Научная статья на тему 'Типы и жанры материалов таджикской печати об Афганистане и афганских конфликтах'

Типы и жанры материалов таджикской печати об Афганистане и афганских конфликтах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ТАДЖИКСКИЕ СМИ / ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК / АФГАНИСТАН / АФГАНСКИЙ КОНФЛИКТ / АНАЛИТИКИ / АХМАДШАХ МАСУД / БУРХАНИДДИН РАББОНИ / США / НАТО / GENRE / FACT / AUTHOR / INFORMATION / ANALYTICS / ARTICLE / INTERVIEW / ESSAY / THE TAJIK MEDIA / WEEKLY / AFGHANISTAN / AFGHAN CONFLICT / AHMAD SHAH MASOUD / BURHANIDDIN RABBANI / USA / NATO

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Усмонов Махмуджон Саймуродович

Статья посвящена исследованию жанрового многообразия таджикской печати об афганских конфликтах в начале ХХI века. Автором подчёркивается,что втаджикской печати при освещении афганских проблем используют различные жанры, включая весь аналитический спектр, что позволяет разнообразить контент периодической печати и способы его подачи. В частности указывается,на страницах таджикской печати публиковались новости, репортажи, интервью, обозрения, статьи, очерки и др. что свидетельствует о поиске работников печати различных путей воздействия на сознание своих читателей. Отмечается,что материалы, опубликованные в таджикской печати,не охватывают всех особенностей жанров. С этой точки зрения исследование жанров журналистики,является актуальной проблемой сферы журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types and Genres of Materials of Tajik Press Concerning Afghanistan and Afghan Conflicts

The article is devoted to the exploration of genre diversity of the Tajik press concerning the Afghan conflict referring to the beginning of the XXI-st century. The author lays an emphasis upon the assertion that in the Tajik press by the elucidation of the Afghan problem various genres are used, including all the analytical spectrum, that allows to verygate the content of the periodical press and the ways of its submission. In particular, the author of the article points that on the pages of the Tajik press the following data have been published: news, reports, interviews, reviews, articles, essays, and etc; a testimony to the quest ofjournalists towards different ways of sway over the consciousness of their readers. It is stressed that the materials published in the Tajik press don't comprise all peculiarities of genres. In conformity with the author's viewpoint the research dealing with journalism genres is an actual problem in the sphere of journalism. The article under consideration is predestined for a wide range of readers.

Текст научной работы на тему «Типы и жанры материалов таджикской печати об Афганистане и афганских конфликтах»

10.01.10.РУЗН0МАНИГ0РИ 10.01.10.ЖУРНАЛИСТИКА

10.01.10.JOURNALIST

УДК 659: 327 (581) М.С.УСМОНОВ

ББК 76+66.4 (5 Аф)

ТИПЫ И ЖАНРЫ МАТЕРИАЛОВ ТАДЖИКСКОЙ ПЕЧАТИ ОБ АФГАНИСТАНЕ И АФГАНСКИХ КОНФЛИКТАХ

Материалы СМИ не должны быть однообразными, поэтому журналисты очень часто используют различные варианты подачи публицистических материалов.

Таджикский учёный А.Садуллаев уверен,что читательность любого издания во многом зависит от его разнообразия. «Даже самый лучший материал, если не написан привлекательно, то читатель никогда его не воспримет. Следовательно,можно с уверенностью сказать, что в любом печатном материале выбранный жанр определяет качество произведения» (6,24).

Профессор И.Усмонов считает, что суть любого публицистического жанра-воздействие на аудиторию. В этой связи он отмечает: «Читая интервью, рецензию, реплику и материалы любого другого жанра,мы получаем представление о факте, т.е. полученная нами информация заставляет нас думать» (2,7).

Жанр-это форма, в которую сливаются мысль и факт.Исследователи разделяют публицистические жанры на 3 группы:информационный,аналитический и художественно -публицистический (3,11).

Следует отметить, что таджикские СМИ в процессе освещения афганских событий использовали все 3 жанровые группы. Так, на страницах таджикской печати публиковались новости, репортажи, интервью, обозрения, статьи, очерки и др.Это свидетельствует о том, что СМИ ищут различные пути воздействия на сознание своих читателей.

