гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности.
3. Приложение № 2 к приказу ФСБ России от 14.04.2016 года № 253 с указанием инструкции по организации проверки уровня физической подготовки граждан, поступающих на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности.
4. Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-Ф3 (последняя редакция).
5. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 "Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации".
Определено, что повышению уровня физической подготовленности студентов на занятиях физической культурой и спортом в вузе способствовали следующие средства и методы:
- силовая подготовка - кроссфит, атлетическая гимнастика, комплексы специальных силовых упражнений (КСУ) (использовались методы круговой тренировки, повторный);
- развитие скоростных способностей - бег 100 м, бег 1000 м., бег 3000 м (для совершенствования быстроты и скоростной выносливости применяется интервальный и повторный методы);
- гибкость - гимнастика, стретчинг (используется повторный метод и методика постепенного повышения амплитуды движения);
- координация - комплексы гимнастических упражнений и акробатических элементов, спортивные игры (строго-регламентированного упражнения и повторный методы);
- выносливость - круговая тренировка, бег - 1000 м, 3000 м (повторный метод);
- развитие общей и специальной физической подготовленности, в том числе ППФП - челночный бег 10х10, волейбол, футбол, различные виды единоборств, прикладная гимнастика, армрестлинг, настольный теннис, шахматы.
Таким образом, эффективность использования вышеперечисленных средств и методов физического воспитания доказана динамикой уровня физической подготовленности студентов юридических вузов, принимающих участие в данном исследовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Моделирование методического обеспечения системы физической подготовки в высших военно-морских учебных заведениях / В.В. Миронов, В.Н. Красота, О.С. Зайцев, В.Н. Лавренчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020.№ 9(187). - С. 259-261.
REFERENCES:
1. Mironov, V.V., Krasota ,V.N. Zaitsev, O.S. and Lavrenchuk, V.N. (2020), "Modeling of methodological support of the system of physical training in higher naval educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9(187), pp. 259-261.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.05.2022
УДК 796.08.4
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Ольга Александровна Снимщикова, преподаватель, Римма Ивановна Ковтун, старший преподаватель Кубанский государственный технологический университет, Красно-
дар
Аннотация
В статье актуализируются вопросы важности создания условий проведения спортивных занятий для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высших учебных заведениях России. Дается анализ текущей ситуации и перспектив развития системы логико-смыслового и альтернативного высшего образования в России. Представлены первичные данные исследования, на основании которых формулируются выводы о необходимости создания условий для инклюзивного образования в России. Составлена программа по психологическому, эмоциональному сопровождению и сохранению энергоресурсов у участников проекта с альтернативными нагрузками для обеспечения физической активности. Целью проведенного анализа является обеспечение объективных условий для адаптированной образовательной программы. Разработана специальная методика для коррекции двигательных нарушений и улучшения функционального состояния. В ходе работы была изучена деятельность образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров. Социальным, научно -образовательным методом выявлена экспертная оценка всестороннего и целостного развития личности.
Ключевые слова: социальная адаптация, адаптивная физическая культура, адаптивное оборудование, ограниченные возможности здоровья, инвалидность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p374-379
SPECIFIC FEATURES OF THE ORGANIZATION OF CONDITIONS FOR CONDUCTING SPORTS FOR STUDENTS WITH DISABLED HEALTH
OPPORTUNITIES
Olga Aleksandrovna Snimshchikova, the teacher, Rimma Ivanovna Kovtun, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar
Abstract
The article actualizes the issues of the importance of creating conditions for sports activities for students with disabilities and disabilities in higher educational institutions of Russia. The analysis of the current situation and prospects for the development of the system of logical-semantic and alternative higher education in Russia is given. The primary data of the study are presented, on the basis of which conclusions are formulated about the need to create conditions for inclusive education in Russia. A program has been compiled for psychological, emotional support and conservation of energy resources for project participants with alternative loads to ensure physical activity. The purpose of the analysis is to provide objective conditions for an adapted educational program. A special technique has been developed to correct motor disorders and improve the functional state. In the course of the work, the activities of educational institutions of higher education and regional resource centers were studied. The social, scientific and educational method revealed an expert assessment of the comprehensive and holistic development of personality.
