ПЕДАГОГИКА
РеСадодюэ
УДК 377.111.3
© Дворцов В. Б., Диденко А. В., 2019
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА СУБЪЕКТИВНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Статья посвящена особенностям проведения мониторинга субъективной удовлетворенности результатами образовательного процесса слушателей, прошедших обучение по программам повышения квалификации. Авторами проанализирован ряд работ педагогического и социологического профиля по указанной проблеме. Установлена необходимость включения в анализ факторов, связанных с организацией учебного процесса, содержания дополнительной профессиональной программы и характеристик педагогического мастерства преподавательского состава. Было проведено анкетирование 109 слушателей, завершивших учебные программы повышения квалификации в ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России. Выявлено, что существуют определенные взаимосвязи субъективной удовлетворенности результатами образовательного процесса от стажа профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе и должностной категории слушателей. При этом для определенных категорий слушателей (сотрудники, осуществляющие социальную, психологическую и воспитательную работу с осужденными) при оценке субъективной удовлетворенности характерно акцентирование внимания на проявлениях педагогического мастерства преподавателя. Для должностных категорий, занимающихся оперативной работой, обеспечивающих режим и осуществляющих надзор за осужденными, при оценке характерно придание значения факторам, связанным с организацией учебного процесса, распорядком дня образовательной организации. Изучение анкетных данных показало необходимость внесения существенных изменений в разработанную анкету, а также в процедуру тестирования и оценку его результатов. Каждый компонент анкеты должен быть представлен возможностью формализованных и открытых вариантов ответов, позволяющих личности проявить как можно большую степень свободы в выражении своих мыслей.
Ключевые слова: субъективная удовлетворенность результатами образовательного процесса; проведение анкетирования и оценка; дополнительное профессиональное образование.
© Dvortsov V. B., Didenko A. V., 2019
THE FEATURES OF MONITORING OF SUBJECTIVE SATISFACTION WITH THE RESULTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
OF ADULTS
The article is devoted to the peculiarities of monitoring the subjective satisfaction with the results of the educational process of students who have been trained in training programs. The authors analyzed a number of works ofpedagogical and sociological profiles on this problem. On the basis of the literature review the necessity of inclusion in the analysis of factors related to the organization of the educational process, the content of additional professional programs and characteristics of pedagogical skills of the teaching staff. A survey was conducted of 109 trainees completed a curriculum of professional development in the Tomsk IPKR of the FPS of Russia. It is revealed that there are certain interrelations of subjective satisfaction with the results of the educational process from the experience of professional activity in the penitentiary system and the official category of students. At the same time, for certain categories of students (employees engaged in social, psychological and educational work with convicts) in assessing subjective satisfaction is characterized by focusing on the manifestations of pedagogical skills of the teacher. For the official categories engaged in operational work and the regime and supervision of convicts in the evaluation is characterized by giving importance to the factors associated with the organization of the educational process, the daily routine of the educational organization. The study of personal data showed the need to make significant changes in the developed questionnaire, as well as in the testing procedure and evaluation of its results. Each component of the questionnaire should be presented with the possibility of formalized and open answers, allowing the individual to show the greatest possible degree of freedom in expressing his thoughts.
Keywords: subjective satisfaction with the results of the educational process; survey and evaluation; additional professional education.
В последние годы отмечается повышение научного интереса исследователей к изучению удовлетворенности участников образовательного процесса
качеством предоставляемых образовательных услуг. В публикациях, представленных в широком спектре научных изданий педагогического и социо-
логического профиля, авторы к числу актуальных проблем относят:
- необходимость разработки критериев качества оказываемых образовательных услуг, например, в виде удовлетворенности слушателей качеством реализации предлагаемой дополнительной профессиональной программы, условиями организации образовательной деятельности и уровнем профессионализма профессорско-преподавательского состава [1];
- выявление особенностей и анализ состояния кадрового потенциала, обеспечивающего учебный процесс, как интегрирующего навыки, интеллект и специальные знания, обладающего соответствующей возрасту активностью, способностями реализовывать инновации и преодолевать затруднения личностно-профессионального плана, а также существующие стереотипы в сфере реализации образовательного процесса [3];
- проблемы мониторинга удовлетворенности работодателей качеством образования выпускников образовательной организации с анализом соответствия профессиональных, квалификационных, компетентностных параметров, предъявляемым работодателем требованиям [2].
Представленные актуальные
направления говорят о разноплановости проблемы, необходимости определения дефиниций так называемой «субъективной удовлетворенности» и введения в этот процесс инструментов оценки
данного показателя с целью использования полученных сведений при организации учебного процесса.