В этой статье мы попытаемся определить, насколько им удалось решить поставленную перед собой задачу. Необходимо отметить, что жанр "новость" в освещении афганских событий очень широко используется в таджикской печати. Например,во многих номерах газет «Озодагон», «Фараж» и «Нигох» и др. кроме пространных материалов печатались и материалы в жанре новостей, такие как «Умер афганский король» («Фараж»,2007г.,26 июля), «Что хочет сделать Америка с Афганистаном?» («Точикистон»,2009 г.17 сентября), «США и НАТО ищут новые пути в Афганистан» («0зодагон»,2009г.,22 января),«Афганистан: США должны прекратить убийство мирных жителей» («Нигох»,2009г.,29 января).

Газеты в Таджикистане выходят один раз в неделю, поэтому теряется одно из главных требований, предъявляемых к новостям-оперативность.Более того, новости в таджикской печати печататются без указания фамилии авторов. Причина в том, что новости, связанные с иностранными государствами, в основном,берутся из зарубежных источников.

Большое количество материалов,посвященных Афганистану,опубликованы в жанре интервью, который весьма распространён в таджикской печати.

Среди теоретиков относительно жанра интервью нет единой позиции.Одни утверждают, что интервью относится к аналитическому жанру, по убеждению других, это новостной жанр. Третьи считают, что это смежный жанр между аналитикой и новостью.

В таджикской печати публиковались интервью отечественных экспертов,также в качестве экспертов выступали афганские коллеги и политические деятели. Иногда публиковались интервью с людьми, которые хорошо знали Афганистан. Довольно часто интервью перечисленных категорий выходили накануне важных политических событий, или освещаемое событие имело непосредственную связь с Афганистаном.

Например, в 2011 году еженедельник «Нигох» опубликовал интервью с двумя известными афганскими политиками-Ахмадом Вали Масудом,братом Ахмадшаха Масуда, и членом афганского парламента Латифи Пидрамом. Корреспондент газеты беседовал с ними в городе Душанбе по окончании круглого стола «Конфликт и миротворчество в Афганистане: состояние и перспективы». Интервью с афганскими политическими деятелеями были опубликованы в двух номерах еженедельника «Нигох». В своем интервью Ахмад Вали Масуд затронул самые разные аспекты жизни афганского общества, так как определенной темы в данном интервью не было.

Интервью с ним опубликовано под заголовком «Одна группа приехала из Америки и взяла нас в заложники». Интервьюируемый рассказывает о гибели своего брата Ахмадшаха Масуда, также затрагивает целый ряд острых проблем, в том числе, проблему войны и мира в Афганистане и противостояния афганских политиков друг с другом.

В интервью Латифи Пидрома под названием «Лидеры не создаются» герой пытается ответить на вопрос, почему после гибели Ахмадшаха Масуда в Афганистане не появился второй такой лидер. Вопросы в данном интервью конкретны. Интервьюируемый в своих ответах серьезным образом анализирует солжившееся положение в Афганистане, а также для аргументации своих доводов приводит многочисленные факты.

Еще одно интервью с Ахмадом Вали Масудом было опубликовано в еженедельнике «Озодагон» под заголовком «К смерти Ахмадшаха Масуда приложил руку президент Пакистана». В данном материале вопросы и ответы касаются смерти легендарного командира мождахедов и ситуации в целом в Афганистане после его смерти. В этом интервью также рассказывается о семье Ахмадшаха Масуда и причастности Пакистана к гибели Масуда.

Еженедельник «Фараж» опубликовал интервью с известным афганским писателем и журналистом Раззоки Мамуном под заголовком «Афганистан нуждается в новой фигуре». Тут нет единой темы для беседы, поэтому Раззоки Мамун рассказывает в целом о ситуации вокруг Афганистана. Подобные материалы с подробными комментариями представляют серьёзную аналитическую основу для аудитории. Кроме того,на страницах таджикской печати были опубликованы интервью с таджикскими экспертами,которые в разные периоды лично находились в Афганистане. Примеры таких интервью встречаются почти во всех независимых еженедельниках. Другая группа публицистических материалов написана в аналитическом жанре. Согласно тематическим источникам «анализ возникает в результате субъективного отношения автора к событиям» (2,9).

