Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка сотрудников исправительных учреждений к работе с осужденными за экстремистскую деятельность'

Профессиональная подготовка сотрудников исправительных учреждений к работе с осужденными за экстремистскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1233
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / RELIGIOUS EXTREMISM / PREVENTION OF EXTREMIST ACTIVITY / CORRECTIONAL STAFF / CADETS / LISTENERS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Екатерина Михайловна, Бовин Борис Георгиевич, Донскова Наталья Викторовна

Статья посвящена особенностям профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осужденными за экстремистскую деятельность и противодействию религиозному экстремизму в исправительных учреждениях. Предлагается комплексный подход, к профессиональной подготовке, содержащий правовой и психолого-педагогический аспекты, осуществляющийся на разных уровнях профессиональной подготовки сотрудников в образовательных организациях дополнительного и высшего образования ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Екатерина Михайловна, Бовин Борис Георгиевич, Донскова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PREPARATION OF EMPLOYEES OF CORRECTIVE INSTITUTIONS TO WORK WITH CONFUSED FOR EXTREMISTIC ACTIVITIES

The article is devoted to the peculiarities of professional training of the penitentiary system staff to work with convicts for extremist activity and counteracting religious extremism in correctional facilities. The complex approach to vocational training is offered, which contains legal and psychological-pedagogical aspects, carried out at different levels of professional training of employees in educational institutions of supplementary and higher education of the FSIN of Russia.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка сотрудников исправительных учреждений к работе с осужденными за экстремистскую деятельность»

УДК 343.8

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К РАБОТЕ

С ОСУЖДЕННЫМИ ЗА ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Е.М. Федорова, Б.Г. Бовин, Н.В. Донскова

Аннотация. Статья посвящена особенностям профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осужденными за экстремистскую деятельность и противодействию религиозному экстремизму в исправительных учреждениях. Предлагается комплексный подход, к профессиональной подготовке, содержащий правовой и психолого-педагогический аспекты, осуществляющийся на разных уровнях профессиональной подготовки сотрудников в образовательных организациях дополнительного и высшего образования ФСИН России.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, профилактика экстремистской деятельности, сотрудники исправительных учреждений, курсанты, слушатели, образовательные организации.

PROFESSIONAL PREPARATION OF EMPLOYEES

OF CORRECTIVE INSTITUTIONS TO WORK WITH

CONFUSED FOR EXTREMISTIC ACTIVITIES

E. Fedorova, B. Bovin, N. Donskova

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of professional training of the penitentiary system staff to work with convicts for extremist activity and counteracting religious extremism in correctional facilities. The complex approach to vocational training is offered, which contains legal and psychological-pedagogical aspects, carried out at different levels of professional training of employees in educational institutions of supplementary and higher education of the FSIN of Russia.

Keywords: religious extremism, prevention of extremist activity, correctional staff, cadets, listeners, educational organizations.

Проблема распространения идей

экстремизма, в том числе религиозного, в среде исправительных учреждений (далее - ИУ) становится все более острой в Российской Федерации. Более того, как показывают проведенные исследования, в последние годы существенно меняется число осужденных за экстремистскую деятельность; увлечение радикальными религиозными течениями в местах лишения свободы, в том числе ваххабизмом, наблюдается и среди славянской части осужденных; активизируется деятельность представителей организаций экстремистского и террористического толка по привлечению осужденных в свои ряды [5].

В сложившихся условиях одной из важнейших задач, стоящих перед сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), является противодействие распространению в

исправительных учреждениях и непосредственно в группах осужденных экстремистской идеологии и этнорелигиозного радикализма. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование этнорелигиозной компетентности и

профессиональной подготовленности

сотрудников к бесконфликтным коммуникациям с осужденными различной этнической принадлежности и религиозных воззрений, а также с осужденными, отбывающими наказание за террористическую и экстремистскую деятельность.

Практика, к сожалению, показывает, что большинство сотрудников ИУ не обладают достаточными знаниями в сфере противодействия религиозному экстремизму, не учитывают этнорелигиозную специфику различных групп осужденных в процессе установления оперативных контактов и организации социальной, воспитательной и психологической работы. Более того, есть примеры экстремистских проявлений в среде самих сотрудников УИС [1;5], что, безусловно, недопустимо в профессиональной деятельности в учреждениях и органах, исполняющих наказания.

