УДК 340
© Дворцов В. Б., Сидакова М. А., 2019
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ
В статье рассмотрена структура педагогической деятельности в образовательной организации дополнительного профессионального образования ФСИН России; выявлены особенности обучения субъектов учебной деятельности в процессе реализации дополнительных профессиональных программ; представлена характеристика субъектов педагогической деятельности и типы взаимодействий субъектов в педагогическом процессе.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; субъекты педагогического процесса; практико-ориентированный подход; проектирование образовательных программ; междисциплинарное методическое обеспечение.
© Dvortsov V. B., Sidakova M. A., 2019
FEATURES OF THE TRAINING OF THE STAFF OF THE PENAL
SYSTEM IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF FPS OF RUSSIA
The article is devoted to the consideration of the process of carrying out the process ofpedagogical activity in the educational organization of additional professional education of the Federal Penitentiary Service of Russia, an attempt has been made to identify the characteristics of training in the implementation of additional professional programs, the characteristics of subjects of educational activity and pedagogical activity. The interaction of subjects of the educational process is considered as educational and pedagogical cooperation.
Keywords: additional vocational education; subject of educational activity; practice-oriented approach; design of educational programs; interdisciplinary methodological support.
Дополнительное профессиональ- России реализуется с опорой на дея-ное образование в организации ФСИН тельностный подход, который пред-
полагает активную деятельность субъектов образовательного процесса, их взаимодействие. При этом учитываются личностные особенности и профессиональный опыт обучающихся. Если рассматривать дополнительное профессиональное образование как целостный процесс формирования профессиональных и специальных компетенций и личностных качеств, то ожидания обучающихся совпадают с целями подготовки. При организации в учебном процессе разных типов взаимодействия обучающиеся решают самостоятельно трудные задачи, ситуации и проблемы, возникающие в профессиональной деятельности. В процессе взаимодействия преподавателей и обучающихся развиваются нравственные качества и коммуникативные умения (взаимное уважение, взаимопонимание, взаимопомощь).
Обучающийся в системе ДПО выступает субъектом образовательной деятельности, так как имеет определенный профессиональный опыт, желает получить либо усовершенствовать профессиональные компетенции, необходимые ему для эффективного исполнения служебных обязанностей. Его активная позиция характеризуется его стремлением к достижению образовательной цели, независимости, самоуправлению. Преподаватель, являясь также субъектом образовательного процесса в ДПО, проявляет
активность и самостоятельность в оказании помощи по созданию образа специалиста-профессионала; развитию позитивной мотивации личности обучающегося; формированию профессиональных ценностей; развитию профессионального мышления; самостоятельному поиску информации; самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков, качеств личности, необходимых для решения жизненно важных и профессиональных проблем.
Процесс обучения в образовательных организациях дополнительного профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) имеет свои особенности:
1. Реализация практико-
ориентированного подхода на лекционных, семинарских и особенно на практических занятиях. Этот подход развивает такое важное психолого-педагогическое качество, как способность системно и эффективно действовать в сложных условиях профессиональной деятельности. Программы дополнительного профессионального образования ориентированы на реализацию деятельностного подхода и формирование профессионально-специализированных компетенций, которые позволят эффективно осуществлять профессиональную деятельность. А это, в свою очередь,
диктует необходимость смещения акцентов преподавания из общепрофессиональных теоретических сфер в плоскость практического выполнения профессиональных задач. Речь идет о практико-ориентированной модели организации образовательного процесса, которая предполагает, что интегрированный образовательный результат обучения достигается путем увеличения сегмента узкой специализации во всех компонентах профессиональной подготовки. Исполнение служебных обязанностей требует от сотрудников подразделений ФСИН России знания специальных приемов и способов действий, навыков, умелого их применения. Слушателю образовательной организации дополнительного профессионального образования ФСИН России необходимо не только иметь глубокие научные знания, но и уметь применять их для решения практических задач.
2. Необходимость разработки учебно-методических материалов, применение которых позволяет реализовать практико-ориентированное обучение.
При разработке дополнительных профессиональных программ преподавателями образовательной организации обнаружен ряд проблем, носящих как субъективный, так и объективный характер. Объективными трудностями являются:
- отсутствие новых нормативно-правовых актов, регламентирующих разработку ДПП;
- отсутствие профессиональных стандартов, на основе которых разработано большинство ДПП.
К трудностям субъективного характера авторы относят:
- проектирование программ с использованием только знаниевого подхода;
- попытки проектирования программ исходя из собственного профиля специализации и актуальных знаний умений и владений преподавателя [1].
Формирование и (или) совершенствование профессионально-специализированных компетенций как результата обучения требует от исполнителя — образовательной организации — создания интегрированных программы, учитывающих специализацию всех кафедр (межкафедральных учебно-методических материалов). Междисциплинарное учебно-методическое обеспечение является наиболее эффективным инструментом реализации образовательного процесса ДПО. В федеральном казенном учреждении дополнительного профессионального образования «Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России» (далее — Институт) формой реализации таких программ являются межпредметные семинары интерактивные семинары,
деловые игры, практические учения. Активные и интерактивные формы и методы занятий позволяют достигать планируемых результатов.
