Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еременко Вера Николаевна, Гринченко Вячеслав Сергеевич, Дорошенко Виталий Викторович, Кулинченко О. Н.

В данной статье рассмотрен процесс социализации современной российской молодежи на занятиях по физической культуре и спорту. Определены и поставлены задачи, цели в соответствии с выявленной проблематикой. Исследован общетеоретический материал, проведено анонимное анкетирование студентов по вопросам влияния физической культуры и спорта на их социализацию. При математической обработке полученных данных было выявлено, что большинство респондентов понимают эффективность физической культуры и спорта, как фактора социализации. Посредством которого происходит гармоничное сочетание физического и духовного, нравственного и эстетического воспитания, что влияет на повышение уровня социальной зрелость занимающихся, улучшает состояние здоровья, совершенствует физическое развитие. Таким образом, следует отметить, что физическая культура и спорт играют огромную роль в формировании гармонично развитой личности современной российской молодежи. Выявление роли физической культуры в социализации личности было и остается предметом интенсивных исследований, прежде всего, с осмыслением сущности физического воспитания, а позднее и физической культуры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Еременко Вера Николаевна, Гринченко Вячеслав Сергеевич, Дорошенко Виталий Викторович, Кулинченко О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH

This article examines the process of socialization of modern Russian youth in physical education and sports classes. Tasks and goals have been defined and set in accordance with the identified problems. The general theoretical material is investigated, the anonymous survey of students on the influence of physical culture and sports on their socialization is conducted. Mathematical processing of the obtained data revealed that the majority of respondents understand the effectiveness of physical culture and sports as a factor of socialization. Through which there is harmonious combination of the physical and spiritual, moral and aesthetic education, which affects the increase in the level of social maturity of students, it improves health, and physical development. Thus, it should be noted that physical culture and sports play huge role in the formation of the harmoniously developed personality of the modern Russian youth. The identification of the role of physical culture in the socialization of personality has been and remains the subject of intensive research, primarily with understanding of the essence of physical education, and later physical culture as a whole.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

REFERENCES

1. Paradisis, G.P, Zacharogiannis, E, Mandila, D, Smirtiotou, A, Argeitaki, P. Cooke, C.B. (2014), "Multi-stage-20-m shuttle run fitness test, maximal oxygen uptake and velocity at maximal oxygen uptake", Journal of Human Kinetics, Vol. 41, Issue 1, pp. 81-87.

2. Vinogradov I. G. and Tokareva A.V. (2016), "Training of students with a low level of physical fitness to pass the TRP standards", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 47-51.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.10.2021

УДК 796.011.1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Вера Николаевна Еременко, старший преподаватель, Вячеслав Сергеевич Гринченко,

старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Виталий Викторович Дорошенко, заведующий кафедрой, Оксана Николаевна Куличенко, преподаватель, Кубанский государственный университет, Краснодар

Аннотация

В данной статье рассмотрен процесс социализации современной российской молодежи на занятиях по физической культуре и спорту. Определены и поставлены задачи, цели в соответствии с выявленной проблематикой. Исследован общетеоретический материал, проведено анонимное анкетирование студентов по вопросам влияния физической культуры и спорта на их социализацию. При математической обработке полученных данных было выявлено, что большинство респондентов понимают эффективность физической культуры и спорта, как фактора социализации. Посредством которого происходит гармоничное сочетание физического и духовного, нравственного и эстетического воспитания, что влияет на повышение уровня социальной зрелость занимающихся, улучшает состояние здоровья, совершенствует физическое развитие. Таким образом, следует отметить, что физическая культура и спорт играют огромную роль в формировании гармонично развитой личности современной российской молодежи. Выявление роли физической культуры в социализации личности было и остается предметом интенсивных исследований, прежде всего, с осмыслением сущности физического воспитания, а позднее и физической культуры в целом.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, современная российская молодежь, социализация, социальная адаптация, формирование личности, самовыражение, саморазвитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p117-122

PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF MODERN RUSSIAN YOUTH

Vera Nikolaevna Eremenko, the senior teacher, Vyacheslav Sergeevich Grinchenko, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Vitaly Viktorovich Doroshen-ko, department chair, Oksana Nikolaevna Kulichenko, the teacher, Kuban State University,

Krasnodar

Abstract

This article examines the process of socialization of modern Russian youth in physical education and sports classes. Tasks and goals have been defined and set in accordance with the identified problems. The general theoretical material is investigated, the anonymous survey of students on the influence of physical culture and sports on their socialization is conducted. Mathematical processing of the obtained data revealed that the majority of respondents understand the effectiveness of physical culture and sports as a factor of socialization. Through which there is harmonious combination of the physical and spiritual,

moral and aesthetic education, which affects the increase in the level of social maturity of students, it improves health, and physical development. Thus, it should be noted that physical culture and sports play huge role in the formation of the harmoniously developed personality of the modern Russian youth. The identification of the role of physical culture in the socialization of personality has been and remains the subject of intensive research, primarily with understanding of the essence of physical education, and later physical culture as a whole.

Keywords: physical culture, sports, modern Russian youth, socialization, social adaptation, personality formation, self-esteem, self-development.

ВВЕДЕНИЕ

21 век - век современных технологий. Большинство людей общаются через социальные сети, мессенджеры, используя свои мобильные телефоны, ноутбуки, компьютеры. Но не стоит забывать о том, что человек - это существо биосоциальное [5]. Кроме виртуального общения, человеку обязательно необходимо живое, реальное взаимодействие с людьми. Именно поэтому социализация является важной составляющей жизни каждого из нас. Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, включающего социальные нормы, знания, ценности, правила и т. п. Личность и общество взаимосвязаны друг с другом в процессе социализации: общество передает личности опыт и нормы, а она свою очередь усваивает их в зависимости от качеств. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей [7].

Рассмотрим влияние спорта и физической культуры на студентов, одной из наиболее многочисленных групп современной российской молодежи. Приходят учиться люди с разными интересами, ценностями, взглядами на жизнь, и становятся одной единой группой. Физическая культура наиболее благоприятная для всех выше перечисленных действий на занятии. Ведь именно на этой дисциплине происходит наиболее тесный контакт всех участников группы: командные игры, парные упражнения, взаимовыручка. Спорт является одним из важного фактора в формировании личности [3]. Проведенное исследование, показывающее результаты анкетирования среди учащихся разных курсов, позволяет определить, насколько занятия физической культурой влияют на социализацию студентов в обществе [8].

Результаты российских социологических исследований свидетельствуют о том, что спорт как социальный институт играет достаточно важную роль в процессе социализации современной российской молодежи [10].

Основой физической культуры служит принцип триединства двигательного, интеллектуального и социально-психологического формирования личности, представляющая возможность самореализации человека [2].

Цель исследования заключаются в изучении влияния занятий по физической культуре и спорту на социализацию современной российской молодежи. Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1. Рассмотреть отношение современной российской молодежи к физической культуре и спорту.

2. Оценить, эффективны ли физическая культура и спорт, как средство социализации студентов.

3. Выявить отношение студентов к занятиям физической культурой с помощью проведения опроса.

4. Выявить основные закономерности социализации современного студенчества в процессе физического воспитания.

5. Оценить вовлеченность молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом.

6. Обосновать значимость системы физического воспитания в вузе как социального института, в котором происходит процесс развития межличностных отношений.

Выше поставленные задачи решаются следующими теоретическими эмпирическими методами: анализ научно-методической литературы по выбранной проблематике, обобщение полученных знаний, тестирование и математическая обработка результатов.