Формализованный подход к оценке удовлетворенности участников образовательного процесса качеством оказываемых образовательных услуг определяется действующей нормативной базой по проведению мониторинга системы образования — постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» и ведомственными нормативными актами и инструкциями. В части, касающейся оценки развития дополнительного профессионального образования, указанным постановлением предусмотрена оценка следующих параметров:
- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам;
- кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ;
- материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- научная деятельность организаций дополнительного профессионального образования;
— создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
— профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования.
Данные формализованные характеристики ежегодно представляются образовательными организациями в порядке самообследования в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
Тем не менее, оценку субъективной удовлетворенности результатами реализованной образовательной программы, образовательных потребностей, имевшихся у обучаемого, определение ее уровня невозможно произвести без анализа эмоционально-мотивационных критериев [4], имеющих, однако субъективный характер и, следовательно, трудно поддающихся формализованной оценке. Так показатели данного «критерия» [4] должны включать в себя удовлетворенность слушателей качеством преподавания в контексте деятельности самого преподавателя (доступность, последовательность и системность изложения материала, способность обозначить взаимосвязь с практическим опытом, способность вызвать у слушателей интерес к изучаемому материалу), удовлетворенность
слушателей программой обучения
(компоновкой изучаемых тем с отражением профессиональных задач, связью между теоретическими знаниями и совершенствованием практической работы) и, наконец, заинтересованность слушателей в изучении дисциплин, включенных в содержание учебного курса.
Существует и еще одна специфическая особенность, которая связана с реализацией дополнительных профессиональных программ в системе образовательных организаций так называемых силовых структур. Эта особенность связана с взаимодействием заказчика с организацией, реализующей образовательную программу (оказывающую образовательные услуги). Если в системе государственных бюджетных или частных образовательных организаций программа реализуется в соответствии с запросами рынка труда, работодателя, чьи требования могут меняться достаточно быстро и оперативно, что порою может приводить к несогласованности в этом аспекте, то в системе силовых структур (например, Федеральной службы исполнения наказаний — ФСИН России) трансляция образовательного запроса происходит непосредственно при разработке дополнительной профессиональной программы, на этапе согласования и рецензирования программы профильными управлениями. В случае прямой связи между заказчиком образовательных услуг, транслирующим образовательный
запрос, и образовательной организацией не должно существовать противоречий и взаимной неудовлетворенности качеством реализованной программы. Однако допускается возможность существования субъективной неудовлетворенности слушателей результатами образовательного процесса в каждой конкретной организации.
Тем не менее аспекты, связанные с формулированием, интерпретацией получаемых данных о субъективной удовлетворенности результатами образовательного процесса, до настоящего времени не нашли своего отражения в научных публикациях, касающихся системы дополнительного профессионального образования взрослых.
На основании изложенного можно констатировать, что «субъективную удовлетворенность» результатами образовательного процесса можно определить как эмоционально-оценочную деятельность обучающегося, направленную на формулирование субъективной оценки основных аспектов деятельности образовательной организации, связанных с достижением ожидаемых результатов, формированием у обучающегося определенных профессиональных компетенций.
С целью изучения и анализа данной проблемы в системе дополнительного профессионального образования образовательных организаций ФСИН России, выяснения наиболее значимых компонентов субъективной удовлетворенности качеством реализованной
программы и возможности последующего использования полученной информации, в период с 06.08.2018 по 15.10.2018 было проведено анкетирование слушателей, завершивших обучение по программам повышения квалификации в ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (далее — Институт).
В качестве инструмента исследования выступила разработанная сотрудниками учебного отдела Института анкета субъективной удовлетворенности слушателей процессом обучения, состоящая из 19 вопросов, сформулированных в закрытой форме, но также предполагающих варианты ответов в свободной форме. Например, требовалось пояснить, почему был выбран именно данный вариант ответа, или требовалось указать иной ответ в сравнении с предложенным. Кроме этого, ряд вопросов носили проективный характер и требовали нестандартного творческого подхода с необходимостью определения круга вопросов, на которые не были получены ответы в ходе повышения квалификации, указания тематики, которой следовало бы дополнить программу при дальнейшей ее реализации, а также высказать пожелания по совершенствованию образовательного процесса по должностной категории в дальнейшем.
Структурно вопросы, предложенные в анкете, делились на три группы:
1. вопросы, охватывающие организацию образовательного процесса в Институте и ее эффективность
(например, оценка организации образовательного процесса в целом, обеспеченность вспомогательными средствами обучения, техническими средствами, организация практико-ориентированного обучения, организация выездных занятий на базе исправительных учреждений, организация работы библиотек, материально-бытовое обеспечение, распорядок дня и пр.);
2. вопросы, относящиеся к деятельности преподавательского состава и оценке его педагогического мастерства (например, владение методикой проведения занятий, способностью к доступному изложению учебного материала, установлению обратной связи при проведении занятия и пр.);
3. вопросы, затрагивающие структуру и тематику самой программы повышения квалификации (например, вопросы о необходимой и достаточной компоновке программы изучаемой тематикой, необходимость включения в программу актуальных с точки зрения слушателей тем, учебных дисциплин).
