10.01.Ю.РУЗНОМАНИГОРЙ 10.01.10. ЖУРНАЛИСТИКА 10.01.10.JOURNALISM
УДК 00.6 ББК 76.12
ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ «ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ» НА ТАДЖИКСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ «АХБОР»
ХУСУСИЯЩОИ ИНЪИКОСИ "НАКЩХРИ ГЕНДЕРИ" ДАР ТЕЛЕВИЗИОНИ ТОЦИКИСТОН (ДАР МИСОЛИ БАРНОМАИ ИТТИЛООТИ
«АХБОР» )
PECULIARITIES OF COVERAGE OF "GENDER ROLES" ON TAJIK TELEVISION: ON THE EXAMPLE OF NEWS PROGRAM ENTITLED "AKHBOR"
Ключевые слова: СМИ, информационные передачи, новостные сюжеты, репортаж, интервью, гендерные роли, гендерные стереотипы, реклама, телевидение
В статье анализируется информационная программа на государственном канале «Таджикистан» на предмет освещения гендерных проблем, гендерных ролей. Отмечается роль телевидения в формировании общественного мнения, а также в укреплении различных стереотипов, в том числе гендерных. Указываются отдельные примеры журналистской работы с целью реализации государственных программ и закона о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин. Подчеркивается, что проанализированные сюжеты помогут сделать соответствующие выводы для изменения ситуации, а также воспитания гендерной чувствительности в журналистском цеху.
Вожа^ои калидй: ВАО, барномауои иттиллооти, навигариуо, гузоришуо, мусоуибауо, нацшуои гендери, стереотищои гендери, таблигот, телевизион
Дар мацола мавзуи инъикоси масъалауои гендери ва нацшуои гендери дар барномаи иттилоотии шабакаи телевизиони давлатии "Тоцикистон" таулил шудааст. Нацши телевизион дар ташаккули афкори цомеа, инчунин дар таукими стереотищои мухталиф, аз цумла гендер, цайд карда мешавад. Якчанд намунаи кори журналиста бо мацсади амали намудани барномауои давлати ва цонун дар бораи ууцуцуои баробар ва имкониятуои баробари мардону занон нишон дода шудаанд. Таъкид шудааст, ки сужетуо таулилгардида барои хулосауои мувофиц дар тагир додани вазъ ва инчунин баланд бардоштани уассосияти гендери дар коргоуи рузноманигори кумак хоуанд кард.
Key words: media, news programs, news plots, reporting, interviews, gender roles, gender stereotypes, commercials, television
The article dwells on the informative program on the state channel referred as "Tajikistan" on the subject aimed at coverage of gender issues and roles. It is underscored that the role of television towards formation of public opinion and strengthening of various stereotypes and gender, in particular. Various examples ofjournalistic work aimed at implemention of state programs and the law on equal rights and opportunities for men and women are indicated in the article by the author. The author lays an emphasis upon the idea that the analyzed plots will help to draw appropriate conclusions for changing the situation and raising gender sensitivity in the journalism workshop as well.
СМИ играют важную роль в формировании общественного мнения. Среди всех видов средств массовой информации телевидение занимает до сих пор главное место. Хотя появилось много других оперативных каналов распространения информации в Таджикистане, до сих пор аудитория больше доверяет телевидению. Исследования доказали, что 74% смотрят телевидение, которое и является источником информации, которому больше
Бободжонова Ранохон Махмудовна, доктор филологических наук, заместитель Председателя Народно-демократической партии Таджикистана (Таджикистан, Душанбе )
Бобоцонова Ранохон Махмудовна,
доктори илмуои филология, муовини раиси Хизби Халции Демократии Тоцикистон (Тоцикистон, Душанбе)
Bobojonova Ranohon Mahmudovna, Dr. of
Philology, the Deputy of chairman of National-Democratic Party under Tajikistan (Tajikistan, Dushanbe), E-mail: [email protected]
всего и доверяют. Поэтому телевидение в современном мире является институтом социальной жизни, которая отражает все аспекты с присущими ей реалиями.