Проявление процесса социализации и формирования здоровой личности [9] студентов средствами физической культуры представляет собой системное использование совокупности таких потенциальных возможностей процесса физического воспитания, которые способствуют созданию условий для инициирования и стремления к творческому самопознанию, самопреобразованию, духовному, нравственному и физическому самосовершенствованию личности, способной к успешной адаптации в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Было проведено анкетирование в Кубанском государственном технологическом университете среди студентов разных групп по вопросам социализации студентов на занятиях по физической культуре и спорту. В ходе анкетирования было опрошено 453 респондентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анонимное анкетирование включало в себя ниже представленные вопросы:

1. Укажите Ваш пол?

1) Женский. 2) Мужской.

2. Принимаете ли Вы участие в командных играх на занятиях физической культуры?

1) Да. 2) Нет. 3) Редко.

3. Тяжело ли Вам было завести дружеские отношения с группой?

1) Да. 2) Нет. 3) Скорее да, чем нет. 4) Скорее нет, чем да. 5) Затрудняюсь ответить.

4. Чем Вы обычно занимаетесь на парах по физкультуре?

1) Участвую в играх вместе со всеми. 2) Большую часть провожу и занимаюсь один. 3) Участвую в играх только с определенной группой людей.

5. Помогли ли Вам занятия по физкультуре стать с группой сплоченнее?

1) Да. 2) Нет. 3) Затрудняюсь ответить.

6. У Вас есть проблемы в общении?

1) Да, с друзьями. 2) Да, с родителями. 3) Да, с преподавателями. 4) Да, с одно-группниками. 5) Нет.

7. Влияют ли занятия по физкультуре на Ваши отношения с одногруппниками?

1) Да, мы стали больше общаться. 2) Никак не повлияли на наши отношения с одногруппниками. 3) Я осознанно не сближаюсь с одногруппниками.

8. Проще ли Вам найти общий язык с одногруппником, который является болельщиком того же спортивного клуба, что и Вы?

1) Да. 2) Это никак не взаимосвязано. 3) Не болею ни за какой спортивный клуб.

9. Что для Вас физкультура?

1) Быть здоровым и с фигурой. 2) Физическая подготовка к конкретной деятельности. 3) Образ жизни. 4) Пара в университете.

10. Ваша группа едина или Вы разбиты на отдельные компании?

1) Едина. 2) Разбита на компании. 3) Каждый сам за себя. 4) Я одиночка.

11. Открываются ли с новой стороны Ваши одногруппники на занятиях физкультуры? (в хорошем смысле).

1) Да. 2) Нет. 3) Не заметил/Не обращаю внимания.

12. Если бы Вы могли выбирать, то, сколько занятий физкультуры в неделю Вы бы выбрали?

1) Одно. 2) Два. 3) Три. 4) Как можно больше.

13. Занятия по физической культуре помогли Вам завести дружеские отношения в группе?

1) Да. 2) Нет. 3) Затрудняюсь ответить.

Из результатов опроса, представленных на рисунке 1, видно, что 69% студентов принимают участие в командных играх на учебных занятиях по физической культуре, 22% - редко, а 9% в свою очередь не принимают участие. Таким образом можно предположить, что большинство студентов проявляют социальную и физическую активность на занятиях, что очень важно для социализации так как в большинстве видов спорта мы имеем дело не просто с проявлением физических качеств, а с выражением положительных личностных качеств и силы сплоченности коллектива.

21,7%

8,9%

28,3%

69,4%

да нет ■ редко Рисунок 1 - Долевое содержание ответов студентов на вопрос «Принимаете ли Вы участие в командных играх на занятиях физической культуры?»

23,3%

38,9%

37,8%

да □ нет ■ затрудняюсь ответить Рисунок 3 - Долевое содержание ответов студентов на вопрос «Занятия по физической культуре помогли Вам завести дружеские отношения в группе?»

46,1%

25.6%)

да нет затрудняюсь ответить

Рисунок 2 - Долевое содержание ответов студентов на вопрос «Помогли ли Вам занятия по физкультуре стать с группой сплоченнее?»

