Научная статья на тему 'Функционирование сайтов периодических изданий Республики Татарстан как возможность привлечения новой аудитории'

Функционирование сайтов периодических изданий Республики Татарстан как возможность привлечения новой аудитории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
473
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / АУДИТОРИЯ / ГАЗЕТА / ИНТЕРНЕТ / САЙТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕДИЙНЫЙ ХОЛДИНГ "ТАТМЕДИА" / ГАЗЕТА "РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН" / ГАЗЕТА "ВАТАНЫМ ТАТАРСТАН" / ГАЗЕТА "ВЕЧЕРНЯЯ КАЗАНЬ" / РАЙОННАЯ ГАЗЕТА "ВОЛЖСКАЯ НОВЬ" / JOURNALISM / REPUBLIC OF TATARSTAN / AUDIENCE / NEWSPAPER / INTERNET / WEBSITES / SOCIAL NETWORKS / MEDIA HOLDING "TATMEDIA" / "RESPUBLIKA TATARSTAN" NEWSPAPER / "VATANIM TATARSTAN" NEWSPAPER / "VECHERNAYA KAZAN" NEWSPAPER / REGIONAL NEWSPAPER "VOLZHSKAYA NOV"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баканов Р.П.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что редакциям всех видов СМИ и авторам публикаций в настоящее время необходимо не только создавать медиатексты, но и постоянно думать о расширении своей аудитории. Тиражи печатных СМИ Республики Татарстан постепенно сокращаются, учредителям газет и журналов приходится обращать внимание на новые медиа. Именно через сайты и активность в социальных сетях медийные менеджеры планируют увеличить аудиторию СМИ и, соответственно, добиться монетизации содержания и зарабатывать на этом. Цель статьи заключается в выявлении и изучении современной практики функционирования сайтов периодических изданий Республики Татарстан как возможности привлечения туда новой (дополнительной) аудитории. Эмпирическую базу составили сайты четырех газет, три из которых издаются на русском и одна на татарском языке. Две газеты являются государственными, одна частной и еще одна районной, входящей в состав крупнейшей медийной компании региона АО «Татмедиа». 100% акций данной компании принадлежат государству. Применив методы функционального, структурного, содержательного, проблемно-тематического и сравнительно-сопоставительного анализа содержания и предлагаемых аудитории сервисов эмпирической базы было установлено, что, во-первых, электронный ресурс каждой из газет полностью дублирует контент печатных номеров за исключением оперативной информационной рубрики. Она обновляется в режиме реального времени по мере поступления новостей и готовности заметок. Сообщений, специально для онлайн-версий СМИ написанных в более крупных чем заметка жанрах (репортаж, корреспонденция, отчет, рецензия и т.д.), выявлено не было. Во-вторых, сайт каждой из изученных нами газет предлагает аудитории стандартный и ограниченный набор коммуникативных сервисов: возможность комментирования / обсуждения статей, предложить редакции новость (услуга отсутствует на сайте газеты «Волжская новь»), опубликовать понравившийся читателю текст на его личных страницах в социальных сетях, поиск статей по ключевым словам и рубрикам, интерактивное голосование на злобу дня, знакомство с дополнительным содержанием газеты на ее страницах в соцсетях (отсутствует у сайта газеты «Республика Татарстан»). Оригинальных сервисов (например, геймификации контента, интерактивных фотографий или коллажей, инфографики, мультимедийных спецпроектов и лонгридов, текстового стрима, онлайн-трансляций пока редакциями не предлагается). В-третьих, мы считаем, что из составивших эмпирическую базу нашего исследования можно выделить сайт газеты «Вечерняя Казань», где опубликованы лучшие репортажи и корреспонденции за последние двадцать лет. Каждый человек может сравнить актуальные темы прошлого и настоящего, а также стиль подачи информации. Исследовав эмпирическую базу, мы пришли к выводу о том, что редакции данных газет пока слабо работают на представителей Интернет-аудитории, а также привлечение новых читателей. Необходимо находить новые привлекательные форматы «упаковки» содержания, предлагать их аудитории, вызывая ее интерес. Результаты исследования могут применяться в практической работе журналистов печатных и онлайн-изданий, а также исследователей для осмысления качества подачи современных медиатекстов и редакционных возможностей расширения аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WEBSITE FUNCTIONS PERIODICALS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN AS AN OPPORTUNITY TO ATTRACT A NEW AUDIENCE

The relevance of this study is due to the fact that editors of all types of media and authors of publications now need not only to create media texts, but also to constantly think about expanding its audience. Circulation of printed media of the Republic of Tatarstan is gradually decreasing, the founders of Newspapers and magazines have to pay attention to new media. It is through websites and social media activity that media managers plan to increase the media audience and, accordingly, to monetize content and make money on it. The purpose of the article is to identify and study the functioning of the sites of periodicals of the Republic of Tatarstan as an opportunity to attract new (additional) audience. The empirical base consists of the websites of four Newspapers, three of which are published in Russian and one in Tatar. Two Newspapers are state-owned, one private and another district, which is part of the largest media company in the region of Joint stock company “Tatmedia”. 100% of the company's shares are owned by the state. Applying the methods of functional, structural, content, problem-thematic and comparative analysis of the content and services offered to the audience of the empirical base, it was found that, firstly, the electronic resource of each of the Newspapers completely duplicates the content of printed issues with the exception of operational information column. It is updated in real time as news and notes become available. There were no reports specifically for online versions of the media written in genres larger than the note (report, correspondence, report, review, etc.). Secondly, the website of each of the Newspapers studied by us offers the audience a standard and limited set of communication services: the ability to comment / discuss articles, offer news (services not available on the website of the newspaper "Volzhskaya Nov"), publish the text on its personal pages on social networks, search for articles on keywords and headings, interactive voting on the topic of the day, familiarity with the additional content of the newspaper on its pages in social networks (not available on the website of the “Respublika Tatarstan” newspaper). Original services (e.g., gamification of content, interactive photos or collages, infographics, multimedia special projects and longido, a text stream, online broadcasts until revision not available). Third, we believe that the website of the “Vechernaya Kazan” newspaper, where the best reports and correspondence over the past twenty years are published, can be distinguished from the empirical base of our research. Everyone can compare the current topics of the past and the present, as well as the style of presenting information. Having studied the empirical base, we came to the conclusion that the editorial staff of these newspapers still work poorly for representatives of the Internet audience, as well as attracting new readers. It is necessary to find new attractive formats of “packaging” of content, to offer them to the audience, causing its interest. The results of the study can be used in the practical work of journalists of print and online publications, as well as researchers to understand the quality of presentation of modern media texts and editorial opportunities to expand the audience.

Текст научной работы на тему «Функционирование сайтов периодических изданий Республики Татарстан как возможность привлечения новой аудитории»

УДК: 070:654

ББК: 80; 76.01/031

Баканов Р.П.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ САЙТОВ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВОЙ

АУДИТОРИИ

Bakanov R.P.

THE WEBSITE FUNCTIONS PERIODICALS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN AS AN OPPORTUNITY TO ATTRACT A NEW AUDIENCE

Ключевые слова: журналистика, Республика Татарстан, аудитория, газета, Интернет, сайт, социальные сети, медийный холдинг «Татмедиа», газета «Республика Татарстан», газета «Ватаным Татарстан», газета «Вечерняя Казань», районная газета «Волжская новь».

Keywords: journalism, Republic of Tatarstan, audience, newspaper, Internet, websites, social networks, media holding "Tatmedia", "Respublika Tatarstan" newspaper, "Vatanim Tatarstan" newspaper, "Vechernaya Kazan" newspaper, regional newspaper "VolzhskayaNov".