Значимую роль в профессиональной подготовке сотрудников ИУ к работе с данной категорией осужденных играют образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России). Учитывая, что профессиональное ядро работников учреждений и органов УИС составляют выпускники

образовательных организаций высшего образования ФСИН России, именно там в первую очередь должен реализовываться комплексный подход к всесторонней подготовке курсантов и слушателей к противодействию распространению в ИУ экстремизма религиозного и иного толка. Такой подход должен содержать следующие компоненты:

- приобретение курсантами и слушателями теоретических знаний и практических навыков для проведения работы с осужденными с учетом их этнической и религиозной принадлежности и для профилактики и противодействия радикальной религиозной и иной экстремистской деятельности среди осужденных;

- формирование у курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России устойчивого негативного отношения к идеологии религиозного экстремизма;

- привитие курсантам и слушателям навыков противодействия распространению религиозного экстремизма в ИУ УИС;

- привитие навыков обучения будущих подчиненных сотрудников ИУ противодействию распространению религиозного экстремизма [8].

В целях реализации поставленных в этом направлении задач в образовательных организациях ФСИН России осуществляется включение занятий по противодействию религиозному экстремизму в учебные программы дисциплин, например, «Религиоведение», «Организация деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания», «Психология профессиональной деятельности» и др. Разрабатываются учебно-методические пособия по вопросам профилактики религиозного экстремизма и работы с осужденными за экстремистскую деятельность. В плане организации воспитания курсантов и слушателей, прежде всего, реализуются программы по гражданско-патриотическому воспитанию с вовлечением ветеранских организаций участников Великой Отечественной войны, локальных конфликтов «в горячих точках»; привлекаются представители органов местного самоуправления, уполномоченные органы государственной власти и правоохранительные структуры, учреждения культуры и т.п.; проводится работа по сплочению многонациональных и многоконфессиональных коллективов курсантов и слушателей и др.

В учебно-воспитательной работе также участвуют общественные формирования; разрабатывается наглядная агитация, пропагандирующая нетерпимость к

экстремистской идеологии. Курсанты и слушатели вовлекаются в спортивную, научную,

общественную и культурную жизнь образовательных организаций. Проводится изучение законодательной и нормативно-правовой базы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Используется потенциал Русской Православной Церкви и иных традиционных конфессий. Также осуществляется психологическое сопровождение профилактики экстремистских проявлений в курсантской среде. Курсанты и слушатели привлекаются к пропагандистской работе в форме подготовки и представления материалов антиэкстремистской направленности на различные конкурсы научных работ; подготовке и выпуску брошюр, книг, плакатов и иных информационных материалов; публикаций в средствах массовой информации, в том числе и социальных сетях; изготовлению социальной рекламы и т.п. [4].

Широкие возможности по профессиональной подготовке сотрудников УИС к работе с осужденными за экстремистскую деятельность также имеет обучение на курсах первоначальной подготовки, повышения квалификации и переподготовки образовательных организаций дополнительного образования ФСИН России. Кроме того, что темы лекций, семинаров, практических занятий по рассматриваемой проблематике включаются в плановые дисциплины, также еще разрабатываются специальные образовательные программы. Так, например, в 2017 году сотрудники ФКУ НИИ ФСИН России совместно с ФКУ ДПО Специализированный межрегиональный учебный центр ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ДПО Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России разработали образовательные программы дополнительного образования для сотрудников оперативных, воспитательных и психологических служб по спецкурсам «Организация системы профилактики и противодействия религиозному экстремизму в учреждениях УИС», «Профилактика и противодействие религиозной и иной экстремистской деятельности в учреждениях УИС», «Противодействие распространению религиозно-экстремистской деятельности в учреждениях УИС». Данные спецкурсы нацелены на формирование у сотрудников следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-1 - способность следовать системе общечеловеческих ценностей и учитывать при взаимодействии ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных общностей; ПК-10 -способность осуществлять практическую деятельность с учетом этнических и религиозных

особенностей подозреваемых, обвиняемых и осужденных; ПК-24 - способность проводить работу по профилактике радикальной религиозной и иной экстремистской деятельности в учреждении УИС.