Стоит отметить, что в таджикской периодической печатьи активнее использовалься именно этот жанровый спектр, поэтому при анализе афганских событий, в ней в основном, обращались к жанру статьи.По мнению исследователей, статья -это центральный жанр публицистики и самый лучший способ выражения мысли и отражения мнения.

Анализ материалов печатных СМИ Таджикистана показал, что подавляющее число публикаций относится к жанру статьи. Например, в статье Джура Юсуфи под заголовком «Проглотит ли Афганистан голову Америки?» приводится ряд аргументов в пользу провальности афганской кампании Америки. Для фактического подтверждения этой гипотезы автор обращается к истории. «8-9 лет назад в Бонне думали, что США и НАТО за 2-3 года разгромят аль-Каиду, Движение Талибан и в Афганистане установят демократию и мир, а также возвратят на родину миллионы афганских беженцев, но они сильно ошибались» (11). Дж.Юсуфи в своей статье приводит целый ряд фактов, чтобы доказать нерентабильность американской военной миссии в Афганистане. Детальное исследование данной статьи, опубликованной в еженедельнике «Фараж», показало наличие анализа, фактов использованых для аргументации тезисов автора.

Профессор И. Усмонов утверждает, что «анализ в статье имеет одну задачу: факт, событие, действие и использованные цифры должны доказать правильность мыслей автора и отвергать неправильное мнение, против которого написана статья» (7,61).

Эту особенность мы наблюдаем во многих материалах, подвергшихся анализу. Например, в еженедельнике «Нигох» опубликованы несколько статей: «НАТО уходит: Что будет с нами?», «Несбывшиеся мечты или война до победного конца?», в газете «Точикистон» - «Афганистан остается недостижимой целью», в еженедельник «Миллат»-«Джаноби оли, устод, Пидром и закон всеобщей амнистии», в «Озодагон»-«Какие цели преследудет Америка в Афганистане?».

В рамках проведенного анализа было выявлено,что в 2009 году часто используемым жанром при освещении афганских событий была статья (смотрите на таблицу № 1)._

Газеты Всего Отечественные авторы Новости Анализ(статья)

Миллат 20 20 7 13

Нигох, 13 13 4 9

Озодагон 9 9 9

Фараж 15 15 3 12

Тоцикистон 17 10 11 6

Цавонони Тоцикистон 2 2 1 1

Таблица №1.Социологический анализ о количестве аналитических материалов, посвященных А фганистану.

Другой аналитический жанр, активно использованный в таджикской печати,-это комментарий. Многие исследователи считают, что комментарий-это особый анализ. В частности И. Усмонов утверждает, что комментарий находится между жанром статьи и репликой, хотя он близок к обозрению. «Комментировать значит излагать свою мысль, рассуждать, делать пояснительные, критические замечания о чем - либо»(7, 82).

Автора комментария обычно называют комментатором.В таджикской печати материалы этого жанра печатались под рубрикой «политические комментарии». Сами авторы представлены, как «политические комментаторы». Например, почти все материалы Мазхабшо Мухаббатшоева в 2001-2002 гг.опубликованные в еженедельнике «Точикистон», могут считаться политическими комментариями.

Под аналогичной рубрикой газета «Джумхурият» печатала статьи своего штатного сотрудника Камола Абдурахимова.

В 1999-2003 гг.в жанре анализа в еженедельнике «Джавонони Тоджикистон» были опубликованы материалы известных таджикских журналистов: Хуршеди Атовулло, Джумахони Сайдали,Нурали Давлатова; «Нигох» печатал статьи Фирузи Мухаммада; в «Миллат» и «Фараж» - аналитические статьи Ахмадшо Комилзода и Фахриддини Холбека.

Ниже в качестве примера нами будет рассмотрено несколько материалов, опубликованных в таджикской печати в разные годы.Политический анализ М. Мухаббатшоева «Афганистан: Исламское или светское государство: Разборки в Луи Джирге» вначале представлен в сатирическом ключе.Но в ходе развития фабулы приведены достаточно весомые факты и серьезные аргументы, что свидетельствует о глубине и качестве проведенного автором анализа.

