НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 657.631.8
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
В. Н. ЛАРИОНЧИКОВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: veralario@rambler. ru С. Н. МАРТЫНОВИЧ, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: mne. mtm@mail. ru Российский университет дружбы народов
В последнее время одно из направлений деятельности Российской Федерации связано с развитием внешнеэкономических связей на разных уровнях, в том числе и среди российских предприятий и организаций. Настоящая статья на конкретном примере раскрывает особенности осуществления импорта товаров, работ, услуг с точки зрения проблем налогообложения, поможет практикам снизить налоговые риски. Учитывая, что порядок возникновения обязанностей по уплате налогов на основе только положений Налогового кодекса РФ не всегда имеет однозначное решение, авторы отражают свою точку зрения на рассматриваемую ситуацию.
Ключевые слова: валютное регулирование импорта, внешнеторговый контракт, таможенная стоимость импортируемого товара, налоговое понятие стройплощадки, налоговый агент, постоянное представительство иностранной фирмы.
Практически каждая производственная организация для обеспечения высокой конкурентной способности вынуждена
применять различные способы совершенствования своей деятельности. Одним из способов развития возможностей организации является привлечение иностранных специалистов для выполнения работ и консультаций.
Таким образом, вовлечение предприятия во внешнеэкономическую деятельность, с одной стороны, открывает реальные преимущества в решении производственных задач (замена отечественных компонентов на более дешевые импортные, перенос части производства в более благоприятные экономические условия за рубежом с целью сокращения издержек производства), а с другой—у него появляются дополнительные налоговые риски.
Поэтому очень важно четко понимать механизм взаимодействия с иностранной организацией в части отражения хозяйственных операций в налоговом учете.
В связи с этим, прежде чем заключать внешнеэкономическую сделку, необходимо получить
общее представление о ее возможности, законности и эффективности.
В Российской Федерации в области регулирования международной торговли действует система законодательных актов, основой которой является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Кроме того, нормы правоотношений в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации устанавливает Таможенный кодекс РФ (ТК РФ).
Рассмотрим ситуацию, когда российская организация (далее — Организация РФ, Покупатель, Заказчик) заключает договор с российским заказчиком на выполнение комплекса работ, связанных с доставкой и монтажом оборудования по обогреву жилого дома, с его последующим гарантийным обслуживанием.
Организация РФ для выполнения обязательств по данному договору заключает контракт с организацией Чешской Республики (далее — Организация ЧР, Продавец, Исполнитель) на:
— приобретение оборудования по автономному обогреву жилого дома;
— выполнение работ по монтажу этого оборудования;
— оказание консультационных услуг по эксплуатации данного оборудования.
Итак, согласно действующему законодательству, в сделке участвуют резидент (Организация РФ) и нерезидент (Организация ЧР), а при проведении международных расчетов в иностранной валюте они будут осуществлять операции, классифицируемые как валютные.
Основной целью контроля за этими операциями со стороны надзорных органов Российской Федерации определена обязательная репатриация резидентами валюты Российской Федерации. Кроме того, в целях обеспечения учета и отчетности Банк России установил единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки.
Следовательно, уже на стадии заключения внешнеторгового договора (контракта) проявляются определенные отличия от сделок, заключаемых между резидентами.
При составлении контракта с иностранным партнером надо помнить, что в случае заключения
краткого договора при возникновении спорных ситуаций на их урегулирование уйдет много времени, в то же время многостраничные договоры усложняют переговоры.
Отличительной особенностью названного контракта является применимое право. Российские участники сделки зачастую настаивают на определении в качестве применимого именно российского права, так как оно с наилучшей позиции защитит интересы резидента, особенно в части налогообложения.
Еще один момент, на котором стоит остановиться, это страхование валютных рисков во избежание возможных потерь вследствие колебания валютного курса.
В нашем примере Организация РФ является производителем аналогичного оборудования (но для помещений меньшего объема), при этом не только реализует оборудование, но также осуществляет его монтаж и последующее обслуживание. Привлечение Организации ЧР в качестве подрядчика является частью мероприятия по расширению технологических возможностей Организации РФ, согласно которому планируется на базе импортного оборудования осуществлять его монтаж и обслуживание собственными силами. Цель данного внешнеэкономического контракта — не только выполнение заказа российского потребителя, но и получение опыта работ, связанных с монтажом и обслуживанием оборудования.
