Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС'

Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CURRICULAR ACTIVITIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ADDITIONAL EDUCATION OF STUDENTS / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / FUTURE TEACHERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

В ФГОС начального, основного и среднего общего образования уделяется повышенное внимание организации внеурочной деятельности детей, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность детей тесно связана с дополнительным образованием и урочной работой. В статье описывается опыт подготовки будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHERS TO INTEGRATE CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF CHILDREN IN THE FSES

In the FSES initial, basic and secondary general education is being given increased attention to the organization of extracurricular activities of children, which is becoming an integral part of the educational process in the school. Extracurricular activities of children are closely linked with additional education and curricular work. The article describes the experience of preparing future teachers to integrate curricular and extracurricular activities of children.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС»

педагогические науки

И.К. Кондаурова

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИНТЕГРАЦИИ...

УДК 378.14.014.13

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС

© 2015

И.К. Кондаурова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания

Саратовский государственный университет, Саратов (Россия)

Аннотация. В ФГОС начального, основного и среднего общего образования уделяется повышенное внимание организации внеурочной деятельности детей, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность детей тесно связана с дополнительным образованием и урочной работой. В статье описывается опыт подготовки будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, интеграция, урочная деятельность, внеурочная деятельность, дополнительное образование школьников, будущие учителя, профессиональная деятельность.

Одним из основных положений реализации ФГОС начального, основного и среднего общего образования является занятость детей в школе не только во время уроков, но и во второй половине дня, которая предназначена для внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимают «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования ... Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.» [1].

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей: одна из основных организационных моделей внеурочной деятельности, согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г., № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (далее - письмо № 03-296), «опирается на преимущественное использование потенциала внутришколь-ного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей» [1].

Определение понятия «дополнительное образование» представлено в федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [2, с. 2]. Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ, дополнительное образование детей представляет собой часть подвида дополнительного образования (дополнительное образование детей и взрослых) [2, с. 17].

«Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС . направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ... общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ» [1].

Письмо № 03-296 [1] обращает внимание на преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. В этой связи особенно важно обеспечить интеграцию урочной и внеурочной деятельности детей, которая Карельский научный журнал. 2015. № 3(12)

предполагает: «взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности; органичную связь содержания урочной и внеурочной деятельности, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе; взаимосвязь общего и дополнительного образования; гибкий характер организации учебного процесса, включающий в себя формы и методы внеурочной деятельности детей, неформальные способы взаимодействия педагогов и учащихся; введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов; объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.)» [3, с. 69].

Для большинства учителей подобное расширение как видов профессиональной деятельности (методика организации внеурочной деятельности, интегрированной с деятельностью детей на уроках; преподавание в области дополнительного предметного образования), так и ее объектов (характеристика, задачи, содержание, формы, педагогические средства, организационные модели внеурочной деятельности и дополнительного предметного образования, интегрированных с урочной деятельностью детей) может быть сопряжено со значительными трудностями ввиду отсутствия или недостаточности необходимых знаний, умений, практического опыта. Исходя из вышеизложенного, становится актуальным формирование еще в условиях вуза готовности будущего учителя к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей. Центральным звеном такой подготовки на механико-математическом факультете ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» служат дисциплины «Методика обучения и воспитания (математике)» и «Дополнительное математическое образование школьников».

Особое внимание при подготовке учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей обращается на обучение будущих педагогов использованию разных форм интеграции средств учебной и внеучебной работы (занятия в разновозрастных группах; проектная деятельность учащихся; день свободного выбора и творчества; «Малая академия наук»; проблемно-тематический день и т. п.). Одна из наиболее интересных форм интеграции средств учебной и внеучебной работы - организация в школе проблемно-тематических дней. Главная цель проблемно-тематического дня - «сформировать у детей целостный, системный взгляд на окружающий мир, помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире. Основной идеей такого дня является выявление важной для детей проблемы, решение которой предполагает интеграцию всех или большинства областей знаний» [3, с. 74]. Чем полезен такой день ребенку? «Позволяет осознать следующее: взаимосвязь знаний, приобретаемых в школе, с проблемами, которые придется решать в жизни; взаимосвязь всех явлений окружающей среды и взаимосвязь всех учебных предметов; необходимость приобретать знания, чтобы решать жизненные проблемы; личную ответственность за принятие решений; важность и полезность обуче-

И.К. Кондаурова

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ИНТЕГРАЦИИ...

педагогические науки

ния в школе» [3, с. 74-75]. В качестве примера приведем проблемно-тематический день по математике «Как улучшить благосостояние семьи» (таблица 1) [3, с. 80].

Таблица 1 - Математика «Как улучшить благосостояние семьи»

Как показывает практика, подобная организация профессиональной подготовки будущих учителей не только обеспечивает овладение ими базовыми компетенциями, которые прописаны в стандарте и актуальны сегодня, но и создает определенный резерв профессионального опыта на будущее, тем самым расширяя возможности специалиста и обеспечивая его конкурентные преимущества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г., № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // Вестник образования. 2011. № 11.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013. 166 с.

3. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьни-

ков в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2014. 176 с.

Класс Тема Пояснение

5, 6 Праздничный обед: во сколько обойдется? Занятие-практикум (технология, математика)

6, 7 Сколько стоит электричество? Комбинированное занятие (технология, физика, математика)

7, 8 Расчет стоимости ремонта квартиры Занятие-проект (технология, математика, ИЗО)

8, 9 Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи Занятие-практикум (математика, экономика)

9, 10 Отпуск за рубежом Занятие-путешествие (математика, экономика, иностранный язык)

10, 11 Куда пойти учиться? Желания и возможности Занятие-проект (математика, экономика, география)

PREPARING FUTURE TEACHERS TO INTEGRATE CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF CHILDREN IN THE FSES

© 2015

I.K. Kondaurova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair of mathematics and methods of teaching

Saratov State University, Saratov (Russia)

Abstract. In the FSES initial, basic and secondary general education is being given increased attention to the organization of extracurricular activities of children, which is becoming an integral part of the educational process in the school. Extracurricular activities of children are closely linked with additional education and curricular work. The article describes the experience of preparing future teachers to integrate curricular and extracurricular activities of children.

Keywords: professional training, integration, curricular activities, extracurricular activities, additional education of students, future teachers, and professional activities.

14

Карельский научный журнал. 2015. № 3(12)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.