Аннотация: актуальность данного исследования обусловлена тем, что редакциям всех видов СМИ и авторам публикаций в настоящее время необходимо не только создавать медиатексты, но и постоянно думать о расширении своей аудитории. Тиражи печатных СМИ Республики Татарстан постепенно сокращаются, учредителям газет и журналов приходится обращать внимание на новые медиа. Именно через сайты и активность в социальных сетях медийные менеджеры планируют увеличить аудиторию СМИ и, соответственно, добиться монетизации содержания и зарабатывать на этом.

Цель статьи заключается в выявлении и изучении современной практики функционирования сайтов периодических изданий Республики Татарстан как возможности привлечения туда новой (дополнительной) аудитории. Эмпирическую базу составили сайты четырех газет, три из которых издаются на русском и одна на татарском языке. Две газеты являются государственными, одна частной и еще одна районной, входящей в состав крупнейшей медийной компании региона АО «Татмедиа». 100% акций данной компании принадлежат государству.

Применив методы функционального, структурного, содержательного, проблемно-тематического и сравнительно-сопоставительного анализа содержания и предлагаемых аудитории сервисов эмпирической базы было установлено, что, во-первых, электронный ресурс каждой из газет полностью дублирует контент печатных номеров за исключением оперативной информационной рубрики. Она обновляется в режиме реального времени по мере поступления новостей и готовности заметок. Сообщений, специально для онлайн-версий СМИ написанных в более крупных чем заметка жанрах (репортаж, корреспонденция, отчет, рецензия и т.д.), выявлено не было. Во-вторых, сайт каждой из изученных нами газет предлагает аудитории стандартный и ограниченный набор коммуникативных сервисов: возможность комментирования / обсуждения статей, предложить редакции новость (услуга отсутствует на сайте газеты «Волжская новь»), опубликовать понравившийся читателю текст на его личных страницах в социальных сетях, поиск статей по ключевым словам и рубрикам, интерактивное голосование на злобу дня, знакомство с дополнительным содержанием газеты на ее страницах в соцсетях (отсутствует у сайта газеты «Республика Татарстан»). Оригинальных сервисов (например, геймификации контента, интерактивных фотографий или коллажей, инфографики, мультимедийных спецпроектов и лонгридов, текстового стрима, онлайн-трансляций пока редакциями не предлагается). В-третьих, мы считаем, что из составивших эмпирическую базу нашего исследования можно выделить

сайт газеты «Вечерняя Казань», где опубликованы лучшие репортажи и корреспонденции за последние двадцать лет. Каждый человек может сравнить актуальные темы прошлого и настоящего, а также стиль подачи информации. Исследовав эмпирическую базу, мы пришли к выводу о том, что редакции данных газет пока слабо работают на представителей Интернет-аудитории, а также привлечение новых читателей. Необходимо находить новые привлекательные форматы «упаковки» содержания, предлагать их аудитории, вызывая ее интерес.

Результаты исследования могут применяться в практической работе журналистов печатных и онлайн-изданий, а также исследователей для осмысления качества подачи современных медиатекстов и редакционных возможностей расширения аудитории.

Abstract: the relevance of this study is due to the fact that editors of all types of media and authors of publications now need not only to create media texts, but also to constantly think about expanding its audience. Circulation of printed media of the Republic of Tatarstan is gradually decreasing, the founders of Newspapers and magazines have to pay attention to new media. It is through websites and social media activity that media managers plan to increase the media audience and, accordingly, to monetize content and make money on it.

The purpose of the article is to identify and study the functioning of the sites of periodicals of the Republic of Tatarstan as an opportunity to attract new (additional) audience. The empirical base consists of the websites of four Newspapers, three of which are published in Russian and one in Tatar. Two Newspapers are state-owned, one private and another district, which is part of the largest media company in the region of Joint stock company "Tatmedia". 100% of the company's shares are owned by the state.

Applying the methods of functional, structural, content, problem-thematic and comparative analysis of the content and services offered to the audience of the empirical base, it was found that, firstly, the electronic resource of each of the Newspapers completely duplicates the content of printed issues with the exception of operational information column. It is updated in real time as news and notes become available. There were no reports specifically for online versions of the media written in genres larger than the note (report, correspondence, report, review, etc.). Secondly, the website of each of the Newspapers studied by us offers the audience a standard and limited set of communication services: the ability to comment / discuss articles, offer news (services not available on the website of the newspaper "Volzhskaya Nov"), publish the text on its personal pages on social networks, search for articles on keywords and headings, interactive voting on the topic of the day, familiarity with the additional content of the newspaper on its pages in social networks (not available on the website of the "Respublika Tatarstan" newspaper). Original services (e.g., gamification of content, interactive photos or collages, infographics, multimedia special projects and longido, a text stream, online broadcasts until revision not available). Third, we believe that the website of the "Vechernaya Kazan " newspaper, where the best reports and correspondence over the past twenty years are published, can be distinguished from the empirical base of our research. Everyone can compare the current topics of the past and the present, as well as the style of presenting information. Having studied the empirical base, we came to the conclusion that the editorial staff of these newspapers still work poorly for representatives of the Internet audience, as well as attracting new readers. It is necessary to find new attractive formats of "packaging" of content, to offer them to the audience, causing its interest.

The results of the study can be used in the practical work ofjournalists of print and online publications, as well as researchers to understand the quality ofpresentation of modern media texts and editorial opportunities to expand the audience.

Республика Татарстан (далее РТ) -один из самых медийно насыщенных регионов страны. На 01.02.2018 г. здесь было зарегистрировано 963 разных видов СМИ1. Во

1 Зарубин А. Средства массовой информации Республики Татарстан // Posredi.ru. - [Электронный ре-

время работы коллегии республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям 30.01.2019 г. его председатель

сурс]. - Доступно на: URL: http://posredi.ru/sredstva-massovoj-informadi-respubliH-tatarstanhtml (режим доступа - свободный).

А. Зарипов сказал о том, что в Татарстане зарегистрировано 925 СМИ разных видов (из них 574 издаются или вещают не на русском, а на татарском и других языках)1. В деловой электронной газете Татарстана «БИЗНЕС Online» было названо другое количество зарегистрированных в РТ СМИ -929 . Также в 2018 г. Управлением Роском-надзора по РТ было направлено в суд 25 исковых заявлений о признании регистрации СМИ незаконной в «связи с невыходом в свет (в эфир) более одного года» . Самым цитируемым республиканским СМИ по версии компании «Медиалогия» признано главное государственное информационное агентство «Татар-информ» с индексом цитирования 1446,79. В сообщении данного агентства указано, что «на втором и третьем местах в рейтинге оказались интернет-ресурсы Business-gazeta.ru и Realnoevremya.ru. В рейтинг также вошел еще один проект "Татар-информа" - "События недели" с показателями 31, 93. Издание уже второй год удерживает 15 место. ... "Татар-информ" успешно сохраняет свою позицию в верхних строчках таблицы уже на протяжении нескольких лет. По данным "Медиалогии", за 2017 год индекс цитируемости увеличил-

4

ся почти в три раза» .

В последние годы значительно увели-

1 Татарстан вновь признан одним из самых читающих регионов России - Татмедиа // Реальное время. - 2019. - 30 янв. - [Электронный ресурс]. -Доступно на: URL: https://realnoevremya.ru/news/ 127789-rukovoditel-tatmedia-nazval-tatarstan-odnim-iz-samyh-chitayuschih-regionov-rossii?utm_source= yxnews&utm_medium=desktop (режим доступа - свободный).

