Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2635
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова В.С.

В статье рассматриваются вопросы организации внеурочной деятельности подростков, их модели, виды и направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 378

В.С. Прохорова

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются вопросы организации внеурочной деятельности подростков, их модели, виды и направления.

Ключевые слова: внеурочная деятельность подростков, воспитательный результат, воспитательный эффект.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Главное при этом - осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [1].

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:

- включение учащихся в разностороннюю деятельность;

- создание условий для реализации основных образовательных целей;

- оптимизации учебной нагрузки учащихся;

- формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Согласно требованиям ФГОС общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность, проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество, социальная преобразующая добровольческая деятельность, техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин,

© Прохорова В.С., 2019.

Научный руководитель: Митрохина Светлана Васильевна - доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

Вестник магистратуры. 2019. № 2-1(89)

ISSN 2223-4047

праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий и т.д.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей [2]. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Обучающимся, посещающим группы, лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия.

Внеурочная деятельность включает в себя следующие направления:

- спортивно - оздоровительное, реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, кружки (подвижных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.

- духовно -нравственное, реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью», мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; кружки технического творчества (лего - конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре. Игры - миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.

- общеинтеллектуальное, реализуется через такие формы как познавательные беседы, «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии», «Детская риторика», кружки «Путешествие в прошлое», олимпиады, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны, школьный музей-клуб и др.

- социальное, может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализо-вываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных), встречи с ветеранами, уроки мужества в зале боевой славы, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунки, фотографии), военно - спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель», «А ну-ка, парни!»), волонтёрская деятельность: шефство [3].

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно - полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются

возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта [4].

В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности:

- первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половине дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

- вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры). Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе.

- третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеурочной деятельности в данной школе.

- четвертая модель организации внеурочной деятельности школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность подростков должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор [5].

В школе должны быть созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помочь удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой

выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимать активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимать и принимать экологическую культуру [6].

Библиографический список

1. Бурченкова А.А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы: 1-9 классы. - Смоленск: Педагогика-Пресс, 2015.-125 с.

2. Григорьев Б.В. Программа внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

3. Кузнецовой Л.В. Воспитательная работа в школе. - М.: Просвещение, 2014.-150 с.

4. Никишов А.М. Организация воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2013.- 58 с.

5. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (проект). - Псков, 2014. - 89 с.

6. Тимофеев Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

ПРОХОРОВА ВЕРА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.