Анализ ответов респондентов на следующий вопрос анкеты: «Помогли ли Вам занятия по физкультуре стать с группой сплоченнее?» наглядно представлен на рисунке 2. 46% опрошенных студентов считают, что занятия по физической культуре благотворно влияют на сплочение группы.

Анализируя рисунок 3, мы видим, что 38,9% респондентов смогли завести дружеские отношения в группе с помощью занятий по физической культуре.

Укажите Ваш пол? Тяжело ли Вам было завести дружеские отношения с группой? У Вас есть проблемы в общении? Влияют ли занятия по физкультуре на Ваши отношения с од-ногруппника-ми? Что для Вас физкультура? Ваша группа едина или Вы разбиты на отдельные компании? Открываются ли с новой стороны Ваши одногруппни-ки на занятиях физкультуры?

68,3% (мужской) 4,4% (да) 12,8% (да) 32,8% (да) 31,7 % ( пара в университете) 45% (едина) 26,1% (да)

31,7% ( женский) 67,8% (нет) 87,2% (нет) 65% (нет) 36,7% ( быть здоровым) 48,3% (разбита на компании) 22,2% (нет)

16,7% (скорее нет, чем да) 2,2% (я одиночка) 16,1 % (образ жизни) 4,4% (я одиночка) 51,7% (не заметил / не обращаю внимания)

10% (скорее да, чем нет) 15,6% (физ. подготовка к деятельности) 2,2% (каждый сам за себя)

1.1% (затрудняюсь ответить)

Мы можем наблюдать, что результаты проведенного исследования доказывают то, что физическая культура и спорт оказывает существенное влияние на процесс развития межличностных отношений [11, 12, 13]. Проанализировав итоги анкетирования, видно, что большинство студентов воспринимают важность физической культуры для здоровья человека, стараются вести здоровый образ жизни [11, 12, 13].

ВЫВОД

Выполнив все обозначенные задачи, мы можем сделать вывод, что физическая культура и спорт в жизни студента должны занимать одно из первых мест, так как они являются многофункциональным механизмом оздоровления людей, его самовыражения и развития с целью реализации его интеллектуальных, духовных и творческих способностей. Вовлеченность студента в физкультурно-спортивную жизнь вуза говорит о более высоком уровне сформированности его лучших личностных качеств и социальной зрелости. Таким образом, физическая культура и спорт с помощью своих специфических средств положительно влияют на процесс социализации личности студентов. Воздействуя на биологическую природу человека, перечисленные выше феномены способствуют формированию и его духовной сферы. Они используются как дополнительные средства воспитания таких качеств, как уверенность в себе, самостоятельность, независимость, активность, лидерские качества, которые являются в свою очередь достаточно важными в нашем современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорошенко В.В. Компетентность в области личностных качеств / В.В. Дорошенко // Материалы научной конференции, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2016. - С. 86-87.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. И. Евсеев. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс. - 2008. -383 с.

3. Еременко В.Н. Значимость занятий спортом в социализации личности / В.Н. Еременко, М.О. Сидлер, И. А. Третьяк // Лучшая студенческая статья: сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса. - Пенза, 2018. - Ч. 2. - С. 302-303.

4. Социализация человека с помощью занятий физической культурой и спортом / В.Н. Еременко, О.В. Синько, В.А. Питкин, А.А. Левченко // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: сборник материалов IV Международной научно-практической очно-заочной конференции. - Краснодар, 2019. - С. 1016-1021.

5. Лубышева Л.И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 4. - С. 94-101.

6. Лялюк А. В. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде: монография / А.В. Лялюк, Н.А. Синельникова, Н. Г. Иванова [и др.] ; под ред. А.В. Лялюк. -Краснодар : Изд-во Кубанского гос. техн. ун-та. - 2018. - 210 с.

7. Реан А.А. Психология личности : Социализация, поведение, общение / А.А. Реан. -Санкт-Петербург. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 407 с.

