УДК 796.012.61
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ
FEATURES OF THE ORGANIZATION OF CLASSES OF STUDENTS OF VARIOUS MEDICAL GROUPS PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITIES
Воронина Галина Валентиновна
магистрант
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Voronina Galina Valentinovna graduate student Orel state university named after i. S. Turgenev
Orel, Russia
Панина Ирина Викторовна
старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орёл, Россия Panina Irina Viktorovna senior lecturer department of applied physical culture Orel state university Orel, Russia
Аннотация. В статье представлены особенности организации занятий студентов различных медицинских групп физической культурой в высших учебных заведениях.
Аbstract. The article presents the features of the organization of students of various medical groups of physical education in higher education.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, студент, здоровье, оздоровительная физическая культура, физические упражнения.
Keywords: physical culture, physical education, student, health, recreational physical culture, physical exercise.
Физическая культура в высших учебных заведениях является обязательной учебной дисциплиной гуманитарного образования в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.07 г. № 329-ФЗ гласит, что образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных
стандартов и нормативов физической подготовленности [6].
Анализ материалов межведомственной комиссии по охране здоровья населения Совета безопасности РФ свидетельствуют о тенденции ухудшения состояния здоровья, возрастания частоты и тяжести протекания болезней, увеличения числа функциональных нарушений, возникновения и распространения неизученных патологических состояний и заболеваний всех возрастных групп населения нашей страны.
Контингент обучающихся в ВУЗе студентов по состоянию здоровья различен. Общее количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья различного характера, превалируют над числом здоровых. Основываясь на различные литературные источники и научные данные, приведенные в результате ежегодных медицинских исследований, до 70% студентов высших учебных заведений определяются по состоянию здоровья в подготовительную и специальную медицинские группы. К огромному сожалению, данное явление имеет постоянную негативную динамику.
Существующий ряд отрицательных факторов, препятствующих формированию здорового человека (гиподинамия, отсутствие здорового образа жизни, увлечение вредными привычками, бесконтрольное злоупотребление лекарственными средствами, экология, генные, медицинские и социальные факторы), объясняет ежегодное увеличение числа людей, имеющих хронические заболевания.
К числу основных приобретаемых болезней, переходящих в хроническую стадию, являются: заболевания опорно-двигательного и зрительного аппаратов, сердечно-сосудистой, пищеварительной и кровеносной систем.
Программа по физическому воспитанию в ВУЗе предусматривает решение огромного спектра задач с учетом индивидуальных особенностей студентов: возрастно-половых, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, направленности их будущей профессии и т.п.
Однако наиболее острым остается вопрос об использовании средств физического воспитания со студентами, имеющими различные заболевания, в силу которых, зачастую, не в состоянии выполнять нагрузку, предусмотренную для лиц, имеющих первую группу здоровья и отнесенных к основной медицинской группе.
На основании положения «О врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденное приказом МЗ СССР № 826 от 09.11.1966 года все студенты, занимающиеся по государственным программам физической культурой, делятся на 4 группы
[3]:
1 - основная медицинская группа;
2 - подготовительная медицинская группа;
3 - специальная медицинская группа;
4 - группа лечебной физической культуры.
Основную медицинскую группу составляют студенты, не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Занятия по физической культуре в данной группе проводятся в полном объеме, со сдачей контрольных нормативов по видам занятий. Данная категория лиц допускается к занятиям в спортивных секциях и к участию в соревнованиях.
К подготовительной медицинской группе относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточное физическое развитие. Занятия по физической культуре в данной группе проводятся с учетом снижения физической нагрузки в соответствии с функциональным состоянием организма занимающихся.
Так же в данную группу включают студентов, перенесших заболевания (носит временный характер).
Данная категория лиц занимается физической культурой в соответствии с учебной программой, при условии дифференцирования нагрузки в соответствии с функциональным состоянием организма. Сдача контрольных нормативов в данном случае может быть перенесена на год. Условием для перевода медицинским работником студентов в основную медицинскую группу является улучшение состояния здоровья и повышения функциональных возможностей организма.
Третью медицинскую группу составляют студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, различные хронические заболевания. Занятия по физической культуре проводятся по специальным учебным программам со строго дифференцированной нагрузкой, позволяющей предупредить обострение заболевания. В случае наблюдения положительной динамики в состоянии здоровья, его улучшения, ежегодно подтверждающейся в процессе прохождения медицинского обследования, возможен переход во вторую медицинскую группу.
Студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, целесообразно разделять для дифференцирования физической нагрузки на подгруппы «А» и «В».
Подгруппу «А» по мнению А.Ю. Лутонина [3] составляют занимающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера или ослабленные различными заболеваниями. Для данной подгруппы ограничивается объем и интенсивность физической нагрузки на начальном этапе подготовки в течение одной, двух недель. Физическая нагрузка должна выполняться при частоте сердечных сокращений - 120-130 уд/мин с постепенным увеличением (по самочувствию) до 140-150 уд/мин к концу учебного года.
К подгруппе «Б» относятся студенты, имеющие значительные необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечнососудистой, дыхательной, кровеносной систем, зрительного и опорно-двигательного аппаратов и др.).
Физическая нагрузка в данной подгруппе в течение учебного года выполняется при низкой интенсивности, средствами служат дыхательные упражнения релаксацию. Осуществление контроля за физическим состоянием занимающихся производится при частоте сердечных сокращений 110-120 уд/мин.
Успеваемость студентов оценивается по посещаемости занятий и умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей организма.
К четвертой медицинской группе (лечебная физическая культура) относятся студенты, имеющие выраженные нарушения в состоянии здоровья. Данная
группа работает при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста. Студенты, отнесенные к 4 группе, освобождаются от практических занятий по физической культуре в вузах и занимаются лечебной физической культуре в лечебно-профилактическом учреждении.
Целью физического воспитания студентов различных медицинских групп является формирование физической культуры личности, способности направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности [4].
Для студентов специальной медицинской группы существуют дополнительные цели формирования компенсаторных процессов, коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Студенты специальной медицинской группы выполняют только те разделы программы, требования и тесты, доступные им по состоянию здоровья.
Определены задачи для решения поставленной цели:
1. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре с установкой на здоровый образ жизни и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.
2. Использование средств физической культуры для сохранения, укрепления и восстановления здоровья.
3. Повышение и поддержание умственной и физической работоспособности и психоэмоциональной устойчивости.
4. Обеспечение общей и профессиональной подготовленности студентов к будущей профессии.
5. Ликвидирование остаточных явлений после перенесенных заболеваний посредством корригирующей гимнастики.
Литература
1. Капилевич Л. В., Солтанова В. Л., Давлетьярова К. В. Организация занятий лечебной физической культурой с освобожденными от физического воспитания студентами // Теория и практика физической культуры. 2008. № 7. C. 29-32.
2. Куценко И. П. Методические рекомендации для специалистов физической культуры и студентов. Омск : СибАДИ, 2012. 38 с.
3. Лутонин А. Ю. Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой : автореф. дис. ... кан. мед. наук 14.00.51 / А. Ю. Лутонин; РГМУ. М., 2009. 24 с.
4. Холодов Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 480 с.
5. Оздоровительная и адаптивная физическая культура [Электронный ресурс] URL: http://www.syl.ru/article/195997/new_ozdorovitelnaya-i-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura.
6. Физическая культура и спорт в системе образования (статья 28) [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631/page/11.
References
1. Kapilevich L. V., Soltanova V. L., Davlet'yarova K. V. Organizaciya zanyatij lechebnoj fizicheskoj kul'turoj s osvobozhdennymi ot fizicheskogo vospitaniya studentami [Organization of studies in a medical physical culture exempt from physical education students]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2008, no. 7, pp. 29-32.
2. Kucenko I. P. Metodicheskie rekomendacii dlya specialistov fizicheskoj kul'tury i studentov [Methodical recommendations for specialists of physical culture and students]. Omsk, SibADI Publ., 2012, 38 p.
3. Lutonin A. Yu. Fiziologicheskie i psihofiziologicheskie kriterii raspredeleniya studentov na medicinskie gruppy dlya zanyatij fizicheskoj kul'turoj : avtoref. dis. ... kan. med. nauk [Physiological and psycho-physiological criteria for the allocation of students into medical groups for physical culture. Abstract med. sci. diss.]. Moscow, 2009, 24 p.
4. Holodov Zh. K., Kuznecov, V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sport]. Moscow, Akademiya Publ., 2000, 480 p.
5. Ozdorovitel'naya i adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Health and adaptive physical culture] Abstract mode: http://www.syl.ru/article/195997/new_ozdorovitelnaya-i-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura.
6. Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme obrazovaniya (stat'ya 28) [Physical education and sport (article 28)]. Abstract mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631/page/11.