Телевидение «Таджикистан» имеет богатую историю. Это первое телевидение, которое было создано еще в 1959 году. После приобретения независимости оно изменило и свое название, и содержание для того, чтобы сохранить имидж как авангарда и рупора государства. На телевидение «Таджикистан» ориентируются и другие телевизионные каналы, не формально оно определяет политику в этой области. Субъектом всех телевизионных передач, включая показ фильмов, рекламных роликов, является человек. Все передачи ориентированы на формирование сознания человека, открыто или скрыто акцентируя внимание на биологический пол. Термин «социальный пол» в стране еще не используется широко, и понимание этого термина происходит в рамках науки и научных исследований. Более распространены и вошли в обиход понятия: «гендер», «гендерные отношения», «гендерные роли».
В данной статье мы рассматриваем содержание информационных передач ТВ «Таджикистан» через призму гендера. До последних лет эти термины не встречались в телевизионных передачах. В ХХ1 веке извечные и фундаментальные для любого общества отношения между полами, проблемы семьи, равноправия женщины с мужчиной, проблемы обеспечения равных прав и их социальных возможностей востребованы под влиянием глобализации.
Анализ материалов телевидения представляется актуальным с точки зрения гендерных отношений и реализации государственной политики в области обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Республика Таджикистан, с её программой построения светского демократического общества, приняла на себя некоторые обязательства по выполнению гендерного равенства и через призму СМИ, в частности через телевидение, что позволит добиться реализации этих целей, и в какой-то степени пересмотреть некоторые стереотипы мышления, которые мешают их достижению.
В нашей статье предпринята попытка комплексно рассмотреть гендерную тематику, освещаемую телевидением, а также содержание рекламы и ее гендерные аспекты. В информационной программе «Ахбор» освещение гендерных проблем минимизировано. Репортажи в этой программе имеют мужское лицо, даже в кадрах редко видим женщин. Женщины присутствуют только в кадрах, цель которых представление красоты и праздника. Экспертами чаще выступают мужчины, интервью берется больше у мужчин. Этот аспект присутствует во всех сюжетах, которые показывают общественно-политическую жизнь. Сюжеты, присылаемые из регионов, также закрепляют эти установки.
Однако СМИ республики в своём подавляющем большинстве ещё по-настоящему не обратились к гендерной проблематике. Ещё нередко можно услышать в журналистской среде, что гендерных проблем в республике не существует, что гендерная проблематика, в частности положение женщины в обществе, по сравнению с другими сторонами жизни страны не столь важна. Программа «Ахбор» охватывает все регионы страны, в областных центрах
имеет своих корреспондентов. Также собкоры освещают жизнь и отдаленных районов. Анализ этих сюжетов также подтверждают выводы о том, что в кадрах присутствуют в основном мужчины. Например, был представлен сюжет из района Айни, посвященный сельскому хозяйству. В нем рассказывается, демонстрируется, как выросло производство картошки, в условиях домашнего хозяйства уделяют внимание выращиванию картофеля. Интервью дает руководитель отдела сельского хозяйства района, второе интервью берется в доме, выступает фермер. Ни одного кадра, где есть женское лицо. Другой сюжет из города Рогун. Сюжет посвящен строительству новой больницы, в кадрах также все мужчины заняты ремонтными работами. Сюжет из города Куляб посвящен празднику Мехргон, интервью дает женщина, где говорит об истории праздника и подготовке к празднику. В кадрах выставка продуктов питания, овощи и фрукты. Сюжет из города Гиссар, посвящен индустриализации страны, показывает предприятие, которое производит куриное мясо. В кадрах также нет людей, показывают цыплят, технологию, интервьюер мужчина. Некоторые информационные сюжеты в передаче «Ахбор» укрепляют гендерные роли. В феврале был информационный сюжет «Рустами Эмомали ознакомился со строительными работами в городе Душанбе». В сюжете использованы пять интервью с предпринимателями, которые строят новые предприятия и организуют рабочие места для граждан в свободной экономической зоне города Душанбе. Сюжет абсолютно гендерно несбалансированный, потому что в кадрах отсутствуют женщины. Ни в окружении мэра, ни в числе предпринимателей, ни в качестве
рабочих нет женщин. Какими принципами руководствовался автор в данном репортаже, не известно. Возможно, он не задумывался над гендерной чувствительностью своего сюжета, или факты - упрямая вещь, и их невозможно исправить.