8. Социализация студентов через занятия физической культурой / О.В. Синько, В.Н. Еременко, Т.В. Тихомирова, Н.А. Агеева, Д.Д. Амеличкина// Филологические и социокультурные вопросы науки и образования : сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2018. - С. 461-465.

9. Хузина Г. К. Значимость занятий физической культуры в социализации личности / Г.К. Хузина, Э.Р. Низамова // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2021г.: Белгород : Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. - С. 105-107.

10. Чупров В.И. Социология молодежи / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок. - Москва : НОРМА : ИНФРА-М. - 2011. - 335 с.

11. Лейбовский А.Ю. Мотивы и потребности студентов Кубанского государственного технологического университета в различных видах двигательной активности на занятиях по физической культуре (по результатам анкетного опроса) / А.Ю. Лейбовский, Н.Г. Иванова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 41-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Иванова Н.Г. Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям / Н. Г. Иванова, А. Ю. Лейбовский // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2012. - № 1. - С. 16-19.

13. Лейбовский А.Ю. Динамика показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов Кубанского государственного технологического университета и соответствие исследуемых параметров нормативным требованиям / А. Ю. Лейбовский, Н. Г. Иванова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 3. - С. 59-64.

REFERENCES

1. Doroshenko, V.V. (2016), "Competence in the field of personal qualities", Materials of the scientific conference, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, pp. 8687.

2. Evseev, Y.I. (2008), Physical culture: textbook for students of higher educational institutions, Phenix, Rostov-on-don.

3. Eremenko, V.N., Sidler, M.O. and Tretyak, I.A. (2018), "The importance of sports in the socialization of personality", The best student article: collection of articles of the XIII International Scientific and Practical Competition, Penza, pp. 302-303.

4. Eremenko, V.N., Sinko, O.V., Pitkin, V.A. and Levchenko, A.A. (2019), "Socialization of a person with the help of physical culture and sports", Philological and socio-cultural issues of science and education: collection of materials of the IV International scientific and practical intramural conference, Krasnodar, pp. 1016-1021.

5. Lubysheva, L.I. and Mochenov, V.P. (2015), "A new conceptual approach to the modern understanding of the social nature of sports", Theory and practice of physics. culture, No. 4, pp. 94-101.

6. Lyalyuk, A.V., Sinelnikova, N.A., Ivanova, et al (2018), Formation of a safe and healthy lifestyle in an educational environment: monograph, Krasnodar.

7. Rean, A.A.. (2004), Psychology of personality: Socialization, behavior, communication, Prime-EUROZNAK, St. Petersburg.

8. Sinko, O.V., Eremenko, V.N., Tikhomirova, T.V., Ageeva, N.A. and Amelichkina, D.D. (2018), "Socialization of students through physical culture classes", Philological and socio-cultural issues of science and education: collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 461-465.

9. Khuzina G. K. and Nizamova E. R. (2021), "The Significance of physical culture in the socialization of the person", Science in the context of a pandemic: the transformation of communication strategy: collection of scientific works on materials of the International scientific-practical conference, Agency advanced research, Belgorod, pp. 105-107.

10. Chuprov, V. I. and Zubok, J. A. (2011), Sociology of youth, NORMA, INFRA-M, Moscow.

11. Leibovsky, A. Y. and Ivanova, N.G. (2011), "Motives and needs of students of the Kuban State University of Technology for various types of motor activity in physical education classes (based on the results of the questionnaire)", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 41-44.

12. Ivanova, N.G. and Leibovsky, A.Y. (2012), "Compliance of physical development, physical and functional preparedness of students of the first course of the Kuban State Technological University with the normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 1, pp. 16-19.

13. Leibovsky A.Y. and Ivanova N.G. (2012), "Dynamics of physical development, physical and functional preparedness of students of the Kuban State University of Technology and compliance of the researched parameters with normative requirements", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 59-64.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.