М. Мухаббатшоев своей материале «Новый передел мира начинается с Афганистана» подчеркивает, что в Афганистане столкнулись интересы мировых держав. «Распредление властных полномочий в Афганистане имеет непосредственное отношение к национальным интересам Запада и Востока,т.е.США и НАТО с одной стороны, России, Китая, Индии и Ирана-с другой. Страны Центральной Азии и Турция при распределении властных полномочий в Афганистане не играют практически никакой роли, являясь только наблюдателями и не более»(3).

М.Мухаббатшоев адекватно компетентно комментирует политическую ситуацию в мире в контексте афганских событий. Его комментарии интересны и читабельны и отвечают всем требованиям жанра. Под каждым материалом автора указывается, что он «политический комментатор» еженедельника «Тоджикистон».

Материалы Камоли Наврузи в газете «Ч,умх,урияг» опубликованы под рубрикой «Политический комментарий» или «Наши политические комментарии». Большая часть этих статей посвящена анализу афганских событий конца ХХ и начала ХХI века. Журналист при подготовке материалов обращается к зарубежным источникам, что доказывает факт аналитического и критического мышления автора. В частности, его статьи «40 дней без Ахмадшаха Масуда», «Талибан возвращается в Пакистан?», «Талибы и наркотические вещества», «Еще одна человеческая трагедия», «Наступит ли в Афганистане мир?», «Ничего невозможно прогнозировать» и др. подтверждают вышеприведенную гипотезу.

Однако, как было заявлено, К.Наврузи чаще обращается к зарубежным источникам, поэтому его материалы к политическому анализу имеют косвенное отношение. Этот нюанс само издание подчеркивает в скобках.

Таджикская печать, анализируя афганские события,широко использует жанр комментария. Но не все материалы, опубликованные под рубрикой «политические комментарии», отвечают требованиям этого жанра.

Следует отметить,что таджикские журналисты рассматривают афганские события с точки зрения представителей зарубежных СМИ, в частности СМИ России.

Художественно-публицистические жанры способствовали разнообразию материалов таджикской печати об Афганистане.Например,еженедельник «Фараж» перепечатал воспоминания председателя ПИВТ Саида Абдулло Нури под названием «Ахмадшах Масуд был противником войны».

В этих мемуарах ныне покойный лидер таджикских исламистов рассказывает об Ахмадшахе в жанре зарисовки, которая в свою очередь относится к художественно-публицистическому стилю. Зарисовка- это жанр, в котором изображаются один или два случая из жизни героя материала. При помощи таких эпизодов раскрывается суть события или сущность человека.

В зарисовке «Вечная тебе память, шахид правого дела» все жанровые особенности, соблюдены. Автор описывает «внутреннюю красоту героя» и раскрывает лишь некоторые черты его характера (9, 65).

Однако в таджикской печати встречаются зарисовки, которые не отвечают требованиям данного жанра.Например, в еженедельнике «Миллат» опубликованы зарисовки,посвященные Ахмадшаху Масуду и Бурханиддину Раббани. Их автор-доктор филологических наук Джумахон Алими - использует большое количество фактов и цифр, хотя «зарисовка не любит многословия и огромного количества фактов и статистических данных (8, 344).

В оправдание автора можно отметить,что Дж.Алими лично не был знаком со своими героями, поэтому, он пересказывал услышанное или прочитанное.В частности в одной из своих зарисовок он отмечает: «Ахмадшах Масуд родился 1 сентября 1953 года в таджикском селе Джангалак Панджшерской долины. Его отец, Дост Мухаммадхан, был полковником королевской полиции.Говорят,что некоторое время советником Ахмадашаха Масуда и самым доверенным его лицом был отец. О матери Ахмадшаха Масуда нет достаточных и достоверных сведений...»(1).

В этом материале все сведения об Ахмадшахе Масуде, от рождения до самой смерти, дополняются фактами и цифрами, хотя в зарисовках автор не обязан пересказывать всю историю жизни своего героя.