В рядах предпринимателей отсутствие женщин говорит о том, что женщины мало представлены в этой сфере. Интервьюеры, которые передают важную информацию, являются руководителями разных предприятий, они лаконичны и коротки, передают лишь важную информацию. Интервью в новостийных сюжетах отличается от аналитических жанров. Интересен и другой сюжет от 8 апреля в передаче «Ахбор». Тема сюжета - аномальный холод, снег в Таджикистане в апреле месяце. Интервью дает сотрудник МЧС в военной форме - женщина. В кадрах присутствуют как женщины, так и мужчины. Ситуация в стране меняется, и женщины могут быть достойно представлены во всех сферах жизни.
Телевизионное интервью даёт возможность показать «живые» эмоции интервьюируемого, даёт информацию «из первых рук». Субъективную окраску телевизионное интервью получает благодаря характеру и эмоциональной окраске вопросов интервьюера, его согласию или несогласию с оппонентом, каким-либо репликам. Потребитель информации слышит и видит то же, что и журналист, то есть получает информацию не в перифразе интервьюера, а от того, кто является источником этой информации, ее носителем. И в этом случае человек, напрямую не задействованный в процессе интервью, становится в определенной степени его соучастником, поскольку он все слышит и видит, а следовательно, пропускает его через свое сознание. Здесь потребитель информации осмысливает и «переводит» услышанное и увиденное в соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.
Рассмотрим и другой репортаж. В этом телевизионном сюжете продолжительностью 7 минут на информационной передаче телевидения «Таджикистан» на тему праздника Сада можно четко увидеть эти гендерные стереотипы. Сюжет начинается с показа Парка имени Фирдавси города Душанбе. Карнай, национальный музыкальный инструмент, созывает народ на праздник и встречает гостей. На крупном плане показаны гости, их встречают танцующие девушки, переодетые в атласное платье. Их показывают в общем плане (ОП)и среднем плане(СП). В данном репортаже авторы берут интервью у 11 интервьюеров на тему праздника Сада , все они мужчины. Тема интервью - как шла подготовка к празднику, история праздника Сада и как местные районы подготовились к его проведению. Естественно, все районы подготовились достойно, камера планомерно показывает каждый район, их накрытые столы и женщин, которые представляют эти районы, в крупном, среднем и общем плане. Затем подводится итог проведения праздника и церемония награждения. Выступают госчиновники и награждают призеров, снова в кадре девушки в праздничной одежде с подносами для приза. Роль женщин в данном репортаже незначительна и второстепенна, что усиливает гендерные стереотипы. Таких моментов в репортажах очень много.
На таджикском телеканале «Таджикистан» используется реклама различного направления. Основные рекламодатели - это сотовые компании, производители напитков, страховые компании. Также встречается реклама лекарственных препаратов, детских подгузников и др.
Реклама напитка Сиёма, сегодня актуальна, так как она направлена на поддержку отечественного продукта. В рекламе использованы такие кадры, как источник воды, природная красота, прозрачная бутылка и цветок. Использован мужской голос для убедительности. Реклама табачных изделий и алкогольных напитков запрещена. Использование мужского голоса наталкивает на запоминание бренда Сиема, потому что сегодня продается и алкогольный напиток «Сиема». Для других рекламных роликов характерно использование женских голосов при озвучивании. Следует отметить, что на данном канале рекламные ролики показывают намного меньше, чем на других отечественных каналах. Реклама чаще демонстрируется во время показа художественных фильмов. Канал «Таджикистан» политизирован и делает акцент на рекламировании исторических местностей страны, природной красоты края. В этих зарисовках отсутствуют люди, здесь предметы и животные, фрукты и цветочные поля, водопады. Интересна и реклама предприятия Точиксугурта. Продолжительность данной рекламы 10 секунд, идет только слоган: Точиксугурта заботится о вашем будущем. Запоминается мужской голос.