2 Платонов О., Шамилов А. Асгат Сафаров: «СМИ впервые стали институтом, которому меньше всего доверяют» // БИЗНЕС Online. - 2019. - 31 янв. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/411572#17 (режим доступа - свободный).

3 Итоги контрольно-надзорной деятельности в сфере массовых коммуникаций Управления Роском-надзора по Республике Татарстан (Татарстан) за 12 месяцев 2018 года. - 2019. - 15 янв. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://16.rkn.gov.ru/news/news 200980.htm (режим доступа - свободный).

4 «Татар-информ» признано «Медиалогией»

самым цитируемым СМИ Татарстана в 2018 году // Татар-информ. - 2019. - 18 янв. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.tatar-inform.ru/news/2019/01/18/639555/ (режим доступа -свободный).

чили аудиторию несколько республиканских online-СМИ («БИЗНЕС Online», «Реальное время», «KazanFirst», «ProKazan», «Казанский репортер», «InKazan», «Idel Реалии»), став популярными информационно-аналитическими ресурсами с широкой географией посещений. Продолжают набирать подписчиков сообщества и паблики городов и районов Татарстана в социальных сетях («В Казани поймут», «Казанушка», «Подслушано», в том числе тематические «Работа в Татарстане», «Аварии и происшествия на дорогах Татарстана» и многие другие). Так, 25.01.2019 г. по запросу «Казань» в соцсети «В контакте» любой пользователь мог получить доступ к 222 сообществам, самые популярные их которых «Казань. Куда пойти? Афиша» и «В Казани поймут» в тот день имели 457 649 и 402 565 подписчиков соответственно. По запросу «Татарстан» пользователям «В контакте» в тот же день предоставлялся доступ к 49 сообществам разной направленности. Лидером популярности здесь является сообщество, представляющее новинки татарской музыки и информацию о «звездах» местного шоу-бизнеса «Ин шэп татарча жырлар» - 325 996 подписчиков. У республиканских печатных СМИ таких тиражей никогда не было. В настоящее время свои комьюнити в соцсетях имеют организации разного уровня и направления деятельности, поскольку это является для них одним из инструментов продвижения, поиска аудитории. Каждый человек может бесплатно подписаться на неограниченное число сообществ и получать оттуда оперативную информацию, а в случае необходимости делиться своими новостями с другими.

По результатам 2018 г. шесть сайтов печатных СМИ (газеты «Челнинские известия» (5 место), «Вечерняя Казань» (6-е), «Коммерсантъ - Волга-Урал» (16-е), «Республика Татарстан» (17-е), «Комсомольская правда - Казань» (18-е) и «Новая Кама» (19 позиция)) вошли в Т0П-20 наиболее цитируемых региональных СМИ, регулярно составляемом компанией «Медиалогия»5.

5 Татарстан: рейтинг за 2018 год. Т0П-20 самых цитируемых СМИ Татарстана. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.mlg.ru/ ratings/ media/regional/6446/ (режим доступа - свободный).

Выше всех в рейтинге поднялась газета второго по численности населения города РТ Набережных Челнов, наряду с республиканскими изданиями в этом списке есть и газета Елабужского муниципального района РТ «Новая Кама». По сравнению с показателями 2017 г. «Челнинские известия» поднялись на четыре пункта вверх, опередив даже негосударственную и в определенной степени оппозиционную газету «Вечерняя Казань», позиция которой за год не изменилась (в 2016 г. она занимала четвертое место), но имела место значительная потеря величины индекса на 36,6 единиц!1 На той же 16 позиции остался местный «Коммерсантъ», правда, с понижением доли аудитории на 3,22 единицы. Т0П-20 цитируемых СМИ Татарстана по результатам 2017 г. замкнула газета «Аргументы и факты - Казань», до того времени так высоко не поднимавшаяся. В 2018 г. ее результаты оказались хуже. В данной статье у нас нет задачи выяснить, за счет освещения каких событий и социальных проблем данные издания заняли столь высокие места, хотя это также может быть предметом научного исследования.

По данным компании «81тПа^еЬ», в декабре 2018 г. в рейтинге сайтов СМИ РТ с самой высокой посещаемостью имелись электронные «представительства» трех газет: «Вечерней Казани» (5 место, так называемое «ядро посещаемости» - 194 тысячи), «Казанских ведомостей» (9 позиция, «ядро посещаемости» составило 36 000) и «Республики Татарстан» (12 место, 27 000). Под «ядром посещаемости» (или «лояльным» со стороны аудитории ядром) в компании понимается цифра трафика за вычетом так называемых «разовых» посетителей, не возвращавшихся на сайт после однократного туда клика. То есть, за эту аудиторию сотрудникам редакций можно быть уверенными - круг постоянных читателей сформирован. Но всегда необходимо думать и работать над их увеличением.

В этом же отчете есть данные о сово-

1 Татарстан: рейтинг за 2017 год. ТОП-20 самых цитируемых СМИ Татарстана. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.mlg.ru/ ratings/media/regional/5881/ (режим доступа - свободный).

купной месячной аудитории указанных печатных СМИ. У «Вечерней Казани» она составила 776,04 тыс. человек («отскок» разовой аудитории - 582 040 человек), у «Казанских ведомостей» - 331,81 тыс. («отскок» 295 810 чел.) и у «Республики Татарстан» 182,42 тыс. («отскок» 155 420 чел.)2.

На наш взгляд, все приведенные выше цифры говорят об одном: редакциям печатных СМИ нужно выдержать конкуренцию с телевидением, опНпе-изданиями и социальными сетями. Сейчас, когда скорость обработки и распространения информации продолжает увеличиваться, трансформируются функции журналиста, а «медиапродукт можно производить силами одного автора, если он обладает необходимыми смежными навыками. Редакция не нужна»3, каждый человек - обладатель блога или аккаунта хотя бы в одной социальной сети становится потенциальным индивидуальным средством массовой информации со своим оригинальным, явно отличающимся от содержания традиционных СМИ персонифицированным контентом. Думается, что в современных реалиях у журналистов газет и журналов, как писал о ТВ еще в 1960 г. критик В.С. Саппак, есть «только одно-единственное средство борьбы за зрителя -сделать свои передачи (публикации, добавим мы. - Р.Б.) интересными»4. В условиях значительного сокращения тиражей, роста цены за подписку, отказа большой доли аудитории от чтения бумажной прессы и все большего использования каждым человеком соцсетей и мессенджеров коллективам редакций печатных СМИ, на наш взгляд,

2 Аудитория СМИ РТ и ее качество (Декабрь 2018) на основе данных SimilarWeb // Личная страница директора Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонида Толчинского в Facebook. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=24382621395398 76&set=a.569491529750289&type=3&theater (режим доступа - свободный).

3 Мирошниченко А. Как изменятся функции журналиста в 2019 году // Журналист. - 2018. - № 12. -27 дек. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://jrnlst.ru/journalist-functions-19?fbclid=

IwARl 1vMg7Z-KYMiFCwoBf9H6j_ Y1 CWoPMf8E9IgrRGA4Jg6A-agW-gi8OMW0 URL: (режим доступа - свободный).

4 Саппак В.С. Телевидение, 1960: из первых наблюдений // Новый мир. - 1960. - № 10. - С.177.