Keywords: social adaptation, adaptive physical culture, conditions for sports activities for people with disabilities, adaptive equipment, people with disabilities and disabilities.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, создание условий для успешного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья образовательных учреждений страны является одной из главных задач политики государства в сфере образования. Как заявляют многие авторы [1, 2, 3, 4], эта тема является актуальной в области спорта и физической подготовки обучающихся.
Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов в сентябре 2008 года, тем самым, выразив намерение стать государством-участником. В Конвенции впервые рассматриваются задачи реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возмож-
ностями здоровья. В Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвалидов на образование и принимают особые меры реализации этого права.
Основной задачей в этом направлении государство видит в создании такой системы образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья инвалидностью, в которой у них будет возможность обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных средних и высших учебных заведениях и в течение всего последующего времени они не испытывали бы чувства изоляции, неполноценности, не успешности и отсутствия перспектив.
ОБСУЖДЕНИЕ
Необходимо понимать, что в течение своей жизни человек с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с рядом различных препятствий на пути осознания себя в качестве полноценного гражданина с идентичными возможностями жизни в обществе наравне со всеми. Касаемо обучающихся по программам подготовки физической культуры [5], к подобным препятствиям можно отнести:
- отсутствие спортивного опыта в раннем возрасте, в зависимости от того, присутствует ли инвалидность с рождения или приобретена в течение жизни;
- невозможность участия в спортивных занятиях, соревнованиях и крупных спортивных мероприятиях из-за отсутствия соответствующих программ, учитывающих условия проведения для участников с ограниченными возможностями;
- отсутствие специализированных помещений для проведения занятий и соответствующего оборудования;
- ограничивающие психологические и социологические факторы, выражающиеся в отношении к исследуемой группе людей со стороны знакомых, преподавателей и т. д.
В связи с этим, возрастает актуальность создания условий для проведения занятий в различных направлениях для студентов с ОВЗ. Так, крайнюю важную роль в проведении занятий по физической культуре занимает метод адаптивной физической культуры. Рассмотрим этот метод подробнее.
Определение адаптивной физической культуры рассматривается как область физической культуры, в которую входит совокупность эффективных методов физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [8].
Физическая реабилитация наделена особыми задачами, у человека с особенностями, выраженными в физическом или психическом здоровье, она способствует формированию:
- осознанного отношения к своим силам, то есть формирует объективное осознание собственных имеющихся возможностей;
- способности к преодолению барьеров как физических, так и психологических, спорт формирует характер, учит дисциплине, помогает преодолевать трудности.
АФК, в первую очередь, характеризуется коррекционно-развивающим и оздоровительным направлением. Обучение двигательным действиям помогает освоить выполнение многих комплексных физических упражнений. В силу психологических особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья, им требуется больше времени для координации своих действий. Главным здесь является построение последовательного процесса изучения физических упражнений. Таким образом, практика физической реабилитации в целом помогает студенту преодолеть в дальнейшем какие-либо физические нагрузки, снимая с него ранние психологические, или по возможности, некоторые физические ограничения в последующих занятиях спортом.
В связи с этим, студентам и спортсменам с ограниченными возможностями требуется адаптивное оборудование для занятий спортом по трем разным группам:
- «перемещающее» оборудование, позволяющее перемещаться занимающемуся, который управляет и маневрирует с помощью оборудования;
- «обеспечивающее» оборудование, позволяющее не только перемещаться, но и совершать различные двигательные действия, необходимые в ходе деятельности;
- «фиксирующее» оборудование, в котором возможность перемещаться либо слишком мала, либо отсутствует в принципе, а двигательные действия направлены лишь на исполнение задачи в ходе деятельности. Пользуясь данным типом оборудования, необходимость контролировать управление средством совершенно не требуется.
