Научная статья на тему 'Место и роль дополнительного образования детей в реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования'

Место и роль дополнительного образования детей в реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина З.А.

Федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения» открывают новый этап развития дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Данный вид образования приобретает статус неотъемлемой составляющей одного из обязательных элементов образовательного процесса внеурочной деятельности, а также рассматривается как одна из организационных моделей её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргина З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль дополнительного образования детей в реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

МЕСТО И РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Каргина З.А.*

Московский институт открытого образования, г. Москва

Федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения» открывают новый этап развития дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Данный вид образования приобретает статус неотъемлемой составляющей одного из обязательных элементов образовательного процесса - внеурочной деятельности, а также рассматривается как одна из организационных моделей её реализации.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, общеобразовательное учреждение, дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, организационная модель.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального, основного и среднего (полного) общего образования, утверждённые и введённые в действие в 2009-2012 гг. [4; 5; 6], значительно расширяют образовательные возможности общеобразовательного учреждения любого типа и вида за счёт включения в его единое образовательное пространство внеурочной деятельности как полноценного элемента. Такой статус внеурочной деятельности определяется новым подходом к её пониманию как образовательной деятельности, осуществляемой «в формах, отличных от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [2].

К тому же, в условиях общеобразовательного учреждения внеурочной деятельности отводится значимое место в решении ряда педагогических задач:

- обеспечения благоприятной адаптации ребёнка в школе (в условиях начального образования);

- оптимизации учебной нагрузки обучающихся;

- улучшения условий для развития ребёнка;

- учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Дополнительное образование рассматривается одним из необходимых

элементов внеурочной деятельности «в части создания условий для разви-

* Доцент кафедры педагогики дополнительного образования детей, кандидат педагогических наук, доцент.

тия творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность» [1].

Названные позиции значительно повышают статус и педагогическое значение дополнительного образования, определяют его как важный элемент единого образовательного процесса общего образования.

Но в настоящее время усиление значимости дополнительного образования детей в реализации ФГОС общего образования произошло лишь «де-юре», а «де-факто» отношение к данному виду образования со стороны учителей практически не изменилось. Это вызывает особую тревогу, так как современная реформа образования и оптимизация педагогических коллективов общеобразовательных учреждений поставили учителя в позицию основного организатора дополнительного образования.

Опираясь на долгосрочный и разнообразный опыт взаимодействия с различными категориями педагогов-практиков в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования можно обозначить ряд проблем, препятствующих полноценной реализации учителем-предметником образовательных возможностей дополнительного образования. Рассмотрим наиболее типичные из них.

Первая проблема. Учителя не признают дополнительное образование детей собственно образованием. Например, в процессе обсуждения педагогической технологии «индивидуальный образовательный маршрут» было предложено включить в него занятия бальными танцами как одного из элементов образования ребёнка, что вызвало крайнее недоумение со стороны определённой части участников дискуссии (прозвучал недоумённый вопрос «а причём здесь бальные танцы?!»).

Вторая проблема. Учителя не рассматривают дополнительное образование детей элементом внеурочной деятельности, что предопределяет субъективный вывод о том, что оно не является содержательным элементом ФГОС общего образования. Тогда как нормативные документы по внеурочной деятельности [1] включают в неё различные формы дополнительного образования - кружки, секции, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору и др.

Третья проблема. Учителя не понимают принципиальных отличий дополнительного образования детей от других форм организации внеурочной деятельности - массовых школьных мероприятий, экскурсий, детских общественных организаций и др. Вследствие этого не рассматривают данный вид образования как системно организованный учебно-воспитательный процесс, который должен закончиться вполне конкретным образовательным результатом.

Четвёртая проблема. Учителя рассматривают дополнительное образование только как досуговую деятельность, позволяющую «оторвать детей

от улицы». Что, естественно, формирует представление о данных занятиях как о чём-то несерьёзном, «лёгком», поверхностном времяпровождении.

Пятая проблема. Учителя, поставленные в условиях дополнительного образования в активную субъектную позицию, не могут, зачастую, самостоятельно определиться с содержанием учебно-воспитательной деятельности, организационной формой детского объединения, не осознают необходимости жёсткого отбора методов и форм обучения, приемлемых в работе с детьми в условиях свободного времени. В результате вместо интересных творческих занятий получаются дополнительные уроки по учебным предметам (например, подготовка к ЕГЭ или ГИА), что не способствует поддержанию у школьников интереса к такой деятельности.

