ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and technique of professional education
УДК 378:343.85
В. Б. Дворцов
ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье подробно рассматриваются отдельные компоненты организационно-педагогических условий, которые необходимо использовать в учебном процессе для формирования готовности выпускника высшего учебного заведения ФСИН России к практической деятельности, направленной на обеспечение режима исправительного учреждения. Автором в качестве основных условий рассматриваются широкое использование активных форм организации учебного процесса и различных вариантов внеаудиторной работы курсантов.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия; активные формы обучения; внеаудиторная работа.
V. B. Dvortsov
CHARACTERISTICS OF ACTIVE LEARNING AND EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FSIN OF RUSSIA, AS THE ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF READINESS OF THE GRADUATE TO ENSURE THE REGIME IN PENAL INSTITUTIONS
The article describes in detail the individual components of organizational and pedagogical conditions that need to be used in educational process for formation of readiness of the graduate of educational institutions of the FPS of Russia to practical activities aimed at ensuring the regime of the correctional institution. By the author as the main conditions for considering the broad use of active forms of organization of educational process and the different options of extracurricular work of students.
Key words: organizational and pedagogical conditions; the active forms of organization of educational process; extracurricular work.
© Дворцов В. Б., 2016.
В последние годы вопросы обеспечения режима и надзора за осужденными, отбывающими уголовные наказания, выходят на передний план в деятельности исправительных учреждений и диктуют образовательным организациям ФСИН России необходимость подготовки специалистов, способных выполнять указанные функции. Эта актуальная проблема выдвигает в качестве приоритетов в организации учебного процесса задачу формирования широкого спектра компетенций — от знания правовых аспектов деятельности до готовности обеспечивать режим в исправительном учреждении.
Данный континуум достижения необходимого уровня компетенции от знаний до возможности их применения на практике напрямую связан с образовательной средой и стратегическим целеполаганием образования, содержанием педагогического процесса и организационно-педагогическими условиями его реализации. В данном контексте образовательная среда представляет собой комплекс организационно-педагогических условий и влияний (нормативное обеспечение, предметно-пространственные условия, содержание и программное учебно-методическое обеспечение), необходимых для профессионального становления каждого обучающегося, с освоением им компетенций, востребованных в выбранной профессиональной деятельности [1, с. 14].
Таким образом, для успешного формирования профессионально значимых качеств, составляющих так называемую «готовность» к видам деятельности, необходимо определить спектр организационно-педагогических условий, которые будут обеспечивать эффективность образовательного процесса.
Под условиями понимаются обстоятельства и факторы, влияющие на какой-либо процесс. С точки зрения педагогики условия, не являясь сами по себе причинами событий, усиливают или ослабляют действие причинного фактора. С этих позиций условия вы-
ступают как факторы, обстоятельства и совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы [2, с. 122]. Современная дидактика трактует условия как совокупность взаимосвязанных мер, обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом.
Актуальность проведения исследования, направленного на определения наиболее важных компонентов организационно-педагогических условий формирования готовности выпускников образовательных организаций ФСИН России к обеспечению режима в исправительном учреждении, обусловлена недостаточным уровнем компетенций (знаний и умений), выявляемым по данным проведенного анкетирования сотрудников, приступивших к службе в учреждениях УИС. Так, на основании анализа обзоров ФСИН России за период с 2015 по 2016 г. по организации режима и надзора (№ 03-32344 от 01.06.2015; № 03-9613 от 25.02.2016; № 03-553 от 03.03.2016; № 03-38263 от 05.07.2016) можно предположить, что у определенной части сотрудников УИС имеются недостаточные навыки для проведения обыска осужденных и помещений, низкий уровень овладения навыками анализа информации и ее практического использования при составлении прогноза и принятии решений по организации режимных мероприятий, а также низкий уровень владения коммуникативными навыками, используемыми при общении с осужденными, их родственниками, представителями средств массовой информации и правозащитными организациями. Одной из актуальных проблем является недостаточная психологическая готовность сотрудников к действиям при осложнении оперативной обстановки и возникновении чрезвычайных обстоятельств, а также в случае применения физической силы, специальных средств и оружия. Наибольшие трудности испытывают вновь пришедшие на службу сотрудники
при внезапном осложнении оперативной обстановки в исправительном учреждении, а также при проведении таких мероприятий, как водворение осужденных в камеры ШИЗО и ПКТ (ЕПКТ), одиночные камеры, во время несения службы в запираемых помещениях.