В связи с пандемией коронавируса в мире таджикский канал показывает образовательные ролики. Здесь в рекламе показывают красивых девушек в атласном платье, которые указывают, чего не стоит делать: не здороваться рукопожатием; при чихании прикрыть рот;
не пить из одной посуды; соблюдать социальную дистанцию; соблюдать чистоту. Все эти рекламные ролики широко используют графику, кадры немые.
Видимо, использование девушек в этих роликах запоминается зрителю. А также используется и другой ролик, где выступают врачи, женщина и мужчина, которые объясняют чего опасаться и какие меры предпринимать для того, чтобы не заразиться этим вирусом. Они одеты в белые халаты, убеждают аудиторию в правильности их наставления.
Взаимоотношения гендера и СМИ в Таджикистане всё ещё далеки от идеальных. Анализ современных коммуникаций показывает, что в таджикских СМИ доминируют гендерные стереотипы, связанные как с образом женщины, так и с образом мужчины. Женщина в СМИ - это либо сексуальный объект, либо счастливая домохозяйка - подруга мужчины (часто эти образы противопоставляются), она ассоциируется с сексуальностью, покорностью, стремлением к заботе о муже, чрезмерным вниманием к своей внешности, полным отсутствием амбиций и интереса к общественной деятельности. Современный мужчина предстаёт в образе удачливого бизнесмена, супермена, для которого проявление слабости и забота о своем здоровье - несвойственны и даже постыдны, он склонен к полигамии и часто агрессивен. Таковы современные образы фемининности и маскулинности. Освещение гендерной тематики на таджикском канале имеет свои особенности, и если их подытожить, то можно прийти к следующим выводам:
• информационная передача «Ахбор» имеет мужское лицо;
• достижение реального равноправия мужчин и женщин далеко от истины;
• существует много гендерных стереотипов в репортажах телевидения с учётом гендерного подхода;
• реклама на телевидении укрепляет существующее распределение гендерных ролей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Актуальные проблемы журналистики/Сборник научных статей.-Душанбе: Эчод, 2009.-274 с.
2. Грошев, И.В. Гендерные образы рекламы / И.В. Грошев // Вопросы психологии. - 2000. - 160 с.
3. Умарова, Г. Проблемы женщины в телевизионных программах / Г. Умарова //Вестник Таджикского национального университета. 2011, -С. 393-396 (на тадж. яз.).
4. Рахмонов, Э.Ш. Роль женщин в обществе. / Э.Ш. Рахмонов -Душанбе: Шарки озод, -1999, - 34с.
5. Усмонов, И. Журналистика ч.1. / И. Усмонов. - Душанбе, 2001. - 480 с.
6. Усмонов, И. Журналистика ч.3. / И. Усмонов. - Душанбе, 2008. - 64 с.
REFERENCES:
1. Actual Problems Beset with Journalism /Collection of scientific articles. - Dushanbe: Invention, 2009. - 274 p.
2. Groshev, I.V. Gender Images of Commercials /I.V. Groshev//Issues of Psychology. - 2000. - 160 p.
3. Umarova, G. Problems of Women in Television Programs /G.Umarova // Bulletin of the Tajik National University. 2011. - P. 393 - 396 (in Tajik)
4. Rakhmonov, E.Sh. The Role of Women in Society/E.Sh.Rakhmonov. - Dushanbe: The Freedom of Orient, -1999, - 34 p.
5. Usmonov, I. Journalism/I. Usmonov. Part 1. - Dushanbe, 2001. - 480 p.
6. Usmonov, I. Journalism/I. Usmonov. Part 3. - Dushanbe, 2008. -64 p.