В результате обучения по программам сотрудники:

1) получают знания:

- о нормативно-правовой базе осуществления работы по профилактике деятельности экстремистской направленности в ИУ;

- особенностей этнического и религиозного многообразия современной России и стран постсоветского пространства;

- норм, правил поведения и общения, с учетом этнической и религиозной принадлежности;

- основных признаков и характеристик представителей радикальных религиозных и иных экстремистских течений;

- приемов и методов противодействия вовлечению в группы религиозной и иной экстремистской направленности и др.;

2) формируют умения:

- учитывать при взаимодействии мировоззрение и ценности различных национальных, религиозных общностей и групп;

- определять цели, задачи и содержание работы с осужденными с учетом этнических и религиозных особенностей;

- собирать и анализировать информацию о подозреваемых, обвиняемых и осужденных с учетом этнической и религиозной принадлежности;

- осуществлять выбор приемов и методов работы с осужденными с учетом этнической и религиозной принадлежности;

- определять признаки и характеристики носителя радикальных религиозных и иных экстремистских идей;

- применять приемы проведения беседы с осужденными - носителями радикальных религиозных и иных экстремистских идей;

- анализировать поведение и действия подозреваемых, обвиняемых и осужденных на соответствие нормам порядка и условиям исполнения наказания, при соблюдении законодательных актов, регулирующих отношения в области реализации религиозных прав и свобод;

3) овладевают навыками:

- оценивать ситуацию и принимать решения на основании этических норм, предполагающих отказ от этноцентризма, уважение своеобразия иной культуры и вероисповедания;

- приемами профессионального общения с осужденными с учетом этнической и религиозной принадлежности;

- противодействия распространению радикальных религиозных и иных экстремистских идей в ИУ [2;7].

Также в целях повышения эффективности профессиональной деятельности и

совершенствования профессиональной

подготовки сотрудников по рассматриваемому направлению деятельности регулярно проводятся научные исследования, результаты которых апробируются и внедряются в практическую деятельность территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России [3;5;6]. Так, например, в целях совершенствования психологического

обеспечения деятельности сотрудников по работе с осужденными, отбывающими наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, ФКУ НИИ ФСИН России был проведен экспертный опрос, в результате которого опрошено 746 психологов, старших психологов и начальников психологических лабораторий всех территориальных органов УИС, которые осуществляют психологическую работу как с осужденными, отбывающими наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, так и сотрудниками, осуществляющими работу с данной категорией осужденных [6, с.7-11]. В частности, среди основных проблем, возникающих в психологической работе с осужденными, отбывающими наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, экспертами были отмечены следующие:

- осужденные содержатся, в основном, в запираемых помещениях (ПКТ, ШИЗО), где условия для проведения психологической работы отсутствуют. Осужденные данной категории при проведении работы ждут от психолога помощи в решении своих проблем, как они сами считают, их водворяют без причины в ПКТ и ШИЗО, поэтому часто индивидуальная психологическая работа превращается в «выслушивание жалоб» со стороны осужденных - 47%;

- нежелание осужденных принимать участие в психологической работе; отказ от участия в психологических мероприятиях - 43%;

- национально-религиозные особенности; фанатичная вера в свои идеи и убеждения - 39%;

- агрессивность, враждебность - 32%;

- осужденные данной категории закрыты, необщительны, подозрительны, проявляют недоверие сотрудникам администрации ИК, не идут на контакт с психологом - 36%;

- языковой барьер, трудности у осужденных с владением устной и письменной русской речью -28%;

- отсутствие мотивации осужденных к изменению мировоззрений и толерантному отношению к другим национальностям и религиозным конфессиям - 25%;

- плохо поддаются психокоррекционному воздействию - 21%;

- снижена эмоциональность, внутренняя противоречивость - 17%;

- отрицательная направленность осужденных, выражающаяся в демонстративно-шантажном поведении, нарушении режимных требований и отказах от психологической работы - 16%;

- низкое интеллектуальное развитие осужденных данной категории, низкий образовательный уровень - 15%;

- полное отрицание вины и причастности к террористической и экстремистской деятельности - 12%;

- недостаточные знания сотрудников психологических особенностей людей, поддерживающих террористическую и экстремистскую идеологию, основ религиозных течений (в частности ислама) не позволяют установить доверительные отношения психолога с клиентом, что отражается на эффективности психологической работы - 8.