В другой части своей зарисовки Дж. Алими отмечает: «В апреле 1992 года Ахмадшах Масуд был избран руководителем Совета по обеспечению безопасности в городе Кабул.А когда 15 апреля президент Наджибулла сложил свои полномочия, Ахмадшах Масуд стал членом Военного совета. Под его контроль перешла вся власть в Афганистане» (1).

Данный стиль изложения характерен жанрам дифферентной категории, и зарисовка Дж. Алими относится именно к таким жанрам. Так, автор приводит не конкретные эпизоды, а просто излагает услышанное или прочитанное.

Другой художественно-публицистический жанр, примеры которого часто встречаются в таджикской печати,-это очерк. Авторы книги «Эпосы работы человечества», А.Садуллоев и П. Гулмуродзода, утверждают: «Очерк-это исследовательско-изображаемый жанр.Впечатление, которое очерк производит на человека, должно быть глубоким и продолжительным»(5,3-4).

Очерк-это история формирования характера героя материала. Если для зарисовки приемлемо описание одного или двух эпизодов, то в очерке ограничений нет. Один из главных критериев очерка заключается в том, что характер героя передается в образной форме.

Согласно этому определению многие исследователи считают, что очерк своеобразный аналог статьи.Но очерк не может стать статьей по той причине, что его герой -это реальный человек, а не вымышленный персонаж.

Следует отметить, что материалы, опубликованные в таджикской печати, не охватывают всех особенностей данного жанра, многим не хватает художественности, чаще она вовсе отсутсвует. С этой точки зрения, было бы правильнее такие материалы называть не очерками, а статьями с элементами данного жанра.

Например, Бурханиддин Раббани и Ахмадшах Масуд, будучи реальными персонажами, регулярно становятся героями очерков. Авторы подчеркивают их положительные характеристики и отмечают заслуги своих героев перед афганским и таджикским народами. Поэтому определенную категорию статей, посвященных этим двум лидерам, можно отнести к очерку. Главный недостаток таких материалов, как уже было отмечено выше,-это отсутствие образов.

Данный жанр требует от автора глубоких научных знаний, широкого кругозора и точных наблюдений. Автор очерка должен быть умелым художником, так как жанр требует реалистичного изложения.

В большинстве материалов таджикской печати о Бурханиддине Рабани и Ахмадшахе Масуде отмечаются такие их качества, как патриотизм, человеколюбие, скромность, миролюбие и др.

Например, в публикациях Абдуллы Рахнамо в еженедельнике «Миллат» и Бободжони Шафе в еженедельнике «Нигох» авторы пытались изобразить положительные качества Раббани и Ахмадшаха Масуда.

Очерк Б.Шафе начинается так: «В первые дни осени он принял мученическую смерть.Я не знаю, о чем он думал,что хотел сказать. Но его сердце,безгранично любившее свою родину, обливалось кровью.Он сам отправлял в последний путь тысячи шахидов, тысячи раз Ахмадшах Масуд произносил слова о том, что отомстит за них. Но теперь и сам покоится в земле...»(10).

Б.Шафе не рассказывает о своих встречах с ним, а представляет ряд эпизодов из жизни героя очерка.

В ходе изучения данной темы мы пришли к выводу, что в таджикской периодической печати при освещении афганских проблем используются различные жанры, включая весь аналитический спектр, что позволяет разнообразить контент периодической печати и способы его подачи.

Авторами материалов об Афганистане, в основном,являются таджикские журналисты.Но наряду с таджикскими аналитиками, в роли интервьюируемых выступали также и афганские эксперты и политические деятели, которые были непосредственными участниками событий или работали в команде Бурханиддина Раббани и Ахмадшаха Масуда.

Таджикские СМИ широко освещали состоявшиеся в городе Душанбе пресс -конференции, научные и политические мероприятия, связанные с мирным процессом в Афганистане. Они печатали новости и интервью зарубежных участников. Это была своеобразная попытка таджикской стороны внести свой вклад в миротворческий процесс в соседней стране.