необходимо постараться активнее работать с сайтом и группами в социальных сетях. Нужно выходить к аудитории, предлагая себя - это рынок. Как пишет А.А. Градюш-ко, «современные технологии существенным образом меняют творческую деятельность журналистов, что ставит перед ними качественно иные задачи в борьбе за внимание аудитории»1. Также данный автор делает вывод о том, что «принимая во внимание большой массив работ как отечественных, так и зарубежных исследователей, необходимо отметить, что сегодня очевидна нехватка трудов, в которых бы выяснялось мнение самих журналистов о важнейших аспектах функционирования медиа в цифровой среде»2. Автор цитируемой статьи опубликовал результаты проведенного в декабре 2017 г. анкетирования, посвященное использованию мессенджеров в творческой деятельности белорусских журналистов. Исследование показало, что, во-первых, «высокий уровень технологической грамотности, свойственный цифровому поколению, позволяет ему использовать весь спектр возможностей мессенджеров в творческой деятельности»3. Во-вторых, «выбор смартфона в качестве универсального ме-диаустройства сформировал новый тренд -постоянное пребывание в режиме онлайн, беспрерывное медиапотребление»4.

Исследователь К.Р. Нигматуллина в одной из своих статей5 напоминает, что еще в 2012 г. в России было опубликовано исследование профессионального рынка труда «Пятьдесят перспективных профессий Digital медиа» (опрос MediaJOBS.ru), которое, на ее взгляд, говорит о новой логике подготовки медийных специалистов. В частности, там говорится: «Практически все эксперты

1 Градюшко А.А. Мессенджеры в структуре творческой деятельности журналистов // Мультимедийная журналистика: сб. науч. трудов / под общ. ред. канд. филол. наук доцента В.П. Воробьева. -Минск: БГУ, 2018. - С. 12.

2 Там же. - С.9.

3 Там же. - С. 12.

4 Там же. - С. 11.

5 Нигматуллина К.Р. Новая логика обучения журналистов для цифровой среды // Мультимедий-

ная журналистика: сб. науч. трудов / под общ. ред. канд. филол. наук доцента В.П. Воробьева. - Минск: БГУ, 2018. - С. 202-205.

единодушны во мнении, что цифровые медиа остро требуют нового маркетинга, цель которого формирование, правильное позиционирование, распространение и продажа контента. Если контент не дошел до конечного потребителя, все предыдущие усилия потрачены зря»6. Как считает К.Р. Нигматуллина, «эта логика подчеркивает тот факт, что на ключевые позиции в функционировании журналистики и медиа выходит цикл производства и распространения контента на любых платформах (каналах) вне зависимости от жанровых задач, а с опорой на аналитику аудитории» .

Таким образом, современный журналист должен владеть не только творческими, но и управленческими навыками, но знать и понимать запросы и поведение сетевой аудитории, психологию и особенности ее восприятия текстов, иметь представление о приемах манипулирования общественным мнением и сознания Интернет-аудитории. Получается, что прежде чем переключить внимание на эффективную работу с редакционным сайтом или аккаунтами редакции в соцсетях, каждому сотруднику редакции необходимо измениться самому, трансформировав подходы и отношение к своему пониманию современной журналистики и учитывая современные тренды восприятия текстов со стороны сетевого потребителя. Насколько готовы к этому корреспонденты и обозреватели региональных, местных и районных изданий - вопрос. В этой связи нам представляется важным организация и проведение (например, на базе факультетов журналистики крупнейших научных центров страны) регулярных образовательных практических семинаров или курсов повышения квалификации для творческого и административного персонала редакций. При этом программы обучения должны быть

6 Пятьдесят перспективных профессий Digital медиа Итоги опроса MediaJOBS.ru, 2012 // MediaJobs.ru. [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://mediajobs.ru/analytics/pyatdesy-at-perspektivnyh-professij-digital-mediabr--ito (режим доступа - свободный).

7 Нигматуллина К.Р. Новая логика обучения журналистов для цифровой среды // Мультимедийная журналистика: сб. науч. трудов / под общ. ред. канд. филол. наук доцента В.П. Воробьева. - Минск: БГУ, 2018. - С.202.

разнообразными и быть доступными по стоимости как сотруднику, так и редакции любого (особенно районного или корпоративного уровня). Считаем, что обучать там нужно и начинающих журналистов, пробующих свои силы и мысли в школьной и учебной вузовской прессе.

А пока данные образовательные программы разрабатываются и проведение курсов согласовывается, мы обратили внимание на сайты нескольких газет РТ. Изучение приемов работы с аудиторией ранее уже становилось предметом наших исследований. Например, мы изучали творческий почерк телевизионных критиков «Комсомольской правды» и «Труда»1, выявляли особенности репортажного стиля известного журналиста Эгона Эрвина Киша , постигали проблематику и функциональное разнообразие игровой журналистики3 и т.д. Однако теперь творческое своеобразие отдельных авторов все чаще исследуется в сочетании с качеством и уровнем сервиса медийных площадок, на которых опубликованы конкретные тексты. Тем более что в настоящее время творческие успехи авторов все чаще соотносят с достижениями редакции СМИ, в которой он работает. По крайней мере, в РТ такая практика имеется. Журналистика постепенно становится коллективным, командным делом, направленным на выполнение тактических краткосрочных проектов. Потому, на наш взгляд, сейчас важно изучать функционирование интерактивных мультимедийных площадок (сайтов и сообществ редакции в социальных сетях) в контексте как рекламирования СМИ и возможного увеличения аудитории, так и желательной монетизации контента.

1 Баканов Р.П. Приемы работы на аудиторию в творчестве телевизионных критиков «Комсомольской правды» и «Труда» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - № 3. - Т. 1. Сер. «Филологические науки». - С. 97-114.

2 Туманов Д.В., Баканов Р.П. Особенности репортажа Эгона Эрвина Киша // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - № 4. - Т. 2. Сер. «Филологические науки». - С. 218-227.

3 Баканов Р.П., Сабирова Р.И. Игровая журналистика в современном российском медиапростран-стве: проблематика и функциональное разнообразие Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.

- 2018. - № 2. - Т. 2. Сер. «Филологические науки».

- С. 168-178.

Цель настоящей статьи заключается в выявлении и изучении современной практики функционирования сайтов периодических изданий Республики Татарстан как возможности привлечения туда новой (дополнительной) аудитории. Объектом исследования являются сайты печатных СМИ РТ (газет) разного уровня, предметом - современная практика функционирования сайтов выбранных для изучения газет. В данной статье мы сделали акцент на изучение творческой и технико-технологической сторон электронных «представительств» СМИ. Мы рассмотрели их с точки зрения возможного достижения эффективности деятельности, под которой понимаем, «во-первых, увеличение количества длительных посещений сайтов изученных СМИ со стороны аудитории, во-вторых, повышение степени монетизации предлагаемого медийного содержания. Увеличение времени, которое человек проводит на сайте конкретного СМИ, - один из критериев привлечения потенциальных рекламодателей. В настоящее время, когда редакции постепенно превращаются из творческих структур в инструмент зарабатывания для учредителя денег, происходит борьба за внимание каждого пользователя, за его проявление эмоций (нравится / не нравится конкретный текст), его глубину посещения сайта, его возможные комментарии к публикациям» .

Эмпирическую базу исследования составили четыре издающиеся долгое время в РТ газеты разного уровня и форм собственности. Это: государственные издающиеся несколько раз в неделю издания «Республика Татарстан» (на русском языке) (сайт http://rt-online.ru/) и «Ватаным Татарстан» (на татарском языке) (http://www.vatantat.ru/), частная, до 01.01.2019 г. издающаяся три раза в неделю на русском языке «Вечерняя Казань» (http://www.evening-kazan.ru/) и выходящая в свет один раз в неделю на русском языке одна из районных газет РТ «Волжская новь» (Верхнеуслонский район, http://vuslon.ru).

