Научная статья на тему 'Дополнительное образование детей и организационная модель школы'

Дополнительное образование детей и организационная модель школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATIONAL INSTITUTION / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / AFTER-HOUR ACTIVITY / ORGANIZATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Зоя Алексеевна

Федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения» новый этап развития дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргина Зоя Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование детей и организационная модель школы»

ДО

ПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ детей и организационная модель школы

Зоя Алексеевна Каргина,

доцент кафедры педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования, доцент, кандидат педагогических наук

• Федеральные государственные образовательные стандарты • общеобразовательное учреждение • дополнительное образование детей • внеурочная деятельность

• организационная модель

Дополнительное образование в школе

В условиях начальной школы внеурочной деятельности отводится значимое место в решении ряда педагогических задач:

• обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе;

• оптимизация учебной нагрузки учащихся;

• улучшение условий для развития ребёнка;

• учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Дополнительное образование детей в различных формах (кружки, секции, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору) рассматривается как один из элементов внеурочной работы

«в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эко-лого-биологическую, спортивную и другую деятельность»1. К тому же одной из организационных моделей реализации внеурочной деятельности определена «модель дополнительного образования».

В соответствии с рекомендациями Департамента общего образования Минобрнауки России модель реализации внеурочной деятельности предполагает включённость общеобразовательного учреждения в региональную систему дополнительного образования детей через:

• использование возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта;

1 Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования: проект. М., 2009.

• создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;

• осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

В то же время ориентированность общеобразовательного учреждения в реализации модели на использование только «внешних ресурсов» может иметь ряд негативных последствий. Во-первых, в рамках предложенного механизма реализации модели из системы дополнительного образования детей практически «выпадают» учителя — основные организаторы образовательного процесса общеобразовательного учреждения. Во-вторых, дополнительное образование детей станет для общеобразовательного учреждения «привнесённым процессом», реализуемым привлечёнными специалистами, что будет препятствовать формированию единого образовательного процесса, основанного на интеграции основного и дополнительного образования. В-третьих, реальный потенциал учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта недостаточен для массовой организации, таких форм дополнительного образования как школьные научные общества, поисковые и научные исследования, проектная деятельность, что может сузить данную образовательную деятельность до «учебно-кружковой работы» по 2—3 образовательным направленностям.

На наш взгляд, полноценная реализация модели дополнительного образования должна предполагать, прежде всего, максимальное использование потенциальных ресурсов самого общеобразовательного учреждения (через вовлечение в систему дополнительного образования детей всех категорий педагогических кадров) и лишь затем привлечение внешних ресурсов для организации тех видов деятельности, которые не могут быть реализованы учреждением самостоятельно.

Основываясь на «Методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях»2, попробуем выстроить модель дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения как

2 Там же.

одной из организационных моделей реализации внеурочной деятельности.

Обоснование модели. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и среднего (полного) общего образования будет оптимальным в условиях единого образовательного процесса общеобразовательного учреждения, основанного на содержательном и организационном взаимодействии (интеграции) общего и дополнительного образования. Основу такого взаимодействия (интеграции) составляет закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ базовых учебных предметов, курсов, а также их содержательное расширение в условиях дополнительного образования.

Цель дополнительного образования —

содействие максимальному развитию способности детей.

Задачи дополнительного образования:

1) знакомство школьников с культурно-образовательными возможностями региона проживания, стимулирование у них стремления к использованию потенциальных возможностей ближайшего социума в процессе саморазвития;

2) формирование социальной активности детей и подростков, воспитание у них социальной культуры через вовлечение их

в различные формы социальной деятельности, через педагогизацию социума;

3) стимулирование познавательной активности учащихся, формирование

у них устойчивых познавательных интересов через создание условий для практического применения теоретических знаний, полученных в процессе основного (общего) образования;

4) воспитание у школьников потребности в самостоятельном поиске знаний, формирование у них информационной

З.А. Каргина. Дополнительное образование детей и организационная модель школы

культуры через вовлечение их в поисковую, исследовательскую, научно-познавательную деятельность;

5) повышение общей культуры детей и подростков через вовлечение их в самостоятельную культуротворческую деятельность, через интеграцию их в культурное пространство региона и Российской Федерации в целом.

Содержание и организация дополнительного образования

Содержательную основу дополнительного образования составляет совокупность обра-

зовательных направленностей дополнительного образования детей и содержательных направлений внеурочной деятельности.

Организационную основу дополнительного образования составляет максимальное использование потенциальных образовательных возможностей самого общеобразовательного учреждения, вовлечение в эту деятельность всех категорий его педагогических кадров, а также привлечение отдельных категорий квалифицированных специалистов их учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта.