В таджикской печати использовались различные жанровые группы для того, чтобы более подробно и оперативно отражать происходящие события. Эффектные заголовки, подзаголовки и фотоснимки делали более привлекательными и читабельными материалы, посвященные Афганистану.

Наблюдения показали,что подавляющее большинство материалов относятся к жанру статьи. Данный выбор связан с тем, что главная цель издания,автора-анализ событий. Говоря о типе, жанре и тематике материалов, посвященных Афганистану, необходимо отметить, что жанры и темы приняли форму изложения, хотя основная задача современной журналистики-это передача информации.

В данном случае речь идет о том, что сегодня журналисты не пытаются аналитически и/или осмыслить, обработать и представить полученный материал. И аудитория получает его в первоисточнике, что при определенных социально-политических условиях недопустимо и всё же данное явление-особенность публицистики всего региона.

ЛИТЕРАТУРА:

I .Алими, Дж.Кто такой Ахмадшах Масуд?/Дж.Алими//Миллат.-2011 .-30 августа.

2.Муродов,М.Основы творческой деятельности журналиста/М.Муродов.-Душанбе,Эч,од,2008.-88с.

3.Мухаббатшоев,М.Новое распределение мира начинается с распределения Афганистана/М.Мухаббатшоев//Точ,икистон.- 2001.-25 июля

4.Нуралиев, А.Информационные жанры печати/А.Нуралиев.-Душанбе,2004.-146с.

5.Садуллаев, А.Эпосы работы человечества/А.Садуллаев,П.Гулмуродзода.-Душанбе,1995.-64с.

6.Садуллаев, А.Спасательное шушукание.Сборник статей/А.Садуллаев.-Душанбе,2008.-112с.

7.Усмонов, И.К.Жанры публицистики/И.К.Усмонов.-Душанбе,2009.-139с.

8.Усмонов, И.К.Журналистика/И.К.Усмонов.-Душанбе,2011 .-474 с.-4 т.

9.Усмонов, И.К.Журналистика/И.К.Усмонов.-Душанбе,Империал-груп,2005.-480с.-1 т.

10.Шафе, Б.Ахмадшах Масуд - влюбленный, лидер, шахид/БШафе//Нигох.-2009.-8 сентября.

II .Юсуфи, Дж.Проглотит ли Афганистан голову Америки?//Фараж.- 2010.- 7 июля.

REFERENCES:

1.Alimi,J.Who is Ahmad Shah Massoud?/J.Alimi //Nation.-August 30,2011.

2.Murodov,M.B.Basic Grounds of Creative Activity of a Journalist /M.B.Murodov.-Dushanbe: Invention, 2008. -88 p.

3.Muhabbatshoev, М. The New Distribution of the World Begins with the Distribution of Afghanistan/M.Muhabbatshoev//Tajikistan.- 2001.

4.Nuraliev,А.N.Informatюnal Genres of Press/A.N. Nuraliev.- Dushanbe, 2004.- 146 p. 5.Saadullaev,А.Eposes of Mankind's Labour/Saadullaev,А.,Gulmurodzoda,P.-Dushanbe,1995.-64p. 6.Saadullaev,А.S.Saving Whispering. Collection of Articles /A.S.Saadullaev.- Dushanbe,2008.-112 p.

7.Usmonov,I.K.Genrs of Journalism/I.K.Usmonov.-Dushanbe,2009.-139 p.

8.Usmonov,I.К. Journalism (V.1)/I.K.Usmonov.-Dushanbe: Imperial-Group,2005.-480 p.

9.Usmonov,I.К. Journalism (V.4)/I.K.Usmonov.-Dushanbe,2011.- 474p. 10.Shafe,B.Ahmad Shah Massoud, Lover,Leader,Ahaheed/B.Shafe//View.-2009.September 8. 11 .Yusuil,J.Will Afghanistan Swallow America's Head?/J.Yusufi//Faraj,July 7,2010.

