ЛИТЕРАТУРА
1. Блинков С.Н. Изменение показателей физического состояния сельских школьниц 7-17 лет разных соматотипов под воздействием двигательных режимов различной направленности / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, В.П. Косихин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 1 (119). - С. 42-48.
2. Влияние нагрузок различной направленности на функциональное состояние сердечнососудистой системы подростков, имеющих разную структуру моторики С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, А.А. Крылова, М.М. Мердеев // Экология человека. - 2006. - № 52. - С. 13-14.
3. Бунак В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. - Москва : Учпедгиз, 1941.- 368 с.
4. Зайцева В.В. Новый взгляд на старую проблему : конституция человека и физическое воспитание / В.В. Зайцева, В. Д. Сонькин, Г.Н. Маслова // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 3. - С. 54.
5. Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфо-функциональные типы : монография / С.П. Левушкин. - Ульяновск. - УИПКПРО. 2006. - 232 с.
6. Штефко В.Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штеф-ко, А. Д. Островский. - Москва-Ленинград : Гос. мед. издат., 1929. - 79 с.
REFERENCES
1. Blinkov, S.N., Levushkin S. P. and Kosikhin V.P., (2015), "Change of indicators of the physical condition of rural schoolgirls aged 7-17 years of different somatotypes under the influence of motor modes of different orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1, No119, pp. 4248.
2. Blinkov, S.N., Levushkin S.P., Krylova A.A. and Merdeev M.M. (2006), "Influence of loads of different orientation on the functional state of the cardiovascular system of adolescents with different motility structure", Human ecology, No. 52, pp. 13-14.
3. Bunak, V.V. (1941), Anthropometry, Uchpedgiz, Moscow.
4. Zaitseva, V.V., Sonkin, V.D. and Maslova, G.N. (1995), "A new look at an old problem: human constitution and physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, P. 54.
5. Levushkin, S.P., (2006), Physical training of schoolchildren aged 7-17 years with different morphofunctional types: monograph, Ulyanovsk.
6. Shtefko, V.G. and Ostrovsky, A.D. (1929), Schemes of clinical diagnostics of constitutional types, Medgiz, Мoscow- Leningrad.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2022
УДК 796.015.68
НЕСТАБИЛЬНОЕ ПОДДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СВЯЗИ С
ЭПИДЕМИЕЙ
Андрей Алексеевич Левченко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
В статье рассмотрена тема влияния пандемии на мотивацию к занятиям физической культурой. Обозначены цели и задачи в соответствии с проблематикой темы. Осуществлено анонимное анкетирование студентов вуза, опирающееся на неоднообразные взгляды по отношению к эффекту произведенному пандемией на стимул к занятиям физической культурой, стоит обозначить, что в работе не затрагивается спорт в общем понимании, а лишь как занятия физической культурой в юрисдикции высшего учебного учреждения. Значительная часть респондентов отмечает, что их физическая форма заметно ухудшилась в сравнении с той, которая поддерживалась физической нагрузкой до пандемии. Так что, следует отметить, что в настоящий период времени особое внимание стоит уделять изучению факторов, влияющих на нестабильный курс мотивации студентов по направлению к занятиям физической культурой, которые являются вакантными для изучения в двадцать первом веке, в связи с тем, что не напрямую, но косвенно, предопределяют здоровье и физи-
ческую состоятельность будущего поколения.
Ключевые слова: пандемия, мотивация, стимул к занятиям, физическая культура, физическая форма, физическая нагрузка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p270-274
UNSTABLE PHYSICAL ACTIVITY DUE TO THE EPIDEMIC
Andrey Alekseevich Levchenko, the senior teacher, Kuban State Technological University,
Krasnodar
Abstract
The article deals with the topic of the impact of the pandemic on the motivation for physical education. The author designated goals and objectives in accordance with the problems of the topic. The anonymous survey of university students was carried out, based on heterogeneous views in relation to the effect of the pandemic on the incentives to be engaged in physical education, it is worth noting that the article does not affect sports in the general sense, but only as physical education in the jurisdiction of the higher educational institution. The significant proportion of respondents note that their physical form has noticeably deteriorated compared to that which was maintained by physical activity before the pandemic. So, it should be noted that in the present period of time, special attention should be paid to the study of factors influencing the unstable course of students' motivation towards physical education, which are vacant for study in the twenty-first century.
Keywords: pandemic, motivation, incentive to exercise, physical culture, physical form, physical
activity.
ВВЕДЕНИЕ
Занятия физической культурой в высших учебных заведениях являются дисциплиной, не имеющей альтернатив, которая обеспечивает не мозговую нагрузку, связанную с напряженной интеллектуальной деятельностью, а поддерживает в форме и развивает физическое состояние студентов. Во время пандемии COVID-19 физическая культура оказалась одним из первых предметов подверженных переводу в дистанционный режим в связи с наибольшей концентрацией людей на площадь аудиторий и залов. Стоит отметить, что физическая культура в университетах, в сравнении с этой же дисциплиной в школах и колледжах, обеспечивает максимальный охват обучающихся, так как преподавательский состав имеет повышенный квалификационный уровень. Следовательно, и последствия изменения формы обучения более масштабны, нежели в средних учебных заведениях. Так, к примеру, они могут быть выражены в виде: утраты былого физического состояния студентов, из чего вытекает уменьшение проявления интереса к любым физическим нагрузкам, что в свою очередь влечет за собой исчезновение мотивации к учебе как таковой в целом. Именно поэтому, есть причины рассматривать изучаемую нами тему с точки зрения глобальных проблем.