Образователь ная направленность ДО Направление вне-учебной работы Тематика и организационные формы ДО Педагогические кадры школы, участвующие в организации ДО Привлекаемые специалисты

Художественная (художест-венно-эстети-ческая) Общекультурное Кружки декоративно-прикладного творчества (аппликация, вышивка, вязание и др.); студии (музыкальные, изобразительного искусства); кружки художественного слова, литературные и кукольные театры; ансамбли массового пения, хоры, вокальные ансамбли; хореографические коллективы (ритмика, народный танец, эстрадный танец и др.) Учителя начальных классов, учителя ИЗО, учителя музыки, учителя технологии (для мальчиков, для девочек), учителя русского языка и литературы Режиссёр драматического театра; хормейстер, преподаватель по вокалу; преподаватели специальных музыкальных инструментов; хореографы

Культурологическая История становления различных областей культуры (кружки, проекты); музыкально-теоретическая подготовка (кружки); изучение культуры Российской Федерации и других стран (кружки, проекты); МХК (кружки, проекты) и др. Учителя всех специальностей Преподаватели музыкально-теоретических дисциплин, истории культуры

Физкультурно-спортивная Спортивно-оздоровительное Секции спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол и др.); секции спортивных единоборств (самбо, каратэ, бокс и др.); ОФП и группы коррекционной физкультуры; спортивные и игровые клубы; программы самооздоровления и здорового образа жизни; др. Учителя физкультуры, социальные педагоги Тренеры-преподаватели по отдельным видам спорта

Спортивно-техническая Кружки и проекты по техническому конструированию и моделированию (авиамоделирование, ракетомоделирование, автодело, картинг и др.) Учителя технологии (для мальчиков) Специалисты в области техники

Содержательно-организационная модель дополнительного образования общеобразовательного учреждения

Образователь ная направленность ДО Направление вне-учебной работы Тематика и организационные формы ДО Педагогические кадры школы, участвующие в организации ДО Привлекаемые специалисты

Научно-техническая Кружки и проекты по техническому конструированию и моделированию (радиоконструирование, судомоделирование и др.); кружки и проекты по начальному техническому моделированию, оригами; информационные технологии (кружки, проекты) Учителя начальных классов, учителя технологии (для мальчиков), учителя информатики Специалисты в области техники

Эколого-биологическая Кружки и проекты по биологии (растениеводство, фитодизайн, озеленение помещений и участка школы); кружки и проекты по экологии (исследования экологического состояния помещений и участка школы, ближайших природных объектов); проекты и программы по профилактике вредных привычек Учителя биологии, учителя начальных классов Специалисты по отдельным отраслям биологии и экологии

Туристско-кра-еведческая Духовно-нравственное Кружки и клубы различных видов туризма (пеший, горный, водный и др.); кружки и проекты по различным направлениям краеведения (литературное, этнографическое, музыкальное, математическое и др) Учителя всех специальностей, социальные педагоги Инструкторы по отдельным видам туризма

Военно-патриотическая Кружки и секции военно-спортивной и военно-прикладной подготовки; кружки, клубы и проекты по военно-исторической и общеисторической тематике; социальные проекты Учителя истории, учителя физической культуры, классные руководители Инструкторы по военно-спортивной и военно-прикладной подготовке

Социально-педагогическая Социальное Программы педагогической коррекции (учебных проблем, проблем общения и др.); кружки и клубы изучения иностранного и русского языка как средства социального общения Учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя иностранного языка Преподаватели тех иностранных языков, которые не изучаются в школе

Социально-экономическая Кружки и проекты по экономике; кружки и проекты по профориентации Учителя математики, учителя экономики, социальные педагоги, педагоги-психологи

Естественнонаучная «Предметные и межпредметные» кружки и проекты в области естественнонаучных знаний (прикладная математика, занимательная физика, химия вокруг нас и др.) Учителя математики, учителя физики, учителя географии, учителя химии, учителя начальных классов

Общеинтеллектуальное Клубы, проекты и игры общеинтеллектуального характера (клубы знатоков и интеллектуалов, научные общества учащихся, научно-исследовательские проекты и т.д.) Учителя всех специальностей, социальные педагоги

Прогнозируемые результаты (ключевые индикаторы) реализации модели:

• 100%-ный охват учащихся общеобразовательного учреждения различными формами дополнительного образования;

• удовлетворённость разнообразных образовательных потребностей школьников разного возраста и образовательных запросов их родителей;

• сформированность системы педагогической коррекции учебных и социально-педагогических проблем детей и подростков;

• развитость познавательной активности, творческих и исследовательских способностей учащихся;

• включённость школьников в различные формы социальной активности;

• вовлечённость всех категорий педагогических кадров общеобразовательного учрежде-

ния в организацию различных форм дополнительного образования;

• содержательная и организационная интеграция образовательных программ общего (базового) и дополнительного образования;

• сформированность единого пространства дополнительного образования, интегрирующего образовательные возможности общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

В заключение считаем необходимым напомнить, что предложенная модель дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения может рассматриваться педагогами-практиками не как законченный вариант, а как методическая основа для построения собственной модели реализации внеурочной деятельности в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего (полного) общего образования нового (второго) поколения. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.