Таким образом, обеспечение уровня профессиональной готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к выполнению профессиональных задач является комплексной проблемой, в основе решения которой должны находиться определенные организационно-педагогические условия. С целью определения необходимых компонентов организационно-
педагогический условий на базе образовательных организаций ФСИН России (ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России) в течение 5 лет, с 2011 по 2016 гг., проводилось исследование теоретической подготовки, научно-исследовательской деятельности, учебной практики и стажировки курсантов.
Научная обоснованность проводимого эксперимента обеспечивалась за счет:
- однородности состава участников контрольной и экспериментальной групп в естественных условиях образовательного процесса;
- учебно-методического материала, содержание которого было предусмотрено учебными программами;
- проведением контрольных срезов, определяющих результаты сформи-рованности у курсантов готовности к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях на различных этапах опытно-экспериментальной работы.
В результате проведенного исследования наряду с выделенным спектром организационно педагогических условий также были апробированы методы активного обучения и различные варианты привлечения курсантов к внеаудиторной учебной работе.
С целью изучения эффективности применения в учебном процессе методов активного обучения при преподава-
нии учебной дисциплины «Правое регулирование и организация режима» было предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Указанные формы организации учебного процесса были реализованы в рамках лекционных, семинарских и практических занятий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определялся главной миссией программы и составлял не менее 30 % аудиторных занятий.
Лекции имели значительный потенциал в развитии познавательных и профессиональных мотивов, теоретических знаний такого важного качества, как профессиональное мышление курсантов. Применялись такие виды лекций, как: информационная лекция, проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, лекция-беседа, лекция с применением средств обратной связи, лекция-конференция.
Занятия лекционного типа обеспечивались электронными презентациями с использованием компьютерной программы Microsoft Power Point, просмотра и обсуждения видеофильмов, записей с систем видеонаблюдения пенитенциарных учреждений и носимых видеорегистраторов и с интернет-ресурсов.
Разнообразные формы семинарских занятий имели различную степень эффективности в решении задач формирования профессиональных и профессионально-специализированных компетенций у курсантов по обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях. Применялись такие виды семинарских занятий, как: семинар — «мозговой штурм», семинар-диспут, семинар — деловая игра, семинар — прослушивание и обсуждение докладов, семинар — комментированное чтение и анализ документов, семинар по материалам исследования, семинар — круглый стол, смешанная форма проведения семинара. Семинар в форме деловой игры
обладал исключительным потенциалом для формирования профессионально-специализированных действий и поступков у курсантов по обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях. Во время проведения лекционных и семинарских занятий были предусмотрены встречи с практическими сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
На практических занятиях активно использовались имитационные методы, метод анализа конкретных ситуаций, инсценировки, благодаря которым курсанты могли закрепить знания и умения, которые были получены ими при изучении учебных дисциплин. Все занятия, предложенные курсантам, содержали профессиональные ситуации, где они должны были проявить себя как будущие специалисты уголовно-исполнительной системы по обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях.
Во время проведения занятий использовались различные проблемные ситуации, а также активные методы обучения. Использование таких ситуаций и методов являлось эффективным способом снятия психологических барьеров у курсантов, способом стимулирования самостоятельной познавательной деятельности. К их числу были отнесены:
- дидактические ситуации по анализу внутренней и внешней среды режима в пенитенциарных учреждениях;
- метод воспитывающих ситуаций по соблюдению осужденными распорядка дня и дисциплины труда;
- эмоциогенные ситуации по составу нарушений установленного порядка отбывания наказания;
- ситуации достижения успеха в деятельности и в управлении сотрудниками дежурной сменой;
- конфликтные ситуации в детерминантах преступности среди осужденных;
- аналитические и оценочные ситуации в стабилизации оперативной обстановки по обеспечению режима;
- ситуации предвидения ответственности в сфере принятия решения.