Были изучены анкеты слушателей (всего проанализировано 109 анкет), прошедших обучение по программам повышения квалификации по 7 должностным категориям в 2018 г. Должностные категории слушателей, прошедших обучение, были сгруппированы в зависимости от общего направления деятельности:
1. сотрудники оперативных подразделений (2 группы — 35 человек);
2. сотрудники подразделений, отвечающих за поддержание режима и надзора в исправительных учреждениях (2 группы — 34 человека);
3. сотрудники, осуществляющие социальную, психологическую и воспитательную работу с осужденными (3 группы — 40 человек).
Группы сотрудников, проходивших повышение квалификации по направлению подготовки, а не по должностной категории (например, сотрудники ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН, образовательных организаций ФСИН России, учреждений УИС, ответственные за выполнение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд), были укомплектованы представителями различных подразделений и поэтому не анализировались.
Анализ анкет позволил установить, что существенные различия в результатах анкетирования отмечались по следующим характеристикам: срок службы в уголовно-исполнительной системе и должностная категория обучаемых.
Из ответов на вопросы анкеты, связанные со структурой и тематикой самой программы повышения квалификации, было выявлено преобладание у сотрудников, прослуживших в УИС от 5 до 10 лет, пожеланий и запросов, связанных с необходимостью более подробного изучения нормативно-правовой базы по организации служебной деятельности (п = 20, 18,4 %). Сотрудники, прослужившие в УИС от 10 до 20 лет (п = 67, 61,5 %), отмечали
больший интерес к вопросам тематический компоновки программы повышения квалификации, необходимость рассмотрения в программе актуальных проблем, связанных со служебной деятельностью, высказывали пожелания приглашения на занятия практических работников, необходимость обмена опытом профессиональной деятельности. Данная особенность объясняется процессом становления профессионального опыта сотрудника, когда первые годы службы связаны с освоением нормативно-правовой базы профессиональной деятельности, в дальнейшем происходит формирование устойчивых навыков и их адаптация к актуальным условиям несения службы.
В отношении группы вопросов, связанных с профессиональным мастерством преподавательского состава Института, отмечалось, что данная тематика нашла свое отражение преимущественно в ответах сотрудников, осуществляющих социальную, психологическую и воспитательную работу с осужденными (п = 35 из 40 представителей должностной категории). Так, слушатели должностных категорий «Старшие психологи, психологи психологических лабораторий ИК», «Заместители начальников исправительных колоний, лечебно-исправительных
учреждений, воспитательных колоний, тюрем, СИЗО, курирующие вопросы кадров и воспитательной работы» в своих ответах отмечали интерес к способностям преподавателя к установле-
нию контакта со слушателями, использованием преподавателями методических приемов ведения занятий, позволяющих структурировать информацию, доступность и понятность изложения материала.
Определенный интерес у слушателей вызвали вопросы, касающиеся материально-бытового обеспечения учебного процесса, условий проживания в общежитии Института. Однако к данной группе вопросов проявили повышенный интерес лишь слушатели, обучающиеся по должностным категориям «Сотрудники подразделений, отвечающих за поддержание режима и надзора в исправительных учреждениях» (п = 33, 97,1 % представителей должностной категории), а также сотрудники оперативных подразделений (п = 30, 85,7 % представителей должностной категории). Более того, в качестве проблемных представителями оперативных подразделений отмечались ограничения, связанные с проживанием в общежитии, необходимостью соблюдения распорядка дня, утвержденного в Институте (п = 32, 91,4 % представителей должностной категории). Характерно, что группы сотрудников, осуществляющих социальную, психологическую и воспитательную работу, в анкетах проявляли меньший интерес к вопросам материально-бытового обеспечения проживания в общежитии, но акцентировали свое внимание на применении технических средств обучения
(п = 9, 22,5 % представителей должностной категории).
Таким образом, представленные сведения говорят о наличии различных векторов, характеризующих направленность внимания слушателей при оценке субъективной удовлетворенности результатами образовательного процесса. С одной стороны, реализация образовательного процесса предполагает получение не просто определенной суммы знаний, умений и навыков, но формирование компетенций, необходимых в практической деятельности. При этом утилитарно-прагматические условия реализации образовательного процесса для отдельных категорий слушателей (связанных с воспитательной, социальной и психологической работой) не являются главными и значимыми, выходящими на первый план при оценке.