Фактически в одном контракте с Организацией ЧР содержатся три договора:
— договор купли-продажи (гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ));
— договор подряда (гл. 37 ГК РФ);
— договор оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).
Комплексный характер контракта обусловливает необходимость наличия трех групп документов, свидетельствующих о поступлении товара, выполнении работ, оказании услуг, об их цене и оплате.
Первым этапом выполнения условий контракта является поставка импортного товара из Чешской Республики.
В стоимости оборудования наибольшая доля приходится на суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику. При приобретении оборудования по внешнеэкономическому кон-
тракту формирование стоимости оборудования зависит от принятого договором порядка оплаты и условий поставки.
Предпочтительно, чтобы условия перехода права собственности были изначально согласованы сторонами и прямо указаны в договоре.
Если в контракте момент перехода права собственности не конкретизирован, то следует руководствоваться правом, которым регулируется сделка, а если и эта позиция не оговорена, то правом страны продавца (ст. 1211 ГК РФ). В то же время широко распространена практика установления в контракте момента исполнения обязанности передачи товаров покупателю в соответствии с международными правилами.
Основным документом, содержащим международные правила по толкованию базисных условий поставки товаров, является «Инкотермс-2010» (далее — Правила «Инкотермс-2010»). Они издаются Международной торговой палатой и признаны в России торговым обычаем. Напомним, что правила международных договоров имеют преимущество перед нормами российского гражданского законодательства.
Правилами «Инкотермс-2000» все возможные варианты контрактов делятся на группы, в каждой из которых определены обязанности продавца и покупателя. Датой перехода права собственности признается момент перехода рисков от продавца к покупателю. Так, договоры группы «С» являются договорами отгрузки, по которым продавец заключает договор перевозки, но не принимает на себя риска утраты и повреждения товара после отгрузки и отправки, т. е. момент перехода рисков совпадает с моментом передачи товара перевозчику и является моментом перехода права собственности.
Для данного примера примем, что контрактом предусмотрена отгрузка товара на условиях СРТ (англ. carriage paid to — перевозка оплачена до) Москва:
— поставщик оплачивает доставку товара до Москвы;
— переход рисков (и переход права собственности) связан с передачей товара первому перевозчику;
— обязанности по декларированию товара при его ввозе на территорию Российской Федерации лежат на покупателе.
Урегулирование во внешнеторговом договоре вопроса, связанного с переходом права собственности, имеет значение для своевременного принятия к учету импортных товаров.
Важность четкого и однозначного определения момента перехода права собственности на оборудование связана с тем, что это позволит правильно выбрать валютный курс Банка России на дату постановки на учет, по которому определяется рублевая оценка не оплаченной покупателем части товара, а поэтому и общая стоимость товара.
Далее остановимся на правилах отражения в бухгалтерском учете названной сделки.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденном приказом Минфина России от 27.11.2006 N° 154н, стоимость активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, подлежит пересчету в рубли по официальному курсу, установленному Банком России.
При этом импортные материально-производственные запасы должны быть переоценены только один раз на дату перехода права собственности к импортеру, денежные средства и средства в расчетах, за исключением авансовых платежей переоценивают регулярно: на дату совершения операции в иностранной валюте и отчетную дату.
Что касается авансов, то активы и расходы, которые оплачены в предварительном порядке, принимаются в бухгалтерском учете в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции.
Следовательно, стоимость оборудования в части авансовых платежей рассчитывается по курсу Банка России на дату оплаты, остальная часть стоимости оборудования формируется по курсу Банка России на дату перехода права собственности.
В налоговом учете неоплаченная часть стоимости поступившего оборудования (кредиторская задолженность перед поставщиком), выраженная в иностранной валюте, пересчитывается на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату и в связи с изменением курса иностранной валюты к рублю участвует в формировании внереализационного дохода или расхода (п. 11 ст. 250,
подп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)) в виде положительных или отрицательных курсовых разниц.