Если в баскетболе гоночные коляски играют главную роль и используются в целях перемещения по полю игровой площадки, что позволяет совершать важные для игры действия: прием и передачу мяча, ведение мяча или бросок мяча в корзину, то в фехтовании кресло-коляска используется лишь для размещения спортсмена, а самое важное заключается в навыке владения оружием.
Помимо различного вида колясок, к адаптивному спортивному оборудованию следует также отнести: атлетические метательные рамы, костыли, протезы, ортопедические приспособления, или ортезы - которые создают гласные условия и необходимую подготовку для участия спортсмена с ограниченными возможностями здоровья в рамках спортивных занятий или мероприятий.
Однако содержание подобного адаптивного оборудования включает обязательное наличие подходящего помещения в здании, что может оказаться затруднительным для образовательных учреждений.
В рамках проведения спортивных занятий и мероприятий исследуемой группе людей необходимо предоставлять подготовленное оборудование, которое может варьироваться в зависимости от выбранной игры или вида спорта.
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2020/21 год, приведенным в таблице 1, количество обучающихся на начало учебного года по программам СПО доходит до 30 тыс. человек, ВУЗов - 28 тыс. студентов .
Однако по результатам исследований по адаптированным образовательным программам (АОП) на сегодняшний день проходят обучение только 8,41% студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [5].
Данная программа самостоятельно разрабатывается образовательными учреждениями с учетом государственных образовательных стандартов высшего образования федерального уровня. Малое количество обучающихся по адаптированным образовательным программам, вероятно, связан с отсутствием соответствующих условий для обучения студентов с ограниченными возможностями.
Определяется необходимость создания основ для адаптированной образовательной программы, в особенности по тем направлениям, которые чаще других выбирают лица с ограниченными возможностями и инвалидностью. При этом обеспеченность учебниками и учебно-методическими пособиями в соответствии с формой нозологии АОП представлена в 39,38% случаях.
В качестве основных этапов по психологическому сопровождению людей с ОВЗ на занятиях включают:
- анализ индивидуальных особенностей человека. Анализ предусматривает наблюдение, проведение психологических опросов, анкет и тестирований с целью выявление склонности участника к определенным видам деятельности, учет его темперамента, коммуникативных навыков и лидерских качеств и т.д.;
- планирование дальнейшей программы по психологическому сопровождению;
- отслеживание и учет динамики прохождения курса;
- проведение тестирования;
- ведение дневника самоконтроля.
Так, за основу применяют постулаты холистического подхода, и преобразования взаимосвязей, способствующих цельному и всестороннему развитию личности.
Таблица - Сведения об инвалидах-студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам (количество человек).
2017/2018 г. 2018/2019 г. 2019/2020 г. 2020/2021 г.
Образовательные программы среднего профессионального образования
Принято студентов 8287 8913 9759 9755
Численность студентов 22935 25004 27122 30041
Выпуск специалистов 4791 4968 5087 5235
Образовательные программы высшего образования
Принято студентов 6881 7487 7773 8763
Численность студентов 21757 22893 24773 28321
Выпуск специалистов 3214 3525 3853 3966
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из этого, в качестве решения актуальной проблемы мы предлагаем основные задачи программ психологического сопровождения для студентов с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по адаптивной физической культуры:
1. Формирование позитивной «Я-концепции» через создание благоприятной психологической среды: постоянная моральная поддержка, стимулирование к деятельности и самосовершенствованию.
2. Постепенное развитие личности, ее спортивного потенциала через формирование позитивного опыта в различных кризисных ситуациях. Такой результат возможно достичь, формируя «ситуации успеха» в особенности для участников с заниженной самооценкой.
3. Обучение теоретическим и практическим основам в области физической культуры, психоэмоционального состояния, отработка на практике.