4 Баканов Р.П. Печатные СМИ Республики Татарстан на пути к эффективной мультимедийное™ // Мультимедийная журналистика: сб. науч. трудов / под общ. ред. канд. филол. наук доцента В.П. Воробьева. - Минск: БГУ, 2019. - С.130

Учредителями первых двух старейших в регионе газет являются Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» и трудовые коллективы редакций. Газета «Вечерняя Казань» выбрана для исследования потому, что уже более тридцати лет является негосударственным изданием, довольно популярным прежде всего у казанской аудитории. Районная газета «Волжская новь» является одним из старейших изданий данного типа в РТ, для осуществления исследования выбрана она случайным образом. Это единственная из всех районных газет Татарстана, издающаяся только на русском языке. Поскольку в РТ два государственных языка, в 42 районах республики местные газеты издаются на двух, иногда трех наиболее распространенных там языках. Всего в РТ выходит в свет 90 районных газет, все они формально считаются зависимыми не от государства и районных администраций, а от рекламодателя. Однако, судя по небольшим рекламным сообщениям на страницах «Волжской нови», можно предположить, что вряд ли редакция действует на самоокупаемости. Все районные издания РТ более десяти лет назад вошли в состав крупнейшей региональной медийной компании АО «Татме-диа», через которую в настоящее время осуществляется координация функционирования изданий и распределения между ними финансовой поддержки от государства.

При выполнении исследования нас интересовало: каким образом редакции составивших эмпирическую базу данного исследования газет осваивают виртуальное пространство, приобретая в этой связи принципиально новые характеристики для привлечения, удержания внимания аудитории и дальнейшей работы с ней. Если еще не так давно ставка делалась на увеличение тиража, то каковы современные приоритеты в работе редакций? Есть ли, и если да, то в чем заключаются сходства и различия в применяемых редакциями коммуникативных сервисах для расширения аудитории и привлечения потенциального рекламодателя? Можно ли сформулировать тренды, в соответствии с которыми развиваются современные печатные СМИ Татарстана, и за счет чего им можно рассчитывать на эффек-

тивные современные мультимедийные характеристики и планируемую монетизацию содержания?

Оценку эмпирической базы мы осуществили по следующим критериям:

1) структура сайта и возможность быстрого поиска публикаций;

2) наличие / отсутствие коммуникативных сервисов;

3) наличие / отсутствие мультимедийных специальных тематических проектов;

4) оперативность работы творческой группы;

5) наличие / отсутствие эксклюзивной (отсутствующей у конкурентов) информации.

Хронологический период исследования ограничен 2018-м и январем 2019 гг. При проведении исследования мы применили следующие методы.

1. Структурный анализ сайтов составивших эмпирическую базу изданий. С помощью данного метода мы постарались выявить и изучить композицию, «архитектуру», так называемый «внешний вид», сильные и слабые стороны каждого сайта интересующей нас газеты, а также провести учет всей доступной на web-ресурсах информации;

2. Сюжетно-композиционный анализ контента сайтов, позволивший нам получить представление о том, каким образом редакции «переупаковывают» содержание своих публикаций для их восприятия Интернет-аудиторией, а также какие мультимедийные приемы работы с аудиторией (включая сервисы сайтов) в настоящее время используются. Мобильные приложения сайтов СМИ нами не рассматривались, потому что, как показал наш мониторинг, ни у одного из изучаемых нами СМИ их сделано не было;

3. Сравнительно-сопоставительный анализ сайтов выбранных для изучения печатных СМИ, с помощью которого мы смогли выяснить, какая редакция наиболее или менее качественно работает в плане привлечения и удержания внимания аудитории к содержанию своего СМИ, а также деятельности по дальнейшей монетизации web-ресурсов. Помимо этого, мы попыта-

лись провести экспертизу, задачей которой было выявление потенциальных возможностей привлечения монетизации сайтов изученных нами газет.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в настоящее время каждому творческому сотруднику редакции в первую очередь приходится думать об увеличении аудитории (своих публикаций, а также сайта редакции и ее «представительства» в соцсетях) и только после этого о том, как его слово отзовется в обществе. На примере выбранных для изучения сайтов четырех газет РТ выявлены приемы работы с аудиторией, которые можно использовать в практике других online-изданий, в том числе и учебных. Результаты исследования можно включить в программы некоторых учебных дисциплин, преподаваемых в институтах и на факультетах журналистики России и других стран.

Деятельность редакций СМИ по увеличению аудитории с помощью сайта и социальных сетей все чаще становится предметом научных исследований и выступлений экспертов в отраслевых СМИ (журналы «Журналист» и «Журналистика и медиары-нок»), а также на публичных тематических Интернет-площадках, в том числе и профессиональных сообществах в социальных сетях. В частности, нужно отметить труды 1 2 А.А. Градюшко , С.С. Игнатовой ,

А.А. Калмыкова3, М.М. Колесниковой4,

Градюшко А.А. Современная веб-журналистика Беларуси. - Минск: БГУ, 2013. - 179 с. Он же: Приемы использования инструментов социальных медиа в современной региональной вэб-журналистике Беларуси // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. - Вып. 94. - С. 9-14.

2 Игнатова С.С. Формы использования Интернета в информационной пропаганде: на примере сайтов, освещающих ситуацию в Чечне в 1999-2007 гг.: дис. ... канд. филол. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. - 228 с.

3 Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: дис. ... д-ра филол. наук. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2009. - 362 с.

4 Колесникова М.М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ: типологический аспект: дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-н/Д: Ростовский гос. ун-т, 2002. - 183 с.

М.М. Лукиной5, К.Р. Нигматуллиной6, ИМ. Печищева7, В.Ю. Пули8, ИВ. Стечки-

на9, П.В. Сухова10, П.В. Черноброва11,

12

М.Г. Шилиной и других авторов. Однако в основном в них речь идет о теоретических аспектах функционирования сайтов тех или иных СМИ (функциональные особенности, трансформация жанровых моделей текстов в виртуальном пространстве, типологические особенности Интернет-изданий, приемы работы с аудиторией с помощью сайтов

Интернет-СМИ: теория и практика / под ред.

М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 320 с.

6 Нигматуллина К.Р. Как веб-ресурсу регионального СМИ достичь гармонии с человеком? // Журналист. - 2018. - № 8. - С. 38-46. Она же: Задачи журналиста региональной редакции онлайн-СМИ // Медиаобразование и профориентация: чему учить современных журналистов и медиапрофессионалов? Сб. ст. научн.-практ. конф (г. Москва, РГГУ, 21 апреля 2016 г.) в рамках дискуссионной платформы «Новые медиа в гуманитарном образовании». - М.: РГГУ, 2016. - С. 4-52.

7 Печищев И.М. Информационные технологии, которые не делают нас свободным. - Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://poslepiloramy.ru/ivan-pechishev/ (режим доступа

- свободный). Он же: Инструменты новых медиа -новый язык образования // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сб. ст. II межд. научн. конф. 24-25 ноября 2016 г. - Казань: Казанск. ун-т, 2016. - С. 464-469.

8 Пуля В.Ю. 13 способов заставить читателя кликнуть на ваш текст. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://mediatoolbox.ru/clicbait/ (режим доступа - свободный). Он же: 14 типичных ошибок, которыми вы испортите текст для онлайна. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://jrnlst.ru/14-mistakes (режим доступа - свободный).

9 Стечкин И.В. Эволюция социально-функциональных ролей журналиста в Интернет-СМИ: дис. ... канд. филол. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. - 153 с. Он же: Журналист «Вконтакте» с Интернетом. - Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом "Новости Югры"», 2014. - 144 с.

