Научная статья на тему 'Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС'

Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1778
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова И. Н.

Статья посвящена актуальным проблемам развития образования в условиях реализации ФГОС нового поколения. В качестве вопросов для анализа выдвигаются управленческие аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

© Попова И.Н.*

Федеральный институт развития образования, г. Москва

Статья посвящена актуальным проблемам развития образования в условиях реализации ФГОС нового поколения. В качестве вопросов для анализа выдвигаются управленческие аспекты организации внеурочной деятельности учашдхся в системе образования.

Ключевые слова внеурочная деятельность учащихся, дополнительное образование детей, неформальное образование.

Сегодня вновь, как и более семи десятков лет назад, педагогическая общественность активно обсуждает вопросы о том, что формирование и развитие личности ребенка идет не столько под воздействием изучаемых тем, параграфов, теорем и формул, закономерностей и аксиом, сколько под воздействием культурно-образовательной среды образовательного учреждения. Эта тенденция объективно обусловлена повсеместным введением с сентября 2011 года образовательных стандартов нового поколения [2]. И если концептуальная позиция нового стандарта в целом понятна, то вопросы эффективной организации внеурочной деятельности в условиях современной школы, носят дискуссионный характер.

Сегодня педагогов и руководителей беспокоит, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы использовать, чтобы сделать жизнь школьников более интересной, яркой и насыщенной. Как сохранить и укрепить здоровье учащихся, разнообразить их досуг, наполнить его социально значимым содержанием. Как удовлетворить потребности детей в освоении внешкольного образования, как стимулировать потребность в неформальном образовании.

В документах современной государственной образовательной политики вновь в качестве педагогической доминанты выдвигаются вопросы воспитания и социализации детей [1]. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой и учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Оно

* Ведущий научный сотрудник Центра социализации, воспитания и неформального образования.

должно осуществляться только в совместной деятельности, как единственно возможном виде деятельности, в котором происходит присвоение детьми ценностей, а не просто узнавание о них.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования о роли и месте внеурочной деятельности учащихся как действенном инструменте реализации современных идей образования [2].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [3]. Содержательным дополнением к пониманию сути внеурочной деятельности является определение внеучебной деятельности, сформулированное в методических рекомендациях по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов): это «понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [5]. Таким образом, внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в неформальном образовании, содержательном досуге, в участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность кроме образовательных призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; снизить учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации; деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся; необходимого условия взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за 4 учебных года и также включает в себя внешкольную занятость ребёнка в других учреждениях (дополнительного

образования детей, культуры, спорта и др.). Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7-10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов. Настоящее время направлено на реализацию пяти приоритетных направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного [2], которые определяются интересами самого ребёнка и запросом родителей.

Педагогам и руководителям рекомендовано помнить, что личный маршрут занятости каждого ребенка должен быть зафиксирован документально в рамках общественного договора между родителями и школой, и договором о сотрудничестве школы с другими учреждениями.

Практика показала, что в целях реализации стандарта нового поколения, образовательные учреждения по-разному подходят к организации данного времени.

Главное, что объединяет все школы всех регионов России - это решение поставленной перед школой задачи создания разнонаправленной вариативной образовательной среды, позволяющей обучающимся во внеурочное время реализовать право выбора.

В условиях традиционного подхода внеурочная деятельность школьников в большей степени была ориентирована на классные формы организации, которые осуществлял учитель, являющийся одновременно классным руководителем. На сегодняшний день ценность приобретают вариативные и индивидуальные формы организации внеурочной деятельности детей, отличающиеся по содержанию и видам. В этом заключается новый подход к организации внеурочной деятельности учащихся, основанный на принципах неформального образования.

В процессе организации внеурочной деятельности учащихся могут быть использованы различные формы:

- объединения по интересам (кружки, секции, студии др.), действующие на основе разработанных программ дополнительного образования;

- объединения по интересам (ДОО, клубы, научные общества и др.), действующие на основе разработанных программ деятельности;

- временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, КТД) [5].

При комплектовании групп детей целесообразно опираться на право выбора обучающимися направлений внеурочной деятельности, учитывать их занятость в учреждениях дополнительного образования, состояние здоровья и использовать нормы, применяемые в учреждениях дополнительного образования детей (от 12 до 15 человек).

Для разработки оптимальной модели организации внеурочной деятельности учащихся необходимо предпринять ряд последовательных управленческих шагов.

Шаг № 1. Необходимо изучить основные нормативные и распорядительные документы по организации неаудиторной занятости (внеурочной деятельности).

Шаг № 2. Важно выявить при помощи анкетирования запросы детей и родителей на образовательные услуги в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Шаг № 3. Стоит проанализировать творческий потенциал учителей, родителей, учащихся; ресурсы и материально-технические возможности образовательного учреждения и пути их совершенствования; эффективность и востребованность для обучающихся уже имеющихся курсов, спецкурсов, кружков, секций и т.д.; возможности социума.

Шаг № 4. Необходимо изучить дополнительные образовательные услуги, предлагаемые ближайшими учреждениями (соседними образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, организациями, осуществляющим деятельность в сфере неформального образования) и продумать возможные варианты взаимодействия с ними.

В условиях внедрения ФГОС необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации и социальной адаптации.

Дополнительное образование как особый самостоятельный тип государственного образования сегодня из всех возможных направлений внеурочной работы максимально разработано нормативно и методологически. В силу своей гибкости оно может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный, нестандартизированный характер.

Характер и содержание сотрудничества учреждений дополнительного образования детей с образовательными структурами определяется спецификой социальных запросов.

Взаимодействие общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.) осуществляется на регулярной договорной основе и совместно разработанной программе деятельности.

Формы сотрудничества могут быть следующими: - совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;

- совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических и валеологических служб с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья;

- создание в школах детских общественных организаций с их последующим объединением в межшкольные союзы на базе учреждений дополнительного образования детей;

- совместное осуществление медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.

В качестве интегрирующих форм взаимодействия можно выделить проектную деятельность, профильные школы, творческие лаборатории, ассоциации, лагеря и экспедиции, клубы, объединения по интересам, научные общества и т.п.

Таким образом, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребенка во внеурочное время, направленное на удовлетворение культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации.

Профессионально грамотно организованные условия внеурочной деятельности направлены на создание уникальной среды неформального образования, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкукрен-тоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.

Список литературы:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010 года № Пр-271 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //standart.edu.ru/.

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //standart.edu.ru/.

3. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Минобрнауки России от 12 Мая 2011 г. N 03-296 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/05/12/ 68126/textpage/2/.

4. Концепция духовно-нравственного воспитания: проект / А.Я. Дани-люк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Прсвещение, 2009.

5. Григорьев Д.М. Внеурочная деятельность школьников / Д.М. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.