Затем осуществлялась проверка качества дидактической ситуации. С этой целью курсантами под руководством преподавателя производилось мысленное экспериментирование и продумывание возможных вариантов реализации ситуации. Например, в дидактической ситуации по анализу внутренней и внешней среды режима в пенитенциарных учреждениях курсанты высказывали, как правило, две противоположные точки зрения. Оба мнения заслушивались и обсуждались, после чего осуществлялась оценка проектов и предлагаемого наиболее реалистического решения ситуации.
Для обучения курсантов принятию решения в нестандартной ситуации предлагались различные дидактические приемы с целью получения первичного квазипрофессионального опыта:
- приемы вербальные, практические, естественные, лабораторные (по способу проявления направленности личности), направленные на поведение осужденных;
- этические приемы (конфликтные, неконфликтные, проблемные, аналитико-оценочные) воздействия на мировоззрение осужденного;
- приемы предвидения и нравственного выбора в специально созданных ситуациях;
- приемы-задачи на нахождение правильного морального решения (реакция на просьбу осужденного, оказание моральной поддержки осужденному и т. д.);
- приемы-упражнения в моральном выборе поступка (понять или наказать, сделать вид, что не вижу, или пресечь);
- приемы, требующие действия нравственного поступка (приказ, угроза, требование, укор и т. д.);
- проблемно-ситуационный прием, в частности, создание коллизий и ситуаций (примерное поведение и организация побега);
- ситуационные игры, в которых используются разнообразные приемы (внештатная ситуация, саботаж, побег и др.).
Большое значение для формирования у курсантов профессиональных компетенций имеет метод анализа конкретных ситуаций. Участникам предлагались ситуации, возникающие в деятельности сотрудников дежурных смен пенитенциарных учреждений. На основе анализа причин их возникновения курсанты отвечали на вопрос, как бы они вели себя в аналогичной ситуации. Особое внимание обращалось на развитие умений представить в общем виде ее решение, найти оптимальный вариант («Наблюдатель», «Ликвидатор», «Заложник»).
Следует отметить, что все занятия, относящиеся к методам активного обучения, были связаны с проявлением творческой активности. В процессе экспериментальной работы было проведено экспертное оценивание результативности реализации данного педагогического условия. Были проанализированы содержательное обеспечение, его познавательная ценность, отзывы курсантов, их рефлексивные высказывания относительно ценности и доступности предлагаемых заданий и упражнений. Все дидактические методы, предлагаемые курсантам, способствовали получению новых знаний и умений социального взаимодействия, активизировали способность исследовать значимость сформированной готовности к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях.
Взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности курсантов, предусмотренных учебных планом, способствовала развитию у них готовности к продуктивному выполнению профессиональной деятельности по обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях и цивилизованному раз-
решению конфликтов в учебной и квазипрофессиональной деятельности.
Внеаудиторная деятельность преследовала тот же комплекс практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей, что и весь процесс обучения, по тем теоретическим дисциплинам, которые способствовали формированию готовности к обеспечению режима. К подобным видам внеаудиторной работы, которые содействуют формированию готовности к обеспечению режима, были отнесены предметные недели, в которых участвуют как преподаватели, так и аспиранты, курсанты. Мероприятия давали возможность курсантам углубить и показать свои знания, развить творческие способности, приобщиться к профессиональной работе. Мероприятия, проводимые в рамках предметной недели, являются не просто практическим закреплением теоретических курсов, но также дают возможность курсантам проявить себя в роли специалиста.
Участие курсантов во внеаудиторной работе, особенно в олимпиадах, содействовало интеграции теоретических знаний и профессиональных способностей.