Более 30% опрошенных психологов ответили, что проблем в работе с данной категорией

осужденных не возникало, отказов от психологической работы не было, однако, необходимо отметить, что такие ответы даны, в основном, психологами исправительных учреждений, где осужденные за террористическую и экстремистскую деятельность содержались в малом количестве либо их не было вовсе.

По результатам проведенного исследования разработаны методические материалы и рекомендации, которые в настоящее время используются в практической деятельности и в процессе профессиональной подготовки сотрудников ИУ в образовательных организациях дополнительного и высшего образования ФСИН России.

Таким образом, целенаправленная комплексная работа в плане профессиональной подготовки сотрудников ИУ к работе с осужденными за экстремизм; профилактике деятельности экстремистской и террористической направленности в учреждениях УИС; формирование у сотрудников установок нетерпимости к проявлениям экстремизма любого толка; укрепление иммунитета к распространению религиозно-экстремистских, радикальных идей в подразделениях курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России способствует решению острейшей проблемы современности - экстремизма и укрепления безопасности нашего государства.

Литература:

1. Волков Е.П. Профилактика распространения идей экстремистской направленности в среде сотрудников УИС: практические рекомендации / Е.П. Волков. - Рязань: Академия ФСИН России, 2015.

2. Дополнительная профессиональная программа -программа повышения квалификации сотрудников оперативных, воспитательных и психологических служб на базе ФКУ ДПО СМУЦ ГУФСИН России по Новосибирской области «Профилактика и противодействие религиозной и иной экстремистской деятельности в учреждениях УИС». - ФКУ НИИ ФСИН России; ФКУ ДПО СМУЦ ГУФСИН России по Новосибирской области, 2017.

3. Казберов П.Н., Новиков В.В. Теория и практика психологической работы с лицами, отбывающими наказание за экстремистскую и террористическую деятельность: монография / П.Н. Казберов, В.В. Новиков; под научной редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, д.ю.н., проф. Ю.М. Антоняна; ФКУ НИИ ФСИН России. - Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015.

4. Кошелев М.И., Кареева И.В. Профилактика экстремистских проявлений среди курсантов вузов ФСИН России / М.И. Кошелев, И.В. Кареева // Уголовно-исполнительное право. - 2015. - N° 2. - С. 86-91.

5. Проблемы противодействия религиозному экстремизму и пути формирования веротерпимости в местах лишения свободы: монография / С.С. Оганесян и др. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2016.

6. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников по работе с осужденными, отбывающими наказание за террористическую и экстремистскую деятельность: методическое пособие / С.В. Кулакова и др. - М.: УВСПР ФСИН России, ФКУ НИИ ФСИН России, 2016.

7. Рабочая программа дисциплины «Противодействие распространению религиозно-экстремистской деятельности в учреждениях УИС» по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности. - М. : ФКУ НИИ ФСИН России, 2017.

8. Религии и экстремизм. Способы и методы противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы: сборник материалов межведомственного, межвузовского круглого стола с международным участием (28 июня 2016 г., г. Москва); под общей редакцией начальника ФКУ НИИ ФСИН России, генерал-майора внутренней службы, доктора юридических наук, профессора А.В. Быкова; ФКУ НИИ ФСИН России. - М.: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2016.

Сведения об авторах:

Федорова Екатерина Михайловна (г. Москва, Россия), старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, e-mail: [email protected]

Бовин Борис Георгиевич (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России.

Донскова Наталья Викторовна (г. Москва, Россия), старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России.

Data about the authors:

E. Fedorova (Moscow, Russia), senior research fellow of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, e-mail: [email protected]

B. Bovin (Moscow, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor, leading Researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

N. Donskova (Moscow, Russia), senior research fellow of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.