Шестая проблема. В условиях недостаточного количества педагогов дополнительного образования администрация общеобразовательного учреждения для организации данного вида образования начинает активно привлекать учителей-предметников, часто используя для этого «административный ресурс». Естественно, занятия, организованные по необходимости, а не на основе добровольности участия (со стороны всех участников образовательного процесса), постепенно становятся тягостной обязанностью для учителя и «повинностью» для учащихся.

Даже вышеперечисленные позиции, представляющие собой лишь часть достаточно широкого круга проблем, возникающих у учителей-предметников в организации дополнительного образования детей, позволяют констатировать: педагогическими коллективами общеобразовательных учреждений недооцениваются и полноценно не реализуются образовательные возможности данного вида образования.

Попробуем предложить специалистам-практикам некий алгоритм организации дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения.

Дополнительное образование тесно взаимосвязано с внеурочной деятельностью: этот вид образования является одной из организационных моделей реализации внеурочной деятельности, различные формы дополнительного образования включены в другие модели организации данной деятельности.

В соответствии с рекомендациями Департамента общего образования Минобрнауки России [1] модель «дополнительное образование детей» предполагает реализацию внеурочной деятельности через включённость общеобразовательного учреждения в региональную систему дополнительного образования детей через:

- использование возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта;

- создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;

- осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Такое системное взаимодействие учреждений разных видов и различной ведомственной принадлежности создаёт для ребёнка условия широкого выбора на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности его свободного самоопределения и самореализации, а также привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов [1]. Всё названное, несомненно, дает модели дополнительного образования определённые содержательные и организационные преимущества.

В тоже время, ориентированность общеобразовательного учреждения в реализации названной модели на использование только «внешних ресурсов» может иметь ряд негативных последствий.

Во-первых, в рамках предложенного механизма реализации модели из системы дополнительного образования детей практически «выпадают» учителя - основные организаторы образовательного процесса общеобразовательного учреждения.

Во-вторых, дополнительное образование детей станет для общеобразовательного учреждения «привнесённым процессом», реализуемым привлечёнными специалистами, что будет препятствовать формированию единого образовательного процесса, основанного на интеграции основного и дополнительного образования.

В-третьих, реальный потенциал учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта недостаточен для массовой организации таких форм дополнительного образования как школьные научные общества, поисковые и научные исследования, проектная деятельность, что может сузить данную образовательную деятельность до «учебно-кружковой работы» по 2-3 образовательным направленностям.

На наш взгляд, полноценная реализация модели дополнительного образования должна предполагать, прежде всего, максимальное использование потенциальных ресурсов самого общеобразовательного учреждения (через вовлечение в систему дополнительного образования детей всех категорий педагогических кадров), и лишь затем привлечение внешних ресурсов для организации тех видов деятельности, которые не могут быть реализованы учреждением самостоятельно.

Основываясь на «Методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях» [1] попробуем выстроить Модель дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения как одной из организационных моделей реализации внеурочной деятельности.

Обоснование модели. Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и сред-

него (полного) общего образования будет оптимальным в условиях единого образовательного процесса общеобразовательного учреждения, основанного на содержательном и организационном взаимодействии (интеграции) общего и дополнительного образования. Основу такого взаимодействия (интеграции) составляет закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ базовых учебных предметов, курсов, а также их содержательное расширение в условиях дополнительного образования.

Методологическую основу реализации модели «дополнительное образование детей» составляет системно-деятельностный поход, который позволяет рассматривать данный вид образования как процесс включения школьников в разнообразные по содержанию и организации виды самостоятельной образовательно-творческой деятельности, системно взаимосвязанной с основным (базовым) образованием.

Цель дополнительного образования - формирование готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.

Задачи дополнительного образования:

1. Знакомство школьников с культурно-образовательными возможностями региона проживания, стимулирование у них стремления к использованию потенциальных возможностей ближайшего социума в процессе саморазвития.

2. Формирование социальной активности детей и подростков, воспитание у них социальной культуры через вовлечение их в различные формы социальной деятельности, через педагогизацию социума.