Для достижения цели обучения институт располагает учебным рабочим комплексом и полигоном, где приобретаются и совершенствуются практические навыки. Теоретические знания и практические умения, полученные на учебно-тренировочном комплексе, закрепляются в навыках выполнения должностных обязанностей сотрудников УИС, приобретаемых на учебных рабочих местах, созданных в институте для каждой должностной категории, включенных в структуру полигона приобретения и совершенствования практических навыков.
Одной из важных форм учебно-методической работы является разработка практикума для формирования практических сегментов компетенций. Большое значение при подготовке практикума имеет подбор заданий. Задания для слушателей соответствующей категории подобраны таким образом, что позволяют охватить практически все типичные ситуации, встречающиеся в их деятельности, в результате чего по окончании обучения у них остаются фактически методические разработки с образцами документов, процессуальных материа-
лов, составляемых сотрудниками УИС в повседневной деятельности.
Особенностью учебно-
методических материалов для разных видов занятий является опора на опыт обучающихся, так как группы переменного состава обучающихся комплектуются сотрудниками, прибывающими из территориальных органов ФСИН России. Прибывающие на указанное обучение сотрудники имеют большой опыт не только личностного роста и развития, но и практический опыт региона, из которого они прибыли. Использование в учебном процессе профессионального опыта обучающихся, с одной стороны, позволяет реализовать практико-ориентированное обучение, ориентированное на личность обучающегося, его установки и опыт, с другой стороны, служит основой для генерирования неизвестных ситуаций, развивающих творческие способности
Принимая во внимание тот факт, что зачастую одинаковые ситуации служебной деятельности разрешаются по-разному, чаще всего на основании практики правоприменения территориальным органом, перед преподавателем ДПО стоит задача выработки единого подхода в разрешении подобных ситуаций.
После проведения занятий в интерактивных формах и методах организуются практические занятия с
выездом в исправительные учреждения УФСИН России по Томской области, во время проведения которых осваиваются новые знания, закрепляются навыки и умения обучающегося (сотрудника УИС). Авторами выделены основные виды занятий, позволяющие формировать практические навыки решения экстремальных, ситуационных задач, а также анализировать конкретные практических ситуаций:
- проигрывание моделируемых ситуаций;
- проведение занятий на специализированных полигонах, учебных рабочих местах;
- проведение межкафедральных/междисциплинарных занятий, итоговой аттестации;
- проведение практических занятий с выездом в исправительные учреждения по месту нахождения об-
привлечение практических работников территориальных органов ФСИН России к проведению совместных занятий на базе Института.
Зачастую в процессе служебной деятельности между сотрудниками, владеющими разным уровнем компетенций, возникают противоречия в служебной деятельности.
Для того чтобы разрешить данные противоречия, в образовательный процесс института были внедрены такие формы организации и проведения учебных занятий, как деловые игры, круглые столы с обменом практическим опытом регионов, разбор практических ситуаций, «мозговые атаки», решение практикумов, тренинги, интерактивные семинары.
Таким образом, организация образовательного процесса в ФКУ ДПО в полной мере отвечает задачам подготовки профессионала для выполнения поставленных служебных задач.
разовательной организации;
Литература
1. Диденко, А. В., Дворцов, В. Б. Проблемы проектирования фондов оценочных средств при разработке дополнительных профессиональных программ // Ведомственное профессиональное образование в уголовно-исполнительной системе России: история и современность (к 105-летию со дня открытия Высших тюремных курсов в Санкт-Петербурге) : сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 17 марта 2017 г.). — СПб.: Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России, 2017.
2. Бюллетень нормативных правовых актов. Официальные документы в образовании. — 2016. — № 18 (590).
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
Сведения об авторах
Дворцов Василий Борисович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), начальник института, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected] Сидакова Марина Александровна: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), старший научный сотрудник учебного отдела, кандидат филологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Dvortsov Vasilii Borisovich: Tomsk Institute of Improvement of Professional Skill Workers of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), the chief of institute, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected] Sidakova Marina Alexandrovna: Tomsk Institute of Improvement of Professional Skill Workers of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), senior researcher of the Educational Department, candidate of philological sciences. E-mail: [email protected]
УДК 378
Н. Н. Ивашко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА ФСИН РОССИИ
В статье на основе психолого-педагогических исследований проблемы закрепления выпускников вузов ФСИН России в учреждениях и органах УИС, стимулирования их труда и заинтересованности в службе, а также кадровой ситуации в учреждениях УИС (необходимость непрерывного совершенствования профессиональных и специальных компетенций, формирования личностных психолого-педагогических качеств и профессионального ориентирования сотрудников в процессе службы в УИС), теоретически обоснованы, экспериментально проверены педагогические условия успешной адаптации курсантов в вузах ФСИН России. Автор утверждает, что адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России представляет собой сложный многосторонний процесс, успешность которого может быть достигнута путем внедрения в образовательную среду вуза системы подготовки к адаптации. Показана