Еще одной особенностью внешнеторговой сделки является таможенное оформление товаров, которое начинается в момент прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений, в том числе таможенной декларации. Импортные товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
К таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы.
Базой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость и (или) количество товаров.
Таможенную стоимость оборудования Организация РФ, являясь декларантом, определяет самостоятельно.
Следует помнить, что данное понятие может отличаться от цены товара, указанной во внешнеторговом договоре.
Необходимо учитывать, что любой товар, предъявляемый к таможенному оформлению, имеет пять стоимостных оценок:
— контрактная цена—определяемая субъектом внешнеэкономической сделки с учетом спроса и предложения (указывается в паспорте сделки);
— цена сделки — отражающая условия реализации (зафиксированная во внешнеторговом контракте);
— фактурная стоимость — количество валюты, уплаченное или подлежащее уплате (указывается в счете-фактуре (проформе) или инвойсе);
— статистическая стоимость — для формирования таможенной статистики (определяемая путем пересчета фактурной стоимости в доллары США);
— таможенная стоимость — цена сделки, скорректированная с учетом установленных доначислений и вычетов.
Самым распространенным способом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами (подп. 1 п. 1 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»), для чего производится пересчет стоимости сделки, выраженной в иностранной валюте, по курсу Банка России на дату декларирования.
Таможенная стоимость заявляется одним из следующих способов: в таможенной декларации или путем использования специальной формы.
В соответствии со ст. 67 Таможенного кодекса Таможенного союза «таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза».
В настоящее время порядок взимания налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, определяется ТК РФ и НК РФ. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на территорию Российской Федерации является одним из объектов налогообложения по НДС. Организация РФ проплачивает сумму НДС таможенным органам в рублях по соответствующей ставке (в нашем примере — 18 %) от налоговой базы, которая в соответствии с п. 1 ст. 160 НК РФ равна сумме таможенной стоимости ввозимого товара, ввозной таможенной пошлины и акциза. В данном случае товар акцизами не облагается, а поэтому эта составляющая налоговой базы равна нулю.
Когда таможенные органы осуществляют корректировку таможенной стоимости товара, то сумма НДС, которую придется оплатить Организации РФ на таможне, превышает изначально запланированную.
Однако в любом случае (была проведена корректировка таможенной стоимости или нет) сумма НДС, уплаченного при осуществлении таможенных процедур, будет учтена в качестве налогового вычета (п. 2 ст. 171 НК РФ). Налоговый вычет по НДС принимается в том налоговом периоде, когда оборудование будет принято на
учет Организацией РФ при условии наличия документов, подтверждающих ввоз товара и уплату НДС на таможне. Исключения перечислены в п. 2 ст. 170 НК РФ.
Во всех остальных моментах отражение контракта по приобретению оборудования у иностранной организации достаточно традиционно и не требует дополнительных комментариев.
Второй этап реализации контракта связан с выполнением монтажных работ и оказанием консультационных услуг.
Для определения характера совершаемых сделок (факта экспорта и импорта) важное значение имеет установление места их совершения. Фактически импортными работами и услугами признаются работы и услуги, выполняемые иностранным лицом-нерезидентом для российского лица-резидента. Независимо от фактического места выполнения работ (оказания услуг), если контрагентами по договору являются резидент и нерезидент, значит, осуществляются валютные операции и они должны осуществляться в соответствии с требованиями валютного законодательства.
Правила отражения в бухгалтерском учете валютных операций практически не отличаются от указанных выше. По согласованию с Банком России, МВЭС России, ГТК России и ВЭК России утвердили «Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок» (письмо МВЭС России от 01.07.1997 № 1083/2508, ГТК России от 09.07.1997 № 01-23/13044, ВЭК России от 03.07.1997 № 07-26/3628, письмо Банка России от 11.09.1997 № 518).
Особенностью осуществления импортных работ и услуг являются случаи возникновения у российской организации обязанностей по уплате налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Первое, что должна знать о своем иностранном партнере российская фирма, — имеет ли он представительство, зарегистрированное в налоговом органе на территории Российской Федерации. По операциям, реализуемым иностранной организацией и признаваемым объектом налогообложения, НДС и налог на прибыль уплачивает
либо сам иностранный налогоплательщик, либо его налоговый агент.