3. Стимулирование познавательной активности учащихся, формирование у них устойчивых познавательных интересов через создание условий для практического применения теоретических знаний, полученных в процессе основного (общего) образования.

4. Воспитание у школьников потребности в самостоятельном поиске знаний, формирование у них информационной культуры через вовлечение их в поисковую, исследовательскую, научно -познавательную деятельность.

5. Повышение общей культуры детей и подростков через включение их в самостоятельную культуротворческую деятельность, через интеграцию их в культурное пространство региона и Российской Федерации в целом.

Принципы реализации модели дополнительного образования детей:

- принцип системности (организация дополнительного образования в системной взаимосвязи с базовым образованием и другими организационными формами внеурочной деятельности);

- принцип актуальности (ориентация содержания дополнительного образования на актуальные потребности учащихся, их родителей, образовательного учреждения);

- принцип доступности (учёт в содержании и организации дополнительного образования возможностей различных категорий детей);

- принцип добровольности (включение всех участников образовательного процесса в различные формы дополнительного образования на добровольной основе);

- принцип разнообразия (создание максимально разнообразной по содержанию и организации системы дополнительного образования детей, основанной на использовании потенциальных возможностей самого образовательного учреждения и социума);

- принцип свободы выбора (предоставление каждому учащемуся образовательного учреждения возможности выбора направления и вида деятельности, сроков и темпа освоения образовательной программы, педагога и так далее).

Содержание и организация дополнительного образования

Содержательную основу дополнительного образования составляет совокупность образовательных направленностей дополнительного образования детей и содержательных направлений внеурочной деятельности.

Организационную основу дополнительного образования составляет максимальное использование потенциальных образовательных возможностей самого общеобразовательного учреждения, вовлечение в данную деятельность всех категорий его педагогических кадров, а также привлечение отдельных категорий квалифицированных специалистов их учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта (см. табл.).

Таблица

Содержательно-организационная модель дополнительного образования общеобразовательного учреждения

Образовательная направленность ДО Направление внеурочной деятельности Тематика и организационные формы ДО Педагогические кадры школы, участвующие в организации ДО Привлекаемые специалисты

1 2 3 4 5

художественная обще-культурное кружки декоративно-прикладного творчества (аппликация, вышивка, вязание и др.); студии (музыкальные, изобразительного искусства); кружки художественного слова, литературные и кукольные театры; ансамбли массового пения, хоры, вокальные ансамбли; хореографические коллективы (ритмика, народный танец, эстрадный танец и др.) учителя начальных классов, учителя ИЗО, учителя музыки, учителя технологии (для мальчиков, для девочек), учителя русского языка и литературы режиссер драматического театра; хормейстер, преподаватель по вокалу; преподаватели специальных музыкальных инструментов; хореографы

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5

история становления различных областей культуры (кружки, проекты); музыкально-теоретическая подготовка (кружки); изучение культуры Российской Федерации и других стран (кружки, проекты); МХК (кружки, проекты) и др. учителя всех специальностей преподаватели музыкально-теоретических дисциплин, истории культуры

физкуль турно-спортивная спортив-но-оздо-рови-тельное секции спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол и др.); секции спортивных единоборств (самбо, картэ, бокс и др.); ОФП и группы коррекционной физкультуры; спортивные и игровые клубы; программы самооздоровления и здорового образа жизни; др. учителя физкультуры, социальные педагоги тренеры-преподаватели по отдельным видам спорта

техническая кружки и проекты по техническому конструированию и моделированию (авиамоделирование, ракетомодели-рование, автодело, картинг и др.) кружки и проекты по техническому конструированию и моделированию (радиоконструирование, судомоде-лирование и др.); кружки и проекты по начальному техническому моделированию, оригами; информационные технологии (кружки, проекты) учителя технологии (для мальчиков), учителя начальных классов, учителя информатики специалисты в области техники

турист- ско- крае- ведче- ская духовно-нравственное кружки и клубы различных видов туризма (пеший, горный, водный и др.); кружки и проекты по различным направлениям краеведения (литературное, этнографическое, музыкальное, математическое и др.) учителя всех специальностей, социальные педагоги инструкторы по отдельным видам туризма

духовно-нравственное кружки и секции военно-спортивной и военно-прикладной подготовки; кружки, клубы и проекты по военно-исторической и общеисторической тематике; учителя истории, учителя физической культуры, классные руководители инструкторы по военно-спортивной и военно-прикладной подготовке

