ДО
ПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ детей и организационная модель школы
Зоя Алексеевна Каргина,
доцент кафедры педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования, доцент, кандидат педагогических наук
• Федеральные государственные образовательные стандарты • общеобразовательное учреждение • дополнительное образование детей • внеурочная деятельность
• организационная модель
Дополнительное образование в школе
В условиях начальной школы внеурочной деятельности отводится значимое место в решении ряда педагогических задач:
• обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе;
• оптимизация учебной нагрузки учащихся;
• улучшение условий для развития ребёнка;
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Дополнительное образование детей в различных формах (кружки, секции, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору) рассматривается как один из элементов внеурочной работы
«в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эко-лого-биологическую, спортивную и другую деятельность»1. К тому же одной из организационных моделей реализации внеурочной деятельности определена «модель дополнительного образования».
В соответствии с рекомендациями Департамента общего образования Минобрнауки России модель реализации внеурочной деятельности предполагает включённость общеобразовательного учреждения в региональную систему дополнительного образования детей через:
• использование возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта;
1 Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования: проект. М., 2009.
• создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;
• осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
В то же время ориентированность общеобразовательного учреждения в реализации модели на использование только «внешних ресурсов» может иметь ряд негативных последствий. Во-первых, в рамках предложенного механизма реализации модели из системы дополнительного образования детей практически «выпадают» учителя — основные организаторы образовательного процесса общеобразовательного учреждения. Во-вторых, дополнительное образование детей станет для общеобразовательного учреждения «привнесённым процессом», реализуемым привлечёнными специалистами, что будет препятствовать формированию единого образовательного процесса, основанного на интеграции основного и дополнительного образования. В-третьих, реальный потенциал учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта недостаточен для массовой организации, таких форм дополнительного образования как школьные научные общества, поисковые и научные исследования, проектная деятельность, что может сузить данную образовательную деятельность до «учебно-кружковой работы» по 2—3 образовательным направленностям.
На наш взгляд, полноценная реализация модели дополнительного образования должна предполагать, прежде всего, максимальное использование потенциальных ресурсов самого общеобразовательного учреждения (через вовлечение в систему дополнительного образования детей всех категорий педагогических кадров) и лишь затем привлечение внешних ресурсов для организации тех видов деятельности, которые не могут быть реализованы учреждением самостоятельно.
Основываясь на «Методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях»2, попробуем выстроить модель дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения как
2 Там же.
одной из организационных моделей реализации внеурочной деятельности.
Обоснование модели. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и среднего (полного) общего образования будет оптимальным в условиях единого образовательного процесса общеобразовательного учреждения, основанного на содержательном и организационном взаимодействии (интеграции) общего и дополнительного образования. Основу такого взаимодействия (интеграции) составляет закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ базовых учебных предметов, курсов, а также их содержательное расширение в условиях дополнительного образования.
Цель дополнительного образования —
содействие максимальному развитию способности детей.
Задачи дополнительного образования:
1) знакомство школьников с культурно-образовательными возможностями региона проживания, стимулирование у них стремления к использованию потенциальных возможностей ближайшего социума в процессе саморазвития;
2) формирование социальной активности детей и подростков, воспитание у них социальной культуры через вовлечение их
в различные формы социальной деятельности, через педагогизацию социума;
3) стимулирование познавательной активности учащихся, формирование
у них устойчивых познавательных интересов через создание условий для практического применения теоретических знаний, полученных в процессе основного (общего) образования;
4) воспитание у школьников потребности в самостоятельном поиске знаний, формирование у них информационной
З.А. Каргина. Дополнительное образование детей и организационная модель школы
культуры через вовлечение их в поисковую, исследовательскую, научно-познавательную деятельность;
5) повышение общей культуры детей и подростков через вовлечение их в самостоятельную культуротворческую деятельность, через интеграцию их в культурное пространство региона и Российской Федерации в целом.
Содержание и организация дополнительного образования
Содержательную основу дополнительного образования составляет совокупность обра-
зовательных направленностей дополнительного образования детей и содержательных направлений внеурочной деятельности.
Организационную основу дополнительного образования составляет максимальное использование потенциальных образовательных возможностей самого общеобразовательного учреждения, вовлечение в эту деятельность всех категорий его педагогических кадров, а также привлечение отдельных категорий квалифицированных специалистов их учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта.