10 Сухов П.В. Интернет-СМИ Рунета: системные характеристики: дис. ... канд. филол. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 199 с.

11 Чернобров П.В. Формы и особенности использования мобильных сервисов в СМИ: российский и зарубежный опыт: дис. ... канд. филол. наук.

- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Шилина М.Г. Интернет-коммуникация как фактор трансформации информационной среды: дис. ... д-ра филол. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. - 961 с. Она же: Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета. - М.: РИЦ «Северо-Восток», 2012. -736 с.

и социальных сетей), а также о практике функционирования главным образом федеральных online-СМИ или сайтов центральных периодических изданий. О региональных, городских или даже районных газетах и журналах говорится, на наш взгляд, эпизодически, хотя предмет для исследования имеется: руководство Татарстана и менеджеры различных медийных холдингов и компаний возлагают большие надежды на дальнейшее развитие именно электронного, мультимедийного, сегмента СМИ, чтобы как можно быстрее добиться стабильной монетизации содержания. Для власти РТ это особенно важно, ведь на сентябрь намечены выборы депутатов Госсовета РТ - ее представители ставят журналистам задачу положительно освещать ее деятельность. Насколько нам известно, такая ситуация имеется и в других субъектах РФ. Как сказал новый председатель Союза журналистов

1 В Верхнеуслонском районе завершилась подписка на второе полугодие // Татар-информ. -2018. - 18 июня. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.tatar-inform.ru/news/2018/07/18/619444/ (режим доступа -свободный).

РТ И. Аминов сразу после своего избрания на состоявшемся 24.02.2019 г. XIX республиканском съезде этой общественной организации, «Сегодня журналист должен уметь все: писать, снимать, выкладывать это в Интернет.

И таких журналистов-универсалов надо гото-

2

вить» .

В таблице 1 указаны: статистика просмотров и посещений сайтов, составивших эмпирическую базу исследования СМИ за январь 2018 г. (по данным компаний «PR-CY»3 и «LiveInternet.ru»4), индекс цитирования опубликованной там информации за весь 2018 г. по статистике от компании «Медиалогия»5 и подписные тиражи печатных экземпляров данных СМИ по состоянию на 20.08.2018 г. (сведения ГУП «Почта России», опубликованы в деловой электронной газете Татарстана «БИЗНЕС Online»6, конкретных статистических данных о результатах зимней подписной кампании в открытом доступе пока нет).

2 Иванычева О. Председатель Союза журналистов РТ Ильшат Аминов: Сегодня журналист должен уметь все // Казанские ведомости. - 2019. - № 8. - 24 янв. - С.3.

3 Сайт компании «PR SY». Анализ сайта. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://pr-cy.ru/ (режим доступа - свободный).

4 Livelnternet: Рейтинг сайтов. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.livein-ternet.ru/ rating/ru/?wsearch=http%3A%2F%2Frt-online.ru%2F# period=month;geo=ru/843 (режим доступа - свободный).

5 Татарстан: рейтинг за 2018 год. ТОП-20 самых цитируемых СМИ Татарстана. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/ regional/6446/ (режим доступа - свободный).

6 Вильданова Э. Подписка в Татарстане: «Административный ресурс - это до поры до времени» // БИЗНЕС Online. - 2018. - 22.08. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/392750 (режим доступа - свободный).

Таблица 1 - Статистика просмотров и посещений сайтов, составивших эмпирическую базу

исследования СМИ за январь 2018 г.

№ Название газеты и Количество про- Количество по- Индекс Подпис-

адрес сайта смотров сещений цитирования ной тираж (экз.)

1 «Республика Татарстан» (http ://rt-online.ru/) PR-CY: 250 587 Live: 65 481 PR-CY: 152 588 Live: 63 686 23,40 19 274

2 «Ватаным Татарстан» PR-CY: 23 220 PR-CY: 5 802 Отсут- 11 616

(http ://www.vatantat.ru/) Live: нет Live: нет ствует

3 «Вечерняя Казань» (http://www.evening- kazan.ru/) PR-CY: 1 359 417 Live: 44 023 PR-CY: 814 768 Live: 25 880 133,54 17 429

4 «Волжская новь» PR-CY: 42 677 PR-CY: 24 511 Отсут- 2 0541

(http://vuslon.ru) Live: 1 335 Live: 709 ствует

С 01.01.2019 г. газета «Вечерняя Казань», некогда имевшая более двух сотен тысяч подписчиков, перестала издаваться в печатном виде, перейдя только в электронный формат1. На прошедшей в Казани коллегии республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям было озвучено, что «общий подписной тираж на первое полугодие на все издания, выходящие в республике, составил 1 млн 64 тыс. экземпляров. Это на 8% ниже показателей первого полугодия 2018 г. Подписка на центральные республиканские издания упала на 8,5% (до 905 051 подписчика по региону), на районные издания — на 4,7% (осталось всего 159 853 подписчика)... Печать книг за это время выросла на 25%, выпуск журналов упал на 58%, газет - на 50%. По данным минсвязи РТ, аудитория проводного и беспроводного Интернета за год выросла на 10% и составила 4 млн 200 человек. Проводным Интернетом сегодня пользуется 76% населения»2. Также речь шла о том, что некоторым районным редакциям, входящим в холдинг АО «Татмедиа», с помощью перевода сайта на новую медиаплатформу («Яндекс. Метрика») удалось в целом на 46% увеличить их посещаемость (в четыре раза увеличилась Интернет-аудитория газеты «Челнинские известия», в три - «Казанских ведомостей» и в два - «Республики Та-тарстан»)3.

Кроме того, по словам руководителя республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям А.Р. Зарипова, в

1 Шамсутдинов Х. «Не спеши ты нас хоронить.»: слухи о смерти «Вечерней Казани» сильно преувеличены // Вечерняя Казань. - 2018. - 27 дек. -[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/ne-speshi-ty-nas-horonitsluhi-o-smerti-vecherney-kazani-silno-preuvelicheny.html (режим доступа - свободный); Вильданова Э., Набиулдина Л., Скрябин И., Гаври-ленко А. Сорок лет ей уже не наступит: «Вечерней Казани» не хватило двух дней до круглой даты // БИЗНЕС Online. - 2018. - 26 дек. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/407752 (режим доступа - свободный).

2 Платонов О., Шамилов А. Асгат Сафаров: «СМИ впервые стали институтом, которому меньше всего доверяют» // БИЗНЕС Online. - 2019. - 31 янв. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/411572#17 (режим доступа - свободный).

3 Там же.

2018 г. «редакции холдинга "Татмедиа" нарастили свое присутствие в популярных соцсетях, в том числе "ВКонтакте", "1п81;а-§гаш" и 'ТасеЬоок". Общее количество подписчиков в сообществах "Татмедиа" по итогам года превысило 1,5 млн человек с ростом в 64%»4. На первый взгляд, это достижение кажется значительным, однако если мы разделим полтора миллиона на 81 сайт входящих в медиахолдинг АО «Татмедиа» СМИ, то получим в среднем по 1850 подписчиков на каждое сообщество. У какого-то СМИ комьюнити в соцсетях имеет большее число подписчиков, у какого-то меньшее. В Татарстане проживает немногим менее четырех миллионов человек, это означает, что на сообщества изданий АО «Татме-диа» подписано пока менее половины местного населения. Помимо этого, один человек может состоять в нескольких (даже тысячах) пабликов одновременно, среди подписчиков могут быть жители других регионов РФ и стран мира. Потому мы считаем, что редакционным коллективам этих СМИ есть над чем работать, ведь все они находятся в конкурентной среде и пока значительно уступают более насыщенным (в том числе и аудиторно) группам типа «Подслушано» или «В Казани поймут». Если ситуацию не исправить, редакции будут продолжать терять средства, которые они могли бы получить, к примеру, от рекламы, также не будет средств, которые можно было бы вложить, к примеру, на развитие сайта или производство спецпроектов.