ВЫВОДЫ
В результате проведенных исследований выявлена актуальность создания особых условий проведения физических занятий для студентов с ограниченными возможностями здоровья [6], а также составлена программа по психологическому сопровождению участников с ОВЗ на занятиях по физической культуре. Необходимо учитывать особенности образовательных методик, предоставления адаптивного оборудования для студентов -только таким образом удастся поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в обществе. Методически активные ресурсы проведения и традиционная система реабилитации, включающая упражнения на предметах, фитбол, дыхательные нагрузки в нормированной системе улучшает функциональное состояние. Так же отмечается ускорение по времени при выполнении тестов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инновационные модели социально-педагогического взаимодействия / Н.А. Агеева, В.Н. Еременко, О.А. Снимщикова, И.С. Ворошилова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 7-10.
2. Антропометрические показатели в системе отбора детей 11-12 лет в занятиях подводным плаванием / А.Р. Декусарова, О.А. Снимщикова, О.П. Десенко, Е.А. Козыренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 101-105.
3. Иванова Н. Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса : дис. ... канд. пед. наук / Иванова Наталья Геннадьевна. - Краснодар, 2006. - 205 с.
4. Иванова Н.Г. Формирование потребности в занятиях физической культурой как основной фактор повышения уровня физической подготовленности будущих специалистов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, И.С. Воронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 102-106.
5. Иванова Н.Г. Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям / Н.Г. Иванова, А.Ю. Лейбовский // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2012. - № 1. - С. 16-19.
6. Влияние среды проживания на показатели функционального состояния организма при физических нагрузках / О.А. Снимщикова, М.Н. Скидан, А.В. Савенко, Т.С. Давудов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 292-296.
REFERENCES
1. Ageeva, N.A., Eremenko, V.N., Snimshchikova, O.A. and Voroshilov, I.S. (2014), "Innovative models of socio-pedagogical interaction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (116), pp. 7-10.
2. Dekusarova, A.R., Snimshchikova, O.A., Desenko, O.P. and Kozyrenko, E.A. (2021), "An-thropometric indicators in the system of selection of children aged 11 -12 in diving lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.6 (196), pp. 101-105.
3. Ivanova, N. G. (2006), Differentiation of motor modes among children aged 10-12, taking into account the characteristics of the physical and psychophysiological status, dissertation, Krasnodar.
4. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N. and Voronin, I.S. (2021), "Formation of the need for physical education as the main factor in increasing the level of physical fitness of future specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F Lesgafta,, No. 1 (191), pp. 102-106.
5. Ivanova, N.G. and Leibovsky, A.Y. (2012), "Compliance of physical development, physical and functional preparedness of students of the first course of the Kuban State Technological University with the normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 1, pp. 16-19.
6. Snimshchikova, O.A., Skidan, M.N., Savenko, A.V. and Davudov, T.S. (2021), "Influence of the living environment on the indicators of the functional state of the body during physical exertion", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, № 6 (196), pp. 292-296.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.05.2022
УДК 796.08
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В СПОРТИВНУЮ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА
Александра Владимировна Соколова, старший преподаватель; Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск; Тамара Генриховна Селецкая, старший преподаватель, Антон Александрович Тихий, преподаватель, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток, Анжелика Сергеевна Вар-нина, старший преподаватель, Морской государственный университет им. адмирала
Г.И. Невельского, Владивосток
Аннотация
Осуществление физкультурно-спортивной работы в вузе в рамках учебного процесса и во внеучебное время представляет собой единый процесс физического воспитания. Цель работы заключалась в определении уровня вовлеченности студентов медицинского профиля в спортивную жизнь университета. Выявление количества занимающихся в спортивных секциях (по видам спорта). Участие обучающихся (%) в университетских, межуниверситетских, федеральных соревнованиях в период с 2015-2020 учебные года. Практическая значимость состоит в том, что материал статьи можно использовать при изучении вопросов отношения, мотивации студентов к учебно-тренировочным занятиям, уровню физической подготовленности студентов медицинских вузов.
Ключевые слова: студенты, спорт, медики, спортивная жизнь.