Образователь ная направленность ДО Направление вне-учебной работы Тематика и организационные формы ДО Педагогические кадры школы, участвующие в организации ДО Привлекаемые специалисты
Художественная (художест-венно-эстети-ческая) Общекультурное Кружки декоративно-прикладного творчества (аппликация, вышивка, вязание и др.); студии (музыкальные, изобразительного искусства); кружки художественного слова, литературные и кукольные театры; ансамбли массового пения, хоры, вокальные ансамбли; хореографические коллективы (ритмика, народный танец, эстрадный танец и др.) Учителя начальных классов, учителя ИЗО, учителя музыки, учителя технологии (для мальчиков, для девочек), учителя русского языка и литературы Режиссёр драматического театра; хормейстер, преподаватель по вокалу; преподаватели специальных музыкальных инструментов; хореографы
Культурологическая История становления различных областей культуры (кружки, проекты); музыкально-теоретическая подготовка (кружки); изучение культуры Российской Федерации и других стран (кружки, проекты); МХК (кружки, проекты) и др. Учителя всех специальностей Преподаватели музыкально-теоретических дисциплин, истории культуры
Физкультурно-спортивная Спортивно-оздоровительное Секции спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол и др.); секции спортивных единоборств (самбо, каратэ, бокс и др.); ОФП и группы коррекционной физкультуры; спортивные и игровые клубы; программы самооздоровления и здорового образа жизни; др. Учителя физкультуры, социальные педагоги Тренеры-преподаватели по отдельным видам спорта
Спортивно-техническая Кружки и проекты по техническому конструированию и моделированию (авиамоделирование, ракетомоделирование, автодело, картинг и др.) Учителя технологии (для мальчиков) Специалисты в области техники
Содержательно-организационная модель дополнительного образования общеобразовательного учреждения
Образователь ная направленность ДО Направление вне-учебной работы Тематика и организационные формы ДО Педагогические кадры школы, участвующие в организации ДО Привлекаемые специалисты
Научно-техническая Кружки и проекты по техническому конструированию и моделированию (радиоконструирование, судомоделирование и др.); кружки и проекты по начальному техническому моделированию, оригами; информационные технологии (кружки, проекты) Учителя начальных классов, учителя технологии (для мальчиков), учителя информатики Специалисты в области техники
Эколого-биологическая Кружки и проекты по биологии (растениеводство, фитодизайн, озеленение помещений и участка школы); кружки и проекты по экологии (исследования экологического состояния помещений и участка школы, ближайших природных объектов); проекты и программы по профилактике вредных привычек Учителя биологии, учителя начальных классов Специалисты по отдельным отраслям биологии и экологии
Туристско-кра-еведческая Духовно-нравственное Кружки и клубы различных видов туризма (пеший, горный, водный и др.); кружки и проекты по различным направлениям краеведения (литературное, этнографическое, музыкальное, математическое и др) Учителя всех специальностей, социальные педагоги Инструкторы по отдельным видам туризма
Военно-патриотическая Кружки и секции военно-спортивной и военно-прикладной подготовки; кружки, клубы и проекты по военно-исторической и общеисторической тематике; социальные проекты Учителя истории, учителя физической культуры, классные руководители Инструкторы по военно-спортивной и военно-прикладной подготовке
Социально-педагогическая Социальное Программы педагогической коррекции (учебных проблем, проблем общения и др.); кружки и клубы изучения иностранного и русского языка как средства социального общения Учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя иностранного языка Преподаватели тех иностранных языков, которые не изучаются в школе
Социально-экономическая Кружки и проекты по экономике; кружки и проекты по профориентации Учителя математики, учителя экономики, социальные педагоги, педагоги-психологи
Естественнонаучная «Предметные и межпредметные» кружки и проекты в области естественнонаучных знаний (прикладная математика, занимательная физика, химия вокруг нас и др.) Учителя математики, учителя физики, учителя географии, учителя химии, учителя начальных классов
Общеинтеллектуальное Клубы, проекты и игры общеинтеллектуального характера (клубы знатоков и интеллектуалов, научные общества учащихся, научно-исследовательские проекты и т.д.) Учителя всех специальностей, социальные педагоги
Прогнозируемые результаты (ключевые индикаторы) реализации модели:
• 100%-ный охват учащихся общеобразовательного учреждения различными формами дополнительного образования;
• удовлетворённость разнообразных образовательных потребностей школьников разного возраста и образовательных запросов их родителей;
• сформированность системы педагогической коррекции учебных и социально-педагогических проблем детей и подростков;
• развитость познавательной активности, творческих и исследовательских способностей учащихся;
• включённость школьников в различные формы социальной активности;
• вовлечённость всех категорий педагогических кадров общеобразовательного учрежде-
ния в организацию различных форм дополнительного образования;
• содержательная и организационная интеграция образовательных программ общего (базового) и дополнительного образования;
• сформированность единого пространства дополнительного образования, интегрирующего образовательные возможности общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.
В заключение считаем необходимым напомнить, что предложенная модель дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения может рассматриваться педагогами-практиками не как законченный вариант, а как методическая основа для построения собственной модели реализации внеурочной деятельности в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего (полного) общего образования нового (второго) поколения. НО