В начале февраля 2018 г. на заседании Комитета Госсовета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам первый заместитель руководителя республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям Эльвира Ахметова сказала, что «посещаемость сайта газеты "Ватаным Татарстан" составляет 25 тысяч человек в месяц, а сайт газеты "Республика Татарстан" в месяц посещают

4 Угаров А. Запуск «ШаянТВ», выход книг в аудио, рекорд «Татар-информ»: в «Татмедиа» подвели итоги 2018 года // 8йаг. - 2019. - 31 янв. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: https://sntat.ru/kultura/zapusk-shayantv-vykhod-knig-v-audio-rekord-tatar-inform-v-tatшedia-pod/ (режим доступа - свободный).

120 тысяч человек»1. Сайт газеты «Республика Татарстан» начал индексацию в системе «LiveInternet» с 27.12.2018 г. Электронный ресурс газеты «Ватаным Татарстан» там не представлен. Показатели «Яндекс-Метрики» у обеих редакций в открытом доступе не находятся. Потому смотрим данные компании «PR-CY». Обратим внимание на указанные в табл. 1 цифры по данным печатным СМИ. Мы изучали ситуацию с просмотрами и посещениями этих сайтов с помощью ежемесячной открытой статистики «PR-CY» и можем сказать, что в январе-феврале 2018 г. количество уникальных посетителей сайтов газет «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» составляло около 19 000 и 5500 в месяц соответственно. К примеру, в ноябре прошлого года у сайта http://rt-online.ru/ компанией «PR-CY» было выявлено всего 17 045 посещений и 68 190 просмотров. Отток (или "отскок") аудитории после посещения одной страницы ресурса составил 51 145 человек (75%). Резкое их увеличение (в разы) произошло только в декабре 2018 г. -январе 2019 г., и причину данного феномена еще предстоит изучить. Результаты за январь представлены в табл. 1 . Ведь информационное поле республики в течение долгого времени остается спокойным. Будем наблюдать за ситуацией. В то же время у сайта татароязычной государственной газеты РТ http://www.vatantat.ru/ существенных изменений за год в количестве просмотров и посетителей не произошло: они находились на уровне указанных в табл. 1 данных3.

Таким образом, оглашенная Э. Ахме-товой статистика дает нам возможность усомниться в ее тезисе и сделать два предположения. Первое: электронные «предста-

1 Гордеева Н. Посещение сайта газеты «Вата-ным Татарстан» выросло на восемь процентов // Та-тар-информ. - 2018. - 08 фев. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: https://www.tatar-inform.ru/news/2018/02/08/596930/ (режим доступа -свободный).

2 Сайт компании «PR SY». Анализ сайта. -[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://a.pr-cy.ru/rt-online.ru/ (режим доступа - свободный).

3 Сайт компании «PR SY». Анализ сайта. -[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://a.pr-cy.ru/www.vatantat.ru/ (режим доступа -свободный).

вительства» данных изданий за десять месяцев из-за крайне низкого уровня контента в разы потеряли аудиторию. Может ли позволить себе такое профессиональная редакция? Думается, в этом случае организационные выводы и новые назначения не заставили бы себя ждать, эта информация была бы опубликована. Второе: руководство республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям, в чьем ведении находятся редакции газет «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан», возможно, сознательно завысило показатели, желая помочь этим СМИ привлечь на свои ресурсы как можно больше рекламодателей и, возможно, самим получить некоторую выгоду от этого.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, сайты всех составивших эмпирическую базу исследования СМИ представляют собой электронные варианты (копии) печатных выпусков газет. Исключение составляет веб-ресурс «Вечерней Казани» из-за прекращения издания номеров, но в 2018 г. было также. Каждое электронное «представительство» газеты четко структурировано, публикации разделены на рубрики, которые в большинстве своем представлены на главной странице под логотипом издания. Рядом с рубрикаторами у каждого сайта находится поисковая строка, с помощью которой можно найти любой опубликованный ранее оцифрованный материал, имеется свободный доступ к архивным номерам. В публикациях акценты сделаны на текст, визуальный ряд эпизодичен: нет инфографики (если и есть, ее надо долго искать), на наш взгляд, пока мало представлено фоторепортажей, коллажей, фотобан-неров (на сайте «Республики Татарстан» он имеется в центре главной страницы). А вот сайт районной газеты «Волжская новь» позиционирует себя в качестве информационного ресурса о жизни Верхнеуслонского района в целом: здесь и анонсы мероприятий, и заметки с мест событий, и рассказы о людях района. В «повестке дня» присутствуют тексты из цикла «хозяйке на заметку» - полезные советы приготовления блюд, работы по дому или о том, как сохранить здоровье. Чувствуется, что редакция стре-

мится быть ближе к своей аудитории - жителям района - и хочет быть полезной его гостям.

Слабой стороной сайтов всех четырех изученных нами печатных СМИ являются выходные дни. В это время не выходит газета, не размещаются и сетевые материалы. Информационная (оперативная по сути своей) лента практически замирает. Так, за 02.02. (суббота) и 03.02 (воскресенье) 2019 г. на сайте газеты «Республика Татарстан» было размещено 22 заметки (видимо, продублированы новости субботнего номера), за день воскресный не было опубликовано ничего. То же самое можно увидеть на сайте газеты «Ватаным Татарстан» с той лишь разницей, что новостная лента там прекратила обновление еще в пятницу в 12.31 по московскому времени и «проснулась» только утром понедельника (04.02). Теперь уже online-издание «Вечерняя Казань» тоже продемонстрировало не совсем оперативную работу редактора (или контент-менеджера сайта): если в субботу (02.02) было опубликовано 23 новостных заметки, то в воскресенье (03.02) только семь, причем в как минимум трех из них говорилось о случившихся накануне событиях. В выходные и праздничные дни сайты изученных нами газет полностью проигрывают Интернет-изданиям не только в оперативности, но и в полноте представления аудитории картины дня в регионе или в Казани. Мы считаем, что за аудиторию необходимо конкурировать во все дни недели, и редакторам совместно с учредителями СМИ необходимо решить, как перестроить работу сотрудников редакции, отвечающих за наполнение сайта, какими должны быть публикуемые в выходные дни тексты и т.д. Иначе аудиторию, которая в рабочие дни привыкла читать сайт газеты, придется «отпускать» на другие ресурсы. Неизвестно, вернется ли она вновь.

Во-вторых, каждая редакция предлагает читателям стандартный интерактивный «набор»: возможность комментирования статей (применяется аудиторией, на наш взгляд, не очень активно), поставить автору оценку в виде «нравится (лайк) / не нравится (дизлайк), а также опубликовать понравившиеся тексты на своих страницах в

соцсетях. Эпизодически устраиваются голосования с целью выяснения мнений аудитории по конкретным вопросам или ситуациям. В «Вечерней Казани» долгое время существует рубрика «Минута на откровение». В 2018 г. редакции трех изученных нами газет за исключением «Ватаным Татарстан» открыли свои каналы на издательской платформе и сервисе персональных рекомендаций на основе предпочтений каждого читателя «Яндекс. Дзен», но, как показал мониторинг, у них пока немного подписчиков. Мы можем объяснить это определенной долей консервативности аудитории, которая привыкла получать информацию или посредством личного захода на сайт издания, или через социальные сети. Думается, что со временем аудитория поймет преимущества получения информации с помощью «Яндекс. Дзен», например, по данным компании «SimilarWeb», в 2018 г. данная платформа стала основной «точкой входа» пользователей на сайт редакций газеты «Казанские ведомости» и online-издания «с^-zanfirst».