В связи с этим Организации РФ необходимо определить свой статус: является ли она налоговым агентом по уплате налога с дохода, выплачиваемого иностранной организации.
Если иностранная организация является получателем дохода от источников Российской Федерации, то:
— в соответствии п. 4 ст. 286 НК РФ, если деятельность иностранной организации не связана с постоянным представительством в Российской Федерации, то плательщиком налога в качестве налогового агента является российская организация, выплачивающая доход;
— в соответствии п. 1 ст. 246 НК РФ, если деятельность иностранной организации связана с постоянным представительством в Российской Федерации, то данная организация является плательщиком налога.
В том случае если иностранная организация осуществляет деятельность через постоянное представительство, она должна встать на учет в налоговом органе «не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации» (п. 4 ст. 83 НК РФ). По окончании процедуры регистрации иностранной организации выдается соответствующее свидетельство.
Поскольку в нашем примере осуществляются монтажные работы, то необходимо рассмотреть особенности такой деятельности, установленные налоговым законодательством.
Под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации для целей налогового учета понимается место монтажа машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, что полностью соответствует работам по монтажу системы отопления дома (подп. 2 п. 1 ст. 308 НК РФ).
Для целей налогообложения срок существования строительной площадки включает все виды производимых иностранной организацией на этой строительной площадке подготовительных, строительных и (или) монтажных работ, в том числе работ по созданию подъездных путей,
коммуникаций, электрических кабелей (п. 2 ст. 308 НК РФ).
«Началом существования строительной площадки в налоговых целях считается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ) или дата фактического начала работ.
Окончанием существования строительной площадки является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. Окончанием работ субподрядчика считается дата подписания акта сдачи-приемки работ генеральному подрядчику. В случае если акт сдачи-приемки не оформлялся или работы фактически окончились после подписания такого акта, строительная площадка считается прекратившей существование (работы субподрядчика считаются законченными) на дату фактического окончания подготовительных, строительных или монтажных работ, входящих в объем работ соответствующего лица на данной стройплощадке» (п. 3 ст. 308 НК РФ).
Строительная площадка для иностранной организации, как правило, считается постоянным представительством уже с момента ее создания. Избежать в данном случае статуса постоянного представительства иностранная фирма может, только ссылаясь на международные соглашения об избежании двойного налогообложения.
Для определения наличия (или отсутствия) постоянного представительства, через которое работает Организация ЧР, необходимо руководствоваться положениями Конвенции от 17.11.1995 между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее — Конвенция).
Согласно ст. 5 Конвенции:
«1. Для целей настоящей Конвенции выражение «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия...
3. Термин «постоянное представительство» также включает:
a) строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или связанную с ними надзорную деятельность, но только в том случае, если такая площадка, объект или деятельность существуют в течение периода, превышающего 12 мес.;
b) оказание услуг, включая консультационные или управленческие услуги, предприятием Договаривающегося государства через своих работников или иной персонал, нанятый предприятием для такой цели, но, только если деятельность подобного характера осуществляется на территории другого Договаривающегося государства в течение периода или периодов, превышающих в совокупности шесть месяцев в пределах любого двенадцатимесячного периода».
В связи с тем, что основным критерием наличия постоянного представительства является срок существования строительной площадки, необходимо четко определить момент начала и окончания ее функционирования. Таким образом, если срок монтажных работ превышает 12 мес., а период оказания консультационных услуг длится по совокупности более 6 мес. в пределах 12 мес. периода, то считается, что иностранная организация работает через постоянное представительство. В противном случае признаки постоянного представительства отсутствуют, и Организация РФ должна выполнять функции налогового агента:
— по ставке 20 % удерживать налог из дохода, выплачиваемого иностранной организации (подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ), и перечислять его в бюджет при каждой выплате дохода (п. 1 ст. 310 НК РФ);
— предоставлять в ИФНС России налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме, утвержденной приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@.
