www.evening-kazan.ru/articles/prazdnik-k-nam-prihodit-kazan-pretenduet-na-vsemirnye-igry-po-peretyagivaniyu-kanata-i-sinhronnym-pryzhkam-na-batute

33. Газета «Нижнекамскаяправда». Available at: http://nkpravda.ru/news/svadba-proshla--osadok-ostalsya--u-nijnekamtsev-svadba-chut-ne-rasstroilas-iz-za-----chak-chaka.html

34. Газета «Трудовая слава». Available at: http://www.trudslava.ru/news?id=822

35. Газета «Шахри Чаллы». Available at: http://shahrichalli.ru/news/tema-dnya/dlt-yardme-kpme-klme

36. Газета «Нижнекамская правда». Available at: http://nkpravda.ru/news/-serebro--spartakiady—u-nijnekamtsev.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Газета «Трудовая слава». Available at: http://www.trudslava.ru/emphasize?id=816

References

1. Maslova V.A. Sovremennye napravleniya vlingvistike. Moskva, 2008.

2. Mechkovskaya N.B. Istoriya yazyka i istoriya kommunikacii: ot klinopisi do Interneta. Moskva: Nauka, 2009.

3. Agapova S.G., Poloyan A.V. Dialog kak forma virtual'noj kommunikacii. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2015; 5.

4. Kakorina E.V. Yazyk Internet-kommunikacii. Yazykmassovojimezhlichnostnojkommunikacii. Moskva: Mediateka, 2007.

5. Shahovskij V.I. Kategorizaciya 'emocij v leksiko-semanticheskoj sisteme yazyka. Moskva: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2012.

6. Zhurnal «Tatarstan». Available at: http://protatarstan.ru

7. Gazeta «Vechernyaya Kazan'». Available at: http://www.evening-kazan.ru

8. Informacionnoe agentstvo «Tatar-Inform». Available at: https://www.tatar-inform.ru

9. Radiostanciya «Kunel». Available at: http://kunelradio.ru

10. Radiostanciya «Tatarradiosy». Available at: http://www.tatarradio.ru/interactive/

11. Gazeta «Biznes Online». Available at: https://www.business-gazeta.ru/article/389522

12. Informacionnoe agentstvo «Tatar-Inform». Available at: https://www.tatar-inform.ru/news/2018/07/23/620078/

13. Gazeta «Hezmet». Available at: http://baltaci.ru/news/yuhidi-hsb9r-it9/avtoledi-2018d-katnashyrga-chakyrabyz

14. Zhurnal «Tatarstan». Available at: http://protatarstan.ru/innovatorov-mnogo-risk-tejker-odin/

15. Lyu Cze. Ispol'zovanie zhargonizmov vzagolovkah sovremennyh rossijskih gazetnyh statej. Dissertaciya ...kandidata filologicheskih nauk. Available at: http://cheloveknauka.com/ispolzovanie-zhargonizmov-v-zagolovkah-sovremennyh-rossiyskih-gazetnyh-statey

16. Informacionnoe agentstvo «Tatar-Inform». Available at: https://www.tatar-inform.ru/news/2018/07/16/619179/

17. Zhurnal «Tatarstan». Available at: http://protatarstan.ru/proschaj-analog-zdravstvuj-cifra/

18. Gazeta «Kazanskie vedomosti». Available at: https://kazved.ru/article/90353.aspx

19. Slovar' «Mul'titran». Available at: https://www.multitran.ru/c/m.exe?CL=1&s=mondial&l1=1

20. Gazeta «Kazanskie vedomosti». Available at: https://kazved.ru/article/90227.aspx

21. Gazeta «Vechernyaya Kazan'». Available at: http://www.evening-kazan.ru/articles/kfu-prokatil-stoballnicu-za-kotoruyu-borolis-vuzy-moskvy-i-pitera.html

22. Gazeta «Vechernyaya Kazan'». Available at: http://www.evening-kazan.ru/articles/butylki-syuda-tryapki-tuda-kazancy-okazalis-ne-gotovy-k-razdelnomu-sboru-musora.html

23. Gazeta «Vechernyaya Kazan'». Available at: http://www.evening-kazan.ru/articles/test-v-tukaevskih-brat-v-usb-byvshego-borca-s-orgprestupnostyu-iz-mvd-po-rt-otpravili-v-sizo.html

24. Gazeta «Kazanskie vedomosti». Available at: https://kazved.ru/article/90853.aspx https://kazved.ru/article/90887.aspx

25. Gazeta «Kazanskie vedomosti» Available at: https://kazved.ru/article/90848.aspx

26. Gazeta «Kazanskie vedomosti». Available at: https://kazved.ru/article/90832.aspx

27. Gazeta «Vechernyaya Kazan'». Available at: http://www.evening-kazan.ru/news/v-kazani-s-devyatietazhki-sorvalsya-promyshlennyy-alpinist.html