Цолабхо ва жанрхои матолиби матбуоти то чик дар бораи Афгонистон ва низоъхри ин кишвар

Вожахои калидй: жанр, ВАО-и то чик, уафтанома, Афгонистон,.мочарои Афгонистон,

тщлилгарон,Аумадшоуи Масъуд,Буруониддин Раббонй, ИМА, НАТО

Мацола ба тщцщи анвои жанрхои матбуоти точик вобаста ба инъикоси мочароцои Афгонистон дар ибтидои асри XXI бахшида шудааст. Муаллиф муайян кардааст, ки матбуоти точик зимни инъикоси масъалаи Афгонистон жанрхои гуногун, аз он чумла кулли жанрхои тщлилии

публитсистикаро, ки бароирангорангии матолиби матбуот хизмат мекунанд, истифода бурдааст. Чунончи вобаста ба мавзуъ дар сауафоти матбуоти тоцик хабару, репортаж, мусоуибаву нигориш ва очерку мацолауо нашр шудаанд, ки гувоу бар он аст, кирузноманигорон барои таъсиррасондан ба афкори хонанда рощои гуногунро ч,уё мешаванд. Таъкид рафтааст, ки бо вуцуди танаввуи жанрй матолиби дар мавзуи мазкур нашркардаи матбуоти тоцик ба щма талаботи жанрй чавобгу нестанд. Аз ин лщоз, проблемаи тщцици жанр вобаста ба мавзуъ ва проблемаи журналист дар соца аз масъалауои актуалии журналистика ба уисоб мераванд.

Типы и жанры материалов таджикской печати об Афганистане и афганских конфликтах

Ключевые слова: жанр, таджикские СМИ, еженедельник, Афганистан, афганский конфликт,

аналитики, Ахмадшах Масуд, Бурханиддин Раббони,США, НАТО. Статья посвящена исследованию жанрового многообразия таджикской печати об афганских конфликтах в начале XXI века. Автором подчёркивается,что втаджикской печати при освещении афганских проблем используют различные жанры, включая весь аналитический спектр, что позволяет разнообразить контент периодической печати и способы его подачи. В частности указывается,на страницах таджикской печати публиковались новости, репортажи, интервью, обозрения, статьи, очерки и др. что свидетельствует о поиске работников печати различных путей воздействия на сознание своих читателей.

Отмечается,что материалы, опубликованные в таджикской печати,не охватывают всех особенностей жанров. С этой точки зрения исследование жанров журналистики,является актуальной проблемой сферы журналистики.

Types and Genres of Materials of Tajik PressConcerning Afghanistan and Afghan Conflicts

Key words: genre, fact, author, information, analytics, article, interview, essay, the Tajik media, weekly, Afghanistan, Afghan conflict, analytics, Ahmad Shah Masoud, Burhaniddin Rabbani, USA, NATO.

The article is devoted to the exploration of genre diversity of the Tajik press concerning the Afghan conflict referring to the beginning of the XXI-st century. The author lays an emphasis upon the assertion that in the Tajik press by the elucidation of the Afghan problem various genres are used, including all the analytical spectrum, that allows to verygate the content of the periodical press and the ways of its submission. In particular, the author of the article points that on the pages of the Tajik press the following data have been published: news, reports, interviews, reviews, articles, essays, and etc; a testimony to the quest ofjournalists towards different ways of sway over the consciousness of their readers.

It is stressed that the materials published in the Tajik press don Y comprise all peculiarities of genres. In conformity with the author's viewpoint the research dealing with journalism genres is an actual problem in the sphere of journalism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article under consideration is predestinedfor a wide range of readers.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Усмонов Ма^мудцон Саймуродович, аспиранти кафедраи журналистикаи байналхалцй, муаллими кафедраи телевизион ва радиои Донишгоуи миллии Тоцикистон (Чумуурии Тоцикистон, ш.Душанбе), E-mail: mahmudum09@mail.ru Сведения об авторе:

Усмонов Махмуджон Саймуродович, аспирант кафедры международной журналистики, ассистент кафедры телевидения и радиовещания Таджикского национального университета (Республика Таджикистан,гДушанбе), E-mail: mahmudum09@mail.ru

Information about the author:

Usmonov Mahmudjon Saymurodovich post-graduate of the department of international journalism, assistant of the deparment of television and radio broadcasting under the Tajik National University. (Tajikistan,Dushanbe),E-mail: mahmudum09@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.