Цель исследования заключается в том, как повлияла пандемия на мотивацию к занятиям физической культурой. Поставленная цель достигается решением нижеперечисленных задач:
Задачи исследования:
1. Выявить уровень физической активности студентов до перевода в дистанционный формат обучения, во время и после него.
2. Дать оценку физической активности студентов.
3. Порекомендовать студентам мотивационные действия по отношению к занятиям физической культуры, для повышения физической активности.
Установленные задачи находят свое решение в следующих методах: анализ литературы научно-методического типа, затрагивающей данную проблематику; обобщение полученных знаний; тестирование; наблюдение; математическая обработка полученных данных.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В Кубанском государственном технологическом университете было проведено анонимное анкетирование среди студентов разных групп по вопросам мотивации и физической активности в период пандемии и после неё. В ходе анкетирования участие приняли 176 респондентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анонимное анкетирование состояло из перечня вопросов, представленных в таблице.
Таблица - Вопросы анкетирования_
1. Как часто вы уделяли время занятиям спортом до пандемии СОУГО-19? 6. Насколько часто вы занимались спортом во время пандемии (в период самоизоляции)?
1) 6-7 раз в неделю; 2) 3-5 раз в неделю; 3) 1-2 раза в неделю; 4) 3-4 раза в месяц; 5) Не уделяю время спорту. 1) 3-5 раз в неделю; 2) 1-2 раза в неделю; 3) Не занимался.
2. Что является для вас стимулом к занятиям спортом? 7. Что вы можете сказать о своём физическом состоянии после пандемии (периода самоизоляции)?
1) Желание поддерживать хорошую физическую форму; 2) Поддержание общего здоровья организма; 3) Развитие выносливости и силы воли; 4) Психологическая разгрузка; 5) Новые знакомства. 1) Физическая форма стала лучше; 2) Физическая форма осталась прежней; 3) Физическая форма стала хуже.
3. Занимаетесь ли вы профессиональным, либо любительским видом спорта? 8. Что вы скажете о своей мотивации по отношению к спорту перед пандемией (периода самоизоляции)?
1) Да, занимаюсь; 2) Нет, не занимаюсь. 1) Присутствовало желание заниматься спортом; 2) Неопределенное отношение; 3) Отсутствовало желание заниматься спортом.
4. Как вы относитесь к здоровому образу жизни? 9. Что вы скажете о свой мотивации по отношению к спорту после пандемии (периода самоизоляции)?
1) Положительно; 2) Лояльно; 3) Негативно. 1) Есть желание заниматься спортом; 2) Неопределенное отношение; 3) Отсутствует желание заниматься спортом.
5. Занимались ли вы спортом во время пандемии (в период самоизоляции)? 10. Как повлияла пандемия (периода самоизоляции) на ваши спортивные достижения?
1) Да, занимался(-лась); 2) Нет, не занимался(-лась). 1) Мой спортивный потенциал увеличился; 2) Спортивный потенциал остался прежним; 3) Мой спортивный потенциал уменьшился.
На рисунке 1 можно проследить частоту занятия спортом студентов до пандемии СОУГО-19, который является результатом анализа данных, полученных по средствам проведенного анкетирования. По которому видно, что подавляющее количество студентов активно занимались спортом.
Число людей, отметивших, что стимулом к занятиям спортом для них является желание поддерживать хорошую физическую форму, оказалось подавляющим и составило 31,2%, для поддержания общего здоровья организма - 23,8%, развитие выносливости и силы воли - 15,9%, психологическая разгрузка - 18,8%, новые знакомства - 10,3%.
На вопрос о занятии спортом во время пандемии (периода самоизоляции), положительно ответили лишь 22,1% респондентов. Такие данные могут говорить лишь об одном, а именно, о том, что превосходящее количество студентов не имело физической нагрузки в период самоизоляции.
Если обратить внимание на ситуацию после пандемии (периода самоизоляции), когда студенты начали возвращаться к очной форме обучения, можно заметить, что подав-
ляющее большинство опрошенных, а это 76,1%, утверждают, что их спортивный потенциал потерял былой уровень, лишь 21% чувствует свои спортивные способности как и прежде, и только 2,9% говорят о том, что их спортивный потенциал возрос. Это напрямую связано с тем, что у многих из принявших участие в анкетировании, во время периода самоизоляции, не было возможности заниматься физической культурой и иными видами спорта в следствии упадка мотивации от сидячего образа жизни в стенах своих жилищ (ведь не многие имеют частные дома с выходом во двор), и также немаловажную роль сыграло неправильное распределение времени, которое могло быть подпитано апатией и замкнутостью в себе.