Если по каким-либо причинам российская организация — налоговый агент не может удержать из средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога, об этом следует письменно сообщить в налоговую инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Следующим этапом является решение вопроса о порядке уплаты НДС. Нормы международных соглашений имеют приоритет над нормами за-
конодательства Российской Федерации (ст. 7 НК РФ), однако взимание НДС не попадает под перечень налогов, которые регулируются Конвенцией. Поэтому для решения данного вопроса надо руководствоваться отечественным законодательством.
В связи с тем, что проблема связана с взаимоотношениями Организации РФ с иностранной организацией для определения порядка исчисления и уплаты НДС, необходимо установить место реализации работ (услуг). Место реализации работ (услуг) зависит от их вида, и определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ. Для работ и услуг, которые будет оказывать Организация ЧР, местом реализации является Российская Федерация, так как:
— работы связаны с недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ);
— покупатель консультационных (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Так как Организация ЧР реализует работы, услуги на территории Российской Федерации, то эти суммы облагаются НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Кроме того, в соответствии с приказом Минфина России от 30.09.2010 «Об утверждении особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» иностранная организация, которая осуществляет свою деятельность на территории РФ через обособленное подразделение, должна подать заявление о постановке на учет по форме 2001И (2000), независимо от периода, в течение которого это подразделение будет функционировать.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более 1 мес. (п. 2 ст. 11 НК РФ). Выполнение монтажных работ однозначно приводит к формированию обособленного подразделения, поэтому Организация ЧР не только должна зарегистрироваться в налоговом органе, но и будет выполнять обязанности плательщика НДС в части оплаты работ по монтажу оборудования для обогрева жилого дома.
Порядок начисления и оплаты налога в части вознаграждения за консультационные услуги не имеет однозначного решения. Если консультации оказываются по месту нахождения оборудования и в течениеи более чем 1 мес., то необходимо констатировать наличие обособленного подразделения. В этом случае плательщиком НДС будет Организация ЧР.
Если консультации по месту нахождения оборудования оказываются менее 1 мес. или консультирование организовано по Интернету (телефаксу...), то обязанности по уплате НДС возлагаются на Организацию РФ, которая в качестве налогового агента обязана:
— по ставке 18 • 100 / 118 % удерживать налог из дохода, выплачиваемого иностранной организации (п. 4 ст. 164 НК РФ), и перечислять его в бюджет при каждой выплате дохода (п. 1 ст. 161 НК РФ),
— в Налоговой декларации по НДС в разд. 2 отражать суммы НДС, удержанные с доходов иностранной организации и перечисленные в бюджет.
Так как сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, должна быть уплачена за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу (п. 4 ст. 173 НК РФ) во избежание разногласий со своим партнером, органами валютного и налогового контроля, особенности налогообложения должны быть оговорены во внешнеторговом контракте при его заключении.
Суммы НДС, удержанные из доходов Организации ЧР и перечисленные в бюджет, могут быть приняты в качестве вычетов при выполнении всех необходимых условий:
— консультационная услуга принята к учету;
— Организация РФ выписала сама себе счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ);
— Организация РФ является плательщиком НДС, и приобретенные услуги используются для деятельности, облагаемой НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Обратите внимание, что услуга считается предоставленной, когда клиент-партнер получает возможность воспользоваться ее результатом. Если нет документального подтверждения или оно получено в таком виде, что не поддается чтению, услугу нельзя считать оказанной.
В заключение можно отметить, что учет внешнеэкономической деятельности, вне всякого сомнения, является одним из самых сложных. Кроме того, на сегодняшний день имеется еще много неразрешенных вопросов в области налогообложения, что влечет за собой практическую незащищенность российского предпринимателя от уплаты налоговых санкций.
Список литературы
1. Инкотермс-2010. URL: http://www. tks. ru/2011/incoterms2010.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3.
4. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномочен-
ными банками валютных операций и оформлении паспортов сделок: инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006): приказ Минфина России от 27.11.2006 № 154н.
6. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА). URL: http:// www. law-tudents. net/modules. php?name=Conten t&pa=showpage&pid=250.
7. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ.
8. Таможенный кодекс Таможенного Союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного Союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного Союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17.