28. Gazeta «Vechernyaya Kazan'». Available at: http://www.evening-kazan.ru/news/v-kazani-osudili-zhenshchinu-kotoraya-hotela-kupit-invalidnost-svoemu-bratu.html

29. Gazeta «Chelninskie izvestiya». Available at: http://chelny-izvest.ru/news/city/itogi-tursezona-greet-li-turetskoe-solntse-chelnintsev

30. Gazeta «Chelninskie izvestiya». Available at: http://chelny-izvest.ru/news/city/istoriya-lyubvi-100-pisem-ot-muzha-zhena-pryatala-50-let

31. Gazeta «Vechernyaya Kazan'». Available at: http://www.evening-kazan.ru/articles/premer-tatarstana-o-novoy-programme-pereseleniya-iz-avariynogo-zhilya-podhod-ostanetsya-prezhnim.html

32. Gazeta «Vechernyaya Kazan'». Available at: http://www.evening-kazan.ru/articles/prazdnik-k-nam-prihodit-kazan-pretenduet-na-vsemirnye-igry-po-peretyagivaniyu-kanata-i-sinhronnym-pryzhkam-na-batute

33. Gazeta «Nizhnekamskaya pravda». Available at: http://nkpravda.ru/news/svadba-proshla--osadok-ostalsya--u-nijnekamtsev-svadba-chut-ne-rasstroilas-iz-za-----chak-chaka.html

34. Gazeta «Trudovaya slava». Available at: http://www.trudslava.ru/news?id=822

35. Gazeta «Shahri Chally». Available at: http://shahrichalli.ru/news/tema-dnya/dlt-yardme-kpme-klme

36. Gazeta «Nizhnekamskaya pravda». Available at: http://nkpravda.ru/news/-serebro--spartakiady—u-nijnekamtsev.html

37. Gazeta «Trudovaya slava». Available at: http://www.trudslava.ru/emphasize?id=816

Статья поступила в редакцию 14.09.18

УДК 82

Ustavschikova V.A., postgraduate, teaching assistant, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Nizhny Novgorod,

Russia), E-mail: varvara.ust@gmail.com

THE IMAGE OF THE WORLD WAR IN THE FICTION NOVELS OF H. G. WELLS AND L. LAGIN. The article raises a question of the similarity of World War image's reflection in the novels "The War in the Air» (1908), "The World Set Free" (1914), written by H. G. Wells, and "The Island of Disappointment" (1951), "Atavia Proxima" (1951-1955), written by L. Lagin. In these novels both of the writers analyze some actual problems (the reasons and the consequences of the war, social and political system, leading to it, the state of society in this period), using the same artistic techniques, in particular, method of the fantastical premise. In addition to the thematic and ideological similarity in these books some formal one is discovered: in forming of author's image and characters system construction, in artistic elements of creating an atmosphere and development of the narrating. A conclusion is made that the authors understand war the same way, and the creation of its image in their texts is based on the similar ideas, motives and structural components, in spite of the rather different actual basis.

Key words: H.G. Wells, L. Lagin, image of war, social and power criticism, scientific progress, fiction elements, satire.

В.А. Уставщикова, аспирант, ассистент каф. Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, E-mail: varvara.ust@gmail.com

ОБРАЗ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В ФАНТАСТИЧЕСКИХ РОМАНАХ Г. УЭЛЛСА И Л. ЛАГИНА

В статье рассматривается вопрос о схожести отражения образа мировой войны в романах «Война в воздухе» (1908), «Освобожденный мир» (1914) Г. Уэллса и «Остров Разочарования» (1951), «Атавия Проксима» (1951-1955) Л. Лагина. В данных романах оба писателя анализируют некоторые актуальные проблемы (причины возникновения войны и её последствия, благоприятствующее ей социально-политическое устройство общества, состояние социума в этот период), используя при этом одинаковые художественные приемы, в частности, метод фантастической посылки. Кроме тематических и идейных перекличек в названных произведениях Г. Уэллса и Л. Лагина обнаруживаются и формальные сходства: в формировании образа автора и построении системы персонажей, в художественных элементах создания атмосферы и развития повествования. В заключение делается вывод, что, несмотря на довольно различную фактическую базу, авторы понимают войну практически одинаково и при воссоздании ее образа в своих произведениях опираются на аналогичные идеи, мотивы и структурные компоненты.

Ключевые слова: Г. Уэллс, Л. Лагин, образ войны, критика общества и власти, научный прогресс, фантастические элементы, сатира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.