Различия в самостоятельной подготовке определялись спецификой учебной дисциплины и учебным курсом. Так, по учебной дисциплине «Правовое регулирование и организация режима» организация самостоятельной работы была направлена на устранение трудностей при изучении этой дисциплины. Трудности усвоения этой учебной дисциплины связаны с наличием изменений нормативных актов, регламентирующих различные направления деятельности в пенитенциарных учреждениях, в том числе по соблюдению режимных требований осужденными. Детальное рассмотрение этих актов невозможно в ходе проведения аудиторных занятий. Кроме того, основные направления и тенденции совершенствования работы по обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях недостаточно освещены в учебной литературе, что
требовало изучения дополнительных информационных источников. Для этого курсантам дается описание ситуации, которую они должны проанализировать и подтвердить нормативными актами.
Самостоятельное изучение тем учебной дисциплины начиналось с четкого усвоения лекционного материала и уяснения направлений дальнейшего изучения предложенного материала. Для решения этих задач курсантам предлагалось более детальное изучение перечня законодательных и ведомственных правовых актов и нормативных документов. Результаты работы с указанными документами обсуждались на семинарских занятиях. Основное внимание при подготовке к семинарским занятиям уделялось уяснению сущности и запоминанию основных определений, классификаций, принципов, законов и закономерностей, встречающихся при изложении материала.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы курсантов достигалось в процессе подготовки и дальнейшего применения дидактического материала и методических рекомендаций по проведению отдельных видов учебных занятий, основывалось на технологиях, предусматривающих формы активного обучения специалистов (анализ конкретной ситуации; метод лабиринта действий; интеллектуальная разминка; «интеллектуальный штурм»; сократическая беседа и др.).
Перспективным организационно-педагогическим условий организации учебного процесса является использование возможностей внеаудиторной учебной практики. Учебная практика является важной частью образовательного процесса и обеспечивает дальнейшее формирование профессиональных и специальных компетенций и личностных качеств курсантов, необходимых для обеспечения режима в пенитенциарных учреждениях.
При разработке содержания и организации практик реализовался
практико-ориентированный подход в виде:
- ознакомительной практики курсантов образовательных организаций ФСИН России в учреждениях уголовно-исполнительной системы по месту их дислокации;
- производственной практики в учреждениях уголовно-исполнительной системы территориальных органов ФСИН России, закрепленных за образовательными организациями;
- преддипломная практика проводилась в учреждениях уголовно-исполнительной системы по распределенным местам предстоящей служебной деятельности выпускника.
В разных видах учреждений уголовно-исполнительной системы исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (следственный изолятор, колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительная колония общего, строгого или особого режима, тюрьма) процесс обеспечения режима содержания осужденных характеризуется отличиями. Эти отличия связаны не только с видом пенитенциарного учреждения, его территориальным расположением, инженерно-технической обеспеченностью, но и с профессионализмом сотрудников.
По прибытии к месту службы курсанты образовательных организаций ФСИН России, уже владея теоретическими знаниями о порядке исполнения и отбывания лишения свободы осужденными, затрачивают определенное время на адаптацию к среде пенитенциарных учреждений.
С целью сокращения временных аспектов адаптации теоретических знаний курсантов и молодых специалистов была разработана и внедрена в образовательный процесс программа внеаудиторной учебной практики, включающая комплекс заданий, позволяющих повысить уровень сформированности у курсантов профессиональных и специальных компетенций, профессиональных
качеств на основе практико-ориентированного подхода. Задания дифференцировались в зависимости от этапа обучения (курса). Например, в ходе внеаудиторной учебной практике курсанты 3 курса выполняли следующие задания:
- знакомились с назначением, структурой, функциями и задачами служб режима следственных изоляторов, отделов безопасности, дежурных смен ИУ и СИЗО;
- изучали должностные обязанностями и знакомились с содержанием деятельности специалистов различного профиля в реальных условиях их работы;
- изучали содержание режимных мероприятий, проводимых в ИУ и СИЗО;
- изучали и анализировали структуру оформления и ведения служебной документации;
- знакомились с правилами поведения, общения с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в местах лишения свободы.