С другой стороны, у должностных категорий, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, режима и надзора, отсутствовали объективные признаки игнорирования значимости организационно-
педагогических условий реализации образовательного процесса, а также интереса к реализации программы повышения квалификации в силу отмечаемой фиксации внимания преимущественно на утилитарно-прагматических (бытовых) и ограничительных аспектах. Само по себе отсутствие развернутых формулировок, отсутствие ответов на поставленные вопросы еще не дает оснований так утверждать.
Таким образом, проведенный мониторинг результатов образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования показал разнонаправленность самого феномена «субъективной удовлетворенности», его возможную зависимость от объективно фиксируемых параметров, связанных со стажем службы и вероятно, с должностной категорией. Однако была продемонстрирована и трудность фиксации, объективизации таких данных с помощью разработанного инструмента.
В этой связи полученные сведения о субъективной удовлетворенности результатами образовательного процесса требуют внесения существенных изменений не только в саму анкету, но и в процедуру тестирования, а также в оценку его результатов.
Разработанная анкета требует переработки с выделением четырех структурных блоков: «Общие анкетные данные» (пол, возраст, стаж работы в УИС, структурное подразделение), «Организация образовательного процесса в Институте» (материально-техническая оснащенность учебного процесса, обеспеченность литературой, возможности использования дистанционных образовательных технологий, организация практико-ориентированного обучения, организация выездных занятий на базе исправительных учреждений, организация работы библиотек, материально-бытовое обеспечение, распорядок дня слушателей и пр.),
«Содержание и структура дополнительной образовательной программы» (актуальность и последовательность представленной тематики, соответствие современным направлениям деятельности) и «Субъективная оценка профессиональных качеств преподавательского состава» (оценка компетентности преподавателя в соответствующей области деятельности, эффективность применения педагогических технологий, создание развивающей образовательной среды на занятиях со слушателями). Каждый из указанных компонентов оценки должен быть представлен как формализованными, так и не формальными вариантами ответов, позволяющих личности проявить как можно большую степень свободы в выражении своих мыслей.
Необходимым условием также является проведение так называемой предтестовой беседы (инструктажа), позволяющей минимизировать формализм при ответе на поставленные во-
просы. Возможно, следует продумать вариант сопоставления анкеты с использованием объективной оценки уровня сформированных компетенций у слушателей по результатам итоговой аттестации. Однако анкетирование в этом случае будет лишено анонимности, и определяемая «субъективная удовлетворенность», зависимая от эмоционального состояния слушателя, после итоговой аттестации также может измениться.
Представленные рекомендации по составлению анкеты и ее обработке смогут позволить адекватному переводу данной субъективной оценки в фиксируемые характеристики, которые обладают валидностью для установления обратной связи между обучающимися и образовательной организацией в процессе интерпретации субъективной удовлетворенности слушателей результатами образовательного процесса. Данное направление требует своего дальнейшего изучения и развития.
1.
2.
Литература
Данилов, С. В., Шустова, Л. П. Мониторинг удовлетворенности образовательными услугами как инструмент маркетинга в системе образования взрослых // Инновация в образовании. — 2018. — № 6.
Деева, Н. Н. Проблемы взаимодействия образовательных учреждений и работодателей на рынке труда // Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса: Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М., 2012.
Иванищева, Н. А. Ресурсы андрагогического потенциала системы высшего педагогического образования // Инновация в образовании. — 2018. — № 4.
4. Игумнова, О. В. Критерии и показатели эффективности реализации профессиональной переподготовки начальников отрядов осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2018. —№ 2 (42).
Сведения об авторе
Дворцов Василий Борисович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), начальник института, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected] Диденко Александр Владимирович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), заместитель начальника по учебной и научной работе, доктор медицинских наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Dvortsov Vasilii Borisovich: Tomsk Institute of Improvement of Professional Skill Workers of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), the chief of institute, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected] Didenko Alexander Vladimirovich: Tomsk Institute of Improvement of Professional Skill Workers of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), the deputy chief on educational and scientific work, doctor of medical sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 37.013:343.2.01
© Зауторова Э. В., 2019
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРИОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современная педагогика в поиске эффективных средств воспитания все больше ориентируется на использование искусства в педагогическом процессе. Среди новых психолого-педагогических технологий особое место отводится театру. Ученые отмечают, что театр — это то искусство, которое, в первую очередь, учит чувствовать и сопереживать (И. В. Ионов-Тарасов, Е. В. Кузнецов, Л. М. Некрасова, С. В. Никитин, С. М. Яковлюк и др.). Целью статьи является привлечение внимания к использованию возможностей театральной деятельности в местах лишения свободы в ходе исправления личности осужденного. Система воспитания осужденных средствами театра перспективна, потому как театр исцеляет человека изнутри, расставляя перед ним все возможные ситуации в жизни, направляя его к решению важных жизненных вопросов и проблем. В статье