В-третьих, все изученные сайты печатных СМИ на 90% дублируют размещенную в газетах или журналах информацию. Мобильных приложений к сайтам, отдельных тематических online-спецпроектов, мультимедийных лонгридов и даже простейшей инфографики нами не выявлено - в редакциях пока нет тех, кто бы мог делать такие затратные по времени проекты. Под лонгридами местные журналисты, как правило, понимают длинные и перенесенные «один в один» с печатной на электронную полосу иллюстрированные тексты, но как сделать так, чтобы аудитория их воспринимала до последней строки, пока мало кто задумывается. Вероятно, потому публикации и в печатных СМИ, и на сайтах становятся короче по объему, преобладают информационные жанры.

Таким образом, чтобы быть эффективными с позиции увеличения аудитории и возможной монетизации содержания, редакциям изученных нами газет следует работать оперативнее и с более «горячим» материалом, используя современные формы привлечения внимания аудитории (прямые текстовые или видеотрансляции важных со-

бытий, online-конференции с авторами популярных материалов, разного рода стримы, конкурсы и бонусы для аудитории и т.д.) Коллективу редакции важно создать прият-

ное впечатление от первого контакта человека с сайтом: от того, каким оно будет, зависит частота их дальнейших встреч.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баканов, Р.П. Приемы работы на аудиторию в творчестве телевизионных критиков «Комсомольской правды» и «Труда» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - № 3. - Т. 1. Сер. «Филологические науки». - С. 97-114.

2. Баканов, Р.П., Сабирова, Р.И. Игровая журналистика в современном российском ме-диапространстве: проблематика и функциональное разнообразие Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - № 2. - Т. 2. Сер. «Филологические науки». - С. 168178.

3. Баканов, Р.П. Печатные СМИ Республики Татарстан на пути к эффективной мульти-медийности // Мультимедийная журналистика: сб. науч. трудов / под общ. ред. канд. филол. наук доцента В.П. Воробьева. - Мн.: БГУ, 2019. - С.130.

4. Вильданова, Э. Подписка в Татарстане: «Административный ресурс - это до поры до времени» // БИЗНЕС Online. - 2018. - 22.08. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/392750 (режим доступа - свободный).

5. Вильданова, Э., Набиулдина, Л., Скрябин, И., Гавриленко, А. Сорок лет ей уже не наступит: «Вечерней Казани» не хватило двух дней до круглой даты // БИЗНЕС Online. -

2018. - 26 дек. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/407752 (режим доступа - свободный).

6. Гордеева, Н. Посещение сайта газеты «Ватаным Татарстан» выросло на восемь процентов // Татар-информ. - 2018. - 08 фев. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: https://www.tatar-inform.ru/news/2018/02/08/596930/ (режим доступа - свободный).

7. Градюшко, А.А. Мессенджеры в структуре творческой деятельности журналистов // Мультимедийная журналистика: сб. науч. трудов / под общ. ред. канд. филол. наук доцента В.П. Воробьева. - Мн.: БГУ, 2018. - С. 8-14.

8. Градюшко, А.А. Приемы использования инструментов социальных медиа в современной региональной вэб-журналистике Беларуси // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. - Вып. 94. - С. 9-14.

9. Градюшко, А.А. Современная веб-журналистика Беларуси. - Мн.: БГУ, 2013. - 179 с.

10. Зарубин, А. Средства массовой информации Республики Татарстан // Posredi.ru. -[Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://posredi.ru/sredstva-massovoj-informacii-respubliki-tatarstan.html (режим доступа - свободный).

11. Иванычева, О. Председатель Союза журналистов РТ Ильшат Аминов: Сегодня журналист должен уметь все // Казанские ведомости. - 2019. - № 8. - 24 янв. - С.3.

12. Итоги контрольно-надзорной деятельности в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) за 12 месяцев 2018 года. -

2019. - 15 янв. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://16.rkn.gov.ru/news/news200980.htm (режим доступа - свободный).

13. Мирошниченко, А. Как изменятся функции журналиста в 2019 году // Журналист. -2018. - № 12. - 27 дек. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://jrnlst.ru/joumalist-functions-19?fbclid=IwAR11vMg7Z-

KYMiFCwoBf9H6j_Y1 CWoPMf8E9IgrRGA4Jg6A-agW-gi8OMW0 URL: (режим доступа -свободный).

14. Нигматуллина, К.Р. Новая логика обучения журналистов для цифровой среды // Мультимедийная журналистика: сб. науч. трудов / под общ. ред. канд. филол. наук доцента В.П. Воробьева. - Мн.: БГУ, 2018. - С. 202-205.

15. Платонов, О., Шамилов, А. Асгат Сафаров: «СМИ впервые стали институтом, которому меньше всего доверяют» // БИЗНЕС Online. - 2019. - 31 янв. - [Электронный ресурс]. -

Доступно на: URL: https://www.business-gazeta.ru/article/411572#17 (режим доступа - свободный).

16. Сайт редакции газеты «Ватаным Татарстан». - 2018-2019. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://www.vatantat.ru/ (режим доступа - свободный).

17. Сайт редакции газеты «Вечерняя Казань». - 2018-2019. - [Электронный ресурс]. -Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/ (режим доступа - свободный).

18. Сайт редакции газеты «Волжская новь». - 2018-2019. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://vuslon.ru (режим доступа - свободный).

19. Сайт редакции газеты «Республика Татарстан». - 2018-2019. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: http://rt-online.ru/ (режим доступа - свободный).

20. Саппак, В.С. Телевидение, 1960: из первых наблюдений // Новый мир. - 1960. -№ 10. - С. 177-203.

21. Татарстан вновь признан одним из самых читающих регионов России - Татмедиа // Реальное время. - 2019. - 30 янв. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://realnoevremya.ru/news/127789-rukovoditel-tatmedia-nazval-tatarstan-odnim-iz-samyh-chitayuschih-regionov-rossii?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (режим доступа - свободный).

22. «Татар-информ» признано «Медиалогией» самым цитируемым СМИ Татарстана в 2018 году // Татар-информ. - 2019. - 18 янв. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: URL: https://www.tatar-inform.ru/news/2019/01/18/639555/ (режим доступа - свободный).

23. Туманов Д.В., Баканов Р.П. Особенности репортажа Эгона Эрвина Киша // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - № 4. - Т. 2. Сер. «Филологические науки». - С. 218-227.

24. Угаров, А. Запуск «ШаянТВ», выход книг в аудио, рекорд «Татар-информ»: в «Татмедиа» подвели итоги 2018 года // Sntat. - 2019. - 31 янв. - [Электронный ресурс]. - Доступно на: https://sntat.ru/kultura/zapusk-shayantv-vykhod-knig-v-audio-rekord-tatar-inform-v-tatmedia-pod/ (режим доступа - свободный).

25. Шамсутдинов, Х. «Не спеши ты нас хоронить...»: слухи о смерти «Вечерней Казани» сильно преувеличены // Вечерняя Казань. - 2018. - 27 дек. - [Электронный ресурс]. -Доступно на: URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/ne-speshi-ty-nas-horonitsluhi-o-smerti-vecherney-kazani-silno-preuvelicheny.html (режим доступа - свободный)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.