В ходе внеаудиторной учебной практики на 4 курсе курсанты выполняли следующие задания:
- изучали, анализировали назначение, структуру, функции и задачи служб режима следственных изоляторов, отделов безопасности, дежурных смен ИУ и СИЗО;
- овладевали умениями исполнять должностные обязанности сотрудников отделов режима и отделов безопасности в реальных условиях работы;
- участвовали в режимных мероприятиях, проводимых в ИУ и СИЗО;
- овладевали умениями оформления и ведения служебной документации (рапорты, акты, справки, карточки, журналы);
- овладевали коммуникативными умениями общения с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, содержащимися в местах лишения свободы.
На 5 курсе курсанты включались в профессиональную, специальную деятельность и выполняли задания:
- по закреплению знаний о назначении, структуре, функциях и задачах структурных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний;
- по организации взаимодействия подразделений исправительных учреждений с другими правоохранительными органами, в том числе в условиях осложнения оперативной обстановки, как внутри самого исправительного учреждения, так и на прилегающей территории;
- по выработке навыков исполнения должностных обязанностей среднего начальствующего состава в должностях сотрудников отделов и служб ИУ и СИЗО в реальных условиях их работы;
- по сбору, анализу и обобщению материалов о деятельности отдела режима СИЗО и отдела безопасности, воспитательного отдела ИУ как структурной единицы;
- участвовали в режимных мероприятиях, проводимых в ИУ и СИЗО;
- овладевали навыками работы по оформлению и ведению служебной документации;
- проводили беседы профилактического и воспитательного характера с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, содержащимся в местах лишения свободы.
На основе оценки проведенных внеаудиторных практик с целью формирования готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях были выявлены и реализованы следующие организационно-педагогические условия:
- проведение инструктивно-методических совещаний, на которых обсуждаются вопросы организации и проведения практики;
- обеспечение курсантов рабочими местами на период внеаудиторной учебной практики;
- отбор и назначение руководителей практики из числа наиболее подготовленных, имеющих высшее образование и стаж работы в занимаемой должности не менее 3 лет, обладающих
необходимыми деловыми и моральными качествами;
- предоставление условий для выполнения курсантами заданий по практике, обеспечения их необходимой документацией, служебными бланками, литературой, нормативными актами.
Для реализации практико-ориентированных заданий курсанты выполняли оперативно-служебные задачи вместе с личным составом учреждений. Сотрудники учреждения, осуществлявшие непосредственное руководство внеаудиторной учебной практикой работали в тесном взаимодействии с преподавателем от института, оказывали помощь курсантам, создавали необходимые условия для овладения практическими навыками, проводили воспитательную работу; привлекали курсантов к участию в служебных мероприятиях; оказывали помощь в подготовке и оформлении управленческих, процессуальных и служебных докумен-
к избранной профессии, стремление к обеспечению законности, чувство ответственности за порученное дело.
Таким образом, предложенные и реализованные в процессе научной работы организационно-педагогические условия в виде применения активных форм проведения занятий и использования различных технологий организации внеаудиторной работы курсантов позволили вывести образовательный процесс на качественно новый уровень. Результаты мониторинга оценки качества подготовки курсантов, обучавшихся по программе, реализуемой с использованием рассмотренных организационно-педагогических условий, проведенного сотрудниками практических учреждений и органов УИС, подтверждают готовность к выполнению самостоятельной деятельности выпускников ведомственного вуза к выполнению заданий по обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях.
тов; воспитывали у курсантов уважение
Литература
1. Крымовская И. А. Образовательная среда как нормативный объект // Профессиональное образование. — 2015. — № 10.
2. Синкина Е. А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. — 2012. — Выпуск № 1. — Том 14. — С. 122.
Сведения об авторе
Дворцов Василий Борисович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск), начальник. E-mail: [email protected]
Information about the author
Dvortsov Vasiliy Borisovich: Tomsk Institute of the professional development of employees of the FPS of Russia (Tomsk), chief. E-mail: [email protected]