социально-педаго-гичес-кая социальное программы педагогической коррекции (учебных проблем, проблем общения и др.); кружки и клубы изучения иностранного и русского языка как средства социального общения социальные проекты учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя иностранного языка преподаватели тех иностранных языков, которые не изучаются в школе

кружки и проекты по экономике; кружки и проекты по профориентации учителя математики, учителя экономики, социальные педагоги

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

естественно-научная «предметные и межпредметные» кружки и проекты в области естественнонаучных знаний (прикладная математика, занимательная физика, химия вокруг нас и др.) кружки и проекты по биологии (растениеводство, фитодизайн, озеленение помещений и участка школы); кружки и проекты по экологии (исследования экологического состояния помещений и участка школы, ближайших природных объектов); проекты и программы по профилактике вредных привычек учителя математики, учителя физики, учителя географии, учителя химии, учителя начальных классов учителя биологии специалисты по отдельным отраслям биологии и экологии

общеин- теллек- туальное клубы, проекты и игры общеинтеллектуального характера (клубы знатоков и интеллектуалов, научные общества учащихся, научно-исследовательские проекты и так далее) учителя всех специальностей, социальные педагоги

Условия реализации модели дополнительного образования:

1. Педагогические условия

- понимание всеми членами педагогического коллектива значимости дополнительного образования в развитии личности ребёнка;

- осознанное участие всех категорий педагогических работников общеобразовательного учреждения в реализации различных форм дополнительного образования;

- вовлечённость в образовательный процесс дополнительного образования родителей учащихся;

- система педагогической поддержки участия школьников в различных формах дополнительного образования, широкая презентация достижений учащихся в данном виде образования;

2. Организационные условия

- административная поддержка реализации различных форм дополнительного образования;

- создание необходимых материально-технических условий для работы детских объединений дополнительного образования;

- сформированность программно-методического обеспечения дополнительного образования;

- максимальное использование возможностей социума в организации дополнительного образования - образовательных учреждений разных типов и видов (учреждений дополнительного образования детей, учреждений высшего и среднего профессионального образования), учреждений культуры (дет-

ских музыкальных школ, школ искусств, художественных школ, музеев, театров и др.), учреждений физкультуры и спорта (детских спортивных школ, стадионов и др.), научных и методических учреждений и структур.

Прогнозируемые результаты (ключевые индикаторы) реализации модели:

- 100 %-ный охват учащихся общеобразовательного учреждения различными формами дополнительного образования;

- удовлетворенность разнообразных образовательных потребностей школьников разного возраста и образовательных запросов их родителей;

- сформированность системы педагогической коррекции учебных и социально-педагогических проблем детей и подростков;

- развитость познавательной активности, творческих и исследовательских способностей учащихся;

- включенность школьников в различные формы социальной активности;

- вовлеченность всех категорий педагогических кадров общеобразовательного учреждения в организацию различных форм дополнительного образования;

- содержательная и организационная интеграция образовательных программ общего (базового) и дополнительного образования;

- сформированность единого пространства дополнительного образования, интегрирующего образовательные возможности общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

В заключении считаем необходимым напомнить нашим читателям, что предложенная Модель дополнительного образования детей общеобразовательного учреждения может рассматриваться педагогами-практиками не как законченный вариант, а как методическая основа для построения собственной модели реализации внеурочной деятельности в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального, основного и среднего (полного) общего образования нового (второго) поколения.

Список литературы

1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования : приложение к письму Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/ federalnoje/ea-akty/ v3p.htm (дата обращения: 24.03.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования : письмо Минобр-науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.bestpravo.ru/ federalnoje/ea-akty/v3p.htm (дата обращения: 24.03.2012).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва. - Режим доступа: http ://www.rg.ru/ 2013/12/11/obr-dok.html (дата обращения: 22.02.2014).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Минобрнауки России от

22.12.2009 г. № 373. - Режим доступа: http ://standart.edu.ru (дата обращения: 14.09.2011).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Минобрнауки России от

17.12.2010 г. № 1897. - Режим доступа: http ://standart.edu.ru (дата обращения: 14.09.2011).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413. - Режим доступа: http ://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 12.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.