Разделяя мнение многих специалистов [2, 3, 5, 6] небезосновательно можно сказать, что снижение, или полное отсутствие физической нагрузки, приводит к разного рода заболеваниям, во избежание которых, стоит находиться в здоровой среде, уделять время спорту и физическим нагрузкам.
Анализируя данные рисунка 2 и приводя в сравнение промежутки времени до и после периода самоизоляции, просматривается положительная тенденция по отношению к занятиям спортом и физической культурой, что свидетельствует о понимании всей важности физической активности в жизни человека. Систематические занятия спортом обеспечивают студентам поддержание психологического равновесия, рациональное распределение своего рабочего и свободного времени, а также стабилизацию своей физической формы.
80 60 40 20 0
58,9
43,7 31
25,3 10,6
6-7 раз в 3-5 раз в 1-2 раза в3-4 раза в Не неделю неделю неделю месяц уделяю
время спорту
До периода После периода
самоизоляции самоизоляции
Присутствует желание заниматься Неопределенное отношение Отсутствует желание заниматься
Рисунок 1 - Частота занятия спортом до пандемии Рисунок 2 - Мотивация перед пандемией и после нее
ВЫВОДЫ
Таким образом, подводя итоги выше сказанному, приходим к выводу о том, что занятия спортом и физической культурой отражаются на уровне физической активности, для повышения которого необходим мотивационный толчок, пускай даже симулятивного характера, основанного на мнимом порыве устремления к цели, который будет гарантировать движение вперед. По нашему собственному мнению, и мнению коллег [1-6] для образования мотивации, необходимо создать потребность в занятиях физической культурой и спортом, что в тандеме с ведением здорового образа жизни приведет к желанному результату.
ЛИТЕРАТУРА
1. Роль физкультуры в жизни молодежи / В. Н. Еременко, О. В. Синько, Н. П. Федорова // Е-Бсю. - 2019. - № 6 (33). - С. 303-310.
2. Роль физической культуры в жизни человека / В. Н. Еременко, А. С. Медведева, А. А. Левченко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - том 8, № 3 (28). - С. 353-355.
3. Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов / В.Н. Еременко, Г.Е. Тюпенькова, В.А. Питкин, О.В. Синько, ЛН. Хамзина // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 35. - С. 59-62.
4. Влияние эпидемии на физическое и психологическое состояние людей / В. Н. Еременко, А. А. Левченко, О. В. Синько, Е. Н. Басов // "Филологические и социокультурные вопросы науки и образования": сборник материалов V международной научно-практической очно-заочной конференции. - Краснодар, 2020. - С. 881-888.
5. Особенности организации тренировочного процесса, влияющие на физическую подготовленность студентов / А.И. Кайшева, О.А. Снимщикова, О.П. Десенко, М.А. Кузнецова // "Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" № 12 (202). - 2021. - С. 166-169.
6. Комбинированная физическая активность для обеспечения здоровья и работоспособности / К.Г. Данилиди, О. А. Снимщикова, А. С. Ткач, О. А. Балацкая // "Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" № 12 (202). - 2021. - С. 119-123.
REFERENCES
1. Eremenko, V.N., Sinko, O.V. and Fedorova, N.P. (2019), "The role of physical education in the life of youth", E-Scio, No. 6 (33). - pp. 303-310.
2. Eremenko, V.N., Medvedeva, A.S. and Levchenko, A.A. (2019), "The role of physical culture in human life", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 8, No.3 (28), pp. 353-355.
3. Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E., Pitkin, V.A., Sinko, O.V. and Khamzina, L.N. (2018), "Increase of motivation for physical culture among students", Modern Pedagogical Education, No.35, pp. 59-62.
4. Eremenko, V.N., Levchenko, A.A., Sinko, O.V. and Basov, E.N. (2020), "The influence of the epidemic on the physical and psychological state of people", Philological and socio-cultural issues of science and education": collection of materials of the V international scientific and practical part-time conference, Krasnodar, pp. 881-888.
5. Kaisheva, A.I., Snimshchikova, O.A., Desenko, O.P. and Kuznetsova, M.A. (2021),"Features of the organization of the training process influencing the physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (202), pp. 166-169.
6. Danilidi, K.G., Snimshchikova, O.A., Tkach, A.S. and Balatskaya, O.A. (2021), "Combined physical activity to ensure health and performance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (202), pp. 119-123.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.02.2022
УДК 796.011.3
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Оксана Вячеславовна Мамонова, старший преподаватель, Вероника Александровна Жихорева, преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Москва
Аннотация
В проанализированной научно-методической и специальной литературе выявлено, что процесс физического воспитания со студентами с особыми образовательными потребностями (ООП) необходимо выстраивать с учётом специальных условий, которые призваны помочь обучающимся в получении ими высшего образования в т.ч. и в физическом воспитании. Созданная модель физического воспитания студентов с ООП с использованием средств оздоровительных систем и видов спорта с низкой интенсивностью, позволит расширить круг специальных образовательных программ, методов и форм обучения в целях сохранения и укрепления здоровья студентов с ООП.
Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, физическое воспитание, моделирование.